Александра , мученица коринфская, 6 ноября. Александр , (мужественный, отгоняющий муж, помогающий, греч ) муч. римский, из 7 сынов св. Филицытаты , 25 янв. Александр ,муч. африканский, 10 апр. Александр , еп. иерусалимский, 12 дек. Александр иерей, муч. памфилийский, 16 марта. Александр , муч. киликийский, 20 мая. Александр муч. и с ним другий тогож имени с Агапием, 15 марта. Александр , муч. антиохийский, 28 сент. Александр , из 10 мучч., 1 авг. Александр , муч. остийский, 11 авг. Александр , еп. команский, 12 авг. Александр , муч. селунский, 9 ноября. Александр римлянин, муч. дризипарский, 13 мая. Александр , муч. пиндский, 13 марта. Александр воин и Антонина девица, 10 июня. Александр , из числа 40 мучч. севастийских, 9 марта. Александр , из числа 45 мучч. никопольских, 10 июня. Александр воин, мучч. египетский, 9 июля. Александр , патриарх цареградский, 30 авг. Александр св., 7 июля. Александр еп., 22 окт. Александр преп, первоначальник обители неусыпающих, 23 февр. и 3 июля. Александр невский, великий князь, 23 ноября и 30 августа. Александр пр., игумен куштский, 9 июня. Александр , пр. свирский, 30 авг. Алексий (помощник, греч.) преп., человек Божий, 17 марта. Алексий , муч. цареградский, 9 авг. Алексий , митрополит московский, 12 февр. и 5 окт. Алим (Ахим) маккавей, 1 авг. Алипий (беспечальцый, греч.), столпник адрианопольский (в Пафлогонии), 26 ноября. Алипий иконописец, преп. печерский, 17 авг. Алла мученица, из 26 мучч. готфских, 26 марта. Алфей (перемена, евр.) ап. (вне 70), 26 мая. Алфей , муч. кесарийский, 18 ноября. Алфей, муч. антиохийский в Писидии, 28 сент. Алфий , муч. италийский, 10 мая. Амвросий (бессмертный, божественный, греч.), еп. медиоланский, 7 дек. Аммоний , муч. антиохийский, 4 сент. Аммон или Аммун , (егип. или греч. песчаный, см. Лекс. Александра) преп. нитрийекий, 4 окт. Аммун диакон, муч. ираклийский с 40 девами постницами, 1 сент. Аммун или Аммон , преп. нитрийский, 4 окт. Амонит , муч. меиитинский, 7 ноября. Амос (тяжесть, крепость, евр.), пророк, 15 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В начале нашей эры здешний Вавилон стал важным центром христианства, чему способствовала также близость к Святой Земле. Предание гласит, что ученики Христа разошлись в разные страны, чтобы проповедовать новое учение. Апостол Марк, автор одного из четырех Евангелий, был послан в Египет. Крестив эту языческую страну, он в 63 году принял мученическую смерть в Александрии. Толпа, избивая, тащила его по мостовой, пока святой не умер. Копты считают Марка своим первым патриархом. Нетрудно представить, каким ударом для христиан Египта стала кража в VIII веке мощей апостола итальянскими купцами, которые перевезли их в Венецию. Только в наши дни благодаря содействию коптского патриарха Кирилла VI и папы Римского Павла VI часть мощей была возвращена обратно в Египет. В кафедральном соборе святого Марка в Каире хранится беломраморный гроб, в котором и покоятся мощи апостола. Уже к III веку благодаря успешной проповеди Марка Евангелиста, распространению монашества и тесным связям со Святой Землей учение Христа стало внушительной силой, распространившейся по всей стране. Власти языческого Рима усматривали в христианстве опасного соперника, способного подорвать его контроль над богатой африканской провинцией. Первые систематические гонения против коптов-христиан начались в правление императора Деция (около 250 г.) Указ его требовал от всех граждан империи демонстрации приверженности языческому культу в присутствии специальной комиссии. Отказавшихся заключали в темницы, казнили, отрубая голову, отдавали на растерзание диким зверям. Гонения, породившие несметный сонм мучеников, среди которых наиболее известны святые Екатерина, Варвара, Мина, Меркурий (Абу Сефейн), продолжались вплоть до легализации христианства императором Константином в 324 году. Гонения оставили настолько глубокий след в памяти коптов, что свою Церковь они нередко называют " церковью мучеников " , а летоисчисление ведут с 284 года, когда на престол взошел наиболее жестокий мучитель Диоклетиан. Гул улиц увлекает подобно бурлящему горному потоку. Мимо, отчаянно сигналя и предлагая подвезти, то и дело проносятся покрытые разноцветной арабской вязью желтые такси и белые микроавтобусы. Темнокожие " кондукторы " последних, свесившись из окна рядом с водителем до пояса, пытаются при этом ухватить вас чуть ли не руками. Да, это не Москва , с ее вечными очередями на автобусных остановках. Здесь не пассажир гоняется за водителем, а наоборот. Узкие улочки Старого города наполнены невообразимой смесью запахов пряностей, кальяна и жареного мяса, доносящегося из многочисленных забегаловок. Под сводами этих заведений мужская половина населения за неспешными разговорами проводит большую часть своей жизни. Ветхие кварталы, требующие капитального ремонта, наверное, последние полтысячи лет, поражают своей откровенной убогостью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

И учение это, составляющее предмет нашего рассуждения, имеет полное ручательство своего божественного происхождения. Между тем истина вечности мучений есть одна из тех откровенных истин, против которых человеческий разум вооружается с замечательным упорством. Враги ее составляют собою, можно сказать, непрерывную цепь, начало κοторой от нашего времени восходит к самым первым векам христианства; при этом вместо богооткровенной истины, преподаваемой церковью, одни из них истощаются в усилиях доказать мнение о так называемом апокатастасисе, впервые среди ученых христиан ясно высказанное писателями известной в истории христианской церкви и науки александрийской школы, другие – мнение, высказанное апологетом III-ro века, Арновием африканским. Изложить историю названных мнений и особенно выяснить положительные пункты церковного учения, раскрытые отцами и учителями церкви в борьбе с этими мнениями, и составляет задачу настоящего исследования. Глава 1-я Учение о так называемом апокатастасисе 9 , по которому оскверненные грехами души будут терпеть различные перемены, пока, очистившись от своих скверн, не возвратятся к первоначальному состоянию чистоты и не сделаются участницами блаженства, по своему началу восходит к первому веку христианства и приписывается гностикам-пантеистам, во главе Марка, ученика Валентинова 10 . Возникновение его в первые времена христианства обыкновенно поставляют в причинную связь с существовавшим у некоторых первых христиан представлением об аде, как о каком-то спасительном учреждении, где заключенным узникам проповедуется Евангелие с целью их обращения. И в самом деле, об этом веровании мы находим свидетельство у бл. Августина 11 . В основание его полагали слова ап. Петра: о немже (духом) и сущим в темнице духовом сошед проповеда ( 1Пет. 3:19 ), которые истолковывались в том смысле, что будто Иисус Христос во время низшествия Своего во ад, равным образом и апостолы после своей смерти обращались к заключенным там христианам и язычникам с проповедью покаяния 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

12) Бароний, лето 198. ч. 1–2: «Воста не малое разнствие в церкви Божией о дни празднства пасхи. К сему вина бяху неции еретицы, иже и сим церковь Божию терзаху и разделяху. Того ради собрашася епископи в разных странах на соборы местныя и согласишася на сие вся церкви и восточныя, да бы в неделю по полноте перваго месяца, сиесть марта, праздновали Пасху, а не Иудейски четвертагонадесять дне, по зачатии сего месяца, в кий либо день случится. Едини епископи Асии меншия; ихже глава бе Пиликрат, сопротивишася, глаголюше: яко от древле еще от апостолов, со иудеи купно сей день праздноваша и празднуют, и сего предания оставити не могут... Виктор видя иных всех церквей великое согласие, а единых Асийских епископов упорных, клятве предаде их и от соединения и общения церкве святыя отсече. Сей клятве мнози противу сташа, якоже Ириней святый Лугдунский епископ, и зело поношаху Виктору о сем, яко толь многих епископов дерзнул от церкве отлучити, ихже, прежде его бывшии папы, не отлучаху ради онаго стерпимаго разнствия, мира и любве общия не разрываху». 13) Там же, лето 258, ч. 3, 4 и 8: «Велие искушение и буря на церковь Божию воста имже, аки некиим трясением земли, зело поколебася во многих и великих церковных лицах. Вина сего бяху еретики катафриги или монтанисты, иже отторгшихся от церкви паки крещаху, ни во чтоже вменяюще оное крещение, еже у православных прияша (сиеже и новатиане творяху). Мнози такожде епископи еретическое крещение уничтожаху, и тех, иже у них крестишася, новым крещением очищати начаша... Во Африце Киприан крепко при том стояше, имея образец о том Агриппина бывшаго прежде его, и собор его, якоже выше сказася, и соизволение всех своих епископов во Африце... Един Стефан с церковию римскою всем сим церквам восточным и африканским противу стал, держась некоего предания апостольскаго, предаяше клятве иже тако творяху... Обаче Киприан и прочии его епископи, не тако при своем мнении стояху, дабы сих иже им не согласуют, проклинали... To известно, яко со Стефаном и его наследником Сикстом мир сохрани и соединение, и в нем мученический венец прия».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

15 . Известно, например, с каким рвением Златоуст критиковал Сократа и Платона, стоиков и эпикурейцев и других известных греческих философов. Он не только не приводил их в качестве поддержки даже одного евангельского учения, хотя некоторые их отдельные изречения были схожи с евангельскими, но он их презирал и отвергал как вредных и пагубных для души. 16 . Но не так [поступали] неправославные церковные учителя, не так. Вместо этого они, боящиеся мира и имеющие слабую веру в Евангелие, начали призывать в помощь эллинскую философию, азиатско-африканские мистерии и естественные науки, чтобы доказать истинность Христова Откровения. Так возникли разные противоположные школы в еретических церквах. Одни с опорой на Платона, другие – на Аристотеля, третьи на стоиков, четвертые – на Плотина, пятые на сирийские, иранские и египетские баснословные мистерии, шестые – на индийскую теософию и другие виды оккультизма и так далее. В новое время некоторые из этих школ стали всецело полагаться на естественные науки, которые они считают менее мифологизированными, чем восточные религиозные мистерии. 17 . Так Веельзевул призван на помощь Христу и так демонология вовлечена в еретическую христианскую теологию как ее опора и основание! Результатом было то, что Христос в глазах еретиков все меньше выглядел как Бог и все больше, как человек, пока, наконец, нечестивый Арий не дошел до триумфа в этих еретических сборищах. 18 . Впрочем, и о демонах не следует в данном отношении говорить неправду. Потому что даже они признавали в лице Господа Иисуса Христа высшее, небесное и божественное бытие, признавали гораздо больше, чем многие еретические богословы неправославных церквей. Смотри, разве не кричали бесы: «Иисус, Сын Божий!» или: «Сын Бога Всевышнего!»? Разве не признавали они, говоря: «Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» ( Мк.1:24 )? Не написано ли: «И духи нечистые, когда видели Его, падали перед Ним и кричали: Ты Сын Божий. А Он запрещал бесам, чтобы не делали Его известным» ( Мк.3:11–12 ). 19 . О, благоукрашенный мир, не возмущен ли и ты? Не стряхнешь ли с главы своей звездный венец от мучения при виде того, как люди стали слепее демонов и неразумнее сынов ада?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   ...И их образ действий не какая-нибудь новость. В Церкви всегда процветал обычай, что чем боголюбивее был кто, тем решительнее выступал против новых вымыслов. Такими примерами полна вся история. Но, чтобы не пускаться вдаль, мы возьмем один какой-нибудь...    Некогда почтенной памяти Агриппин, епископ карфагенский, вопреки Священному Писанию, вопреки правилу веры всей Церкви, вопреки мнению всех других пастырей, вопреки обычаю и уставам предков, первый из всех смертных придумал, что надобно перекрещивать. Высокоумие это наделало столько зла, что не только всем еретикам послужило образцом к поруганию святыни, но и некоторым из православных дало повод к заблуждению.    Тогда против новости этой восстали все повсюду и все во всех странах пастыри Церкви, с свойственным каждому из них усердием, отклонили ее от себя. Тогда же противостал ей предстоятель апостольской кафедры, блаженной памяти папа Стефан,.. В письме, посланном тогда в Африку, он постановил: ничего не должно вводить нового, кроме того, что предано. Святой и мудрый муж понимал, что непременным условием благочестия служит правило, чтобы, как отцы во что верили, так верой запечатлели бы то же самое и дети; что наш долг — не религию вести, куда бы захотели, а следовать, куда она нас ведет; и что скромности и достоинству христианина свойственно не свое передавать потомкам, а сохранять для них принятое от предков.    Какой же был тогда исход всего дела?    Какой другой, кроме обыкновенного и всегдашнего! Древность была удержана, а новизна отвергнута... Какое влияние имел сам собор Африканский, впоследствии подтвердивший то нововведение? По милости Божией, никакого: все как сновидение, как басня, как нелепость, было затем отброшено, попрано, уничтожено.    И — какой дивный оборот дел! — изобретатели того мнения признаются православными, а последователи — еретиками, учители разрешены, а ученики осуждены, писатели сочинений в оправдание его будут сынами царства, а защитники их подвергнутся геенне.    В самом деле, кто будет так безумен, и усомнится в том, что светило всех святых, всех епископов, всех мучеников, блаженнейший Киприан, и прочие его споспешники будут вечно царствовать со Христом? Или кто, напротив, так нечестив, что станет отрицать, что донатисты и прочие заразители, в оправдание перекрещивания ссылающиеся на авторитет того собора, будут гореть в неугасимом пламени вместе с диаволом? Мне кажется, что такой исход дела по вдохновению Божию состоялся особенно ввиду коварства того рода людей, которые, замышляя пустить в ход свою ересь под чужим именем, берут большей частью малоизвестное сочинение какого-нибудь древнего мужа, по неясности своей как будто благоприятствующее их учению, чтобы таким образом показать, что то, что они проповедуют, что бы там ни было, проповедуют не они первые и не они одни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4102...

А что вина всех этих несчастий заключается в грехе, об этом редко кто подумает. Когда человек, вследствие тяжких и нераскаянных грехов, оставил Бога, то и Бог оставляет его; тогда злой дух овладевает всем сердцем грешника и делает последнего несчастным. А мучение совести – разве это малое наказание нераскаянного грешника? Голос совести, как бы ни старались заглушить его, нигде не дает покоя грешнику, и на нем исполняется слово пророка Исайи: безбожным несть мира (ср.: Ис. 57, 21 ). Но все эти наказания, как бы они ни были тяжки, со смертью человека прекратятся. Но что же ожидает нераскаянного грешника после смерти? Страшно даже сказать: вечные мучения в вечном неугасимом, геенском огне, уготованном диаволу и ангелам его. Аще не обратитеся, говорил Иисус Христос упорным иудеям, и не покаетпеся, вси погибнете (ср.: Лк. 13, 3 ). В пояснение вышесказанного расскажем такую повесть. «В городе Карфагене африканском жил некий муж-воин, именем Таксиот. Жизнь проводил он нерадиво, много грешил. Случилось в то время в Карфагене начаться эпидемии одной заразной болезни, от которой умирало много народу. Страшась смерти, Таксиот раскаялся в своих грехах и переселился из города в селение. Но здесь он впал в грех прелюбодеяния с женою одного земледельца и через несколько дней после того умер от укуса змеи. Погребли его в близлежащем монастыре. Вскоре после его погребения в монастыре услышали страшный крик из гроба: «Помилуйте меня! помилуйте меня!» Откопав гроб, иноки, к великому удивлению своему, нашли Таксиота живым и всего в слезах. Стали расспрашивать его о том, что с ним случилось, но он ничего не говорил, а только просил отвести его к епископу Тарасию. В течение трех дней Таксиот не мог прийти в себя и лишь на четвертый день рассказал о происшедшем с ним. «Отцы и братия, – начал свой рассказ воин Таксиот, – когда я умирал, видел пред собой страшных муринов (бесов); увидел также двух светлых юношей (Ангелов), которые, взяв мою душу, понесли ее мимо разных мытарств, где истязают души умерших во грехах, и сколько грехов, столько и мытарств; на каждом из них бесы представляли мои грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Архиепископы и патриархи Сербские с начала 13 до второй половины 18 века». «Прав.Обозрен.» 1868. «Максим, Патриарх Константинопольский». «Прав.Обозрен.» 1868. «Церковный и политический быт сербов и валахов в Австрийских землях с 9 века до настоящего времени». «Журн.Мин.Нар.Просв.» 1870, кн.10. «Христианство в Северной Аравии». «Прав.Обозрен.» 1870. Очерки истории православно-греческой Церкви на острове Сицилии. «Прав.Обозрен.» 1871, кн.6. «Очерки жизни Феопемта, митрополита Филадельфийского». «Странник», 1872. «Епископ Симеон Концаревич». По румынским источникам. «Странник», 1872. «Митрополия острова Родоса в эпоху владычества ордена св. Иоанна Иерусалимского». «Прав.Обозрен.» 1872. «Состояние Церкви в Африке в эпоху владычества вандалов». «Христ.Чтен.» 1873, m.I. «История Северо-Африканской Церкви с 534 до конца ее существования».· «Христ.Чтен.» 1873, m.III. «Очерк жизни и деятельности Каллиста Патриарха Константинопольского.» «Прав.Обозрен.» 1873. «Готская епархия в Крыму». «Журнал.Мин.Нар.Просвещ.» 1873. «Записки о мученичестве св.Арафы и других с ним в г.Негране». «Странник» 1873. «По поводу вопроса об Афонском монастыре св.Пантелеймона». СПБ, 1876. «Греческая церковь на острове Крите в период венецианского владычества XIII-XVII веков». «Прав.Обозрен.» 1876, август. «О жизни и сочинениях Иосифа Вриенния , Патриарха Константинопольского». «Прав.Обозрен.» 1879· «Несколько страниц из истории христианства в Персии». «Христ.Чтен.» 188I, m.I, 5–6. « Николай Мефонский ». «Христ.Чтен.» 1882, T.II. «Христ.Чтен.» 1883, m.I. Лесков Н.С. «Поповская чехарда». «Истор.Вестн.» m.XI, февраль, стр.291.· «Макарий Мгнезийский». «Христ.Чтен.» 1883, m.I. «Описание одного рукописного греческого сборника Синайского монастыря»· «Христ.Чтен.» 1884, m.II, 7–8. «Феофан Керамево», архп. Тавромийский X В. – проповедник». «Христ.Чтен.» 1884. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные от Рождества Христова до 1898 года. Изд. Ι-e СПБ, 1869–1871. Изд. 3–е СПБ, 1900. Выдержала 4 издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В защиту православного учения о двух естествах и волях в Богочеловеке, нашем Спасителе, вместе с Софронием патриархом иерусалимским, Мартином, папою римским, и другими святителями, мужественно выступает и простой инок Максим, впоследствии исповедник и мученик. Переходя по разным местам Александрии, в Кипре, в Константинополе, в разных провинциях Малой Азии, всюду он сильным словом своим утверждал православных в вере, прося и умоляя их неизменно хранить благое наследие веры, и с дерзновением исповедовать ее душой и устами. В таких благотворных для православной Церкви подвигах пр. Максим провел около семи лет от 633 до 640 г. В этом году он прибыл в Африку. Сами епископы африканские охотно поставляли себя в число учеников его, не смотря на то, что он был простой монах. «Рассуждая с ними, он утверждал их в вере, наставлял и вразумлял их, как опровергать лжеумствования еретиков; возбуждал в народе мужество, исполнял его духом ревности. Все привлекались к нему как бы некою силою» 7 . Следствием сего общего доверия и любви к нему было то, что ересь монофелитская потерпела в Африке решительное поражение. Епископы, по убеждению и под руководством преп. Максима, созвали, каждый в своей области, соборы и торжественно прокляли ересь. Прожив в Африке около пяти лет (640–645), в это время он не преставал поражать монофелитскую ересь и на Востоке своими посланиями. В этих посланиях в полном свете является твердая, несокрушимая преданность Максима вере отцов, и его отеческая заботливость о предохранении православных от еретических учений. «Ни в чем не изменим вере; с верою отцов, при содействии их молитв, переселимся из этой жизни; эту веру – чистую, чуждую всякой ереси, предоставим Богу вместо всякой заслуги», так убеждал он в одном из этих посланий. Последним славным делом преп. Максима в Африке было публичное прение о вере с отставленным патриархом константинопольским Пирром, преемником главного распространителя ереси патриарха Сергия. Изгнанный из Константинополя по подозрениям, выставляющим очень невыгодно его поведение, он бежал в Африку, и здесь также распространял свои заблуждения; но в лице преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

В карфагенской церкви со времен Тертуллиана традиционно не признавали действительность крещения у еретиков и раскольников, не находящихся в общении с кафолической Церковью 681 . Эта практика была одобрена на большом соборе Африканских и Нумидийских епископов, проходившем под председательством еп. Агриппина ок. 220 г., и подтверждена соборами 255–256 гг. под председательством свт. Киприана, который направил по этому поводу послание Римскому папе Стефану, придерживавшемуся другой традиции – принимать еретиков через возложение рук, чем им сообщался Святой Дух 682 . Папа Стефан (254–256 гг.) ответил в резком тоне, усмотрев в действиях Африканских епископов новшество, противоречащее церковному Преданию, и пригрозив свт. Киприану отлучением. Епископ Александрийский Дионисий также решительно возражал против перекрещивания еретиков, крещеных во имя Св. Троицы 683 . Но свт. Киприан остался при своем мнении, и на соборе 1 сентября 256 г. африканские епископы высказались в его поддержку. Спор между епископами Карфагена и Рима по этому вопросу приобретал все более острые формы 684 , но ему положило конец новое гонение. В начале 257 г. император Валериан издал новый указ против христиан, согласно которому христианам запрещалось собираться на кладбищах, а члены клира должны были принести жертвы языческим богам. В августе 258 г. последовал новый указ, предписывавший казнить епископов и клириков, упорствующих в своей вере. Первым принял мученическую кончину папа Стефан. 30 августа 257 г. свт. Киприан был арестован, допрошен проконсулом Патерном (Paternus) и выслан из Карфагена в г. Керубис (Curubis) 685 . Через год, в августе 258 г., по приказу проконсула Галерия Максима святитель вернулся в Карфаген и был заключен под домашний арест 686 . 14 сентября 258 г. свт. Киприан был еще раз допрошен и после того как решительно отказался принести жертвы, был публично обезглавлен 687 . Так свт. Киприан Карфагенский стал первым африканским епископом-мучеником 688 , слава и почитание которого быстро распространилась по всей вселенной 689 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010