15 . Преподобный Афанасий пустынник, «зовомый железный посох», подвизался на месте, где потом был основан череповецкий Воскресенский монастырь и где теперь Воскресенский собор в Череповце. 16 . Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы, в 30 верстах от Твери, где ныне село Тутань. Память его местно чтится 26 января. 17 . Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря, в 10 верстах от города Мосальска (Калужской губернии). По преданию, преподобный Сергий благословил Ферапонта иконой Успения Богоматери. Ферапонт пришел с ней в окрестности нынешнего погоста Боровенска. Утружденный от пути, он лег под тенью одного из вековых деревьев, поставив на нем образ. Но, проснувшись, не нашел его на своем месте. Долго искал он икону и наконец нашел в лесной чаще, на одной сосне. До трех раз повторялось чудесное исчезновение иконы и обретение ее в одном и том же месте. Преподобный принял это событие за указание, что Пресвятая Богородица благоволила избрать сие место для обители, и поселился тут. Скоро собрались около него любители отшельничества, и обитель основалась. Год кончины преподобного Ферапонта неизвестен. Святая икона Успения Богоматери и поныне стоит в церкви Боровенского погоста. 18 . Преподобный Савва Сторожевский, по кончине преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие шесть лет управлял лаврой преподобного Сергия. Памятником его попечений об обители преподобного Сергия служит источник, изведенный его молитвами и поныне называемый Саввиным (близ церкви Воскресения Христова в Кокуеве). По желанию звенигородского князя Юрия Дцмитриевича в 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы, в котором и почил 3 декабря 1406 года. 19 . Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий, родом из галицких дворян Амосовых, почти до самой кончины преподобного Сергия жил в его обители, а потом поселился в глухом лесу у железных рудников, в 30 верстах от Галича.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Кондак, глас 4 Христа ради юродством воздушная мытарства на руках ангельских неприкосновенно прешед, царскаго достигл еси престола и от Царя всех Христа Бога дар прием благодать исцелений, многими бо чудесы твоими и знамением страшным удивил еси град твой Великий Устюг: людем твоим милость испросив, миро от честнаго образа Пресвятыя Богородицы молитвою извел еси и недужным подал еси цельбы. Тем же молим тя, чудоносче Прокопие: моли Христа Бога непрестанно подати грехов наших прощение. Сведения о преподобных отцах наших Афанасии и Феодосии Череповецких 8 Память их празднуется месяца июля в 5-й день, месяца сентября в 25-й день и месяца ноября в 26-й день † 1392 Ученики преподобного Серия Радонежского чудотворца, отшельники – Афанасий, по прозванию Железный Посох, и Феодосий поселились в Новгородском краю на Череповском урочище, в весьма красивой местности, при впадении речки Ягорбы в реку Шексну, среди непроходимых дремучих лесов. Там поставили они церковь в честь Святой Троицы и устроили Воскресенский Череповский монастырь, который был разорен до основания во время нашествия Литвы, а потому не сохранилось сведений о блаженных его основателях, кроме одной надписи на вкладной книге 1568 г.: «Сия книга святой обители Воскресения Христова и Живоначальныя Троицы и начальников преподобных отец наших Феодосия и Афанасия». Обитель упразднена в 1764 г., а монастырская слобода и ближнее село Феодосьево в 1780 г. обращены в уездный город Череповец. В соборном храме погребены преподобные Афанасий и Феодосий. Память их 25 сентября (Строев, «Списки Иерархов», стр. 83. Рассказы из Ист. Р. Ц., стр. 200). Тропарь и Кондак общие. Дополнительные сведения Галкин А. Наследие Череповецкого монастыря//София 50 . Новгород. 1998. С. 32–35. Уездный город Новгородской губернии Череповец (ныне – крупнейший город Вологодской области), так же как Кириллов и Тихвин, возник из подмонастырского поселения. В годы, близкие явлению Тихвинской иконы Богоматери (1383) и основанию Кирилло-Белозерского монастыря (1397), здесь, на высоком мысу Шексны, при впадении в нее речки Ягорбы, начал строиться мужской монастырь. Окрестные места были известны как «Череповесь». По одной из версий, основа этого топонима восходит к слову «череп » в значении «возвышенного места». Так что подобный холм близ Иерусалима, Голгофа, возможно, одноименен Череповцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

иконы, митрополит Афанасий, митрополит Симон, Ростовский архиепископ Феодор, племянник прп. Сергия, митрополит Петр, который, по словам новгородской летописи, «извыче иконному художеству» и которому приписываются две существующие доселе иконы – Успения и Петровской Богоматери в московском Успенском соборе. Засим существует множество древних известий об иконописной деятельности архимандритов и игуменов, например, Исайи, архимандрита череповецкого Воскресенского монастыря, и Адриана, вологодского игумена; простых монахов, каковы Алимпий Печерский, Григорий Печерский, Иларион, монах Новоспасского монастыря, священников – придворных, городских и сельских, диаконов и низших клириков. При дворах патриархов, архиепископов и епископов, равно как и при монастырях, существовали издревле иконописцы и иконописные школы, которые, по самому положению своему, должны были находиться под непосредственным надзором духовной власти. Факты эти показывают, что русские иерархи и духовенство не только прилагали заботы об иконописании, но и были нередко знатоками его и компетентными ценителями. Вот почему Стоглав и предоставляет высший надзор за иконописанием иерархической власти. Но независимо от названной компетенции иерархов, надзор их имел еще иные цели. В жизни иконописцев того времени бывали нередко такие случаи, когда мастера по родству или по другим побуждениям аттестовали с хорошей стороны дурных учеников, выставляя в качестве образцов их работ чужие произведения. Поэтому Стоглав возлагает на епископов обязанность строго преследовать подобные неблаговидные поступки, тщательно исследовать обман, виновников обмана отдавать под запрещение, а ученикам, аттестованным несправедливо, запрещать на будущее время заниматься иконописным делом. Бывали, без сомнения, и противоположные случаи, когда мастера по низким побуждениям, хотя бы, например, ввиду того, чтобы талантливые ученики не предвосхитили чести самих мастеров, скрывали таланты таковых учеников и отзывались неодобрительно об их работах. Бывали, наконец, и такие случаи, когда мастера скрывали от учеников некоторые из своих познаний. То, что подобное ремесленное отношение к делу имело место в практике наших иконописцев, подтверждается некоторыми статьями сохранившихся до нас иконописных подлинников XVII–XVIII вв.; здесь по местам встречаются советы не открывать ученикам некоторых секретов техники, например, сусальное золото творить единому без людей, а главные статьи о том, как составлять полимент, клеить и левкасить дерево и делать подпуск под золото, пишутся иногда латинскими буквами и даже тарабарщиной. Некоторые из археологов догадываются даже, что в подлинниках, при описании рецептов для составления красок и др. составов, иногда специально указывались не те элементы и пропорции, какие действительно требовались.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Нетленные мощи ее, по свидетельству Второй Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 года близ каменной церкви в честь святых Флора и Лавра. Архиепископ Новгородский Леонид с собором духовенства предал их торжественному погребению в этом храме. В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырехлетний сын подъячего Богдана Суворова. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. На этой иконе вверху изображена Святая София – Ипостасная Премудрость Божия с предстоящими Богоматерию и Иоанном Предтечею. В первом ряду изображены святители: Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука; во втором ряду святители: Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Антоний; преподобные – Варлаам Хутынский, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Александр Свирский ; в третьем ряду преподобные: Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Столобенский, Арсений Коневский, Никодим Кожеезерский, Ефрем Новоторжский, Антоний Римлянин, Антоний Сийский; в четвертом ряду преподобные: Антоний Леохновский, Ефрем Перекомский, Варлаам Шенкурский, Сергий и Герман Валаамские, Евфросин Синоезерский; святой князь Владимир, святая княгиня Анна; блаженные Феодор, Христа ради юродивый, и Николай Качанов; в пятом ряду святые: Арсений Новгородский, Афанасий Череповецкий, Корнилий Палеостровский, Антоний Дымский, Ксенофонт Робейский, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы; в шестом ряду изображены лики святых: Мартирий Зеленецкий, Феофил и Иаков Омучские, Кирилл Челмский, князь Феодор, князь Мстислав, Иоанн и Лонгин Яренгские, Диодор Юрьегорский, Елеазар Анзерский, Макарий Оредский, Артемий Веркольский, Иаков и Иоанн Менюжские и праведная Гликерия. Литература: 1 . Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Месяц май. Чернигов, 1863. 2 . Димитрий (Самбикин) , архиепископ, Месяцеслов святых. Май. Тамбов, 1878. 3 . Полное собрание житий святых Православной Греко-Российской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Древняя несохранившаяся вкладная книга Воскресенского монастыря 1568 года сообщает следующие сведения: “Сия книга Святыя обители Воскресенья Христова и Святыя Живоначальныя Троицы, и святых преподобных чудотворцев Сергия и Никона, и начальников святыя обители сия, преподобных отец наших Феодосия и Офонасья...”. Имя преподобного Феодосия поставлено здесь первым, что, возможно, свидетельствует о его ктиторском и духовном приоритете. Надпись продолжается далее: “Лета 7076 г. — М. X.] месяца сентября Воскресенский архимандрит Макарей, поговоря со священницы и старци, со всею братьею, сия книги уложил вкладные братции и служни и всех православных крестьян, приходящих во святую обитель сию, и хто даст вкладу денег или хлеба, или лошадей, или какие животины ни буди Воскресенью Христову в дом и Святой Живоначальной Троицы и преподобных святых чудотворец Сергию и Никону, Феодосью и Офонасью. А похочет хто за свой вклад постричись у Воскресенья Христова ино его за тот его вклад постричи и кельи ему дата монастырския, и упокоити его, как и прочую братию...”. Церковная память преподобному Афанасию творится 18 июля и 26 ноября, а общее молитвенное воспоминание обоих преподобных отмечается 25 сентября. После основателей монастыря известны и имена их преемников-строителей Мардария, Харитона, Адриана. В 1449 году впервые упоминается архимандрит Геннадий. С этого времени и до 1707 года обителью управляли архимандриты. Очевидно, что Воскресенский Череповецкий монастырь получил архимандрию на 200 лет раньше именитого Кирилло-Белозерского монастыря. Это было связано с тем, что он считался домовым митрополичьим, а также обладал определенными земельными владениями. В лице архимандрита требовался администратор, судья и защитник монастырских крестьян и вотчин в силу данных ему льгот и привилегий. Во многих хозяйственных монастырских документах архимандрит именовался “властелином”, что давало ему определенные почести при богослужении, лишь в деталях отличавшиеся от епископских. Довольно высокой в XV — начале XVII века была духовная жизнь монастыря. Многие иноки достигали духовного подвига великою ценою поста, молитвы, бдения, послушания и смирения. В числе постриженников Череповецкого монастыря известны имена преподобного Сергия Шухтовского, проповедника христианства среди саамов, основателя Покровского монастыря в Череповецкой волости (ныне деревня Покров Череповецкого района), и преподобного Севастиана Сохотского и Пошехонского — основателя Спасской пустыни в Водожской волости (ныне деревня Сохоть Пошехонского района Ярославской области). Оба инока, сиявшие святостью и чистотою жизни, почитаются как святые и чудотворцы. В первой половине XV века “на Череповец” подвизался и преподобный Макарий Унженский, много странствовавший по обителям. По преданию, ссора его с настоятелем монастыря послужила поводом к уходу преподобного Макария из обители.

http://sobory.ru/article/?object=00242

В северной части Вологодского края благовествовали иноки Спасо-Каменного монастыря. Здесь же возле Кубенского озера, но уже в XIV веке был основан Никольский монастырь преподобным Феодором Ростовским, племянником святого Сергия. Он занимался обращением чуди, живущей в тех местах. В южных пределах Вологодского края подвизались, основывали монастыри и проповедовали христианство такие ученики и собеседники Радонежского игумена, как Павел и Сильвестр Обнорские (соответственно – Троицкий и Воскресенский монастыри на реке Обноре), Сергий Муромский (Спасо-Преображенский монастырь), Дмитрий Прилуцкий. Последний основал сначала пустынь, живя среди язычников и распространяя христианскую веру, а затем – Спасо-Прилуцкий монастырь близ Вологды. Иноки Троице-Сергиевой обители – Федосий и Афанасий – основали Воскресенский Череповецкий монастырь. Наряду с преподобным Сергием духовным отцом другой группы монастырей стал преподобный Кирилл Белозерский (†1427г.). В 1393г. Кирилл основал свой монастырь на берегу Белого озера. Во время голода по его молитве был чудесным образом умножен хлеб для окрестных жителей- язычников. Святой Кирилл воспитал целую плеяду основателей новых монастырей, и еще при его жизни Белозерский монастырь стал духовным центром, вокруг которого появилось много малых пустыней. В тех же местах подвизался еще один ученик преподобного Сергия – Ферапонт, основавший Ферапонтов Рождественско-Белозерский монастырь. Кириллов и Ферапонтов монастыри стали значительными центрами миссионерской деятельности и духовного просвещения этого края. Из Кириллова монастыря вышли Савватий Соловецкий, Мартин Белозерский, Александр Ошевенский, Корнилий Комельский. Ученики последнего в конце XV – начале XVI века основали много новых обителей на Севере Руси, рассеянных на огромной территории от Вологды до Белого моря. Наиболее известные из них – это монастыри, основанные Филиппом Иренским, Геннадием Костромским и Кириллом Новозерским. Таким образом, монастырская колонизация верхнего Заволжья в XIV и XV вв, связана с деятельностью четырех групп подвижников – Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Корнилия Комельского и иноков Спасо-Каменного монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

По летописи, 1572 года июня 14 дня в Новгороде у церкви святых Флора и Лавра обретены нетленными мощи святой девицы Гликерии, скончавшейся за 50 лет перед тем; это была дочь старосты Легощинской улицы Пантелеймона; архиепископом Леонидом и собором духовен­ства мощи положены были в самом храме. В тот же день получил ис­целение при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова 798 . Память праведницы местно чтится мая 13 дня 799 . Праведница изображена на старинном образе Новгородских чу­дотворцев, который ныне находится в ризнице Черниговской кафедры. Образ – достойный внимания! Вверху – святая София с предстоя­щими Богоматерью и Предтечею. В первом ряду: «Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лу­ка»; во втором ряду: «Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Анто­ний (святители), Варлаам (Хутынский), Савва (Вишерский), Михаил (Клопский), Александр (Свирский)». В 3 ряду: «Александр (Оше- венский), Зосима и Савватий (Соловецкие), Нил (Столобенский), Арсений (Коневский), Никодим (Кожеезерский), Ефрем (Новоторж- ский), Антоний (Римлянин), Антоний (Сийский)». В 4 ряду: «Анто­ний (Леохновский), Ефрем (Перекомский), Варлаам (Шенкурский), Серий и Герман (Валаамские), Евфросин (Синозерский), Владимир (князь), Анна (княгиня), Феодор (юродивый), Николай (юродивый)». В 5 ряду: «Арсений (Новгородский), Афанасий (Череповецкий), Кор­нилий (Палеостровский), Антоний (Дымский), Ксенофонт (Робей- ский), Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий (Алфановы)». В 6 ряду: «Мартирий (Зеленецкий), Феофил и Иаков (Омучские), Кирилл (Челмогорский), Феодор (князь), Мстислав (князь), Иоанн Логгин (Яренгский), Диодор (Юрьегорский), Елеазар (Анзерский), Макарий (Оредежский), Артемий (Веркольский), Иаков и Иоанн (Менюжские), Гликерия». Святого Сергия исповедника, скончавшегося в изгнании при им­ператоре Феофиле (829–842). Он известен как песнописец и описатель событий от времен Копронима до Михаила Заики. День четырнадцатый. Празднование в честь Ярославской Иконы Божией Матери

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Адрес: Россия, Вологодская область, г. Великий Устюг, ул. Набережная, 57 Телефоны: 8-817-38-2-18-62 (храм); 8921-231-80-27 (настоятель: прот. Димитрий Фомин); тел/факс - 8-817-38-2-01-80 (канцелярия) Сайт: http://difo1975.cerkov.ru/ Собор Воскресения Христова (Устье) [ править править код ] Собор Воскресения Христова (Николая Чудотворца) - обширный двухэтажный храм в стиле классицизма, сооружённый в 1820-1836 годах по образцу Воскресенского собора Вологды. На Воскресенском погосте с. Устье находится храм, двухэтажный, теплый в честь святителя Николая Мир Ликийских, чудотворца, построенный в 1820-1836 годах. План и фасад его были взяты с теплого кафедрального Вологодского собора (бывшая Картинная галерея). На первом этаже престол освящен в честь иконы Божией Матери Иерусалимская, иконостас был одноярусный. На втором - в честь святителя Николая Мир Ликийских, чудотворца, иконостас был двухярусный, резной, мелкой работы. Главной святыней была почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери на серебряной доске с частицами святых мощей угодников Божиих. Адрес: Россия, Вологодская область, Усть-Кубинский район, с. Устье, улица Пролетарская, 3 Телефон : +7 (921) 232-57-06 Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких [ править править код ] Храм Рождества Христова (Череповец) [ править править код ] Храм Рождества Христова был построен и освящен в 1789 году. В 30-е годы ХХ века был разрушен. 21 сентября 1991 года по благословению Высокопреосвященнейшего Михаила (Мудьюгина), архиепископа Вологодского и Великоустюжского, была совершена закладка первого камня в основание нового храма. Первоначально деревянный храм в честь святителя Николая был построен в конце 16 века. Второй придел деревянного храма был посвящен Троице Живоначальной. К концу 18 века деревянный храм обветшал, и в 1780 году был разобран. Новая церковь, посвященная Рождеству Христову, с приделами свт. Николая и Троицы Живоначальной, была построена и освящена в 1789 году. Адрес: г. Череповец, ул. Парковая, д.1

http://azbyka.ru/palomnik/Вологодская_об...

Архиерейское Воскресенское подворье (Череповец) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Строительство Воскресенского храма началось в январе 1752 года как собора Череповецкого Воскресенского монастыря. В феврале 1756 года храм был освящён во честь Воскресения Христова. Главная святыня собора - мощи преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких (XIV в.), под спудом. Содержание История [ править править код ] Строительство храма началось в январе 1752 года как собора Череповецкого Воскресенского монастыря. В феврале 1756 храм был освящён во честь Воскресения Христова. В 1764 году Воскресенский монастырь был упразднен, соборный храм обращен в приходскую церковь, а в 1780 году - в городской собор. К 1851 году храм был расписан местными художниками. Первоначальный вид храма, как внутри, так и снаружи, довольно сильно отличался от современного. Впервые генеральная реконструкция храма была приурочена к столетию в 1855-1856 годах. Так, была полностью заменена пришедшая в негодность крыша. В результате чего, храм стал несколько ниже. Тогда же были почти вдвое увеличены оконные проёмы, которые первоначально были квадратными с круглыми просветами вверху. В 1884 году с западной стороны устроена каменная пристройка с приделом в честь прп. Филиппа Ирапского. В 1923 году храм был захвачен обновленцами. В 1933 году власти закрыли храм. Убранство было разграблено, главы снесены, ограда уничтожена. В годы войны в соборе была устроена слесарная мастерская, в которой ремонтировали авиационные двигатели. Для удобства транспортировки моторов в храм были проложены рельсы... 21 августа 1946 года было получено разрешение на открытие Воскресенской церкви в городе Череповце. 14 октября 1946 года Череповецкий горисполком передал " здание одноэтажной каменной Воскресенской церкви " верующим в пользование. Оригинальный иконостас собора безвозвратно утрачен, современный иконостас был перенесён из закрытой в 1946 году церкви Воскресения Христова в селе Степановское, неподалёку от Череповца.

http://azbyka.ru/palomnik/Архиерейское_В...

16-17 июня состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Вологодскую митрополию 18 июня 2018 г. 10:51 16-17 июня 2018 года состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в  Вологодскую митрополию . В поездке Святейшего Владыку сопровождали управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  архиепископ Солнечногорский Сергий . Визит начался с посещения Череповецкой епархии . 16 июня, по прибытии в город Череповец, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию на площади перед городским кафедральным собором в честь преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких. По окончании Литургии Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом . После богослужения Святейший Владыка посетил храм святой великомученицы Варвары, покровительницы всех горняков, на призаводской площади Фосфорного комплекса АО «Апатит» череповецкого химического кластера компании «ФосАгро». Затем Предстоятель Русской Церкви ознакомился с деятельностью интерактивно-познавательного центра «Зеленая планета» в Череповце. Святейший Патриарх Кирилл также совершил закладку Екатерининского храма на территории АО «Апатит» в Череповце. В тот же день Святейший Владыка посетил Кирилло-Белозерский монастырь, где вознес молитву на месте погребения основателя обители преподобного Кирилла и  обратился со словом к насельникам монастыря, жителям города Кириллова и паломникам.  Затем Святейший Патриарх Кирилл прибыл на Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь», расположенное на территории исторического Ферапонтова Белозерского Богородице-Рождественского монастыря. Предстоятель посетил храм прп. Мартиниана и поклонился честным мощам второго основателя Ферапонтова монастыря, а затем обратился со словом  к собравшимся у храма верующим. Далее Святейший Владыка направился в Богородице-Рождественский собор Ферапонтова монастыря, где осмотрел всемирно известные фрески Дионисия, а также музейную экспозицию в трапезной палате собора, посвященную истории обители.

http://patriarchia.ru/db/text/5222892.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010