Новосвященный храм в Москве возведен компанией «ФосАгро» в рамках возрождения традиции строительства заводских церквей. Сооружение храмов в местах работы и отдыха сотрудников компания «ФосАгро» осуществляет по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2016 года. В августе 2016 года в ходе Первосвятительского визита в Мурманскую митрополию совершил освящение креста и закладного камня в основание православного храма в честь святой великомученицы Варвары на одном из рудников горно-обогатительного комбината группы «ФосАгро». Этот храм стал первым, построенным на предприятиях компании. К настоящему моменту построены 11 храмов: В ближайшее время в санатории-профилактории «Тирвас» в г. Кировск Мурманской области начнется строительство храма в честь святого Лазаря. Прихожанами этих храмов в настоящее время являются более 20 тысяч человек. Храмы любимы и посещаемы как работниками компании, так и жителями городов, в которых они постороены, и соседних населенных пунктов. К настоящему моменту в призаводских храмах прошли обряд крещения 1435 человек. Поддержка Русской Православной Церкви в восстановлении и строительстве храмов как в России, так и за рубежом, открытии воскресных школ, организации паломничеств — одно из главных направлений благотворительной деятельности ПАО «ФосАгро» и семьи Гурьевых. При поддержке компании построены: храмовый комплекс с кафедральным собором Афанасия и Феодосия Череповецких в Череповце Вологодской области, церковь Спаса Неруктворенного Образа Господа Иисуса Христа в Кировске Мурманской области. Отреставрирован Свято-Троицкий храм в городе Балаково Саратовской области (восстановлена надвратная мозаичная икона Святой Троицы). Компания выделила средства на восстановление объектов духовного наследия Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. Поддержку со стороны «ФосАгро» получают Почаевская лавра и Киево-Печерская лавра на Украине. Компания оказывает постоянную помощь храмам и монастырям города Москвы, Московской, Мурманской и Вологодской областях.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

В XII в. в Вологде был основан Герасимов во имя Св. Троицы мон-рь, в XIII в.- Спасо-Каменный мон-рь на Кубенском оз. Наиболее раннее сообщение о постройке храмов в Вологде относится к 15 авг. 1303 г., когда Новгородский еп. св. Феоктист в присутствии владимирского вел. кн. Андрея Александровича освятил храм во имя Пресв. Богородицы. В XIV-XV вв. трудами учеников прп. Сергия Радонежского и выходцев из Троице-Сергиева мон-ря преподобных Кирилла , Ферапонта и Мартиниана Белозерских , Афанасия и Феодосия Череповецких , Димитрия Прилуцкого , Дионисия Глушицкого , Сергия Нуромского , Павла Обнорского и др. в Вологодском крае были основаны многочисленные мон-ри. Их деятельность активно поддерживали местные удельные князья (ростовские и ярославские - потомки блгв. кн. Константина Всеволодовича , родственники московских вел. князей), чьи владения располагались к югу и востоку от Вологды. Устюг впервые упоминается в 1178 г., в XII в. в городе были основаны Иоанна Предтечи и великоустюжский во имя арх. Михаила мон-ри. До кон. XV в. территория совр. В. о. входила в Новгородскую и Ростовскую епархии . В 1492 г. Вологда была передана из Новгородской епархии в Великопермскую, в 1658 г. к Вологодской епархии от Ростовской присоединились Устюжский и Тотемский уезды (см. в ст. Вологодская и Великоустюжская епархия ). В наст. время границы В. о. совпадают с границами Вологодской и Великоустюжской епархии. К кон. 2004 г. в епархии действовали 105 приходов, 4 мон-ря (3 муж. и 1 жен.). Н. А. Дойникова, А. В. Камкин, А. В. Кузьмин Первая проповедь старообрядчества на территории края связана с деятельностью Иоанна Неронова , сосланного в 1653 г. в Спасо-Каменный, затем в 1665-1666 гг. в Спасо-Прилуцкий мон-рь и оставившего после себя учеников. Ок. 1670 г. П. Осипов, крестьянин д. Рупосовой Комельской вол. Вологодского у., вместе с женой проповедовал «старую веру» в близлежащей дер. Сычёвой, вотчине Спасо-Прилуцкого мон-ря; в нояб. 1685 г. 55 крестьян сожгли себя в избе Осипова. Под влиянием Выголексинского общежительства в 40-х гг. XVIII в. сформировались центры старообрядчества в Белозерье и Чаронде, старообрядцы из Пошехонья переселялись в район р. Шексны, нижнего течения Суды и г. Грязовца (здесь в 1786 жили более 400 старообрядцев, в 1771 произошло самосожжение 15 чел.). Отдельные группы последователей «старой веры» в сер. XVIII в. известны в Тиксненской вол. Тотемского у. и на Кокшеньге (здесь произошло самосожжение в 1727), а также в ряде волостей Вологодского у.

http://pravenc.ru/text/155165.html

Череповецкая епархия впервые была образованна в 1924 г. В Череповецкую епархию в 1935 г. входили приходы Череповецкого, Кирилловского, Белозерского и ряда других районов. В ходе Большого террора органы НКВД фальсифицировали раскрытие на территории епархии «контрреволюционной повстанческой организации церковников». По делу этой придуманной организации в Ленинграде 9 октября 1937 г. было расстреляно 100 человек — священнослужителей, монахинь и мирян. С образованием Вологодской области (23 сентября 1937 г.), в которую вошли районы, составлявшие Череповецкую епархию, в Вологде 31 октября 1937 года была создана Тройка при областном управлении НКВД, которая завершила уничтожение духовенства Череповецкой епархии. После 1937 года кафедра не замещалась. Упразднена официально в 1943 году при изменении епархиального устройства. 23 октября 2014 г. Священный Синод Русской Православной Церкви вновь учредил Череповецкую епархию и включил ее в состав новообразованной Вологодской митрополии. На момент образования епархии в 2014 г. было 40 священнослужителей и  23 прихода. На данный момент в епархии 68 священнослужителей, 29 монашествующих, 88 приходов. Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких 8 октября 2006 г. в Макаринской роще на месте предполагавшегося строительства храма установили поклонный крест. Активная работа по проектированию и возведению началась лишь после того, как инициативу горожан поддержала компания «ФосАгро». Святейший Патриарх Кирилл дал благословение на воплощение в жизнь эскизного проекта храмового комплекса череповецкого архитектора Игоря Орлова. В 2012 году собор был построен и стал первым храмом, посвященным преподобным Афанасию и Феодосию Череповецким. 23 июня 2014 г. приходу храма был присвоен статус архиерейского подворья. 5 февраля 2015 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл присвоил храму статус кафедрального собора Череповецкой епархии.  На территории храмового комплекса находится колокольня, дом причта, здание воскресной школы, административное здание и хозяйственные помещения. Нижний храм собора освящен в честь покровителей Череповца преподобных Афанасия и Феодосия, верхний храм — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Храмовый комплекс органично вписан в рельеф высокого правого берега реки Шексны.

http://patriarchia.ru/db/text/5222014.ht...

На малом входе состоялось прославление в лике местночтимых святых братии Синозерского монастыря иеромонахов Сергия и Авраамия, схимонаха Ефрема и послушника Василия. Перед этим митрополит Савва огласил постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2024 года ( журнал 22 ) о включении имен преподобномучеников Сергия, Авраамия, Ефрема и Василия в поименный список Собора Вологодских святых. Затем епископ Игнатий прочитал жизнеописания святых. Икона Синозерских святых была изнесена из алтаря и положена в центре храма для поклонения верующих. На сугубой ектении была совершена молитва о восстановлении мира, об Украинской Православной Церкви и о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Афанасий (Поземов). В завершении богослужения было совершено славление преподобномученикам Сергию, Авраамию, Ефрему и Василию. По окончании Литургии епископ Игнатий обратился к сослужащим архипастырям, духовенству и прихожанам с приветственным словом, поблагодарил митрополита Савву и епископа Фотия за совместную молитву и преподнес им иконы Синозерских преподобномучеников. Владыка Савва также поздравил череповчан с включением в Собор Вологодских святых четырех преподобномучеников Синозерских и обратился к верующим со словом.  Прихожанам, подходившим в завершение праздничного богослужения к целованию креста, вручались буклеты, посвященные канонизированным святым. Иеромонахи Сергий и Авраамий, схимонах Ефрем и послушник Василий были насельниками Синозерского монастыря, основанного преподобномучеником Евфросином Синозерским в 1594 году на берегу Синичьего озера в западной части Устюженского уезда Новгородской губернии (ныне Троице-Благовещенская Евфросино-Синозерская пустынь — мужской монастырь Череповецкой епархии). В 1612 году множество людей спасалось от польского разбоя в пустыни преподобномученика Евфросина. 19 марта преподобный Евфросин предсказал, что поляки идут в пустынь, и советовал всем бежать, но сам старец не уходил, поскольку, как он говорил, «Христа ради пришел умереть в святое место это».

http://patriarchia.ru/db/text/6118046.ht...

На богослужении, в частности, присутствовали губернатор Вологодской области О.А. Кувшинников, мэр Череповца Е.О. Авдеева. По окончании литургии Святейший Владыка посетил кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, осмотрел строящийся духовно-просветительский центр Череповецкой епархии «Преображение», побывал в деревянном храме святой великомученицы Варвары, покровительницы всех горняков, на призаводской площади Фосфорного комплекса АО «Апатит» череповецкого химического кластера компании «ФосАгро». Далее Предстоятель Русской Церкви ознакомился с интерактивно-познавательным центром «Зеленая планета», а также Азотным комплексом АО «Апатит» группы предприятий «ФосАгро» в Череповце, где совершил освящение закладного камня в основание храма-часовни во имя святой великомученицы Екатерины на территории производственной площадки «Аммиак 3». В тот же день Его Святейшество прибыл в Вологодскую епархию, в Кирилло-Белозерский монастырь, где вознес молитву у раки, устроенной над местом захоронения преподобного Кирилла Белозерского. Также были осмотрены территория и строения Малого Ивановского монастыря, находящаяся на реставрации церковь Иоанна Предтечи на холме, место первого поселения Кирилла и Ферапонта Белозерских. По прибытии на Архиерейское подворье Вологодской митрополии «Ферапонтов монастырь», расположенное на территории исторического Ферапонтова Белозерского Богородице-Рождественского монастыря, Предстоятель Русской Православной Церкви побывал в храме преподобного Мартиниана и в Богородице-Рождественском соборе, где осмотрел фрески Дионисия, а также музейную экспозицию в трапезной палате собора, посвященную истории Ферапонтова монастыря. 17 июня 2018 года, в празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на соборной площади Вологодского кремля. Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон, митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий, епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан, епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий, духовенство Вологодской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/5236824.ht...

Петербургский купец Калитин, долго страдавший не исцелявшейся ничем болезнью, получил исцеление при мощах преподобного Антония. Признательный Калитин устроил раку преподобного и иконостасы в храм 201 . Память преподобного чтится 17 января, в день памяти великого Антония, а 24 июня, в день кончины преподобного, бывает крестный ход на озеро; в обители посвящён храм преподобному 202 . † Память преп. Антония Краснохолмского Св. преп. Антоний Краснохолмский Преподобный Антоний, будучи иеромонахом, в 1461 году прибыл из Белозерской стороны в пустыню на левый берег р. Молоти, и здесь, невдалеке от Красного холма и в 30 вёрстах от Бежецка, положил основать обитель. Тогда в здешнем краю ещё не было обителей. Преп. Антоний построил деревянный храм в честь св. Николая. К нему собрались братия, и он ревностно учил их путям спасения, примером жизни своей и наставлениями. Набожный боярин Иван Нелединский, владелец тех мест, щедро доставлял средства для обители. На его иждивение преп. Антоний построил каменный храм святителю и вскоре по освящению его, в 1481 г. мирно скончался. Мощи его почивают под спудом 203 . † Память преп. Антония Чернозерского Св. преп. Антоний на Чёрных Озёрах В бывшем Богородичном монастыре, на берегу Чёрного озера, Череповецкого уезда, почивают под спудом мощи препод. Антония Чернозерского, основателя пустыни. Подвиги его и их время неизвестны, но вероятно они принадлежали 16 веку. Местная память его чтится 17 января 204 . 199 Ркп. житие преподобн. Антония с чудесами составлено поздно, в XVII веке, и потому со многими ошибками; напр., в нём говорится, что храм в своей обители преп. построил по грамоте князя Александра Невского и по благословению Новгородского архиепископа Исаии. Но такого архиепископа не было в Новгороде, как это известно по летописям (Собр. л. 3. 54–57. § 180–182). Говорится, что Антоний отправлен был из Хутына к блаженному патриарху Афанасию в Константинополь. Но в Константинополе не было тогда между патриархами Афанасия. Патриархами были: с 1186 года – Никита, с 1190 – Леонтий, потом Феоктист, Досифей и Георгий Ксифилин, скончавшийся в 1198 г.; после него Иоанн Каматер, при котором в 1204 г. Константинополь взят Латинянами; с того времени патриархи стали жить в Никее; но и здесь не было патриарха Афанасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Год спустя после основания Серпуховской обители Преподобный Сергий положил начало уже известной читателям обители на Киржаче. Здесь первым игуменом был его ученик – преподобный Роман, скончавшийся 1392 года, июля 29 дня. В 1378 году был основан Стромынский монастырь Успения Богоматери на реке Дубенке; первым его игуменом, или строителем, был преподобный Леонтий, ученик Преподобного Сергия. Спустя три года, в 1381 году, после славной победы Куликовской Великий Князь Димитрий Иоаннович основал другой Дубенский Успенский монастырь, что «на острову», где игуменствовал преподобный Савва, также ученик Преподобного Сергия, изображенный в Успенском соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом. В благословение сей обители великий старец дал, как гласит предание, икону Пресвятой Богородицы «Кипрскую», которая и поныне чтится в приходской церкви села Стромыни. Преподобный Афанасий пустынник, «зовомый Железный посох», подвизался на месте, где потом был основан Череповецкий Воскресенский монастырь и где теперь Воскресенский собор в Череповце. Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы, в тридцати верстах от Твери, где ныне село Тутань. Память его местно чтится 26 января. Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря в десяти верстах от города Мосальска (Калужской губернии). По преданию, Преподобный Сергий благословил Ферапонта иконою Успения Богоматери; Ферапонт пришел с нею в окрестности нынешнего погоста Боровенска; утружденный от пути, он лег под тенью одного из вековых деревьев, поставив на нем образ. Но, проснувшись, не нашел его на своем месте; долго искал он икону и наконец нашел в лесной чаще, на одной сосне. До трех раз повторялось чудесное исчезновение иконы и обретение ее в одном и том же месте. Преподобный принял это событие за указание, что Пресвятая Богородица благоволила избрать сие место для обители, и поселился тут. Скоро собрались около него любители отшельничества, и обитель основалась. Год кончины преподобного Ферапонта неизвестен. Святая икона Успения Богоматери и поныне стоит в церкви Боровенского погоста.

http://azbyka.ru/fiction/prepodobnyj-ser...

Отец Павел, будучи шесть лет заключенным Вятлага, конечно, не мог не знать вятского значения слова «кулига». Не раз, должно быть, вспоминалась ему и родная Кулига – это уже собственное название местности внутри Мологского колена, которое оканчивалось у Афанасьевского монастыря, а к северу от него одна за одной шли кулигские деревни, начиная с Подмонастырской Слободы и Большого Борка, где родился отец Павел, и заканчивая деревней Чернятино, за которой тянулось вдоль реки Мологи Конское озеро. Деревня Большой Борок находилась в двух верстах от монастыря на речке Уймице (по-старому – Ульмице). И Большой Борок, и соседние с ним деревни Малый Борок, Новосёлки и Бортница имеют историю в несколько столетий, тесно связанную с Мологским Афанасьевским монастырём. Перепись начала нашего века насчитывает в Большом Борке 58 семейств, из них Бабушкиных – 13, Усановых– 11, Земсковых– 5, Нориновых и Рябковых – по 4. Как пишет отец Павел: «Когда-то в деревне Большой Борок проживал крестьянин Терентий (Тереха), на что указывает то, что в деревне Большой Борок до коллективизации был Терехин десяток, как-то: Усанов десяток, Бабушкин и так далее. У этого Терентия был сын Алексей, у которого была кривая супруга Фекла Карповна».  Так начинается батюшкина родословная – «Родословный корень Груздевых, в старые годы Терехиных, происходивших из деревни Большой Борок Ярославской губернии Мологского уезда Боронишинской волости». Я пытаюсь представить себе этот кусочек Мологской земли – Кулигу, обрамленную с северо-востока рекой Мологой, а с запада – старинным Череповецким трактом, густо населённую деревнями, богатую лугами и лесами, причем во время весеннего разлива почти вся Кулига покрывалась водой, так что только Афанасьевский монастырь, стоявший на возвышенном месте, да Подмонастырская Слобода оставались свободными от весенних вод, в то время как от деревни к деревне плавали на лодках и на плотах. Весной в ожидании большой воды жители деревень дежурили по ночам, скотину заранее переводили на поветь, выбирали картошку из высокого подвала, закрепляли заборами сараи. Что интересно: иной дом затопит наполовину –один край в воде, а другой на земле, так что лазали через окошко. Вода стояла с неделю, а потом быстро сходила. Смотришь – заливной луг, на нем едут в лодке, и вдруг – аух! – лодка на мели, а вода сошла, тут же и рыба бьет хвостом. Сразу сухо, так что никаких калош ни у кого сроду не бывало. А земля-то заливная такая богатая, что «картошку не тяпками подсыпали, бывало, а руками! Вот какая земля».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

ОЗАДСКАЯ-ИЛОЕЗЕРСКАЯ, пуст., муж. в 15 верстах от уездного города Белозерска, на полуострове, вдавшемся в озеро Ило. Основана в XVI веке, учеником Св. Корнилия Комельского, Преподобным Иродионом, который купил у крестьянина этот полуостров, называвшийся издревле Озадским, или Озатским, и построил тут кельи и деревянную церковь Рождества Богородицы. Над могилою Преподобного построена была часовня; а впоследствии времени и Богородицкая Церковь сооружена каменная, с приделами Похвалы Богородицы и Св. Иродиона Илоезерского, где и мощи его почивают под спудом. Обитель уничтожена в 1764 и монастырская церковь обращена в приходскую. ШУЖГОРСКИЙ-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж., в 50 верстах от уездного города Белозерска, на горе, издревле именуемой Шужгорскою; основан был в XVI веке Преподобным Даниилом Шужгорским, которого и мощи под спудом здесь почивают, в каменной церкви Преображения Господня, бывшей монастырской, а ныне приходской. Обитель эта упразднена в 1764 году. НИКИТСКИЙ, муж. в 35 верстах от уездного города Белозерска, на берегу реки Шексны, с двумя деревянными церквами, обращенными в приходские. О времени основания этой обители сведений нет; а уничтожена она в 1764 году. СПАССКИЙ-В0ЖСКИЙ, муж., в Кириловском уезде, на острову озера Вожского, с церковью Спасова Нерукотворенного образа; основан в XV веке Преподобным Мартинианом, учеником св. Кирилла Белоезерского, водворившимся здесь в уединении, и по учреждении обители перешедшим в Ферапонтов мон. Дальнейших сведений о Спасовожском монастыре нет. ВЫРДОМСКАЯ пуст. муж., в Череповецком уезде, в 30 верстах от уездного города Белозерска. Она основана была в XIII веке, св. Антонием Дымским и, по упразднении в 1764 году, обращена в приходскую церковь . ВОСКРЕСЕНСКИЙ, муж. существовавший некогда на том месте, где теперь находится уездный город Череповец; основан был Преподобными иноками Феодосием и Афанасием. В начале XVII века обитель эта совершенно разорена литовцами так, что теперь неизвестно ни о времени основания обители, ни о том, кто были и когда жили угодники Феодосий и Афанасий, о которых неясное известие осталось только в древней вкладной книге; никоторые догадываются, что они были иноки Троицкого Сергиева монастыря и, может быть, ученики св. Сергия Радонежского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Преподобного Лампада чудотворца Преподобный Лампад подвизался в посте и молитвах в пещере близ Иринополя, в Исаврии, и прославлен даром чудес. Жил в Х веке. Преподобных Феодосия и Афанасия Череповецких Ученики преподобного Сергия Радонежского, основатели Воскресенского монастыря на том месте, где ныне город Череповец (Новгородской губернии); из-за разорением монастыря поляками в начале XVII века о них сохранилось только скудное известие в одной вкладной книге. Преподобный Афанасий скончался в 1382 году. Мощи преподобных почивают под спудом в Воскресенском городском соборе (монастырь упразднен в 1764 г.) 60 День шестой Святых мучениц Марина и Марфы и других с ними Марин и Марфа, знатные персияне, с сыновьями своими, Авдифаксом и Аввакумом, пострадали в Риме, куда прибыли на Богомолье, при императоре Клавдии II, в 269 году. Марин и сыновья обезглавлены, а Марфа утоплена. Мощи их ныне находятся в церкви святого Иоанна Кущника в Риме. С ними пострадали и еще многие другие, захваченные на молитвословии. Преподобных Фомы Малеина и Акакия, упоминаемого в Лествице Преподобный Фома был прежде воином, славился силою и храбростью; потом оставил мир и все в нем и удалился на горный мыс Малею (восточная часть Афона), где вел подвижническую жизнь, сияя добродетелями и чудесами. Скончался в Х веке. Преподобный Акакий, упоминаемый в «Лествице» Иоанна Лествичника , был учеником некоего Синайского старца, весьма грубого и злонравного, часто наносившего ему раны и огорчения. Пожив у старца девять лет в терпении и послушании, скончался молодым еще около 550 года. Когда же зверонравный тот старец донес некоему великому подвижнику о смерти Акакия, то он не поверил и, придя к могиле (уже чрез пять дней по погребении), возгласил: «Брат Акакий! умер ли ты?» И послышался ответ: «Не умер я, отец; послушливому невозможно умереть». Тогда покаялся тот старец в своей жестокости и, уединившись близ гроба Акакиева, провел там остальную жизнь в слезах (см.: «Лествица»). День седьмой Страдание святого Евангелла, епископа Томисского, Епиктета пресвитера и Астиона

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010