Вместе с прихожанами городских храмов в храме молились глава Череповца Маргарита Гусева, настоятельница Новолеушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря игумения Кирилла (Червова) с сестрами обители, сотрудники комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии М.Г. Мальцев и Е.А. Силина. На малом входе состоялось прославление в лике местночтимых святых братии Синозерского монастыря иеромонахов Сергия и Авраамия, схимонаха Ефрема и послушника Василия. Перед этим митрополит Савва огласил постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2024 года (журнал 22) о включении имен преподобномучеников Сергия, Авраамия, Ефрема и Василия в поименный список Собора Вологодских святых. Затем епископ Игнатий прочитал жизнеописания святых. Икона Синозерских святых была изнесена из алтаря и положена в центре храма для поклонения верующих. На сугубой ектении была совершена молитва о восстановлении мира, об Украинской Православной Церкви и о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Афанасий (Поземов). В завершении богослужения было совершено славление преподобномученикам Сергию, Авраамию, Ефрему и Василию. По окончании Литургии епископ Игнатий обратился к сослужащим архипастырям, духовенству и прихожанам с приветственным словом, поблагодарил митрополита Савву и епископа Фотия за совместную молитву и преподнес им иконы Синозерских преподобномучеников. Владыка Савва также поздравил череповчан с включением в Собор Вологодских святых четырех преподобномучеников Синозерских и обратился к верующим со словом. Прихожанам, подходившим в завершение праздничного богослужения к целованию креста, вручались буклеты, посвященные канонизированным святым. Иеромонахи Сергий и Авраамий, схимонах Ефрем и послушник Василий были насельниками Синозерского монастыря, основанного преподобномучеником Евфросином Синозерским в 1594 году на берегу Синичьего озера в западной части Устюженского уезда Новгородской губернии (ныне Троице-Благовещенская Евфросино-Синозерская пустынь — мужской монастырь Череповецкой епархии).

http://azbyka.ru/news/v-kafedralnom-sobo...

Преподобный Антоний Дымский происходил из Новгорода. Однажды, когда во время литургии он услышал слова Христовы в Евангелии: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет», то решился оставить мир. Он поселился в обители св. Варлаама на Хутыни. Св. Варлаам постриг его. Умирая, св. Варлаам поставил Антония настоятелем вместо себя; но он, избегая славы, тайно удалился из обители и поселился в пещере на берегу Дымского озера, в 15 верстах от г. Тихвина. Здесь, когда стали собираться к нему братия, основана была обитель. Св. Антоний скончался в 1224 г. В 1336 г. обретены были мощи его нетленными. Преподобный Антоний Краснохолмский происходил из Белозерской страны и основал обитель на берегу р. Мологи, близ Красного Холма, в 30 верстах от г. Бежецка, Тверской губернии. Он скончался в 1481 г. Мощи его почивают под спудом. Преподобный Антоний, основатель пустыни на Черных озерах, Череповецкого уезда. Новгородской губернии. Пустынь его упразднена, мощи почивают под спудом в часовне. Полагают, – жил он в XVI веке. 18-е число Св. Афанасий, архиепископ Александрийский, происходил из Александрии. Родился в конце III столетия. Получил образование в александрийской школе. Более всего он изучал Священное писание. Изучение писания так повлияло на него, что он предался подвижнической жизни и тем еще в молодых летах обратил на себя внимание архиепископа Александра. Архиепископ посвятил его в сан диакона и сделал своим домашним секретарем. Вскоре в Александрии появился еретик Арий, который был священником, и начал учить, что Сын Божий не есть Бог по Своему существу, что Он не рожден от Бога Отца, а сотворен. Многие приняли его учение. Св. Александр восстал против ереси, но не мог подавить ее. Созван был 1-й Вселенский Собор. На Соборе находился и св. Афанасий и сильнее многих других изобличил и опроверг учение Ария. Это возбудило в арианах ненависть к святому, и ему пришлось много пострадать от них. 20 лет провел Афанасий в изгнании, будучи осуждаем на оное четыре раза. Когда Арий, сосланный в заточение по определению 1-го Вселенского Собора, вследствие просьбы влиятельных лиц, был возвращен из ссылки и принят в общение многими Церквами, Афанасий никак не хотел принять еретика. Тогда озлобленные ариане оклеветали его пред императором Константином Великим , будто он обременяет народ тяжкими налогами, сносится с врагами империи и пр., и его осудили. Во время изгнания Афанасия и пастве его приходилось много страдать, так что изгнание его она считала изгнанием своим. Когда же возвращался Афанасий, то и паства его отдыхала от страданий. Св. Афанасий не оставлял своей паствы и во время изгнания: он посылал ей утешительные послания. Св. Афанасий скончался в 373 г. после сорока семилетнего правления паствой. Он оставил много сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Металлические конструкции делали череповецкие мастера, а вот облицовкой занимались специалисты из города Трехгорье Челябинской области, приехали они в Череповец из Самары, где работали на храме Вера, надежда, любовь. Покрывали купала, точнее шашки из которых состоит покрытие, нитрид-титаном. 13.11.2010 г. – на храм подняли еще один малый купол (массой 3,5 тонны) и восьмиугольный шатер (высотой в 12 метров и весом в 14 тонн) на колокольню. 19 января 2011 года — освящение крестов храма. 19 января архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан освятил пять крестов для куполов храма. В этот день устанавливали большой крест высотой 6 метров и весом 750 килограммов. Работы проходили под звучание аудиозаписи звона колоколов, которых на тот момент на колокольне еще не было. Четыре малых креста — по 250 килограммов — установили позже на малые купола. 28 мая 2011 года — освящение колоколов. 12 колоколов для строящегося храма благословил на долгий звон архиепископ Максимилиан. 5 июня колокола подняли на колокольню: два самых больших заняли место в центре, остальные разместились в арочных проемах колокольни. Две недели ушло на настройку оснастки для звона (тяг, педалей и т. д.). Звонить в колокола начали в преддверии 18 июля, когда отмечается память преподобных Афанасия и Феодосия. С тех пор звон стал раздаваться по выходным. 11.10.2011 г. — В Храме в Макаринской роще сегодня зажгли главное паникадило. Оно весит 350 кг, его украшают свыше семидесяти свечей, расположенных в пять ярусов. Всего освящать Храм будут 14 паникадил. 3 ноября 2011 г. освящен Нижний Храм. Иконостас, иконы, стены и двери святой водой окропил настоятель Воскресенского Архиерейского подворья Григорий Осипов. В церемонии приняли участие Губернатор Вячеслав Позгалёв и мэр Череповца Олег Кувшинников. Богослужение в храме началось 3 ноября в 9 часов с молебна в честь преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких. В 10 часов состоялся чин освящения храма, за ним — крестный ход и литургия. 26.05.2012 г. — церемония освящения Храма Афанасия и Феодосия Череповецких. Таинство провёл управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий. Затем прошёл Крестный ход вокруг Храма, а в 9.15 — литургия.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

По случаю отнятия Крита у Арабов (в 960 году), военачальник Никифор послал много денег преп. Афанасию для того, чтобы он построил монастырь на избранном уже месте с кельями для самого Никифора, который желал удалиться от мира. Афанасий построил две церкви, кельи, трапезу, больницу и прочие здания, собрал много братии и, написав устав общежития, стал игуменом. Но услышав, что Никифор по смерти Романа 2-го провозгласил себя императором (в июне 963 г.), опечалился, так как ради Никифора только и принял на себя труд устройства обители, чем навлёк и недовольство многих пустынников. Посему и удалился было на остров Кипр, но через несколько времени, повинуясь откровению, возвратился в свою обитель. Случилась ему нужда идти к императору по монастырским делам, и Никифор при свидании сказал ему: «знаю, что я не исполнил своего обещания и причинил тебе много трудов и скорбей; но потерпи на мне, ожидая моего покаяния». Когда умер Никифор (в дек. 969 года), монахи Афонских обителей занесли новому императору Иоанну Цимисхию жалобу, что Афанасий воздвигает дорогие здания, копает новые источники, засевает нивы и делает гору как-бы мирским селением. Цимисхий лично разобрал дело и решил его в пользу Афанасия, а в предотвращение несогласий впредь издал в 971 году «Устав для монастырей Афонских». В обитель Афанасия собралось много братий из разных стран, даже из Италии и Грузии. Господь прославил его даром прозорливости и чудес. Скончался преподобный в 980 году от провала здания, которое осматривал с шестью учениками. При гробе его совершались исцеления; тело его в храме обители. Преподобного Лампада чудотворца Преп. Лампад подвизался в посте и молитвах в пещере близ Иринополя, в Исаврии, и прославлен даром чудес. Жил в X веке. Преп. Феодосия и Афанасия Череповецких Ученики преп. Сергия Радонежского, основатели Воскресенского монастыря на том месте, где ныне город Череповец (Новгородской губернии); об них сохранилось, за разорением монастыря Поляками в начале XVII века, только скудное известие в одной вкладной книге. Преп. Афанасий скончался в 1382 г. Мощи преподобных почивают под спудом в Воскресенском городском соборе (монастырь упразднён 1764 г.). См. Ратшина «Сведения о монастырях», стр. 404.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но Киевом с 1320 года владели язычники Литовцы, от которых никакого утеснения православным в вере не было (хотя латинской пропаганде и была предоставлена свобода). Дионисий не был поставлен в митрополиты патриархом в Константинополе, как это обыкновенно принимается, а имел быть поставлен в митрополиты патриаршими экзархами в Москве. Преподобному Евфимию усвояется еще основание Васильевской пустыни, находившейся в пяти верстах от Гороховца и состоявшей в заведовании его Суздальского Спасского монастыря. К классу, или отделу, учеников и собеседников преподобного Сергия, которые были основателями монастырей, причисляют еще следующих: Феодосия и Афанасия Череповецких, Пахомия Нерехотского (Нерехтского.– Ред.), Никиту Костромского, Савву Тверского, Ксенофонта Тутанского и Ферапонта Боровенского. Феодосия и Афанасия, о которых нет никаких биографических сведений (кроме того, что второму усвояется прозвание «Железный посох», основавших Череповецкий Воскресенский монастырь, в настоящее время– собор в городе Череповце (Новгородской губернии), автор «Истории иерархии» (m.VI, с. 656 sqq.) считает вышедшими из Троицкого монастыря на том основании, что первоначальная церковь в монастыре была ими построена во имя Святыя Троицы и преподобных Сергия и Никона Радонежских. Если бы это было и так, то очевидно, что основание для заключения было бы далеко не достаточное; но первоначальная, как и позднейшая, главная церковь монастыря была в честь Воскресения Христова, отчего монастырь и назывался Воскресенским. Во всяком случае, автор «Истории иерархии» не называет Феодосия и Афанасия учениками преподобного Сергия, как делают это дальнейшие исследователи, основываясь будто бы на нем, но, предполагая, что они вышли из Троицкого монастыря, относительно времени их жизни отзывается незнанием (и если бы построили церковь не только во имя Святой Троицы, но и преподобного Сергия и Никона, то это могло бы быть только после канонизации Никона, а он канонизирован лишь на соборе 1547г.). По актам (напечатанным в «Истории иерархии») видно, что монастырь, бывший домовым митрополичьим, существовал уже в половине XV века.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

Преподобный Сергий не раз посещал своего ученика в Серпухове и прислал сюда своего будущего преемника преподобного Никона, который и был здесь первым иноком, а потом и пресвитером. Князь построил в обители каменный храм, и митрополит Киприан сам освятил его. С этого времени между святителем и Высоцким игуменом установилась самая тесная духовная дружба: Киприан не раз писал Афанасию самые дружеские послания, а искренне преданный ему игумен разделял скорби святителя, сопутствуя ему в Киев и Царьград. В 1387 году преподобный Афанасий купил себе в Константинопольском Предтечевском монастыре келию и остался там с несколькими учениками своими навсегда. Он много потрудился над переводом и списыванием святоотеческих творений (известен написанный им устав «Око церковное»), присылал из Царьграда в свою обитель иконы и скончался там около 1401 года. В Высоцком монастыре его преемником по игуменству был соименный ему ученик Афанасий, прославившийся по кончине чудотворениями. Из других его учеников известен преподобный Никита. Год спустя после основания Серпуховской обители Преподобный Сергий положил начало уже известной читателям обители на Киржаче. Здесь первым игуменом был его ученик преподобный Роман, скончавшийся 29 июля 1392 года. В 1378 году был основан Стромынский монастырь Успения Богоматери на реке Дубенке; первым его игуменом или строителем был преподобный Леонтий, ученик Преподобного Сергия. В 1381 году, спустя три года после славной победы Куликовской, великий князь Дмитрий Иванович основал другой Дубенский Успенский монастырь, что «на острову», где игуменствовал преподобный Савва, также ученик Преподобного Сергия, изображенный в Успенском Соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом. В благословение сей обители великий старец дал, как гласит предание, икону Пресвятой Богородицы Кипрскую. Преподобный Афанасий пустынник, «зовомый железны посох», подвизался на месте, где потом был основан Череповецкий Воскресенский монастырь. Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы, в 30 верстах от Твери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Исаак молчальник, украшенный смирением, чистотою, нестяжанием, незлобием и слезным умилением, преставился прежде наставника своего, в 1388 г. 268 Симеон экклесиарх, подобно как Исаак и Макарий, был соучастником в видении тайн духовных: он видел небесный огонь на св. престоле, когда Сергий совершал литургию. 269 Затем после пр. Михея и Никона, Варфоломей и Наум известны по явлению пр. Сергия во время осады лавры. 270 Все эти ученики Сергия и еще Иоанникий, Елисей и Епифаний изображены вместе с учителем на иконе троицкого собора лавры. 271 Они же поставлены в числе святых в описании святых русской церкви. – Ученики Сергия основали множество обителей в разных местах России. Известны святые Божии – Феодор симоновский, Андроник московский, Мефодий пешношский. Савва звенигородский, Аврамий чухломский: Сергий и Павел нуромские. Афанасий ученик основал в Серпухове Высоцкий монастырь, а Никита – в Боровске Высокий монастырь. 272 Леонтий и Савва ученики были начальниками успенской пустыни на Стромыне. 273 Григорий ученик – первый настоятель Голутвина монастыря в Коломне: Ксенофонт ученик основал Тутанский монастырь в тверском уезде: Сильвестр был основателем и игуменом Воскресенского монастыря на Обноре; 274 Афанасий «железный посох» отшельнически жил на том месте, где основался Воскресенский череповецкий монастырь. 275 Какая чудная сила духа в наставнике Сергии! За шесть месяцев до кончины преподобный призвав братию, поручил ее управлению Никона, а сам вступил в совершенное безмолвие. – В сентябре м. почувствовал он болезнь, призвал снова братию и дал им последние наставления. Пред самым исходом души приобщился св. таин и предал чистую душу свою в руки Божии. Это было 1391 г. 25 сент., на 78 году жизни преподобного. 276 – В минуту разрешения души от тела небесное благоухание разлилось в келье и лице преподобного, образ чистой души, было чисто и светло. Спустя 30 лет после погребения, по особенному видению, открыто было с торжеством св. тело преподобного, 5 июля. – При открытии гроба опять разлилось благоухание необыкновенное.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Череповецкий монастырь Воскресения Христова и Живоначальной Троицы и святых чудотворцев Сергия и Никона Радонежских состоял в ведении митрополитов Московских, а с учреждением в 1589 г. на Руси Патриаршества входил в Патриаршую область. Имена его основателей – «начальников святыя обители сея преподобных отцов наших Феодосия и Афанасия» – донесла лишь надпись на чудом пережившей века вкладной книге 1567 г. Сам монастырь около 1610 г. разграбили и сожгли поляки: братия с настоятелем архимандритом Моисеем претерпели мученическую смерть. О прошлом монастыря до XVII века известно совсем немного. Наиболее подробный очерк монастырской истории опубликован на страницах «Истории Российской иерархии». Собиратель этого 6-ти томного труда, архимандрит (впоследствии – епископ) Амвросий, в миру Андрей Антипович Орнатский (1778 –1827), был уроженцем Череповского уезда, чем и объясняется его интерес к старейшей обители родного края. По убеждению автора очерка, «почти за достоверное полагать можно», что основатели монастыря «на Череповси» пришли на берега Шексны из Троице-Сергиевской обители. Древнейшее упоминание Воскресенского монастыря донесла до нас грамота 1449 г. Хотя о жизни преподобных Феодосия и Афанасия ничего неизвестно, череповецкие краеведы единодушно относят их к числу учеников святого Сергия, игумена Радонежского († 1392). Память их местно чтится 25 сентября старого стиля, в день преставления святого Сергия. Имя преподобного Феодосия Череповецкого получило ближайшее к монастырю село Феодосьевское, или Федосьево. После разорения Смутного времени в обители осталась одна Троицкая церковь с Сергиевским приделом – Воскресенский храм погиб в огне. К середине XVII века монастырский ансамбль включал уже три деревянных церкви – шатровую соборную Воскресенскую, Троицкую с трапезной и надвратную Покровскую; на колокольне имелись боевые часы. Большие строительные работы велись в монастыре в XVIII столетии. В 1713 г. его постройки сгорели «без остатка» от молнии. Несмотря на военное время, был дан указ о строении монастыря, в котором к 1725 г. подвизались настоятель в сане игумена и 25 монашествующих. А в 1732 г. братия даже выхлопотала разрешение строить церковь в камне, но поставлена была лишь одноглавая деревянная.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я пытаюсь представить себе этот кусочек Мологской земли – Кулигу, обрамленную с северо-востока рекой Мологой, а с запада – старинным Череповецким трактом, густо населённую деревнями, богатую лугами и лесами, причем во время весеннего разлива почти вся Кулига покрывалась водой, так что только Афанасьевский монастырь, стоявший на возвышенном месте, да Подмонастырская Слобода оставались свободными от весенних вод, в то время как от деревни к деревне плавали на лодках и на плотах. Весной в ожидании большой воды жители деревень дежурили по ночам, скотину заранее переводили на поветь, выбирали картошку из высокого подвала, закрепляли заборами сараи. Что интересно: иной дом затопит наполовину – один край в воде, а другой на земле, так что лазали через окошко. Вода стояла с неделю, а потом быстро сходила. Смотришь – заливной луг, на нем едут в лодке, и вдруг – аух! – лодка на мели, а вода сошла, тут же и рыба бьет хвостом. Сразу сухо, так что никаких калош ни у кого сроду не бывало. А земля-то заливная такая богатая, что «картошку не тяпками подсыпали, бывало, а руками! Вот какая земля». Мологский Афанасьевский монастырь, от которого, собственно, и начиналась Кулига, стоял, как уже было сказано, на возвышенном месте к северо-востоку от города Мологи. С восточной его стороны протекала река Молога, впадающая в Волгу версты через две, далеко за Волгою и Мологою простирались обширные луга. С западной стороны прилегали к монастырю поля и луга, за которыми шёл густой высокий лес. У стен Мологского Афанасьевского монастыря начиналась Подмонастырская Слобода, а далее дорога шла между овсяных полей в деревню Большой Борок, где в начале века имелись две мелочные лавки, кузница, а также маслодельное заведение. По соседству с Большим Борком находилась деревня Новосёлки, откуда родом мать о. Павла – Александра Николаевна, урождённая Солнцева. После коллективизации в Новосёлках разместился Кулигский сельский Совет. За д. Новосёлки дорога поворачивала налево вдоль речки Уймицы, которая извиваясь, пересекала Кулигу и вливалась в реку Мологу около стен Афанасьевского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

В XVIII веке первый череповецкий городничий, помещик из местного села Шухтово Фёдор Иванович Чекмарёв записал народное предание, повествующее об основании Воскресенского монастыря. Некий купец вёз по реке Шексне в Белоозеро московские товары, внезапно над ним сгустилась кромешная тьма, так что он даже посадил на мель свою лодку. Сотворив молитву, купец увидел, что гора, высившаяся неподалёку, вся озарена небесным сиянием, словно указывающим направление пути. Продолжив плавание, озадаченный купец достиг подножия горы и увидел живописную местность у слияния двух рек, Ягорбы и Шексны. Запомнив дорогу, купец возвратился сюда год спустя и поставил часовню, украсив её дорогим для своего сердца святым образом Воскресения Христова. Примечательно, что исследователь Леонид Васильевич Афетов в своей рукописной книге конца XIX века " Исторический очерк бывшего Череповецкого Воскресенского монастыря и его земельных владений " напрямую связывал этого мифического купца со вполне реальной личностью - основателем Воскресенского монастыря Феодосием. Так или иначе, именно преподобный Феодосий известен как первый из настоятелей монастыря в Череповце, а сменил его на этом посту преподобный Афанасий по прозвищу Железный Посох. Прозвище он получил из-за тяжёлой палицы, которой преподобный изнурял свою греховую плоть. Известно, что отец Афанасий скончался в одно время со своим учителем Сергием Радонежским - в 1392 году. Место это прежде считалось выморочным: в конце 1350-х годов в Белозёрском крае жестоко свирепствовала чума. Однако люди всегда селились под защитой монастырских стен, и здесь в скором времени разрослись село Федосьево и Ягорбская подмонастырская слобода. Именно они заложили основу для будущего уездного города Череповца (1777), небесными покровителями которого считаются основатели святой обители, преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие. Храм Воскресения Христова ныне стоит на месте бывшего кладбища монастыря, территория которого простиралась до Соборной горки, где находится бывший дом городского головы Череповца Ивана Андреевича Милютина. Подъём на горку в своё время соорудили местные монахи, чтобы легче было добираться сюда от реки.

http://sobory.ru/article/?object=00242

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010