Поставив на горе крест и дав обет побывать здесь еще и срубить на этом месте часовню, купец отплыл на ярмарку на Белоозеро. На следующий год он исполнил свое обещание, а в выстроенную им часовню поместил образ Воскресения Христова в память дня чудного видения. Народное предание гласит, что к этой часовне пришли два инока — Феодосии и Афанасий, которые и устроили там пустынное житие. Можно ли установить время этих событий? Утраченный ныне синодик, содержащий в числе прочих имена ростовских архиереев, к епархии которых относился Череповецкий монастырь, первым из них упоминает епископа Ростовского и Белозерского Игнатия, бывшего на кафедре с 1355 по 1364 год. Поэтому и основание обители мы относим к этому промежутку времени. О личности преподобного Феодосия никаких сведений не сохранилось. Предание называет его тем самым купцом, который во время эпидемии чумы в Москве потерял семью и принял постриг у преподобного Сергия. Ничего более определенного сказать нельзя. Вопрос о том, кем на самом деле был преподобный Феодосии, где он постригся, как встретился с преподобным Афанасием, остается открытым. Здесь скорее важен факт, что народная память сохранила и донесла до нашего времени его имя. По мнению И. Ф. Токмакова, преподобный Афанасий был уроженцем города Устюжны и некоторое время подвизался там при церкви Рождества Христова в подвиге юродства. Его прозвище “Железный посох” говорит о том, что он постоянно носил с собою железную палицу для изнурения плоти. Это один из видов подвига, нередко встречавшийся среди подвижников благочестия. Затем, по всей видимости, он ушел в Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому, где и принял постриг. Имя преподобного Афанасия внесено в “Книгу, глаголемую описание о Российских святых”, обнаруженную графом М. В. Толстым в Троице-Сергиевой Лавре и им же дополненную. Преподобный Афанасий оказался внесенным в строгановский иконописный подлинник, рисующий обличие святого весьма условно: “Преподобный Афанасий... а подобием сед, брада поуже и покороче Власиевы”. Именно так и выглядел он на поздних, второй половины XIX века, иконах. Подобно ему изображался и преподобный Феодосии.

http://sobory.ru/article/?object=00242

Афанасий и Феодосий Череповецкие преподобные Преподобный Афанасий, по прозвищу «Железный посох», и преподобный Феодосий Череповецкие — ученики преподобного Сергия Радонежского. Поселились они в Новгородском краю на Череповецком урочище, при впадении речки Ягорбы в реку Шексну, где подвизались в иноческих трудах. Здесь они построили храм во имя Святой Троицы и основали Воскресенский Череповецкий монастырь. О преподобном Афанасии сказано в летописных святцах: «Преподобный Афанасий пустынник, зовомый Железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудотворца; преставился в лето 6900 (1392)». Череповский Воскресенский монастырь был разорен до основания во время нашествия Литвы, а потому не сохранилось сведений о блаженных его основателях, кроме одной надписи на вкладной книге 1568 года: «Сия книга святой обители Воскресения Христова и Живоначальной Троицы и начальников преподобных отец наших Феодосия и Афанасия». Мощи преподобного Афанасия и Феодосия почивают под спудом и память совершается местно 25 сентября/8 октября и 26 ноября/9 декабря. Ефросиния Суздальская, преподобная В древнем граде Чернигове жил святой благоверный князь Михаил Всеволодович, теплый верою к Богу, милостивый к убогим. Его княгиня — имя ее не дошло до нас — также была благочестива и милостива. Долго супруги не имели детей и, скорбя о своем бесчадии, молились Матери скорбящих Пресвятой Богородице о даровании им потомства. Часто ходили они в Киевский Печерский монастырь прпп. Антония и Феодосия, чтобы помолиться Пречистой Деве в храме, посвященном Ее имени, послушать наставления Печерских иноков и подать обильную милостыню на монастырь и братию. Усердная молитва благочестивых супругов был услышана. В одну ночь явились им Пресвятая Богородица и сказала: «Дерзайте, дерзайте и молитесь; ваша молитва услышана и вот вам знамение: возьмите благоухание и покадите им весь дом свой». Испуганные супруги быстро встали и увидели в своем изголовье узел, в котором было завязано благоухание. Они вознесли слезную молитву к удостоившей их своим посещением Богоматери, потом взяли кадильницу и наполнили свой дом дивным благоуханием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Афанасию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах, глас 7 По имени своему за труды велия/и всегдашнее зде умерщвление плоти в затворе/безсмертную ныне на Небеси/жизнь наследовавый,/молим тя прилежно:/молися о нас,//яко да и мы тояжде сподобимся получити. Перевод: Согласно имени твоему (Афанасий от греч. θανσιος — бессмертный), за труды великие и постоянное твое умерщвление плоти в затворе, бессмертную сейчас на Небесах жизнь наследовавший, молим тебя усердно, молись о нас, чтобы и нам удостоиться ее получить. Афанасию и Феодосию Череповецким, глас 5 Яко всехвальнии ученицы/великаго покровителя и заступника земли Русской,/Богоноснии отцы наши Афанасие и Феодосие,/от юности вашея крест Христов на рамена вземшии,/усердно Тому последовали есте/и добре потрудилися в Сергиевой обители./Отонудуже Божиим изволением прибывша,/благочестно во граде нашем Череповце подвизалися есте,/и обитель Воскресения Христова устроиша,/молитвою и трудом Богу угодивше,/от Него венец славы Небесной прияли есте,/и ныне святыми своими телесы/в соборнем храме под спудом почивающе,/духом же вкупе с преподобным Сергием/у Престола Всевышняго предстоя,/о нас молитеся прилежно/избавитися нам от всех бед и скорбей//и спастися душам нашим. Ахиле, диакону Печерскому, в Дальних пещерах, глас 8 Постническое житие облобызав/и многими труды от младых ногтей себе обложив,/на степень диаконства произведен быв, всечестне,/в коем служил еси в церкви Божия Матере непорочне,/Ейже молися,//во еже спастися душам нашим. Перевод: Постническую жизнь возлюбив и многие труды с младых ногтей на себя возложив, в диаконский сан был возведен, всеми почитаемый, в нем послужил ты в церкви Божией Матери непорочно, Ее же моли о спасении душ наших. Боголепу, отроку, схимонаху Черноярскому, Астраханскому, глас 4 От юности посвящен быв Господеви,/преподобне отче Боголепе,/мира сего красоту оставил еси,/желая древнему Отечеству наследовати,/сохраняй град сей и люди,/с верою притекающия ко гробу твоему целебному,/просяще помощи и заступления,/да вси воспоим ти://радуйся, отче Боголепе.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

Святая праведная дева Гликерия Новгородская была дочерью Пантелеимона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась она около 1522 года. Нетленные мощи ее, по свидетельству второй Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 года близ каменной церкви в честь святых Флора и Лавра. Архиепископ Новгородский Леонид с собором духовенства предал их торжественному погребению в этом храме. В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. На этой иконе вверху изображена Святая София — Ипостасная Премудрость Божия, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. В первом ряду изображены святители: Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука; во втором ряду святители: Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Антоний; преподобные — Варлаам Хутынский, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Александр Свирский; в третьем ряду преподобные: Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Столбенский, Арсений Коневский, Никодим Кожеезерский, Ефрем Новоторжский, Антоний Римлянин, Антоний Сийский; в четвертом ряду преподобные: Антоний Леохновский, Ефрем Перекомский, Варлаам Шенкурский, Сергий и Герман Валаамские, Евфросин Синоезерский, святой князь Владимир, святая княгиня Анна, блаженные Феодор, Христа ради юродивый, и Николай Кочанов; в пятом ряду святые Арсений Новгородский, Афанасий Череповецкий, Корнилий Палеостровский, Антоний Дымский, Ксенофонт Робейский, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы; в шестом ряду изображены лики святых: Мартирий Зеленецкий, Феофил и Иаков Омучские, Кирилл Челмский, князь Феодор, князь Мстислав, Иоанн и Лонгин Яренгские, Диодор Юрьегорский, Елеазар Анзерский, Макарий Оредский, Артемий Веркольский, Иаков и Иоанн Менюжские и праведная Гликерия. Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие, преподобные Преподобный Амфилохий Глушицкий был сподвижником и преемником в игуменстве преподобного Дионисия Глушицкого († 1437; память 1/14 июня), основателя Глушицкой обители.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

6 Точный возраст Преподобного на момент кончины неизвестен. 7 В 1920 году состоялось кощунственное вскрытие мощей Преподобного Сергия большевиками. Вплоть до 1946 года мощи хранились в музее, размещенном на территории Лавры. В 1946 году они были возвращены Церкви. 8 По разным источникам, речь идет о Куликовской битве или о битве на реке Воже. В XV-XVI веках Воскресенская Череповецкая обитель, основанная Феодосием и Афанасием, имела статус домового митрополичьего монастыря, обладала большими земельными угодьями. В годы Смуты обитель была сожжена поляками, вся братия перебита. В дальнейшем монастырь несколько раз горел и отстраивался заново. При Екатерине II обитель была упразднена, Воскресенский и Троицкий соборы стали приходскими храмами. В начале 1930-х годов Троицкий собор был снесен большевиками, Воскресенский обезглавлен. Сразу после войны изуродованный храм был возвращен верующим. После празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году его восстановили. Сейчас храм является действующим. «Точно птички райские, разлетелись птенцы Сергиевы из родного гнезда Радонежского по всему Востоку и Северу Русской земли и прославили Господа своею дивною жизнью; будто звезды по небу полуночному, рассыпались они по лицу родной земли и ярко горят по всему необъятному пространству ее пределов северных...» — писал иеромонах Никон (Рождественский), автор одного из самых популярных житий Преподобного Сергия. Монашеская традиция, основанная на Руси Преподобным Сергием, продолжалась не только в его учениках, но и в подвижниках последующих веков. Наследниками Радонежского старца могут считаться старцы XVIII и XIX столетий. Это и преподобный Паисий Величковский, и святитель Тихон Задонский, и преподобный Серафим Саровский, и святитель Игнатий (Брянчанинов), и святитель Феофан Затворник. Все они являются великими учителями русского исихазма. Народное почитание Преподобного Сергия Радонежского как подвижника и чудотворца началось на Руси задолго до того, как появилась традиция соборной канонизации святых. И двести-триста лет назад, так же как и сегодня, получали верующие помощь от Преподобного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Бабаево. Церковь Гурия Шалочского. Церковь. Действует.   Престолы: Гурия Шалочского Год постройки:не ранее 2008. Адрес: Россия, Вологодская область, Бабаевский район, г. Бабаево, ул. Ухтомского, д. 18 Координаты: 59.388353, 35.948348 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Бабаево. Церковь Гурия Шалочского Начало строительству церкви во имя Гурия Шалочского было положено более пяти лет назад, а решение о его строительстве принято и того раньше – в 2005 году. За это время была проделана огромная работа – храм постепенно приобретает свой облик, построены стены храма, появилась возможность возвести его под купол. Но средств для проведения дальнейших работ пока слишком мало... Источник: Храм – это дань памяти преподобному Гурию Шалочскому//Наша жизнь. – Бабаево, 2012. 16 октября. С. 2. 28 ноября 2018 года, в день памяти преп. Гурия Шалочского, епископ Флавиан совершил Божественную литургию в церкви свв. апп. Петра и Павла города Бабаево. Владыке сослужили настоятель иерей Дмитрий Малинкин, протоиерей Алексей Фомичев, настоятель кафедрального собора Афанасия и Феодосия иеромонах Марк (Шляхтин), руководитель службы протокола иерей Роман Лабунский, диакон Николай Карпухин. Духовенство и прихожане совершили крестный ход к строящемуся храму в честь преп. Гурия Шалочского в городе Бабаево. В новом храме совершили первый в истории храма молебен преподобному Гурию. По окончании молебна правящий Архиерей обратился к верующим с Архипастырским словом на тему святой жизни преподобного Гурия Шалочского. Владыка Флавиан наградил Ольгу Даниловну Байшеву Архиерейской грамотой и мецената Виктора Михайловича Напалькова медалью преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких за Преосвященнейший Флавиан выразил благодарность всем за вложенный посильный труд и призвал Божие благословение. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=11733

Феодор Симоновский. День памяти: 28 ноября (11 декабря) По благословению учителя в 1370 году в селе Симоново под Москвой основал монастырь в честь Рождества Богородицы. После Куликовской битвы стал духовником Дмитрия Донского и крестным отцом его сына Андрея. Был иконописцем и переводчиком канонов. Мощи святого хранятся в Успенском соборе Ростова Великого. Симонов монастырь Сергий Нуромский и Павел Обнорский Сергий был греком и принял монашеский постриг на Афоне. Прослышав об «игумене земли Русской», он отправился на север и стал учеником Преподобного. Он прожил в Троицкой обители несколько лет, а затем испросил благословения на пустынножительство в глухих вологодских лесах. Постепенно вокруг него стала собираться братия. Когда собрались сорок учеников, на реке Нурме был заложен монастырь с храмом во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Сергий Нуромский. День памяти: 7 (20) октября Павел Обнорский. День памяти: 10 (23) января Недалеко от монастыря вел отшельническую жизнь другой ученик Преподобного – Павел Обнорский, который три года провел в дупле липы. По благословению Сергия Радонежского построил Свято-Троицкий храм, вокруг которого возник монастырь, получивший название Павло-Обнорского. Павло-Обнорский монастырь Роман Киржачский Вместе с учителем построил храм на реке Киржач в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и основал обитель. После того как Сергий Радонежский вернулся в Троицкий монастырь, стал настоятелем Киржачского монастыря. Роман Киржачский: День памяти: 29 июля (11 августа) Воспитанный на трудах святых отцов, Роман особо поощрял книжные занятия своей братии. В обители много читали, переписывали богослужебные книги и святоотеческие труды. Ревностный подвижник Роман Киржачскиий в рукописных святцах XVII–XVIII веков именуется преподобным и чудотворцем. Свято-Благовещенский Киржачский женский монастырь Афанасий и Феодосий Череповецкие В середине XIV века монахи Афанасий и Феодосий поселились в Новгородском краю на Череповецком урочище при впадении реки Ягорбы в реку Шексну, где подвизались в иноческих трудах.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В ходе встречи обсуждались вопросы организации курсов на базе семинарии и 11 монастырей как дополнительных учебных площадок. Архимандрит Феофилакт рассказал участникам встречи об особенностях организации образовательного процесса, дал подробные комментарии по каждой учебной дисциплине, обозначил ход разрешения возможных затруднений. Члены выездной комиссии ответили на вопросы собравшихся, затем осмотрели помещения Вологодской духовной семинарии. Комиссия ознакомилась с материально-технической базой и состоянием библиотечного фонда. Члены выездной комиссии также встретились со слушателями курсов — насельниками Спасо-Прилуцкого монастыря. В тот же день комиссия посетила Заоникиеву Богородице-Владимирскую пустынь и Горне-Успенский женский монастырь г. Вологды. 6 июля выездная экспертная комиссия посетила Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь Вологодской епархии и архиерейское подворье «Александро-Куштский монастырь». 7 июля, в праздник Рождества Иоанна Предтечи, комиссия выехала в Кирилло-Белозерский мужской монастырь Вологодской епархии. По окончании Литургии члены комиссии ознакомились с материально-технической базой и состоянием библиотечного фонда, а также встретились со слушателями курсов. В тот же день члены комиссии посетили Воскресенский Горицкий женский монастырь. 8 июля выездная комиссия провела экспертную оценку готовности дополнительных учебных площадок в Череповецкой епархии . Утром в соборе прпп. Афанасия и Феодосия Череповецких г. Череповца, являющемся дополнительной учебной площадкой, состоялась встреча членов комиссии с епископом Череповецким и Белозерским Игнатием , в ходе которой обсуждались вопросы организации и работы курсов в монастырях Череповецкой епархии. Затем состоялась встреча членов комиссии с игуменами и игумениями монастырей Череповецкой епархии. Во встрече приняли участие: епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий; руководитель курсов иеромонах Ферапонт (Широков); проректор по научно-методической работе Вологодской духовной семинарии иподиакон Алексий Красиков; секретарь Череповецкой епархии, настоятель собора прпп. Афанасия и Феодосия Череповецких иерей Сергий Бондарь; настоятель Свято-Троицкой Филиппо-Ирапской мужской пустыни игумен Иов (Чернышов); настоятель Троице-Благовещенской Ефросино-Синоезерской пустыни игумен Феодосий (Белов); настоятельница Новолеушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря игумения Кирилла (Червова).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5828282...

(Афонск. Патер. Месяц. Вост. А. Сергия). Преподобн. Афанасия пустынника Преподобный Афанасий пустынник, называемый иначе «железный посох», был ученик святого Сергия. Еще при жизни преподобного Сергия, многие из его учеников, подражая учителю, отправлялись в пустынные места и способствовали основанию новых монастырей, которые являлись в одно и тоже время и прибежищами для ищущих уединения и могучим средством для населения пустынных стран. Афанасий вместе с преподобным Феодосием основали Череповецкий Воскресенский монастырь, около которого с течением времени возникла слобода. В 1780 г. эта слобода была обращена в уездный город Новгородской губернии, под названием Череповца (Пр. Макарий. Ист. Р. церкви. Т. 5-й). 6-е число Пр. Сисоя Великого. Св. муч. Лукии девицы и с нею Рикса, Антония, Лукиана, Исидора, Дюна, Дюдора, Кутония. Ароноса (Ориона), Капика и Сатура. Св. муч. Коинта. Свв. Мучч. Исавра дьякона, Иннокентия, Филикса, Ермия , Василия и Перегрина и с ними Руфа и Руфина. Свв. мучч. Марина и Марфы и чад их: Авдифакса и Аввакума и с ними Кирина, Валентина пресвитера, Астерия и иных многих. Св. Иулиании девицы, княжны Ольшанской. (Св. муч. Архиппа, Филимона и Онисима. Муч. Аполлония , Муч. Александриона. Муч. Епимаха. Пострадавших еще с Лукиею Анатолия, Серина, Апама, Виктора, Неаса, Аполлония, Паппиана). Пр. Сисоя Великого С юных лет св. Сисой стал думать об иноческой жизни. Образцом своим он избрал св. Антония Великого и, удалившись в Египетскую пустыню, жил в той самой горе, в которой подвизался св. Антоний. Окрестные жители считали пр. Сисоя великим чудотворцем и, приходя к нему, искали благословения, помощи и совета. Рассказывают, что однажды пришел к нему какой-то мирянин с маленьким сыном. Дорогою мальчик разболелся и умер. Отец нес своего мертвого сына к св. подвижнику с полною уверенностью, что последний возвратит ему жизнь. Положив мертвого мальчика к ногам святого, отец пал на землю, прося благословения Пр. Сисоя. Св. Сисой, не зная, что мальчик мертв, обратился к нему с следующими словами: «встань, дитя мое», и мертвый воскрес и пошел за своим отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Сентябрь 25 Сергий, игумен Радонежский, преподобный чудотворец – преставление «Слава Богу, показавшему нам житие мужа свята и старца духовна, преподобного Сергия в земли нашей Рустей» – так начинает сказание блаженный Епифаний о житии преподобного спустя 26 лет после его смерти. Велико значение преподобного как верного служителя Святой Троицы в истории Русской Церкви, русского подвижничества, русского просвещения и нравственного воспитания русского народа. Около 70 монастырей только было открыто преподобным, его учениками и учениками его учеников. В 1992 году исполнилось 600 лет со дня преставления преподобного Сергия, столпа Российстей Церкви, воспитавшего поколение святых и объединившего духом Православия полуязыческие племена северной и средней России в целое великорусское племя; преподобный – носитель крепкого, народного, русского, православного духа. Преподобный Сергий стал игуменом всея России и возбранным воеводой Русской земли. Это почувствовали у гроба его многие миллионы душ человеческих как у очага благодатного огня, забывая суету земную и духом переносясь в родную древность, в леса Радонежские, Древнюю Русь, воспевая: «Радуйся, от чрева матерня освященный и прежде рождения прославивый Святую Троицу». Великий печальник и заступник земли Русской родился от родителей Кирилла и Марии, добрых и богоугодных. Они строго хранили церковные уставы, помогали бедным. Их сын – краса Православной Церкви и опора родной земли – был избранник Божий. В воскресный день в храме на литургии младенец трижды возгласил во чреве матери – перед чтением Евангелия, во время пения Херувимской песни и при возгласе «Святая святым». Младенец прежде рождения явил всем знамение, что он будет служителем Святой Троицы. Мы знаем, что пророка Иеремию Бог от чрева матери предызбрал и освятил, также пророка Исаию. А Предтеча Иоанн еще во утробе матери узнал Господа, и матерь его с радостью пророчески возопила: Прииди Мати Господа Моего ко мне ( Лк. 1, 44 ). Господь досточудно еще до рождения преподобного явил ему Свою благодать и Божественное промышление.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010