Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА» Название композиции, основанной на сюжете из ВЗ (Исх 3. 1-6) и получившей развитие в христ. иконографии в связи с образом Божией Матери. Образы, связанные с видением прор. Моисея Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Миниатюра из Гомилий Иакова Коккиновафского. 2-я четв. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 54v) Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Миниатюра из Гомилий Иакова Коккиновафского. 2-я четв. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 54v) Уже в раннехристианской традиции в прообразовательные толкования видения Купины Неопалимой прор. Моисеем (Исх 3. 1-6) входила мариологическая трактовка (согласно свт. Кириллу Александрийскому (376-444) - прообраз Воплощения: Господь стал доступен для человека через Его вселение в храм Девы). У прп. Иоанна Дамаскина (2-я пол. VII в.- 754) этот сюжет ВЗ в связи с Пресв. Богородицей не только встречается в богослужебной поэзии, но и фигурирует в качестве аргумента в защиту иконопочитания («Купина была образом Богоматери и… если земля, на которой явился Моисею образ Богородицы, есть земля святая, то во сколько раз больше этот образ?» - Ioan. Damasc. Contr. imag. calumn. 2. 20). Вмц. Екатерина и Богоматерь «Неопалимая Купина». Икона. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Вмц. Екатерина и Богоматерь «Неопалимая Купина». Икона. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Одним из ранних примеров введения в изображение сцены на горе Хорив образа Божией Матери является миниатюра фрагмента «Христианской топографии» Космы Индикоплова, подшитой к «Физиологу» в рукописи из б-ки Евангелической школы в Смирне (кон. XI в., Smyrn. Evang. В 8. Fol. 166/166v; рукопись сгорела в 1922): над изображением прор. Моисея, снимающего сандалии перед горящим кустом, помещен уподобляемый горе образ Божией Матери с Младенцем (см.: Этингоф О. Е. Иконография ветхозаветных прообразов Богоматери средневизант. периода// Она же. Образ Богоматери: Очерки визант. иконографии XI - XIII вв. М., 2000. С. 21-22. Ил. 29). На миниатюре в Гомилиях Иакова Коккиновафского о Пресв. Деве (Vat. gr. 1162. Fol. 54v, 2-я четв. XII в.) раскрыта тема Воплощения - в горящем кусте изображен Христос Еммануил. В зап. конхе ц. Богоматери мон-ря Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун в Египте сохранилась уникальная композиция «Благовещение с пророками» (XII в.), где прор. Моисей представлен держащим свиток со словами о Неопалимой Купине, а над Богоматерью изображено дерево, окруженное огнем. На иконе «Богоматерь с пророками (Киккотисса)» (нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) и на близкой к ней по иконографии иконе кон. XII в. (ГЭ) прор. Моисей, входящий в число пророков, окружающих Богоматерь на престоле, показан стоящим рядом с горой, на к-рой изображен объятый пламенем куст. Богоматерь в горящем кусте помещена в центре верхнего поля створки иконы-диптиха «Богоматерь с Младенцем. Мч. Прокопий» (4-я четв. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

С 1851 г. начата каменная церковь по плану архитектора Лоскова. За постройкой, кроме архитектора, наблюдали: техник Михаил Чернышев, строительная комиссия, благочинный, гдовский протоиерей Федор Быстреевский, местный священник, церковный староста крестьянин дер. Луневщины Иван Ипатов и губернский секретарь Ал. М. Турчанинов. Из купцов участвовали: петербургский купец Мартемьян Екимов и гдовский купец В. Т. Свечников. Жертвователями на храм, кроме Екимова и Свечникова, были петербургские купцы П. Денисов и Н. Елисеев; пожертвовано было 3 494 руб. 30 коп. Главный алтарь во имя св. Афанасия освящен 12 сентября 1855 г. Антиминс на престоле старый, освященный преосв. Венедиктом 22 ноября 1837 г.; придел во имя Преображения освящен 25 сентября 1856 г.; в нем также антиминс старый 1810 г.; придел во имя Иоанна Предтечи освящен 12 января 1858 г., антиминс его освящен митрополитом Григорием 11 августа 1857 г. Высота храма около 10 саж., ширина и длина – 8 саж. Из пяти куполов средний – каменный, остальные деревянные. Храм покрыт листовым железом; крыша окрашена медянкою; пол храма деревянный, выкрашен желтой масляной краской. Колокольня каменная, восьмиугольная, крыта листовым железом, окрашена медянкою; кресты железные, вызолоченные. Высота колокольни около 12 саж. В храме 9 окон с железными решетками; трое дверей; три крыльца из плиты и цоколя, каждое в 5 ступеней. Иконостасы в 3 яруса, деревянные, резные, с позолотой; иконы писаны Михаилом Ивановичем Чернышевым. В храме замечательны: древняя икона св. Афанасия в серебряной ризе; древняя икона Феодоровской Божией Матери, серебряная, с вызолоченным венцом, риза ее обновлена В. Т. Свечниковым; два старинных образа Преображения и Скорбящей Божией Матери, в ризах, обновленных усердием прихожан; плащаница на холсте, с каймою и украшениями из малинового бархата, со словами и кистями из золота; она сооружена прихожанами, купцами В. Каробановым, А. А. Пахомовым, крестьянами деревни Луневщины И. Ипатовым, П. Степановым и др.; запрестольный образ в главном алтаре Св. Троицы, пожертвованный Турчаниновым и небольшой образ Казанской Божией Матери в серебряной ризе с позолоченным венцом и с украшениями из драгоценных камней, пожертвованный крестьянином Д. Ипатовым.

http://sobory.ru/article/?object=37494

В нач. 1663 г. Л. снова был вызван в Москву, где стал 1-м архиереем на Соборе по делу о самовольном оставлении кафедры при Архангельском соборе Московского Кремля бывшим Суздальским архиеп. Стефаном. В февр. 1665 г. участвовал в заседаниях по делу о смещении Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) с поста местоблюстителя Патриаршего престола. В февр.-сент. 1666 г. Л. принимал участие в заседаниях Собора рус. архиереев о церковной реформе и судьбе опального патриарха. 2 нояб. 1666 г. по царскому поручению Л. встречал Восточных патриархов в Москве на Лобном месте и произнес приветственную речь, после чего сопровождал их в Новоспасский мон-рь. Подписи Л. стоят под основными решениями Большого Московского Собора 1666-1667 гг.: 12 дек. 1666 г.- о низложении патриарха Никона, об утверждении церковной реформы и др. В нач. июня 1668 г. царь отпустил из Москвы патриарха Александрийского Макария. Л. было предписано встретить его в Казани и проводить до Симбирска. Несмотря на длительные периоды пребывания в Москве, Л. немало сделал и для своей епархии. В 50-60-х гг. XVII в. происходило активное заселение и освоение территорий Казанского края, что было связано с завершением строительства Симбирской (1654) и Закамской (1656) засечных черт. Мон-ри способствовали распространению христианства в крае. Л. активно участвовал в обустройстве в 30 км от Казани основанной в 1-й пол. XVII в., но запустевшей Раифской Богородицкой пуст. (см. Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери мужской монастырь ). В 1662 г. Л. дал разрешение преобразовать пустынь в мон-рь, лично посетил ее, назначил строителя иером. Савватия, пожертвовал средства на строительство 3 церквей. Главной святыней мон-ря стала чудотворная Грузинская икона Божией Матери , происхождение которой также связано с Л. В 1661 г. по распоряжению владыки была снята копия с прославленного в 50-х гг. XVII в. по инициативе патриарха Никона чудотворного образа, хранившегося в Красногорском Богородицком мон-ре под Архангельском. В 1662 г. копия была принесена в Раифский мон-рь, от нее стали происходить чудеса. В память об этих событиях Л. установил ежегодный крестный ход (31 июля) с иконой из мон-ря в Свияжск. Еще один ежегодный крестный ход (26 июня), установленный Л., совершали с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия» из Седмиезерной Богородицкой пустыни в Казань. В течение месяца икона пребывала в городских храмах. По распоряжению Л. началось составление описания истории Седмиезерной пуст. и чудес от иконы, прославление к-рой состоялось в нач. 50-х гг. XVII в. и было связано с избавлением города от морового поветрия.

http://pravenc.ru/text/2462459.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 2 (75) , (2) . в этом году (за прошлые годы с 2018-12-26) Происхождение изображения: Загружено 2018-12-26, анонимно. Описание: 3 мая 2016 года в Покровском кафедральном соборе г. Астрахани митрополит Астраханский и Камызякский Иона торжественно передаст в руки епископа Ахтубинского и Енотаевского Антония древнюю икону Божией Матери «Иверская», которая в начале XX века почиталась как главная святыня возрождаемого ныне Воскресенско-Мироносицкого женского монастыря в с. Зубовка Черноярского района Астраханской области. Иверская икона Пресвятой Богородицы была написана на святой горе Афон и находилась в собственности известного подвижника настоятеля Афонского Ильинского скита иеросхимонаха Товии, в 1887 году была передана архиепископу Херсонскому и Одесскому Платону «в знак глубочайшего высокопочитания и незабвенной памяти», а по его кончине в 1891 году – в Киево-Печерскую Успенскую Лавру. Новообразовавшемуся Воскресенско-Мироносицкому женскому монастырю чудотворный образ был пожертвован в благословение от Высокопреосвященнейшего Флавия, митрополита Киевского и Киево-Печерские Лавры священно-архимандрита в 1904 году. Здесь она висела над царскими вратами главного придела Троицкого собора. Во время чтения акафиста её спускали на шёлковых шнурках для благоговейного поклонения молящихся. По углам иконы, в ковчежцах, вложены частицы мощей: святого апостола Андрея Первозванного, святителя Афанасия, Патриарха Александрийского священномученика Фоки и преподобного Нила Афонского. Считается, что икона могла быть изготовлена в Афонском Пантелеимоновом монастыре. По крайней мере, части святых мощей, малые частицы от которых вложены в икону, все обретаются там, в соборе Покрова Пресвятой Богородицы. После закрытия обители икона попала в Покровский кафедральный собор, где пребывала 70 лет. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Иверская (Вратарница, Портаитисса) " .

http://pravicon.com/image-33348

Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор посетил Северную Осетию 31 августа 2010 г. 19:31 Блаженнейший Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II , посещающий с частным визитом Северный Кавказ , побывал 29 августа в Северной Осетии. В этот день Предстоятель Александрийской Православной Церкви встретился с главой республики Т.Д. Мамсуровым, председателем правительства Н.А. Хлынцовым и другими официальными лицами, сообщает сайт «Православная Осетия» . Блаженнейший Патриарх Феодор, в сопровождении архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана , а также благочинного православных церквей республики протоиерея Василия Шауэрмана и духовенства Северо-Осетинского благочиния, посетил Свято-Успенский Аланский мужской монастырь, расположенный в Фиагдонском ущелье. В строящемся монастырском храме в честь Иверской-Моздокской иконы Божией Матери Блаженнейший Патриарх Феодор поклонился Моздокскому образу, особо чтимому в Осетии. На протяжении многих веков чудотворная икона — дар святой благоверной царицы Тамары — пребывала в часовне, расположенной в том же ущелье. В конце XVIII века святыня была перевезена в Моздок переселившимися на равнину горцами. В годы Великой Отечественной войны чудотворная икона была утерян, но в храмах Осетии находятся несколько ее чтимых списков. «Мы рады встречать Вас на земле Осетии, где христианство имеет глубокие исторические корни, — сказал архиепископ Феофан, приветствуя Блаженнейшего Патриарха Феодора. — По преданию, здесь проповедовал слово Божие апостол Андрей Первозванный. Ваш визит как Предстоятеля одной из древнейших Православных Церквей, основанной апостолом и евангелистом Марком, имеет большое историческое и духовное значение для народа Осетии». В свою очередь Блаженнейший Патриарх Феодор поблагодарил архиепископа Феофана за теплые слова и выразил желание вновь посетить Осетию. В заключение визита Блаженнейший Владыка посетил мемориал «Город Ангелов» в Беслане, где покоятся жертвы теракта в бесланской школе 1. К «Древу скорби» были возложены цветы, а у могил погибших Блаженнейший Патриарх Феодор пропел вечную память всем невинно убиенным. Патриархия.ru   Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1264628.ht...

На предполагаемом месте захоронения членов Священной дружины      «Встреча» с владыкой Германом Храм Святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, где собираются родные Владыки Германа (Ряшенцева)      По прибытии в Москву мы вместе с супругом отправились до станции метро «Кропоткинская», где в Филипповском переулке располагается храм святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, – место ежегодной встречи родных святого. А войдя в церковь, тотчас из всех храмовых икон выбрали только одну – ее мы увидели сразу: образ священномученика Германа (Ряшенцева)! – Вы тоже нашего владыку почитаете? – слышим голос за спиной, как выяснилось потом – казначея храма Ирины Петровны. В храме Святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке      А узнав о нашем расследовании, проведенном в месте последней ссылки владыки Германа, в Сыктывкаре, Ирина Петровна сказала, что нам непременно нужно встретиться с настоятелем храма отцом Михаилом. К сожалению, батюшка в день нашего визита был болен. Поэтому пообщалась с нами его супруга. Матушка Наталья рассказала, что икона была написана ученицей иконописца, реставратора, профессора Православного Свято-Тихоновского богословского института Ирины Ватагиной. В написании образа помогли сохранившиеся фотографии владыки. Матушка Наталья (слева) с прихожанкой храма Мариной      Адресат Конечно, я ждала удобного случая, чтобы расспросить мою собеседницу о том, как в московском храме Афанасия и Кирилла владыку Германа стали чтить особо и при большом стечении его родных. Возможность побеседовать представилась во время трапезы, которая каждый раз в храме Афанасия и Кирилла проходит после службы. – Дело в том, что мой супруг прочел письма владыки Германа: переписанные кем-то, они были адресованы Вере Тимофеевне и Наталье Александровне Верховцевым, – рассказала матушка Наталья. Отец Михаил благословляет прихожан      Продолжил же эту удивительную историю знакомства с владыкой Германом уже сам батюшка Михаил, с которым мы наконец встретились сразу после службы в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери:

http://pravoslavie.ru/106385.html

В монастыре разместили приемный пункт скотозаготовок, и «подклеты зданий музея-монастыря были заполнены скотом», затем приехала комиссия с целью подбора помещений и устрой­ства колонии для 100 «дефективных детей и подростков». Только вмешательство архитектурного отделения Главнауки Наркомпроса позволило добиться отмены этих решений. И нужно склонить голову перед подвигом художников-реставраторов, искусство­ведов, музейных работников, не давших уничтожить бесценные памятники древнерусского искусства. Порой рискуя жизнью, они спасали, прятали святыни, они шли против богоборческой власти — и они победили. Работы по реставрации и изучению памятников Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей идут уже не одно Десятилетие. Ведут их реставрационные и научные организа­ции, музеи - Русский, Третьяковская галерея, имени Андрея Рублева, по которым разошлись спасенные святыни из Кирилло-Белозерского монастыря. Сама чудотворная икона Божией Матери «Одигитрии» Кирилло-Белоезерской попала в Третья­ковскую галерею. Богоборческая власть пала. И радостно, что восстанавлива­ется православная жизнь в этом святом для каждого русского человека месте, куда некогда стекались тысячи паломников со всей России, чтобы припасть к живому роднику святости. 28 ав­густа 1997 года торжественно отпраздновали шестисотлетие со дня основания монастыря. Крестный ход собрал тысячи людей со всей России. В тот день сияла на небе радуга, словно и Силы Небесные радовались тому, что эта обитель не погибла, а теперь и снова возрождается в былом величии. В 1999 году монастырь был официально возвращен Церкви. Преподобный Кирилл окончил свой земной путь в 1427 году, 9 июня, в день памяти тезоименного ему святителя Кирилла, ар­хиепископа Александрийского, и в том же XV веке был причислен к лику общерусских святых. Покоится он за стеною Успенского собора своего монастыря. Позднее над его гробницей была вы­строена особая небольшая церковь и в ней сооружена велико­лепная вызолоченная серебряная рака, попавшая затем в музеи Московского Кремля, — мощи же преподобного пребывают ныне в менее пышной, но искусно, в древних традициях исполненной раке работы современного иконописца Алексея Нитецкого. Цер­ковная память святому Кириллу празднуется 9 (22) июня.

http://pravicon.com/info-3709

Третья часовня была на Угличском тракте, примерно в версте от монастыря. Я в ней не бывал, а поэтому вид ее не описываю. Кирпичная, под железной крышей, без окон. Четвертая часовня была в г. Мологе. Это прекрасное здание с примыкающим к нему жилым помещением, в котором жили 5–6 монастырских инокинь. И стояла в часовне икона – подобие и мера монастырской Тихвинской Божией Матери. Еще была часовня в Рыбне на Стоялой улице. А рядом с ней двухэтажный каменный дом с надворными постройками. Этим подворьем заведывала энергичная монахиня Зинаида. Монастырь был обнесен, как бы оградой, жилыми помещениями, т. е. корпусами. Первый – с южной стороны, двухэтажный. В нем помещалась игумения и другие административные лица обители. Второй корпус был с западной стороны. В нем было шесть крыльцов, а посредине корпуса Святые ворота, на которых было больших размеров изображение Святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. А над ним в облаках икона Тихвинской Божией Матери, держимая двумя ангелами. Верх ворот венчала башня, над коей был флюгер в виде ангела с трубой, и во время ветра издавался звук, как говорили, «Трубный Глас». Привратницей была монахиня Лариса Кузнецова. В юго-западном подъезде в верхнем этаже помещалася живописная мастерская во главе с преподавателем художником Петром Антонычем Жуковым, под наблюдением монахини Анны Петровны. Тут же были помещения, где вышивали золотом, гладью, бисером, делали высокохудожественные цветы из воска, шерсти и тому подобное. Этим всем заведывала монахиня Иоанафана. Тут же была портняжная и чеботарня. В других подъездах жили монахини. В северо-западном углу помещалась просворня, где приготовляли для богослужения просфоры. Северный корпус был двухэтажный, посредине ворота. В северо-восточном углу помещалась трапезная и кухня, на потолке было изображение Взятие Богоматери на Небо, а по стенам старинные портреты патриарха Никона и много других. В нижнем помещении была хлебопекарня, квасная и другие подсобные помещения. Четвертый, восточный, одноэтажный корпус был занят Молоковой, где перерабатывали молоко на продукцию, как-то: вырабатывали сыр, масло, прессованную сметану и другие молочные продукты, и все это в большом количестве возили в г. Рыбинск, где сдавали в торгующие организации. Тут же был большой ледник и помещение, где хранился мед. В этом же корпусе была посудная и так называемая «рухальная», где хранилось всякое барахло, кому что надо.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Пресвятой Богородицы Загаецкая Местночтимый чудотворный образ, связанный с историей свт. Иоанна Милостивого мужского монастыря в с. М. Загайцы Шумского района Тернопольской области (Тернопольская и Кременецкая епархия УПЦ). Монастырь основала во 2-й четверти XVII века вдова полковника Речи Посполитой Константина Ярмолинского Ирина по благословению православного митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого; 1620-1631) в своем имении Загайцы Кременецкого повета Волынского воеводства. Монастырю были пожертвованы земли, в обитель были сделаны богатые вклады на сооружение храма и келий. В начале XVIII века потомки Ярмолинской отступили от православной веры. С 1709 года монастырь принуждался к переходу в унию, в 1721 году он стал униатским. В 1749 году владелец Шумска Стефан Ярмолинский подарил монастырю икону Божией Матери с Младенцем, которая стала называться «Загаецкая». Согласно преданию, икона была обретена в лесу близ Загайцев во времена прп. Иова Почаевского (1550-1651). В 1794 году монастырь возвращен в лоно Православия и существовал до упразднения в 1964 году (официально открыт 18 октября 2007). Празднование Загаецкой иконе было установлено в 1933 году в 1-ю неделю после Успения Пресвятой Богородицы. Образ сохранялся в церкви во имя свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (заложена в камне около 1636), до 2006 года, когда в ночь на 23 января, во время вооруженного ограбления монастыря, Загаецкая икона была похищена. Место ее пребывания до настоящего времени не известно. На Загаецкой иконе (размеры 50х80 см) представлена Богородица типа Одигитрия с Младенцем Христом на левой руке. Извод обладает специфическими чертами, в комплексе делающими икону хорошо узнаваемой. Руки Богородицы скрещены впереди, пальцы правой руки, лежащей поверх левой, сложены двуперстно. Младенец правой ручкой именославно благословляет, а левой прижимает к груди вертикально поставленный кодекс; из-под длинного хитона видны стопы, причем стопа правой ножки развернута наружу, как на Тихвинской иконе Божией Матери.

http://pravicon.com/info-788

Рославль. Спасо-Преображенский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не позже 1560. Ссылки:   Адрес: Россия, Смоленская область, г. Рославль, ул. Пролетарская, д. 52 Координаты: 53.951754, 32.862622 Изменить описание Храмы монастыря: Собор Спаса Преображения Церковь Александра Невского Часовня Тихвинской иконы Божией Матери Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Спасо-Преображенский мужской монастырь впервые упоминается во второй половине XVI в. В 1764 г. был оставлен за штатом, затем упразднен. В 1864 г. восстановлен. Два храма: собор во имя Спаса Преображения (1811-1819 гг.) и Александро-Невский храм (1857-1872 гг.). Окружен оградой с тремя башнями и воротами в псевдорусском стиле (1811-1819). Действует с 1996 г. Спасо-Преображенский монастырь, заштатный, в монастырской слободе города Рославля. Основан до 1560 года; в конце XVIII века обращен в приходскую церковь; восстановлен в начале XIX века. Здесь находятся две местно чтимые иконы: Тихвинская икона Божией Матери и святой великомученицы Варвары. Монастырю принадлежит в 3 верстах от него Кирилловская часовня. Здесь хранится древняя икона святых Афанасия и Кирилла Александрийских. Сюда 19 апреля совершается из монастыря крестный ход в память спасения государя императора Николая Александровича в бытность его наследником от угрожавшей ему в 1891 году опасности в Японии. Близ часовни монастырская школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» На высоком берегу реки Становки возвышается внушительный архитектурный ансамбль Спасо-Преображенского мужского монастыря. Центральное место в нем занимает пятиглавый Преображенский собор. В 2004 году исполняется 185 лет со дня построения и освящения этого храма. На том месте, где сейчас возвышается монастырский собор, в 1632 г. была построена одноглавая деревянная церковь во имя Преображения Господня. Она просуществовала до начала XIX в. К этому времени она настолько обветшала, что зимой даже снег проникал внутрь здания сквозь прогнившие кровлю и стены.

http://sobory.ru/article/?object=00469

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010