Название села Страшевичи произошло, по преданию старожилов, от расположения его в непроходимой лесной и болотистой местности, наводившей на путников страх. Приход села состоит из четырех селений: собственно села Страшевичи, деревень: Нового Каплина, Копыловки и Чемодурово. Прихожане принадлежат к крестьянскому сословию, занимаются земледелием. Всех прихожан по исповедным ведомостям 19012 г. значится 2065 душ обоего пола. В XVII и в начале XVIII вв., как упоминается в «Истории Орловской епархии», в селе уже существовал ветхий храм во имя апостолов Петра и Павла. В 1731 г. построен был деревянный храм во имя свв. Афанасия и Кирилла. Храм этот просуществовал до 1812 г., когда был перестроен старанием и на средства генерал-майора М. П. Бахтина. В 1831 г. помещик А. С. Бахтин, бывший церковный староста села Страшевич, на свои личные средства к существующему храму пристроил просторный и равный по величине самому храму придел, тоже деревянный, во имя Боголюбской Божией Матери. Он же построил и деревянную колокольню. В 1901 г. утвержден выработанный Строительным комитетом проект постройки нового каменного храма. В храме находилась до 1841 г. икона Боголюбской Божией Матери, особенно чтимая прихожанами. Икона помещалась в киоте с вызолоченною резьбою, под балдахином на четырех колоннах. Икона не была внесена в церковную опись и считалась собственностью рода Бахтиных. Когда между наследниками и причтом возник спор о праве владения иконою, дело высшею инстанциею суда было решено в пользу наследников Бахтина, и икона была из храма села Страшевичи перевезена в 1841 г. в церковь села Юрьевска Боровского уезда. В 1845 г. архимандрит Боголюбова монастыря Феофил, справившись предварительно у причта о размере киота, в котором помещалась икона, прислал им точный список иконы Боголюбской Божией Матери, каковая икона и поставлена была на место взятой из храма. Замечательна также по своей древности икона-складень Смоленской Божией Матери. Часовен в приходе нет. При церкви помещается вместе с церковною караулкою здание земского сельского училища. Капиталов на содержание храма не имеется, так как бывший церковный капитал в 7 013 руб. вместе с попечительским в 1 068 руб. обращен в строительный.

http://sobory.ru/article/?object=00684

Афанасия и Кирилла, на Сивцевом вражке, построена в 1514 году, а в 1815 году возобновлена. Главный храм в честь Воскресения Христова. Приделы: 1) Афанасия и Кирилла Александрийских ; 2) Николая Чудотворца. В сем храме чудотворная икона Спаса Нерукотворенного. Благовещения Пресвятой Богородицы, на Бережках, построена в 1413 году, а в 1845 году возобновлена. Приделы: Святого Николая Чудотворца; Мученика Иоанна Воина. В сем храме особо чтимая Коневская икона Божией Матери. Благовещения Пресвятой Богородицы, за Тверскими воротами, когда построена неизвестно. Приделы: 1) Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев 2) Святого Николая Чудотворца. Благовещения Пресвятой Богородицы, В Петровском парке. Приделы: 1) Ксенофонта и Марии 2) Симона Богоприимца и Анны Пророчицы. Благовещения Пресвятой Богородицы, при доме Четвёртой гимназии, на Покровке, построена в 1742 году. Благовещения Пресвятой Богородицы, При доме Шипова на Лубянке, построена в 1864 году. Богоявления Господня, в Дорогомилове, когда первоначально построена неизвестно. Приделы: 1) Божией Матери Утоли моя печали; 2) Святого Николая Чудотворца. Богоявления Господня, в Елохове. В 1731 году построена каменная вместо деревянной. Приделы: 1) Благовещения Пресвятой Богородицы; 2) Святого Николая Чудотворца. В сем храме особо чтимая икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Богоявления Господня, в доме князя Урусова, в приходе Святой Троицы, в Зубове. Бориса и Глеба, у Арбатских ворот, построена в 1764 году. Приделы: 1) Казанской Божией Матери; 2) Воскресения Христова; 3) Положения Ризы Пресвятой Богородицы; 4) Марии Магдалины. Бориса и Глеба, на Поварской улице, построена в 1801 году. Главный храм в честь Нерукотворенного образа Спасова. Приделы: 1) Бориса и Глеба; 2) Смоленской иконы Божией Матери. Варвары Великомученицы, на Варварке, построена в 1514 году, а в 1796 году перестроена. В сем храме чудотворная икона Варвары Великомученицы и часть мощей её. Варвары Великомученицы, в Варваринском Сиротском училище, близ Донского монастыря, построена в 1848 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Полный текст на форуме сайта http://www.вязники-краевед.рф/forum/23-49-1#268 ... В Мстере есть ... приходская церковь во имя св. Иоанна Милостивого. Церковь эта находится вблизи Богоявленской. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-30 гг. за детьми князя Ромодановского значится: «отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстере, а на погосте церковь Богоявления Господа Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх, а в церквах образы, книги, ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви 2 кельи черных попов, 2 кельи крылошан, келья старца и двор попа Ефима…» Из раздельной описи слободы Мстеры 1710 г. видно, что при церкви Иоанна Милостивого с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери был женский монастырь. Когда и кем основан этот монастырь и та ли эта церковь, что и в 1628 г., или уже новая, сведений о том не сохранилось. Можно думать, что это был как бы домовый монастырь княгинь Ромодановских, из коих в синодике некоторые значатся схимонахинями. В 1710 г. в этом монастыре была еще церковь во имя Филиппа Митрополита. В 1764 г. женский монастырь был упразднен и Иоанновская церковь обращена в приходскую. В 1809 г. вместо деревянной церкви устроен существующий в настоящее время каменный храм во имя св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон достопримечательны: храмовая икона св. Иоанна Милостивого древнего письма, изображение св. Иоанна украшено жемчужной ризой, а изображения других святых, изображенных на иконе – серебряной вызолоченной; икона Николая, чудотворца Можайского, икона украшена серебряной вызолоченной ризой; икона св. Троицы в серебряной вызолоченной ризе; древняя икона Воскресения Господня в такой же ризе; древняя икона св. Филиппа, митрополита Московского; а также деисус древнего письма и древняя резная из дерева плащаница. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается около 1200 руб. в год. Дома для членов причта церковные. Приход состоит из части слободы Мстеры, 217 дворов, в коих по клировым ведомостям числится 649 душ муж. пола и жен. пола 722 души.

http://sobory.ru/article/?object=01894

Греция кон. XIII века 19 августа, в день Преображения Господня Чудотворная икона «Всемилостивая Заступница». В алтаре в замечательно украшенных ковчегах хранится около 200 частей мощей 70 святых. 23226 (Кутлумуш) Греция 1363 г. 19 августа, в день Преображения Господня Чудотворная икона Богородицы «Геронтисса», что зна­чит «Ста­ри­ца» или «На­сто­я­тель­ни­ца». Мощи вмч. Феодора Стратилата, часть щита вмч. Меркурия, иконы XIV века. 23880 (Пантократор); 23404 (Ильинский скит) Греция 22 марта, в день Сорока мучеников Севастийских 27 сентября, в день Воздвижения Креста Болгария 6 мая, в день св. Георгия Победоносца Чудотворные иконы Богородицы «Акафистная» и «Услышательница. Две переносные иконы вмч. Георгия. Греция 21 ноября, в день Архистратига Михаила 14 октября, в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы В специально устроенной часовне находится чудотворная икона Богородицы «Скоропослушница» ( X в.). Греция кон. X века 12 июля, в день апп. Петра и Павла Честная глава апостола Варфоломея. Греция 7 апреля, в день Благовещения 6 сентября в день преп. Козьмы Этолийского Чудотворная икона Богородицы « Сладкое Лобзание» . Нетленная благословляющая десница Иоанна Златоуста, стопа вмч. и целителя Пантелеимона, мощи вмц. Марины. Греция 1257 г. 7 января, в день Рождества Христова 4 августа, в день св. Марии Магдалины Часть мощей (левая рука) св. Марии Магдалины, части мощей вмц. Варвары и прмц. Евдокии. Греция 15 февраля, в день Сретенья 10 августа, в день св. Павла Ксиропотамского Дары волхвов, частицы мощей св. Григория Богослова, Максима Исповедника, прмч. Калиника, Василия Великого, глава Феодоры Александрийской. 23741 (монастырь св. Павла); 23736 (Лаккоскити); 23629 (Новый Скит) Греция 1541 г. 19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца Мозаичная икона Николая Чудотворца, обретённая в море, частицы мощей св. Василия Великого, Иоанна Златоуста , Григория Богослова , архидиакона Стефана, 40 Севастийских мучеников, Феодора Стратилата, Амвросия Медиоланского, Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/palomnik/Афон

Первыми строителями монастыря были вольские мещане Александр Алексеевич (†1858) и Евдокия Титовна (†1863) Леонтьевы, выстроившие к осени 1858 года большой деревянный дом, ставший первым жилищем сестер. После смерти мужа Евдокия Титовна поселилась в монастыре и была назначена настоятельницей обители; в этой должности она оставалась до самой своей смерти. Она построила еще четыре поместительных деревянных дома, купила 11 десятин превосходного фруктового сада, приобрела 50 десятин пахотной земли в Новоузенском уезде. В монастыре установилось ежедневное келейное правило, чтение псалтири по умершим. После смерти Евдокии Титовны обителью управляла до 1867 года вольская мещанка Агафья Евдокимовна Ермолина. В это время число сестер увеличилось до пятидесяти, по благословению Саратовского епископа святителя Иоанникия II были выстроены Успенская Церковь, больница и богадельня для престарелых. 10 октября 1865 года Преосвященный Иоанникий освятил храм, а 19 октября 1866 года обитель получила статус общины. Начальницей ее была назначена монахиня Саратовского Крестовоздвиженского монастыря Еванфия. Она настоятельствовала в монастыре двадцать два года. Ее стараниями был выстроен обширный, теплый и светлый храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, который Преосвященный Иоанникий освятил 9 июня 1872 года. В 1875 году был устроен придел к нему во имя св. Николая Чудотворца. 13 июня 1892 года община была возведена в степень женского общежительного монастыря, и в его стенах на праздник Воздвижения впервые был совершен монашеский постриг сестер. 25 июля 1899 года Саратовским епископом Иоанном (Кратировым) была освящена трапезная церковь во имя святителя Афанасия Александрийского и Св. праведной Елисаветы. В годы Первой Мировой войны насельницы монастыря не оставались в стороне от широко развернувшейся благотворительной деятельности вольских церквей. Помимо денежной помощи семьям воинов, призванных в действующую армию, монастырь принял на воспитание 5 девочек-сирот. Чтимыми святынями обители была мироточивая Иверская икона Божией Матери, по молитвам перед которой город миновала холера и икона Божией Матери, называемая «Скоропослушница». Сохранилась другая чтимая в монастыре Иверская икона Богородицы. Лишенная драгоценного оклада, потемневшая от времени она находится сейчас в Вольской Благовещенской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=32248

Она была сожжена и полностью разрушена. К счастью, икона уцелела. Между 1600 и 1650 годами монастырь возрождается, но пятьюдесятью годами позже из-за налогового гнета он перешел на положение подворья монастыря св. бессребреников Козьмы и Дамиана в Фини. Это продолжалось с 1703 по 1760 годы. Русский паломник Василий Барский в 1735 году посетил обитель. В его хождении церковь описывается как небольшая и бедная, при которой живет один-единственный монах. В 1842 году обитель постигло бедствие: сильный пожар уничтожил монастырские строения. Усилиями игумена Мелетия (1838-1854) монастырь был вновь отстроен, и именно тогда сооружается главный храм, дошедший до наших дней. Его украсили новый иконостас, амвон, были приобретены богослужебная утварь и сосуды. Как Киккский монастырь и святая обитель Махера, Троодитисса в эти годы опекала свою школу. В 1856 году при игумене Германе был сооружен деревянный позолоченный иконостас, по своему изяществу и красоте стоящий в одном ряду с иконостасами главного храма Киккской обители и храма св. Лазаря в Ларнаке. Уже в нашем веке, когда монастырь оказался под угрозой опустения и число насельников уменьшилось, митрополит Пафосский Леонтий пригласил четырех братьев из обители Ставровуни, перевел его в разряд киновийных (общежительных) под началом отца Дамаскина. Его дело продолжил архимандрит Панкратий, прибывший из Александрийской патриархии по приглашению митрополита Леонтия. Усилиями Панкратия и с помощью Богородицы в монастырь пришли дни благополучия и достатка. Святыня монастыря чудотворная икона Богоматери в 1799 году была украшена серебряным окладом трудами иконописца Иоанна Крита. На окладе Богородица держит Христа на правой руке, увенчанная двумя Ангелами. Чудотворная икона Божией Матери Троодитисса известна тем, что по обращениям к ней многие бездетные женщины получали и получают дар чадородия, исцеляясь от недугов, перед которыми бессильными оказываются самые лучшие врачи. Чудотворная икона Троодитисса, если взглянуть на нее с алтарной стороны, необычна.

http://elitsy.ru/holy/temple/25598/

Книга «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» (Ярославль, 1861 год. Составил секретарь Ярославской духовной консистории Крылов А. П.) Мологский Афанасьевский женский монастырь в 3 верстах от города Мологи, близ реки Мологи. Основан в 1793 году. Церквей 4, все каменныя, прочныя: 1) зимняя — во имя Святой Живоначальной Троицы, трехпрестольная: с правой стороны — в честь Царицы Небесной Всех Скорбящих Радости, (24 октября); с левой — в честь Святых Афанасия и Кирилла, Александрийских Чудотворцев, память их 18 января. Эта церковь построена до основания монастыря. 2) Летний собор в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. С правой стороны придел во имя Божией Матери Тихвинской, (28 июня). С левой — в честь Святого Николая Чудотворца, (9 мая). Собор выстроен в 1840 году, на средства монастыря. 3) В честь Успения Божией Матери, (15 августа). Каменная, однопрестольная. Устроена в 1826 году на средства монастыря и 4) кладбищенская, летняя церковь, в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя, (29 августа). Каменная, однопрестольная. Построена в 1890 году на средства монастыря. Главная святыня Чудотворная икона Божей Матери. Сия святая икона была принесена в дар бывшему на месте настоящего женскаго монастыря мужскому Афанасьевскому монастырю в 1370 году великим князем Фёдором Михайловичем, Ярославским Чудотворцем, и по сходству начертания носит название Тихвинской. Часть мощей Святых Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Часовни: 1) в городе Мологе на площади, с жилым помещением для сестёр, построена в 1846 году, 2) в городе Рыбинске на Преображенской улице, с помещением для сестёр, построена в 1871 году, 3) в 0,25 версты от монастыря по Череповецкой дороге, построена в 1829 году и 4) часовня в ограде монастыря, построена в 1826 году. Все каменныя. Земли 330 дес. 554 кв. саж. Дом каменный в Мологе. Каменныя торговыя лавки в городе Мологе и деревянный флигель. Разныя усадебныя постройки при монастыре. Монастырский капитал в процентных бумагах заключается в 184 621 руб. Церковно-приходская школа. Из монастырской домашней аптеки выдаются безплатныя лекарства соседним крестьянам и детям школьникам, по совету врача, посещающаго раз в неделю монастырскую больницу.

http://sobory.ru/article/?object=33463

Преподобный Афанасий представился в своей обители в глубокой старости и был погребен на одном из мысов Рощинского озера. Над могилой была воздвигнута церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Нашествие Литвы и шведов в начале XVII века истребило письменные свидетельства о времени и трудах первоначальника пустыни. До этого несчастного события обитель процветала: храмы Божии удивляли своим благолепием, хозяйство изобиловало всеми угодьями. В начале XVIII столетия, Божиим попущением, Сяндемская пустынь сгорела дотла, и, как видно из надписи закладного креста, в 1720 году церковь святителей Кирилла и Афанасия выстроена вновь. Местность Сяндема очень живописна. Обитель расположена почти в средоточии кругообразной поляны, имеющей в поперечнике до 400 сажень; окружность ее составляет густой хвойный лес, а два озера разливаются по северной и южной сторонам и заливами своими образуют множество восхитительных видов. На возвышенном перешейке этих озер стоит деревянным храм Успения Божией Матери, воздвигнутый попечителем Андрусовой пустыни валаамским игуменом Иннокентием. В это время были обретены честные мощи преподобного Афанасия. После пожара при копании рва под фундамент нынешней церкви обрели святое тело его нетленным, причем даже четки и хартия с разрешительной молитвой в руках угодника Божия были совершенно целы. Несколько суток святые мощи оставались на земной поверхности и потом 2 мая погребены в прежней могиле. Над мощами внутри храма воздвигнута рака красного дерева с образом преподобного; у южных дверей есть также его икона во весь рост, а за левым клиросом изображено посещение Пресвятой Богородицы, кото­рого преподобный Афанасий сподобился вместе с преподобным учителем своим. Память чудесного обретения мощей стали отмечать 2/15 мая (старый стиль/новый стиль), а день тезоименитства – 18/31 января. В годы проведения монастырской реформы в России Сяндемский мужской монастырь закрыли и долгие годы монастырь стоял безмолвен и безлюден. Лишь в XIX веке монастырь вновь восстановили в духовных штатах. По отчетам о состоянии видно, что в обители стояли два храма: деревянный — во имя Успения Божией Матери с папертью и колокольней и каменный — во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, в котором нетленно почивали под спудом мощи прп. Афанасия Сяндебского чудотворца. Во вновь отстроенной в 1865 году церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских мощи преподобного были захоронены у стены под правым клиросом.

http://sobory.ru/article/?object=30786

В нач. 1663 г. Л. снова был вызван в Москву, где стал 1-м архиереем на Соборе по делу о самовольном оставлении кафедры при Архангельском соборе Московского Кремля бывшим Суздальским архиеп. Стефаном. В февр. 1665 г. участвовал в заседаниях по делу о смещении Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) с поста местоблюстителя Патриаршего престола. В февр.-сент. 1666 г. Л. принимал участие в заседаниях Собора рус. архиереев о церковной реформе и судьбе опального патриарха. 2 нояб. 1666 г. по царскому поручению Л. встречал Восточных патриархов в Москве на Лобном месте и произнес приветственную речь, после чего сопровождал их в Новоспасский мон-рь. Подписи Л. стоят под основными решениями Большого Московского Собора 1666-1667 гг.: 12 дек. 1666 г.- о низложении патриарха Никона, об утверждении церковной реформы и др. В нач. июня 1668 г. царь отпустил из Москвы патриарха Александрийского Макария. Л. было предписано встретить его в Казани и проводить до Симбирска. Несмотря на длительные периоды пребывания в Москве, Л. немало сделал и для своей епархии. В 50-60-х гг. XVII в. происходило активное заселение и освоение территорий Казанского края, что было связано с завершением строительства Симбирской (1654) и Закамской (1656) засечных черт. Мон-ри способствовали распространению христианства в крае. Л. активно участвовал в обустройстве в 30 км от Казани основанной в 1-й пол. XVII в., но запустевшей Раифской Богородицкой пуст. (см. Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери мужской монастырь ). В 1662 г. Л. дал разрешение преобразовать пустынь в мон-рь, лично посетил ее, назначил строителя иером. Савватия, пожертвовал средства на строительство 3 церквей. Главной святыней мон-ря стала чудотворная Грузинская икона Божией Матери , происхождение которой также связано с Л. В 1661 г. по распоряжению владыки была снята копия с прославленного в 50-х гг. XVII в. по инициативе патриарха Никона чудотворного образа, хранившегося в Красногорском Богородицком мон-ре под Архангельском. В 1662 г. копия была принесена в Раифский мон-рь, от нее стали происходить чудеса. В память об этих событиях Л. установил ежегодный крестный ход (31 июля) с иконой из мон-ря в Свияжск. Еще один ежегодный крестный ход (26 июня), установленный Л., совершали с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия» из Седмиезерной Богородицкой пустыни в Казань. В течение месяца икона пребывала в городских храмах. По распоряжению Л. началось составление описания истории Седмиезерной пуст. и чудес от иконы, прославление к-рой состоялось в нач. 50-х гг. XVII в. и было связано с избавлением города от морового поветрия.

http://pravenc.ru/text/2462459.html

Архиепископ Мартирий, по-видимому, был ревностный строитель св. церквей и приверженец великому князю Всеволоду Владимирскому. Всегда уступчивый и не противящийся народному Вечу, он и был любим новгородцами; и незабвенна память его для Новгорода построением обителей и церквей. Святитель Мартирий, имея усердие и любовь к построению храмов Божиих и святых иноческих обителей, в 1195 году, в мае месяце, соорудил храм Положения Пояса Пресвятой Богородицы на воротах Великого Нова-града, а осенью, в том же году, основал женскую обитель с храмом Воскресения Христова у озера Мячина, на Красной горке. В следующем 1196 году, 13 сентября, владыка Мартирий сам освящал храм в этом монастыре, (который в последствии, в 1750 году, был упразднен). Летописец о сем подвиге святителя говорит так: «Владыка трудился, палимый во время дня зноем, а ночью скорбел, от заботы, как бы окончить и видеть в полной красоте церковь ; и чего желал, то и получил он – царство небесное и радость нескончаемую». И после, почти каждый год своего управления паствою, благочестивый архипастырь Мартирий ознаменовал построением новых храмов. В том же году, усердные два брата Корованковичи, по благословению блаженного Мартирия, основали монастырь на острове Нелезине, в честь святых Афанасия и Кирилла, патриархов александрийских, существующий доселе; и сам он устроил посреди города обитель во имя святителя Николая. В 1197 году, святитель Мартирий имел утешение заложить в Новгороде, в Плотницком конце, храм, во имя святой великомученицы Евфимии Всехвальной, в девичьем монастыре, а расходы по постройке приняла на себя благочестивая боярыня Полюда, жительница Рюрикова Городища. Восседая на Новгородской кафедре, не забыл блаженный Мартирий основанной им обители в городе Старой-Руссе. В январе месяце 1197 года, освящал, он там храм, в честь святого Никифора, патриарха Царя-града. (Как видно из этого, после пожара в монастыре был устроен небольшой придел, во имя сего святителя 2 ). В 1198 году, святой архиепископ Мартирий, на месте сгоревшего деревянного храма (в устроенной им обители в городе Старой-Руссе в 1194 году), приступил к сооружению нового каменного храма. Постройка этого храма, по сказанию новгородского летописца, была начата 21 мая, а окончена 31 июля. Вновь сооруженный святителем Мартирием каменный храм, им самим был и освящен в том же 1198 году, 15 августа, на праздник Успения Пресвятой Богородицы. При освящении этого храма, святой архиепископа Мартирий произнес следующую молитву: «Господи Боже, призри с небесе и виждь, и пости виноград свой и соверши, его-же насади десница Тво, и призри на церковь сию, юже создалъ рабъ твой, архиепископъ Мартирий во им Свтаго Твоего да аще кто помолитс въ церкви сей съ врою, то услыши молитв его и отпусти грхи ему молитвами Пресвты Богородицы и всхъ святыхъ Твоихъ, аминь». Блаженный, говорит новгородский летописец, веселился душою, устроив себе вечную память, а христианам честный монастырь 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010