Третья (в соборе) икона Феодоровской Богоматери – в деяниях. В ризнице (истребленной пожаром в 1773 г.) хранится евангелие (в большой Александрийский лист) печати 1698 года, с замечательными по отделке изображениями Евангелистов. Две привески к чудотворной иконе унизаны по золотой фольге крупным жемчугом с золотыми кольцами и колодками; на них надпись: «Сии рясны – подарок царя Михаила Феодоровича, в пятое лето государства своего». Есть здесь еще другая прелестная жемчужная риза Феодоровской (XIII в.) иконы, украшенная драгоценными камнями (золотая риза на этой иконе сделана в 1805 г.); хороши еще иконы Толгской Божией Матери, Тихвинской Божией Матери и другие менее интересные, но относящиеся несомненно к XVII в. Икона Иоанна Богослова написана «при державе царя и великаго князя Иоанна Васильевича всея России самодержца в лето от Рождества Христова 1559». «Подпись эта, – говорит профессор Покровский, – быть может исправлена, а быть может и сделана вновь в XIX в., но икона сохранила на себе следы древности, если не XVI, то XVII века». К концу XVIII в. отнести можно икону Николая Чудотворца. Любопытен храм, который держит в руке Святой, и написан в стиле Московской архитектуры XVII в.; здесь же изображена часть Кремлевской стены с башнями. Интересны большая икона с 171 изображением явлений Богоматери; подпись: «Писал сей образ иконописец Дмитрий Васильев Серебряков в 1794 году»; Деисис XVII века и прекрасной работы икона Казанской Божией Матери, по Н.В. Покровскому, написанная в манере царских иконописцев конца XVII в. и также считающаяся даром царя Михаила Феодоровича. Над южными алтарными вратами находится икона Владимирской Божией Матери с цатой и в венце, с окладом 1698 года. В соборной ризнице интересны и иные рясны и цаты, но особенно хороша вышеупомянутая вторая риза чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери. В приделе Феодора Стратилата интересны две иконы: одна, писанная в 1552 году при Иоанне Грозном, и другая икона Николая Чудотворца XVI века. В новом Богоявленском соборе прекрасен лишь осеняльный крест XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=23506

Казанский , общ., в 1 в. от г. Сычевки. Основан в 1864 г. Здесь находится местночтимая Казанская икона Божией Матери, принесенная в мон. в 1863 г. с Афона. При мон. школа. Колочский Успенский , 3 кл., в 40 в. от уез. г. Гжатска, в 15 в. от г. Можайска. Основан в 1413 г. В 1617 г. был занят литовцами; в 1812 г. пострадал от французов. В мон. находится чудотворная Колочская икона Божией Матери (см. 9 июл.). Красногородищенская Введенская пуст., зашт., общ., в 17 в. от г. Белого, при оз. Лосминском. Основана в 1-й пол. XVIII в. Здесь находится местночтимая Смоленская икона Божией Матери – список с находящейся в Смоленске. Ежегодно 26 июля совершается с ней крестный ход в г. Белый, где св. икона остается до 1 сент. При мон. школа. Ордынская Богородская пуст., зашт., общ., на бер. р. Межи, при впадении р. Ордынки, в 4 в. от дер. Закеевой, в 100 в. от г. Поречья. Основана неизвестно когда (по одним – в XV в., по другим – в XVII в.); возобновлена около 1700 г. В мон. находится чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Пуст. принадлежит находящийся в 1½ в. от нее Предтеченский Ордынский скит, основанный игуменом Палладием в 1857 г., куда 13 авг. совершается крестный ход из мон.; при ските школа с ремесленным отделением и с 1887 г. епархиальная богадельня для лиц женского пола духовного ведомства. Предтечев , 2 кл., в Вязьме. Основан в 1534 г. старцем Герасимом (см. выше, о Болдином мон.). Спасо-Авраамиев , 2 кл., в Смоленске. Основан в нач. XIII в. В 1610 г. разорен поляками; в 1658 г. возобновлен; в 1812 г. пострадал от французов. В мон. почивают мощи пр. Авраамия (см. 21 авг.). В 1-е воскресенье после 21 авг. совершается крестный ход из мон. на место первоначальных подвигов пр. Авраамия, в с. Богородицкое. При мон. духовное училище. Спасо-Преображенский , зашт., в подмонастырской слободе г. Рославля. Основан до 1560 г.; в конце XVIII в. обращен в приходскую церковь ; восстановлен в нач. XIX в. Здесь находятся две местночтимые иконы: Тихвинская икона Божией Матери и св. вел.-муч. Варвары. Мон. принадлежит в 3 в. от него Кирилловская часовня. Здесь хранится древняя икона свв. Афанасия и Кирилла Александрийских . Сюда 19 апр. совершается из мон. крестный ход в память спасения Государя Императора Николая Александровича в бытность Его Наследником от угрожавшей Ему в 1891 г. опасности в Японии. Близ часовни монастырская школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Святители Афанасий и Кирилл Александрийские. Икона. 1777 г. (ц. свт. Николая Чудотворца на Песках, Орёл). Фото: М. А. Комова Святители Афанасий и Кирилл Александрийские. Икона. 1777 г. (ц. свт. Николая Чудотворца на Песках, Орёл). Фото: М. А. Комова Несмотря на то что в 1-й пол. XIX в. в Орле иконы в центральных храмах выполняли местные живописцы в академической традиции («Распятие Христово», живописец Н. Озеров, ц. Св. Троицы (Троицы на Кладбище) в Орле), в целом в провинциальном иконном примитиве преобладает прежний принцип копирования - варьирование до неузнаваемости гармонично-торжественных академических произведений, создававшихся под эгидой барокко фольклорного типа, что характерно для «пограничного» искусства, когда «наличествует разница между художественной системой образца и выучкой мастера» («Образ Воскресения Христова и 12 праздников и всех находящихся во граде Болхове 20 храмах с их престолами и праздниками числом 77», иконописец Н. М. Срохан, 1852, Введенская ц. в Болхове). Особенности стиля второго барокко проявлялись более активно в группе живописных икон сер. XIX в. на юж. и юго-зап. землях региона. Эти образы отличаются монументальным характером, динамичной композицией; напряженность колорита создается контрастным сочетанием синих и красных тонов. Сохранение подобной манеры объясняется сознательным следованием основным характеристикам письма икон XVII-XVIII вв., к-рые в регионе снова стали почитать. В то же время стиль написания местночтимых икон Богоматери, несмотря на то что последние выполнялись часто с образцов XVIII в., приобретает классические черты (напр., чтимая Балыкинская икона Божией Матери в орловском Введенском мон-ре, 1-я пол. XIX в., и икона Божией Матери «Споручница грешных» в Ахтырской ц., Орёл, сер. XIX в.). Оригинальным явлением местной иконописной культуры XIX в. стала иконопись «фольклорного» типа, т. н. иконный примитив, в манере исполнения к-рого при следовании традиц. иконописным композициям заметно влияние светской живописи (напр., чтимая икона «Ап. Иоанн Богослов на Патмосе» в Иоанно-Богословской ц. с. Платонова Орловского р-на, 1-я пол. XIX в.). Академическая эстетика оригинала в этих произведениях трансформировалась в духе народного искусства, а вольная трактовка композиции придавала ей иное звучание. К кон. XIX в. в этих работах колорит становится ярким, декоративным, что сближает их с лубочными картинками.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Племхоза «Индустрия», посёлок. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Владимирской иконы Божией Матери , Никиты мученика , Афанасия Александрийского Год постройки:приблизительно 1675 - 1725. Трапезная (арх. П. С. Кампиони) 1878-1882 (часть колокольни 1700-х гг. сохранилась). Архитектор:П.С. Кампиони (трапезная) Адрес: Московская обл., Коломенский р-н, Племхоза " Индустрия " , поселок Координаты: 55.200158, 38.529757 Проезд:1. От ст. Воскресенск (Казанское направление)электропоездом на Жилёво до пл. Осенка, далее на север 1.5 км; 2. От Коломны (а.с. " Старая Коломна " ) авт. 25 до ост. с/х " Индустрия " . Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм был построен в 1675 г., перестраивался в 1725 г. Деревянную колокольню строили в 1700-е гг. Главной святыней храма была местночтимая Плакущая икона Божией Матери, на поклонение к которой приходили многочисленные богомольцы. После закрытия и разрушения храма икона была утеряна. В настоящее время список с иконы (кон. XIX в.) находится в Богоявленском храме г. Коломны. Храм был холодным и зимой прихожане не могли молиться за богослужением. Настоятель храма, иерей Клавдий Цветков, начинает строительство каменной колокольни и двух теплых приделов в честь великомученика Никиты и святителя Афанасия Александрийского. Храм перестроили в стиле нарышкинского барокко. Трапезная часть была построен по проекту архитектора П.С. Кампиони в 1878-1882 гг. О. Клавдий Цветков ввел народное пение и еженедельное чтение акафиста перед Плакущей иконой Божией Матери. В 1903 г. на собственные средства он построил каменное здание для церковноприходской школы. Величественный храм был взорван в 1935 г. Сохранилась трапезная часть, часть колокольни и здание церковно-приходской школы. До недавнего времени в трапезной части храма был склад продовольственного магазина. В 2012 г. руины храма переданы верующим, с 2016 г. в храме проводятся регулярные богослужения. http://industriya.blagokolomna.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Согласно Постановления Правительства Московской Области от 15.03.2002 г. 84/9 церковь Владимирской иконы Божией Матери в с.Горностаево является объектом культурного наследия регионального значения Кирилл Аминов 26 января 2015 г. 27 января 2015. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=22984

Суерка. Церковь Серафима Саровского. Карта и ближайшие объекты Село Суерка Упоровского района – одно из старейших на юге Тюменской области. Основанное в 1610 году Осипом Николаевичем Давыдовым из Великого Устюга, оно именовалось Осипово и прославилось чудотворным образом Смоленской Божией Матери. Во второй четверти XVIII столетия в этих краях свирепствовала моровая язва. Одному из прихожан явилась Богородица и повелела написать Смоленскую икону Божией Матери в Рафайловском монастыре, что и было сделано затворником иеромонахом Макарием. Икона была принесена в Суерку, и после отслуженного перед нею молебна бедствия прекратились. В 1778 году на высоком берегу Тобола был заложен двухэтажный каменный храм с приделами во имя Афанасия и Кирилла Александрийских и в честь Смоленской иконы Божией Матери. Одетая в серебряную ризу и драгоценные камни, икона Смоленской Божией Матери украшалась подношениями прихожан столь щедро, сколь обильны были исцеления от нее. Засуха 1770 года заставила жителей города Ялуторовска обратиться с прошением к епархиальному начальству, в соответствии с резолюцией которого духовное правление постановило приносить икону в город в первое воскресенье Петрова поста. В 1772 году, когда святая икона была поднята из Суерки в девятую пятницу после Пасхи, пошел сильный дождь, продолжавшийся трое суток. От дождя хлеба и травы, к радости жителей, ожили. С тех пор в Суерку собирались тысячи паломников именно в девятую пятницу после Пасхи. Возвращалась икона в родное село через Заводоуковск, приносилась даже до Юргинского, и повсюду встречалась с благоговейным трепетом и почтением. В 1901 году решено было возвести новый храм на месте старой кладбищенской церкви, так как берег, где стояла двухэтажная основанная в 1778 году церковь, размывался. Храм, построенный на средства прихожан и освященный в 1914 году во имя преподобного Серафима Саровского, стал красивейшим памятником архитектуры начала XIX века. Его убранство составляли настенные фрески и точеный иконостас, покрытый сусальным золотом. Однако эту обитель ждали испытания: реп­рессии 1930-х годов унесли жизни служителей храма, а во время Великой Оте­­чественной войны церковь закрыли, превратив в зернохранилище. Чудотворная икона Божией Матери была перенесена в Ялуторовск.

http://sobory.ru/article/?object=25189

Афанасия и Кирилла, на Сивцевом вражке, построена в 1514 году, а в 1815 году возобновлена. Главный храм в честь Воскресения Христова. Приделы: 1) Афанасия и Кирилла Александрийских ; 2) Николая Чудотворца. В сем храме чудотворная икона Спаса Нерукотворенного. Благовещения Пресвятой Богородицы, на Бережках, построена в 1413 году, а в 1845 году возобновлена. Приделы: Святого Николая Чудотворца; Мученика Иоанна Воина. В сем храме особо чтимая Коневская икона Божией Матери. Благовещения Пресвятой Богородицы, за Тверскими воротами, когда построена неизвестно. Приделы: 1) Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев 2) Святого Николая Чудотворца. Благовещения Пресвятой Богородицы, В Петровском парке. Приделы: 1) Ксенофонта и Марии 2) Симона Богоприимца и Анны Пророчицы. Благовещения Пресвятой Богородицы, при доме Четвёртой гимназии, на Покровке, построена в 1742 году. Благовещения Пресвятой Богородицы, При доме Шипова на Лубянке, построена в 1864 году. Богоявления Господня, в Дорогомилове, когда первоначально построена неизвестно. Приделы: 1) Божией Матери Утоли моя печали; 2) Святого Николая Чудотворца. Богоявления Господня, в Елохове. В 1731 году построена каменная вместо деревянной. Приделы: 1) Благовещения Пресвятой Богородицы; 2) Святого Николая Чудотворца. В сем храме особо чтимая икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Богоявления Господня, в доме князя Урусова, в приходе Святой Троицы, в Зубове. Бориса и Глеба, у Арбатских ворот, построена в 1764 году. Приделы: 1) Казанской Божией Матери; 2) Воскресения Христова; 3) Положения Ризы Пресвятой Богородицы; 4) Марии Магдалины. Бориса и Глеба, на Поварской улице, построена в 1801 году. Главный храм в честь Нерукотворенного образа Спасова. Приделы: 1) Бориса и Глеба; 2) Смоленской иконы Божией Матери. Варвары Великомученицы, на Варварке, построена в 1514 году, а в 1796 году перестроена. В сем храме чудотворная икона Варвары Великомученицы и часть мощей её. Варвары Великомученицы, в Варваринском Сиротском училище, близ Донского монастыря, построена в 1848 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В калужский Свято-Георгиевский собор неизвестные бросили бутылку с зажигательной смесью 18 августа 2008 г. 11:11 Об этом Пресс-службе Московской Патриархии сообщил наместник собора протоиерей Николай Казаков. В ночь с воскресенья на понедельник в окно второго этажа храма была брошена бутылка с зажигательной смесью, однако по счастливой случайности это не привело к пожару. Инцидент произошел около часа ночи 18 августа. Неизвестные бросили бутылку в окно, и она разбилась о каменную колонну внутри храма. Зажигательная смесь разлилась по каменному полу; благодаря этому в храме не возник пожар. В настоящее время правоохранительные органы расследуют это происшествие. Свято-Георгиевский собор (храм в честь великомученика Георгия «за верхом») — справка. Окончание постройки нынешнего каменного храма относится к 1701 г. По преданию, он был построен калужским земским старостой Иваном Кирилловичем Коробовым. Название храма связано с топографическими особенностями города — слово «верх» на местном крестьянском наречии означало овраг, следовательно, прибавление «за верхом» означает «за оврагом». С 1926 по 1999 гг. собор являлся кафедральным. С 1960 г. собор является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения. В сентябре 1990 г. при соборе была открыта воскресная школа — первая в Калужской епархии после многолетнего перерыва. 20 мая 1999 г. был освящен установленный возле Свято-Георгиевского собора крест, посвященный памяти «преосвященных архипастырей, пастырей и всех, потрудившихся в Калужской епархии ». Так было начато празднование 200-летия со дня учреждения Калужской епархии. В конце XIX в. во время своего визита в г. Калугу в соборе служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, в память об этом в алтаре собора находится бронзовая табличка с надписью: «Отец Иоанн Кронштадтский совершил в сем храме 15 мая 1895 г. Божественную литургию». В соборе также служили первоиерархи Поместных Православных Церквей: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (неоднократно), Блаженнейший Митрополит Вашингтонский и всея Америки Феодосий (Лазор) (1992), Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений III (1994). В соборе находится главная святыня Калужской земли — чудотворная Калужская икона Божией Матери. Из икон нижнего храма особо почитаются: икона Божией Матери «Утоли моя печали» (была написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление за границей в Кенигсберге), икона святителя Николая Чудотворца, икона Спасителя, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы. В верхнем храме одной из почитаемых является Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/449101.htm...

В основном это исцеления болящих и наказания дерзнувших увидеть изображенный на иконе лик Божией Матери, тем не менее встречаются и др. сюжеты. В «Сказании...» повествуется о чудесном спасении К. и. во время пожара 1365 г., когда чтимый образ вынес из храма паралитик, которого привезли в Киккский монастырь и положили перед иконой в надежде на его выздоровление. Во сне ему явилась Пресв. Богородица со словами: «Восстань и спасайся!» ( Κωνσταντινδης. 2002. Σ. 111-112). Исцеленный сообщил об этом чуде кипрскому кор. Петру I Лузиньяну, и тот вместе с супругой Элеонорой Арагонской выделил средства на восстановление монастыря. Икона уцелела и во время пожаров 1542, 1751 и 1813 гг. Киккская икона Божией Матери с ап. Лукой. Кон. XVII в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Киккская икона Божией Матери с ап. Лукой. Кон. XVII в. (Музей икон, Рекклингхаузен) В заключительной части «Сказания...» говорится о многочисленных исцелениях от иконы (в т. ч. слепцов и бесплодных женщин) и о помощи при засухе и нашествиях саранчи (Ibid. Σ. 114). В добавлении к «Хронике» Леонтия Махераса (Oxon. Selden. Supra 14, 1555 г.) и в венецианских документах 50-х гг. XVI в. подтверждаются сведения из «Сказания...» о том, что К. и. почиталась как подательница дождя ( Leont. Makhair. Chronicle. § 37; Grivaux G. Le monastère de Kykkos et ses revenus en 1553//Επετηρδα Κντρου Μελετν Ιερς Μονς Κκκου. 1990. Τ. 1. Σ. 85-90). В 1683 г. голландец Корнелиус ван Брёйн слышал рассказ о крестном ходе с К. и. при нашествии в 1668 г. саранчи и о чудесном появлении птиц, истребивших этих насекомых (Excerpta Cypria: Materials for a History of Cyprus/Transl. C. D. Cobham. Camb., 1908. P. 242). В 1699 г. при посещении Киккского монастыря Александрийский патриарх Герасим II попытался увидеть икону, но был наказан за дерзость. Раскаявшись, патриарх составил документ, к-рый Ефрем Афинянин включил в «Описание... Киккского монастыря» ( Θεοχαρδης. 2010. Σ. 107-112). Помимо многочисленных исцелений (напр., Аргириса из Кастории и проводника караванов Георгиоса) Ефрем Афинянин приводит такие чудеса от К.

http://pravenc.ru/text/Киккская икона ...

Есть еще одна икона, хотя и написанная в другом виде, но известная также под именем Елецкой иконы Богоматери. Она находится в Иерусалиме, в Сретенской церкви и принесена сюда русской монахиней из дворян города Ельца. Египетская икона О Египетской иконе Божией Матери сохранилось очень мало сведений. Известно, во-первых, то, что явление этой иконы, как значится в гравюрах, последовало в 1060 году, и, во-вторых, то, что она издавна почитается иконой чудотворной. Этим и ограничиваются все исторические сведения о ней. Отличительная особенность Египетской иконы состоит в том, что Предвечный Младенец, поддерживаемый правой рукой Богоматери, изображен на ней с развернутым свитком в левой руке. Есть еще другая Египетская икона, на которой Богоматерь «черным зраком преображена», а также изображен святой Савва, архиепископ Сербский, скончавшийся в 1237 году. Египетскую икону Богоматери, празднование коей совершается ныне, не следует смешивать с иконой Александрийской, празднование которой совершается 1-го сентября. 12 января Икона «Млекопитательница» Икона Богоматери, именуемая Млекопитательница, в настоящее время находится на Афоне, в церкви Карейской Келии, принадлежащей Хилендарскому монастырю. Устное предание, до сих пор сохраняющееся в этой обители, говорит, что первоначально эта икона находилась в лавре святого Саввы Освященного, которая расположена в восемнадцати верстах от Иерусалима. Великий основатель единственной лавры на Востоке, св. Савва Освященный перед своей блаженной кончиной обратился к братии, окружавшей его смертный одр, и пророчески сказал, что со временем посетит его обитель соименный ему богомолец царского рода из Сербии, также именем Савва, которому и должна быть отдана икона Богоматери Млекопитательницы от обители в благословение. Св. Савва Освященный мирно отошел ко Господу в четвертое лето царствования Юстиниана Великого, в 532 году. Более шести веков по смерти преподобного пронеслось над основанной им палестинской обителью. Икона Богородицы, именуемая Млекопитательница, неподвижно стояла на своем месте, ожидая исполнения тех пророческих предсмертных о ней завещаний св. Саввы, которые переходили в его монастыре устным преданием из века в век.

http://sedmitza.ru/lib/text/440275/

Полный текст на форуме сайта http://www.вязники-краевед.рф/forum/23-49-1#268 ... В Мстере есть ... приходская церковь во имя св. Иоанна Милостивого. Церковь эта находится вблизи Богоявленской. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-30 гг. за детьми князя Ромодановского значится: «отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстере, а на погосте церковь Богоявления Господа Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх, а в церквах образы, книги, ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви 2 кельи черных попов, 2 кельи крылошан, келья старца и двор попа Ефима…» Из раздельной описи слободы Мстеры 1710 г. видно, что при церкви Иоанна Милостивого с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери был женский монастырь. Когда и кем основан этот монастырь и та ли эта церковь, что и в 1628 г., или уже новая, сведений о том не сохранилось. Можно думать, что это был как бы домовый монастырь княгинь Ромодановских, из коих в синодике некоторые значатся схимонахинями. В 1710 г. в этом монастыре была еще церковь во имя Филиппа Митрополита. В 1764 г. женский монастырь был упразднен и Иоанновская церковь обращена в приходскую. В 1809 г. вместо деревянной церкви устроен существующий в настоящее время каменный храм во имя св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон достопримечательны: храмовая икона св. Иоанна Милостивого древнего письма, изображение св. Иоанна украшено жемчужной ризой, а изображения других святых, изображенных на иконе – серебряной вызолоченной; икона Николая, чудотворца Можайского, икона украшена серебряной вызолоченной ризой; икона св. Троицы в серебряной вызолоченной ризе; древняя икона Воскресения Господня в такой же ризе; древняя икона св. Филиппа, митрополита Московского; а также деисус древнего письма и древняя резная из дерева плащаница. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается около 1200 руб. в год. Дома для членов причта церковные. Приход состоит из части слободы Мстеры, 217 дворов, в коих по клировым ведомостям числится 649 душ муж. пола и жен. пола 722 души.

http://sobory.ru/article/?object=01894

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010