16-го ч. писал мне из Омска Акмолинской области генерал-майор Павел Александрович Семенов, с которым не раз встречался я в Москве: «Временные пути наши широко разошлись в широких пространствах великой Росии нашей, но сердце мое искало всегда, ищет и ныне общения с мужами, поучащими нас в высоте духовной глаголам вечной истины, с теми же из сонма их преимущественно любовь, которых согревала меня теплотою получаемых от них святых благословений и выражением некоторой сочувственности в сношениях со мною. Вот первый повод моего напоминания вам о себе и моего желания вызвать ваше преосвященство на письменное собеседование со мною странником, стареющимся уже воином Небесного царя и земного Его помазанника, воином, хотя ни в чем еще не отличившимся, но ревнующим отличиться по мере удела своего, исполняя заповедь для всех христан обязательную – делайте, дóндеже день есть. В последние дни временного пребывания моего в Самаре, где покинул болящею жену мою, я имел утешение получить письмо от преосв. Леонида 401 , столько же лаконическое, сколько и примечательное по мысли, в нем содержащейся о значении церкви московской, а также успокоившее мой дух благоприятным, извещением о состоянии здоровья обожаемого всею православною Русью нашего маститого старца-митрополита Филарета. Но преосвящ. Леонид не почтил меня изъяснением озабочивающего меня обстоятельства, крывшегося в смысле моего письма к нему – полезны ли стремления моей ревности по заявлению о христианских нуждах нашего края, ныне увеличившегося в пространствах своих покорением еще новой области с языками во тьме и сени смертной ходящими, – или владыка Филарет чрез молчание свое указывает умолкнуть и не вопиять вотще? Это второй повод утруждать вас письмом моим и просить об ответе. Но руководимому правилами совести и гражданскими своими, как мыслю обязанностями, а при том поощренному высокопреосвящ.Евсевием Могилевским 402 , мне привелось, по собрании некоторых любопытных сведений об наших кочевниках – киргизах, в 3-х или 4х письмах, с любовию им принятых, выразить вместе и мои соображения о вопиющем деле упреждения на юге Западной Сибири миссонерской проповеди. Снедаемый же ревностью к преуспению в отечестве нашем дела православия, я увлекся и далее – до решимости писать к маститому иерарху московскому, а недавно, и все о том же предмете, камнем улегшемся на душе моей и возбуждающем меня делати, доколе жив есмь, я писал еще к дяде моему Авр. Серг. Норову 403 .

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

17 октября 1935 года отца Павла вновь арестовали. Некоторое время он находился в акмолинской тюрьме, там он заболел и лежал в тюремном лазарете. Отрицая свою виновность, отец Павел объявил голодовку, добиваясь освобождения из тюрьмы (по др. сведениям, батюшка пытался не нарушать Рождественский пост. За это над ним издевались и насильно пытались заставить есть скоромную пищу. В его доме и в домах его духовных чад были произведены обыски, при которых конфисковано большое количество чая, что дало повод обвинить отца Павла и всю общину в том, что он " …организовал поездки за чаем в Одессу и Красноярск с целью его реализации на базаре г. Акмолинска " , т. е. в спекуляции. Были арестованы некоторые из членов общины, но, за неимением доказательств, вскоре освобождены. Отец Павел отрицал обвинение в спекуляции. 22 января 1936 года Акмолинский нарсуд осудил отца Павла к десяти годам лагерей. Отбывал наказание в Карлаге НКВД . По материалам уголовного дела, отец Павел 14 апреля 1937 года совершил побег, но 15 апреля был задержан на Джайла. Причину побега о.Павел объяснял тем, что его грозились убить ограбившие его рецидивисты за то, что он написал заявление по этому поводу. Священник был посажен на пять месяцев в ШИЗО. Там он объявил голодовку и был намерен не прекращать ее до удовлетворения требований. В его камере был произведен обыск, где якобы нашли " под койкой " продукты и вино. О.Павел дал объяснение, что этими продуктами он не пользовался, и потребовал врача для освидетельствования того, что он не принимал пищу. 31 июля 1937 года он был отправлен на Караган, где он уже не мог выходить на работу из-за тяжелого состояния здоровья. Тюремное начальство обвинило о.Павла в том, что он специально вызвал у себя болезнь В августе 1937 года отец Павел был вновь арестован, его обвинили в том, что он " среди заключенных систематически вел контрреволюционную агитацию, высказывался против вождей партии и правительства, искусственно поднимал себе температуру для невыхода на работу " . Отец Павел виновным себя в предъявленном ему обвинении не признал.

http://drevo-info.ru/articles/13676743.h...

«Карлагу» отведено 120.000 га пахотно-пригодных земель, 41.000 га сенокосных площадей. Протяженность территории Карлага с севера на юг — 300 км и с востока на запад — 200 км. Кроме того, вне этой территории имелись два отделения: Акмолинское, расположенное в 350 км от центра лагеря, и Балхашское отделение, расположенное в 650 км от центра лагеря. Одной из главных целей организации Карлага было создание крупной продовольственной базы для бурно развивающейся угольно-металлургической промышленности Центрального Казахстана: Карагандинский угольный бассейн, Жезказганский и Балхашский медеплавильные комбинаты. Кроме того, для создания и развития этих отраслей промышленности необходима была рабочая сила. Управление Карлага подчинялось только ГУЛАГу ОГПУ (НКВД) в Москве. Республиканские и областные партийные и советские органы влияния на деятельность лагеря практически не имели. Это было образование колониального типа со своей метрополией в Москве. По существу, это было государство в государстве. Оно располагало реальной властью, орудием, транспортными средствами, содержало почту и телеграф. Его многочисленные отделения — «точки» — были увязаны в единый хозяйственный механизм, со своим государственным планом. Структура Карлага была довольно громоздкой и имела многочисленные отделы: административно-хозяйственный (АХО), учетно-распределительный (УРО), контрольно-плановый (КГТО), культурно-воспитательный (КВО), отдел кадров для вольнонаемных, снабжения, торговли, III-onepчekucmckuй, финансовый, транспортный, политотдел. Последний отдел Карлага ежемесячно отправлял в управление ГУЛАГа 17 видов отчетности, тем же самым занимался весь состав лагерной администрации. Высокая рентабельность (дешевая рабочая сила, минимальная стоимость фондов, низкие амортизационные затраты) способствовала расширению производства. Барак Карлага, музейная реконструкция. Музей памяти жертв политических репрессий пос. Долинка, Казахстан Основной массив хозяйства Карлага был расположен на территории Карагандинской и Акмолинской областей. Если в 1931 году территория Карлага составляла 53.000 га, то в 1941 г. — 1.780.650 га. Если в 1931 г. Карлаг имел 14 отделений, 64 участка, то в 1941 г. — 22 отделения, 159 участков, а в 1953 г. — 26 отделении, 192 лагерные точки. Каждое отделение, в свою очередь, распределено на ряд хозяйственных подразделений, именуемых участками, точками, фермами. В лагере было 106 животноводческих ферм, 7 огородных участков и 10 пахотных участков.

http://drevo-info.ru/articles/21986.html

25 ноября 1919 года Красная армия заняла город Акмолинск (ныне Нур-Султан ). Отступление армии генерала Дутова проходило через с. Санниковское. В конце ноября священник Леонид Лебедев с клиром и волостной старшина Д. И. Москвиченко встречали армию генерала Дутова колокольным звоном. В 1921 году произошло Ишимское восстание казаков, центр которого находился в г. Каркалинске . Восставшие казаки были разбиты. В момент отступления казаков о.Леонид как благочинный объезжал свой округ. В пути он встретился с казачьим отрядом, который следовал в с.Санниковское. Он доехал до своего села с казачьим отрядом. Казаки, когда вошли в село, попросили о.Леонида отслужить молебен, что было им исполнено. Затем казаки учинили расправу над местными коммунистами. Вскоре в село вошел отряд красноармейцев. Родственники погибших коммунистов указали на о.Леонида, как на причастного к гибели последних, так как видели его въехавшим в село с казаками. Припомнили ему и встречу генерала Дутова. Священника Леонида Лебедева и псаломщика Исидора Решеткина красноармейцы раздели донага и повели на казнь - на горку, что находилась за селом, напротив церкви. О.Леонид и псаломщик Исидор перед казнью сложили персты для крестного знамения, чтобы в последний раз перекреститься на свой храм, но им отрубили пальцы. Затем их зарубили шашками. Родным не разрешали забирать тела мучеников для погребения, и 10 дней их тела лежали на горке. Селяне ходили смотреть на них. Головы у мучеников были отрублены, но не до конца - держались на коже, глаза выклеваны птицами. Через 10 дней тела священника Леонида и чтеца Исидора забрали родные и похоронили на краю сельского кладбища. По другой версии, священник о. Леонид и псаломщик Исидор Решетников были расстреляны коммунистом Т. З. Магдалиным, командовавшим отрядом красноармейцев и пожелавшим собственноручно убить священника и псаломщика. Свящ. Леонид Лебедев и Исидор Решетников были причислены к лику новомучеников и исповедников Российских решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

http://drevo-info.ru/articles/13676435.h...

Если даже допустить факт ее существования в зачаточной фазе, то к моменту прихода России никакого единого ханства на территории Казахстана не было, но были кочевья отдельных жузов, часть которых уже покорилась Джунгарскому ханству, а теперь спасалась от маньчжуров. С приходом русских в диких голых степях, являвшихся формальными границами их владений и помнивших лишь табуны лошадей и кровавые схватки всадников с их половецкими плясками, стали появляться первые города: Петропавловск, Акмолинск (ныне– Астана), Павлодар. В следующие десятилетия рождались города, ныне формирующие сердце современного Казахстана, как Верный, известный ныне как Алма-Аты. Позже станут появляться тракты, железные дороги, почтовые станции. Разве что основанный в 1718 году Семипалатинск (ныне– Семей) живописными руинами каменных «палат» своих окрестностей напоминал о существовании здесь до русских другой культуры. То были калмыцкие буддистские храмы… Сегодня в государствах Средней Азии принято почитать участников восстания 1916 года, устроивших резню русских от Туркестана до Семиречья (где кураторами выступили турки), как героев национально-освободительного движения, борцов с проклятым царизмом. В истории Казахстана уравнены батыры, которые с мечами и луками сражались против Джунгар в XVII–XVIII веках, а затем в XIX–XX веках – против русских. Все, что сделала Россия, начиная с защиты от внешних угроз и заканчивая превращением голых степей и пустынь с регион с множеством городов, транспортных узлов и инфраструктурой, замещается топорной пропагандой об оккупации, колонизации и эксплуатации. Конечно, у культурных, образованных казахов живы реальная память и представление об истине, но если нынешние элиты и номенклатура русофобского толка продолжают развивать антироссийский миф для батыров новейшей эпохи, следовало бы подробнее напомнить о каждом русском городе Южной Сибири и Приуралья, о каждой пяди земли, окультуренной русскими в Туркестане и Семиречье, ныне ставших частью Казахстана. Следовало бы быть более благосклонными за такой дар.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/24/pobliz...

Неудачный поход Перовского и воспоминания о неудачной экспедиции Бековича-Черкасского вселили в высших правительственных сферах убеждение, что вторжение русских войск в Средне-Азиатские ханства со стороны Уральска и Оренбурга невозможно, и мысль об этом была оставлена. Для защиты же наших пограничных селений и умиротворение киргиз было решено посылать в степь небольшие экспедиции и устраивать опорные пункты с постоянными гарнизонами. Так были основаны укрепления на Тургае и Иргизе, в низовьях Аму-Дарьи и на Сыр-Дарье, укрепление Раимское, Казалинск и Кармакчи. Одновременно продвигались в южную часть киргизской степи русские отряды и со стороны Сибири. Были открыты военно-административные пункты – приказы: Каркаралинский, Кокчетавский, Акмолинский, Баян-Аульский, Уч-Букальский, Аман-Карагайский и Кокпектинский. В 1831 году на реке Аягузе был открыт особый Аягузский приказ (являвшийся центром Аягузского округа Омской области), при котором в 1847 году были поселены казаки, образовавшие Сергиопольскую станицу, переименованную в 1860 году в город Сергиополь. Таким образом русские приблизились к Семиречью. В 1843 году они достигли Капала. В конце 30-х – начале 40-х годов резко обостряются отношения между Россией и Англией вследствие дипломатической борьбы за политическое влияние на Востоке. К этому времени Россия потерпела не одно дипломатическое поражение в ближневосточных делах, в Иране, на Кавказе. Реальность английской угрозы подтверждалась колониальным подчинением Индии. Не довольствуясь этим, Англия задалась целью распространить свое военное, политическое и экономическое влияние на Среднюю Азию и Восточный Туркестан. Усилилась английская разведывательная деятельность начиная от Черноморского побережья Кавказа и кончая Восточным Туркестаном. Поэтому совершенно не случайно в 40-е годы одновременно с двух сторон – со стороны Оренбургской линии и со стороны Сибирской линии – началось движение в казахскую степь русских военных отрядов, построение укреплений, разработка проектов соединения Оренбургской и Сибирской линий и планирование походов на средне-азиатские царства, в первую очередь на Коканд.

http://pravoslavie.ru/36355.html

В нач. XX в. почти 2/3 производства продукции региона приходилось на предприятия пищевой промышленности; значительное развитие получило мукомольное производство (насчитывалось 56 паровых мельниц). Регион являлся важным центром маслоделия в Зап. Сибири. В результате проведения столыпинской аграрной реформы, вызвавшей мощную волну переселенчества, значительно увеличилось население территории совр. О. о. (в 1907 - свыше 561 тыс. чел., к 1914 - свыше 1 млн чел.), а Омск стал самым населенным городом Сибири. Показателем экономического развития региона стала 1-я Западно-Сибирская сельскохозяйственная, лесная и торгово-промышленная выставка в Омске (1911). В 1913 г. открыто постоянное движение по железнодорожной линии Тюмень - Куломзино (близ Омска). С нояб. 1917 по июнь 1918 г. на территории совр. О. о. действовали органы советской власти, затем в ходе гражданской войны регион перешел под контроль Временного сибирского правительства, в нояб. 1918 г.- Уфимской директории, с нояб. 1918 г. находился под властью «Омского правительства». В авг.-нояб. 1919 г. в результате наступления Восточного фронта РККА на территории совр. О. о. восстановлена советская власть. После этого в регионе начались административно-территориальные преобразования, связанные с созданием Омской губ. Начало им было положено постановлениями ВЦИК от 27 авг. 1919 г. о присоединении к еще не созданной губернии Ишимского, Тарского и Тюкалинского уездов Тобольской губ., 5 дек. 1919 г. образован Калачинский у. 3 янв. 1920 г. Сибревком официально утвердил наименование «Омская губерния» вместо «Акмолинская область». Новая губерния делилась на 10 уездов: Акмолинский, Атбасарский, Ишимский, Калачинский, Кокчетавский, Омский, Петропавловский, Тарский, Татарский, Тюкалинский. Декретом ВЦИК от 21 апр. 1920 г. Ишимский у. вошел в состав Тюменской губ., 18 янв. 1921 г. в состав Омской губ. был включен Славгородский у. Алтайской губ. В результате проведенного в 1921-1922 гг. размежевания между Омской губ. и образованной 26 авг.

http://pravenc.ru/text/2578403.html

Прочно здесь закрепившись, Машанов решает не противоречить своими действиями академическому уставу, который запрещал одновременно совмещать два вида занятий. 18 мая 1878 г. он обращается в Совет Казанской духовной академии с заявлением об освобождении его от должности помощника инспектора академии 24 . Новым помощником инспектора академии был назначен М. Н.Троицкий , но, как оказалось, ненадолго. В октябре 1879 г. он был переведен в Учительскую семинарию 25 . Совет Казанской духовной академии не имея «других способных и специально подготовленных кандидатов», вновь ставит на эту должность Машанова 26 . 29 октября 1878 г. на общем собрании Братства Святителя Гурия под председательством архиепископа Казанского и Свияжского Антония он избирается в состав Совета Братства Святителя Гурия на должность делопроизводителя. В его обязанности, которые он исполнял до отъезда на Восток в 1885 г., входило ведение реестров входящих и исходящих бумаг и журналов заседаний этой организации 27 . В 1882 г. на заседании комиссии по изданию «Миссионерского противомусульманского сборника» Машанова избирают его членом 28 . На наш взгляд, занимаясь этой работой, он приобщился к исламоведческим трудам Г.С.Саблукова . Позаимствовав у бывшего профессора Казанской духовной академии методы научного анализа источников, он продолжил разрабатывать заложенные в академии традиции в изучении ислама . О популярности трудов Г.С.Саблукова свидетельствует тот факт, что в НА РТ в фонде М.А.Машанова сохранилось большое количество сочинений, рукописей и заметок Саблукова, основные идеи и методы преподавания которого он активно применял в своей педагогической деятельности. Став членом комиссии «Миссионерского противомусульманского сборника», Машанов совершил ряд важных и содержательных в информационном плане поездок. Так, в 1882 г. он посетил Акмолинскую область. «В видах миссионерских, – писал Машанов, – я… считаю необходимым провести известное, более или менее продолжительное время в кочевьях киргизов, менее подвергнутых мухаммеданскому влиянию и, следовательно, более сохранивших свой национальный тип, какими мне представляются киргизы, кочующие между Ташкентом и Акмолами» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Власть фактически передавалась на время Админсовету. Его личный состав так часто пытаются очернить. Это «чиновники, прошедшие школу старого режима» и проникнутые духом «антидемократизма» 408 . Несправедливость и пристрастность такого суждения очевидны. В Админсовет входил в качестве управляющего министр нар. пр. очень популярный в Сибири общественный деятель проф. Томского университета Сапожников, по своим политическим взглядам примыкавший к областникам (с «уклоном налево»). Даже такие лицеприятные противники, как большевики, признают его фигуру незапятнанной: он по натуре был чужд всякой интриги [комментарии к дневнику Болдырева, с. 515]. Сапожникову было тогда 56 лет 409 . Более молодой коллега Сапожникова, геолог Гудков считался сочувствующим с.-д. меньшевикам – скорее всего беспартийный, по характеристике Гинса [с. 190]. Он был управляющим мин. торг, и пром. Управляющий мин. труда Шумиловский сам про себя сказал: «Я не партийный человек, хотя и был кандидатом в У.С. от меньшевиков» [интервью в «Пр. Вест.», 54]. С меньшевиками был связан давно, ибо состоял от них выборщиком во 2-ю и 4-ю Гос. Думу 410 . Зефиров, заведовавший статистикой в Акмолинской области, был также близок к социалистам; он был выставлен в качестве делового кандидата сибирскими народными социалистами. Земледелие было в руках молодого экономиста доцента Петрова (с.-д.). Министерство внутренних дел было в руках одного из активных эсеров первой революции, ведавшего в то время военной организацией партии – прис. пов. Старынкевича. Гинс видит в фигуре Старынкевича лишь напускную революционность для политической карьеры (ссылка в Сибирь?). Я не берусь характеризовать облик благополучно здравствующих общественных деятелей. Отрицать демократичность взглядов Старынкевича едва ли кто может. Сам председатель Админсовета, Серебренников – руководитель иркутской группы областников – проходит в У.С. от областников по списку с.-р. Я взял лишь некоторых 411 . О других будет сказано ниже. Но и приведённого уже достаточно для нужного нам корректива.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010