Ф. 5. Оп. 3. Д. 1961. Л. 74). На эту должность был назначен прот. Николай Улович. В 1935 г. прот. Николай был выслан в Акмолинскую обл. Казахстана, где служил до своего ареста в 1937 г. Вероятно, далее управление приходами в регионе осуществлял благочинный Бердянского окр. прот. сщмч. Виктор Киранов , приговоренный 29 окт. 1939 г. к 8 годам заключения, по его делу были арестованы еще 8 чел. В. Г. Пидгайко Обновленчество и другие расколы В регионе существовали обновленческие епархии: Бердянская (в 1924-1925, во главе с «епископом» Михаилом Митрофановым) и Мелитопольская (с марта 1925, в июле того же года к ней присоединили Бердянскую епархию). 21-26 янв. 1925 г. Мелитополь посетил обновленческий «Екатеринославский епископ» Павел Масленников. Вместе с прот. В. Мстиславским и представителем обновленческого синода он совершал богослужения и проводил подготовительную работу. Активными деятелями обновленчества в городе стали прот. В. Тихонович, бывш. епархиальный миссионер прот. В. Попов, настоятель Александро-Невского собора прот. Михаил Полунин, диак. С. Шарков. В сер. 1925 г. на новообразованную обновленческую Мелитопольскую кафедру прибыл «епископ» Иов Сахновский, его кафедрой стал Александро-Невский собор. В состав обновленческой Мелитопольской епархии вошли Царедворовское (села Царедворовка (ныне Ботиево), Строгановка, Владимировка, Богдановка, Райновка, Орловка, Степановка) и Ногайское (села Диановка, Ногайск (ныне г. Приморск), Лозановка, Борисовка, Дмитровка, Низовка, Луначарское (ныне Азовское)) благочиния бывш. Бердянского окр. К обновленчеству присоединились 10 священников. 2 сент. 1925 г. в Мелитополе состоялся съезд духовенства и мирян обновленческой епархии, избравший епархиальный совет и утвердивший кандидатуру Иова в качестве правящего епископа. 26 июля - 25 авг. 1925 г. Иов объехал епархию, совершал богослужения, призывал объединиться вокруг обновленческого синода. Священник ц. св. Марка в Ногайске Павел Коссовский, в 1925 г. вернувшийся из обновленчества в каноническую Церковь, призывал прихожан не принимать участия во встрече епископа и категорически отказался участвовать в собеседовании.

http://pravenc.ru/text/2562916.html

Вслед. ходатайства городской думы Петропавловска и по указу Синода кафедра Акмолинского еп. сщмч. Мефодия (Краснопёрова) была перенесена в Петропавловск, архиерей стал носить титул «епископ Петропавловский» (см. ст. Петропавловское викариатство ). Еп. сщмч. Мефодию было вверено управление приходами Петропавловского, Кокчетавского и Атбасарского уездов Акмолинской обл. В годы управления епархией еп. сщмч. Сильвестра (Ольшевского; 1915-1920, с 1918 архиепископ) до прихода к власти большевиков продолжилась противосектантская деятельность, были организованы публичные миссионерские чтения, учреждено законоучительное епархиальное братство, начат сбор материалов для издания Сибирского патерика. 29 февр. и 7 марта 1916 г. прошли совещания духовенства омских городских храмов, на к-рых обсуждалось постановление Синода от 12 февр. 1916 г. о прославлении Тобольского митр. свт. Иоанна (Максимовича). В том же году Никольская казачья ц. получила статус собора. Были освящены: Знаменский, Николо-Игнатьевский храмы Омска, Казанский храм Омского жен. монастыря, Всехсвятский храм в Новоомске. Определением Синода от 7 нояб. 1916 г. для Омской епархии 27 нояб. установлено празднование Собору св. угодников Божиих, подвизавшихся в Сибири: святителей Иннокентия Иркутского, Иоанна Тобольского и прав. Симеона Верхотурского. Однако революционные события 1917 г. не позволили реализовать это определение. Духовное образование и просвещение в XIX - нач. XX в. Традиции духовного образования в Омске были заложены в 1838 г., когда в городе открылось Омское ДУ. В XIX в. училище помещалось в бывш. доме штаб-лекаря Катонова и в 2 домах, принадлежавших Ильину и госпитальному служителю Костромину. Здания, располагавшиеся на Бутырском форштадте, были куплены вместе с земельным участком (675 кв. саж.) Тобольским ЕУ. В 1842 г. в Омском ДУ было 5 преподавателей и 65 воспитанников. В 1871-1872 гг. уч-ще по просьбе ишимского и с согласия омского духовенства переведено в Ишим. Переводу учебного заведения предшествовала работа комиссии, активное участие в деятельности к-рой принял настоятель омского Воскресенского собора прот.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

05(18)03.1923 Ахтырская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Ахтырка (Харьковская область УССР). Харьковское викариатство. Упразднена в 1930 г. 11(24)05.1924 21.05(03.06)1925 Филарет Яценко 10.1930 Николай Поликарпов 198 По неофициальным, но достоверным сведениям, в начале революции перешел в Англиканство; был отлучен от Церкви; раскаялся и, в 1919 г. в Новороссийске, был воссоединен. 200 На епархии не был, проживал в Москве. Здесь был использован «инициативной группой прогрессивного духовенства» в своих целях, как единственный тогда в Москве полноправный епархиальный архиерей, необходимый для возглавления самочинного живоцерковного ВЦУ (Высш. Церк. Управления), в апреле-мае 1922 г. Скончался вне общения с Церковью (погребен на Ваганьковом кладбище в Москве). 201 Совратился в обновленческий раскол; с 17(30)07.1927 откомандирован обновл. Синодом в распоряжение Сибирского Митрополичьего Управления. 202 Епископ Пишпекский, викарий Алма-Атинской епархии. По ММЛ РПИ одновременно с Мелхиседеком (Аверченко) числится и Августин (Беляев), назначенный сюда будто бы с 18.09(01.10)1929, но который в действительности на этой кафедре никогда не бывал. 203 По ПЭ Т. 9. С. 718, в 1929–1930 гг. Алма-Атинским епископом был сщмч. Августин (Беляев) (повторена ошибка ММЛ), но труд архиеп. Тихона (Шарапова) «Алма-атинская епархия в 1937 году» (см. Приложение 10) это не подтверждает. Арестован 02(15)07.1929 г. в Алма-Ате, осужден 16(29)08.1929 и с сентября 1929 г. отбывал 3-летний срок заключения в Таджикистане и Казахстане. Освобожден в 1933 г. (см. Ставропольская). 204 Вторая дата – дата ареста. Затем осужден последовательно на два срока – 8 лет, затем 10 лет ИТЛ. Характеристика в концлагере: «Убежденный сторонник культа. Не исключена религиозная пропаганда среди заключенных». Скончался в лагерном госпитале «Командировки Акмолинское» Карлага от «падения сердечной деятельности» 11(24)5.1942. 205 Управление им епархией прервано арестом перед Пасхой 1936 г. Вторая дата – формальное «увольнение на покой». Сведения из труда архиепископа Тихона Шарапова (см. Приложение 10). По 1943 г. – в заключении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

05.01.1835 20.01.1835 26.09.1836 Владимир Алявдин (Алаудин?) 21.11.1836 08.03.1841 Иннокентий Борисов 06.04.1841 01.01.1843 Иеремия Соловьев 31.01.1845 30.06.1845 Варлаам Успенский 15.08.1845 10.01.1858 30.03.1858 31.10.1859 Антоний Амфитеатров 10.01.1860 04.01.1865 Серафим Аретинский 14.02.1865 31.12.1877 04.02.1878 14.01.1883 20.02.1883 11.05.1885 Виталий Иосифов 03.11.1885 03.06.1890 Иероним Экземплярский 12.07.1890 19.12.1892 Ириней II Орда 16.01.1893 26.01.1898 Иаков Пятницкий 28.06.1898 27.04.1902 Димитрий Ковальницкий 05.06.1902 08.06.1907 03.01.1908 16 09.1908 Агапит Вишневский 26.10.1908 18.09.1911 16.11.1911 18.05.1917 Сщмч. Никодим Кротков 21.06.1917 10(23)08.1921 Сщмч. Никодим Кротков, паки Александр (1932?) Чикагская Основана в 14(27)04.1922. Местопребывание – в г. Чикаго (США). Упразднена в 1957 г. 03(16)12.1922 23.11(06.12)1934 Леонтий Туркевич) 04(17)12.1956 23.12.1956(05.01.1957) Чимкентская Чимкентская и Акмолинская. Основана 09(22)11.1990. 09(22)11.1990 01(14)02.1991 02(15)02.1991 Чистопольская Основана 01.03.1899. Именование – по г. Чистополь (Казанская губерния; Татарская АССР). Казанское викариатство. Упразднена в 1926 г. 01.03.1899 14.07.1900 Антоний Храповицкий 10.09.1900 26.03.1905 18.07.1905 27.08.1905 Феодосий Олтаржевский 27.08.1905 17.01.1912 Алексий II Дородницын 04.03.1912 30.05.1913 Анастасий Александров 29.06.1913 15(28)02.1922 29.06(12.07)1922 06.1926 13(26)04.1934 04(17)09.1935 Андрей Солнцев Чистопольская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Чистополь (Татарская АССР). Казанское викариатство. Упразднена в 1933 г. 10(23)01.1924 Василий Троицкий (1928) 04(17)09.1932 18.09(01.10)1933 Василий II Катагошин Читинская Основана 28.01.1894. Иркутское викариатство (выделено из территории Селенгинского викариатства той же епархии). Самостоятельная с 12.03.1894. Упразднена в 1936 г. («...передана в управление Иркутским Преосвященным» [Саввин Д. Читинско-Забайкальская епархия в 1917–1936 гг.//Православие в Забайкалье. История и современность. Чита, 2004. С. 35]).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1913 г. в Омской епархии было учреждено викариатство Петропавловское и Акмолинское. Первым епископом был назначен ректор Уфимской Духовной семинарии архимандрит Мефодий, отличавшийся доступностью, простотою в обращении и пользовавшийся большою любовью духовенства и народа. Город Петропавловск наполовину населен киргизами-магометанами, но владыка Мефодий имел много друзей и почитателей даже среди магометан. В 1921 г. Западная Сибирь была ареной крестьянского восстания. Выведенные из терпения постоянными налетами на деревни продовольственных отрядов с целью отобрания хлеба, скота и др., уже через год после занятия Сибири красными, крестьяне, по заранее разработанному плану, на огромном пространстве Западной Сибири, принялись беспощадно избивать коммунистов, не щадя ни женщин, ни детей. Вскоре крестьянам удалось захватить города Петропавловск, Ишим, Тобольск, где было образовано Северное Сибирское Правительство. На помощь крестьянам стали подниматься сибирские казаки. С большою жестокостью, «огнем и каленым железом» подавили большевики крестьянское восстание. Сожигались целые села и деревни, беспощадно, без всякого разбора, сотнями расстреливали людей. На станции Гольшманово Ишимского уезда было расстреляно до 500 крестьян. По занятии гор. Петропавловска, чтобы навести страх на жителей, красные в первую очередь убили епископа Мефодия (в марте 1921 г.). Уже убитому епископу нанесли несколько штыковых ран и в одну из них красные звери воткнули крест (См. т. I гл. 20). Глава 13. Серафим, митрополит Кавказский По свидетельству одного выехавшего из России по греческому паспорту афонского русского архимандрита, на его глазах, в 1932 году в Ростовской тюрьме были расстреляны – митрополит Серафим Мещеряков, протоиерей Димитрий Пыжов, протоиерей Карп Шубков и с ними до 120 человек белого и черного духовенства (См. т. I гл. 20). О прошлом митрополита надлежит рассказать следующее. Архиепископ Иркутский и Верхоленский Серафим, в мире Иаков Мещеряков, в последние годы бывший архиепископом Костромским, в 1922 г. соблазнился заманчивым предложением «обновленческого синода» быть митрополитом всея Белоруссии, и перешел к обновленцам. 24 мая 1923 года он созвал Белорусский Собор и от лица его обратился с посланием ко всем белорусским епископам, приглашая их устраивать церковную жизнь на началах последнего живоцерковнаго собора. Однако, он не нашел здесь правды и скоро сознал свое заблуждение и измену своему архиерейскому долгу, принес Патриарху покаяние, прося принять его в прежнем звании архиепископа на покое. Патриарх принял его покаяние и после сего владыка Серафим в сане Архиепископа ушел на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Из протоиереев г. Читы. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. 10/IV-1922 г. хиротонисан во еп. Селенгинского, вик. Забайкальской епархии (Дальневосточной митрополии). Упоминается Нерчинским епископом. В августе 1922 г. запрещён в священнослужении за непризнание распоряжений областной церковной власти. В 1923 г. принёс покаяние перед православными архиереями и несколько лет прожил на севере в Архангельской области. Митр. Сергий в 1932 г. назначил его викарием Арзамасским Нижегородской (ныне Горьковской) епархии. По прибытии в г. Арзамасс и в собор на встречу с клиром и верующими, от переживаний в тот же день скончался от разрыва сердца. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 197. Кат-АМ 320. Кат-Яв 256. с. 131. См. Мануил. 6.230. [Кат-ГУБ. С. 993.] Родился в 1875 г. Окончил духовную семинарию со званием студента (на 1918 г. сведений об окончании академии нет). До 1917 г. – законоучитель и настоятель семинарской церкви Читинской учительской семинарии в сане протоиерея. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. 23/1V-1922 г. хиротонисан во еп. Селенгинского, вик. Забайкальской епархии. В 1922–1923 гг. – временно управляющий Нерчинским викариатством. В 1923 г. уклонился в обновленческий раскол. В том же году принёс покаяние и был принят в сущем сане. В 1923–1927 гг. – в Соловецком лагере. Освобождён без права жительства в Сибири. 03/Х-1932–22/Х-1932 гг. – еп. Арзамасский, вик. Нижегородской епархии. Умер в Арзамасе 22/Х-1932 г. в день своего прибытия к месту служения. [ПСТБИ] СОФРОНИЙ (Яскевич – по Кат-ЕС, Яцкевич– по Кат-АМ, Яськевич – по Кат-ЯВ [Софрония Трофимович]) Архиепископ Свердловский и Уральский Родился 3/XII-1895 году. Окончил обновленческую Московскую богословскую академию в 1927 г. со степенью кандидата богословия. В 1929 г. окончил Киевскую высшую украинскую богословскую школу. Уклонился в обновленческий раскол. Женат. С 1920 г. – священник в Харьковской епархии. Хиротонисан 8/IХ-1929 г. во еп. Акмолинского (по Кат-ЯВ). Хиротонисан в 1930 г. (по Кат-ЕС).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Никифоров Иван Иванович; 27.03.1879, с. Апазово Казанского у. и губ. (по др. сведениям, дер. Б. Машляк Мамадышского у. той же губ.) - 4.12.1937, Курск), еп. Орловский и Севский. Сын Иоанна Никифорова, одного из первых учителей из татар-кряшен, с 1881 г. священника-миссионера в Уфимской епархии. По окончании Уфимского ДУ поступил в Уфимскую ДС, где окончил 4 класса, прервал обучение из-за болезни. С 27 марта 1899 г. иподиакон омского Успенского кафедрального собора. 23 окт. 1901 г. Омским и Семипалатинским еп. Сергием (Петровым) рукоположен во диакона с оставлением на вакансии иподиакона кафедрального собора, а 8 окт. 1903 г.- во иерея к Христорождественскому храму с. Фёдоровского Петропавловского у. Акмолинской обл., одновременно заведовал сельской церковноприходской школой. 13 марта 1906 г. переведен настоятелем храма с. Лаптев Лог Змеиногорского у. Томской губ. В 1909 г. участвовал в Томском епархиальном съезде. В 1912 г. сверхштатный священник казачьей церкви в Семипалатинске, одновременно проходил обучение вольнослушателем в Тобольской ДС. В 1914 г. сдал экзамены за полный семинарский курс и поступил в КазДА на казенный счет. В 1916 г. переведен на миссионерскую стипендию Синода. Окончил академию в 1918 г. кандидатом богословия за соч. «История Золотой Орды (в порядке царствования ее ханов) по сказаниям русских летописцев» (не сохр.). С 1918 г. настоятель омского Богородице-Братского храма. Одновременно был законоучителем омской жен. гимназии (до взятия Омска Красной Армией в окт. 1919). В нояб. 1919 г. овдовел. 21 нояб. 1925 г. принял монашество с именем Иннокентий, 23 нояб. возведен в сан архимандрита, 30 нояб. хиротонисан во епископа Семипалатинского. Хиротонию И. возглавил Омский и Павлодарский архиеп. Виктор (Богоявленский) . Управлял Семипалатинским викариатством Омской епархии. С образованием самостоятельной епархии назначен 22 авг. 1928 г. епископом Семипалатинским и Усть-Каменогорским.

http://pravenc.ru/text/468743.html

Митрополичьи округа — канонические подразделения Московского Патриархата на отдельных церковных территориях 6 июня 1995 г. решением Священного Синода была образована «Православная межъепархиальная Комиссия правящих архиереев, несущих послушание Матери-Церкви в Республике Казахстан» под председательством архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова). В 2003 г. эта комиссия уступила место образованному Синодом Казахстанскому митрополичьему округу, созданному в целях координации религиозно-просветительской, издательской и социальной деятельности епархий, существующих в пределах республики. В то время округ объединял три казахстанских епархии: Астанайскую и Алматинскую, Уральскую и Гурьевскую, Чимкентскую и Таразскую. Главой округа стал митрополит Астанайский и Алматинский Мефодий (Немцов), ныне митрополит Пермский и Кунгурский. Его сменил на этой должности 5 марта 2010 г. архиепископ Александр (Могилёв), возведённый в сан митрополита с титулом Астанайский и Казахстанский. Сам округ определением Священного Синода от 26 июля 2010 г. получил наименование Митрополичий округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. В последующие годы в составе округа было образовано несколько новых епархий. В их числе: Карагандинская и Шахтинская, Костанайская и Рудненская, Павлодарская и Экибастузская, Кокшетауская и Акмолинская, Петропавловская и Булаевская, Усть-Каменогорская и Семипалатинская, Актюбинская (последняя — самая молодая из всех казахстанских епархий, образованная определением Синода от 24 марта 2022 г.). Мартовским синодальным определением от 2022 г. в составе Астанайской епархии образовано Талдыкорганское викариатство. Второй митрополичий округ в составе Русской Православной Церкви — Среднеазиатский — учреждён решением Священного Синода 27 июля 2011 г. Главой округа с титулом Ташкентский и Узбекистанский, а в делах округа за пределами ташкентской кафедры с титулом Среднеазиатский был назначен архиепископ Викентий (Морарь), возведённый вскоре в сан митрополита. Округ был образован в составе Ташкентской и Узбекистанской, Бишкекской и Кыргызстанской, Душанбинской и Таджикистанской епархий, а также Патриаршего благочиния приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане с центром в Ашхабаде (создано в 2007 г.), ранее объединяемых одной Ташкентской и Среднеазиатской епархией (существовала с 1944 по 2011 гг.) в границах республик Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и Туркмения.

http://bogoslov.ru/article/6192329

Акмолинская Основана 26.01.1913. Именование – по г. Акмолинск (с 1961 г. – Целиноград, с 1998 г. – Астана). Упразднена 06.11.1914 («переименована» в Петропавловскую; см.). Возобновлена в 1921 г. (?) Омское викариатство. Самостоятельная с 1927 г. 10.02.1913 06.11.1914 Сщмч. Мефодий Красноперов после 02.1921 до 01(14)09 1921 Алексий Буй 16.02(01.03)1929 Владимир Горьковский 1929 (?) 01(14)05.1932 Акмолинская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Акмолинск (с 1961 г. – Целиноград, с 1998 г. – Астана). Упразднена 06(19)11.1932. Именовалась: Акмолинско-Атбасарская. 13(26)07.1923 13(26)05.1925 13(26)05.1925 26.08(08.09)1929 12.1929 Иоанн Симонов 06(19)11.1932 11 На епархии не был, от назначения отказался, определен на покой (см. Приложение 7. С. 876). 18 «Архиепископ» с 02(15)07.1931. После закрытия епархии (вторая дата) занимал ряд священнических мест в г. г. Вольске, Балашове. В 1935 г. запрещен в священнослужении. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бронницкая Основана 31.08(13.09)1923. Именование – по г. Бронницы (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 1936 г. Возобновлена 03(16)07.1995. Титулярная. 31.08(13.09)1923 11(24)09.1923 11(24)09.1923 Иоанн Василевский (Васильевский) II 14(27)04.1934 06(19)07.1936 Сергий Воскресенский II 03(16)07.1995 13(26)12.2000 06(19)07.2006 Амвросий Ермаков Бронницкая, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Бронницы (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 1924 г. 22.05(04.06)1922 494 Дата учреждения кафедры и назначения хиротонии о. Иоанна Василевского – см. определение (РГИА ф. 831, оп. 1, д. 218, л. 326). 496 Первая обновленческая самочинная архиерейская хиротония, произведенная в Крестовом Сергиевском храме, только что переданного обновленческому ВЦУ, Троицкого Патриаршего подворья на Самотеке в Москве. Ставленник – из протоиереев-вдовцов, б. настоятель храма Воскресения в Барашах, на Покровке. В ММЛ РПИ ошибочно сообщается, что «...покаяние принес перед митр. Сергием и, как ставленник архиереями (архиереев. – сост.) старого поставления, принят в сущем сане епископа и в 1924 г. назначен еп. Акмолинским...» Это неверно. В 1924 г. русскую Церковь возглавлял Святейший Патриарх Тихон, а митрополит Сергий (Страгородский) (сам недавно принесший Патриарху покаяние в грехе отпадения в обновленческий раскол) был в то время всего лишь Нижегородским епархиальным архиереем, не обладавшим судебно-каноническими полномочиями, присвоенными Первоиерарху. Таким образом, покаяние Иоанникия (Чанцева) в 1924 г. мог принимать только Святейший Патриарх Тихон. Впоследствии епископ Иоанникий совратился также и в Григорианский раскол (кафедра его здесь не установлена), после разрыва с которым покаяние им принесено было уже Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) . Но это имело место несколько лет спустя. Получил назначение на Акмолинскую кафедру. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010