К 1865 году киргизские орды в отношении административного управления были распределены по разным областям: бывшая Малая орда входила в состав Тургайской, Уральской, Сыр-Дарьинской областей и Астраханской губернии (Внутренняя или Букеевская орда); бывшая Средняя орда находилась в Акмолинской, Семипалатинской и частью Тургайской областях; и, наконец, бывшая Большая орда обитала в Семиреченской и Сыр-Дарьинской областях. Итак, северная часть киргизской степи была умиротворена. Но в южной ее части по подстрекательству Кокандцев, которые вторглись в нее между Джулеком и Пишпеком на протяжении около 800 верст, продолжались беспорядки. Для окончательного замирения степи нужно было сомкнуть Оренбургскую и Сибирскую линии – соединить Сыр-Дарьинские и Сибирские укрепления, опоясавшие современный Казахстан. Вся первая половина 60-х годов прошла в подготовке к этому решающему шагу. Еще в 1862 году Оренбургский Генерал-губернатор Безак внес предложение приступить к соединению линий и нанести решительный удар по Кокандскому ханству, заняв города Туркестан и Ташкент. Одновременно Генерал-губернатор Западной Сибири Дюгамель потребовал для закрепления положения в Семиречье занять Аулие-Ата (Тараз), нанеся удар по правому флангу Коканда. Особый правительственный комитет 9 марта 1862 года рассмотрел эти предложения, и Государь Император Александр их одобрил. Осуществляя этот план, 24 октября 1862 года после 11-дневной осады полковник Г. А. Колпаковский вторично и окончательно отбил от кокандцев г. Пишпек. Летом 1863 года полковник Михаил Григорьевич Черняев овладел крепостью Сузак и «объявил ее с окружающим ее населением под покровительством России». Это событие явилось отправным пунктом для усиленной подготовки к активным военным действиям против Кокандского ханства. Город Верный стал центром формирования отряда Сибирского корпуса, который должен был выступить из Семиречья под командованием полковника Черняева. Одновременно со стороны форта Перовского (бывшая Ак-Мечеть, ныне Кзыл-Орда) должен был выступить отряд Оренбургского корпуса под командованием полковника Веревкина.

http://pravoslavie.ru/36355.html

– Знаете, какая-то особая «русскость», укорененная в церковности. Мышление, слова, движения – все, с одной стороны, просто, а с другой – настолько по-христиански и в то же время по-крестьянски, но вместе с тем настолько благородно, настолько аристократично. Простота в сочетании с необычайной красотой и возвышенностью. Сейчас, при нынешнем секуляризме, простота вырождается в какую-то выхолощенность, упрощенность. А там была изысканность, полнота всего и при этом абсолютно простая, как Бог – простое существо и совершенно необъятен по Своей насыщенности. – В 1988 году вас рукоположили во епископа Зарайского, а вскоре после этого назначили на Алма-Атинскую и Казахстанскую кафедру. Конечно, это очень непростой регион, где Православие – вторая религия после мусульманства. Как проходил диалог в этом православно-мусульманском мире, и был ли он? – Тут надо давать себе ясный отчет в том, что мы находились на постсоветском пространстве. И тот период, о котором вы говорите, был периодом после серьезного 70-летнего советского времени. Поэтому свидетельство Православия сталкивалось, прежде всего, с наследием всех «лагов» – Карлагов, Акмолинских и прочих, которые там были: чувствовалась сила духа, стояние за нравственную, духовную святыню, и это пробуждало у людей взаимовыручку, консолидацию сил. Вся подлинная культура на территории Казахстана оказалась плодом этого стояния. В основном там жили изгнанники и страдальцы, а их дети несли на себе мощную печать духовной целостности. Поэтому не было никакого антагонизма, никакого противостояния, а, наоборот, радость от возможности свидетельствовать друг другу и друг друга поддерживать, уважительное отношение к каждому. Для меня это оказалось настоящим откровением. За время своего 12-летнего служения в Казахстане я увидел и почувствовал силу православного свидетельства. Эта сила заключалась в том, что дух исповедников не просто витал там, но приносил свои реальные плоды. Все молитвенные дома в Казахстане – плод этого мужественного сохранения традиции. Это живая и бьющая мощь благодати, которая связывала предшествующие поколения с настоящими и будущими.

http://pravoslavie.ru/4814.html

«Гендерный» аспект «крещенского вопроса» затрагивался в докладе О.П.Ермолаевой «О призвании женщины на служение Миссии» 35 от 3 июля 1910 г.). В опубликованной в том же номере статье «Отрадные факты из жизни крещёных татар» (за подписью «С.Т.Е.») рассказывалось о переселении в ходе «столыпинской» аграрной реформы, по причине малоземелья, «крещёных татар» из Цивильского уезда Казанской губернии в Акмолинскую область (близ города Петропавловска) и переходе на отруба их соплеменников в Лаишевском уезде. В 3 от 19 декабря 1909 г. была опубликована заметка священника С.А.Багина о положительном опыте деятельности Общества христианской взаимопомощи, открытом в кряшенском селе Крещёные Янасалы Казанского уезда 14 апреля 1909 г. «В виду несомненной пользы таких обществ, сближающих приходского пастыря с пасомыми, – подчёркивал автор, – весьма желательно открытие их и в других приходах епархии, где существует отступническое движение, так как, благодаря своевременной поддержке, многие инородцы-христиане избавятся от материального гнёта со стороны магометанских агитаторов, которые дают в долг только отпавшим от православия и чрез это вынуждают своих недостаточно обеспеченных православных единоплеменников отпадать в ислам». Заметное внимание в журнале уделялось также православной миссии среди чуваш. Причём, здесь СБСГ вёл борьбу на два фронта: против язычества и исламизации чуваш татарами. Из его публикаций можно было также узнать о национальных особенностях чуваш, их языческих верованиях, традиционной культуре, языке и бытовых условиях жизни. Многие из эти материалов и по сей день представляют заметный интерес как в научно-историческом плане, так и в части изучения чувашского менталитета. На страницах журнала были опубликованы статьи: «Как удержать чуваш от татаризации?» 5 от 1 ноября 1909 г.) Н.В.Никольского, «О миссии вообще и, в частности, среди чуваш-язычествующих» 1 от 5 декабря 1909 г.) Т.А.Земляницкого, «О язычестве в Цивильском уезде (приходы – Янтиково, Алдиарово, Гришино)» 6 от 10 января 1910 г.) В.Михайлова, «О чувашах Цивильского уезда» 31 от 5 июня 1910 г.) Г.Степанова, «Чуваши Саратовской губернии. (Из Саратовского доклада Казанск[ому] Миссион[ерскому] Съезду 1910 г.)» 45 от 12 сентября 1910 г.), «Языческое жертвоприношение в Цивильском уезде» 52 от 30 октября 1910 г.) – за подписью «Д.С.», «О языческих остатках среди чуваш» 5 от 30 января 1911 г.), «Остатки чувашского язычества» 36 от 4 сентября 1911 г.) священника Н.Ефремова, «Чем до сих пор живут чуваши» 37 от 11 сентября 1911 г.) священника Г.Спиридонова, «Чувашские йомзи» 49 от 4 декабря 1911 г., 50 от 11 декабря 1911 г.) священника Кузьмина, «О Байглычевском приходе» 49 от 4 декабря 1911 г.) священника А.В.Рекеева, «Как сделать чуваш христианами» 50 от 11 декабря 1911 г., 51 от 18 декабря 1911 г.) В.Михайлова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но тут и позор для русской гражданственности. Позор для нас, что в 20-м столетии возможен голод в стране нашей, который доводит людей, в сущности, до детоубийства: позор нам – за нашу дикость, за нашу некультурность, за наши азиатские общественные порядки... Тут, в описываемом «событии» сказалось и бесстыдство людское. Народ деревенский по общей нашей вине страждет, а похотливцы ухитряются на горе народном созидать утеху своей чувственности, своей животной страсти. Пусть же позор вечный ляжет на головы этих людоедов и гнев Божий преследует их за надругание над ближним 15 . Люди же, несчастные и пришибленные в жизни, пусть скорее увидят над собой зарю лучших и справедливых порядков, при которых не будет места массовым голодовкам, – не останется открытой возможности и для наглых беззаконников беззаконствовать. Надобно понять, что силы человеческие ограничены. Не следует упускать из вида, что иногда внешняя среда оказывается давящей для людей и в известной обстановке они положительно духовно гибнут. Очевидно, во имя Христа и ради правды Его, с такой обстановкой мы должны бороться организованно, – не случайными только подачками нищим милостыни, а посредством введения в нашу жизнь человечных, справедливых и на евангелии основных общественных учреждений. В самом деле, можно ли к другим выводам придти по поводу таких газетных сообщений. По оренбургской железной дороге на станциях к Самаре, толпами бродили нищие, прося на хлеб. Это – переселенцы крестьяне из Бузулукского у. и других. Направлялись они в Акмолинскую, Тургайскую и Семиреченскую области, не получая никакой казённой помощи и не имея указаний от каких-либо учреждений насчёт обетованной для себя земли. Люди ехали наугад, куда глаза влекут. Ехали не по железной дороге, а на собственных заморенных кляченках. Ехали туда, где все земли уже разобраны. «Голод – замечал корреспондент, – делает людей безумными»; голод гонит их, «куда глаза глядят, лишь бы подальше от своей убогой нищенской полоски». Этим невольным переселенцам зачастую доводилось тащиться по пустынной степи, где они на холоде в своих рваных шубёнках, вдали от селений гибли, как мухи...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Однако для ближайшего руководства на местах и для воодушевления местных скромных деятелей необходим епархиальный миссионер трезвости. На это важное дело и изыскиваются необходимые средства. Между прочим, Акмолинский областной комитет трезвости пошел навстречу Епархиальному Обществу трезвости и внес в смету на 1915 год весьма значительные средства в пользу данного Общества. В случае ассигнования таких средств можно будет учредить должность епархиального миссионера трезвости да расширить и всю трезвенническую работу. Но прежде того пусть всякий священник борьбу с пьянством считает своей святой и собственной борьбой. Если военные чины призываются к примерной трезвости, уклонение от которой может повлечь не только плохую аттестацию, но и увольнение от службы, то тем более священник, да и всякий клирик, должны быть примером трезвости, свою деятельность направляя на искоренение народного пьянства. Я уже неоднократно призывал духовенство Омской епархии к этому святому делу. А теперь, со всей предоставленной мне властью и долгом призывать и руководить всех во благое, объявляю, что нетрезвость духовенства будет преследоваться со всей строгостью; пусть это все знают и примут к руководству, чтобы потом не ссылаться на нетерпимую строгость архиерея. Итак, отцы и братие духовные, прежде всего вы воодушевитесь на святую борьбу за трезвость, отгоните пьянство вон отовсюду. Воодушевляйте на то и других всеми мерами и высвобождайте народ из цепких когтей этого зеленого змия проклятого. Будьте во главе трезвеннического движения и руководите им на местах. Теперь кратко скажу о том, что желательно вообще в борьбе с пьянством со стороны гражданской власти и общества. IV Уже же сказано было, что с пьянством, как с болезнью воли, прежде всего нужно и бороться мерами нравственными преимущественно. Наряду с проповедью трезвости, с раскрытием всего вреда пьянства совершается священное приведение на обещание трезвости желающих отрезвиться. Наряду с чисто церковной проповедью тут значительную услугу может оказать делу проповедь и мирская.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

В нач. XX в. почти 2/3 производства продукции региона приходилось на предприятия пищевой промышленности; значительное развитие получило мукомольное производство (насчитывалось 56 паровых мельниц). Регион являлся важным центром маслоделия в Зап. Сибири. В результате проведения столыпинской аграрной реформы, вызвавшей мощную волну переселенчества, значительно увеличилось население территории совр. О. о. (в 1907 - свыше 561 тыс. чел., к 1914 - свыше 1 млн чел.), а Омск стал самым населенным городом Сибири. Показателем экономического развития региона стала 1-я Западно-Сибирская сельскохозяйственная, лесная и торгово-промышленная выставка в Омске (1911). В 1913 г. открыто постоянное движение по железнодорожной линии Тюмень - Куломзино (близ Омска). С нояб. 1917 по июнь 1918 г. на территории совр. О. о. действовали органы советской власти, затем в ходе гражданской войны регион перешел под контроль Временного сибирского правительства, в нояб. 1918 г.- Уфимской директории, с нояб. 1918 г. находился под властью «Омского правительства». В авг.-нояб. 1919 г. в результате наступления Восточного фронта РККА на территории совр. О. о. восстановлена советская власть. После этого в регионе начались административно-территориальные преобразования, связанные с созданием Омской губ. Начало им было положено постановлениями ВЦИК от 27 авг. 1919 г. о присоединении к еще не созданной губернии Ишимского, Тарского и Тюкалинского уездов Тобольской губ., 5 дек. 1919 г. образован Калачинский у. 3 янв. 1920 г. Сибревком официально утвердил наименование «Омская губерния» вместо «Акмолинская область». Новая губерния делилась на 10 уездов: Акмолинский, Атбасарский, Ишимский, Калачинский, Кокчетавский, Омский, Петропавловский, Тарский, Татарский, Тюкалинский. Декретом ВЦИК от 21 апр. 1920 г. Ишимский у. вошел в состав Тюменской губ., 18 янв. 1921 г. в состав Омской губ. был включен Славгородский у. Алтайской губ. В результате проведенного в 1921-1922 гг. размежевания между Омской губ. и образованной 26 авг.

http://pravenc.ru/text/2578403.html

Скачать epub pdf Священник Ф.А. Саровские торжества (впечатления паломника-нижегородца) С мысленною молитвой Преподобному о. Серафиму выехали мы 12 июля из Нижнего Новгорода до Арзамаса по железной дороге. Еще на вокзале, а потом и в пути заметен был паломнический характер поезда: за плечами – котомочки (у многих), лица и костюмы – запыленные, настроение – степенное, общая речь – о Сарове  26 ; кажется, нечего было и спрашивать каждого о цели поездки, на всех написано было одно: в Саров. Еще в вокзале мы видели известных нам лиц из Астрахани, из Петербурга, из Сибири, а потом в пути узнали паломников из Пскова, с Дона, с Кавказа, из Архангельска. Все и всё стремилось к отцу Серафиму. Мы, нижегородцы, вместе, одною семьей. Множество богомольцев двигалось пешком по линии железной дороги; по местам близ лесочка или родничка виднелись группы богомольцев на отдыхе. Прибыли в Арзамас. Станция неузнаваема: масса пассажиров; пришел богомольческий поезд, – сотни паломников возросли в тысячи; все спешат захватить извозчиков, чтобы доехать до города и оттуда нанять подводу в Саров. Вокруг вокзала – открытые бараки, номера, водогрейня, больница с аптекой, усиленная стража. Приехали в город; первая забота – найти лошадей до Сарова. Говорят, что их нет. В это время ямщикам давали по 40–60–80 р. и более за тройку лошадей до Сарова (65 верст); люди потеряли цену деньгам; нас выручило то, что мы ехали, как назначенные на Саровские торжества, в свите Нижегородского Преосвященнейшего Назария. Один из арзамасских батюшек, знавший положение вещей, направил нас к содействию гражданской власти. Последняя любезно снабдила нас удостоверением на проезд за узаконенные прогоны, как едущих в Саров по назначению. Утром 13-го мы выехали из Арзамаса. Народ вереницами, а по местам целыми группами двигался по направлению к Сарову; и мужчины, и женщины, и старые, и дети, на клюшках и костылях, в тележках, слепцы, калеки, нищие и богатые, миряне, духовенство, именитые лица, – все стремились к о. Серафиму; и идут, и едут, и ползут, и ведут, и несут... Беспримерная картина! К глубоким мыслям ведет это поразительное движение. Велика сила, подвигшая эти массы в Саров! Праведник Божий воссиял, как светозарная звезда; весть о нем пошла по всей необъятной матушке-Руси; пошла – и дошла до глухой-глухой деревнюшки в Вологодской губернии или Акмолинской области, вызвала оттуда верующую душу и повела ее за тысячи верст, в невиданный Саров; ищет раба Божия этот Саров, находящийся в глуши, в лесу, ищет Праведника Божия; идет... идут эти рабы Божии... и их – не тысячи, не десятки, а целые сотни тысяч... Тут и терпение, и вера, и надежда, и любовь. Здесь – всё святое. Поистине преклонишься, умилишься пред величием этой силы, живущей в нашей родной Руси!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

12.1926 ИЖЕВСКАЯ 13(26)02.1930 ЯКУТСКАЯ Смарагд Крыжановский ТАЛЛИННСКАЯ 20.09 1831 30.04.1833 ПОЛОЦКАЯ 30.04.1833 05.06.1837 МОГИЛЕВСКАЯ 05.06.1837 06.04.1840 ХАРЬКОВСКАЯ 06.04.1840 31.12.1841 АСТРАХАНСКАЯ 31.12.1841 12.11.1844 ОРЛОВСКАЯ 12.11.1844 05.06.1858 РЯЗАНСКАЯ 05.06.1858 11.11.1863 Смарагд Троицкий КОВНЕНСКАЯ 15.09.1885 02.10.1886 Смарагд Яблоков СКОПИНСКАЯ СКОПИНСКАЯ, григ. СТАЛИНГРАДСКАЯ, григ. РОСТОВСКАЯ на ДОНУ, григ Софония КРУТИЦКАЯ ХЕРСОНСКАЯ 03.03.1865 12.11.1871 АСТАНАЙСКАЯ 12.11.1871 26.11.1877 Софония Яскевич АКМОЛИНСКАЯ, обн. 26.08(08.09)1929 12.1929 ЯРОСЛАВСКАЯ, обн. 12.1929 ОРЕХОВО-ЗУЕВСКАЯ, обн. 06.1931 РЯЗАНСКАЯ, обн. 09.1931 РОСТОВСКАЯ, обн. 08.1934 ОРЕХОВО-ЗУЕВСКАЯ, обн., паки 08.1934 09.1935 КОСТРОМСКАЯ, обн. 09.1935 АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, обн. ЯРОСЛАВСКАЯ, обн., паки ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. СВЕРДЛОВСКАЯ, обн. 04(17)02.1938 Софроний ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 29.01.1654 13.09.1654 Софроний МУКАЧЕВСКАЯ Софроний Арефьев АСТАНАЙСКАЯ 28.05(10.06)1919 ЯКУТСКАЯ в/у ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ (КАМЧ.) (в/у ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ в/у НОВОСИБИРСКАЯ, обн. в/у АРХАНГЕЛЬСКАЯ 01(14)12.1927 ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 01(14)12.1927 25.02(09.03)1932 ИРБИТСКАЯ 25.02(09.03)1932 31.01(13.02)1933 в/у ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 25.02(09.03)1932 31.01(13.02)1933 УФИМСКАЯ 31.01(13.02)1933 14(27)03.1934 ПЕТРОЗАВОДСКАЯ 14(27)03.1934 28.04(11.05)1934 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 28.04(11.05)1934 ИЖЕВСКАЯ 29.05(11.06)1934 02.1936 ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ 02.1936 09(22)06.1937 Софроний Будько в/у ТОМСКАЯ 24.04(07.05)1991 02(15)05.1991 ТОМСКАЯ 03(16)05.1991 19.10(01.11)1993 в/у КЕМЕРОВСКАЯ 29.05(11.06)1993 19.10(01.11)1993 КЕМЕРОВСКАЯ 19.10(01.11)1993 06(19)07. 2006 в/у НОВОСИБИРСКАЯ 03(16)07.1995 23.09(06.10)1995 Софроний (в миру Сергий) Иванцов МОГИЛЕВСКАЯ, обн. 10.1922 02(15)05.1923 МИНСКАЯ, обн. 02(15)05.1923 01.1924 КОСТРОМСКАЯ, обн. 01.1924 04(17)02.1925 ВОЛЫНСКАЯ, обн. 04(17)02.1925 27.02(12.03)1925 ЧЕРНИГОВСКАЯ, обн. 27.02(12.03)1925 13(26)10.1925 ЗАПОРОЖСКАЯ, обн. 13(26)10.1925 ПРОСКУРОВСКАЯ, обн. 13(26)10.1925 07(20)11.1925

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епархии Забайкальская и Акмолинско-семипалатинская едва ли будут открыты, хотя синод и согласился на открытие. Министр финансов решительно отказывает в новых ассигнованиях. Мое представление о двух центральных, или катехизаторских школах при викариях вчера прошло в синоде; но кто даст денег – синод или миссионерское общество, остается нерешенным до заключения хозяйственного управления. Не достигши своих целей, теперь я занимаюсь вопросом о присоединении к православной церкви сиро-халдеев – несториан. Дело бездельно тянется с 50-х годов. Жду, что скажут прибывшие экзархи Грузии, теперь присутствующее в синоде 550 , о моем проекте, а дело это доселе влачилось ими без всяких результатов. Настоящий экзарх очень сочувствует моему проекту, потому что я ему представляю вести дело без указок синодских, которые только тормозят дело 551 . Вчера представил синоду о лучшей постановке противораскольнической миссии за Байкалом. Но и на это требуются деньги... Выезд отсюда 25 мая считаю решенным делом. На мое место предполагают вызвать преосв. Дионисия. Ожидается только его согласие. СПБ. 17 апр. 1887 г. 63 21 апр. 1887 г. Я уже телеграфировал вам, что владыка московский благословляет вас сюда приехать. Сомневаюсь только, получили ли вы мою телеграмму за предполагавшимся выездом в епархию. Доклад о сем владыке сделан мною в синоде за присутственным столом. – Что это, к юбилею вашему? спросил он, улыбаясь. Управляющей канцеляриею (Саблер) 552 по долгу службы почел нужным развить мой доклад доказательствами потребности велияго торжества юбилейного 20 мая 553 . Итак по многом рассуждении Приказали: вызвать Ставропольского 554 для участия в велием юбилейном торжестве. Московский между прочим высказывал, что вам следовало бы написать не ему, а С.-Петербургскому владыке, чтобы иметь помещение в лавре. Я на это ответил ему, что помещение для вас будет у меня. Хотя помещение у меня не велико, но в раю, говорят, чем теснее, тем милее. Ведь вы для того и едете, чтобы быть как можно ближе ко мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

из земель, находившихся в ведении Омской палаты гос. имуществ. Гос-во обещало и материальную помощь новокрещеным: 24 февр. 1897 г. было утверждено т. н. мнение Гос. совета, предписывавшее местным жителям после крещения оставить своих соседей-мусульман и поселиться в городах или селениях между христианами. Переселенцам было обещано пособие из казны. В 1899 г. К. д. м. имела 9 станов: в Семипалатинской обл.- Центральный в Семипалатинске, Буконский, Долонский, Большенарымский, Шульбинский и Черноярский, в Акмолинской обл.- Татарский, Александровский и Атбасарский. Штат К. д. м. составляли 28 чел., в т. ч. архимандрит (начальник миссии), 8 миссионеров (в т. ч. 3 иеромонаха с академическим образованием и 2 священника, окончившие семинарию), 9 псаломщиков, фельдшер (диакон), 2 учителя, помощник учителя и 6 переводчиков. При миссии действовали 9 школ, в которых обучались 272 ребенка (207 мальчиков и 65 девочек). В Центральном и Преображенском станах открыли приюты для инородческих детей. В 1899 г. были крещены 3 язычника и 63 мусульманина, причем больше всего крещений совершено в Центральном (7) и Большенарымском (12) станах. В 90-х гг. XIX в. еп. Владимир (Петров) с сожалением замечал, что только спустя 50 лет осуществилось желание архим. Макария (Глухарёва) открыть правосл. миссию среди киргизов. «Опасения оказались совершенно напрасными, вся степь знает миссионеров, киргизы охотно принимают их, и не только принимают, но и слушают и ежегодно крестятся. В десятилетний период существования миссии окрещено уже около 200 человек... А 50 лет тому назад, передают старожилы, киргизы целыми волостями желали принять православие» ( Владимир (Петров). 1893. С. 27-28). В 1901 г. в 9 станах К. д. м. служили начальник миссии в сане архимандрита, 4 иеромонаха, 4 священника, 4 диакона, рясофорный монах, 6 псаломщиков и 6 переводчиков; действовали 11 церквей и молитвенных домов. Правосл. паству К. д. м. составляли 4633 чел., в т. ч. русских - 4121 чел., инородцев - 512 чел., крестился 61 чел.

http://pravenc.ru/text/1840155.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010