Тему переименования Павлодара и Петропавловска в том же номере «Айкына» развил Камшат Тасбулат, опубликовавший статью «А как же тогда Петропавловск и Павлодар??». Основной смысл его публикации сводится к тому же самому тезису - их переименование гораздо важнее изменения названий всех прочих объектов и населенных пунктов. «Ведь если ситуация не изменится, - утверждает автор, - она станет испытанием на состоятельность нашей нации», поскольку «колониальные названия городов - Павлодар и Петропавловск - это пощечина, нанесенная национальной гордости казахов». Затягивание с решением этого вопроса, по его словам, ведет к тому, что «зарождается почва для нового недовольства», поскольку «многие историки и политологи» не в состоянии понять, почему государство не может решиться на такой шаг. Оригинальный механизм переименования городов предложил казахский журналист С. Малеев, статья которого под многообещающим названием «Как нам переименовать Павлодар?» появилась на сайте «Алтынорды» 13 декабря этого года. Рассуждая о том, что государство стремится воспитать подрастающее поколение в традициях казахстанского патриотизма, а энергию молодежи девать некуда, он предлагает на месте старого Павлодара в рамках стратегии инновационно-индустриального развития построить новый город и назвать его в честь первого президента страны Нурсултаном. Это позволит не только активно задействовать молодежь, но и предоставит железный аргумент в пользу переименования города. В качестве примера он приводит опыт переноса столицы из Алма-Аты в бывший областной центр Казахской ССР Целиноград, названный после обретения независимости Акмолой, а после переноса туда столицы - Астаной (казах. «столица»). Крупномасштабное строительство, модернизации городской экономики и создание новых рабочих место позволило тогда избежать массового недовольства русского населения. Правда, логика этого шага при ближайшем рассмотрении кажется не очень убедительной. Во-первых, от переименования Целинограда в Акмолу местные русские все-таки были не в восторге. Во-вторых, до революции 1917 г. город, основанный казаками в 1830 г., назывался Акмолинск, так что переименование в Акмолу было лишь возвращением слегка видоизмененного прежнего названия. А Петропавловск и Павлодар именовались так с момента своего основания и никогда названий не меняли. В-третьих, если надо куда-то направить энергию молодежи, то не лучше ли просто построить новый город и назвать его как угодно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Владыка митрополит рассказал о посещении вице-премьером Казахстана Даригой Нурсултановной Назарбаевой музея новомучеников и исповедников казахстанских в духовно-культурном центре Митрополичьего округа в Астане. Членам Синода митрополит Александр сообщил о своем участии в государственных и общественных мероприятиях: в митинге, посвященном Дню памяти жертв политических репрессий в музейно-мемориальном комплексе «АЛЖИР» в селе Акмол Акмолинской области, в XV заседании секретариата Съезда лидеров мировых и традиционных религий, в международной конференции «Религии против терроризма», в международной конференции «Построение мира без ядерного оружия», в открытии второй сессии Парламента Республики Казахстан VI созыва. Доклад о деятельности Алма-Атинской православной духовной семинарии представил епископ Каскеленский Геннадий. Основной темой выступления стало получение Алма-Атинской семинарией государственной лицензии на право осуществления образовательной деятельности в соответствие с законодательством Республики Казахстан. Также владыка рассказал о своей работе в пленарном заседании Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви и конференции «Межэтническое и межрелигиозное согласие как основа устойчивого развития Казахстана». Казахстанские архипастыри обсудили Положение о премии Казахстанского Митрополичьего округа в области литературы и церковного искусства. С сообщением о проведении III Съезда православной молодежи Восточного Казахстана выступил епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий. В завершение заседания митрополит Александр вручил членам Синода Казахстанского митрополичьего округа юбилейные медали «50 лет преставления преподобноисповедника Севастиана Карагандинского». Журналы заседания Синода Православной Церкви Казахстана будут опубликованы после их утверждения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (см. статью 9 главы XIII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Митрополичьего округа представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси»).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4614548...

В Медном установлено два памятника — польский и российский, над лесом развеваются флаги обеих стран, но если вы спросите, кто чаще к ним приезжает — потомки 5 тысяч похороненных здесь поляков или потомки 6 тысяч похороненных здесь русских, ответ будет неутешительным для нас. И в данном случае невозможно оправдать себя ни жестокой властью в прошлом, ни равнодушной властью в настоящем. Это уже мы с вами… Музей в Долинке – писатель Екатерина Кузнецова с авторами фильма — Для чего сегодня нужно говорить об этом? Что это дает людям, живущим b XXI веке? — Четыре года назад мы сделали фильм «Мы будем жить» об узницах АЛЖИРа — Акмолинского Лагеря Жен Изменников Родины, среди которых была и Лидия Виолина-Френкель (бабушка автора фильма Дарьи Виолиной — прим. ред.). Фильм «Дольше жизни» мы начинали снимать, как продолжение, уже не о самих узницах, а об их детях. Но, в отличие от первой картины, которую мы сделали на одном дыхании под впечатлением от поездки в Казахстан и всего там увиденного, второй фильм мы делали четыре года. Нам нужно было подождать, пока наши впечатления, наши собственные эмоции обретут какие-то законченные формы, пока фильм «созреет». А когда это случилось, то оказалось, что он не только о детях жертв сталинского террора, но о чем-то большем и вневременном. Вы помните, как звучит пятая заповедь в переводе на русский язык? «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». (Исх. 20:12). Наш фильм — об этом. Беседовала Оксана Головко Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 февраля, 2024 6 февраля, 2024 25 января, 2024 1 января, 2024 16 декабря, 2023 7 ноября, 2023

http://pravmir.ru/dolshe-zhizni-film-o-d...

Близок к этому и пример российского миротворческого контингента в рамках KFOR в Сербии со своим знаменитым броском на аэродром Приштины в не лучшие для нас времена, когда Запад получил ощутимую оплеуху. Россия, которую постоянно хоронят, то западные партнёры, то ненавидящие её либералы-западники вкупе с весьма многочисленными сторонниками «самого верного в мире учения», не собирается умирать, хотя и имеет целый воз проблем, которые нам предстоит решать, полагаясь исключительно на себя. Ни заграница, ни «вашингтонский обком», ни социнтернационал нам в этом не помогут! Единая и неделимая.Завершая тему, напомню экскурсом в историю, кто же создал нам, русским, этот «головняк» под названием независимый Казахстан (как, впрочем, и незалэжная Украина или идущая своим тутейшим путём Белоруссия). Итак, до 1917 года, вся Туркестанская область – нынешняя Средняя Азия входила в состав единой и неделимой Российской Империи на правах губерний: Акмолинской, Тургайской, Уральской, Закаспийской, Сырдарьинской, Семипалатинской, Семиреченской, Ферганской, Самаркандской и её вассалов– Хивинского ханства и Бухарского эмирата, управляемых и контролируемых Русскими генерал-губернаторами. После октябрьского переворота начался кровавый парад суверенитетов (отчасти знакомый нам по 1991году), завершившийся созданием в 1922 году антиРоссии – Союза Советских Социалистических республик, созданного с весьма произвольными границами, прихватившими территории с преобладающим русскоязычным и казачьим населением (как, например, это и произошло в Казахстане). И с прописанным в «самой лучшей в мире Конституции» правом выхода любой из этих республик из СССР . При этом их границы и сами названия вождями несколько раз менялись (так столицей объеденных волей «великого русского патриота» Ленина , советских Киргизии и Казахстана, одно время был назначен Оренбург) и в итоге в 1936 году волей уже другого советского патриота – Иосифа Сталина, образовалась Казахская ССР, совпавшая с нынешними границами независимого Казахстана.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/17/re...

В К. зарегистрированы 5 приходов Украинской греко-католической Церкви (наиболее крупные в Караганде, Павлодаре и Шахтинске). Протестантские церкви, деноминации и секты в К. крайне разнородны. В стране функционируют свыше 1 тыс. протестант. объединений и общин, представляющих почти 20 конфессий. Распространение протестантизма было связано с появлением нем. колонистов после присоединения К. к Российской империи. В кон. XIX - нач. XX в. в К. появились нем. села, созданные переселенцами из Поволжья; в 1906-1912 гг. в Акмолинской и Семипалатинской областях насчитывалось более 100 нем. поселений, имевших в основном моноконфессиональный характер (из 123 нем. поселений в К. 52 были лютеранскими, 19 - меннонитскими (Немцы России: Населенные пункты и места поселения. М., 2006)). В Акмолинском и Павлодарском уездах большинство немцев были лютеранами, а в Петропавловском и Павлодарском уездах - меннонитами . С нач. XX в. в К. с Украины, Кубани, из Самарской губ. переселялись рус. молокане и баптисты , образовывая здесь свои села и общины. После Октябрьской революции 1917 г., несмотря на гос. антирелиг. политику, моноконфессиональные нем. села в К. продолжали сохранять свой религ. уклад. В сер.- кон. 20-х гг. XX в. нек-рые меннонитские семьи эмигрировали в др. районы СССР и в США, но моноконфессиональные села и хутора в К. сохранялись. В результате массовой депортации немцев из Поволжья в К., Сибирь и Ср. Азию в 1941 г. появились мультиконфессиональные нем. поселения. Религ. жизнь не прекращалась, но проходила тайно в небольших (часто внутрисемейных) молитвенных группах, без пасторов и проповедников. В годы репрессий из почти 2 тыс. пасторов и служителей Евангелическо-лютеранской церкви в живых осталось 3 чел. В 1955 г. освободившийся из лагеря лютеран. пастор Е. И. Бахман провел в Акмоле (ныне Астана) богослужение. В 1957 г. была официально зарегистрирована 1-я лютеран. община в К., в Акмоле. В 1974 г. Совет по делам религий при Совете Министров СССР принял постановление «О состоянии и мерах улучшения контроля за соблюдением законодательства о культах в Казахской ССР».

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Останавливаясь в заключение на содержащемся в представленных ламаитами – бурятами и калмыками – ходатайствах заявлении об оскорбительности для религиозного чувства их обычно присвояемого им наименования язычников, комитет не встречает препятствий удовлетворить указанное заявление, особо оговорив о сём в положении по настоящему делу. Вследствие всего вышеизложенного Комитет полагал: I. Предоставить проектированному Комитетом Министров Особому Совещанию о веротерпимости, на изъяснённых в настоящем журнале основаниях, разработать нижеследующие вопросы и составленные законопроекты безотлагательно представить на уважение Государственного Совета, без предварительных сношений с ведомствами: 1) о сооружении молитвенных домов иноверных исповеданий; 2) о порядке избрания и назначения должностных лиц магометанского духовенства, приходских и высших; 3) об освобождении от призыва на действительную военную службу из запаса некоторых лиц магометанского духовенства; 4) о порядке открытия магометанских духовных школ – мектебе и медрессе; 5) об учреждении особых духовных управлений для киргизов областей Акмолинской, Семипалатинской, Уральской и Тургайской, а равно для магометанских общин на Северном Кавказе, в Ставропольской губернии, Туркестанском крае и Закаспийской области, – и 6) о возможности дозволения воспитывать подкидываемых детей в религии принявших их на воспитание иноверных семей. II. Поручить тому же Совещанию тщательное рассмотрение, на преподанных в настоящем журнале основаниях, современного положения у нас ламаитов, и пересмотр действующих о них узаконений и дать делу беззамедлительное в законодательном порядке направление, – и III. Возбранить впредь именовать исповедующих ламаитскую веру в официальных актах идолопоклонниками и язычниками. Таковое положение комитета министров удостоилось Высочайшего утверждения 17-го сего апреля. Терлецкий Вл. В поисках истины и смысла жизни//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 1071–1082 I. Вопросы о том, что такое истина, в чём смысл жизни, – принадлежат к числу тех великих, вечных вопросов человеческого духа, которые признаются обычно неразрешимыми. Правда, есть много ответов на эти вопросы, предлагаемых великими и сильными умами человеческими, многими учителями и мудрецами земными. Но все эти ответы уже одним своим множеством и разнообразием, доходящим даже до полной противоположности, ясно говорят о своей относительной истинности, а ещё яснее – о тщетности попыток человека постигнуть своими слабыми силами тайну и смысл жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Здесь теперь объезжает переселенческие районы Западной Сибири начальник переселенческого управления Григорий Вячеславович Глинка. XII. Переселенцы Омской епархии Сообщаю сведения о последней из больших переселенческих епархий – Омской, в которую входят области Акмолинская, Семипалатинская и некоторые уезды Тобольской и Томской губерний; остается посетить Тобольск, Оренбург и Уральск; но там переселенческое движение не поражает столь огромными размерами, как в Западной Сибири, в епархиях Томской и Омской. За два года Омская епархия увеличилась на триста тысяч человек; ожидается много еще в настоящем году; не надо забывать, что волна переселенцев, переваливая через Урал, прежде всего, естественно, занимает две ближайшие епархии – Омскую и Томскую. Скоро, несомненно, назреет вопрос об образовании особой епархии на юге из Минусинского, Бийского, Змеиногорокого уездов, – этого требуют и миссионерские интересы, и крайняя обширность Енисейской, Томской и Омской епархий, в которых за три года осело около миллиона человек. Город Бийск имеет почти все, то нужное для особой епархии; славная Алтайская миссия оттуда будет действовать на соиотов Минусинского уезда и даже на родственных им и алтайским калмыкам инородцев, живущих в сопредельной Монголии, в приграничном районе; опыты такого влияния уже были, благодаря миссионерокой ревности и прозорливости Томского архиепископа Макария. Кроме сказанного о миссии внешней, надобно иметь в виду задачи внутренней миссии, ибо вместе с переселением пришло сюда и сектантство; Омск становится центром его, степь Бельде-Гач заселяется баптистами; оживился старый раскол, так называемые киржаки, поляки, стариковщина – в Змеиногорском и Бийском уездах; таким образом, все говорит за создание новой южной епархии на границе Китая. В настоящее время все важные для переселения места здесь посетил лично начальник переселенческого управления Г. В. Глинка, в сопровождении чиновников; особое внимание его было уделено вопросу по землеустроению киргизов. По его любезному разрешению мне удалось подробно осмотреть все учреждение, открытое здесь в связи с переселенческим движением, – это своеобразное обширное царство с самыми сложными и разнообразными нуждами, заботами и интересами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Исключением же фольварков из воспрещения продажи помещичьих имений лицам польского происхождения устранилось бы всякое практическое применение Высочайшего повеления 10 декабря 1865 года ибо из прежнего состава населенных имений, после выкупа крестьянского надела, за помещиками только и остались фольварки с принадлежащими к ним угодьями, да леса и оброчные статьи. В помянутом Высочайшем повелении не сделано изъятий и для имений или населенных земель, состоящих в черте города, следовательно, они подлежат тому же воспрещению, коль скоро земли, по хозяйственному составу своему, представляют фольварок, т.е. помещичье имение. Ограничения, существовавшие у нас для иностранцев, отменены в 1860 году (IX, ст. 1003), но в последнее время в некоторых местностях ограничения в приобретении недвижимой собственности иностранцами вновь установлены; так, иностранцам воспрещено приобретать недвижимую собственность в Туркестанском крае, в областях Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской, Тургайской, Амурской и Приморской (1003, прим. 3, по Прод. 1890 г.; Зак. Гражд., ст. 698 прим. 7 и 8, по Прод. 1893 г.) и вне портовых и других городских поселений в губерниях Царства Польского, Западных, Бессарабской, Курляндской и Лифляндской (т. IX, ст. 1003, прим. 2, прил., по Прод. 1890 г.). Евреи имеют право приобретать в местах их оседлости покупкой и другими способами всякого рода земли, кроме населенных имений (IX т., ст. 959), с тем, однако же, ограничением, что в девяти западных губерниях они не могут приобретать земель от помещиков и крестьян (там же, 959, прим. 3 по Прод. 1890 г.). Впрочем, в последнее время, положением Комитета Министров 3 мая 1882 года, приостановлено, временно, совершение купчих крепостей на имя евреев на недвижимые имущества вне городов и местечек (ст. 959, прим. 4 по Прод. 1890 г.), так что правило 959 ст. IX тома на самом деле ныне уже не имеет силы. О воспрещении евреям приобретать в собственность недвижимые имущества в области войска Донского см. Уст.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

История распространения, адвентизма в России чрезвычайно напоминает историю появления и дальнейшего развития у нас штундизма. Здесь мы также видим, что главными виновниками перенесения идей адвентизма на русскую почву являются немцы; они же до сих пор стоят и во главе всего дела пропаганды этого учения у нас; это особенно становится ясным из приведенного нами списка председателей, проповедников, казначеев, библейских работников и секретарей, где нет почти ни одного русского имени. Попытки немцев-проповедников адвентизма на первых порах своего появления в России привить свое учение непосредственно русским людям и даже русским сектантам не привели ни к каким результатам. Наоборот, среди немецких колонистов южной и восточной России, в религиозном отношении представляющих всевозможную смесь всякого рода сект, адвентизм, как раньше штундизм, встретил самый радушный прием и большой успех. Когда он здесь утвердился, то стал проникать, благодаря им, скачала в среду русских сектантов, а через них и к чисто православным людям. Чтобы убедиться в этом, стоит только обратить внимание на названия тех мест, где утверждался адвентизм. Гофельд, Карлсруэ, Кроненталь, Куберле, Фриденсталь, Фюрстенорт, Фридрихсфельд, Варенбург, Гольштейн, Кана, Страсбург, и множество других немецких колоний представляют прямо гнезда адвентизма. В данный момент взоры Германо-Русской Союзной Конференции адвентистов жадно обращены на Сибирь или, как они называют, на Азиатскую Россию. Она уже выделила этот обширный край в отдельное миссионерское поле, во главе которого поставила опытного и энергичного проповедника Г.К. Лебсака с несколькими помощниками. 60 Адвентисты заранее усчитывают все выгоды от развития в Сибири путей сообщения и того великого притока населения, какое обещает великое переселение русского крестьянства из Европейской России. Вместе с православными переселенцами туда двигаются целые кадры сектантов немцев-колонистов, часть которых – адвентисты, местах же своего поселения обращают на первых же порах в совершенно незаметные ячейки сектантства, ядом своего учения, однако, заражающие все, что к ним прикасается. Их последователи уже есть в Самарканде, в Ташкенте, Аулие-Ата, о 13-ти милях от Семипалатинска, вблизи Омска, Акмолинска и других местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В программу первой пятилетки молодого, задумавшего окрепнуть в короткий срок государства входила задача освоения целинных земель Центрального Казахстана и разработка Карагандинского угольного бассейна. Так как для осуществления этой задачи требовалась предельно дешевая рабочая сила, в начале 1931 года была создана комиссия под председательством Андрея Андреевича Андреева, которая совместно с ОГПУ занялась решением этого вопроса. И комиссия решила: выслать в Центральный Казахстан 52 тысячи крестьянских семей, что вместе с детьми и стариками составляло около полумиллиона человек. И начались в феврале-марте 1931 года массовые аресты крестьян и отправка их по этапу в знойные степи Центрального Казахстана. Сначала для строительства железной дороги от Акмолинска до будущей Караганды в Акмолинск были отправлены отцы семейств и старшие сыновья, которые построили эту дорогу в сказочно быстрые сроки. За четыре месяца, то есть к маю 1931 года, она была уже готова. После этого стали подвозить в Карагандинскую область и в Осакаровский район семьи строителей дороги. Пошли под строгой охраной ОГПУ в сторону Караганды эшелоны, битком набитые крестьянскими семьями. Шли они со всего Поволжья, начиная с Астраханской области и кончая Чувашией и Мордовией, из Пензенской, Тамбовской, Курской, Воронежской, Орловской областей, с Харьковщины и Оренбуржья. Везли их по жарким степям в наглухо закрытых телячьих вагонах, где для всего вагона стояла одна туалетная бочка. Ехали в тех вагонах беременные женщины, кормящие матери, дети, старики. Уже в вагонах люди стали умирать и покойников везли вместе с живыми до места назначения. И опять из вновь прибывших были отобраны наиболее крепкие парни и девушки для строительства дороги Караганда -Балхаш. Дневная норма (даже зимой) на каждого строителя была 8 тонн грунта. Инструмент – тачка, лом, кирка, совковая лопата. Невыполнившим норму урезали паек. И люди падали замертво. Могилы им не копали, а клали прямо в железнодорожную насыпь и засыпали грунтом. Так что дорога эта от Акмолы до Балхаша буквально на костях стоит.

http://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Kara...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010