2. Удовлетворить прошение митрополита Минского и Слуцкого Филарета об освобождении его от должности председателя Синодальной библейско-богословской комиссии. 3. Председателем Синодальной библейско-богословской комиссии назначить Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона.   ЖУРНАЛ 101 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об образовании новых епархий на территории Республики Казахстан. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в пределах Акмолинской области Республики Казахстан Кокшетаускую епархию, выделив ее из состава Чимкентской епархии, при сохранении города Астаны в составе Астанайской епархии. 2. Епархиальному архиерею Кокшетауской епархии иметь титул «Кокшетауский и Акмолинский». 3. Епархиальному архиерею Чимкентской епархии иметь титул «Чимкентский и Таразский». 4. Образовать в пределах Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан Усть-Каменогорскую епархию, выделив ее из состава Павлодарской епархии. 5. Епархиальному архиерею Усть-Каменогорской епархии иметь титул «Усть-Каменогорский и Семипалатинский». 6. Епархиальному архиерею Павлодарской епархии иметь титул «Павлодарский и Экибастузский». 7. Образовать в пределах Северо-Казахстанской области Республики Казахстан Петропавловско-Булаевскую епархию, выделив ее из состава Костанайской епархии. 8. Епархиальному архиерею Петропавловско-Булаевской епархии иметь титул «Петропавловский и Булаевский». 9. Епархиальному архиерею Костанайской епархии иметь титул «Костанайский и Рудненский».   ЖУРНАЛ 102 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: об устроении церковной жизни в Республике Тыва. Справка: Преосвященный архиепископ Абаканский и Кызыльский Ионафан обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу во время визита Его Святейшества в пределы Абаканской епархии (29-31 августа 2011 года) с просьбой о создании в границах Республики Тыва самостоятельной епархии. Святейший Патриарх, посетив Республику Тыва и ознакомившись с церковной жизнью, выразил согласие с предложением Преосвященного владыки Ионафана. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить глубокую признательность Преосвященному архиепископу Ионафану за благоустроение Абаканской епархии, неустанное окормление паствы в Республике Тыва и в Республике Хакасия.

http://patriarchia.ru/db/text/1639858.ht...

Волостной правитель Таттимбет среди казах. знати. Фотография. 1862 г. Волостной правитель Таттимбет среди казах. знати. Фотография. 1862 г. Казах. земли, находившиеся под властью России, в 1-й пол. XIX в. постоянно подвергались грабительским набегам кокандцев и хивинцев. С целью защиты от них были построены укрепленные линии на реках Сырдарья, Иргиз и Тургай. Важную роль в усилении позиций России в степи сыграло взятие в 1853 г. кокандской крепости Ак-Мечеть (Перовск, ныне Кызылорда), ставшей в дальнейшем опорным пунктом при продвижении российских войск на юг. В 1846 г. часть территории Семиречья до р. Или, где жили казахи Старшего жуза, была включена в состав Российского государства. После основания в 1854 г. Заилийского укрепления (Верное (ныне Алматы)) возросло число казаков и рус. крестьян, переселявшихся из Зап. Сибири в Семиречье. Усилению влияния России на территории Старшего жуза пыталось противостоять Кокандское ханство. После разгрома кокандских войск в 1860 г. Российская империя овладела всей территорией Семиречья. Присоединение казахских земель к Российской империи завершилось в 60-х гг. XIX в. Царские власти провели реформу адм. управления краем. Жузовая структура формально прекратила существование. В 1867 г. были созданы Семиреченская и Сырдарьинская области в составе Туркестанского генерал-губернаторства, в 1868 г.- Уральская и Тургайская области в составе Оренбургского генерал-губернаторства, Акмолинская и Семипалатинская области в составе Западно-Сибирского (позднее Степного) генерал-губернаторства. Области делились на уезды, уезды - на волости, волости - на аулы (100-200 кибиток). Вся земля объявлялась гос. собственностью. Права родоплеменной знати и мусульм. духовных кругов были заметно ограничены. По Степному положению 1891 г. в областях учреждались суды, действовавшие по общероссийским законам, и суды биев, руководствовавшиеся нормами адата. Со 2-й пол. XIX в. хозяйство К. начало активно втягиваться в структуры всероссийского рынка. Важную роль играла земледельческая деятельность русских переселенцев. На территории К. развивались городские центры (Верный, Семипалатинск). Большое значение для развития хозяйства К. имело строительство Транссибирской магистрали, а также Оренбургско-Ташкентской железной дороги (1901-1905). В нач. XX в. определенное развитие получила добывающая промышленность, в частности нефтяная (в Зап. К.). Среди казах. кочевников сохранялось натуральное хозяйство, преобладали родоплеменные обычаи и традиции.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Быстрое, однако, исполнение этих построек не было бы осуществимо, если бы крестьяне сами не принимали на себя выдающегося участия в строительных работах: лесной материал на церкви вывозили не только новоселы, но и старожилы. До чего доходило усердие переселенцев, можно из того, что в одном из селений (Ново-Рождественском) они с таким рвением возили материалы для церкви, что опустили время для вывозки назначенного им для их собственных построек леса. Крестьяне поселка Демьяновского все нынешнее лето отрывались от полевых работ, чтобы довозить необходимый для них церкви лес. Радостные лица новоселов, убедительно просивших меня повергнуть к стопам Его Величества их верноподданейшую признательность за помощь, оказанную им в постройке церквей, всегда выражали глубокое душевное волнение; при осмотре же строящихся церквей в поселках Ново-Архангельском и Демьяновском составившиеся из новоселов хоры внезапно огласили своды еще не освященных зданий церковным песнопением 13 . Выдающееся значение имеет церковное строительство и создание школ в Акмолинской области. Здесь русское население осело пока лишь в виде редких оазисов среди страны, занимаемой магометанским кочевым населением... За дело создания здесь целой сети церквей и школ взялся опытный в строительном искусстве местный губернатор генерал-лейтенант Санников. На 47,000 р. отпущенных ему Комитетом Сибирской железной дороги и министерством внутренних дел и из частных пожертвований он приступил к одновременной постройке 25-ти церквей и при каждой из них по школе. Мне удалось лично видеть из этого числа 12 церквей, здесь, так же как в Тобольской губернии, храмы под руководством распорядительных уездных начальников созидаются благодаря живому участию самых переселенцев. Едва осевшие новоселы, далеко еще не устроившие собственного хозяйства, с самозабвением возят необходимый лес за 80–150 и более верст, доставляют камень для фундаментов церквей и производят другие работы. Она безгранична должна быть и в западных и других окраинных местностях России, как безграничен должен быть и прирост новых и новых членов церкви православной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Тем не менее, для правильной оценки цифровых их данных постоянно следует иметь в виду, с одной стороны, сравнительно недавнее происхождение русских миссий, из коих самая старшая, Алтайская, просуществовала уже 70 лет, а самая младшая, Рязанская, вызвана к жизни только лишь в 1897 году, – большинство же из них возникло в течение последних 30 лет, – и, с другой, те трудности, с коими русским миссионерам непрестанно приходится вести упорную борьбу. Трудности эти – те же самые, с коими боролись миссионеры со времен покорения Казани, Астрахани и Сибири. Состоят они в следующем: 1) В громадности миссионерских районов, незначительности их заселения, кочевом быте инородцев и суровости климата. Киргийская миссия, наприм., с ее 9 станами и 28 служащими лицами, обнимает две обширнейшие области: Семипалатинскую и Акмолинскую с населением в 831, 150 Киргизов-магометан; в них обеих всего лишь 2.853 человека православных, из коих 2.503 русских и 350 инородцев. Другие миссии, как напр. Якутская, Енисейская, Тобольская и др. обнимают территории, равные то Германии, то Франции и т. д. Неудивительно, поэтому, что и районы деятельности отдельных миссионеров простираются на целые тысячи верст и что на объезды их миссионерам приходится употреблять по нескольку месяцев. В Енисейской епархии, разделенной всего на 14 миссионерствующих приходов, из коих в каждом насчитывается по 65 улусов, разбросанных иногда на протяжении 3000 квадратных верст, миссионеры не могут объехать свои приходы менее, чем в 3 месяца. Из отчетов видно, что один из миссионеров в течение года принужден объезжать 1000, другой 3000, третий 5000, а четвертый даже 6000 верст. В Тобольской епархии деятельность миссионеров для просвещения Самоедов и Остяков в северных тундрах прибрежья Ледовитого океана сводится почти исключительно к разъездам по кочевьям вниз по реке Оби. Чукотская миссия имеет 4-х специально походных священников для просвещения Тунгусов, Ламутов, Юкагиров и других инородцев. В 1897 году один из них проехал 2465 верст, а другой 2148, пробыв под открытым небом 18 ночей при 40 и 50° мороза ио Реомюру.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Smirno...

Под отделения Карлага было отведено 120 тысяч гектаров пахотной и 41 тысяча гектаров сенокосной земли. Казахстанская степь стала покрываться сетью отделений Карлага, куда вместе с людьми уголовного мира стали попадать многочисленные жертвы политических репрессий. Первый этап численностью в 2567 человек разместился в палаточном лагере, окруженном колючей проволокой. Численность заключенных росла из года в год и вместе с ней рос и развивался совхоз-гигант. Территория его простиралась с севера на юг и с запада на восток на многие сотни километров. Отдельные лагпункты находились на расстоянии 600 километров друг от друга. К 1950 годам площадь Карлага была доведена до 1 миллиона гектаров. Карлаг обладал реальной властью: своим оружием, имел свои почту, телеграф. Это было самостоятельное ведомство, подчинявшееся непосредственно Москве -- Главному управлению лагерей ОГПУ-НКВД СССР (ГУЛАГу), а не местным республиканским властям. К концу 1930-х годов Карлаг уже состоял из двадцати шести лаготделений, в которые входило более двухсот лагпунктов, то есть отдельных лагерей. Самыми крупными отделениями были Долинское, Спасское и Акмолинское. Одной из задач, поставленых при организации Карлага, было создание крупнейшей продовольственной базы для развивавшейся угольной промышленности Центрального Казахстана: Карагандинского угольного бассейна, Джезганганского и Балхашского медеплавильных комбинатов. Заключенными Карлага успешно осваивались земли крайне сухих степей и полупустыни, приносившие обильные урожаи. Кроме того, узники лагеря работали на шахтах, десяти кирпичных заводах («кирзаводах»), известковых карьерах, восемнадцати электростанциях и ряде крупных и мелких предприятий по переработке сельхозпродукции. В 26-м женском лаготделении, называемом АЛЖИР (Акмолинский Лагерь Жен Изменников Родины), кроме прочего, действовала швейно-вышивальная фабрика; на ней из-за чрезмерно высоких норм выработки женщины быстро теряли зрение. Рабочий день в Карлаге длился 11--12 часов. (Продукцию этой фабрики продавали любили покупать модницы в Москве; акмолинские вышивки продавали тогда в спецмагазинах на Кузнецком мосту.) «Воротами», куда прибывали заключенные, была железнодорожная станция Карабас; здесь находилась пересылка, которую называли «рынком рабов», «базаром невольников».

http://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Kara...

Поклонники И. Сталина утверждают, что он был верующим. Мнение это придумано и не имеет никаких фактических данных. Законно спросить: как верующий христианин мог создать один из самых бесчеловечных режимов? Миллионы расстреляны и замучены в лагерях. Почти полвека шла работа по реабилитации невинно осужденных. В архиве есть документ, от которого становится страшно. Это секретная книга, подготовленная Главным управлением исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД СССР «Работа с несовершеннолетними и безнадзорными» (ГАРФ. Ф. Р-9414. Оп. 1. Д. 28. Л. 14–17). В ней говорится: «В настоящее время в системе ГУЛАГа действуют 50 трудовых колоний закрытого и открытого типа. С момента решения ЦК ВКП(б) и СНК через трудовые колонии пропущено 155 506 подростков в возрасте от 12 до 18 лет, из которых 68 927 судившихся и 86 579 не судившихся». Через ГУЛАГ за пять лет пропущено 155 506 подростков! Для взрослых существовали: Акмолинский лагерь жен изменников Родины (АЛЖИР), Бамлаг, Берлаг, Безымянлаг, Белбалтлаг, Воркутлаг (Воркутинский ИТЛ), Вятлаг, Дальлаг, Джезказганлаг, Джугджурлаг, Дмитровлаг (Волголаг), Дубравлаг, Инталаг, Карагандинский ИТЛ (Карлаг), Кизеллаг, Котласский ИТЛ, Краслаг, Локчимлаг, Норильсклаг (Норильский ИТЛ), Озерлаг, Пермские лагеря (Усольлаг, Вишералаг, Чердыньлаг, Ныроблаг и др.), Печорлаг, Печжелдорлаг, Прорвлаг, Свирьлаг, СВИТЛ, Севжелдорлаг, Сиблаг, Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), Таежлаг, Устьвымлаг, Ухтпечлаг, Ухтижемлаг, Хабарлаг. Хочется спросить поклонников И. Сталина: чем отличается страшный Карагандинский ИТЛ (Карлаг) и другие концентрационные лагеря от Освенцима, Дахау, Бухенвальда? Отвечу: отличаются, главным образом, составом: в гитлеровских лагерях сидели в основном пленные, а в сталинские концлагеря сажали своих граждан. И. Сталин принес горе миллионам людей. Нет необходимости в статистике. Достаточно прикоснуться к тем документам, в которых запечатлелись страдания. Анна Ахматова писала: «Я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): «А это вы можете описать?» И я сказала: «Могу». Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом» (Реквием. Вместо предисловия). До самой смерти сохранялось у нее мучительная память о пережитом:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Фейк о том, как пропал мальчик Волонтер «Лизы Алерт» провел собственное расследование фейковой пропажи ребенка 30 марта, 2018 Волонтер «Лизы Алерт» провел собственное расследование фейковой пропажи ребенка «Я пишу эти строки, а по всей стране то тут, то там вспыхивают сообщения «Срочно! Пропал ребенок! Если кто видел, отзовитесь!!! Просьба распространить информацию!!!!» Текст может незначительно меняться, но основа именно такая. В самых разных уголках страны, в десятках городов из групп во «ВКонтакте», «Вотсапе» и «Вайбере» сотни и тысячи текстовых, а иногда и голосовых сообщений призывают немедленно действовать. Но не указывают, как» — волонтер ПСО «Лиза Алерт» Александр Сайганов провел собственное расследование фейковой пропажи ребенка. А был ли мальчик? Был! 26 марта в городе Тараз в Казахстане пропал мальчишка 2008 года рождения. Родители оперативно разместили сообщение в соцсетях, где были указаны имя и фамилия ребенка, время и место пропажи, контакты отца. По неведомой причине кто-то исправил это сообщение, удалив наиболее важные сведения, и начал распространять фотографию. В новом сообщении фокус поиска сместился на Степногорск (1900 км от Тараза на машине или более 1000 по прямой). Российские волонтеры ДПСО «Лиза Алерт» увидели это сообщение и оперативно связались с ОВД Степногорска и акиматом Акмолинской области. Там о пропавшем не было никаких заявлений. Мальчика нашли в тот же день в Таразе, а вот информация о его пропаже зажила собственной жизнью. Так сообщение выглядело в оригинале: А вот так буквально через пару часов: Я связался с автором этого объявления в Степногорске. Он разместил его по просьбе друзей. Сам он лично семью пропавшего не знает и не в курсе обстоятельств пропажи. А дальше начинается форменная истерия. Сообщения о пропавшем мальчике плодятся и множатся. Первой жертвой стал Омск. Количество репостов зашкаливает, и местные волонтеры из «ДоброСпас Омск» выясняют через ОВД, что на территории Омской области никто похожий не пропадал. Практически в то же время находят исходное сообщение из Тараза.

http://pravmir.ru/feyk-o-tom-kak-propal-...

Мы хорошо усвоили уроки Украины, которую увели у нас из-под носа из-за трусливой и нерешительной политики тогдашнего президента Януковича, бежавшего в итоге от расправы в Россию. Как показали события в Белоруссии, где планировался свой «майдан», достаточно было заявления Владимира Путина о готовности в случае необходимости помочь белорусам вводом ограниченного контингента правоохранительных структур России в республику (при жёсткой позиции Александра Лукашенко), как волна протестов слиняла в несколько дней. Близок к этому и пример российского миротворческого контингента в рамках KFOR в Сербии со своим знаменитым броском на аэродром Приштины в не лучшие для нас времена, когда Запад получил ощутимую оплеуху. Россия, которую постоянно хоронят то западные партнёры, то ненавидящие её либералы-западники в купе с весьма многочисленными сторонниками «самого верного в мире учения», не собирается умирать, хотя и имеет целый воз проблем, которые нам предстоит решать, полагаясь исключительно на себя. Ни заграница, ни «вашингтонский обком», ни социалистический интернационал нам в этом не помогут! Единая и неделимая Завершая тему, напомню экскурсом в историю, кто создал русским этот головняк под названием независимый Казахстан (как, впрочем, и незалежная Украина, и идущая своим путём Белоруссия). До 1917 года вся Туркестанская область (нынешняя Средняя Азия) входила в состав единой и неделимой Российской Империи на правах Акмолинской, Тургайской, Уральской, Закаспийской, Сырдарьинской, Семипалатинской, Ферганской, Самаркандской губерний и вассалов Хивинского ханства и Бухарского эмирата, управляемых, как правило, русскими генерал-губернаторами. После октябрьского переворота начался кровавый парад суверенитетов (отчасти знакомый нам по 1991году), завершившийся созданием в 1922 году Союза Советских Социалистических республик с границами, прихватившими территории с преобладающим русскоязычным и казачьим населением (как, например, это и произошло в Казахстане); и с  прописанным в «самой лучшей в мире Конституции» правом выхода любой из национальных республик из СССР. Границы и названия республик вождями несколько раз менялись (так столицей Киргизии и Казахстана, объеденных волей «великого русского патриота» Ленина, одно время был назначен Оренбург), и в итоге в 1936 году волей «советского патриота» Иосифа Сталина образовалась Казахская ССР, совпавшая с нынешними границами независимого Казахстана.

http://radonezh.ru/2022/01/17/revolyuciy...

Одним из первых проявлений деятельности новой организации братств Черниговской епархии был сбор пожертвований в пользу голодающих, произведенный всеми без исключения 1.040 приходскими братствами по призыву епархиального преосвященного. Только что открытые приходские братства горячо откликнулись на призыв и усердно заработали каждое в пределах своего прихода. Производить этот сбор одним приходским священникам было бы не под силу, и братчики оказали им в этом незаменимую услугу. Во главе с настоятелями-председателями приходских братств, члены братства обходили дома крестьян, приглашали к пожертвованиям, принимали, свозили и хранили их в указанном месте, а затем доставляли в определенный по каждому уезду или району пункт для отправки по железной дороге. Общее руководство сбором пожертвований по округам лежало на благочинных, по всему уезду и по отправке хлеба по железной дороге – на председателях уездных отделений. Общее количество пожертвований выразилось в сумме 41.307 пудов. Руководя, по непосредственным указаниям преосвященного Василия, общим ходом дела во всей епархии, совет братства озабочен был хлопотами о бесплатном провозе пожертвований по железной дороге и выяснением мест, в которых ощущается наиболее острая нужда в помощи. По ходатайству бывшего Черниговского губернатора, ныне министра внутренних дел Н.А. Маклакова, провоз пожертвований братства был принят на счет общеимперского продовольственного капитала, для чего из Министерства Внутренних Дел были присланы разновременно 70 свидетельств тарифа 101–1911 года и Черниговским губернатором 30 удостоверений тарифа 36–1912 г. Все пожертвования были разосланы в следующие места: в Казанскую губернию 9 вагонов, Оренбургскую 9 вагонов, Пермскую 11 вагонов, Самарскую 17 вагонов, Саратовскую 8 вагонов и Тобольскую 9 вагонов, в Акмолинскую область 7 вагонов и в Тургайскую область 2 вагона. Моральное значение оказанной помощи на местах, а равным образом и для нарождающихся приходских братств было весьма велико. В местах, пострадавших от неурожая, пожертвования принимались со слезами умиления и благодарности, о чем свидетельствовали многочисленные письма и телеграммы, полученные преосвященным и советом братства от епископов Оренбургского, Самарского, Саратовского, Пермского, Омского и Тобольского, от губернаторов и от многих сельских обществ и частных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

«П Р О Т О К О Л 1919 года, февраля 10 дня, судебный следователь по особо важным делам при Омском окружном суде Н.А. Соколов, в порядке 336-352 ст. ст. уст, угол. суд., в присутствии генерал-лейтенанта М.К. Дитерихса и нижепоименованных понятых предъявил эксперту, заведующему санитарным отделом Акмолинского областного управления врачу Григорию Ивановичу Егорову палец и часть кожи, описанные в л. 7 протокола сего 10 февраля. Эксперт-врач Егоров, по осмотре сих предметов, пришел к следующим выводам: 1. Палец представляет собой две фаланги: ногтевую и среднюю. Вероятнее всего, это указательный палец, но сказать, какой именно руки - правой или левой - не представляет возможности, так как строение пальцев обеих рук одинаково. 2. Этот палец принадлежит, по всей вероятности, руке человека, знакомого с маникюром, и имеет вид выхоленный. 4. Он отделен по линии межфалангового сустава. Края сустава и кожа представляются ровными. Поэтому эксперт предполагает, что палец скорее отрезан каким-либо острым режущим предметом, чем оторван при разрыве какого-либо предметам . 5. Палец принадлежит взрослому человеку средних лет. 6. Оба кусочка кожи отделены от руки человека, но от какой именно части руки и какой именно, определить не представляется возможности. Понятые. Судебный следователь Н. Соколов. Генерал-лейтенант Дитерихс. Врач Григорий Иванович Егоров» Таким образом, заявленная следователем Н.А. Соколовым в его докладе «научная экспертиза» сводилась лишь к осмотру по прошествии полугода (!) с момента обнаружения фрагмента пальца врачом Г.И. Егоровым, самим Соколовым, генералом Дитерихсом и понятыми. Всё! Никаких других исследований находки никем не проводилось. Столь же много вопросов вызывает и еще одна «улика», обнаруженная одновременно с пальцем белогвардейским следствием. Речь идет о съемном зубном протезе, приписываемом Е.С. Боткину. Мой коллега Э.Г. Агаджанян в своей статье «О съемном протезе доктора Боткина» подробно рассмотрел все сохранившиеся источники, относящееся к этой находке и пришел фактически к однозначному выводу о том, что этот протез не имеет никакого отношения к лейб-медику, да и сама история его обнаружения не до конца ясна. Замечу здесь лишь, что Соколов по какой-то одному ему ведомой причине так и не попытался установить истинную принадлежность протеза, допросив лейб-стоматолога Кострицкого и детей Е.С. Боткина.

http://ruskline.ru/analitika/2020/05/20/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010