Еф.4:25.   Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. «Темже отложше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему: зане есмы друг другу удове» . Всего неприличнее тем, которые друг для друга служат членами, говорить друг другу, чего нет. Это несвойственно членам. Глаза, усматривая стремнины и пропасти, указывают их ногам, чтобы они уклонились и не причинили вреда всему телу. И слух, ощущая звуки, дает о том знать глазам, и чувства не лгут одно другому, потому что общий бывает вред от лжи. Еф.4:26.   Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем. «Гневайтеся» (здесь поставь знак препинания), «и не согрешайте» . Дает закон, соразмерный естеству, ибо знает, что рассудок не всегда мужественно переносит приражение страсти. Посему повелевает как можно скорее утишать гнев. Ибо присовокупляет следующее: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» . Мерою раздражения дал меру дня. Ибо опасается, чтобы помысл, безмолвствуя ночью, не усилил болезни. Знает и хитрые способы диавола. Почему присовокупил: Еф.4:27.   И не давайте места диаволу. «Ниже дадите место диаволу» . Так, предложив приличное страсти сей врачевство, переходит к другой страсти. Еф.4:28.   Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. «Крадый ктому да не крадет, но паче да труждается, делая своима рукама благое, да имать подаяти требующему» . Поелику грех сей преимущественно порождает праздность, то справедливо противопоставил ему доброе делание. Ибо есть и худое делание; один из видов его — татьба. Повелевает же Апостол заниматься деланием, не ради одного чрева, но и на потребность нуждающимся. Так, уврачевав болезнь рук, врачует недуг языка. Еф.4:29.   Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. «Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших Слово гнило -» сквернословие, злоречие, клевета, хула, ложь и тому подобное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2903...

Еф 4:7–13 Неделя после Богоявления. Святителям. Послание к Эфесянам, зачало 225 Братья, да не будем мы больше младенцами, колеблемыми и носимыми всяким ветром учения по нечестной игре человеческой, хитростью совращающей нас в заблуждение, но чтобы, говоря истину в любви, мы во всем возрастали в Того, Который есть Глава, Христос; из Него всё Тело, скрепляемое и соединяемое посредством всяких живительных связей, при действии в свою меру отдельно каждой части, осуществляет рост Тела к созиданию себя в любви. Итак я это говорю и свидетельствую в Господе, чтобы вы больше не поступали, как поступают язычники в суетности ума своего, будучи помрачены рассудком, чужды жизни Божией, по причине присущего им неведения, по причине ожесточения сердца своего; они, которые, утратив всякую чувствительность, предались распутству, делая всякую нечистоту с жадностью. Еф 4:14–19 Четверг 17 седмицы. Послание к Эфесянам, зачало 226 Братья, я это говорю и свидетельствую в Господе, чтобы вы больше не поступали, как поступают язычники в суетности ума своего, будучи помрачены рассудком, чужды жизни Божией, по причине присущего им неведения, по причине ожесточения сердца своего; они, которые, утратив всякую чувствительность, предались распутству, делая всякую нечистоту с жадностью. Но вы не так познали Христа, если, однако, о Нем вы слышали и в Нем были научены, согласно истине в Иисусе: отложить вам прежнее поведение ветхого человека, разлагающегося в обманчивых похотях, и обновиться умом вашим в Духе, и облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины. Поэтому, отложив ложь, говорите истину каждый ближнему своему. Еф 4:17–25А Пятница 17 седмицы. Послание к Эфесянам, зачало 227 Братья, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневайтесь и не грешите: пусть не заходит солнце в раздражении вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, пусть больше не крадет, а лучше трудится, делая доброе своими руками, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, но только доброе, для назидания, когда нужно, чтобы оно доставляло благодать слушающим. И не опечаливайте Святого Духа Божия, Которым вы были запечатлены на день искупления. Всякая горечь, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие пусть будут удалены от вас вместе со всякой злобой. Но будьте друг ко другу добрыми, милосердными, прощая друг друга, как и Бог во Христе простил вам.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Железо он считает за солому, медь – за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи ( Иов. 41:17–22 ). Отмечу, что в отличие от синодального перевода стиха Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса ( Иов. 41:17 ), в Вульгате этот текст выглядит иначе: Когда поднимется, испугаются ангелы и, устрашенные, очистятся ( Иов. 41:6 ; Вульгата, по ее пагинации). Следует признать, что этот библейский фрагмент представляет для древних латинских толкователей некоторые трудности. Впрочем, пресвитер Филипп изъясняет его как одновременно и относящийся ко времени сотворения Богом ангельских сил, и как повествующий об эсхатологической перспективе. С одной стороны, здесь идет речь о том ужасе, что испытали ангельские силы, ставшие свидетелями преступного отпадения от Бога денницы, сделавшегося сатаной. Тогда большинство Ангелов устояли в своей верности Богу, вместе с тем придя в великий трепет от той страшной меры гордыни, что достиг низринутый с небес богопротивник. Но, с другой стороны, речь здесь идет и о реальности Судного дня. Ведь именно тогда спасенные Господом христиане, хотя и трепеща перед славой Второго Пришествия Христова, очистившись от своих грехов, по праву «войдут в сообщество Ангелов, словно новые Ангелы», в то время как «диавол будет осужден» в геенну огненную 1100 . Господь продолжает говорить о левиафане, описывая образ его пребывания в морской пучине: Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою ( Иов. 41:23–24 ). Что же нам следует понимать под этим «морем», в котором обитает и действует сатана-левиафан? Вот как отвечает на этот вопрос пресвитер Филипп: «Будем считать, что «море», согласно аллегорическому истолкованию, – это век сей, ибо он мрачен в силу тьмы и слепоты своей глупости. Дьявол же воспламеняет его плотскими вожделениями, чтобы он закипел в своей любви к земным удовольствиям» 1101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Заповедь «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» как будто ясна. Словом или делом мы не должны творить ложь, которая приносит ущерб другому. И эту заповедь можно усвоить совестью и понять ее не только в юридическом смысле, но глужбе и шире. Всякое гнилое, лукавое слово, всякое осуждение, которое срывается с наших уст, есть в каком-то смысле ложное свидетельство: мы даем другому не то определение, которое дал ему Отец Небесный, а то, которое рождается нашим гневом, нашей ненавистью. Всякое ложное свидетельство – это в бытийственном смысле некая противоположность тому единственному тайному имени, которое дается нам Богом.... и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которое никто не знает, кроме того, кто получает ( Откр. 2:17 ). Ложное свидетельство есть, по сути, отрицание христианского достоинства человеческой личности. Так, сквернословие есть целая чадящая фабрика ложных свидетельств. Если же говорить об истинном свидетельстве, которое мы произносим о нашем ближнем перед Богом, то полнее всего оно может выразить себя в молитве за него. Десятая заповедь запрещает нам желать то, что принадлежит другому. Она оберегает не только чужое достояние и чужое имущество, но и сердце наше. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Мф. 6:21 ). Церковь и Евангелие учат нас тому, что сокровище нашего сердца находится в нем самом, что искать его следует в Боге, просветившем Своим светом сердце наше, что оно – в Царстве Божием, которое внутри нас, а не в чужом добре, чужой славе, чужих сокровищах, которые вызывают нашу похоть и зависть. Заповедь не желай охраняет наше сердце и нашу совесть. Она нуждается в нашем со-знании и со-ведении и потому требует особого участия совести, то есть постоянного внутреннего наблюдения над жизнью души. Подробное перечисление того, чего нельзя желать человеку, внимающему Слову Божию (не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его и т. п.), говорит о том, что это лишь начало списка, что совесть каждого человека, может быть, и неповинная ни в одном из этих нечистых желаний, сама должна подсказать ему, каких желаний, какого рода зависти ему следует остерегаться. Каждый должен стоять на страже своих искушений, внимая десятой заповеди «слухом сердца».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Знают и признают эту истину все, находящиеся в болезнях, а тем более безбрачно живущие. Евангельский богач здоров был, и облачался в порфиру и виссон, веселился во все дни светло, но после кончины своей пошел в пламя огненное и после увеселений временных в муку вечную. Лазарь был нищ и в гное, и лежал перед воротами его, но после кончины своей отнесен был Ангелами в лоно Авраамово (См. Лк. 16:19–25 ). Так один после временного страдания перешел в покой вечный, а другой после временных увеселений в вечное отошел мучение. То же и ныне делается: многие и ныне воспринимают блага свои в жизни своей, но там страдают; и многие здесь страдают, но там утешаются. Что пользы тело здоровое иметь, а душу – расслабленную и немощную? Велико здоровье души иметь, души бессмертной и по образу Божию сотворенной, хотя бы тело немощное и гнилое было. Подлинно все мы желаем здоровое тело иметь, но не умеем им обладать. Лучше телом тлеть и гнить, когда это Богу угодно и нам полезно и нужно, только бы душа свое здоровье получила. Слово Божие и вера святая учит нас, что со здоровой душой некогда и тело соединится, будет здоровое, сильное, красивое, духовное, нетленное, бессмертное и благоцветущее вовеки. Но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется ( 1Кор. 15:42–44 и 53; Флп. 3:21 ; 2Кор. 4:16 ). Великим люди считают иметь богатство мира сего. Но для христиан велико иметь богатство душевное, внутри себя, то есть веру живую, благодать Божию и плод духовный: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание ( Гал. 5:22–23 ). Это сокровище души христиане великим считают. Богатство мира только служит человеку, а при смерти отступает от него, и отходит он в тот век, как один из нищих и убогих. Не бойся, когда разбогатеет человек или когда увеличится слава дома его, ибо при смерти он ничего не возьмет и не сойдет с ним слава его ( Пс. 48:17–18 ). Сокровище душевное и здесь внутри себя носит человек, и в тот век с ним отходит, и с ним он является Небесному Отцу, и показывает свидетельство о себе, что он по имени и по существу своему христианин. А богач, который много вещественного богатства имеет, но душевного не имеет, с чем в тот век отойдет и какое о себе свидетельство покажет, что он в мире этом был христианин? Разве то, что много имел? Много имеют и турки, и идолопоклонники. Или то, что имя Божие исповедовал? И бесы веруют, и трепещут ( Иак. 2:19 ). Что пользы иметь сундуки, веществом наполненные, а душу пустую? Нищ тот богач, который внутри сокровища душевного не имеет, хотя и все вне себя имеет. Ублажают люди его, так как много всего видят у него, но перед Богом он окаянен, ибо Бог ничего не видит в нем, кроме нищеты ( Откр. 3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

И в этом, разумеется, не только заслуга актеров, не только мастерство оператора Михаила Кричмана, но и талант и труд самого Звягинцева. (Одно меня печалит: очень уж много автоповторов, слишком напоминают многие ракурсы и приемы «Возвращения»). Теперь – о больном и главном. О взаимоотношениях поэта и толпы, искусства и политики. Почему в фильме, вышедшем в 2014 году, неоднократно, даже назойливо поминается панк-молебен? Что он, как говорится, Гекубе, что ему – Гекуба? Заглянем в историю фильма. «Левиафан» задуман в 2008 году, после знакомства с историей американца Марвина Химейера. Непосредственно к работе над фильмом режиссер приступает в 2012 году, в июле. Вы помните этот июль, когда у всех на уме и на языке было одно: панк-молебен, процесс над Пусси Райот, заключение, судебное заседание? Вы помните прискорбное молчание Церкви – вместо чаемой многими просьбы о милосердии? Ну, вот вам и «обратка» из фильма: подростки, сидящие вечерами в разрушенном храме: «Се оставляется вам дом ваш пуст». Июль 2012-го. Я была на море, но и там мне не так плавалось, как плакалось. Вы помните, как всем вдруг стало понятно: пятнадцатью сутками и исправительными работами девицы не отделаются, их дети-дошкольники надолго разлучатся с матерями, а все наши жалкие протесты против неправосудно жестокого приговора не будут услышаны? Видимо, потому что «сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь – за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву». Левиафан, да. Против лома нет приема. Бесполезно идти с луком или пращой против неодолимой силы… Но в Библии есть и другой эпизод. «Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его – пять тысяч сиклей меди; медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его». Филистимлянин Голиаф весьма похож на Левиафана: огромный, закованный в броню, как в чешую, неуязвимый и неодолимый. «И все Израильтяне, увидев этого человека, убегали от него и весьма боялись».

http://pravmir.ru/ne-tak-leviafan-kak-go...

И если мы так понимаем написанное, то, возможно, этот отрывок покажется достойным пера Святого Духа. Ибо какая мне в том польза, если я узнаю, что Гайский царь был повешен на двойном дереве? Но если я узнаю о двойной силе креста, на котором и Христос был распят во плоти, и были побеждены дьявол и воинство его, то душа моя будет научена пониманием тайны. А чтобы нам еще более возвысить величие этой тайны, скажем, что, возможно, под этим деревом, на котором распяты и добрый Христос, и злой дьявол – злой, чтобы погибнуть, а добрый – чтобы жить «силою», – понимается и «дерево познания добра и зла» ( Быт.2:9 ), как и Апостол говорит о Христе: «Хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею» ( 2Кор.13:4 ). И не только жив, но и оживляет, ибо как «последний Адам, [Он] есть дух животворящий» ( 1Кор.15:45 ). Однако все это можно понимать как сказанное образно, ибо Сам Христос назван «древом жизни» (ср. Прит.3:18 ). А в других местах Он явлен и как священник, и как жертва, и как жертвенник, причем одно понимание не мешает другому, и каждое из них относится к Нему образно; также ныне то, что в образах таинств в одном видится многое, не станет для нас препятствием. 7 . Посмотрим, однако, что написано дальше. Сказано: «Так поражали их острием меча, что не оставили ни одного из них, уцелевшего или убежавшего» ( Нав.8:22–24 ). Когда иудеи читают эти строки, то становятся жестокими и жаждут человеческой крови, считая, что даже святые так поражали живущих в Гае, «что не оставили ни одного из них, уцелевшего или убежавшего». Они не понимают, что в этих словах, словно в тени, сокрыты тайны, и сказанное, скорее, указывает нам на то, что нам не должно оставлять в себе ни одного из этих демонов, чье обиталище – хаос и кто правит бездной, но всех их поражаем. Мы убиваем демонов, но не уничтожаем их сущность; ибо они стремятся склонить людей ко греху, и если мы грешим, они обретают жизнь, а если мы не грешим, то они гибнут. Таким образом, все святые убивают жителей Гая; они и уничтожают каждого и никому не позволяют убежать; это, без сомнения, те, кто ревностно хранит свое сердце, так что из него не «исходят злые помыслы» ( Мк.7:21 ), и бережет уста свои, чтобы с них не слетало «никакое гнилое слово» ( Еф.4:29 ); и не оставлять ни одного означает не позволять никакому худому слову исходить из уст.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

И еще: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день ( Ин.12:48 ). Благой Бог уже всё совершил для нас, возлюбленный: явился на земле, принял образ раба, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп.2:7–8 ); и это сделал Господь славы, держа все словом силы Своей ( Евр.1:3 ), восстановив нас от тления, перешедшего к нам от первозданного [Адама], и не только это, но и обожив нас чрез святую плоть Свою, так что мы удостоились называться и братьями Его (ср. Евр.2:17 ), и сотелесными Ему ( Еф.3:6 ), и сопричастниками и сонаследниками Его. Поэтому нам должно блюсти себя со всею внимательностью. Среди сетей ходишь ты, обращаясь в городе; смотри, чтобы не попасть в них. В страхе Господнем пусть будет обращение с добрыми мужами; избегай живущих неосмотрительно, избегай юношеских шуток и забав; избегай душепагубных пиршеств и пьянства. Никакое гнилое слово да не исходит из уст твоих, а только доброе для назидания слушающих ( Еф.4:29 ). Не старайся обогатиться, ибо наг пришел ты в этот мир, наг и отыдеши ( Иов.1:21 ). Не люби славы здешнего мира, ибо она проходит, как дым. Одно только люби благо, чтобы иметь сердце, чистое от скверного греха, чтобы получить Царство Небесное и избегнуть вечного осуждения. Соблюдай данные тебе заповеди; преклоняй ухо свое к бедному, когда рука твоя имеет, чем помочь, подавай нуждающемуся. Две лепты бедной вдовы превзошли всё, что бросали в сокровищницу ( Мк.12:43 ). Клятва пусть не бывает в устах твоих, ибо клянущийся не спасется, хотя бы по-видимому он исполнил все заповеди. (655) Посещай человека в темнице ( Мф.25:36 ), чтобы и тебя посетил Господь. Молись непрестанно и пой в сердце, чтобы в тебе обитал Дух Святый. К чему нужно стремиться Вот немногие из многих выражений любви, заповеди благие, которые да сподобимся оба мы соблюсти и спастись во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь. 460. К игумении Евфросинии (II, 115) 1362 Как прекрасно письмо твоего почтения, выражающее скорбь о кончине преподобной матери и вместе не забывающее о надежде! Подлинно, как оставаться совершенно без скорби и без слез при разлуке с умершими предосудительно (ибо это знак бесчувственности), так, с другой стороны, чрез меру сокрушаться печалью свойственно не имеющим надежды Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

И, как правило, причины нежелания прощать кроются в нашей гордыне, самости, эгоизме, которые нашептывают на ухо: «Я не потерплю, чтобы так со мной обращались, я его (ее) проучу, чтобы в следующий раз неповадно было, я должен (а) дать понять, как он(а) виноват передо мной». Вариантов может быть множество, но исход такого развития событий всегда один — стресс, горечь, чувство вины, недовольство собой, исчезновение любви. Но человек свободен и он делает свой выбор, по какому пути ему идти: прощать или оставаться с грузом старых обид… Для того чтобы конфликты успешно разрешались, Господь Бог дал нам некоторые правила, следуя которым, мы можем разрешать противоречия, не раня друг друга, не калеча словами, а выстраивая мост взаимопонимания и доверия. Апостолом Павлом сказано: «…отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся… Никакое гнилое слово да не сходит из уст ваших, а только доброе, для назидания в вере… будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» ( Еф. 4:25-32 ). Пожалуй, здесь описаны все духовные основания для разрешения конфликта. Поговорим о них более подробно. «Отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему». Цель в данном случае в том заключается в том, чтобы, сохраняя нормальные отношения, открыто обсудить возникшую проблему. Если мы будем что-то замалчивать, то вскоре опять придется столкнуться с этой проблемой, которая, возможно, обрастет другими сложностями. При этом важно во время конфликта больше говорить о своих переживаниях, использовать «я»-высказывания, например: «я очень волнуюсь», «я чувствую себя одиноко», «я не знаю, что предпринять и совершенно растерян», вместо того, чтобы начинать со слова «ты» («ты»-высказывания): «ты бесчувственный», «тебе наплевать на семью». Понятно, что подобные слова вызовут ответную агрессию.

http://azbyka.ru/semya/garmonija-v-seme-...

Вот что делает тот, кто имеет смирение, – выбирает худшее и гнилое. « И когда ест гнилое, он ощущает большую сладость, чем брат, который ест хорошее, потому что он ест любовь и бывает снеден любовью (так взаимно едят друг друга духовные люди) » . И наоборот, разумеется, вот как едят друг друга недуховные люди: «Почему я должен есть гнилое, а он хорошее? Да я его самого съем вместе с хорошим! Пусть научится в другой раз не делать таких глупостей!» Смирение – это великая тайна, но знайте, те из нас, кто жаждет свободы, духовной свободы, которая освобождает от тревоги, гнета, греха во всем его протяжении и больной форме, – это мы найдем только через смирение. Нам надо научиться смирению. К сожалению, сегодня громадной болезнью, громадной проблемой и вопросом является вопрос: как человеку смириться? Потому что (наверно, из-за того, что так нас воспитывают, когда мы еще дети) мы вырастаем больными, до того больными, что не можем устоять на среднем пути. Стоит только попытаться кому-нибудь смирить нас, мы тут же впадаем в отчаяние, а как только попробуют нас ободрить, нас уже охватывает высокомерие. Нет среднего пути. Идешь, чтобы сказать ему: «Посмотри, ну что ты тут такое сделал?!» – как он тут же валится с ног, впадает в депрессию, и начинаются вопросы: «Ну почему, почему, почему…» Этот же депрессированный человек, если его немножко приободрить, тут же бросается в другую сторону и исполняется эгоизма и высокомерия. Это знамение нашей эпохи. Если у нас нет смирения, тогда мы бесплодны. Без смирения мы не пользуемся благодатью, не имеем освящения, об о жения. Нет святых людей без смирения. Без него человек утопает в депрессии. И тут – великая мудрость, рассудительность и всемогущее действие Бога, ибо в конечном счете Бог есть Тот, Кто совершает спасение и освящение человека. Вы должны быть внимательны в этих двух крайностях: одна – это отчаяние, а другая – высокомерие. Эти две крайности являются отклонениями от смирения. Отчаяние не от Бога. Будьте осторожны, не смиряйте себя, когда видите, что доходите до отчаяния. Это не смирение от Бога. Например, приходит кто-нибудь и начинает говорить: «Я грешен, я ничего хорошего не сделал», – и видишь, что он лишен всякой силы, всякого дерзновения. В этом случае это не святое Христово смирение, делающее человека свободным, а «смирение» от демонов, хотящих его умертвить. Потому что диавол не хочет, чтобы человек нашел себя, а хочет раздавить его – с той или другой стороны.

http://pravoslavie.ru/66494.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010