908 Ср. продолжение темы в контексте греч. христианской мысли: «Они пустились из пристани в море, но когда буря постигла их, они, не имея кормчего, потерпели бедственное крушение в этом скверном и соленом море. Необходимо, чтобы море сие поколебалось, возмутилось и рассвирепело, дабы посредством сего волнения извергнуть на землю хворост, сено и все гнилое, что только реки страстей внесли в него. Рассмотрим внимательно, и мы найдем, что после бури на море бывает глубокая тишина» (Лествица, 4. 58–59). Как думается, здесь отражены общие для древнего мира взгляды на море как «скверную», ввиду непригодности для жизни человека, хотя и завораживающую своим величием стихию. 909 МТ: окружила меня, водоросль опутала главу Греч, толковник прочел слово в др. его значении – «конец, предел» (ср. понятие в средневековой евр. философии). Соответственно, следующие два слова интерпретируются как начало др. ст.: «погрузилась голова моя...» и прочее. 911 «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Син). Создается впечатление, что «край моря», во всяком случае, не ближе, чем небо и преисподняя. Это «другой берег» по отношению к земле, окруженной первозданным океаном, т.е. понятие больше метафизическое, чем географическое. 912 Евр. можно было бы перевести и абстрактно как «святость» (ср. в Pesh: «путь Твой свят»), однако LXX, а за ними Vulg следуют букв, смыслу – «святыня», «святое место». 914 Эти «потоки», скорее всего, не реки, а морские течения (см.: Кассуто У. Эпическая поэзия в Древнем Израиле//Библейские исследования: Сб. статей. Вып. 1. М., 1997. С. 130). Возможно, они также ассоциировались с быстро летящими массами кучевых облаков или туманов, так как сходство нижних и вышних вод никогда не упускалось из внимания. Именно неустойчивость, подвижность воды дает почувствовать утвержденность мира как чудо, подобно чуду плывущего корабля (ср. Прем 14:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

9. Не лжите друг на друга, совлекшеся ветхого человека с деяньми его. 10. И облекшеся в нового, обновляемого в разум, по образу создавшого его. «Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его, и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его». «Не говорите лжи друг другу». Ложь – неправда, слово несогласное с истиною. Ложь есть гнилое, непристойное или вредное слово, недостойное христианина, который, питая любовь к ближним, всегда должен говорить, по внушению этой любви, только правду. В другом месте Апостол учит так: «отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему; потому что мы члены друг другу» ( Еф.4:25 ). «Совлекшись ветхого человека с делами его». Совлечься ветхого человека значит, как говорит апостол Павел в другом послании, – «отложить прежний образ жизни ветхого человека», то-есть человека невозрожденного благодатию, «истлевающего в обольстительных похотях» ( Еф.4:22 ). Ветхий человек – то состояние человека до возрождения благодатию, в котором он жил по греховным похотям. Об этом человеке в послании к Римлянам Апостол говорит: «зная то, что ветхий наш человек распят с Ним (Иисусом Христом), чтобы упразднено было тело греховное», или иначе, – чтобы оно «распято было со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ), «дабы нам не быть уже рабами греху» ( Рим.6:6 ). Все выше исчисленные пороки принадлежат ветхому человеку; это – такие дела его, которых христианам необходимо удаляться, так как христиане, принимая крещение во имя Святые Троицы, обязываются обетом не предаваться более грехам, а проводить новую жизнь, святую. «И облекшись в нового». Новый человек – возрожденный в новую, духовную жизнь, обновленный благодатию Святого Духа в купели святого крещения, воспринявший новый образ мыслей, желаний и действий, согласный с волею Божиею. Новый человек обновляется, освящается и водится Духом Святым ( Рим.8:9–14 ). «Который обновляется в познании по образу Создавшего его». Возрожденный или обновленный человек в купели таинственного крещения должен постепенно более возрастать или совершенствоваться в познании божественного учения,– в познании Бога и святой Его воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

II. Святитель Димитрий, митрополит ростовский, сравнивал клеветников то с собакою, которая лает на всех проходящих без разбора, на добрых и злых, – то с малом змииным, которое делает человеку маленькую, чуть заметную рану, а между тем столько вливает яду в тело его, что заражает всю кровь, – то с огнем адским. Как для огня адского служат грешники: так для языка, привыкшего к пересудам, грехи человеческие, – разность между ними только та, что огонь адский жжет и мучит одних грешников с их грехами, а язык, привыкший к пересудам, жжет и мучит без разбора не только грешников, но и самых праведников 210 . (Соч. св. Двмитрия ч. 2, в неделю о мытаре и фарисее). ж) Не смущайся поношением. Поношение служит омовением душевных страстей, – в этом пусть убедит тебя сама простонародная поговорка. Ибо мирские люди, когда лично осыпают кого бесчестиями, хвалясь тем перед другими, говорят: «помыл я такого-то». И это совершенная правда. (Из «Леств.» св. Иоанна, игумена синайск. горы). 4. Сквернословие а) Нужно избегать сквернословя 211 . «Нам всячески нужно воздерживаться от сквернословия, и если в присутствии нашем другие будут предаваться гнусным беседам, то нужно заграждать уста их, показывая им строгий вид, отворачивая от них лице свое, или обращаясь в ним с насмешкою, а не то и с строгою речью. Исходящее из уст (сказал Господь) из сердца исходит: сие сквернит человека ( Mamф. XV. 18 ). Сквернословие обнаруживает в говорящем человека пошлого, грубого, необразованного и наглого; но отнюдь не показывает человека скромного, честного и целомудренного. Божественный Педагог (Воспитатель) предотвращает своих питомцев от слушания гнусных бесед, равно как и от созерцания гнусных картин, и окружает их целомудренными речами, как бы некоторыми оградами слуха, чтобы до их уха не дошло ничего оскорбительного, и чтобы любодейное слово не повело к повреждению и падению души, а глаза направляет к созерцанию честного и доброго, указывая на то, что лучше поскользнуться и пасть ногами, нежели глазами. Восставая против этого сквернословия, апостол говорит: никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе ( Eфec. IV. 29 ). И еще: блуд и всякая нечистота... не должны даже именоваться у вас, как прилично святым; также сквернословие, и пустословие и смехотворство 212 , не приличны вам, а напротив благодаренье (Еф, V. 3 – 4). Если, по слову евангелия, кто скажет брату своему: рака, подлежит синедриону, а кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной ( Mamф. V. 22 ), то, что мы скажем о том, кто постоянно говорит глупости? Не о нем ли написано: за всякое слово праздное, какое скажет человек, даст он ответ Господу в день суда; ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». ( Mamф. XII. 36 – 37 ). (Из соч. Климента александрийкого «Педагог», кн. II гл. 6. См. Воскр. кн. чт. 1880 г. 33, стр. 355–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

V. " Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие " Мф.23:23-24 Вот ответ на вопрос: как относиться к внешним и мелким обычаям Церкви? Те, кто исполняет их, должны всегда знать, что это лишь частные и мелкие обнаружения внутреннего и важнейшего, имеющие значение единственно только при соблюдении последнего. Если же внутреннее и важнейшее из Евангелия и заповедей Церкви ими не исполняется, то они подлежат осуждению, как книжники и фарисеи, которые лицемерно оцеживали комаров, чтобы незаметно и под шумок поглотить верблюда. Те, которые не исполняют обычаев Церкви и даже считают себя вправе соблазняться ими, должны принять во внимание слова Господа: " Сие надлежало делать и того не оставлять " . Господь даже лицемерным книжникам и фарисеям прямо не говорит: вам не то нужно делать, - не мяту, анис и тмин одесятствовать, а соблюдать суд, милость и веру. Он не говорит так; Он не противопоставляет одного другому; Он лишь разъясняет, что это нужно делать и того не оставлять; Он их обличает лишь в том, что они, оцеживая комаров, поглощают верблюдов. Но Он никак не говорит, что нужно пить с комарами: оцеживайте и комаров, но, главное, не поглощайте верблюдов. Таким образом, Он указывает на то, что уничтожена гармония между главным и второстепенным, что соблюдение мелких обычаев служит лишь отводом глаз, лишь лицемерным прикрытием, чтобы нарушить главнейшее и существеннейшее. Только это Он и имеет в виду, отдавая подобающее место и внешним обычаям. Господь тонко различает степень важности соблюдения несущественного и существенного: первого не нужно оставлять, не нужно опускать, а второе - главное - должно делать; одно выражение в отрицательной, другое в положительной форме: то - как внешнее украшение, дополнение главного; это - как основание, фундамент. Кто пускает пыль в глаза внешними проявлениями благочестия, чтобы незаметно положить гнилое или фальшивое основание, тот лицемер. Но кто добросовестно создает здание Богу, тот, устрояя его на прочном фундаменте, заботится и о красоте его форм, и об изяществе каждой мелочи так, чтобы во всякой детали сияла одна и та же высшая идея и гармония целого. Это и есть вся поэзия обычаев Церкви; и кто строит здание без них, тот строит казармы, а не храм, казенное здание, а не любимое жилище Бога... 

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

    ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК, — говорит Спаситель, — хранит в своем сердце, как бы в некоей сокровищнице, много доброго, и ИЗ этого ДОБРОГО СОКРОВИЩА ВЫНОСИТ ДОБРОЕ, А ЗЛОЙ ЧЕЛОВЕК наполняет свое сердце всяким злом, и ИЗ ЗЛОГО СОКРОВИЩА этого ВЫНОСИТ ЗЛОЕ. И у добрых больше скрывается добродетели внутри, чем является снаружи в словах, как и у злых больше зла в сердце, чем в словах. Вот почему и на Страшном Суде Божием строго будут судимы не только дела, но и слова; слова свидетельствуют о том, чем полно сердце. ГОВОРЮ ЖЕ ВАМ, ЧТО ЗА ВСЯКОЕ ПРАЗДНОЕ СЛОВО, слово с делом несообразное, ложное, дышащее клеветой, всякое слово пустое, смехотворное, гнилое, безстыдное, всякое слово безполезное, ненужное, КАКОЕ СКАЖУТ ЛЮДИ, ДАДУТ ОНИ ОТВЕТ за него В ДЕНЬ СУДА. Если слова человека честны, правдивы, благочестивы, то можно думать, что и сердце у него таково же, и такой человек будет оправдан на суде Божием. Если же слова лживы, нечестивы, то и сердце его полно лжи и нечестия, и такой человек будет осужден. ИБО ОТ СЛОВ СВОИХ ОПРАВДАЕШЬСЯ И ОТ СЛОВ СВОИХ ОСУДИШЬСЯ - эта истина была известна и в Ветхом Завете. Если же за простое слово праздное, которое иные почитают невинной шуткой, люди дадут ответ Богу, то чего же должно ожидать за хулу на Духа Святаго? «Видишь ли, — замечает святитель Иоанн Златоуст, — как безобиден суд? Как кротки требования ответа? Не по речам другого, но по твоим собственным словам Судия произнесет приговор. Что может быть справедливее? Ибо в твоей власти — говорить и не говорить»...  Ответ Господа фарисеям, требовавшим знамения с неба... (Мф. ...     Когда Господь обличил всю лживость фарисейской клеветы, будто Он изгоняет бесов силой князя бесовского, когда Он раскрыл им всю опасность такой дерзкой хулы на Духа Святаго, когда этим лицемерам ничего, кажется, не оставалось, как только смиренно склонить головы и замолчать, ТОГДА, — пишет святой Матфей, — как бы удивляясь их дерзкой наглости, НЕКОТОРЫЕ ИЗ КНИЖНИКОВ И ФАРИСЕЕВ СКАЗАЛИ: УЧИТЕЛЬ! ХОТЕЛОСЬ БЫ НАМ ВИДЕТЬ ОТ ТЕБЯ ЗНАМЕНИЕ, и именно знамение «с неба» (Лк. 11:16). Исцеление больных, изгнание бесов — все это еще не так важно, чтобы признать Тебя Мессией, потому что и земля и воздух находятся во власти князя бесовского и его демонов (так верили они); а вот покажи нам чудо с неба, как Моисей, который испросил манну с облаков, как Иисус Навин, который остановил солнце, как Илия, который низводил то дождь, то огонь с неба, — вот тогда мы поверим Тебе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    со всяким смиренномудрием и кротостью     и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,     стараясь сохранять единство духа в союзе мира.     Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной     надежде вашего звания; один Господь, одна вера,     одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми,     и через всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана     благодать по мере дара Христова     (Еф. 4:1-7)    Православная Церковь в утешение и назидание своих членов установила сегодня читать одну часть послания св. апостола Павла к христианам. Святой апостол, когда писал прочитанные ныне слова, находился в заключении за исповедание веры Христовой. Безвинный узник каждый день ожидал смерти, но дух его витал в области истины. Приготовляясь к отшествию в мир беспечального и бесконечного бытия, он своей рукой писал такое завещание: «умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны». Или, другими словами, «ведите образ жизни, соответственный званию христианина, и не опозорьте Божественного благодеяния порочной жизнью». Чего же требует и к чему обязывает нас звание христианина? Как нам жить достойно того, к чему мы призваны?    Святой апостол Павел сам отвечает на этот вопрос: «Живите со всяким смиренномудрием и кротостью, с долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единение духа в союзе мира».    Вот отличия истинного христианина! Жить «в смиренномудрии» — это значит не только не быть гордым, кичливым и заносчивым, но вполне сознавать свою малость пред Богом и даже в сравнении с другими, себе подобными людьми. Человек смиренномудрый высоко ценит достоинства и преимущества своей души, и потому он стремится сделать ее светлым вместилищем дарований Божественных. Чем больше он ощущает в себе эти дары, тем глубже в нем сознание своих немощей. Как бы он ни был добродетелен и чист, но не перестает смирять себя более и более. Вот христианское отличие, заповеданное ап. Павлом.    «Живите в кротости». Апостол Павел указывает на наши отношения к другим, выражающиеся в словах и в обращении. «Никакое гнилое слово не должно выходить из уст наших» (Еф. 4:29), а тем более такие слова, которые могут повредить чистоте нравственности. Из уст христианина не должны исходить не только бранные, но и досадительные слова. Обращение христианина должно быть со всеми просто, без лукавства и гордости, все должно быть благоприлично и любезно, все скромно и мирно; все должно дышать «кротостию».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   В поступках своих являйте доброжелательность и готовность служить ближним. Эта готовность должна иметь основой добродетель: навестить несчастного, всеми оставленного; побеседовать братски с опечаленным; сказать ласковое, ободряющее слово обиженному; не бросать камня вместе с фарисеями в соблазненную женщину; привыкшему впадать в нетрезвость способствовать подняться на высоту трезвости и труда; приласкать униженных человеческим мнением, которое иногда является клеветой, поднять их на более высокий нравственный уровень и даже выше себя; оказать помощь бедняку, но безобидно, правой рукой, чтобы никогда не прознала левая; плакать с плачущими и радоваться с радующимся — «вот угождение» людям «во благо». Угождение низводит благословение Божие на угождающего. Оно, если его делать просто, не ради славы человеческой, — великая честь для человека. В таких поступках в одно и то же время сказываются и вера и добродетель. Без веры жить невозможно, а без добрых дел и самая вера мертва.    Святой апостол, укрепляя своих учеников в правилах благоугождения людям, дает еще наставление: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе... чтобы оно доставляло благодать слушающим... Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякой злобой да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:29-32). Аминь. Поучение двенадцатое     Умоляю вас, братия, чтобы не было     между вами разделений, но чтобы     вы соединены были в одном духе     и в одних мыслях    (1Кор. 1:10)    Для св. апостола было тяжелой скорбью слышать и знать, что между его слушателями и учениками возникали недоумения, порождавшие споры, приводившие даже к разделению. Каждая мать знает по опыту безотрадную грусть, видя своих единокровных детей разделенными в добрых мыслях и чувствованиях. Еще глубже печаль св. матери нашей Церкви о разделении между ее чадами. С целью соединить в одном духе и единомыслии всех, она ныне предлагает для нашего слуха убедительные слова одного из своих любимых сыновей, нашего величайшего учителя, апостола, вызывая в нас готовность эти слова запечатлеть в наших душах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Вера, надежда и терпение неразлучны. Ве­ра видит и признает своего Помощника и Из­бавителя Христа. Надежда на Нем утвержда­ется и просит помощи и избавления от Него. Терпение ожидает Его, хотя и медлит Он, и не отступает от упования. Потому увещевает Псаломник: «Мужайтесь, и да крепится сердце ваше, все уповающие на Господа» (Пс 30:25). И еще: «Потерпи Господа, мужайся, и да крепит­ся сердце твое, и потерпи Господа» (Пс 26:14). Ибо «блаженны все надеющиеся на Него».    3) Наибольшее и тягчайшее искушение бывает надежде, когда мысли смущают душу и хотят лишить ее надежды спасения и в отча­яние ввергнуть. Бывает, что помыслы говорят человеку в сердце его: «Нет спасения ему в Бо­ге его» (Пс 3:3). Это дьявольское коварство и стрелы его разожженные, которые он мечет на верную душу и хочет у нее отнять сокрови­ще вечного спасения. Тут особенно человеку должно терпеть, мужаться, крепиться и пре­одолевать надеждою кознь вражескую, и не­движимым быть в надежде, и помнить слово утешительное: «Блаженны все надеющиеся на Него». И еще: «Верующий в Него» (во Христа), «не постыдится» (Рим. 10:11).    4) Если «блаженны все надеющиеся на Него», как и воистину блаженны, то окаянны и бед­ны все надеющиеся на человека, на князей, на вельмож, славных и сильных, на силу свою, честь и сан свой, на богатство, на дела свои и благочестие, и все прочее, что есть кроме Христа. Все таковые имеют надежду ложную, ибо надежда их не имеет твердого и непоколебимого и известного основания и непременно должна пасть, поскольку основа­ние ее гнилое. И потому все таковые посты­дятся, ибо они подобны «человеку безрассудно­му, который построил дом свой на песке; и по­шел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф 7:26—27).    5) С другой стороны, было бы бесстыдно человеку надеяться на Того, Которого он не­престанно прогневляет и огорчает грехами против совести. Надежда, как и вера, любит в доброй совести почивать, а от злой совести убегает, и таковой устами только надеется, а в сердце надежды не имеет. Какой надежде быть там, где совесть, раздраженная грехами, непрестанно судом Божиим грозит? Надежда в спокойной совести, упокоенной от грехов, жилище свое имеет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Празднословие рождается от свободного времени и неожидания будущего. Ибо если бы мы боялись наказания, то вожделели бы Царства и никогда бы не празднословили, тем более что есть Господня заповедь, что мы дадим отчет во время Суда о праздном слове (Мф. 12:36), ибо [оно] то, что пользы душе не несет, то есть праздное слово. Посему нужно понуждать себя воздерживаться, чтобы не давать места праздно словию. Поскольку кто легко побеждается малым, тот неизбежно поработится и великому; тот, кто такую [заповедь как нечто малозначущее] презирает, тот и великому от Господа противится. [Col. 1541] Посему следует всяким хранением хранить сердце и тело, говорить должным образом и целесообразно, особенно тем, кто считается наставником и предводителем мирян, чтобы не услышать им: Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? (Рим. 2:21). Ибо празднословие — признак безумия, как и писано в Притчах: Сыне, не ревнуй мужем злым, ниже возжелай быти с ними (Притч. 24:1). И продолжает, говоря: Уста же непокровенная творят нестроение (Притч. 26:28); Безумный умножает словеса (Еккл. 10:14). И вновь:Многоречивый опротивеет, и кто восхищает себе право говорить, будет возненавиден (Сир. 20:8); От многословия не избежиши греха: щадя же устне, разумен будеши (Притч. 10:19). И опять-таки: Ни другу ни недругу не рассказывай о чужих жизнях, и далее:и, если это тебе не грех, не открывай (Сир. 19:8). Говорит же и Иов своим друзьям: О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость (Иов. 13:5). И: блажен человек, который не погрешал устами своими (Сир. 14:1); и опять-таки:Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло (Сир. 19:6). Заповедует же и Екклесиаст:Словеса уст премудраго — благодать, устне же безумнаго — потопят его (Еккл. 10:12); Безумный умножает словеса (Еккл. 10:14). И продолжает: Любяй же живот свой, щадит своя уста (Притч. 16:17). Так же и Апостол: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф. 4:29). Посему, имея, возлюбленные, столько свидетельств, со всяким усердием отступим от бесполезного, а лучше сказать — душевредного празднословия, постоянно помышляя о страшной угрозе Господа, говорящего: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12:36). Ему же слава во веки. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

   Тогда тленное переменится в нетленное, смертное в бессмертное, гнилое в неувядаю­щее, временное в вечное, страдание в радость, печаль в веселье, клятва в благословение, ни­щета в богатство, немощь в вечное здравие, уничижение в небесную славу, поношение в честь. Тогда исполнится слово Господне: «Се, творю все новое» (Откр 21:5).    Видишь, где и какая награда будет крест носящим и Христу последующим. Так они «со Христом страдают, чтобы с Ним и прославить­ся» (Рим 8:17). Он «уничиженное тело» их «преобра­зит так, что оно будет сообразно славному те­лу Его» (Флп 3:21). Те, которые сообразуются страданию Христову, сообразны будут и в сла­ве Ему. Это их посреди скорби веселит, в стра­дании укрепляет и в подвиге поддерживает. Надежды без утешения не бывает, она же и са­мое тяжкое мучение умягчает и преодолевает.    Спасайся.    Вопрошаешь: как апостолы приняли пред­сказание о страдании Христовом?    Ответ. Евангелист святой говорит, что «они весьма опечалились» (Мф 17:23). Но Господь сказал, что и им самим, и прочим, которые хотят Его учениками быть и с Ним участие иметь во царствии Его, надо крест свой взять и за Ним идти. «Ко всем же сказал: если кто хо­чет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто по­теряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (Лк 9:23—26); «и кто не берет креста своего и следу­ет за Мною, тот не достоин Меня» (Мф 10:38).    Вот что Господь апостолам и всем христи­анам предлагает: не только, мол, Мне идти следует на крест, но и вам и прочим принима­ющим слово Мое, надо последовать за Мной и готовыми быть ко всякому злостраданию. Я господь ваш, вы рабы, — последуйте же Гос­поду своему. Я учитель ваш, вы ученики, — последуйте же Учителю своему. Я вождь к не­бесному царствию, вы путники, — последуй­те же Мне, Вождю своему, если хотите туда дойти.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010