Действительно, ничто так не противно для многих из слушателей, как похвала самому себе. Поэтому, устраняя неприятность, (апостол) и говорит: « если бы я и более стал хвалиться » ( аще бо и лишше что похвалюся ). Не сказал: «если кто уверен в себе, что он Христов, пусть рассудит, что он далеко еще отстоит от нас, потому что я получил от Господа столь великую власть, что могу наказать и предать смерти, кого хочу». А что сказал? « Если бы я и более стал » ( Аще и лишше что ). Хотя и выразить нельзя, сколь великую имел он (власть), но в словах своих он уменьшает ее. Не сказал также: «хвалюсь», но: « если бы стал хвалиться » ( аще похвалюся ), — «если захочу (похвалиться)». А таким образом соблюдает вместе и скромность, и показывает свое преимущество. « Ибо если бы я и более стал , — говорит, — хвалиться властью, которую Господь дал » мне ( Аще бо похвалюся о власти, юже даде … Господь ). Опять все приписывает Богу, и дар делает общим, говоря: « к созиданию, а не к расстройству » ( в создание, а не на разорение ). Видишь ли, как он опять успокаивает зависть, какую мог бы возбудить похвалою себе, и привлекает к себе слушателя, указывая на пользу, для которой получил он власть? А как же он говорит: « ниспровергаем замыслы » ( помышления низлагающе )? Это особенно является одним из видов созидания — уничтожать препятствия, обличать гнилое, и утверждать одно истинное. « К созиданию » ( В созидание ). «Итак, для того получили мы власть, чтобы созидать. Если же кто будет упорствовать, сопротивляться и не подавать никакой надежды на исправление, то употребим и другую силу: низложим и ниспровергнем его». Поэтому и присовокупляет: « не остался бы в стыде » ( не постыжуся ), т. е., «не оказался бы ни лжецом, ни тщеславным». « Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас [ только ] посланиями. Так как [ некто ] говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь [ его ] незначительна, — такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично » ( Но да не явлюся, яко страша вас, яко послания убо, рече, тяжки и крепки, а пришествие тела немощно, и слово уничижено: сие да помышляет таковый, яко яцы же есмы словом посланий отстояще, таковии и ту суще делом ) (ст. 9, 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Десять заповедей Божиих запрещают лжесвидетельство. Апостол Павел наставляет: “Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему” ( Еф.4:25 ). Вся Библия осуждает ложь, как один из наихудших грехов. Она ставит ложь в один ряд с убийством и блудом. Много лжи говорится на политических собраниях, за которую политиканы будут ответственны перед Богом в день суда. Дают обещания, которых они не намерены исполнять, но делают это для того, чтобы получить большее доверие к себе. Но эта ложь совершается не только в политике, но и в коммерческих делах и в социальных отношениях. Сколько приходится слышать людей, говорящих один другому ложь, не краснея, ради своей выгоды. Многие христиане повинны в грехе лжи. Некоторые стараются избегать лжи, но когда слагаются обстоятельства, не стесняются обманывать, чтобы выйти из затруднения, считая это меньшим злом. Христианину повелевается избегать лжи, ненавидеть её, не доверяться тем, кто занимается ею. Библия предупреждает, что ложь не останется без наказания и говорящий лживо будет наказан. Господь наш Иисус Христос сказал: “Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека” ( Мф.15:19 ). Господь ставит ложь или лжесвидетельство наряду со всеми другими ужасными грехами. Весьма распространена среди христиан привычка критиковать других. Эта привычка относится к греху языка. Господь Иисус Христос сказал: “Не судите, да не судимыми будите, ибо каким судом судите, таким будите судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить” ( Мф.7:1-2 ). Ропот также относится к грехам языка. Апостол Павел учит: “Всё делайте без ропота и сомнения” ( Флп.2:14 ). Верующие должны избегать нечистых рассказов. Нечистые рассказы – грех языка. “ Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших,” – говорит Апостол Павел. Он также предупреждает: “Сквернословие, пустословие и смехотворство не приличны вам” ( Еф.6:4 ). Если ты виновен в этих грехах, немедленно покайся в них, оставь их, попроси прощения и Бог простит тебе.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

Диавол „не устоял во истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». ( Ин. 8:44 ). „Бог верен, а всякий человек лжив». ( Рим. 3:4 ). „Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым». ( Гал. 1:10 ). „Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы– члены друг другу». ( Еф. 4:25 ). „Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере; сквернословие и пустословие и смехотворство неприличны вам, а напротив благодарение». ( Еф. 4:29 ; Еф. 5:4 ). „Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их». ( Евр. 6:16 ). Изречения Ложь имеет три формы: ложь мысленная, когда за истину принимаются предположения, догадки, когда неправильно истолковываются побуждения ближних. Ложь – словом, когда неправильно излагают свои мысли и чувства, извиняют свои ошибки вместо сознания в них. Напр., вместо: „я поленился», говорят: „мне было некогда», „мне не здоровилось». Ложь бывает делом, когда честолюбивые притворяются смиренными, сластолюбивые – воздержными, корыстолюбивые – милостивыми.(По авве Дорофею ). Грехи против дара слова – самые обычные и малозаметные. Нас возмущает клевета и очевидная, грубая ложь, но целый ряд других злоупотреблений словом ежедневен и общ почти всем христианам! Празднословие и перетряхивание чужого сора считается чуть не добродетелью. Между тем значение слова велико. Оно не исчезает бесследно: „вылетит, не поймаешь». И в душе говорящего оно увеличивает или уменьшает сокровищницу добра, а, проникая в сердце ближнего, приносит плод по роду своему. Мы сказали и забыли, а оно пустило росток и выросло в ветвистое дерево добра или зла, вписалось навсегда в книгу жизни. „Лучше десять раз быть обманутым, чем один раз потерять веру в людей». „Учатся льсти, а гордость сама выростает». (Послов. 18 го в.). И правду нужно растворять любовью, иначе она будет жестокою и несправедливою. „Правда груба, да Богу люба». (Посл.). „Жалок, кто коснеет во всякой лжи, потому что диавол – ложь есть. Он ненавистен Богу и людям. Такой человек ни в каком деле не заслуживает одобрения и во всяком ответе подозрителен. В братском обществе он – то же, что ржа в железе. Лжец многоизобретателен и изворотлив. Нет язвы глубже этой, нет позора выше этого». ( Ефрем Сирин ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

До грехопадения в человеческом существе царила гармония: тело находилось в единстве с душой. И к этому единству мы должны стремиться, чтобы, как сказано в Писании, наш дух, душа и тело непорочными сохранились к пришествию Сына Божия [ 1 ]. Мы читаем следующий стих Послания апостола Иакова: И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны (Иак. 3, 6). Вот, оказывается, откуда у нас бывают злые слова, матерные слова! Вот откуда " гнилые слова " ! Апостол Павел, называя " гнилыми словами " непристойную речь, говорил: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших... (Еф. 4, 29). Оказывается, все это идет прямо из ада — от геенны воспаляется. Я видел одного мужчину, который уж так ругался, так ругался... Я говорю ему: " Что же ты делаешь?! Зачем? " — " Для связки слов! " .. Нет, не для связки слов: прямо от геенны воспаляется его язык, а он и сам этого не знает! Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим... (Иак. 3, 7). Этими словами апостол устыжает нас. Он говорит о том, что животный мир, который отдан во власть человеку, действительно подчиняется нам. Но почему же тогда человек не подчиняется своему Господу? Посмотрите, как коровы слушаются своих хозяев. В деревне я наблюдал, как распускают стадо: каждая корова знает, в какой двор ей идти. Идут, мычат — двое сюда завернули, одна — туда пошла... Животные находятся в полном подчинении у человека, как и сказано в Священном Писании: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1, 28). Господь дал животных людям. Как собаки слушаются своих хозяев, хотя те и на задних лапах заставляют их ходить, и что только не вытворяют с ними! А собаки подчиняются своим хозяевам и преданно им служат!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Евгения 8 августа 2015, 17:10 Прекрасная статья, очень нужная, спасибо! Галина Игловская 2 августа 2015, 13:00 2. С другой стороны, человек, в отличие от зверей, наделен, в числе прочего, речью и мышлением, которые взаимосвязаны. Речь дана человеку Богом, чтобы он мог Его славословить, каяться в своих грехах, нести миру Божественное вечное Евангелие, свет Истины,; чтобы мог ободрить, утешить, поддержать ближнего, обличить зло.Все знают огромную силу слова, которое может убить и может вылечить человека. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4:29, 31). Но это так трудно. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) сказал: «Задача обуздания языка настолько трудна, что многие подвижники совсем отказывались говорить и становились молчальниками " . Злым языком повелевает злой бес - дух, вошедший в сердце человека. Здесь становятся особенно опасными молитвы " иными языками " протестантов с нечистым сердцем, полным зависти, жажды мести и желания добиться во что бы то ни стало своего - такие молитвы становятся демоническими. Галина И. 2 августа 2015, 12:36 1.Эта тема большая, и Св. Писание говорит, что " смерть и жизнь во власти языка " . Надо избегать крайностей и следить за своим сердцем, за помыслами, т.к. " от избытка сердца говорят уста " . Чем ближе человек к Богу, тем чище его сердце, и речь наполнена святыми словами из Библии и Св. Предания. «Кто от Бога, тот слушает слова Божии» (Ин 8:47). " Говорит ли кто, говори как слова Божии» (1Пет. 4:11). И наоборот. Молчание- способ избежать греха, но это совсем не означает, что такой человек " бесстрастный " и малогрешный. Есть такие молчаливые, но там столько самомнения и пренебрежения к другим, что страшно становится. Общение в Боге, общение с духовными людьми, знающими Бога и Его слово, благословлено Господом. Осуждаются празднословие, пустословие, мудрствование, уводящие с путей Господних (см. 1 Ин.1:3),1 Тим.6:18-21). На самом деле, молчание действует иногда гораздо сильнее, чем аргументированная речь. Праведный Иов с горечью сказал своим друзьям: «А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи. О, если бы вы только молчали! Это было бы вменено вам в мудрость» (Иов 13: 4-5).

http://pravoslavie.ru/80965.html

Его гнев был без греховной примеси. Когда мы гневаемся, мы злимся. Христос не злился, Он пылал гневом в совершенно ином смысле. Боль, которая в Нем рождалась при виде намеренного зла, выражалась в том, что Он не мог этого выдержать, не сказав строгое, суровое слово. К нам же апостол Павел в Послании к Ефесянам обращается с предупреждением о том, что и наш гнев должен бы быть святой гнев, то есть без греха, без раздражения; такой гнев может быть выражением предельной боли:     «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места дьяволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово, да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф 4:26-32).    Я хочу обратить ваше внимание на два места: «Гневаясь, не согрешайте», и дальше: «Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. И всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас». Такой подход мы встречаем не только в Священном Писании, а везде, где говорится слово из глубин опыта человеческого — не злого, а опыта, достойного человека. Вы, наверное, помните, как в “Братьях Карамазовых” старец Зосима рассказывает о своем брате Маркелле. В ответ на замечание, что люди были злы, он говорит: люди-то были хорошие, да поступали плохо... Он умел различить между поступком и человеком, умел, ненавидя зло, жалеть преступника и не обманываться, будто, ненавидя человека, мы ненавидим действующее в нем зло. Зло в человеке это раненность грехом. Зло в человеке — это болезнь, в худшем случае — это одержимость, состояние, которое должно было бы вызывать в нас жалость и сострадание.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Если вы будете внимательны и добросовестны, то вы увидите, что ваша жизнь представит целую сеть, целое громадное сплетение таких то мелких, то крупных гадостей. Если мы не обращаем на все это внимания, думаем, что все это так и должно быть, это значит, что мы еще и не начинали христианской жизни. Наша христианская жизнь начнется только тогда, когда мы скажем: «Нет, не хочу я, чтобы в моей душе жила такая гадость! Хочу быть чистым, добрым! Хочу быть истинным христианином!». Но как только вы попробуете стать на этот путь, вы сразу же увидите, что борьба со злом в себе самом в высшей степени тяжела, мучительна и изнурительна. Вы увидите, как злы ваши чувства, как ваши гадкие мысли и желания, помимо воли вашей, помимо вашего согласия, овладевают вами, толкают вас на те или другие некрасивые проступки. Иногда уже произнесши грубое, обидное слово или сделав дурной поступок, вы только тогда начинаете понимать, что этого не следовало говорить или делать; а до тех пор вы не видели ничего безобразного ни в слове, которое хотели сказать, ни в деле, которое хотели совершить. Вы начинаете чувствовать великую правду слов апостола Павла: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Послание к Римлянам. 7, 15. 19). Но мало того, что вы становитесь игрушкой ваших дурных влечений, вы чувствуете, что все ваше внутреннее существо оскверняется, грязнится этими дурными влечениям, туманится мысль, сквернится желание, слабеет воля. Как же, спрашивается, избавиться человеку от всей этой грязи? Как выбросить ее из себя? Неужели так с нею и оставаться? Бывает иногда, что поделившись с кем-либо своими душевными печалями, человек чувствует себя облегченным. Но этим способом мы только разделяем свою печаль с другими, а не освобождаемся от нее совершенно. Необходимо другое, более верное средство спасения. Известный духовный писатель, святитель Феофан, в одном из своих сочинений, рассказывает: «Был юноша, глубоко печалившийся о том, что он своими многочисленными грехами осквернил свою душу. От печали он заснул. И вот, ему снится, будто бы с неба слетел к нему Ангел, острым ножом рассек ему грудь, вынул сердце, разрезал его на части, удалил из него все испорченное и гнилое, вложил его осторожно на прежнее место и залечил самую рану. Юноша проснулся и почувствовал себя чистым от грехов своих. Но правда ли, как хорошо было бы и нам испытать на себе иногда подобное целительное действие светоносного Ангела!»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Если кто скажет слово на Сына человеческого, – учит Сам Христос, – простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:32 ). «Кто скажет брату своему: рака (т.е. пустой человек) подлежит синедриону (т.е. верховному судилищу); a кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной» ( Мф.5:22 ). Так строго судит о слове человеческом воплощенное Слово Божие, Господь наш Иисус Христос ( Ин.1:14 ). Сообразное с этим судом учение это находим мы во всём, не только Новом, но и Ветхом Завете. «Никакое гнилое слово, – учит Апостол Христов, – да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» ( Еф.4:29 ). «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» ( Кол.4:6 ). Мы должны «удерживать язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» ( 1Петр.3:10 ) и «говорить истину», одну только истину «каждый ближнему своему» ( Еф.4:25 ). Если «всякий человек должен быть медлен на слово» ( Иак.1:19 ), то тем более христианин, знающий, что он «от своих слов или оправдается, или осудится» ( Мф.12:37 ). К нему, поэтому, вполне приложимо изречение Премудрого: «слова твои да будут не многи» ( Еккл.5:1 ), потому что сила и действенность речи заключаются не в количестве слов, a в качестве их. При свете христианства мы можем оценить теперь, как следует, и ту свободу слова, которой злоупотребляют люди, не имеющие в себе совсем духа христианского. Скажите по совести, разве это истинная свобода слова, когда некоторые из нас, носящие на себе, по-видимому, звание христианское, на самом же деле давно уже отвергшиеся его, люди ни во что неверующие в своем уме и сердце, позволяют себе своими «нечестивыми устами изрыгать всякое «зло» ( Притч.15:28 ), когда слова их являются не только «не со смыслом» ( Иов.34:35, 38:2 ) и потому «невразумительными» ( 1Кор.14:9 ), но и прямо таки «неистовыми» ( Иов.6:3 ) и «безумными» ( Пс.13:1 ; Ек.10:13 ), когда «слова их, как рак, распространяются» ( 2Тим.2:17 ) и заражают собою многие простые души? Разве в этом состоит свобода слова этих людей, что они, «будучи поборниками неправды» ( Ис.29:20 ), «самих себя опутывают словами уст своих» ( Притч.6:2 ), как какими-либо тенетами, a также и других людей стараются «запутать в словах» своих ( Ис.29:21 ), что они, помимо запрещения не вступать в словопрения» ( 2Тим.2:14 ), будучи заражены страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины» ( 1Тим.6:4–5 ), стараются заводить теперь всё это именно у себя? Нет, нет и нет! Суд Божий изречен таким людям ещё в Ветхом Завете: «дерзостны предо Мною слова ваши – говорит Господь устами пророка Малахии, вы – прогневляете Господа словами вашими» ( Мал.3:18, 2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

Если мы можем избавить наших ближних от смерти, но не избавляем, например, имея средство помочь голодающим, по скупости, не помогаем и таким образом доводим до смерти, то мы являемся их убийцами, а убийство — страшный, смертный грех. Если не покаемся, не омоем слезами покаяния свое бессердечие, не исправим свою жизнь, то неизбежно погибнем. Суд человеческий может нас не наказать, но суд Божий непременно осудит. Слово Божие учит, что все, чего себе желаем, мы должны делать и другим (см. Мф. 7, 12). Скажи же мне: желаешь ли ты, если будешь утопать в бушующих волнах глубокой реки или моря или умирать от голода, чтобы тебе подали руку помощи? Если да, то делай то же и другим. Мы все — члены Тела Христова, мы все братья по Богу: как же нам не подавать руку помощи нашим братьям в их нужде и горе? Помни, что все добродетели твои — ничто, если нет у тебя любви и сострадания к людям. Любовь — царица добродетелей, и без нее нет входа в царствие Вечной Любви. Не согрешил ли ты против шестой заповеди закона Божия, запрещающей не только лишение жизни ближнего, но и всякое оскорбительное слово и действие и даже ненависть против него? Святой апостол Павел учит: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе (Еф. 4, 29). Мало того: за всякое слово праздное люди дадут ответ на страшном суде Божьем (Мф. 12, 36), а о гнилом — ложном, соблазнительном, матерном или черном, которые люди произносят в гневе, и говорить нечего. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей (1 Ин. 3, 15). Знай, что Бог не простит нам наших грехов, не примет нашего покаяния и не услышит нашей молитвы, если мы не простили грехов нашим ближним, если мы гневаемся на них и ненавидим их. «Кто имеет вражду к брату и думает, что любит Христа, тот лжец и себя прельщает»,— учит преподобный Ефрем Сирин. Каким образом можно не приходить в гнев? Отвечая на этот вопрос, святитель Василий Великий говорит, что этого можно достичь: 1) «если всегда держаться мысли, что ты пред очами видящего тебя и находящегося близ тебя Господа, ибо какой подданный в глазах государя отважится на что-нибудь ему неугодное? 2) если не ожидать повиновения от других, но самому быть готовым к повиновению, почитая всех высшими себя, ибо если кто требует повиновения для своей пользы, то пусть знает, что Слово Господне учит, чтобы каждый услуживал другим. А если взыскивает за нарушение Господней заповеди, то требуется ему не гнев, а милосердие и сострадание, чтобы поступить подобно сказавшему: кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал (2 Кор. 11, 29)?» 124 .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Есть много различных проявлений грехов языка. Гнев – один из них. Гнев или раздражение являются грехом духа в его начальной форме, но часто он оканчивается потерей контроля над языком, что считается грехом языка. Гнев имеет много различных видоизменений: негодование, раздражение, нетерпение, досада, огорчение, злоба, ожесточение, обидчивость, ярость, неистовство, горячность – все они проявляются в веренице дурных слов. Бог осуждает это. Всякое выражение в гневе полно опасности. Гневные слова никогда не улучшают положения. Наимудрейший царь Соломон говорит, что медленный на гнев выказывает великое благоразумие, а раздражительный – глупость ( Притч.14:29 ). В Библии сказано: “[Гнев губит и разумных]. Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость” ( Притч.15:1 ). Христос говорит: “Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака” ( пустой ) , подлежит синедриону, а кто скажет: “безумный,” подлежит геенне огненной” ( Мф.5:22 ). Апостол Павел поучает: “Гневаясь, не согрешайте; солнце да не зайдёт во гневе вашем” ( Еф.4:26 ). Многие оправдывают свой гнев или раздражительность разными способами. Обычно приписывают это нервам, не видя греха. Гораздо лучше покаяться в нём, исповедаться и оставить его, чем закосневать в самооправдании. Бог помогает кающимся. Обыденным грехом повсюду является сквернословие. Апостол Павел говорит: “Ни какое гнилое слово да не исходит из уст ваших… Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления” ( Еф.4:29-30 ). Библия учит, что кто не согрешает языком, тот человек совершенный, могущий обуздать всё своё тело. Если ты не можешь иметь контроль над своим языком, произнося сквернословие, тогда Священное Писание гласит, что ты виновен и что это есть грех, который Господь не оставит без наказания. Язык богат прекрасными словами, однако люди употребляют такие скверные слова, которые загоняют их в ад. Господствующим грехом во всём мире есть ложь. Господь Бог заповедал Моисею и сынам Израилевым не говорить лжи один другому.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010