На паннихис (παννυχς - особая ночная служба) поется канон святому 2-го гласа, творение Феофана. На утрене - каноны дня и святому. На литургии - изобразительны, на блаженнах - 3-я и 6-я песни из канона Г., чтения - те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе (но Апостол - только 1 Кор 3. 9-17). Приведены те же указания на случаи совпадения памяти Г. с днями подвижного годового круга, что и в Мессинском Типиконе. Великомученики Феодор Тирон, Георгий и Димитрий Солунский. Икона. XII в. (ГЭ) Великомученики Феодор Тирон, Георгий и Димитрий Солунский. Икона. XII в. (ГЭ) В памятниках Иерусалимского устава в день памяти Г., 23 апр., совершается всенощное бдение , соединяются последования Цветной Триоди и святого. На вечерне - вход и паремии (Ис 43. 9-14a, Прем 3. 1-9, 4. 7-15), на утрене - полиелей, прокимен из Пс 63 и Евангелие Мф 10. 16-22 или Лк 12. 2-12. На литургии - служба та же, что и по Студийско-Алексиевскому Типикону. При совпадении с днями Страстной седмицы последования Минеи и Триоди соединяются. Постепенно в иерусалимских Типиконах формируется комплекс Марковых глав, посвященных случаям совпадения 23 апр. с различными днями подвижного годового круга, они обычно помещаются в разделе марковых глав после благовещенских или же в месяцеслове под 23 апр. Эти главы стали образцами для устава службы в дни памяти др. вел. святых, выпадающих на период Пятидесятницы. Согласно московскому изданию Типикона 1682 г. (после этого издания Типикон не претерпевает почти никаких изменений до наст. времени), в случае совпадения 23 апр. с Великими пятницей или субботой или с днем Пасхи последование Г. переносится на понедельник Светлой седмицы. Кроме основной памяти Г. в иерусалимских Типиконах, начиная уже с древнейших ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32), отмечается еще одна - 3 нояб. (освящение ц. во имя вмч. Георгия в Лидде). В этот день назначается служба с пением на утрене «Бог Господь», последование Г. соединяется с последованием мученикам Акепсиму, Иосифу и Аифалу. В слав.

http://pravenc.ru/text/162188.html

В день предпразднства 20 нояб. совершается служба с «Бог Господь» , последование В. соединяется с последованиями святых этого дня. Студийско-Алексиевский Типикон под 20 нояб. не упоминает памяти святых, однако при описании службы отмечено соединение последования В. с последованием «дневного святого». В др. Типиконах указаны памяти прп. Григория Декаполита и свт. Прокла, но служба В. соединяется только с последованием прп. Григория (то же и в студийских Минеях XI-XII вв.). Лишь в Евергетидском Типиконе приводится соединение последований В. и обоих святых и не указаны песнопения Октоиха (вероятно, по причине избытка последований). Введение во храм Пресв. Богородицы. Икона. XIV в. (ГРМ) Введение во храм Пресв. Богородицы. Икона. XIV в. (ГРМ) В день В. совершаются праздничные вечерня (со входом и 3 паремиями) и утреня; на утрене после кафизмы или праздничных антифонов - 1-й степенный антифон 4-го гласа (      ), прокимен и Евангелие Богородицы; на литургии - служба Богородицы. Поются только песнопения праздника. В дни попразднства последование В. соединяется с последованием «дневного святого», канон утрени тот же, что и в день праздника, часть стихир заимствуется из последования 21 нояб., часть - особые (попразднства). Распределение стихир, седальнов и канонов по дням и в дни праздничного цикла отмечается в разных студийских Типиконах, хотя все они основываются на одном корпусе песнопений. В каждый из 3 дней праздника (20-22 нояб.) Студийско-Алексиевский Типикон приводит по особому тропарю: 20 нояб. тропарь 1-го гласа «Правьдьнику плодъ Иоакима и Анны приносить ся Богу» (в наст. время седален 21 нояб.); 21 нояб.- тропарь тот же, что и в Типиконе Великой ц., и в позднейших богослужебных книгах; 22 нояб.- тропарь 4-го гласа «Въспитенеи въ цьркви въ святая святымъ» (в совр. книгах не употребляется). По Евергетидскому и Мессинскому Типиконам в дни попразднства поется тот же тропарь, что и в 1-й день праздника. Различные студийские Типиконы по-разному излагают особенности службы В., что в основном связано с особенностями той или иной редакции Студийского устава: 1) по Студийско-Алексиевскому Типикону на вечерне накануне праздника поется 1-я слава 1-й кафизмы «Блажен муж» , по Евергетидскому и Мессинскому вечернее стихословие отменяется; 2) по Евергетидскому Типикону после вечерни совершается паннихис (παννυχς - особая ночная служба), на к-рой поются каноны дня и праздника (4-го гласа, творение Иосифа; этот канон в др.

http://pravenc.ru/text/149979.html

24 Παννυχς (греч.) — краткая ночная служба, совершаемая накануне праздников и в период Великого поста. 25 См.: Дмитриевский А . А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 1. Киев, 1895. С. 147—150; Mateos J. Le Typicon de la Grande Église/Introd., texte critique, trad, et notes J. Mateos. Roma, 1963. T. 2. R 136—145 (Orientalia Christiana Analecta [Далее: ОСА. — Ред. ], 166). 26 Рукопись XI в. Дрезденской библиотеки, сильно пострадала во время пожара в 1945 г. и даже считалась окончательно погибшей (см.: Арранц М. Как молились Богу древние византийцы. Ленинград: ЛДА, 1979. С. 254, примеч. 44). 27 Дмитриевский А . А. Древнейшие патриаршие Типиконы. Киев, 1907. С. 343. 28 См.: Пентковский А . М. Типикон патриарха Алекия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. С. 272–274. 29 См.: Дмитриевский А . А. Описание литургических рукописей. T. 1. С. 593–600 30 Arranz М. Le Typicon du Monastère du Saint-Sauveur à Messine. Roma, 1969. P. 276–285 (OCA 185). 31 Patrologiae cursus completas. Ser. Graeca/Ed. J.-P. Migne. [Далее: PG — Ред .] Paris, 1858. T. 36. Col. 428. 32 Скабалланович M. H. Толковый Типикон. Вып. 2. Киев, 1913. С. 18. 33 Николаева Т . В. Древнерусская живопись Загорского музея. М. 1977. С. 31, 35, 94, 95. 34 Alpa toff М. Der Tod in der altrussischen Kunst//Das Kunstblatt. Potsdam, 1927. Heft 1, Abb. S. 35. 35 Сорокатый В . M. Праздничный ряд русского иконостаса//Иконостас. Происхождение — Развитие — Символика. М., 2000. С. 466—489. 36 Голубцов А . П. Чиновник Новгородского Софийского собора, с предисловием, примечаниями и указателем. М., 1899. С. 226. 37 Голубцов Л . П. Чиновник Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона , с предисловием и указателем. М., 1908. С. 103. 38 PG. Т. 50. Col. 467. 39 Филарет ( Гумилевский ), архиеп . Черниговский . Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви. СПб., 1902. С. 107. 40 Кекелидзе К.С. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908. С. 465. Кекелидзе по ошибке атрибутирует эти слова, как и все сочинение, Матфею Властарю ; см. также: Goar J. Euchologion sive rituale graecorum. Venetia, 1730. P. 605–606//PG T. 157. Paris, 1866.

http://azbyka.ru/sluzhba-v-nedelyu-svyat...

БДЕНИЕ ВСЕНОЩНОЕ (греч. παννυχις, γρυπνεα – лат. vigilia) называется более или менее торжественная ночная служба, состоящая из соединения Вечерни и Утрени с присоединением в большинстве случаев часа первого. В прежнее время, а теперь в некоторых монастырях (напр. на Афоне) служба эта продолжалась всю ночь. ВЕЧЕРНЯ (греч. σπερινν лат. vesperae) – служба, исполняемая по большей части вечером, как указывает само ее название. Она может исполняться и днем, как напр. в некоторых случаях перед литургией. Ее характерным признаком является пение псалма 140 «Господи воззвах» и гимна «Свете тихий». ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ. (см. слово «ектения»). ВЕЛИКИЙ ВХОД (см. слово «вход»). ВХОД, особое богослужебное символическое действие, состоящее в том, что служащий иерей (один или с диаконом) выходит из алтаря северными дверьми к амвону и от амвона проходит царскими дверьми в алтарь к престолу. При сем переносятся в зависимости от службы – кадило, Евангелие или св. Дары. Вход с кадилом и Евангелием бывает на вечерне и литургии. Он называется тогда малым. Вход с Дарами бывает только на Литургии и называется тогда великим входом. Малый вход означает шествие Спасителя на проповедь. Великий всегда означает шествие Спасителя на страдание и смерть. ВОЗГЛАС (греч. νησις). Произносимое священником громогласно заключение – ектении, тайных и иных молитв. Оно, большей частью, славословит Отца, Сына и Св. Духа. См. слово «Славословие». ГЛАС (греч. χος) – церковный музыкальный лад; их всего восемь. Каждый из них связан с определенным мелодико-гармоническим типом. ДОГМАТИК См. Богородичен Догматик. ЕКТЕНИЯ (греч. τεν τενα букв. – ряд) Последование кратких молений, соединенных в одно целое. Ектении бывают: 1) Великая, состоящая из двенадцати молитвенных предложений. 2) Малая – состоящ. из трех. 3) Сугубая – число молений различно; воззвание «Господи помилуй» повторяется трижды. 4) Просительная ектения тоже состоять из различного числа прошений, из которых одни сопровождаются «Господи помилуй», другие же, оканчивающиеся словами «у Господа просим», сопровождаются воззванием «Подай Господи».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Палладий Еленопольский ( 430) тоже свидетельствует об этих шествиях, добавляя, что женщины на них не допускались. Часть изнеженного столичного клира, предпочитавшего ночной сон бдениям, отнеслась к инициативе своего епископа неодобрительно (Palladius. Dialogus de vita J. Chrysostomi, 5//PG, t. 47, col. 20). Сам св . Иоанн Златоуст ( 407) писал, что свет факелов этих процессий обращал Мраморное море в огненный поток (Homelia II, Dicta postquam reliquiae martyrum//PG, t. 63, col. 468–475). «Вы не знаете дня и ночи, – хвалит он своих прихожан, – но то и другое время обращаете в день, не воздух изменяя, а всенощными бдениями (τας παννυχσι) просвещая ночи» (PG, t. 50, col. 713. Рус. перевод: Иоанн Злат. II, с. 776). В других творениях Иоанна Златоуста можно найти призывы к домашней ночной молитве. Когда вся Божия Церковь встает в полночь, сам Христос в сопровождении ангелов стоит среди верующих; их дети также должны хотя бы немного молиться. Дневные труды не оправдание лености в молитве. Он апеллирует к работе кузнеца, часть ночи проводящего в трудной работе. А христианская молитва – это «духовная кузница»: огонь истребляет ржавчину металла, а ночная молитва – ржавчину наших грехов. После бдения и сон приятнее 16 . «Не для того дана ночь, чтобы мы во всю ее спали и бездействовали. Восстань, посмотри на хор звезд, на глубокую тишину, на великое безмолвие, и удивляйся делам Владыки твоего. Преклони колена, воздыхай, моля Господа твоего быть милостивым к тебе; Он особенно преклоняется на милость ночными молитвами, когда ты время отдохновения делаешь временем плача. После таких всенощных бдений бывает и сон приятный, и видения чудесные... Если у тебя есть дети, то подними и детей, и пусть во время ночи весь дом сделается церковью. Если же они малолетни и не могут переносить бодрствование, то пусть выслушают, по крайней мере, одну молитву или две, и успокоятся Нет ничего прекраснее жилища, в котором совершаются такие молитвы” (Беседы на Деяния Апост., 26, 3–4//Иоанн Злат. IX, кн. 1, С. 248–249).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(б) Παννυχς, Паннихис (праздничная Панихида) с полным кондаком. Отпуст. (в) «Ορθρος, Ортрос (Утреня) и Λитургия Иоанна Златоуста на следующее утро. Подобные порядки наблюдаются и в древних западных обрядах – миланском, испанском и римском. 2. По Студито-Савваитскому Типикону а) Вечерня, 15 чтений, Елицы, Апостол и Евангелие, Λитургия св. Василия. Это бывает после захода солнца (первая стража). б) Повечерие и Полунощница «в полночь» (2-я/3-я стража). в) Пасхальная Заутреня и Λитургия св. Иоанна Златоуста перед рассветом. Непасхальные бдения В Житии Пахомия находим три возможных монашеских схемы ночных бдений (Vita graeca Pakhomii, I). Так учил авва Паламон: (а) молитва до полуночи, а затем отдых до утра, или (б) отдых до полуночи, а затем молитва до утра, или (в) короткий отдых в начале ночи, затем ночная молитва , а потом отдых до утра. Монахи, которыми руководил блаженный Иероним ( 420), живший в Палестине, два или три раза за ночь пробуждались для чтения Священного Писания и размышления над прочитанным. Бдение в течение всей ночи, без сна, можно считать исключением. Прежде всего это относится к Пасхальной ночи. (См.: Письмо 22: К Евстохии, 37. – CSEL. 54:201). Паломничество Этерии дает нам хорошую систематизацию палестинской традиции бдений вне Пасхи конца IV столетия. Представим краткую схему, отсылая интересующихся непосредственно к тексту (Паломн. Этерии, ч. II: Богослужение в Иерусалиме, с. 195 сл.; А также: Успенский. Бдение. 18, с. 10 сл.). Ночь на Великий Четверг 1-я и 2-я стража: остановка (стация, statio) в храме Вознесения на Елеонской горе: гимны, подходящие антифоны, чтения, молитвы; Евангельское чтение дня. 3-я стража: Шествие в храм Вознесения при пении гимнов. В самом храме: чтения, гимны, антифоны, молитвы. 4-я стража (на пение петухов). Шествие на место молитвы Иисуса. Там бывает молитва , гимн, Евангелие. Затем спускаются с пением в Гефсиманию, где повторяется та же схема (молитва, гимн, Евангелие). На рассвете происходит шествие ко Гробу Господню. Читается Евангелие о суде Пилата, и звучит проповедь .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ [церковнослав.    ; греч. γρυπνα, παννυχς; лат. vigilia], в широком смысле слова - аскетическая практика, состоящая в отказе от сна и продолжительном молитвословии в ночное время суток; в богослужении правосл. Церкви - особый комплекс служб суточного круга, к-рый совершается в определенные дни и должен, согласно уставным указаниям, продолжаться от захода солнца до рассвета. Ночная молитва в древней Церкви Хотя в ВЗ упоминаются молитвы среди ночи (Пс 62. 7; 87. 2; 91. 3; 118. 55, 62, 148; 133. 1; Неем. 1. 6), практики регулярной ночной молитвы в ветхозаветные времена не существовало. Первые сведения о регулярных ночных службах в иудейской традиции появляются в кумран. рукописях: согласно «Уставу общины», треть всех ночей года отводилась для собраний, на к-рых читалось Свящ. Писание, изучался Закон Моисеев и совершались некие благословения (1QS 6. 6-8). Кроме того, каждый член общины должен был совершать молитвословия в начале, в середине и в конце ночи (1QS 9. 26-10. 3; ср.: 4Q 503. Fr. 16). Филон Александрийский рассказывает об общине терапевтов, к-рые каждый 49-й день ожидали восхода солнца для совершения молитв ( Philo. De vita contempl. 89). В книгах НЗ неоднократно повествуется о том, как в особых случаях на протяжении всей ночи молились Иисус Христос (напр., перед избранием 12 апостолов (Лк 6. 12), перед Преображением (Лк 9. 28), в Гефсимании перед арестом (Мф 26. 36)) и апостолы (напр., Павел и Сила перед освобождением из темницы (Деян 16. 25)). О частых бдениях пишет ап. Павел (2 Кор 6. 5; 11. 27). Наставления бодрствовать, трезвиться и быть внимательными к себе, помня об искушениях, нападениях диавола и Втором пришествии Христовом, неоднократно встречаются в апостольских писаниях (1 Петр 5. 8; 1 Кор 16. 13; Кол 4. 2; 1 Фес 5. 6; Откр 3. 2, 3; 16. 15; ср.: Деян 20. 31). Для последующей христ. аскетической традиции и возникновения практики В. б. особое значение имеют наставления о непрестанной молитве (1 Фес 5. 17; Еф 6. 18).

http://pravenc.ru/text/155522.html

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) V. Пресвитерские молитвые «Паннухис» ( Παννυχς) древнего Византийского Евхология и Панихида по умершим (1974–75) Буквальный смысл слова «Паннухис» ( Παννυχς) – нечто, продолжающееся всю ночь; таким образом, это синоним слова γρυπνα или также русского «всенощное бдение». Это наводит на мысль о традиции древних христианских бдений, которые должны были продолжаться всю ночь. Однако вопреки всякой этимологии, наиболее древние кодексы Византийского Евхология, следовательно кодексы, начиная с Барберини гр. 336 (VIII-IX вв.), называют «Паннухис» короткую службу, состоящую из трех антифонов и пяти пресвитерских молитв и соответствующих им ектений или литаний. Начиная с X века, слово «Паннихис» будет появляться иногда в уставах для службы, отправляемой по монастырскому Часослову, но здесь речь не идет о той же самой службе, несмотря на то, что эта последняя, как кажется, если и не была под прямым влиянием Паннухис Евхология приходских и соборных церквей, то, по крайней мере, подверглась его косвенному влиянию. Русские совершают в настоящее время заупокойное богослужение помимо Часов Часослова, называемое также «Паннухис» или «панихида». В Триоди есть чин Панихиды по умершим между Вечерней и Утреней субботы перед Пятидесятницей 302 ; другая Панихида по умершим указана в субботу Мясопустную 303 . Настоящая глава является продолжением и дополнением предыдущих трудов 304 , посвященных вопросу соотношения между службами палестинского монастырского Часослова, принятого в настоящее время во всех Церквах византийской традиции, и древним соборным богослужением, называемым σματικ κολουθα или Пессненное последование. исчезнувшим с XV века, но оставившим следы, и весьма важные, в современном Евхологии, который является приспособлением древнего Евхология суточному циклу Часослова. Итак, мы начнем с изучения Паннухис по древнему Евхологию. Как Гоар в своем E χολγιον sive Rituale Graecorum 305 упоминал еще о Паннухис, а также о Полунощнице, не приводя тексты молитв 306 ; мы, следовательно, начнем с тою, что дадим этот текст по Варб. 336, сравнивая его с текстом, опубликованным А.А. Дмитриевским по Син. гр. 956 (X в.) 307 . Профессор Фессалоникийского Университета И. Фунтулис 308 опубликовал эти молитвы со всеми другими элементами Паннухис по рукописям, которые мы сами стремимся здесь изучить, надеясь, однако, не дублировать его работу. Ленинградский профессор Н.Д. Успенский посвятил всю III главу своей докторской диссертации 309 теме Паннихис. Недавно вышедшая книга отца Бруни о византийских погребальных обрядах также касается нашего предмета, как мы увидим ниже 310 . Мы сами в перечисленных статьях уже коснулись темы Паннухис. Мы позволим себе повторить некоторые положения и предложить новые 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Продолжением ее служила вечерня, для начатия которой служащие выходили за амвон. Но так как во времена Солунского в соборных храмах справлялась вечерня песненная, а в монастырях обыкновенная, то он вкоротке излагает и ту и другую, отчего происходит беспорядок и сбивчивость в изложении, затрудняющие понимание хода службы. Сбивчивость усиливается еще больше оттого, что вслед за обыкновенной вечерней вводится статья о литиях, которой перерывается естественное течение речи и без нужды повторяется то, о чем много и подробно сказано им было прежде. Как обыкновенная, так и песненная вечерня проведены в общем беглом очерке и, конечно, потому, что в своем месте были изложены обстоятельно. С вечерней соединялась литургия преждеосвященных. Наш толкователь не останавливается на ней, но говоря об осенении свечами между паремиями на вечерне, отмечает чрезвычайно любопытные черты, которые помогают восстановить первоначальный смысл этого обряда. Последняя служба песненного типа излагается Симеоном Солунским под именем „ παννυχς“ и представляет замечательный образчик последования, происхождение и историческая судьба которого еще далеко не выяснены литургической наукой. Под этим именем известны три вида службы: 1) древне-христианские вигилии или παννυχς, т.е. служба продолжающаяся целую ночь, всенощное бдение; 2) особая служба, справлявшаяся в древности после вечерни, отдельно от повечерия и полунощницы и 3) служба похоронная или заупокойная по умершим, что и теперь называется панихидою. Существование одного общего названия для трех отдельных видов церковной службы само собой показывает, что между ними должна быть какая-нибудь общая черта и что все они вышли из какого-нибудь общего источника. Такой основой служат для них первохристианские собрания в дни памяти мучеников, продолжавшиеся целую ночь и соединяемые с воспоминанием об этих борцах, павших за веру. В дальнейшем развитии церковного обряда, эта основная форма разложилась и выделила из себя две особые службы: панихиду ( παννυχς, γρυπν α) в смысле позднейшей всенощной и панихиду заупокойную ( παννυχς νκρ σιμος), как службу по умершим 114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Леонтия была необходимым звеном в ритуале перенесения мощей св. Климента с острова в кафедрал. В храме св. Леонтия «собору бывшу». В Слове специально оговаривается, что архиерей повелел отслужить всенощное бдение («всенощное пение») – παννυχς. Известно несколько вариантов константинопольской παννυχς 376 . Описанный в Слове чин παννυχς редок и сходен, скорее, с панихидой во Влахернах по Патмосскому списку, поскольку в обоих случаях имеет место разделение певцов и чтецов на несколько хоров, каждый из которых исполнял свою часть богослужения. В этой службе, как и прежде, принимали участие только клирики и избранные горожане. По повелению «архиерея» первую часть до полуночи пели мужчины, а «от полунощи до утра» – женщины, «черноризицы и благоверные жены». Как отмечается в Слове, это соответствовало существовавшей тогда традиции («обычаи так сущь»). Вероятно это замечание относится не к самой процедуре обретения мощей и совершении панихиды двумя хорами по очереди, а к самостоятельному участию в панихиде женского хора. Хотя это не оговаривается, несомненно, что до особого повеления архиерея о всенощном бдении «собором» была отслужена вечерня. Паннихис, хотя это также специально не оговаривается в Слове, была несомненно завершена утреней, на которую уже собрались горожане («в ты же церкви собравши ся»). И только после этого была совершена праздничная «литаниа вселюдска» в пределах города. Мощи были вынесены из храма св. Леонтия и пронесены по главным улицам Херсонеса торжественной процессией, состоящей из всех горожан, не зависимо от их социальной принадлежности. По окончании литании при входе в алтарь соборной церкви («егда в первый двери хотяше внити святыи Климент») архиерей и «славный причет» «яко единеми усты» исполнил «петие» – тропарь, используемый в дальнейшем в службе как седален 2 гласа: «Приими просвещника, священная церкы...». Отмеченная в Слове деталь имеет параллель в уже упомянутом чине на обновление церкви, при котором частицы мощей переносятся в освящаемый храм литией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010