Одна особа, впавшая в прелесть, просила иеросхимонаха Макария помочь ей выйти из этого состояния. Опытный подвижник, зная опасность такого состояния, указывает ей способ к исправлению. Он приводит слова преп. Григория Синаита , где упоминается о двух главных причинах, за которые попускает Господь человеку впасть в прелесть. Это гордое мнение о себе и греховное житие. Далее старец предупреждает не принимать никаких видений и дает ей понять, что то видение, которое было показано ей в изменении икон – будто бы от икон Божией Матери розовые кружки изошли на ее сердце и она получила мнимое прощение грехов своих – все это было от врага. Старец пишет: «Видение это вы приняли за истинное и через то попали в поставленную вам сеть вражию. Демоны не могут представить истинного образа Владыки Христа, как сказано в книге Варсонофия Великого в ответе 415, но они, по обольщению, представляют образ простого какого-либо человека. Так же должно разуметь и о представлении вам на иконах мнимого образа Божественного Младенца и Божией Матери и других лиц. В том же 415 ответе Варсонофий Великий говорит, что бесы и во сне не могут представить образ Креста… А Вам казалось, что вы видели образ митрополита с евангелием и крестом и что бесы писали на полу крест вашей головой. В действительности этого быть не может, ибо враг боится креста, но Бог попустит ему овладеть мыслительной силой вашей, так что он представляет какую-либо фигуру, влагает мысль, что это крест, и тем еще более вас смущает. Подобное этому надобно разуметь и о повторении за вами слов молитвы. Из некоторых отеческих (помещенных в Прологе) повестей видно, что бесы не могут произносить молитву Иисусову, ибо она (по слову Иоанна Лествичника ) есть сильнейшее против них оружие, а выпишете, что они повторяют за вами слова молитвы – и это вам лишь только так кажется: бесы произносят неясные звуки, похожие на слова молитвы, и внушают вам, что это самая молитва, дабы показать, что они ее не боятся. Но не должно тому верить. И вообще, надо вам знать, что все представляющееся в каком бы то ни было образе и виде, или цвете, или свете, всеми святыми отцами принято за прелесть; так же и приятное пение и обоняние чего-либо благовонного или смрадного и тому подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

399-406 ЖУРНАЛЫ ЦЕРКОВНОПЕВЧЕСКИЕ рус. периодические издания кон. XIX - нач. XX в., преимущественно либо частично посвященные церковному пению 406-415 415-416 ЖЭНЬ [древнекит.- гуманность, человечность, человеколюбие, милосердие, доброта], одна из основополагающих категорий кит. философии и традиц. духовной культуры 416-417 ЖЮМИЛЬЯК Пьер Бенуа де (1611 - 1682), франц. церковный деятель, музыковед, исследователь григорианского пения 418-420 420-421 422-425 425-427 427-430 «ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Забайкальской и Нерчинской епархии, выходившее в Чите с янв. 1900 по нояб. 1919 г. 430-432 432-433 ЗАБЕЛИН Иван Егорович (1820 - 1908), историк, искусствовед, археолог, коллекционер, один из основателей Исторического музея (ныне Государственный Исторический музей) 433-437 437-438 ЗАБОЛОТНАЯ Наталия Викторовна (род. 26.06.1957), музыковед, исследователь рус. церковного пения и богослужебной книжности, педагог, д-р искусствоведения 438-439 439-441 ЗАБУГА Николай Петрович (род. 13.03.1951), прот., ректор КДА, председатель Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) УПЦ 441-442 442-444 ЗАВАДСКИЙ Василий Григорьевич (60-е гг. XIX в. - 1-я пол. 30-х гг. XX в.), дирижер, регент, преподаватель пения, композитор ЗАВАЛА муж. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви 444-445 445-449 ЗАВЕТ в Библии формы установлений между Богом и человеком: заповеди, повеления, соглашения, договоры 449-457 «ЗАВЕТ [ЗАВЕЩАНИЕ] ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА» литургико-канонический памятник, в средние века входивший в состав канонических сборников ряда монофизитских Церквей 457-461 ЗАВЕЩАНИЯ АПОКРИФИЧЕСКИЕ жанр евр. лит-ры эпохи Второго храма, воспринятый и получивший развитие в раннем христианстве 461-468 ЗАВИСТЬ желание, чтобы кто-либо не располагал тем, чего сам завистливый не имеет в такой же или в большей степени; огорчение по поводу успеха и благополучия др. людей 468-473 473-477 477-478 478-480 ЗАВУЛОН И СОСАННА (III - нач. IV в.), родители просветительницы Грузии равноап. Нины, преподобные (пам. 20 мая) Каппадокийские

http://pravenc.ru/vol/xix.html

Бога должно прославлять во всякое время, II, 348, 415 и на всяком месте, 415 – не только при ощущении Его благодеяний, но и в скорбях. 347. Бог всегда близок к человеку. 289. Пути, по которым Он приближается к душе человека. 291, 292, 293. Приближение к нам Бога чрез Иисуса Христа, I, 319, 320 и признаки оного, 35, 36. Обитание Бога в человеке есть тайна для разума. II, 409. БОЛЯЩИЕ. Человеколюбие к болящим имеет преимущество пред прочими видами человеколюбия. III, 76 и след. Высокое достоинство дела – служить болящим в их предсмертные минуты. 79, 80. Побуждение к попечению о болящих. 77–72. Хождение за болящими облегчается любовию. 196 и сл. С каким расположением должно посещать их? 80–82. Что нужно предлагать в утешение болящим душею и телом? II, 321, 322. БОЛЕЗНЬ есть тягчайшее из бедствий. III, 77, 78. Врачевание от болезни не противно воле Божией. II, 550, 551. БРАНЬ. Бог благословляет праведную брань. III, 576. Брань необходима для приобретения и хранения мира. 102, 103, 570, 577. Брань духовная. 187, 188. У всякого человека есть какой-либо враг, c которым он ведет брань духовную. 259. БЕДСТВИЯ. Для чего они посылаются от Бога? I, 476, II, 350, 352, 518, 547, III, 176–179. Недоумения разума естественного в исследовании причин и целей бедствий, постигающих род человеческий. II, 546. Общественные бедствия попускаются за грехи людей. I, 11, 12, II, 548. Тяжесть бедствий не всеми ощущается одинаково. I, 475. Как Христианин должен встречать бедствия? 479, 480. Как должен мыслить и действовать во время и после бедствий? II, 350, 351, 524, 525, 530. Уныние во время бедствий пагубно. III, 251. Какие пособия имеет Христианин для благодушного терпения бедствий, II, 317, 321, 349 и для избавления от них? I, 272, II, 323. Потребность молитвы во время частных бедствий, III, 251 и след., и общественных. II, 519–521. По избавлении от бедствий должно благодарить Бога. III, 254, 255. Должно избегать грехов, чтобы не подвергнуться новым бедствиям. II, 555, 556, 557. Пример Езекии поучителен для бедствующих. 531, 532. В ВАЛААМ – пророчествовал о Христе и Его Церкви. II, 336, 337. ВАСИЛИЙ В. – покорил мудрость мирскую духовной. I, 157. Его свидетельство о признаке благодатного состояния. 468. ВЕЛИЧИЕ. Что такое истинное величие человека? I, 169. ВИДИМОЕ есть свидетельство о невидимом, II, 217, и средство к созерцанию оного. 238. Сторона невидимая в видимых предметах. 217. Когда должно смотреть на видимое? 240. Христианин не должен прилепляться к видимому временному. 238, 239. Пагубные следствия обращения взоров от невидимого к видимому. 234, 235. Как человек может не смотреть на видимое? 237. Побуждения и плоды обращения от видимого к невидимому. 235–240. Как Церковь учит нас восходить от видимого к невидимому? 241.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

если я умру, то Ты не сотворишь надо мной чуда, не воскресишь меня. «Разве мертвые встанут и будут славить Тебя?» – нет! Так и я, если умру, то не восстану, чтобы славить Тебя. «Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления?» Если я сойду во гроб – в место тления, то уже не буду возвещать о милости Твоей и истине Твоей. «Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения – правду Твою?» Во мраке могилы не знают о чудесах Твоих и находящиеся в стране мертвых, преданных забвению, не познают оправдания Твоего, они уже от руки Твоей отринуты (стих 6). 414 «Пока еще я жив, говорит пророк, покажи чудо Твое», – объясняет блаженный Феодорит , – «потому что, когда умру, не увижу его... Мертвецам, разрешившимся в прах, пребывающим во гробе смерти и преданным забвению, возможно ли ощущать Твое человеколюбие и быть зрителями чудес Твоих». 415 Неужели сектанты не знают о чуде воскрешения мертвого через прикосновение к костям пророка Елисея? ( 4Цар.13:21 ). 9) Почитать мощи запрещает слово Божие: «спрашивают ли мертвых о живых?» ( Ис.8:19 ). Пророк Исаия, упомянув ( Ис.8:18 ), что Бог дал уже народу иудейскому «указания и предзнаменования» будущих событий, говорит ( Ис.8:19 ): не к чему поэтому обращаться к разного рода гадателям («вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям») за предсказаниями о будущем. Где же здесь запрещение почитать останки святых угодников? 10) Останки мученика Стефана погребли, а не выставляли для почитания ( Деян.8:2 ). Так в православной Церкви и поступают предавая земле всякого умершего, как бы он ни был праведен. Мощи износятся для поклонения впоследствии, если Господу угодно бывает прославить их чудесами, как это и было со святыми мощами Стефана, обретенными в 415 г. Церковь небесная Церковь небесную составляют: Божия Матерь, святые ангелы, святые угодники и все усопшие в вере и покаянии православные христиане: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

36 . Так и пророком воспевается согласное тому, что сказано нами, именно, что Церковь утверждена в Боге и пребывает неподвижной: Бог посреде его, и не подвижится: поможет ему Бог утро заутра ( Пс.45:6 ). Пусть бесчисленное множество злобных угроз со стороны беззаконников изливается подобно наводнению, пусть духи злобы дышат яростнее, пусть разливаются потоки, бушующие и ценящиеся течением нечестия: – Она основана на непоколебимом камне, который есть Христос, ибо вся, елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли ( Пс.113:11 ). Да постыдятся же беззаконники! Павлов А.С., проф. Из лекций: Церковный суд//Богословский вестник 1901. Т. 2. 7/8. С. 415–439 (3-я пагин.). (Продолжение.) —415— (Из лекций покойного профессора Московского Университета, А. С. Павлова ). § 1. Правительственная власть церкви. Церковный суд; двоякий характер дел, подлежащих церковной юрисдикции . Правительственная власть церкви, в сфере её собственного полномочия, которое она получила от своего Божественного Основателя, проявляется в таких же функциях, как и правительственная власть в государстве, именно: 1) как власть учредительная или законодательная и 2) как власть исполнительная, с её необходимыми подразделениями: административная и судебная. О церковном законодательстве, его характере и предмете мы говорили в учении об источниках церковного права; органы законодательной власти в церкви рассмотрены нами в учении о церковном устройстве; там же указаны нами органы и главнейшие функции административной церковной власти. Таким образом, нам остаётся теперь специально рассмотреть только один вид правительственной власти в церкви – власть судебную. С понятием о церкви, как самостоятельном общественном организме, отличном от государства, неразрывно соединено понятие о принадлежащей ей власти управлять своими внутренними делами, разрешать относящиеся к ним спорные случаи – на основании своих собственных законов и правил, судить своих членов за нарушение этих правил и законов и свои приговоры приводить в исполнение собственными средствами. Словом: церковь в своей сфере имеет право суда, которому подлежит определён-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Высоко ценились в Византии X–XII bb. и другие виды искусства. Многие писатели и историки того времени с неподдельным восторгом описывают современную архитектуру, восхищаясь её красотой, величием, духовной значимостью. На эстетическую сторону архитектуры, как уже можно было убедиться, с неизменным постоянством указывал Михаил Пселл. Так, о сооружении храма Бессребренником Михаилом IV он писал: «Глубину церкви он (император — В. Б.), сделал соразмерной с её высотой, сообщил неописуемую красоту гармонии здания, в стены и пол вделал самые ценные камни, озарил весь храм сиянием золотых мозаик и искусством художника и, где только было можно, украсил святилище одухотворенными ликами» (Хрон. Михаил IVS34-). В этот благотворный для художественной культуры Византии период получает реабилитацию даже античная трагедия, до того момента активно порицавшаяся ранневизантийскими мыслителями, а затем запрещенная и преданная забвению. Но вот в Византии XI–XII bb. опять проявляется живой интерес к этому античному жанру, ведутся дискуссии по его поводу, появляются специальные сочинения: Иоанна Цеца «О трагедии», перекликающийся с ним одноименный трактат из Cod..Oxon. Barocci 131 (fol. 415–415 " ) ; епископ Солунский Евстафий (XII b.) пишет трактат «Об ипокризе» (De simulatione) , прозвучавший апологией античному драматическому искусству. В частности, он высоко оценивает нравственное звучание классической " трагедии: «Ведь было время, когда в театрах процветали актеры для собственной славы, приукрашавшие мудрость, какую мастерски живописали творцы трагедий: эти последние прибегали к давним событиям истории, пригодным для серьезного воспитания, устанавливали в соответствии с ними действующих лиц, выводили их напоказ с помощью людей, по-актерски облекавшихся в личину древних греков, чему служила и убедительность построений их речей, и зеркальная точность воспроизведения их наружности, слов и страстей; этим они склоняли зрителей и слушателей к красоте добродетели… а кстати вызывали к жизни особый род сочинений — дидаскалии» (De simulat. 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Особую группу составляют глубокие по своему духовному подъёму погребальные гимны – «надгробные песнопения» (4, 366–533). О них особо и нужно сказать, что будет сделано ниже. VI. Похвальные слова К похвальным словам святого Ефрема относятся те творения, в которых Преподобный восхваляет подвиги Божиих людей и их блаженную кончину. Они напоминают панегирики – без описания житий. Некоторые из них по своему содержанию приближаются к акафистам. Характерным в этом отношении служит «Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну...» (3, 413–422). «Радуйтесь цари Христовы, святые Апостолы», – начинает «Сирский Пророк» свою похвалу и продолжает: «Радуйтесь вы – соль земли... Радуйтесь вы – свет миру... Радуйтесь вы, печатлеющие иереев, образователи учителей, ловцы языков, проповедники народов, наставники праведников, убелители грешников, истребители греха, просветители неверных, неодолимые стражи, купцы, продающие драгоценности... У вас не было лишнего жезла, и отвсюду изгнали вы волков. Вы не имели у себя другого хитона, но цари искали себе у вас одеяние. У вас не было двойной обуви, но землю приводили вы в колебание своими шествиями... Радуйся Петр, дверь грешников, дерзновение кающихся, ободрение обращающихся, призвание отрицающихся, утешение кающихся... Радуйся Павел, тебе обязаны мы пространным словом... Радуйся Андрей, первый из первых, избранный из избранных... Радуйся Лука, врач и повествователь, собравший для нас сокровища мудрости... Радуйся Иоанн Креститель, конец ветхого и начало Нового...» (3,413, 414, 415, 416, 417). «Радуйтесь вы, – обобщает Преподобный, – и Павел, и Петр, Андрей и Фома, Лука и Иоанн, и с вами прочий собор Апостолов» (3, 415). Необходимо здесь указать и следующие творения: · «Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому » (2, 308–317). «Приклоните ко мне слух, братия возлюбленные, – начинает свой панегирик Кесарийскому Святителю преподобный Ефрем, – поведаю вам прекраснейшую повесть» и т. д. · «Похвальное слово святым четыредесяти мученикам» (2, 356–373). «Намереваюсь писать мученический образ, – заявляет Преподобный о своём стремлении также в самом начале слова. – Замышляю изобразить мученическую твердость... Исполняюсь желанием преплыть великое и славное море похвал их терпению» (2, 356).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Пора дать и православной церкви свободу. (По поводу статьи старообрядца о веротерпимости). Свящ. мисс. Дометий И. Холопов. Стр. 397–399. Миссионерство, секты и раскол. Печать и общество о миссии и миссионерах.– Общий взгляд на современное состояние внутренней миссии.– Организация миссии в Тамбовской епархии.– Двадцатипятилетие миссионерской деятельности. Стр. 400–410. Вестник “Миссионерского Обозрения”. Беглый поп в Забайкалье. Свящ. А. Павлов. Стр. 411–412. Ответное письмо баптистскому наставнику Дею Ивановичу Мазаеву. Мисс. Д. Грацианский. Стр. 412–413. О единении духовенства на почве народного образования. Стр. 413–414. Оригинальный проект. Стр. 414. Меткий ответ миссионера на речь старообрядца об исключительной спасительности старообрядчества. Стр. 414. Чудесное исцеление. Стр. 414–415. Новая секта в Англии. Стр. 415. Отклики. Тернистый путь современного пастыря церкви.– Об оживлении прихода. Стр. 416–418. Серьезное недоразумение о нашем миссионерстве. Н. Гринякин. Стр. 419–426. Со скрижалей сердца. Pro domo sua. В. Скворцов. Стр. 427–432. По общим вопросам веры и церковной жизни. О духовном чтении. Сергий Загребин. Стр. 433–445. Викарные епископы. Д. Андреев. Стр. 446–452. Жестокий закон. (О сложивших священный сан). В. Бударовский. Стр. 453–458. О судебных доказательствах по каноническому праву. (К предстоящей реформе церковного судопроизводства). В. Троицкий. Стр. 459–483. Миссионерский отдел. К вопросу о постановке миссионерского образования в духовных семинариях. (По поводу предполагаемой реформы духовных семинарий). А. Высотский. Стр. 484–495. Записка по вопросам о расколо-сектантстве и об устройстве миссии. Стр. 496–510. Единоверие и возникающие в нем вопросы. Проф. Николай Ивановский . Стр. 510–519. К вопросу об открытии в Киеве миссионерских противосектантских курсов. П. Козицкий. Стр. 520–529. По сектоведению. Обличение лжеучения хлыстовской секты. Д. Грацианский. Стр. 530–538. По расколоведению. Церковь Христова и временно без епископа быть не может. (Из полемики). (Замечания на книгу Ивана Усова “ Церковь Христова временно без епископа” миссионеров священника Сергия Шалкинского и Калл. Картушина). Стр. 539–546.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

364-365 365-366 366-367 367-368 368-369 ВЕДОМСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ИСПОВЕДАНИЯ адм. термин, употреблявшийся в России в синодальное время (в большей степени со 2-й четв. XIX в.) ВЕДЫ корпус древнеинд. сакральных текстов, почитаемый как божественное откровение и называемый шрути 369-370 370-371 ВЕИС Никос (1883 - 1958), греч. византинист, историк Церкви, специалист по греч. палеографии и лит-ре 371-373 ВЕЙЛЬ Раймон (1874 - 1950), франц. археолог-египтолог, соучредитель Французского египтологического об-ва 373-374 «ВЕК» общественно-политический и религиозно-философский еженедельный журнал, издавался в С.-Петербурге с 12 нояб. 1906 по 9 июля 1907 г. 374-375 ВЕЛАНИДИАС мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», жен., действующий; принадлежит Мессинийской митрополии Элладской Православной Церкви 375-376 376-378 ВЕЛЕС [Волос], в слав. мифологии божество земледелия и богатства, покровитель домашних животных («скотий бог») 378-379 379-380 380-404 404-407 407-415 415-416 ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа 416-430 ВЕЛИКАЯ СУББОТА суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение 431-443 444-451 ВЕЛИКИЕ ПРОРОКИ название части Ветхого Завета, включающей Книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила 451-452 «ВЕЛИКИЙ ГОСПОДИН» в наст. время почетное именование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при возношении его имени за богослужением 453-454 454-463 ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК в православном церковном календаре праздник, имеющий более высокий статус по сравнению с др. 463-464 464-471 471-507 «ВЕЛИКОЕ ЗЕРЦАЛО» сб. религиозно-назидательных рассказов, дважды переведенный с польск. на рус. язык в посл. четв. XVII в. 507-510 ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ многоэтническое и многоконфессиональное гос-во, существовавшее в XIII - 1-й пол. XVI в. в Вост. Европе

http://pravenc.ru/vol/vii.html

Бл. Герман старался как можно более быть полезным для обители. И при жизни пр. Зосимы и после него не раз он путешествовал на твёрдую землю для выполнения нужд обители. Святая любовь его не взирала при том ни на опасности плавания по обманчивому морю, ни на другие неудобства пути, не лёгкие особенно для дряхлой старости. Он и скончался на службе обители. При игумене Арсении, преемнике св. Зосимы, авва Герман, быв послан в Новгород по нуждам обители, в обители пр. Антония Римлянина почувствовал близость кончины своей, исповедовался, приобщился св. Таин и мирно предал дух свой Богу. Ученики его везли тело его в Соловецкую обитель, но за распутицей принуждены были оставить его на берегу р. Свири у часовни деревни Хавроньиной. Спустя 5 лет (в 1484 г.) при игум. Исаии решились перенести гроб аввы в Соловецкую обитель; когда посланные откопали в земле и открыли гроб аввы, то нашли мощи его нетленными; перевезённый гроб с честью был поставлен близ алтаря, по правую сторону церкви св. Николая, рядом с мощами пр. Савватия. Ныне мощи аввы Германа почивают в часовне его имени 415 . Здесь же стоит каменный четвероконечный крест, стоявший в келье пр. Савватия и перед которым молился вместе с ним и авва Герман 416 . Вот древний тропарь авве Герману: «украсившись, премудре, постническим житием, спостник был еси и сожитель в морском отоце преподобным отцом Зосиме и Савватию, сподвизався в молитвех и трудех и в пощениих, преподобне отче Германе: но яко имея дерзновение к Богу, моли избавити нас от враг, и спасти души наши». Этот тропарь написан был в 1602 г. на старой Тотыме пресвитером Григорием, по приказанию явившегося ему Германа, и им же потом одобрен. По тому же видению написан был образ пр. Германа, вместе с Зосимой и Савватием, и от того образа истекло несколько исцелений больным 417 . 412 О житии пр. Германа говорит ученик его Досифей в житии Зосимы и Савватия. Особое житие написано в начале XVI века неизвестным, который дополнил сказания Досифея рассказом видевшего перенесение мощей аввы в 1484 году. 415 Ркп. житие Германа, написанное со слов видевшего переносе мощей его. Опис. Соловецкого монастыря, стр. 41–45. 62. 65. 66. 244. 3 . 416 Истина о св. Соловецкой обители, стр. 61. СПб. 1834. Опис. Соловецкой обители 292. Μ. 1836 года. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Июль. – 332, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010