405 При Исходе израильтян из Египта Красное море расступилось перед ними, но сомкнулось над преследовавшим их войском фараона. 406 То есть Красное море. 407 Западно-римский император Гонорий умер в Равенне в августе 423 г. от водянки на сороковом году жизни. 408 Иоанн был главой императорских нотариев. 409 Узурпация Иоанна продолжалась с 423 г. по 425 г. 410 Гонорий также возвел Галлу Плацидию, сестру Гонория, в ранг августы, а ее сына Флавия Плацида Валентиниана род. 2 июля 419 г . в ранг цезаря. Это произошло в 423 г. 411 Военная экспедиция в Италию была отправлена в следующем, 424 г. 412 Ардавурий был аланом по происхождению. 413 Аспар, прославившийся захватом Равенны, в будущем станет военным магистром Востока, консулом, «первым из патрициев». В 457 г. он возведет на престол Льва I, но затем будет им казнен по обвинению в антиправительственном заговоре. 414 Равенна, город в Романье, области на северо-востоке Италии, на побережье Адриатического моря, являлась с конца IV в. резиденцией западно-римских императоров. 415 Равенна была захвачена в начале 425 г. солдаты Аспара устроили страшную резню и грабеж в павшем городе. 416 Узурпатор Иоанн был подвергнут позорной казни на ипподроме в Аквилее. 417 Август Констанций был соправителем Гонория в течение нескольких месяцев 421 г. 418 Валентиниан II был императором Западно-римской империи в 425— 455 гг. До своей смерти 27 ноября 450 г. за него фактически правила его мать Галла Плацидия. 419 Возможно, это произошло около 415 г. В письме к Кириллу Александрийскому Аттик оправдан свой поступок настояниями Феодосия II, симпатизировавшего Иоанну Златоусту, и народа. В свете непримиримости иоаннитов он считал это единственным способом прекратить раскол в столичной церкви. 420 Страбон ок.64 до н. э.-ок.24 н. э . — древнегреческий географ, автор «Географии» в 17 книгах. Николай Дамасский 64 до н. э.-нач. I в. н. э . — древнегреческий историк, автор «Истории» в 144 книгах и «Жизни Цезаря». Ксенофонт ок.430—354 до н. э . — древнегреческий писатель и историк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

В сем исследовании опровергается мнение тех, которые св. Алексия считают за одно лице с Иоанном кущником (15 янв.), так как жития их, хотя во многом сходны, но во многом совершенно различны и доказывается, что отечество его и место погребения есть ветхий Рим. Не мало сведений о его жизни заключается в каноне, писанном в 9 веке Иосифом песнописцем, и эти сведения Болландистами считаются за древнейшие. Житий его известно много, одно из них приписывается Метафрасту; по, без сомнения, он имел пред собою древнейшее житие (См. Fabr. Bibl. graec. Т. X. 191. ed. Harles). Есть житие его на сирском языке, переведенное на арабский; оно в латинском переводе помещено в Деяниях св. (Iul. IV. 262). Оно написано пономарем едесской церкви, где подвизался святой и переписано в 584 году диаконом едесским Фомою, след. сие житие весьма древнее и близко по времени к самому событию; но автор, описав жизнь его согласно с греческими житиями, заключает, что он умер в Едессе и погребен епископом Равулою (412–415) в усыпальнице странных. Ассемани (Calend. Т. VI. 189) замечает посему, что писатель заставил умереть св. Алексия в Едессе или по любви к отечеству своему или по незнанию о переселении его в Рим. Может быть и то, что он пренесен в Рим по кончине своей. Самая икона Богоматери, пред которою он молился в Едессе, препесена в Рим в X веке. Она известна под именем Едесской и находится в его церкви. (Мордвинов, стр. 112). Феликс Нериний, ученый аббат, в 1752 году издал особое сочинение (De memplo et coenobio SS. Bonifacii et Alexii hisiorica monument), в котором доказывает на основании древних мартирологов, что св. Алексий умер в Риме; но Болландисты, к удивлению своему, не находят имени его в древнейших календарях. Вообще жизнь его требует и достойна особого исследования беспристрастного. В славянской минее кончина его относится в 411 году, так как пятница, – день его кончины, при Иннокентии (402 – 415) в сем году падает на 17 марта. Тело его погребено было в церкви мученика Бонифатия в Риме на горе авентинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

587. Сборник богослужебный , в четвертку, 450 лл., без начала и конца, полууставом XV–XVI вв., в поврежденном кожаном переплете. На полях внизу листов 1–7 приписка скорописью: «Сия книга Октай Вологодского окологородья от церкви Николая чудотворца что на Возине». Состав: I) Шестоднев: 1) недельныя службы восьми гласов (1–242); служба 1-го гласа начинается концом канона на повечерии в субботу; 2) службы на каждый день седмицы (243–332); 3) светильны воскресные и евангельския стихиры (332–339 об.); 4)троичны 1–8 гласов (339 об.–342 об.); 5) утренния воскресныя евангельския чтения (342 об.–351 об.). II) Минея Общая: службы: 1) пророку единому (352–360), 2) апостолу единому (360–367), 3) двема апостолом и многим (367–372), 4) святителю единому (372–380); 5) святителем двема и многям (380 об.– 386 об.), 6) священномученику единому (386 об.–392); 7) священномучеником двема и многим (392–397); 8) преподобному единому (397–402 об.); 9) преподобным двема и многим (403–406 об.); 10) преподобному мученику единому (406 об.–411); 11) преподобным мучеником двема и многим (411–415 об.); 12) мученику единому (415 об.–423); 13) двема мучеником и многим (423–428 об.); 14) мученице единой (428 об.–434 об.); 15) мученицам двема и многим (434 об.–440 об.); 16) единой преподобной жене (440 об.–446 об.); 17) двема преподобным и многям женам (446 об.–450 об.), без конца. 588. Сборник богослужебный , в четвертку, 187 лл., полууставом XV–XVI вв., в дощатом с кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 3, 4, 13, 15, 52–63, 65–76, 92–94, 97–100, 112–116, 139–141, 151–153, 156–157, 160, 163 и 170; от 1 и 2 листов уцелели лишь клочки. IIa 1 листе в приписке указана вкладная дата 7101 (1593) года. На полях внизу листов 3–8 приписки: 1) «Лета 7100 десятаго (1602) дал сию книгу Васьян Андре(ов) кануник Пречистой на Монзу в дом по своих родителей и по своей душе подписал своею рукою»; 2) «Покрова на Шиленге». Состав: 1) канон радостен Пресвятей Богородице Одигитрии (2–8); 2) служба Николаю чудотворцу 6 декабря, (8–24), неполная: нет одного листа между 21 и 22 листами; 3) последование в пятницу пятой недели вели поста (24 об.–51); 4) последование церковного пения и собрания вселетного по уставу иже в Иерусалиме святыя лавры преподобного и богоносного отца нашего Саввы, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

415 fin.. 1611 Предшествующее книге её оглавление надписывается: «Сказание главам в настоящей сей книге»; затем без всякого оглавления она начинается историческим извещением о времени собора в лицах, присутствовавших на нём: «В лето 7059 месяца Февраля в 23 день быша сии вопроси и ответы мнози о различных церковных чинех в царствующем граде Москве» и пр. 1612 См. акты сейчас ниже. Называется она сборным уложением и в самом её тексте, – Казанское издание стр. 238 и 415. 1615 Мнение митрополита Платона видоизменил преосвященный Филарет (в статье: «Несколько слов о книге Стоглав», помещённой в Москвитянине 1845 года, ч. VI, отдел 1, см. также его Историю период 8-й, § 86, примечание 2, издание 3 стр. 138); поддерживали его в изменённом виде преосвященный Макарий (в Истории раскола, стр. 46 sqq) и казанский издатель Стоглава г. Добротворский (в предисловии к последнему). Преосвященный Макарий имел мужество отказаться от своего мнения, когда убедился в его несправедливости (История русской церкви т. VI, стр. 220 начало), а г. Добротворский, к сожалению, не имел этого мужества (хотя и заслуживает полной благодарности за свои беспристрастные старания привести в известность все официальные свидетельства о Стоглаве, говорящие именно против него, см. его статьи: «Дополнительные объяснения к изданию Стоглава» в Православном Собеседнике 1862 года, ч. 3, стр. 297, и «Каноническая книга «Стоглав» или неканоническая», ibid. 1863 года ч. 1, стр. 317 и 421, и ч. 2 стр. 76). 1616 В подтвердительной приписке царя на грамоте Покровскому Чухломскому монастырю от 17 Мая 1551 года читается: «а кому будет чего искати на игумене с братиею, ино их судит отец наш Макарей, митрополит всеа Руси, по новому соборному уложению», – Акты Истории т I. стр. 185 col. 2 fin.. В грамоте митрополита Макария новгородским священникам от 21 Мая 1551 года читается: «а судитн (архиепископским боярам) по соборному уложению... и о всем по тому чинити, как в соборном уложении писано», – напечатано в Казанском издании Стоглава, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

334-355 355-356 357-358 ГЕРМАН ФАРХАТ (1670 - 1732), маронитский церковный деятель, один из создателей и идейный вдохновитель ордена ливан. монахов, архиеп. Халебский, ученый-арабист 358-359 ГЕРМАН ФОН ЗАЛЬЦА (ок. 1179 - 1239), 4-й вел. магистр (гроссмейстер) Тевтонского (Немецкого) ордена св. Девы Марии (1209-1239) 359-360 ГЕРМЕНЕВТИКА БИБЛЕЙСКАЯ отрасль церковной библеистики, изучающая принципы и методы толкования текста Свящ. Писания ВЗ и НЗ и исторический процесс формирования его богословских оснований 360-390 390-391 391-393 ГЕРМЕТИЗМ религиозно-философское течение в поздней античности, названное по имени Гермеса Трисмегиста 393-400 400-401 401-402 402-403 403-405 ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) 405-411 ГЕРОНТИЙ (XIV в.?), прп. (пам. 1 апр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) 411-412 ГЕРОНТИЙ (Колпаков Герасим Исаевич, 1803 - 1868), 1-й архим. старообрядческого белокриницкого муж. мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы (Белокриницкой иерархии) 412-413 413-414 ГЕРОНТИЙ (Лакомкин Григорий Иванович; 1872 - 1951), еп. Ярославский и Костромской Русской правосл. старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) 414-415 ГЕРОНТИЙ (Рязанов Григорий Иванович; † после 1674), иером. Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря, писатель, апологет старообрядчества 415-416 416-417 417-418 ГЕРСОНИД (1288 - 1344), еврейско-франц. философ, талмудист, комментатор Библии, астроном, математик, врач 418-419 ГЕРТРУДА НИВЕЛЬСКАЯ (ок. 626 - 659), аббатиса мон-ря Нивелла, св. (пам. зап. 17 марта и в воскресенье после 28 сент.) 419-420 ГЕРУЛЬФ († ок. 750), мч. в г. Трунхиний, совр. Дронген, Бельгия (пам. зап. 21 сент., 8 окт.- перенесение мощей) 420-421 422-423 421-422 422-423 423-424 424-425 425426 ГЕРЦМАН Евгений Владимирович (род. 22.01.1937), российский музыковед, исследователь античной и визант. музыки

http://pravenc.ru/vol/xi.html

26 Sermo LXXV–LXXVII [Al. LXXIII–LXXV]. De Pentecoste I–III.//PL 54. Col. 400–415 27 Sermones LXXVIII–LXXXI [Al. LXXVI–LXXIX] De Jejunio Pentecostes I–IV//PL 54. Col. 415–422. 28 Homilia LVII. Dominica in Pentecoste//PL 110. Col. 255b–256c. 29 Homilia XXX. Habita ad populum in basilica sancti Petri apostoli, die sancto Pentecostes.//PL 76. Col. 1220a–1227c. 30 Homilia XI in vigilia Pentecostes//PL 94. Col. 189d – 197b; Homilia XII in octava Pentecostes//PL 94. Col. 197c-202d. 31 Стих (преимущественно из псалма), пение которого предваряло и оканчивало чтение Священного Писания в Западной Церкви. Ср. с прокимном. 32 PL 48. Col. 846с. 33 Скабалланович М. Цит. изд. С. 463. 34 De spiritu sancto sive In pentecosten//PG 46. Col. 696–701. 35 In pentecosten (orat. 41)//PG 36. Col. 428–452. 36 De sancta pentecoste (homiliae 1–2),//PG 50 Col. 453–470. 37 In pentecosten (sermo 1, 2)//PG 52. Col. 803–809. 38 Homilia in pentecosten//PG 52. Col. 809–812. 39 In pentecosten (homilia 11)// Datema C. and Allen P. Leontii presbyteri Constantinopolitani homiliae [Corpus Christianorum. Series Graeca 17] Turnhout: Brepols, 1987. P. 347–365. 40 In pentecosten (homilia 13) (olim sub nomine Joannis Chrysostomi)// C. Datema and P. Allen, Op. cit. P. 397–406. 41 Pruche B. Op. cit. P. 250–530. 42 J. Grosdidier de Matons Romanos le Mélode. Hymnes, vol. 5 [Sources chrétiennes 283] Paris, 1981. P. 180–206. 43 Протоиерей Г. С. Дебольский. Дни богослужения Православной Церкви. Т. 2. М., 1996 р . С. 256. 44 Архиепископ Филарет (Гумелевский). Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 р. С. 107. 45 In pentecosten (orat. 41)//PG 36. Col. 441. 46 In sanctum baptisma (orat. 40)//PG 36. Col. 392 47 De sancta pentecoste (homiliae 2)//PG 50. Col. 467. 48 Maraval P. Journal de voyage [SC 296. Paris, 1982]. « Паломничество по святым местам » , изд. Помяловский И. //Православный Палестинский Сборник 1889, 7, 2. С. 164–166. 49 Стациональным (от лат. statio – «остановка») принято называть род богослужения, при котором разные чинопоследования совершались в определенных местах города, а переход от одной «стации» до другой совершался в виде богослужебных шествий (литаний). Город, таким образом, воспринимался как единое богослужебное пространство. Остатком этого типа богослужения являются нынешние «крестные ходы». Богослужение в Иерусалиме (храм Гроба Господня) и в Константинополе (храм святой Софии) относится к данному типу. О развитии этого вида богослужения в Константинополе см. Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. СПб., 2000; в Иерусалиме – Красносельцев Н. Богослужение иерусалимской церкви в конце IV века//Православный Собеседник 1888, 11.

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

494. В Центральном Доме журналиста состоялась презентация книги " Тайны Коптяковской дороги "http://Вечерняя Москва. 24.06.1998. 495. Интерфакс. Хоронить Николая II поедут Борис Немцов и Наталья Дементьева//Известия. 24.06.1998. 496. Финансирование похорон царской семьи//Независимая газета. 24.06.1998. 497. Краюхин Сергей, Смирнов Сергей (фото). Петербург готовится к 17 июля. Реставраторы стараются вовсю//Известия. 25.06.1998. 498. Авдеев Сергей. Проект храма на месте расстрела царской семьи отправлен на доработку//Известия. 25.06.1998, 114 (25214). 499. Похороны царя – дело совести//Куранты. 25.06.1998. 500. Бычков Сергей. Протоколы сионских мудрецов. Миф о екатеринбургских останках//Московский комсомолец. 25.06.1998, 117 (17877). 501. AP. Kremlin Counters Reports on Tsar Graves//Moscow Times. 25.06.1998, 1481. 502. Пипия Бесик. Бориса Немцова прокатили на вертолете над Санкт-Петербургом. Под впечатлением от увиденного вице-премьер дал еще одно толкование названия " Независимой газеты "http://Независимая газета. 25.06.1998. 503. Мень похвалил Генпрокуратуру//Независимая газета. 25.06.1998. 504. Царским останкам не дадут покоя и после захоронения//Новые известия. 25.06.1998. 505. Костюковский Виктор. Процедура царских похорон уточняется//Новые известия. 25.06.1998. 506. Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 80-летию убиения Императора Николая II и Его Семьи//Русский Вестник. 25.06.1998, 22-23 (364-365). 507. Постановление Священного Синода//Русский Вестник. 25.06.1998, 22-23 (364-365). 508. Отдание памяти 13 июня 1998 г. 80-Й годовщины убиения Великого Князя Михаила Александровича//Русский Вестник. 25.06.1998, 22-23 (364-365). 509. Возглавители зарубежного монархического движения – в России//Русский Вестник. 25.06.1998, 22-23 (364-365). 510. Волынский Антон За что ненавидят Екатеринбургского епископа Никона//Русский Вестник. 25.06.1998, 22-23 (364-365). 511. Глумятся над православными святынями//Русский Вестник. 25.06.1998, 22-23 (364-365).

http://religare.ru/2_47504.html

52 Прп. Макарий Оптинский : «Демоны не могут представить истинного образа Владыки Христа, как сказано в книге Варсонуфия Великого, в ответе 415, но они, к обольщению, представляют образ простого какого-либо человека. Также разуметь и о представлении вам на иконах мнимого образа Божественного Младенца и Божией Матери и других лиц. В том же, 415-м ответе Варсонуфий Великий говорит, что бесы и во сне не могут представить образ Креста Господня, и Св. Церковь поет: «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам; трепещет бо и трясется не терпя взирати на силу Его”, a вам казалось, что вы видели образ митрополита с Евангелием и крестом и что бесы писали на полу крест вашею головою. В действительности этого быть не может, ибо враг боится креста, но Бог попустил ему овладеть мыслительною силою вашею, так что он, представляя вам какую-либо фигуру, влагает мысль, что это крест, и тем еще более вас смущает. Подобное сему разуметь и о повторении за вами слов молитвы. Из некоторых повестей отеческих (помещенных в прологе) видно, что бесы не могут произносить молитву Иисусову, ибо она (по слову св. Иоанна Лествичника ) есть сильнейшее против них оружие, и вы пишете, что они повторяют за вами слова сей молитвы и это вам лишь только так кажется: бесы производят неясные звуки, похожие на слова молитвы, и внушают вам, что это самая молитва, дабы показать, что они ее не боятся, но не этому верить. И вообще, надобно вам знать, что всё представляющееся в каком бы то ни было образе и виде, или цвете, или свете, всеми свв. Отцами принято за прелесть; также и приятное пение и обоняние чего-либо благовонного или смрадного и тому подобное» ( Макарий Оптинский (Иванов) , прп. Письмо 445//Письма к мирским особам. М., 1862. С. 741). 53 Прп. Антоний отмечает, что демон действует «скрытно во внутреннем человеке и в уме и борется с мыслями. А люди не знают, почему они так поступают, будучи гонимы некой чужой силой, но думают, что всё это естественно и что они это делают от своего умственного состояния. Но те, которые имеют мир Христов в своем уме и Его просвещение, знают, откуда это возбуждается в движение» ( Василий (Кривошеин) , архиеп. Богословские труды. С. 277).

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/rol-...

S. 312-353). В памфлете Фалькенберг выступил в поддержку Ливонского ордена, с к-рым Польша вела войну за спорные территории. Фалькенберг утверждал, что польск. кор. Владислав, для борьбы с христ. войсками Ливонского ордена нанимавший отряды из язычников и жестоко истреблявший сражавшихся на стороне ордена христиан, вслед. этого должен сам считаться отпавшим от христианства язычником и братоубийцей. Согласно Фалькенбергу, долгом всех христиан, а в особенности христ. правителей, является убийство как кор. Владислава, так и подчиняющихся ему поляков. Присутствовавшие на К. С. польск. представители обвинили Фалькенберга, который также был делегатом К. С., в ереси. Свидетельств о расследовании дела Фалькенберга соборной комиссией не сохранилось, однако имеется значительное число материалов и документов, относящихся к рассмотрению выдвинутых против него обвинений нациями. Особенно интенсивно идеи Фалькенберга обсуждали в кон. апр.- кон. авг. 1417 г. депутаты франц. нации вслед. сходства с тезисами Иоанна Малого; представители бургундской партии защищали Фалькенберга, Жерсон и др. представители франц. партии требовали его осуждения (материалы дискуссий см.: ACConstanc. Bd. 4. S. 356-415). Мнение герм. нации было выражено Динкельсбюлем, к-рый утверждал, что тезисы Фалькенберга являются соблазнительными и склоняющими к ереси, однако в строгом смысле их нельзя считать еретическими (см.: Ibid. S. 415-427); на этом основании герм. нация выступила против вынесения их на общую сессию К. С. и соборного осуждения. Хотя было подготовлено неск. проектов соборных постановлений, ни один из них не был согласован и утвержден (Ibid. S. 430-432; ср.: Brandm ü ller. 1997. Bd. 2. S. 166-175). Во время заключительной 45-й сессии К. С. (22 апр. 1418) члены польской делегации обратились к папе Римскому Мартину V с требованием объявить об осуждении сочинения Фалькенберга как еретического и публично утвердить соответствующее решение наций, угрожая в противном случае подать апелляцию на бездействие папы Римского буд.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

V в.) и в Сиро-Месопотамском районе (первые в Селевкии Пиерии и Апамее, оба кон. V в.). Не позднее рубежа IV-V вв. 4-столпная композиция внутри квадрифолия составила композицию собора Эчмиадзин в Вагаршапате; подобно миланскому храму, его венчали 5 башенок. Большинство сложных тетраконховых структур сочетали функции собора и мартирия, а нек-рые (Милан, Вагаршапат) примыкали к царским дворцам. Одним из важнейших центров ранней архитектуры В. и. был Рим, имевший тесные контакты с нек-рыми областями вост. половины империи. Здесь был особо популярен тип базилики как самой простой формы, напр. церкви Сан-Клементе (кон. IV в.), Сан-Витале (401-417), Санто-Стефано на Виа Латина (440-461), так и с колоннадами, элегантными пропорциями и полихромным решением, обилием света: ц. Санта-Сабина (422-432) на вершине Авентинского холма крупными размерами напоминавшая предшествующий век, базилики Сан-Паоло фуори ле Мура (до 400, ремонт 40-х гг. V в.), Санта-Мария Маджоре (завершена при Сиксте III, 432-440). Единственное крупное церковное сооружение центричного плана с использованием классических деталей - ц. Санто-Стефано Ротондо (освящена в 460). Базилика Студийского мон-ря в Константинополе. Сев. колоннада центрального нефа кафоликона. IV-VI вв. Базилика Студийского мон-ря в Константинополе. Сев. колоннада центрального нефа кафоликона. IV-VI вв. В К-поле церквей, построенных до имп. Юстиниана, сохранилось крайне мало. Между 404 и 415 гг. восстанавливали собор Св. Софии, композиция пропилеев к-рого напоминала Сан-Лоренцо в Милане, резьба сохранившихся фрагментов изысканна и содержит античные мотивы, тяготеющие к геометрическим формам. Новый стиль архитектурного оформления, вероятно, проник в столицу с малоазийского побережья, из Пергама, Эфеса, Милета. Из числа построенных в период 415-527 гг. известна лишь одна крупная церковь - базилика Студийского мон-ря (церковь и мон-рь были основаны сенатором Студием в 50-х гг. IV в.) с атрием, окруженным портиками, и короткой колоннадой нартекса.

http://pravenc.ru/text/383977.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010