4) Третий период (1415-1429). Союз Англии и Бургундии. Разгром французов при Азенкуре (1415). Осада Орлеана. 5) Четвертый период (1429-1453). а) Жанна д’Арк. снятие осады Орлеана. Коронация Карла VII . б) Казнь Жанны д’Арк. в) Окончательное освобождение Франции. 6) Результаты Столетней войны. ДАТЫ: 1337-1453 – Столетняя война 1346 – битва при Креси 1356 – битва при Пуатье 1415 – битва при Азенкуре 1430 – Жанна д’Арк снимает осаду с Орлеана ОТВЕТ: 1) Причины Столетней войны (1337-1453). Англия и Франция несколько столетий враждовали из-за земель, принадлежавших английскому королю во Франции. Когда все сыновья короля Филиппа IV Красивого умерли бездетными, английский король Эдуард III объявил о своих претензиях на французский престол – его мать была дочерью Филиппа IV . Французы отказали, и в 1337 г. английские войска вторглись во Францию. 2) Первый период (1337-1360). Разгром французской армии. В первых сражениях при Креси (1346) и при Пуатье (1356) французская армия была разгромлена. Дело в том, что во французской армии не было дисциплины – каждый рыцарь подчинялся своему барону и стремился прежде всего захватить побольше пленных. Английская же армия была дисциплинированной, подчинялась королю. Стрелы английских лучников пробивали рыцарские доспехи. В битве при Пуатье в плен попал французский король Иоанн Добрый. Франция выплатила гигантский выкуп и заключила перемирие с Англией. 3) Второй период (1369-1389). Победы французов. Маршал Дюгеклен. Сын Иоанна Доброго Карл V провел военную реформу. Собрав налоги, он создал королевскую конницу – жандармов, а также организовал в каждом городе отряды пехотинцев и арбалетчиков. Маршал Дюгеклен одержал серию побед над англичанами и практически освободил от них Францию. 4) Третий период (1415-1429). Союз Англии и Бургундии. К сожалению следующий король – Карл VI – был безумен. Обострилась борьба Франции и могущественной Бургундии. Благодаря поддержке бургундцев англичане опять вторглись во Францию и разбили французское войско при Азенкуре в 1415 г. К 1429 г. они овладели большей частью … Франции и осадили Орлеан. Карл VII даже не был коронован.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Папа торжественно клялся в неправдивости обвинений, лишил Парижский университет права давать степени в теологии, каноническом и гражданском праве – за сотрудничество с Филиппом, запретил выбирать во Франции новых епископов на вакантные места, приостановил членство подданных французского короля во всех церковных органах и назначил на 8 сентября 1303 г. обнародование буллы Super Petri solio, отлучавшей Филиппа от церкви и признававшей все присяги ему его подданных недействительными. Филипп отдал приказ об аресте папы, и накануне назначенной даты Ногаре и Шьяра Колонна во главе отряда наемников ворвались в папский замок Ананьи, без особого сопротивления прорвались к папской резиденции и арестовали Бонифация VIII, причем вели себя крайне непочтительно (есть даже версия о пощёчине, данной папе). Папа отверг предложение отдаться «под покровительство короля Франции» и готовился отлучить Филиппа Красивого, а тот предполагал подвергнуть папу суду. Через два дня настроение жителей Ананьи изменилось, они освободили папу, но тот, не пережив нанесенных оскорблений, месяц спустя скончался в Риме – то ли от лихорадки, то ли от апоплексического удара. 22 октября новым папой был единогласно избран верный сторонник Бонифация – глава ордена доминиканцев Николо Боккасини, принявший имя Бенедикта XI (1303–1304). Он примирился с Филиппом Красивым, разрешил собрать налоги с церкви, отлучил обидчиков Бонифация, но вскоре умер, и следующего папу избирали почти год под постоянным давлением короля Франции, которому нужен был папа тихий и желательно профранцузски настроенный. 2. Начало Авиньонского пленения. Вьеннский собор Папой стал архиепископ Бордоский Бертран де Го – Климент V (1305–1314), которого декан коллегии кардиналов Наполеон кардинал Орсини изобразил посмертно в письме Филиппу Красивому как одного из худших пап, попавшего на Св. престол при помощи симонии и продававшего потом за деньги должности и церковные имущества или раздававшего их своим непотам, как виновника несчастий Рима, Церковного государства и всей Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именно этот епископ Елий благословил преподобномученицу Евгению на подвиг иночества. Она была дочерью градоначальника, язычника. Остригла волосы, сказалась Евгением. Елий знал, что она девица, но благословил на монашеский подвиг. Никто не знал тайны Евгении. Она так была усердна в трудах и молитвах, что братия избрала её на пост игумена. У Евгении был дар чудотворения и целительства. Множество народа пришло ко Христу, благодаря ей. Однако, не дремлет бес. Он внушил богатой красивой женщине Меланфии нечистую страсть к монаху Евгению. Меланфия заваливала монастырь подарками, золотом, добиваясь внимания игумена. Всё тщетно. Тогда стала открыто обольщать его. Была резко отринута. Донесла правителю города, что игумен пытался её изнасиловать. Подговорила и слуг на ложные показания. А тогда было время преследования христиан. Монахов схватили, готовили им казни. Именно правитель города Филипп, отец, допрашивал монаха Евгения (то есть Евгению, дочь свою). И, не терпя хулы на Христа, а их судили как развратных, Евгения решилась открыться, что она дочь Филиппа. Потрясение было таковым, что и сам Филипп обратился ко Христу и написал императору римскому Северу и его соправителю Антонину послание, защищающее христиан. Император знал Филиппа как мудрого правителя и послушался его совета: прекратились гонения на христиан. О, очень ненадолго. В Александрии и власти и отношение к христианам менялись как погода осенью. Но вообще, чаще были периоды преимущества веры христианской. Вот ересь Ария. Она же всецело владела Византией, то есть всем Средиземноморьем. Александрия держалась как бастион веры. И в ней оставались считанные единицы православных общин. Арий шёл закрывать христианскую церковь, уже одну из последних. И ему стало вдруг плохо. Что-то с кишечником. На пути общественный туалет. Скрылся в нём. Ждут-ждут – нет Ария. Забеспокоились, идут к нему. А он лежит мёртвый в своих нечистотах. Хожу по улицам, стараюсь выбрать те, в которых остались хоть какие-то следы древности. Таких уже и не нахожу, только очень изредка вижу огороженные раскопки. Сверху вниз идёт: асфальт, булыжники, камень, песок, глина. Дерева не заметно. Не откликается античность, глохнет её шум. Только раннее христианство, сильное особенно здесь, ещё тянется к нам, как зелёная виноградная ветвь по бетонной стене. Сколько тут было учений, школ, сколько стычек, часто кровавых за убеждения.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/18/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕДИКТ XI (1240, Тревизо - 7.07.1304, Перуджа), папа Римский (22 окт. 1303 - 7 июля 1304). После смерти Бонифация VIII кардиналы единогласно (за исключением отлученных Джакомо и Пьетро Колонна) избрали папой Николá Боккасини, кардинала-епископа Остии, к-рый занял папский престол под именем Бенедикта (в честь мирского имени Бонифация VIII - Бенедетто). Б. род. в семье небогатого нотария; вступил в юности в доминиканский орден, изучал и преподавал теологию, составил комментарии к псалмам, Книге Иова, Евангелию от Матфея и Откровению св. Иоанна Богослова. В 1286 г. Б. был избран провинциалом Ломбардии, а затем генеральным магистром доминиканского ордена (1296). За оказанную помощь в борьбе с семейством Колонна и францисканцами- спиритуалами папа Бонифаций VIII возвел Б. в кардиналы (1298). В 1301 г. он был послан папой в Венгрию для поддержки Карла I Роберта (Карлоберта) в его претензиях на трон. Б. был рядом с Бонифацием VIII в момент нападения на него людей франц. кор. Филиппа IV Красивого в Ананьи. На папском престоле Б. стремился к всеобщему примирению. Он старался разрешить конфликт с семейством Колонна, сняв с них отлучение, частично возвратив им конфискованное его предшественником имущество и должности. Б. отменил буллу своего предшественника «Super cathedram» (1301), ограничивавшую право нищенствующих монахов проповедовать и принимать исповедь, и буллу «Clericis laicos» (1296), запрещавшую светским властям взимать налоги с духовенства без согласия Рима; продолжил гонения на францисканцев-спиритуалов. Однако основной проблемой оставались отношения с кор. Франции Филиппом Красивым, к-рый требовал созыва собора для осуждения покойного Бонифация VIII. В марте 1304 г. Б. освободил Филиппа IV от отлучения и простил всех участвовавших в нападении на Бонифация VIII в Ананьи, кроме Гийома де Ногаре и Шарра Колонна. Устранив т. о. угрозу немедленного созыва собора, Б. объявил Гийома де Ногаре и его сообщников преступниками и повелел им явиться для суда в Рим. Внезапная болезнь папы помешала осуществлению его планов: Б. умер в Перудже от острой дизентерии (по др. сведениям, был отравлен Ногаре); погребен там же в ц. Сан-Доменико. В 1773 г. причислен Климентом XII к лику блаженных (пам. 7 июля).

http://pravenc.ru/text/78046.html

—542— не захотел оказать ей поддержки. Когда ему пришлось выбирать между чисто-человеческим правом Рима языческого и религиозным, «божественным» правом Рима папско-христианского, его выбор пал на первое. В борьбе за суд Людовика IX Святого с папством (в XIII в.) народ, бароны, даже епископы стояли на стороне короля. Благочестие Людовика IX много содействовало привлечению к нему и его делу общих симпатий; и когда он издал ордонанс против богохульников, ордонанс был принят с восторгом: никому не пришло в голову упрекнуть короля в узурпации церковной власти. По странному стечению обстоятельств, борьбу с папством начал король, за которым в истории упрочилось имя Святого. Мало по малу светский суд привлёк к своему трибуналу и лиц, прежде подсудных только епископату. Власть короля растёт; власть церкви падает. Народ доволен тем и другим. Подавленный, разоряемый баронами и отчасти епископами, он приветствует новую власть – королевскую, которая покровительствует ему, считается с его интересами, советуется о законах с его представителями. Ограничение полномочий церковного суда было первым шагом к освобождению государства от церкви. Одержав первую победу над церковью, короли ведут свою борьбу далее. В течение XIII и XIV веков они успевают сделать для освобождения так много, что от прежнего порабощения не остаётся и тени. В конце XIII в. борьба принимает крайне острую форму, и столкновение Филиппа Красивого с папой Бонифацием VIII (1294–1303) кончается для папы лишением жизни. По смерти Бонифация VIII для папства начинается период унижения. Филипп Красивый возвёл на папский престол француза под именем Климента V и поселил его в Авиньоне, где папа находился в полной зависимости от французского короля. Знаменитое авиньонское пленение пап, продолжавшееся около 70 лет, было могилой для прежнего всемогущества папства и церкви. Папство не только низвергнуто, но и унижено. Церковь теряет как власть над королями, так и свой нравственный авторитет в обществе. Народ избегает судов духовенства и не боится их приговоров. Отцы Вьеннского (de

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—550— правил и постановлений галликанской церкви, и что папские решения становятся не отменяемыми лишь после их одобрения всей церковью. Декларация 1682 г. изменяла конкордат 1516 г. так, что папа терял почти всю власть над французской церковью, а король получал над духовенством ещё большую. Эта декларация была, в сущности, применением к религиозной области принципа, на котором покоилась абсолютная монархия и который постепенно выяснялся последовательной работой Людовика IX Святого, Филиппа Красивого, Франциска I, наконец, Людовика XIV. Принцип гласил: монархия основана на божественном праве; король – прямой представитель Бога на земле; помазание римским первосвященником бесполезно; папа не имеет власти над королём, в котором воплощён сам Бог. Если Людовик XIV мог говорить; «государство – это я»; то с неменьшим правом, опираясь на декларацию 1682 г., он мог добавить; «французская церковь – это я». Оставив папе аннаты, король не допускал никакого вмешательства в назначение епископов, всецело зависевшее от его воли и каприза. Церковь , её суд и епископские кафедры оказывались во всемогущих руках короля. Папы, державшиеся всеми силами за французскую церковь , как свой главнейший источник дохода, должны были мириться с злоупотреблениями королей и старались, скрепя сердце, поддерживать с ними хорошие отношения. Но декларация 1682 г. перешагнула границы того, что могли терпеть папы, не рискуя подготовить себе полную гибель. Иннокентий XI запротестовал. Отвергнув постановления французского духовенства, он подкрепил свой протест отказом дать каноническое утверждение епископам, назначенным королём. С целью нанести Людовику ещё большее оскорбление, папа потребовал, чтобы французское посольство в Риме было открыто для римской полиции по примеру посольств других держав. Людовик отвечал: «я никогда не руководился чужим примером; напротив, Бог меня поставил быть примером для других», – и немедленно отправил папского нунция в тюрьму, занял Авиньон, принадлежавший тогда папе, и сделал приготовления к провозглашению полной независимости гал-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В зале 12-й – Юпитер, Юнона, Иви, Ганимед и другие боги олимпийские кисти Андрея Аппиани, на полотне. Кисть нежная! – Голова Спасителя, нарисованная Леонардом да Винчи. Она совершенно похожа на ту, которая изображена на его фреске под названием Тайная Вечеря. Спаситель сокрушается о грехах всего мира и с неизглаголанным смирением как бы готовится сказать: сия есть кровь Моя, яже за вы изливаемая во оставление грехов. Эта голова Его написана двумя карандашами, – красным и черным. Вдоволь налюбовавшись всеми этими картинами, я вышел из живописной храмины в восторге. Эта храмина – рай, в котором собраны святые души. На обратном пути в гостиницу я еще раз полюбовался Тайной Вечерей Леонардо да Винчи. Тут белое лицо Спасителя с золотистыми волосами весьма нежно, умилительно и смиренно. В красивом лике молодого апостола Филиппа выражена вся грусть пламенной любви его к своему Учителю и Господу. На противоположной стене изображено Распятие Христово Донатом Монторфом в 1495 году. Занимательный фреск! 12, суббота. Сегодня осмотрена была мною самая старинная церковь в Милане, так называемая здесь базилика Амвросиана. На месте ее во времена язычества стояло чтилище божка Ескулапа, от которого поныне уцелел бронзовый змий, бывший символом здравия. На месте же этого чтилища св. Амвросий Медиоланский построил церковь сперва во имя мучеников Хрисанфа и Дарии, потом переименовал ее во имя святых Гервасия и Протасия, когда торжественно перенес в нее мощи сих мучеников в 387 году. Но в предании миланцев она всегда слыла под названием базилика Амвросиева. Блаженный Августин 297 , современник Амвросия, и Григорий Турский , писатель VI-ro века 298 , ему усвояли постройку этой базилики. В самом начале она была невелика и увеличивалась постепенно. В восьмом веке ее удлинил и поновил миланский архиепископ Петр (790г.); в девятом столетии к ней пристроен был атриум (колоннадный двор, некрытый) архиепископом Анспертом (870–880гг.); в 12-м – архиепископы Оберт и после него Филипп да Лампуньяно возобновили сию церковь и купол ее. Потом поновления ее продолжались и в XIII веке и в XIV; купол же ее подкреплен был Карлом Борромео; наконец в начале прошлого столетия поновил и украсил ее архиепископ Ерба Одескалки 299 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Нет никаких сомнений в том, что это решение, убийственное для Византийской империи, было навязано царю аристократией, чрезвычайно недовольной большими налогами на содержание армии и флота. Кроме того, наличие национальной армии заметно подчеркивало независимость царя от высших кругов общества и усиливало его политические позиции – не самый благоприятный для аристократической партии итог. Почувствовав желание царя снизить налоговое бремя с народа и заняться восстановлением разрушенного хозяйства Римской державы, сановники подсказали Андронику II, каким способом тот якобы может поднять авторитет власти в обществе, – отменить некоторые налоги, средства от которых шли на военные нужды. Однако это привело лишь к тому, что Византия оказалась не способной охранять свои границы и отбивать нападения врагов, не говоря уже об активных действиях, преследующих своей целью восстановление Римского государства в прежних границах. Но, как известно, если мир не хотят завоевать, его приходится покупать, причем более высокой ценой. По образному сравнению современника, «император поступил точно так, как если бы кто, желая подружиться с волками, перерезал себе во многих местах жилы и дозволил волкам пить его кровь и насыщаться». В отсутствие войска и все нарастающей агрессивности врагов денег на мир пришлось тратить столько, что проще было бы содержать нормальную армию. В скором времени налоги только выросли, и авторитет императора, основанный на песке, не устоял 490 . Никейские императоры имели национальную армию, в которую входили наемные части. Михаил VIII Палеолог был вынужден для увеличения боеспособных частей сильно разбавить свои вооруженные формирования татарами в сухопутных подразделениях и латинянами на флоте. Теперь император Андроник II Старший отказался и от флота, и от армии, не думая, что эти легкие и краткие финансовые победы вскоре будут куплены кровью рядовых византийцев. Первоначально недостатки вооруженных сил Византии не сказались заметным образом в делах на Западе. После успехов Михаила VIII Палеолога и блестяще организованной им «Сицилийской вечерни» император Андроник II не опасался подвергнуться опасности, сравнимой по степени с той, с какой пришлось столкнуться со стороны Запада его царственному отцу. Да, Франция очень хотела восстановить свое влияние на византийских землях и в самом Константинополе, грезя новой Латинской империей. И, профилактируя ситуацию, Андроник II Палеолог по примеру Михаила VIII Палеолога в течение 8 лет пытался добиться примирения и союза с Анжуйским домом. Но даже доброжелательная позиция Римского папы Николая IV (1288–1292) не смогла убедить Французского короля Филиппа Красивого оставить надежду на восстановление в Константинополе «Новой Франции» – второй Латинской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Свято-Даниловом монастыре можно найти доказательства пребывания в Москве ордена тамплиеров 04.12.2007 Представители средневекового рыцарского ордена тамплиеров после изгнания из Франции в начале XIV века могли осесть на Руси и даже перевести в Москву орденскую казну - такова одна из версий исторической судьбы храмовников, которую описывает во вторник газета " Известия-Наука " . Согласно этой версии, накануне волны репрессий со стороны французского короля Филиппа Красивого тамплиеры тайно вывезли сокровища ордена на 18 галерах из Парижа в неизвестном направлении. А в 1307 году московский князь Юрий Данилович, находясь в Новгороде, встретил пилигримов на 18 кораблях, которые привезли " несметное многое множество золотой казны, жемчуга и камения драгоценные " и, поклонившись князю, пожаловались ему на " всю неправду князя галлов и Папы " . Авторы этой теории утверждают также, что Москва длительное время была опорным пунктом, или комтурством, тамплиеров. Рыцари, или служилые люди, прибывавшие в Москву, согласно летописям, в 1305-1314 годах из Орды, Литвы и " от немец " , и были тамплиерами, сбежавшими от инквизиции и французского короля. Архитектура столичного Свято-Данилова монастыря также может говорить в пользу описанной теории. На первом ярусе надвратной церкви обнаруживаются лепные розетки в форме гербов храмовников - белая квадратная рамка, четыре кольца срезают углы квадрата, в центре - шестилепестковая роза. В конце октября Ватикан опубликовал 700 страниц тайных архивов по тамплиерам. Один из документов, Шинонский список, свидетельствует, что в результате проведенного папой Римским Климентом V в начале XIV века расследования с рыцарей ордена были сняты обвинения в ереси, из-за которых многих из них пытали, а великого магистра Жака де Моле сожгли на костре. Ватиканский сборник с документами вышел ограниченным тиражом в 799 экземпляров, каждый из которых стоит 5900 евро. Восьмисотый экземпляр бесплатно достанется Папе Бенедикту XVI. ИНТЕРФАКС-Религия/Седмица.Ru Редакция текста от: 04.12.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/4102.html

Николая Чудотворца «Мокрого». Зарядье, Мокринский переулок. Построена в 1697 году, значительно переделана в 1802 г. Главный престол Покрова Божией Матери. Другой придел Всех скорбящих Радости. Донской Божией Матери. Большой собор Донского монастыря. Заложен в 1684 году, строился на средства Царевны Екатерины Алексеевны, освящен в 1698 году. В 1712 году внизу устроена церковь Сретения Господня. Колокольня выстроена в 1730–1753 годах архитекторами кн. Ухтомским и Евлашевым. Знамения Пресвятой Богородицы, что в 3убове. Построена в 1694–1698 годах. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Александра Свирского . Николая Чудотворца, что на Песках. Арбат, Николопесковский переулок. Главная церковь построена в 1699 году, трапезная и колокольня – около начала XIX века. Главный престол Покрова Пресвятой Богородицы. Другой придел Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. Сошествия Св. Духа, что у Пречистенских ворот. По приделу называется также «Покрова Пресвятой Богородицы, что на Грязях». Главная церковь построена в 1699 году стольником и полковником Б.Ф. Дементьевым. Придел постройки 1812 года. Трех Святителей, что у Красных ворот. Главная церковь построена в 1699 году, придел Иоанна Богослова и колокольня – в 1798 году, придел Св. Харалампия в 1823 году. Успения Пресвятой Богородицы, что на Крутицах. Близ Спасской заставы, угол Крутицкой улицы и 1 Крутицкого переулка. Нижний храм Петра и Павла построен в 1682–1689 годах, верхний, Успенский, в 1700 г. Придел Преподобного Сергия. Церковь была новой кафедральной митрополитов Сарских и Подонских. Старая, Воскресения Словущего, построенная до 1626 года, находится по близости, по другую сторону красивого надворотного теремка. В старой церкви сохранились гробницы Крутицких архиереев. После 1788 года Успенская церковь стала приходской, а Воскресенская упразднена, и служит для военных надобностей при Крутицких казармах, не имея уже ни глав, ни крестов. Николая Чудотворца, что в Студенцах. В Таганке, Семеновская улица, угол Гендрикова переулка. Главная церковь построена в XVII веке, колокольня конца XVIII-ro. Главный престол Казанской Божией Матери. Другой придел Трех Святштелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010