В это время Г. основал мон-рь на р. Икавна (совр. Йонна), первоначально посвященный мученикам Косме и Дамиану; с кон. VI в. мон-рь стал именоваться в честь одного из его настоятелей - св. Мариана (Сен-Марьен). Визит Г. в Британию для борьбы с ересью пелагианства автор описал подробно как одно из важных событий. Краткая заметка о поездке имеется и в хронике Проспера Аквитанского, где инициатором миссии назван папа Келестин I . Вдохновителем папы выступил некий диак. Элладий, сопровождавший Г. в Британию, а в 433 г. поставленный в качестве первого епископа Ирландии (добрался ли он до острова, неизвестно). Констанций описывает эти события иначе. Брит. епископы, обеспокоенные распространением на острове ереси Пелагия, обратились за помощью в Галлию; местный Собор принял решение послать в Британию Г. и св. Лупа, еп. Трикасс (совр. Труа). По всей видимости, рассказы Констанция и Проспера дополняют друг друга. Вероятно, галльские епископы, приняв решение послать миссию в Британию, через диак. Элладия известили об этом папу Келестина, к-рый уполномочил Элладия действовать в качестве своего представителя. Свт. Герман низлагает короля бриттов и возводит на трон одного из воинов. Миниатюра из " Бревиария короля Филиппа IV Красивого " . Ок. 1290 г. (Paris. BNF. lat. Fol. 375 v) Свт. Герман низлагает короля бриттов и возводит на трон одного из воинов. Миниатюра из " Бревиария короля Филиппа IV Красивого " . Ок. 1290 г. (Paris. BNF. lat. Fol. 375 v) Прибыв в Британию, Г. и Луп вступили в диспут с пелагианами, во время к-рого чудесные знамения засвидетельствовали их правоту. После этого оба епископа направились в Веруламий (совр. Сент-Олбанс), где поклонились первому брит. мученику св. Альбану . Последним событием, о к-ром упоминает Констанций, была чудесная победа бриттов над объединенным войском пиктов и саксов. Когда Г. троекратно провозгласил: «Аллилуия», войско пиктов и саксов дрогнуло и побежало. Из др. источников об истории Британии V в., после того как с острова была выведена рим.

http://pravenc.ru/text/164693.html

Два послушания по благословению — В 2013 году Вы были назначены настоятельницей возрожденной Алексеевской обители. С каким чувством приняли это решение Священноначалия? — Как очень ответственное послушание и проявление высокого доверия Святейшего Патриарха. Впрочем, для нас с сестрами это решение было неожиданным. В разгар июля я находилась в отъезде, в Николо-Сольбинском монастыре. Во время прогулки по лесу я получила СМС­-сообщение от митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия , который присутствовал на заседании Синода: он поздравлял меня с назначением настоятельницей возрожденного Алексеевского монастыря. Пережив первое потрясение, я устремилась из леса обратно в монастырь. По дороге стали поступать поздравительные сообщения и звонки. Когда, вернувшись в монастырь, я пришла в храм, игумения Еротиида (Гажу) с сестрами преподнесли в дар нашему сестричеству небольшой образ Божией Матери «Неувядаемый Цвет», который, кстати, очень почитался в Алексеевской обители. Это произошло 16 июля, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, и в канун дня памяти Царственных страстотерпцев, которых наша община начала почитать еще до их прославления. Помню вечернее богослужение в Николо-Сольбинском монастыре в тот день: на утрене пели канон Царственным страстотерпцам с ирмосами «Волною морскою», как на богослужении Великой Субботы, и на сердце была пасхальная радость. Впереди открывалось что-то очень большое, серьезное, незримое, очень красивое. Кажется неслучайным, что это был день памяти святителя Филиппа. Он начинал свой путь наместником Соловецкого монастыря . Для меня назначение настоятельницей в этот день — серьезный знак покровительства этого святого, которому мы призваны подражать в мужестве и преданности Церкви. Жизненный путь святителя Филиппа, его подвиг стояния за истину важны для каждого христианина, а особенно для монашествующих. Еще мирянкой, при Патриархе Алексии II, я стала ездить на Соловки с целью оказания правовой помощи Соловецкой обители, у которой в то время возникли сложности во взаимоотношениях с государственным музеем, оформившим права на большинство монастырских объектов и лесной фонд. За минувшие годы благодаря личному попечению Святейшего Патриарха Кирилла о Соловецкой обители очень многое там изменилось. В частности, наместник монастыря теперь является директором государственного музея. Вместе с тем до сих пор я продолжаю заниматься правовым обеспечением мероприятий по сохранению и развитию наследия Соловецкого архипелага. Почти каждый год Святейший Патриарх посещает Соловки, где проводит заседание Попечительского совета, и я совместно с наместником обители епископом Озерским Порфирием готовлю для него необходимые материалы и сопровождаю его в составе церковной делегации.

http://patriarchia.ru/db/text/6075420.ht...

В нач. XIV в. и позднее в историографии господствовало представление о сговоре буд. папы Римского с кор. Филиппом IV Красивым: Никколо Альберти да Прато, кардинал-еп. Остии и Веллетри, отправил посланника к французскому королю, чтобы заручиться его поддержкой кандидатуры архиеп. Бертрана де Го. Король якобы пригласил архиепископа на тайную встречу в Сен-Жан-д " Анжели и в обмен на поддержку потребовал выполнить 6 условий: прекратить конфликт католич. Церкви и короля Франции, в т. ч. оправдать обвиняемых по делу папы Бонифация VIII; даровать королю право в течение 5 лет собирать церковную десятину и использовать собранные деньги на военные нужды; осудить папу Бонифация VIII; восстановить Джакомо и Пьетро Колонна во всех владениях и должностях, включая достоинство и права кардинала, к-рых они были лишены Бонифацием VIII; возвести в кардинальское достоинство 10 франц. прелатов; упразднить орден тамплиеров . Распространению этой легенды способствовал флорентийский хронист Джованни Виллани ( Villani G. Istorie Fiorentine. Mil., 1802/1803. Т. 4. P. 160-162). В сер. XIX в. Ж. Ф. Рабани, изучив маршруты следования кор. Филиппа IV Красивого и архиеп. Бертрана де Го, обосновал, что в указанное Виллани и др. авторами время они не могли встретиться в Сен-Жан-д " Анжели ( Rabanis. 1858). В основе подобных домыслов лежало непонимание причин, по которым спорившие в течение 11 месяцев кардиналы пришли к согласию и проголосовали за Бертрана де Го. На конклаве центральным оказался вопрос об отношениях с Францией. Для того чтобы оказать давление на кардиналов, в Перуджу прибыл родственник франц. короля Роберт Анжуйский с отрядом 300 рыцарей. Советник Филиппа IV Красивого Гийом де Ногаре угрожал кардиналам созвать Собор, если конклав посмеет избрать на Папский престол одного из сторонников Бонифация VIII. Члены конклава приняли окончательное решение с учетом мнения короля Франции: Филипп Красивый не дал бы согласия на избрание папы, если бы не был уверен в лояльности претендента. Несмотря на то что личной встречи короля и буд. папы, судя по всему, не было, предварительные договоренности, обмен подарками и взаимные обещания вполне могли иметь место.

http://pravenc.ru/text/1841385.html

обязанностей в ордене францисканцев. В документах королевского аббатства Лоншан, относившегося к ордену кларисс , упоминается, что в 1319 г. он присутствовал на церемонии принятия в аббатство принцессы Бланш Французской (1313-1358), дочери франц. кор. Филиппа V Длинного (см.: Obituaires de la province de Sens. P., 1902. T. 1. Pt. 2. P. 669-670; Лабросс и С. Дельма ошибочно утверждают, что речь идет о др. Бланш, дочери франц. кор. Филиппа IV Красивого, к-рая в действительности умерла в младенчестве ок. 1294 г.; см.: Labrosse. 1907. P. 596; Delmas. 2011. P. 20). Н. де Л. назван здесь «служителем меньших братьев во Франции» (menistre des freres mineurs en France); это означает, что он был провинциалом одной из 3 провинций, на к-рые в этот период разделялся орден францисканцев во франц. землях: собственно Франции (в нее входили кустодии Париж, Шампань, Артуа, Вермандуа, Лотарингия, Фландрия, Нормандия, Льеж, Реймс), Бургундии (в нее входили кустодии Лион, Дижон, Безансон, Лозанна, Вьен, Овернь) или Турени. Наиболее вероятным исследователи признают 1-й вариант, однако, поскольку известно, что впоследствии Н. де Л. был провинциалом Бургундии, нельзя полностью исключать и того, что автор, употребляя выражение «во Франции», имел в виду - в Бургундии (см.: Labrosse. 1907. P. 596-597). Н. де Л. и впосл. поддерживал связь с насельницами аббатства кларисс, возможно, исполняя обязанности их духовника (см.: Idem. 1906. P. 392). Многие исследователи, основываясь на выводах Лабросса, утверждали, что в 1322 г. Н. де Л. принял участие в генеральном капитуле ордена францисканцев, прошедшем под председательством генерального магистра ордена Михаила Чезенского (ок. 1270-1342) в Перудже (см.: Idem. 1907. P. 597-600; ср.: Langlois. 1927. P. 358; Schmitt. 1982. Col. 291; Krey. Introduction. 2000. P. 3). В ходе этого капитула францисканцами были приняты и подписаны 2 документа, в к-рых они настаивали на фундаментальном значении для ордена принципа евангельской бедности и вопреки желанию папы Римского Иоанна XXII (1316-1334) отказывались признать еретическим мнение о том, что Иисус Христос и апостолы не имели совершенно никакой общей или частной собственности.

http://pravenc.ru/text/2566104.html

Зилоты, которые все еще хранили верность давно умершему патриарху Арсению, противостояли и правительству, и церковному руководству. Но какие бы острые формы ни принимала эта борьба, она постепенно сошла на нет, и к началу XIV в. арсениты, за исключением нескольких фанатиков, вступили в общение с церковным священноначалием. Ввиду военной и финансовой слабости государства Андроник II с большой умеренностью выступает на внешнеполитической арене. Он стремился обезопасить себя со всех сторон посредством договоров о мире и дружбе, в том числе и в отношениях с заинтересованными в Византии западными державами, хотя после «сицилийской вечерни» со стороны Запада какое-то время можно было не ожидать серьезной опасности. После преждевременной смерти своей супруги, Анны Венгерской, Андроник в 1284 г. женился на Ирине, дочери маркграфа Монферратского. Тем самым были устранены притязания монферратского дома на королевскую корону Фессалоники, поскольку маркграф, тогдашний титулярный король Фессалоникийский, отказался от не слишком достижимого права в пользу своей дочери, ставшей теперь византийской императрицей. В том же направлении лежат усилия императора по устройству брака своего сына и наследника престола Михаила IX с Екатериной де Куртене, дочерью Филиппа и внучкой Балдуина II, которая на Западе считалась титулярной императрицей Константинополя. Но несмотря на то что переговоры о браке велись в течение нескольких лет с 1288 г., он так и не состоялся 1142 , и в 1296 г. Михаил IX 1143 женился на армянской принцессе. Старые антивизантийские планы на Западе были еще живы, и там не хотели выпускать из рук инструмента, который мог способствовать их осуществлению. Главную поддержку эти планы находили во Франции и в Неаполитанском королевстве, их наиболее ревностными сторонниками были Филипп Тарентский, сын неаполитанского короля Карла II, и Карл Валуа, брат французского короля Филиппа Красивого. Устремления обоих принцев были лишь слабыми отголосками большой завоевательной политики Карла Анжуйского, и только ввиду бессилия Византийской империи они получили определенный вес. Филипп Тарентский, которому Карл II в 1294 г. передал права и владения дома Анжу в Романии, управлял анжуйским наследством в Эпире и от имени короля Неаполитанского притязал на сюзеренитет над франкскими владениями в Греции и даже над Фессалией. Владения в Эпире он обеспечил себе благодаря браку с Тамарой, дочерью деспота Никифора, а в 1295 г. эпирцы уступили ему также города в Этолии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во-первых, притязания на константинопольский престол от последнего латинского императора Балдуина II, чрез сына его Филиппа, женатого на дочери Карла Валуа, сицилийского короля, и чрез дочь его Екатерину Куртенайскую, вышедшую замуж за графа Карла Валуа, перешли в царствовавший тогда во Франции и Неаполе дом Валуа. Притязания эти заставляли не раз членов этого дома обращать своя взоры на Константинополь. Во-вторых, в это время стали уже обращать на себя довольно много внимания в Европе турки; между тем всегда, а в это время в особенности, инициатива крестовых предприятий (никогда впрочем, в рассматриваемое время не осуществлявшихся) принадлежала Франции; здесь еще не по временам не пробуждались рыцарские стремления, хотя религиозного одушевления уже не было. Таким образом византийская империя, угрожаемая турками, невольно обращала на себя внимание во Франции. Наконец, во Францию же перенесено было средоточие духовной власти запада – папский престол. Общие интересы сближали, таким образом, Францию, Неаполь и Грецию: претензии на престола, война с мусульманами, желание подчинить греческую церковь французскому папе. Сначала во Франции смотрели на этот вопрос исключительно с точки зрения претензий на константинопольский престол и со стороны, доказанной лионскою униею, невозможности воссоединения востока и запада в одно религиозное общество. С самого начала XIV столетия французский королевский двор заявить свои претензии на константинопольский престол и во Франции началось небольшое движение политически-религиозное. Инициатива этого движения принадлежала брату короля французского (Филиппа Красивого) графу Карлу Валуа, претенденту (по жене) на византийскую корону; затем – оно сообщилось папе, который при всем своем упадке и при всей своей несамостоятельности с переселением 1303 г. в Авиньон мог еще в это время, т. е. на первых порах после лионской унии чувствовать себя более иди мене озлобленным против восточной церкви, ускользнувшей от папского престола к большой досаде этого последнего и потому действовать более или менее самостоятельно , хотя, быть может, желание угодить королевскому дому было в нем преобладающими при этом побуждением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Закрыть itemscope itemtype="" > Евангелие от Люцифера О трилогии Филиппа Пулмана «Тёмные начала» 01.06.2016 1043 Время на чтение 21 минут В 2007 году на Рождество Христово в прокат вышел подчеркнуто антихристианский фильм «Золотой компас», снятый по первому роману фантастической трилогии Филиппа Пулмана «Тёмные начала» (англ. «His Dark Materials»). Тогда портал Православие.Ru одним из первых предупредил своих читателей о том, какой яд скрывается за глянцевой обложкой этой якобы детской книги, разместив кинорецензию священника Иакова Баглиена . В 2003 году «Тёмные начала» заняли 3-е место в списке 200 лучших книг по версии BBC . А в конце прошлого года эта же телекомпания заявила, что вскоре покажет телеверсию «Темных начал», снятую кинокомпанией «New Line Cinema»... Сегодня, в Международный день защиты детей, мы публикуем новую - развернутую - рецензию на всю трилогию Пулмана, написанную нашим знаменитым сектоведом Александром Леонидовичем Дворкиным . Так вышло, что он лично столкнулся с популярностью «Тёмных начал» в среде православных (!) детей и потому был вынужден прочитать и проанализировать всю трилогию. Вывод, к которому он пришёл, неутешителен: мы имеем дело со «стопроцентно сатанинским сочинением, по-настоящему развращающим детские души». Кадр из фильма «Золотой компас». Позади медведя виден православный иконостас, символизирующий главное зло фильма - Магистериум, также именуемый Церковью Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». (Пс. 13:1) Когда человек перестает верить в Бога, он начинает верить во все остальное. Г.К. Честертон Кино В 2007 году на экраны кинотеатров всего мира вышел фильм «Золотой компас» . Эффектно сделанные рекламные плакаты, участие звездных актеров первого эшелона, потрясающие для того времени видеоэффекты - все это должно было привлечь к фильму внимание публики. Тем не менее, кассовые сборы фильма оказались на грани провальных, так что продолжение его (хотя он обрывается на полуслове) решено было не снимать. Действительно, фильм производил странное впечатление: красиво сняты виды, великолепная компьютерная графика - и вместе с тем совершенно невнятный сюжет, обилие героев, которые попадают в кадр, представляются и больше не появляются в фильме, упоминание неких реалий, которые затем никак не реализуются... В общем, шедевра не получилось. Единственно, что запоминается, пожалуй, - это карикатурно злобные церковники, строящие жуткие человекоубийственные козни, но непонятно почему и для чего. Римско-католическая церковь протестовала против выхода этого фильма, но, если не знать контекста, причина протеста не вполне ясна: мало ли антиклерикальных фильмов, тем более что здесь Церковь, хоть и вполне узнаваемая, называется другим словом, а священники вместо крестов носят на груди какой-то замысловатый символ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/i...

Папа 1 ноября 1302 г. созвал собор по делу исправления короля. На соборе была опубликована другая знаменитая папская булла «Unam Sanctum» («Едину Святую»), в которой, в частности, говорится: «Евангелие учит, что во власти Церкви находится два меча - духовный и светский. Ибо когда Апостолы сказали: «се ножа два зде», то есть в Церкви, Господь не сказал «этого мало», но сказал «довольно есть». А тот, кто не признает за Петром право на светский меч, плохо вникает в слова Господа, сказавшего: «Вложи нож твой в ножны». Так что в обладании Церкви находится два меча - духовный и материальный». Далее в булле говорится о подчинении светского меча мечу духовному, что власть низшего порядка должна судиться высшею властью, а высшая, в случае уклонения, может быть судима только Богом, но не людьми. Как свидетельствует Апостол «духом человек судит вся, сам же ни от кого не судится». На этом соборе Филиппа IV подвергли интердикту со всеми его последствиями. Но король, опираясь на юристов, обвинил папу в убийстве Целестина V и других преступлениях и послал своего канцлера арестовать папу. Французская военная экспедиция высадилась в Италии в начале 1303г., соединившись с остатками семьи Колонна. Войска неожиданно взяли замок Ананьи, где находился папа (даже есть предание, что один из членов семьи Колонна оскорбил папу действием, первым ворвавшись к нему). Вскоре Бонифация VIII освободили, но через месяц он умер от пережитых потрясений. По преданию, он заперся в комнате и бился головой о стену (такую бесславную кончину ему пророчествовал, якобы, Целестин V). 11 октября 1303 г. Бонифаций VIII умер. (Даже Данте не нашел для Бонифация VIII места в чистилище). После смерти Бонифация VIII начался гибельный для папского средневековья 70-летний период авиньонского пленения пап. Глава 7. Папство в XIV - XV веках. Эпоха великих соборов Авиньонское пленение пап В 1305 г. на папский престол вступил француз Климент V (1305-1314 гг.). Он был первым, кто перенес свою резиденцию во Францию в г. Авиньон в 1309 г., положив начало 70-летнему периоду пленения пап (до 1377 года). В этот период римские папы находились в полном подчинении у французского короля (и Климент V - ставленник Филиппа IV Красивого).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1147–1149 Второй крестовый поход 1152–1190 Правление германского императора Фридриха I Барбароссы 1154–1399 Династия Плантагенетов в Англии 1154–1189 Правление английского короля Генриха II Плантагенета 1167–1216 Правление английского короля Иоанна Безземельного 1180–1223 Правление французского короля Филиппа II Августа 1189–1192 Третий крестовый поход 1190–1197 Правление германского императора Генриха VI Гогенштауфена 1193–1980 Немецкий богослов–схоласт епископ Альберт Великий 1198–1216 Понтификат папы Иннокентия III 1202–1204 Четвертый крестовый поход Захват Константинополя крестоносцами 1204–1261 Латинская империя 1209–1229 Альбигойские войны во Франции «Детский» крестовый поход 1214–1292 Богослов и ученый Роджер Бэкон «Великая хартия вольностей» в Англии, Латеранский собор 1217–1221 Пятый крестовый поход 1220–1250 Правление германского императора Фридриха II Гогенштауфена 1223–1226 Правление французского короля Людовика VIII Капета 1225–1274 Богослов–схоласт Фома Аквинский 1226–1270 Правление французского короля Людовика IX Святого 1228–1229 Шестой крестовый поход 1248–1254 Седьмой крестовый поход 1250–1254 Правление германского императора Конрада IV Гогенштауфена 1272–1307 Правление английского короля Эдуарда I Плантагенета Возрождение византийской империи 1261–1453 Династия Палеологов в Византии 1261–1282 Правление византийского императора Михаила VIII Палеолога 1263–1267 Гражданская война в Англии Возникновение английского парламента 1265–1321 Данте Алигьери, автор «Божественной комедии» 1266–1337 Итальянский живописец Джотто «Оксфордские провизии», выработанные «Бешеным парламентом» в Англии Восьмой крестовый поход Лионская уния Византии и Рима 1285–1314 Правление французского короля Филиппа IV Красивого Образование швейцарского союза 1294–1303 Понтификат папы Бонифация VIII 1297–1360 Св. Григорий Палама, основоположник исихазма 1300–1361 Немецкий мистик Иоганн Таулер Созыв Генеральных штатов во Франции, победа фландрского ополчения над французским войском в битве при Куртрэ («битва шпор»)

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

Валдай. Иверский монастырь. Собор Иверской иконы Божией Матери. Бывший Успенский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью На самом красивом и высоком месте Валдайского острова в 1656 году было возведено первое кирпичное строение — собор Иверской Богоматери, позднее получивший название Успенского. Собор является главным сооружением Иверского монастыря. Он отличается большими размерами и монументальностью. Это одна из самых крупных построек XVII века в России. Он задумывался Патриархом Никоном, как архитектурный образец. Избрав место для постройки каменного соборного храма, патриарх Никон освятил его молитвою. 14 мая 1655 года началось строительство. Руководил строительством «подмастерье каменных дел» Аверкий Мокеев, присланный из Калязинского Свято-Троицкого монастыря. Помощником был плотнический мастер Иван Белозер, а приставом при постройке боярский сын Артемий Токмачев. Через год строительство завершилось. В 1652 году царь Алексей Михайлович (по настоятельному совету самого Никона) повелел перенести в кремлёвский Успенский собор мощи митрополита Филиппа (Колычёва), убитого по приказу Ивана Грозного и погребённого в Соловецком монастыре. Отправиться за останками святителя определено было митрополиту Никону в сопровождении большой свиты. Согласно преданию, во время этого путешествия " туда и обратно " митрополит Филипп явился Никону в сонном видении и благословил его намерение устроить монастырь на Валдайском озере. Надо сказать, что Валдайское озеро издавно пользовалось у окрестных жителей дурной славой. Рассказывали, что временами над озёрной гладью поднимаются нечистые духи, принимая вид омерзительных чудищ, а в окрестных лесах слышен то посвист, то хохот. Страхования приходилось переживать и первым строителям монастыря. Патриарх взялся за валдайскую нечисть со свойственной ему энергией. В один из своих приездов в строящийся монастырь он вышел на берег со всем причтом, отслужил молебен, погрузил на дно озера крест и Евангелие и переименовал его в Святое озеро. Монастырь обустраивался стремительно. В 1654 году Патриарх повелел перенести сюда мощи праведного Иакова Боровичского из сравнительно недальнего села Боровичи и тогда же переправил на Валдай серебряные ковчежцы с частицами мощей святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. А в 1656 году в обители торжественно встречали Иверскую икону Божией Матери. К этому моменту на острове уже достраивали великолепный каменный собор, посвящённый Иверскому образу Пресвятой Богородицы. Строительство шло поистине " никоновыми " темпами.

http://sobory.ru/article/?object=05291

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010