Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНА [греч. Ερνη] (нач. 50-х гг. VIII в.- 9.08.803), св. (пам. визант. 7 и 9 авг.), визант. имп. (9 сент. 780 - дек. 790, янв. 792 - 31 окт. 802), восстановительница иконопочитания. Основным источником сведений о правлении И. является «Хронография» прп. Феофана Исповедника . Кроме того, важная информация содержится в актах Вселенского VII Собора , «Хронике» Георгия Амартола, др. исторических произведениях более позднего времени. И. часто упоминается в агиографических памятниках, созданных ее современниками, или в житиях современных ей святых. Агиографические источники не содержат дополнительных сведений о правлении императрицы, однако в отличие от «Хронографии», автор к-рой был настроен по отношению к И. критически, создают образ благочестивой правительницы. Имп. Ирина. Солид. Реверс. Кон. VIII – нач. IX в. Имп. Ирина. Солид. Реверс. Кон. VIII – нач. IX в. И. была в родстве с кланом Серандапихов, ведшим происхождение от Висира, ближайшего соратника имп. Льва III Исавра (717-741). Клан относился к т. н. новой знати, выдвинувшейся при императорах Исаврийской династии (подробнее см.: Afinogenov D. A Lost 8th Century Pamphlet Against Leo III and Constantine V?//Eranos. Oslo, 2002. Vol. 100. P. 1-17). Видимо, решение имп. Константина V женить своего сына и соправителя Льва IV на И. демонстрировало преемственность политики Константина и его отца. 1 нояб. 769 г. И. прибыла в К-поль на корабле из Афин. На этом основании ее обычно считали афинянкой, однако из источника («Хронографии» Феофана Исповедника) это не следует. Афины могли быть местом службы ее отца, о котором сведения не сохранились (к 769 он уже умер). В 798 г. во всяком случае в Афинах служил патрикий Константин Серандапих ( Theoph. Chron. P. 474). Семья Серандапихов, несомненно, входила в состав высшей к-польской аристократии. После торжественной встречи патриарх К-польский Никита I совершил обручение И. со Львом в дворцовой Фаросской ц.

http://pravenc.ru/text/673923.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИДДСКАЯ (РИМСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворная святыня древней Палестины, К-поля и Рима, особо почиталась в Московском царстве со 2-й пол. XVI в. История образа восходит к апостольским временам и связана с живописным изображением, возникшим «нерукотворно» на столпе в ц. Пресв. Богородицы, построенной апостолами Петром и Иоанном в г. Лидде (Диосполе) (празднование «образу на столпе в Лидде» совершается 12 марта). В VIII в. свт. Герман I, патриарх К-польский, заказал иконный список с изображения на столпе. Список сначала находился в столице Византийской империи, а в период иконоборчества пребывал в Риме, после того как чудесным образом приплыл туда по воде. После восстановления иконопочитания Л. и. таким же способом вернулась в К-поль, где была поставлена в Халкопратийском храме. С этого времени она получила 2-е наименование «Римская» (греч. Ρωμαα); празднование иконе установили 8 сент. ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 178), совр. празднование совершается 26 июня. Самые ранние визант. свидетельства о Л. и. датированы VIII в. ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 276). Русская редакция «Сказания о чудесах иконы Богоматери Римляныни» относится к 1395 г. ( Кулаковский. 1928. С. 470). В сер. XVI в. история Л. и. вошла в Степенную книгу царского родословия в составе Сказания о чудесах иконы Тихвинской иконы Божией Матери в качестве предыстории этой рус. иконы. С этого времени на Руси Л. и. отождествлялась с Тихвинской иконой ( Кулаковский. 1928. С. 474). Изображений Л. и. византийского времени не известно; Н. П. Кондаков ( Кондаков. Т. 2. С. 176-179) не связывал ее ни с одним из существующих образов Пресв. Богородицы, однако указывал, что, возможно, она принадлежала к типу «Одигитрия Дексиократуса» (т. е. Богоматерь, держащая Младенца на правой руке). Кроме того, Кондаков высказывал осторожное предположение, что Л. и. могла быть соотнесена с иконой Божией Матери «Спасительница Римского народа» (Salus Popoli Romani, VI в.(?), поновлена в XII-XIII вв.) из рим. ц. Санта-Мария-Маджоре. А. Грабар был склонен отождествлять Л. и. с энкаустическим образом Богоматери кон. VII - нач. VIII в. из ц. Санта-Мария-Нуова (ныне Санта-Франческа-Романа) в Риме.

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МУРАТОРИ КАНОН [Лат. Canon Muratorianus], фрагмент анонимного сочинения, содержащий, как считается, один из древнейших перечней канонических книг Свящ. Писания (CPG, N 1862; CPL, N 83a) (см. Канон библейский ). Назван в честь открывшего его в 1700 г. Л. А. Муратори († 1750). Вопрос о принадлежности М. к. к жанру канонических списков является дискуссионным, поскольку перечисление книг в нем сопровождается экскурсами исторического и легендарного характера. По этой причине нек-рые исследователи предпочитают называть памятник «Фрагментом Муратори» (Fragmentum Muratorianum). Возможно, его следует относить к жанру прологов библейских. Рукописная традиция Муратори канон. Фрагмент рукописи. VIII в. (Ambros. I 101 Sup. Fol. 31v) Муратори канон. Фрагмент рукописи. VIII в. (Ambros. I 101 Sup. Fol. 31v) Большая часть М. к. сохранилась в рукописи VIII в. Ambros. I 101 Sup. Fol. 10-11 (Lowe. CLA. Vol. 3. N 352) (всего 85 строк; начало и, вероятно, окончание сочинения утеряны). Весь кодекс состоит из 76 листов (оригинал мог быть больше на 56 листов, поскольку каждый 8-й лист последовательно отмечен буквами лат. алфавита начиная с I) и происходит из монастырской б-ки Боббио , что подтверждается пометой в кодексе - «liber scti columbani de bobbio» (Fol. 1; экслибрис Боббио также на Fol. 32v). Поскольку далее написано «Iohis grisostomi», А. Леклерк предположил, что это та самая рукопись с сочинениями свт. Иоанна Златоуста, к-рая отмечена в каталоге б-ки Боббио, составленном в 1461 г. ( Leclercq. 1935). Первая тетрадь кодекса утеряна. На Fol. 1-9v записаны главы 3-5 из соч. Евхерия Лугдунского «Образцы духовного понимания» (De Terrenis, De Animantibus, De Nominis) (CPL, N 488). Следующие 7 тетрадей также утеряны. Далее выписан М. к., после к-рого следуют соч. свт. Амвросия Медиоланского «Об Аврааме» (CPL, N 127) (Fol. 11-12) и снова Евхерия «Объяснение различных вещей» (De expositione diversarum rerum) (из 2-й книги Instructiones ad Salonium - CPL, N 489) (Fol.

http://pravenc.ru/text/2564356.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Римский форум античная цивилизация в Италии и Средиземноморье с центром в Риме. Основу ее составила городская община (лат. civitas) Рима, постепенно распространившая свою власть, а затем и свое право на все Средиземноморье. Будучи изначально небольшим полисом, Рим к сер. III в. до Р. Х. подчинил Италию, к сер. II в. до Р. Х. превратился в мощную средиземноморскую державу, а ко времени Рождества Христова стал огромной империей, вобравшей политическое и культурное наследие мн. древних цивилизаций Средиземноморья. История Д. Р. подразделяется на 6 периодов: царство (VIII-VI вв. до Р. Х.); ранняя республика (кон. VI-III в. до Р. Х.); поздняя республика (II-I вв. до Р. Х.); ранняя империя, или принципат (кон. I в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.); кризис III в. по Р. Х., приведший к временному распаду империи; поздняя империя, или доминат (кон. III-V в. по Р. Х.). Население Италии I тыс. до Р. Х. Древнейшим населением Апеннинского п-ова были лигуры. В нач. I тыс., с наступлением железного века, пришлые индоевроп. племена италиков и иллирийцев постепенно вытеснили лигуров на северо-запад Италии. В этот период возникают поселения городского типа (oppida; культура Виллановы X-VIII вв.). О путях и времени проникновения италиков на полуостров единого мнения нет. Греки впервые попали в Италию в посл. трети II тыс. С VIII в. развивалась греч. колонизация Юж. Италии и Сицилии. В Италии греки основали такие города, как Кумы, Локры, Сибарис, Кротон, Регий, Посейдония, Тарент, Метапонт, Неаполь; на Сицилии - Наксос, Сиракузы, Мегара, Гела, Акрагант. Освоенный ими регион получил название «Великая Греция». В VI - нач. V в. греки воевали с этрусками в Италии и с карфагенянами на Сицилии. В нач. V в. карфагеняне и этруски договорились о совместных действиях против греков. Несмотря на это, сицилийские греки в 480 г. нанесли поражение карфагенянам в битве при Гимере, а в 474 г. разбили этрусков в морском сражении при Кумах. В V-IV вв. на Паданской низменности обосновались кельт. племена (их лат. название - Galli, галлы). К I в. в результате завоевания Италии Римом и ее романизации сложилась единая италийская народность, языком к-рой стала латынь. Царский Рим (753-510 гг. до Р. Х.)

http://pravenc.ru/text/180425.html

Н.А. Маясова Принятые сокращения Вишневская 1989 – Вишневская И. И. Орнаментальное шитье//Русское художественное шитье XIV – начала XVIII века: Каталог выставки/Авт. вступ. ст. и сост. Н. А. Маясова и И. И. Вишневская. М., 1989. С. 83–131. Вишневская 1998 – Вишневская И. И. Саккос из ризницы храма Христа Спасителя//Искусство христианского мира: Сб. статей. М., 1998. Вып. 2. С. 93–101. Вишневская, Смирнова 2000 – Вишневская И. Я, Смирнова H.A. Облачения Соловецкого монастыря Ц Соловецкий монастырь: Книга-альбом. м.; СПб. Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1602 – Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1602 года – РНБ, 78/1317. Вкладная книга Новодевичьего монастыря 1б75 – Вкладная книга 7183 года Московского Новодевичьего монастыря – Музей «Новодевичий монастырь», инв. 104027/1-НДМ. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря 1987 – Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря 1673 г. М., 1987. Выставка VIII Археологического съезда 1890 – Выставка VIII Археологического съезда//Труды VIII Археологического съезда в Москве в 1890 г. M., 1897. Т. 4. С. 207–242 и табл. Выставка шитья допетровского времени 1923 – Выставка шитья допетровского времени – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1923, д. 2, прот. 1 декабря 1923, л. 75–77. Вьюева 1991 – Вьюева H.A. Живописец Василий Познанский (К истории создания иконостаса церкви Распятия в Большом Кремлевском дворце)//Русская художественная культура XVII века. М., 1991. С. 97–110 (Материалы и исслед./Гос. музеи Моек Кремля; 8). Георгиевская-Дружинина 1929 – Георгиевская-Дружинина Е. В. Строгановское шитье в XVII веке//Русское искусство XVII века. Л., 1929. С. 109–132. Георгиевская-Дружинина 1945 – Георгиевская-Дружинина Е.В. История женского художественного труда в XVII веке: Работа строгановских золотошвейных мастерских. Дис. канд. искусств. М, 1945. Георгиевский 1895 – Георгиевский В. Т. Краткое описание церковно-исторического древлехранилища при братстве Александра Невского во Владимире. Вязники, 1895. Георгиевский 1911 – Георгиевский В. Т. Фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. СПб., 1911.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

На Екатерининских чтениях основное внимание было уделено семье Екатеринбург, 13 декабря 2005 г . В Екатеринбурге прошли VIII Екатерининские образовательные чтения " Духовные основы образования. Семья, Церковь и государство – общие задачи воспитания в школе " , сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . Основное внимание участников чтений было уделено семье и родителям. Особенностью нынешнего форума стало широкое представительство структур министерства образования области. С духовным словом к участникам чтений обратился архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. В работе пленарного заседания участвовал министр общего и профессионального образования заслуженный учитель России Валерий Вениаминович Нестеров. Собравшиеся с интересом слушали доклады директора Института развития регионального образования Оксаны Владимировны Гайнановой и директора центра " Учебная Книга " Людмилы Андреевны Абрашкиной. Эти организации - являются ведущими подразделениями областного министерства образования, с которыми сотрудничает Екатеринбургская епархия в программном обеспечении курсов повышения квалификации для учителей общеобразовательных школ " Основы Православной культуры " и в вопросах переподготовки преподавателей. После пленарного заседания была организована работа многочисленных тематических секций. Выступление архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на VIII Екатерининских образовательных чтениях " Духовные основы образования. Семья, Церковь и государство – общие задачи воспитания в школе " . «Уважаемый Валерий Вениаминович, дорогие братья и сестры! Наши VIII Екатерининские образовательные чтения посвящены, в первую очередь рассмотрению такого важного вопроса, как участие семьи, то есть родителей в духовно-нравственном и религиозном воспитании, которое доступно нам сейчас в рамках светской образовательной системы. Не случайно на наши чтения мы пригласили нашего уважаемого министра образования, заслуженного учителя России Валерия Вениаминовича Нестерова и попросили его сделать обращение к вам, дорогие наши родители, чтобы разъяснить те возможности, которые вы имеете в нашей светской системе образования для реализации духовно-нравственного воспитания своих детей.

http://pravoslavie.ru/15490.html

О причинах иконоборческих споров согласно трактату преподобного Иоанна Дамаскина “Первое защитительное слово против отвергающих святые иконы” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 28 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 От автора. Цель настоящего исследования — привлечь внимание византологов к историческим документам и фактам, которые так или иначе были недостаточно оговорены при оценке причин иконоборчества VIII века .Так, особый интерес представляет письмо императора Льва ­— так называемый Ghevond’s Text . На основании этого и других документов в исследовании впервые поднимается вопрос о взаимоотношении неоплатонических тенденций в исламе с христианским богословием иконы как об одной из возможных причин иконоборческой смуты. Особое внимание уделено также динамике развития богословия иконы в Церкви и его связи с литургической символикой преподобного Максима Исповедника. Последний, что особо важно, развивает понятие взаимопроникно­ве­ния подобия и его Первообраза на основе христологии. Установив необходимый богословский и исторический контекст, автор дает уточненный анализ как причин иконоборчества, так и богословия иконы преподобного Иоанна Дамаскина. Всту­п­ле­ние Да­та на­пи­са­ния и ос­нов­ные ар­гу­мен­ты “Пер­во­го сло­ва” Иконопись раз­ви­ва­лась, от­та­чи­ва­лась и со­вер­шен­ст­во­ва­лась в Православной Церкви более пол­уто­ра ты­ся­ч лет. Ны­не ико­на яв­ля­ет­ся не­отъ­ем­ле­мой ча­стью молитвенной практики Православия. Столь при­выч­ное и ес­те­ст­вен­ное для пра­во­слав­но­го че­ло­ве­ка на­шей эпо­хи, ико­но­по­чи­та­ние от­нюдь не яв­ля­лось по­все­ме­ст­ной и всепри­знан­ной цер­ков­ной прак­ти­кой в первые века христианской истории. Икона прошла долгий путь развития, прежде чем завоевать достойное богословское признание. В VIII столетии произошел решающий сдвиг в развитии богословия иконы, и немалая заслуга в этом принадлежит преподобному Иоанну Дамаскину . Во времена иконоборческой смуты VIII âека он одним из первых выступил в защиту иконопочитания.

http://pravmir.ru/o-prichinah-ikonoborch...

О причинах иконоборческих споров согласно трактату преподобного Иоанна Дамаскина “Первое защитительное слово против отвергающих святые иконы” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28-30, 2001 12 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28-30, 2001 От автора. Цель настоящего исследования — привлечь внимание византологов к историческим документам и фактам, которые так или иначе были недостаточно оговорены при оценке причин иконоборчества VIII века. Так, особый интерес представляет письмо императора Льва III Исав­рия — так называемый Ghevond’s Text. На основании этого и других документов в исследовании впервые поднимается вопрос о взаимоотношении неоплатонических тенденций в исламе с христианским богословием иконы как об одной из возможных причин иконоборческой смуты. Особое внимание уделено также динамике развития богословия иконы в Церкви и его связи с литургической символикой преподобного Максима Исповедника. Последний, что особо важно, развивает понятие взаимопроникно­ве­ния подобия и его Первообраза на основе христологии. Установив необходимый богословский и исторический контекст, автор дает уточненный анализ как причин иконоборчества, так и богословия иконы преподобного Иоанна Дамаскина. Всту­п­ле­ние Да­та на­пи­са­ния и ос­нов­ные ар­гу­мен­ты “Пер­во­го сло­ва” Иконопись раз­ви­ва­лась, от­та­чи­ва­лась и со­вер­шен­ст­во­ва­лась в Православной Церкви более пол­уто­ра ты­ся­ч лет. Ны­не ико­на яв­ля­ет­ся не­отъ­ем­ле­мой ча­стью молитвенной практики Православия. Столь при­выч­ное и ес­те­ст­вен­ное для пра­во­слав­но­го че­ло­ве­ка на­шей эпо­хи, ико­но­по­чи­та­ние от­нюдь не яв­ля­лось по­все­ме­ст­ной и всепри­знан­ной цер­ков­ной прак­ти­кой в первые века христианской истории. Икона прошла долгий путь развития, прежде чем завоевать достойное богословское признание. В VIII столетии произошел решающий сдвиг в развитии богословия иконы, и немалая заслуга в этом принадлежит преподобному Ио­ан­ну Да­ма­ски­ну. Во времена иконоборческой смуты VIII века он одним из первых выступил в защиту иконопочитания.

http://pravmir.ru/o-prichinah-ikonoborch...

Объем и содержание темы «Иконография Богоматери» в исторической постановке. Библиография предмета Введение Библиография предмета I. Древнехристианская эпоха Образы Божией Матери в живописи римских катакомб и на рельефах саркофагов «Благовещение» и «Рождество Христово» Поклонение волхвов» в живописи римских катакомб «Поклонение волхвов» на римских и равеннских саркофагах и на солунском амвоне Изображения на группе мелких памятников Саркофаги церкви св. Енграции и киворий собора Сан Марко II. Образ Божией Матери «Оранты» и его отношение к «чину» «дев» и «диаконисс» в древней церкви Чин «дев» и чин «диаконисс» Изображения на стеклянных донышках сосудов из катакомб Развитие образов Богоматери и «священных дев» Изображения на медальонах, печатях, крестах и саркофагах III. Переходная эпоха первой половины V века. Эфесский собор 431 г. Мозаики церкви св. Марии Маджоре в Риме IV. Греко-восточный период христианского искусства. Роль Сирии и Египта в быту и искусстве эпохи. Мартирии. Паломничества V. Появление моленной иконы. Иконные типы Богоматери V и VI столетий в живописи и скульптуре и художественно-промышленных изделиях Икона Богоматери из собрания преосв. Порфирия Образ Богоматери Оранты в Острианских катакомбах и родственные ему образы Мозаики ц. св. Аполлинария Нового и базилики Евфразия «Помянная» икона в катакомбах Коммодиллы Кодекс Рабулы Иконная идеализация в евангельских сюжетах. Кафедра Максимина Ампулы Монца. Икона и крест из Латеранского клада Коптские и греко-восточные ткани Оклады и диптихи из слоновой кости. Выводы VI. Иконные типы Богоматери в VII–VIII столетиях на греческом Востоке VII. Иконные типы Богоматери греко-восточного и византийского происхождения в западных и восточных памятниках VII и VIII столетий и образы Божией Матери на стенах церкви Св. Марии Антиквы в Риме VIII. Памятники греко-восточной и византийской иконографии Божией Матери на романском Западе в VII–IX веках. Образ Божией Матери «Оранты» в ораториях IX. Исторические данные о почитании Богоматери в древнейшей Византии. Древний византийский стиль. Мозаики храма великомученика Димитрия в Солуни. Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы участников VIII Международного фестиваля «Вера и слово» Источник: Патриархия.ru      30 октября 2018 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя г. Москвы состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками VIII Международного фестиваля «Вера и слово». Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы собравшихся. — Благословите, Ваше Святейшество. Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, Таллинская епархия, «Православный собеседник» — газета, которую Вы благословили, спасибо Вам. В свете последних событий православный мир очень напряженно следит за тем, как развиваются отношения между Константинопольской и Русской Православными Церквами. Сложилось впечатление, что раскол, который произошел в Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата 20 лет назад, — это пробный камень Константинополя. Слава Богу, наш почивший владыка Корнилий, митрополит Таллинский и всея Эстонии, остался верен Матери-Церкви, хотя Церковь наша потеряла тогда часть своего имущества, а раскольники ушли под юрисдикцию Константинополя. Складывалась очень острая обстановка, и только благодаря мудрости нашей Церкви мы сохранили свое лицо. Крестные ходы, которые были проведены в защиту Православия, собрали более 30 тысяч людей, и именно крестные ходы остановили развитие этого острого конфликта. Ваше Святейшество, может быть, в свете последних событий, того, что происходит сейчас, крестный ход будет тем оружием, которое возможно на поле духовной брани, которое объединяет и показывает наше единство? Мы с заповедями Христа, мы защищаем ценности Христовы! Как Вы полагаете, как сегодня вести себя православному миру, тем людям, которые растерялись? Ведь мы понимаем: «Бог есть любовь», правду невозможно победить, «не в силе Бог, а в правде», — но как себя вести? Спасибо. — Спасибо Вам за вопрос. Что касается крестных ходов, то в самое трудное время (хотя, может быть, трудные времена еще впереди) Украинская Православная Церковь организовала крестный ход, в котором участвовали более 200 тысяч человек. Телевидение, по крайней мере, российское, это показало. Не знаю, как эту картину показывало украинское телевидение или какие-то зарубежные телеканалы, но это было грандиозное шествие, это было море людей. Мы знаем, с какими трудностями сталкивались те, кто желал участвовать в этом крестному ходе. Люди съезжались со всех мест Украины, из всех областей, и сколько же беззаконий совершалось по дороге! Автобусы останавливали, людей высаживали, раздавались угрозы, иногда отбирались документы — и, несмотря на административное давление, приехало больше 200 тысяч человек! Ну, а если бы его не было? Тогда, наверное, участвовали бы и те, кто дрогнул или, поразмышляв, ехать или не ехать, решил: ну подожду, пока не поеду. Конечно, людей было бы еще больше.

http://pravoslavie.ru/116930.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010