Преподобный Роман Сладкопевец и византийская гимнография III-VIII веков [Преподобний Роман III—VIII : Богослов.RU Комментарии Я, как и Василий Великий, верю в реальность того, что Глава Церкви - Христос. Вы - подозреваю - в этом не уверены. Поэтому не понимаете, само собой разумеющихся, вещей. Поэтому - я спорю с Вашим... Владимир — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Миф? Миф должен иметь основание, хотя бы, в фольклоре. Не совсем понятно, какой смысл Вы вкладываете в этот термин. В богословии, то о чём Вы говорите, называется не миф о глобальной катастрофе, а... Владимир — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Учение о предопределении (в более, конечно, глобальном смысле, чем у Вас) - католическое. У католиков нет духовного опыта отношения с Творцом - Словом, как с Главой Церкви. Поэтому, возможно, им... Владимир — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский 3. Автор цикла отнюдь не претендует на «решение догматических вопросов». Как явствует из названия цикла и из «Введения», включённого в состав 1-ой части, автор видел свою задачу в том, чтобы собрать... Алексей Владимирович Гоманьков — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский 2. «Известная цитата», касающаяся того, что первый «день» Творения якобы состоял из 24 часов, не приведена в статье, потому что она не имеет никакого отношения к ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ этого «дня». Любой... Алексей Владимирович Гоманьков — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Сети богословия « Богослов.Ru в Дзен » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru в Telegram » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru на YouTube » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru во ВКонтакте » 01 декабря 2022 Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше

http://bogoslov.ru/book/496699

Скачать epub pdf Январь Максим Исповедник, св. [О нем.] Жизнь, дела и мученичество преподобного отца нашего и исповедника Максима/Пер., изд. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1913. Т. 1. 1. С. 1–16 (1-я пагин.). (Начало.) —1— Перевод жития св. Максима сделан по следующим текстам, помечаемым у нас буквами: А. Пергам. рукопись Моск. Синод. (Патр.) Библиотеки, по описанию архим. Владимира 380, писанная в 1022-м году (на л. 370 почти стершаяся припись), листы 231 об.–252. По сравнению с печатными изданиями жития у Combefis " a и Mignéя, рукопись имеет следующие особенности: 1) нет I–VII глав, излагающих жизнь св. Максима до монофелитского движения и участия в нем Ираклия, – 2) главы VIII–XVIII изложены сходственно, но не тожественно, причем в рукописи прибавлено сообщение о сочинениях св. Максима, – 3) вместо сокращенного изложения изданных Combefis " ом Актов в XIX–XXXIV главах «Жизни», рукопись дословно выписывает самые эти Акты (Comb. I. XXIX–LXVI, Migne 90. 110–172), хотя и с значительными опущениями, именно: в Acta I: гл. IV, нач. V, VIII, IX, первая половина X, вторая половина XI, почти вся XIV и XV. – в Acta II: I и нач. II изложено иначе, опущено: кон. V, VI, VIII, VIII, почти вся XII, вся XIII, XIV, XV, XVI, нач. XVII, почти вся XIX, XX, XXI, конец XXIII и XXXII, – 4) приведено все целиком письмо св. Максима к Анастасию монаху (Comb. XLI–XIII Migne 131–134, – 5) в конце жизнеописания помещено письмо Анастасия пресвитера и апокрисиария, – ученика и сподвижника св. Максима, – к Феодосию пресвитеру Гангрскому, – напечатанное у Combefis " a (LXVII–LXX) и Mignéя (171–178) только в латинском переводе Анастасия Библиотекаря, – в рукописи приведены главы II–V, – 6) наконец, нет сообщения о чудесном восстановлении дара слова и способности письма десницами у святых Максима и Анастасия, по отсечении у них языков и правых рук, – и др. нек. Частные особенности этой редакции жития св. Максима отмечаются в разночтениях, а большие отделы печатаются целиком – в греческом тексте с русским пе-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Торжественное открытие VIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» возглавил Святейший Патриарх Кирилл 5 ноября, 2009. Редакция " Правмира " В праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, 4 ноября, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию открытия VIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства». В праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, 4 ноября, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию открытия VIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства». Организаторами выставки-форума выступают Московская Патриархия, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Паломнический центр Московского Патриархата, выставочное объединение «РЕСТЭК». Поддержку проекта осуществляют Совет Федерации ФС РФ, Государственная Дума ФС РФ, Министерство обороны РФ, Министерство иностранных дел РФ, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Правительство г. Москвы. На трибуну, установленную у входа в Центральный выставочный зал «Манеж», поднялись Святейший Патриарх Кирилл, глава Администрации Президента РФ С.Е. Нарышкин, мэр города Москвы Ю.М. Лужков, руководители традиционных религиозных общин России. На открытие выставки прибыли также вице-спикер Государственной Думы ФС РФ Л.К. Слиска, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Попов, члены Совета Федерации и Государственной Думы ФС РФ, делегации Поместных Православных Церквей, представители инославных конфессий, представленных в России. С.Л. Нарышкин поздравил собравшихся с Днем народного единства и огласил приветствие, которое направил участникам выставки-форума Президент РФ Д.А. Медведев. «Во все времена Русская Православная Церковь помогала сплочению и нравственному совершенствованию людей. И ваш форум служит укреплению в современной России традиций гражданской солидарности и общественного согласия», — говорится в приветствии главы государства.

http://pravmir.ru/torzhestvennoe-otkryti...

20 декабря 2010 г. в Москве в храме Воскресения Христова в Кадашах начала работу конференция «VIII Кадашевские чтения», посвященная вопросам сохранения исторического наследия. Тема конференции: «Москва историческая: утраты и перспективы». 20 декабря 2010 г. в Москве в храме Воскресения Христова в Кадашах начала работу конференция «VIII Кадашевские чтения», посвященная вопросам сохранения исторического наследия. Тема конференции: «Москва историческая: утраты и перспективы». Сергей Васильевич Капустин, научный сотрудник РАН, сделал доклад «История русского мемориала Сан-Стефано в Стамбуле» о восстановлении памятника русским воинам, павшим в войне с Турцией 1877 г. Этот памятник был построен российским правительством в конце XIX в. в виде православного храма Сен-Стефано. Памятник был разрушен во время турецкой революции в 1920-х годах. До сих пор на месте памятника ничего не построено, несмотря на то, что он находятся почти в центре Стамбула, в элитном районе на берегу Мраморного моря. Турки помнят память русских воинов и не хотят ничего строить на человеческих костях. По утверждению докладчика, земля памятника и сегодня находится в собственности русского правительства. Но, чтобы восстановить этот памятник, нужен официальный запрос правительства РФ в органы власти Турции. После доклада протоирей Александр Салтыков сказал, что он поддерживает идею написать обращение к правительству России о том, чтобы принять меры к восстановлению памятника истории России и русского оружия. Алексей Алексеевич Клименко, член Президиума экспертного совета при Главном архитекторе Москвы, в своем докладе «Будущее Москвы в связи со сменой Московского руководства», затронул тему предварительных подведения итогов первых ста дней деятельности нового мэра Москвы Собянина. По его словам, чиновник не учитывает интересны москвичей, ведь он не отменил, а только заморозил, скандальные стройки лужковского времени. Для нового руководства снова интересы бизнеса важнее интересов города. Оно не интересуется мнением специалистов для решения градостроительных вопросов. Хотя в Москве находятся 17 ученых-урбанистов мирового уровня, ни один их них не привлечен для решения сложнейших вопросов управления мегаполисом.

http://pravmir.ru/v-moskve-proxodit-konf...

6. Иоанн VIII (1425–1448) и турецкая угроза При Иоанне VIII территория империи была ограничена самыми скромными размерами. Незадолго до смерти своего отца он уже должен был уступить султану некоторые фракийские города. После того как Иоанн сделался в 1425г. единодержавным правителем, его власть простиралась, собственно говоря, над Константинополем и его ближайшими окрестностями. Прочие же части государства, как например, Пелопоннес, Солунь, некоторые отдельные города во Фракии, находились в управлении его братьев в виде отдельных княжеств, почти совершенно независимых уделов. В 1430 г. была решена судьба Фессалоники (Солуни), завоеванной в этом году турками. Управлявший Солунью с титулом деспота один из братьев Uoahha VIII , чувствуя, что ему собственными силами не справиться с турками, продал город за известную сумму Венецианской республике, которая, получая в руки столь важный торговый центр, обязалась, по словам источника (Дуки), его “охранять, кормить, поднять его благосостояние и превратить во вторую Венецию.” 938 Однако подобного укрепления Венеции в Солуни не могли допустить турки, владевшие уже окрестной с городом страной. Под личным руководством султана они приступили к осаде Солуни, ход и результат которой хорошо изображены в специальном сочинении “о последнем взятии Фессалоники,” принадлежащем перу современника описываемой драмы Иоанна Анагноста (т.е. Чтеца). 939 Латинский гарнизон Солуни был незначителен; городское население относилось к своим новым венецианским господам как к чужакам. Поэтому город сопротивляться туркам не мог; последние через короткое время после начала осады штурмом взяли город и подвергли страшному разгрому и поруганию; население избивалось без различия пола и возраста; храмы обращались в мечети; однако, церковь св. Димитрия Солунского, главного патрона города, была временно оставлена христианам, хотя и в состоянии полного ограбления. Взятие Фессалоники турками также описано в стихах, сочинённых представителем высшего греческого духовенства в Константинополе в его Хронике о Турецкой империи. 940 По поводу этого прискорбного события сочинено также некоторое количество греческих народных песен. 941 Утрата Фессалоники произвела глубокое впечатление в Венеции и всей Западной Европе. Приближение решающего момента чувствовалось, конечно, и в самом Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

VIII. Успенский колодезь, бассейн и памятник (обелиск). Колодезь, бассейн и памятник имеют между собою ту связь, что находятся в одном месте, иначе сказать – связь топографическую. Хронологический порядок их (старшинство по времени существования) есть тот, что – колодезь, памятник и бассейн. Колодезь, находящийся в ограде Успенского собора, против его юго-западного угла, – от половины XVII века. У Успенского собора, с западной его стороны, до последней четверти XVIII столетия была паперть (о которой мы сказали выше, с. 206). В 1644 году оказалось повреждение папертной стены в юго-западном углу, почему и решено было под угол подвести бык, или контрафорс. Когда выкопали ров для фундамента быка, то неожиданно во рву явилась ключевая вода (открылся источник жильной воды). От воды явившегося источника получил исцеление один монах монастыря, а один слуга монастыря, выразивший неверие к целебной силе воды, постигнут был смертию. Вследствие этого власти монастырские и приказали обделать над водой, признавая ее за богодарованную, колодезь каменный (причем ров, вероятно, был несколько углублен; в настоящее время колодезь имеет глубины около двух Когда поставлена над колодезем, от воды которого, по уверению Симона Азарьина, получались исцеления и потом, нынешняя башня, или часовня, остается Автор Краткого описания лавры, заключая от сходства архитектуры башни с архитектурой трапезы (именно украшающих одну и другую резных колонн), предполагает, что башня построена одновременно с трапезой, которая была строена в продолжение 1687–1692 годов, и предположение это должно быть признано за весьма вероятное (как видно из книги планов и фасадов, башня колодезя своим северо-восточным углом вплотную примыкала к юго-западному углу бывшей паперти собора) [см. приложенные фототипические снимки V, VI, VIII и XIII]. В 1808 году снят с башни осмерик и вместо него поставлена одна из глав, снятых с Предтеченской церкви, а из восьми фальшивых окон ее, или фронтонов, оставлены четыре, а четыре сломаны.

http://sedmitza.ru/lib/text/438588/

VIII. ЦЕРКОВЬ И ПРОСВЕЩЕНИЕ I. Цесаревна Елисавета II. Достижение престола III. Эпоха силы и влияния Лестока IV. Могущество Бестужева V. Эпоха событий, подготовлявших Семилетнюю войну VI. Эпоха Семилетней войны VII. Государственное управление при императрице Елисавете Петровне VIII. Церковь и просвещение IX. Внутренний быт при Елисавете Петровне. Хозяйство, ремесла и торговля X. Болезнь и кончина императрицы Елисаветы Петровны Меры к распространению христианства между восточными народами. - Димитрий Сеченов. - Новокрещены и некрещеные. - Недоразумения с мордвой и чувашами. - Монастыри. - Преследование раскола. - Хлыстовщина. -Недостатки духовного воспитания. - Академия наук; ее члены. - Сухопутный кадетский корпус и морская академия. - Основание московского университета. Императрица Елисавета Петровна с самого вступления на престол показывала большую набожность, и все ее распоряжения клонились более или менее к расширению между ее подданными православной веры и к унижению иноверства. Посланный еще при Анне Ивановне для обращения восточных инородцев Димитрий Сеченов доносил, что новокрещены не хотят выселяться на новые места, отдельно от некрещеных своих единоплеменников, остаются на прежних местах и даже ропщут, говоря, что как будто их за крещение наказывают, выгоняя из тех дворов, где жили их деды и предки. На такое представление последовал указ - не понуждать новокрещенов к переселениям, а объявить им другие милости, например, трехлетнюю льготу от всяких податей и повинностей, которые за них повелено собрать с некрестившихся, сверх того, крепостной магометанин делался свободным, приняв св. крещение; но если мурза, его помещик, принимал крещение, то подданные снова поступали к нему в зависимость. Трудно было выдумать закон более неудобный, потому что нет ничего несправедливее и опаснее, как объявить рабам свободу и тут же ставить их в возможность потерять ее снова. К числу льгот для новокрещенов была и такая, что арестованный по уголовному делу магометанин мог избавиться от наказания принятием христианства .

http://sedmitza.ru/lib/text/443426/

VI. Нестроения второго патриаршества Игнатия и восстановление Фотия в патриаршем достоинстве, по смерти первого. Папы Адриан II и Иоанн VIII. Отношения константинопольского духовного и светского правительства с папою Адрианом к концу 871 года; – древне-болгарский церковный вопрос до рассматриваемого времени; – письмо Адриана в Константинополь, в коем заключались угрозы в отношении к Игнатию, за неуступчивость в болгарском вопросе и выражалось запрещение возводить клириков фотианского поставления в высшие должности; – церковные нестроения в Константинополе, – письма нового папы Uoahha VIII к императору Василию и Игнатию, – письмо к этому последнему, как замечательный образец папских притязаний и несправедливости. – Смерть Игнатия и восстановление Фотия на патриаршестве: какими побуждениями в этом последнем случае руководилось византийское правительство? – Папа Иоанн VIII признает Фотия законным патриархом; – что заставило папу решиться на этот шаг? – Прещения папы, обращенные к приверженцам Игнатия в Константинопольском обществе. У большинства ученых утвердилось мнение, что в Византии и Византийской империи епископы были в полном рабском подчинении императорам, что Церковь была послушным слугою государства, что воля светских властителей была законом для иерархов. Для обозначения этих отношений светской и церковной власти в Западной науке употребляется варварское слово: цезаропапизм, которым указывается, что будто в Византии императоры в то же время были и первосвященниками, т. е. такими же полновластными распорядителями в делах церковных, как и в делах светских, гражданских. Такой взгляд на отношение Церкви и государства в Византии образовался отчасти вследствие непонимания тех тесных, близких отношений между светским и церковным правительством, какие существовали в Византийской империи. И одним из сильных доказательств неосновательности разбираемого взгляда служит история патриаршествования Фотия. Если власть гражданская была действительно руководительницей Церкви, то низвержение Фотия с патриаршества, происшедшее по воле императора Василия Македонянина, недолжно было вызвать никаких нестроений в Византии: смена одного патриарха другим была бы принята равнодушно, без противодействия, как очень обыкновенное дело. Что же мы видим в действительности?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

А.И. Булгаков Что такое методизм? Причины его появления Весьма часто методизм называют «второю реформациею» Английской церкви, а основателя методизма не задумываются сравнить с самыми выдающимися преобразователями религиозно-нравственной жизни народов. То же самое хотят выразить и тогда, когда в методизме видят явление, произведшее новую эпоху в жизни упомянутой церкви. Нельзя не согласиться с верностью всех этих отзывов, если хорошо всмотреться в сущность «первой» реформации в Англии; для этой цели достаточно самого беглого очерка, характеризующего дело первых религиозных реформаторов Англии. Генрих VIII, Эдуард VI, Елизавета, как видно, колебались между противоположными течениями своего времени и как будто боялись сделать тот решительный шаг, который сделали реформаторы Германии и Швейцарии. Такое ведение дела было причиною того, что Английская нация много лет находилась в нерешительном состоянии: то она была полукатолическою (при Генрихе VIII), то вступала на путь реформ, приветствуя разных протестантских выходцев из Германии и принимая их, как религиозных вождей и учителей (при Генрихе VIII и его сыне Эдуарде VI), то снова возвращалась к католицизму (при Марии) и т. д. Что же вышло из всего этого? Результатом такой нерешительности была Английская епископальная церковь , или Англиканская церковь. Временем окончательного образования этой церкви нужно признать 1563–1571 годы, в которые произошла окончательная переделка символического произведения Англиканской церкви, или появление в свет XXXIX членов. Но и на этом произведении сказалась нерешительность религиозных руководителей Английского народа: по отзывам лиц, близко знакомых с основными положениями Англиканской церкви, она представляет собою произведение, не имеющее резких характерных отличий, так что о ней весьма трудно сделать такой или иной отзыв. 1 Вместо того чтобы становиться на сторону того или другого мнения или отзыва, мы считаем не лишним указать несколько пунктов в упомянутом символическом произведении Англиканской церкви, – что даст нам право признать верными до некоторой степени все самые противоположные взгляды на сущность догматики Англиканской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Автор жизнеописания И. отмечает его образованность и сообщает, что он был воспитан в школе певчих при Латеранском дворце. 8 авг. 961 г. И. стал епископом Нарни; вероятно, тогда же был назначен папским библиотекарем (лат. bibliothecarius Sanctae Sedis Apostolicae). Лиутпранд Кремонский называет И. среди послов, отправленных папой Иоанном XII к императору ( Liutprandus Cremonensis. Historia Ottonis. 7//MGH. Script. Rer. Germ. T. 41. P. 163-164). Об активном участии И. в делах Римской курии свидетельствуют и его подписи под некоторыми грамотами пап Римских Иоанна XII (955-964) и Льва VIII (963-965). На Соборе 4 дек. 963 г., низложившем Иоанна XII, И. свидетельствовал против папы. Однако И. упомянут и среди участников Собора, созванного Иоанном XII для восстановления в сане (26 февр. 964). Возможно, при папе Бенедикте V (избран римлянами по смерти Иоанна XII и низложен папой Львом VIII) И. был возведен в достоинство кардинала-пресвитера (титул неизв.). После смерти папы Льва VIII римляне отправили к имп. Оттону I посольство с просьбой вернуть Бенедикта V, находившегося в заточении в Гамбурге. 4 июля 964 или 965 г. Бенедикт V скончался, и Оттон I послал в Рим своих представителей - Лиутпранда Кремонского и еп. Отгара Шпайерского, вероятно указав им на И. как на предпочтительного кандидата на Римскую кафедру. 1 окт. 965 г. в присутствии имперских послов И. был избран папой Римским и сразу же столкнулся с оппозицией римской знати. 16 дек. 965 г. в Риме произошел переворот под рук. рим. префекта Петра, гр. Ротфреда Кампанского и вестиария Стефана. Папа был схвачен и заточен в замке Св. ангела, а позднее переправлен в неизвестный замок в Кампании. Летом 966 г. И. удалось бежать и укрыться в Капуа под защитой гр. Пандульфа. Тем временем в Риме был убит гр. Ротфред. Было ли связано освобождение И. с этим убийством, в источниках умалчивается. Из Капуа И. отправил послов в Саксонию к имп. Оттону I с просьбой о помощи. Откликнувшись на призыв, император выступил в поход. Обеспокоенные действиями императора римляне отправили к И. посольство, моля папу о возвращении в Рим. 14 нояб. 966 г. И. вернулся в Рим: «клир и народ» встретили его за стенами города, с торжественной процессией папа проследовал к Ватиканской базилике, где отслужил мессу, и затем к Латеранскому дворцу. Спустя месяц в Рим прибыл император. Мятежников судили, многих сослали, а руководителей восстания (в их числе 12 начальников рим. округов (decarcones)) повесили; останки убитых Ротфреда и Стефана выкопали и выбросили за пределы Рима. Рим. префект Петр был передан папе. И. велел обрезать ему бороду и повесить за волосы у конной статуи рим. имп. Марка Аврелия, стоявшей перед Латеранским дворцом. После этого префекта посадили на осла задом наперед и в позорной процессии через весь город отвезли в тюрьму.

http://pravenc.ru/text/469696.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010