πω ς λαθ σε τ μρος του βιβλου του το κβδηλον ν· γρ περικοπ α τη χαρεν μν λλως σγγραμμα, νεωτερικν δ к α πεπλασμνον, δεκνυτα τε к α κατ πολλοι ς α πελγχεται τρπους. Πρς δ τοτων α πντων, δε περικοπ σν λλαις δο ται ς ε π τω τλει, τω παρ τω ν ουδαων ελημμνω Δανιλ ο κ ε μρεται. 352 ξ βραων δ τοι ς λλησι μετεβλθη πνθ’ σα τη ς παλαια ς διαθκης ρεται. ibidem. стр. 340. 353 Et quotquot ex credentibus ad hoc praeparavit Deus, ad derelictos multiplicandos in terra et sub regno Sanctorum fieri et ministrare huic Hierusalem et regnum in ea significavit Ieremias prophetä Circumspice, dicens, ad orientem Hierusalem, et vide laetitiam, quae adventat tibi ab ipso Deo. Ecce venient filii tui quos emisisti... Editio Feu – ardentii p. 502 – 503. 354 Quem (Deum) et Daniel propheta (cum dixisset ei Cyrus rex persarum, quare non adoras Bel?) annuntiavit, dicens: Quoniam non colo idola manufacta sed vivum Deum, qui constituit coelum et terram, et habet omnis carnis dominationem. Feu-ardentii, p. 328. 355 Кн. IV, гл. 75: Deus enim est, qui habet videri. Visio autem Dei efficax est incorruptelaë incorruptela vero proximum facit esse Deo. Feu-ardentii p. 421. 357 Adversus Marcionem lib. III, c. 22. Feu-ardentii p. 410: A persona enim injustitiae sublatus est justus, quis, nisi Christur? Venite, inquiunt, aufferamus justum, quia inutilis est nobis. 358 Nobis est voluntas et arbitrium eligendi alterum, sicut scriptum est, Ecce posui ante te bonum et malum; gustasti enim de arbore agnitionis. – De-exhortatione Castitatis, II. Rigaltii p. 519. 359 «Далее лицо Божие взирает на ищущих в простоте, как учит сама премудрость, не Валентинова, конечно, а Соломонова» – Porro facies Dei spectat in simplicitate quaerentes, ut docet ipsa sophia, non quidem Valentini, sed Solomonis. – Adversus valentinianos, III. Rigaltii 251. 360 Meminerant enim Hieremiae scribentis ad eos, quibus illa captivitas imminebat: Et nunc videbitis deos Babyloniorum aureos et argenteos et ligneos portari super humeros, ostentantes nationibus timorem.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Müntzers «Deutsch-evangelische Messe» verglichen mit Luthers drei liturgischen Schriften 1523 bis 1526//Zschr. des Vereins für Kirchengeschichte in der Provinz Sachsen. Magdeburg, 1912. Bd. 9. S. 57-92; Fr ö hlich A.-R. Die Einführung der Reformation in Zwickau//Mitteilungen des Altertumsvereins für Zwickau und Umgegend. 1919. Bd. 12. S. 1-74; Schulz K. Thomas Müntzers liturgische Bestrebungen//ZKG. 1928. Bd. 47. S. 369-401; Franz G. Die Entstehung der «Zwölf Artikel» der deutschen Bauernschaft//ARG. 1939. Bd. 36. S. 195-213; Смирин М. М. Народная реформация Томаса Мюнцера. М.; Л., 1947; Bensing M. Thomas Müntzer und der Thuringer Aufstand, 1525. B., 1966; Steinmetz M. Das Müntzerbild von Martin Luther bis Friedrich Engels. B., 1971; idem. Thomas Müntzer und die Bucher: Neue Quellen zur Entwicklung seines Denkens//ZfGW. 1984. Bd. 32. S. 603-612; idem. Thomas Müntzer Weg nach Allstedt: Eine Studie zu seiner Frühentwicklung. B., 1988; Br ä uer S. Thomas Müntzers Liedschaffen: Die Theologischen Intentionen der Hymnenübertragungen im Allstedter Gottesdienst von 1523/24//Lutherjahrbuch. Gött., 1974. Bd. 41. S. 45-102; idem. «Sind beyde dise Briefe an Münzer abgeschikt worden?»: Zur Überlieferung der Briefe des Grebelkreises an Thomas Müntzer vom 5. September 1524//Mennonitische Geschichtsblätter. 1998. Bd. 55. S. 7-24; idem. Die Überlieferung von Thomas Müntzers Gefangenschaftsaussagen//Lutherjahrbuch. 2006. Bd. 73. S. 41-86; Elliger W. Thomas Müntzer: Leben und Werk. Gött., 1975; Die Lutherischen Pamphlete gegen Thomas Müntzer/Hrsg. L. Fischer. Tüb., 1976; Oberman H. A. The Gospel of Social Unrest: 450 Years after the So-Called «German Peasants " War» of 1525//HarvTR. 1976. Vol. 69. N 1/2. P. 103-129; Stayer J. M. Anabaptists and the Sword. Lawrence (Kans.), 19762; Wolgast E. Zur Wertung Thomas Müntzer durch Valentin Weigel und antiweigelische Schriften//Der deutsche Bauernkrieg und Thomas Müntzer/Hrsg. M. Steinmetz. Lpz., 1976. S. 183-190; idem. Beobachtungen und Fragen zu Müntzers Gefangenschaftsaussagen//Lutherjahrbuch.

http://pravenc.ru/text/2564548.html

Таким образом, еше раз была доказано, что наибольшая “потребность” в тромболитической терапии отмечается сразу после развития инфаркта (в самые первые часы).  В последующие годы внутрикоронарный тромболизис стали довольно активно применять (изучать) в Америке. Было показано, что внутрикоронарное введение стрептокиназы позволяет восстановить [в среднем в течение получаса (31 мин)] коронарный кровоток в 67 % случаев (J. W. Kennedy et al., 1983). Однако до широкого применения внутрикоронарного тромболизиса дело не дошло даже в США. И не столько из-за недостатка в этой стране лабораторий катетеризации (хотя многие госпитали и не обладают необходимой аппаратурой), сколько из-за невозможности обеспечить круглосуточную работу этих лабораторий (человеческий фактор).  Та же картина наблюдалась и в Союзе, когда даже при “административной системе” собрать ночью “бригаду” для проведения экстренной катетеризации оказалось нереальной задачей. Кстати, эта проблема сохраняется в США до сих пор, только теперь уже в связи с необходимостью проведения больным инфарктом миокарда неотложной ангиопластики. Отметим, к слову, что опыт проведения в США в начале 80х годов внутрикоронарного тромболизиса способствовал рекламе коронарографии как безопасной диагностической/терапевтической процедуры, которая может успешно проводиться даже у больных инфарктом миокарда.  В 1983 г. R. Schroder с соавторами (ФРГ) сообщил, что внутривенное введение стрептокиназы (в дозе 1,5 млн. ЕД в течение часа) позволяет эффективно восстанавливать коронарный кровоток у больных инфарктом миокарда. Эти данные были подтверждены затем американцами в нескольких рандомизированных исследованиях, в которых сравнивалась эффективность внутрикоронарного и внутривенного введения стрептокиназы (W. J. Rogers et al., 1983; Е. L. Alderman et al., 1984; G. J. Taylor et al., 1984; R. P. Valentine et al., 1985). После этого отпал вопрос о внутрикоронарном применении тромболизиса. 1986 г. – исследование GISSI доказало, что тромболитическая терапия стрептокиназой статистически значимо уменьшает летальность от инфаркта миокарда.

http://azbyka.ru/zdorovie/istoriya-tromb...

Такие же невероятные вещи рассказываются в вымышленных актах о папе Сиксте III (432–440) и иерусалимском епископе Полихронии: Gesta de Xysti purgatione et Polychronii ierosolymitani accusatione et expurgatione. Предполагают, что фабрикация и этих актов принадлежит той же самой руке, которая начертала и акты синуесского собора. О тожественности же цели, какая имелась в виду при составлении обоих вымыслов, можно говорить уже не гипотетически, а положительно. Дело в том, что на Сикста III пало обвинение в нецеломудрии. Обвинитель его Bassus так громко распускал компрометирующие папу слухи, что они дошли до императора Валентиниана. Обвинение произвело всеобщий ужас и побудило императора созвать собор. Но из подлога оказывается, что Валентиниан мог созвать собор только в силу полномочий, полученных им на то от самого же Сикста, который писал будто бы по этому поводу восточным епископам: Valentinianus Augustus nostra auctoritate synodum congregari jussit. Отсюда следовало, что право созывать соборы принадлежит папам. Если же установилась практика, что соборы созываются императорами, то последние пользуются этим правом по уполномочению от пап. Полномочие это необходимо притом даже тогда, когда сам папа должен предстать пред собором в качестве обвиняемого. Далее процесс Сикста III описывается в таком виде: созванный Валентинианом собор вовсе не входит в расследование дела, как бы следовало ожидать. Отцы собора являются не судиями, а просто безмолвными зрителями, как Сикст III судит самого себя, или, лучше, не судит, а оправдывает. Собор открывается заявлением ех-консула Максима, что никто не компетентен судить верховного первосвященника. Это заявление подтверждает и император. Сам Сикст объясняет, что в его власти было доводить свое дело до собора или не доводить. Но он не желает, чтобы взведенное на него обвинение возмущало умы. Павшее на него обвинение есть клевета. Он, папа, нимало не повинен в том, за что обвиняет его Bassus. Этим все дело и оканчивается. Папа оправдывает самого себя и отцы собора, встревоженные павшим на Сикста обвинением, успокоены, подозрения их рассеяны, мир церковный восстановлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

R. Berlinger, W. Schrader. Amst.; Atlanta, 1994. S. 5-22; Koenen L. From Baptism to the Gnosis of Manichaeism//The Rediscovery of Gnosticism: Proc. of the Intern. Conf. on Gnosticism at Yale, New Haven, Connecticut, March 28-31, 1978/Ed. B. Layton. Leiden, 1981. Vol. 2. P. 734-756; idem. Manichaean Apocalypticism at the Crossroads of Iranian, Egyptian, Jewish and Christian Thought//Codex Manichaicus Coloniensis: Atti del Simposio Intern. (Rende-Amantea, 3-7 settembre 1984)/Ed. L. Cirillo. Cosenza, 1986. P. 285-332. (Studi e ricerche; 4); Uray G. Tibet " s Connections with Nestorianism and Manichaeism in the 8th-10th Cent.//Contributions on Tibetan Language, History and Culture/Ed. E. Steinkellner, H. Tauscher. W., 1983. P. 399-429; Luttikhuizen G. P. The Revelation of Elchasai: Investigations into the Evidence for a Mesopotamian Jewish Apokalypse of the 2nd Cent. and its Reception by Judeo-Christian Propagandists: Diss. Groningen, 1984; Colpe C. Das Siegel der Propheten: Historische Beziehungen zwischen Judentum, Judenchristentum, Heidentum und frühem Islam. B., 1990. (Arbeiten z. NT Theologie u. Zeitgeschichte; 3); Fonki B. L., Poljakov F. B. Paläographische Grundlagen der Datierung des Kölner Mani-Kodex//BZ. 1990. Bd. 83. N 1. S. 22-30; Oort J., van. Jerusalem and Babylon: A Study into Augustine " s City of God and the Sources of His Doctrine of the Two Cities. Leiden; N. Y., 1991. (VChr. Suppl.; 14); Lim R. Manichaeans and Public Disputation in Late Antiquity//RechAug. 1992. Vol. 26. P. 233-272; Ангелов Д. Богомильството. София, 1993; Casadio G. Mani versus Mazdak: The Prophet and his King in Pre-Islamic Iran//Religious Transformations and Socio-Political Change: Eastern Europe and Latin America/Ed. L. H. Martin. B.; N. Y., 1993. P. 41-60. (Religion and Society; 33); B ö hlig A., Markschies C. Gnosis und Manichaismus: Forsch. und Stud. zu Texten von Valentin und Mani sowie zu den Bibliotheken von Nag Hammadi und Medinet Madi. B.; N. Y., 1994; Stewart C., Shaw R, ed.

http://pravenc.ru/text/2561840.html

Саньяр, поэтому, определяет πoρα - в техническом («гностическом») значении этого слова - как «одну из трех основных " страстей " » ( Sagnard F . La Gnose valentinienne et le témoignage de Saint Irénée. Paris: Vrin, 1947. P. 632). T στoιχεα τo κσμoυ (Exc. 48.3), а именно, землю, воду и воздух. В версии Иринея ( Adv . Haer . 1.5.4), вода и воздух, хотя и произведенные (как и земля) из м у ки, своими качествами подражают, соответственно, страху (φβoς) и печали (λπη), которые в обоих изложениях мифа составляют материал, непосредственно используемый для, соответственно, душ (как неразумных животных, так и людей) и злых духов. Огонь неотъемлемо присутствует во всех трех остальных материальных элементах, как и неведение во всех трех страстях. В обоих изложениях πoρα встречается вместе с κπληξις (смятение), и контекст подсказывает, что эти два слова имеют практически одно и то же значение. Что Климент знал и эту часть мифа, ясно из Exc . 30.2, 31.3, 45.1-2 (ср. интерпретацию, которую дает первому из этих отрывков Саньяр в SC 23, 125, прим. 3). Полезное обсуждение этой темы см. в: Inwood В . Ethics and Human Action in Early Stoicism. Oxford: Clarendon, 1985, особенно Р. 143-5. Интересно, что в той версии валентинианского мифа, которую приводит Ипполит, мы встречаем «четыре первичные (πρτoις) страсти»; к трем выше названным добавлена δησις («мольба») ( Ref . 6.32.5, ed. Marcovich;=6.27, trans. ANF ). Утверждение Теодора Рютера ( Rüther Th. Die sittliche Forderung der Apatheia in den beiden ersten christlichen Jahrhunderten und bei Klemens von Alexandrien: Ein beitrag zur Geschichte des christlichen Vollkommenheitsbegriffes. Freiburg: Herder, 1949. S. 35), что страстями Софии, которые представлены как «основа материи» у Иринея, являются πιθυμα, δov, λπη и φβoς, не находит подтверждения в тексте. По наблюдению Исмо Данденберга, «во всех различающихся между собой валентинианских списках эмоций Мудрости присутствуют две эмоции, которые, согласно стоическому анализу, основаны на негативном суждении о том, что нечто является дурным (горе [distress] и страх), но отсутствуют две другие, связанные с позитивной оценкой чего-то (желание и наслаждение)» ( Dundenberg I . Wisdom " s Desire and Its Therapy; доклад на ежегодной встрече SBL, 1998, текст которого был любезно предоставлен мне автором. Р. 7).

http://bogoslov.ru/article/939392

24 До какой степени автор делает странные положения, можно видеть из самого начала сочинения. L. " origine, говорит он, des Sociniens est plus ancienne que l’on ne le suppose ordinairement. On peut dire qu’elle а commencé dès les premiers siécles de I’Eglise. dans les Héresiarques. qui a’eleverent contre la Trinité des Personnes divines. la Consubstantialité du Verbe. la Divinité de Jesus-Christ. etc. contre qui les saintes Peres se sont soulevez. et que I’Egtise a condamnez daas ses premiers Conciles. Aussi les Historiens les plus de la Secte se font honneur d’avoir succedé à Theodofe de Byzance, à Artemon, à Berylle Eveque de Bostre, à Paul de Samasate. et à Photin Eveque de Sirmich. Ils pouvoient ajouter. pour prendre leur origine de plus loin, et la continuer jusqú au 4 siecle. qu’ils avoient succedé à Cerinthe, à Сагросгате, à Ebion, à Elxai, à Valentin, qui out précedé Theodote, à Praxée, à Noetius, à Sabellius, à Arius. et a Priscillien. qui ont marché sur les traces de ceux-là. Tons ses Héresiariues ont été les Chefs des Sociniens. Céux-ci ont suivi les sentimeas de Ceux-là, se sont servis de leurs preuves. ou leur ont donné un noureau tour. 25 Doctrinae, quam Sociniani sec. XVI profitebantur. de Trinitate, origo et ratio ex veterum haereticorum sententiis repetenda est. quemadmodum ipsi Sociniani fatentur. Marheineke Jnstit. Sumbol. p. 157. Насколько верно основание Маргейнеке мы увидим ниже. 29 В полемике с адонцианством принимал участие и Павлин, епископ Аквилейский, но потону только, что желал этого Алкуан, которому казалось почему-то неудобным одному иметь дело с адопцианством. 34 Die Lehre von der Trinität ihrer historischen Eatwick. von Meier. 1844. Erst. Band. S. 235. 37 Apologia de miysterio Trinilatis et veterum dis-iplina al Melanthonem et eius collegas. См. сочинение Сервета «Restitutio Chrisminaismi» стр. 702. 38 Из актов процесса над Серветом, производимого в Женеве, мы видим между прочим, что 17-го августа 1553 года в числе вопросов, н которые должен был отвечать Сервет, поставлены были судом след. вопросы: ...s’il sçait pas bien que Sabellius, Manicheus. Nestorius et autres hérétiques réprouvés out tenu plusieurs des memes opinions que celles qui sont en son livre. ....s’il n " a lu les livres d " freneus et Epiphanius et autres anciens docteurs, qui ont récité les dites hérésies et fausses doctrines d " iceux hérétiques На эти вопросы от Сервета последовали 23-го августа такие ответы: ...qúit ne sçait point que Sabellius, Vlanichcus ni Neslorius aient Ieau les opinions qu’it tieni. ...qúit a lu !e livre d " Epiphanius et Ireoeus, lesquels récitent et réprouvent beaucoup d’hérésies, lesquelles il Se-vetus dit qu’it reprouve et quo son, livre fait mention expresse centre eux.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Несмотря на казнь Сервета, в Женеве и ее окрестностях оставались антитринитарии. Об этом свидетельствует та полемика, к-рую К. пришлось вести во 2-й пол. 50-х гг. XVI в. с некоторыми представителями протестант. общины переселенцев из Италии (подробнее об этом см.: Rotond ò . 1968). Так, в 1554 г. юрист из Падуи Маттео Грибальди публично отвергал учение о единой сущности Бога и критиковал христ. учение о Св. Троице; в 1555 г. К. вызвал его на заседание Консистории, однако этот вызов не имел последствий, поскольку Грибальди жил на бернской территории и не подпадал под юрисдикцию Женевы. В 1558 г. еще один итальянец, Джорджо Бландрата, проповедовал своим соотечественникам антитринитарные идеи; после попытки К. обличить его в ереси он бежал в Берн, а оттуда в Польшу (см.: Tylenda. 1977). С целью успокоения споров и дискуссий внутри итал. общины К. издал свои собеседования с Бландратой и потребовал от итальянцев подписать исповедание веры в Св. Троицу. В числе согласившихся сделать это был антитринитарий Джованни Валентино Джентиле; вскоре, однако, он вернулся к прежним антитринитарным взглядам и начал активно их проповедовать. В июле 1558 г. Джентиле был арестован, под давлением суда он отрекся от своих идей и обратился к К. и властям Женевы с просьбой о помиловании. Он был приговорен к смерти, однако ввиду полного раскаяния приговор был смягчен: ему было предписано принести публичное покаяние и самому бросить все свои сочинения в огонь ( Niesel. 1929; ср.: Виппер. 1894. С. 485-488). 16 сентября 1558 г. он был освобожден, однако не стал выполнять свое обещание остаться в Женеве; вскоре он издал трактат «Противоядие» (Antidoto), в к-ром подверг жесткой критике учение К. о Св. Троице, изложенное в «Наставлении...» ( Greef. 2008. P. 166-167); К. ответил ему трактатом «Выявление и искоренение нечестия Валентина Джентилиса» (Impietas Valentini Gentilis detecta et palam traducta). В 1566 г. за свои взгляды Джентиле был приговорен к смерти властями Берна и обезглавлен (Ibid. P. 167). Женевские казни

http://pravenc.ru/text/1320173.html

г. Бетерры (ныне Безье), жившему в 1-й пол. V в. Авторство гомилии «О Генесии» 50 в сборнике Евсевия Галликана) обычно приписывалось Евхерию или Патиенту Лугдунским ( Ruinartus T. Acta primorum martyrorum sincera et selecta. P., 1689. P. 603; Griffe É. La Gaule chrétienne à l " époque romaine. P., 1947. T. 2. P. 106). По мнению Каваллена, автором этого произведения мог быть И. Из стихотворных произведений И. приписывались нек-рые сочинения малоизвестного галльского или рим. христ. поэта Илария, а также «Песнь о Божием Провидении», вероятно написанная Проспером Аквитанским ( Prosper. Carmen de providentia divina//PL. 51. P. 617-638). С И. отождествляли мирянина Илария, галльского корреспондента блж. Августина и, вероятно, друга Проспера Аквитанского ( Aug. Ep. 225, 226). По недоразумению И. приписывалось «Толкование на семь соборных посланий», в действительности составленное в VIII в. в Ирландии ( Hamman A.-G. Les écrivains de la Gaule et de la péninsule Ibérique// Quasten. Initiation. 1986. Vol. 4. P. 572-573). Соч.: PL. 50. Col. 1213-1292; Sermo seu narratio de miraculo S. Genesii//PL. 50. Col. 1273; Cavallin S. St. Genès le notaire//Eranos. Upsaliae, 1945. Vol. 44. P. 150-175; idem. Vitae Sanctorum Honorati et Hilarii episcoporum Arelatensium. Lund, 1952; Hilaire d " Arles. Vie de St. Honorat/Éd. M.-D. Valentin. P., 1977. (SC; 235). Ист.: BHL, N 3882; CPL, N 500-509; ActaSS. Maii. T. 2. P. 24-43; Honorat de Marseille. Vie de St. Hilaire d " Arles/Éd. P. A. Jacob. P., 1995. (SC; 404); Gennad. Massil. De vir. illustr. 70; Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 260; MartUsuard. 124. Col. 23; Baeda. Martyrologium//PL. 94. Col. 903 [Мартиролог Флора]; Leo Magn. Ep. 10-11, 40, 42, 65-67//PL. 54. Col. 628-640, 815-818, 878-887; Sidon. Apol. Carmina. XVI: Eucharisticum ad Faustum Reiensem episcopum//PL. 58. Col. 721; Vita S. Romani. 18-19//Vie des Pères du Jura/Éd. F. Martine. P., 1968. P. 260. (SC; 142); Const. Lugd. Vit. Germ. 23; Vita S. Lupi//MGH. Scr. Mer. T. 7.

http://pravenc.ru/text/389093.html

Марина 9 декабря 2013, 11:01 Ведущие всех программ телевидения, в том числе и новостных, яркие примеры маньяков. Телевизор больше 1-2 минут смотреть не возможно. Ведущие прыгают, кривляются, дико орут и самое отвратительное то, что они выделывают своими руками! Сейчас стало модно махать руками, выделывая немыслимые выкрутасы. Находиться в обществе психически нездоровых людей очень тяжело, даже если это общение происходит через голубой экран. Поэтому интеллигентные, высокодуховные люди телевизором не пользуются. Стыдно признаться, что смотришь такую пошлость. valentina- arxipenkova 2 декабря 2013, 11:46 А если чередовать выход в " свет " с выходом на природу и что-то мастерить руками, и дарить кому-то радость.Вначале себе пусть... радость, По моему жизнь гораздо мудрее нас с вами.... критерий - полезность пребывания в том или ином месте... Душа - мера. Воспитываем душу!! воздержанием. Уединение тоже полезно бывает. А труд- то труд! неоценим вообще... Веселье и Радость? Это разные по значению понятия? или взаимно исключающие? Смею поинтересоваться. Анна Плис 1 декабря 2013, 17:57 А я очень согласна с автором. Люди от 40 и выше ещё обладают критическим мышлением и не так поддаются " модному стилю жизни " . Те,кто помоложе,уже заражены суетой и потребительством,к сожалению. Не все,конечно,но довольно высокий процент. Дети - вобще отдельная тема и довольно грустная. Да,смещены приоритеты высших ценностей...Но,унывать не стоит,Божья милость и колокольчики,как Анна Лелик,заставляющие задуматься - дарят надежду! Начнем с себя! Елена 1 декабря 2013, 15:18 Олегу Конечно же успешный и жизнерадостный человек не обязательно болен,но есть болезненная мода и пропаганда успешности и жизнерадостности... Именно " отсутствие мотивации и движения " привело меня в храм... Возможно суета больше всего мешает молиться и убивает живое в душе и подменяет ценности. И как человек может быть уверенным в завтрашнем дне? Именно " мания величия " а возможно и давлеющее стремление к успеху и преумножению материального и есть обратная сторона чувства неполноценности...

http://pravoslavie.ru/66261.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010