http://colonelcassad.livejournal.com/2132431.html Jakov Ri 10 апреля 2015, 00:37 Только моё мнение. Интересно как Елена из Киева не против " ультраправого " да ещё " переворота " (незаконной, насильственной смены власти). А " геноцид " режет Елене глаз. Хотя может в порыве " праведного " возмущения, цитата приведена " с лишком " . Геноцид есть, но огранниченный. Ограниченный кровью защитников ДНР и ЛНР. Если б не они, он стал бы оголтелым, законнорожденным упырём " ультраправых " . Василий Н. 9 апреля 2015, 14:12 Павлу Нет, не геноцид. Это гражданская война. Конечно, это мое личное мнение. Александр 9 апреля 2015, 11:05 Интересно какое отношение имеет даная статья к порталу Православие.Ru ? Вроде про Бога говорим везде а тут фашизм... Наверное вас заставляют перепичатывать такой вот маразм. Я с Западной Украины, для меня нет различия русский, казах, белорус. И я не изгой таких как я очень много. Запомните украинцы добрый народ и любят людей всех национальностей. Геноцида русский у нас не увидел. Извините :) Лариса Воронина 9 апреля 2015, 10:24 «Фашизм — это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала… Фашизм — это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм — это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике — это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть против других народов» (по Димитрову). да, да, Елена Киев, фашизма на Украине нет(с), нет террористической расправы с рабочим классом, нет ненависти ко всему русскому (особенно нет в СМИ), нет прямого управления финансового капитала США, баю-бай, баю-бай... Stempka 8 апреля 2015, 23:12 Да, только вот почему-то съезд фашистов несколько недель назад проводился в Петербурге. Российские СМИ этот позорный факт как-то стыдливо замолчали. Из участников были например немцы из НПД (NPD). Эти, можете даже не сомневаться, ярые поклонники Гитлера. Плюс нацисты из Болгарии, югославии, Польше и т.д. И место подходящее подобрали: бывший блокадный Ленинград. Может все-таки в первую очередь на себя надо обратить, а там глядишь и братья-украинцы подтянуться. Хотя, судя по риторике как политиков, так и простых обывателей, они уже далеко не братья россиянам.

http://pravoslavie.ru/78514.html

филос. наук/МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2015. Кривушин 1998 – Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. СПб.: Алетейя, 1998. Марей 2014 – Марей Е. С. Энциклопедист, богослов, юрист: Исидор Севильский и его представление о праве и правосудии. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2014. Покровский 1998 – Покровский И. А. История римского права. СПб.: Летний сад, 1998. Уколова 2010 – Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего Средневековья: Конец V – середина VII века. 2-е изд. М.: Издательство ЛКИ, 2010. Шкаренков 2009 – Шкаренков П. П. Латинская риторическая традиция на рубеже античности и средневековья: проблемы источниковедческого изучения//Вестник РГГУ. Сер. Исторические науки. Историография, источниковедение, методы исторических исследований. 2009. 4 (9). С. 146–161. Штаерман 1981 – Штаерман Е. М. «Сентенции» Публилия Сира и «Моральные дистихи» Дионисия Катона//Вестник древней истории. 1981. 4. С. 219–227. Aurell, de la Borbolla 2004 – La imagen del obispo hispano en la Edad Media/Ed. por M. Aurell, Á. C. de la Borbolla. Pamplona: EUNSA, 2004. Aurov 2006 – Aurov O. Artifex Legum: el ideal del rey-legislador en la España visigoda de mediados del siglo VII (RI §405546)//e-Legal History Review. No. 6. 2006. URL: Baraz 1998 – Baraz D. Seneca, ethics, and the body: The treatment of cruelty in medieval thought//Journal of the History of Ideas. Vol. 59. No. 2. 1998. P. 195–215. Baraz 2008 – Baraz Y. From vice to virtue: the denigration and rehabilitation of superbia in Ancient Rome//KAKOS, badness and anti-value in classical antiquity/Ed. by I. Sluiter, R. M. Rosen. Leiden: Brill, 2008. P. 380–383. Béranger 1975 – Béranger J. Tyrannus. Notes sur la notion de tyrannie chez les Romains, particulièrement à l’époque de César et de Cicéron//Béranger J. Principatus. Études de notions et d’histoire politiques dans l’Antiquité gréco-romaine. Genève: Librairie Droz, 1975. P. 51–60. Berger 1953 – Berger A. Encyclopedic dictionary of Roman law. Philadelphia: American Philosophical Society, 1953.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Сергий 13 января 2012, 13:47 Спаси Господи! и прости нас за наше меловерие! Лилия 25 декабря 2011, 10:47 Так хочется стараться жить... правильно. Всегда! Спаси,Господи! Дарья 26 ноября 2011, 16:27 Спаси Господи! Вячеслав 15 ноября 2011, 17:51 Большое спасибо за все вами сказанное. Юлия 14 ноября 2011, 09:43 Спасибо за статью. Читала сердцем, душой со слезами на глазах. Хранит всех Господь! Евгений 4 ноября 2011, 12:18 Спаси Вас Господи батюшка! С огромной благодарностью и низким поклоном благодарю Вас за наставления меня грешного. После таких наставлений понимаешь свою немощность и сколько нада трудиться для спасения... Тарас 3 ноября 2011, 06:39 Спасибо, Господи! Ты вовремя подал весточку Свою. Андрей " вождь 1 ноября 2011, 02:52 !СПАСИ Елена 24 сентября 2011, 23:54 Как же сложно научиться любить обижающих! Как сложно научиться терпению скорбей! Как сложно стать одинаково милосердным для всех, а не выборочно: этому подам, а этому - подумаю; этому помогу, а тот сам пусть выкарабкивается... Боже, как же хотя бы чуть-чуть научиться соблюдать Твои заповеди!!! Дай, Господи, сил справиться со своими страстями, научи видеть свой грех, а не осуждать брата или сестру!!! Анна 20 сентября 2011, 01:20 Благобаю Господа.что в момент испытаний послал мне такую поддержку татьяна 15 сентября 2011, 13:07 слова старца весомы и значимы в духовном развитии каждого христианина.Они дают надежду ,что я научюсь более любить людей елена 10 сентября 2011, 21:48 спасибо! Диана 9 сентября 2011, 01:03 Помолитесь там обо мне, Батюшка, если можно (зовут Лиза)Я верю, что ад есть, но как же Господь не вызволит оттуда людей, если им там плохо? Александр 8 сентября 2011, 16:57 Спасибо за статью! Спаси Господи! Виталия 8 сентября 2011, 11:24 какая хорошая статья. Как живой воды напилась Валерий 4 сентября 2011, 20:32 на душе стало хорошо RI 1 сентября 2011, 23:22 Большое спасибо! Cepriй 1 сентября 2011, 12:01 Отличный душ для ума! Дай Бог двигаться к совершению. Спасибо Господу за таких делателей! Галина 1 сентября 2011, 10:34 Спаси Господи! olga 29 августа 2011, 01:52 Procitala - i stalo legce na duse.

http://pravoslavie.ru/48250.html

and comment. A. Moffatt, M. Tall. Canberra, 2012. 2 vol. (рус. частичный пер.: Константин Багрянородный. «О церемониях». Кн. 2. Гл. 15/Пер. и коммент.: Н. Е. Новиков//Κανσκιον: Юбил. сб. в честь 60-летия проф. И. С. Чичурова. М., 2006. С. 318-362); Const. Porphyr. De them. (рус. пер.: Сочинения Константина Багрянородного «О фемах» (De thematibus) и «О народах» (De administrando imperio)/Предисл.: Г. Ласкин. М., 1899); Σακελλων Ι. Κωνσταντνου Ζ Πορφυρογενντου πιστολ πρς Γρηγριον τν τς θεολογας πνυμον//ΔΙΕΕ. 1885. Τ. 2. Σ. 261-265; Dobsch ü tz E., von. Christusbilder: Untersuch. zur christl. Legende. Lpz., 1899. S. The «Narratio de imagine Edessena» attributed to Constantine Porphyrogenitus// Guscin M. The Image of Edessa. Leiden; Boston, 2009. P. 7-69; Geoponica/Ed. H. Beckh. Lpz., 1895 (рус. пер.: Геопоники: Византийская сельскохозяйственная энциклопедия X в./Пер.: Е. Э. Липшиц. М.; Л., 1960); Excerpta historica iussu imp. Constantini Porphyrogeniti confecta. B., 1903. Vol. 1. Pars 1: Excerpta de legationibus romanorum ad gentes; Pars 2: Excerpta de legationibus gentium ad Romanos/Ed. C. de Boor; 1906-1910. Vol. 2. Pars 1-2: Excerpta de virtutibus et vitiis/Ed. T. Büttner-Wobst, A. G. Roos; 1905. Vol. 3: Excerpta de insidiis/Ed. C. de Boor.; 1906. Vol. 4: Excerpta de sententiis/Ed. U. P. Boissevain; V á ri R. Zum historischen Exzerptenwerke des Konstantinos Porphyrogennetos//BZ. 1908. Bd. 17. S. 75-85; Batareikh E. Discours inédit sur les Chaînes de S. Pierre attribué à S. Jean Chrysostome//Χρυσοστομικ: Studi e ricerche intorno a S. Giovanni Crisostomo. R., 1908. P. 973-1005; Δυοβουνιτης Κ. Κωνσταντνου Πορφυρογενντου λγος νκδοτος ες τν νακομιδν το λειψνου Ιωννου το Χρυσοστμου//ΕΕΘΣΠΑ. 1924/1926. Τ. 1. Σ. 303-319; Darrouz è s J. Épistoliers byzantins du Xe siècle. P., 1960. P. 317-341. (ArchOC; 6); Un discours inédit de Constantine VII Porphyrogénète/Éd. et comment.: H. Ahrweiler//TM. 1967. T. 2. P. 393-404; Three Treatises on Imperial Military Expeditions/Introd., ed., transl., comment.

http://pravenc.ru/text/2057048.html

Arhiva A început vizita Preafericitului Patriarh Chiril în China 10 mai 2013 06:00 La 10 mai 2013, Preafericitul Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Chiril a sosit cu o vizit în China. Din componena delegaiei, care îl însoete pe Sanctitatea Sa, fac parte: mitropolitul de Volokolamsk Ilarion, preedintele Departamentului pentru relaii externe bisericeti al Patriarhiei Moscovei; episcopul de Solnecinogorsk Serghii, eful Secretariatului administrativ al Patriarhiei Moscovei; V.R. Legoida, preedintele Departamentului Sinodal informaional; protoiereul Nicolai Balaov, vicepreedintele Departamentului pentru relaii externe bisericeti al Patriarhiei Moscovei; protodiaconul Vladimir Nazarkin, ajutorul preedintelui DREB, eful secretariatului personal al Preafericitului Patriarh M.G. Kuksov. În aeroportul din Beiging „Shoudu” Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse a fost întâmpinat de directorul Direciei de stat pentru problemele religiilor pe lâng Consiliul de Stat al RPC Chan Labin, Ambasadorul Extraordinar i Plenipoteniar al Rusiei în China A.I. Denisov. Ortodoxia deine un rol deosebit în istoria relaiilor ruso-chineze. Anume clericii ortodoci, membrii misiunii duhovniceti ruse în China, care trudesc acolo din anul 1685, au fcut foarte multe pentru cunoaterea Chinei de ctre Rusia i pentru apropierea acestor dou ri. Ortodoxia este prezent în China mai bine de trei sute de ani, ea s-a încetenit în cultura tradiional chinez. În anul 1957 Biserica Ortodox Rus a druit autocefalia Bisericii Ortodoxe din China, creat de trudele misionarilor rui. În timpul vizitei Preafericitul Patriarh va oficia servicii divine în biserica „Acopermântul Maicii Domnului” în Harbin i în cldirea fostei catedrale din Shanghai în cinstea icoanei Maicii Domnului ”Ajuttoarea pctoilor”, precum i se va întâlni cu credincioii ortodoci pe teritoriul Ambasadei Federaiei Ruse în Beiging, unde va vizita biserica „Adormirea Maicii Domnului”, reconstruit cu participarea nemijlocit a Sanctitii Sale, în care este situat muzeul misiunii duhovniceti ruse în China. Preafericitul Patriarh este însoit de corul mnstirii Novospasski, care va cânta la servicii divine, precum i va prezenta un concert de muzic coral rus bisericeasc i laic. Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse se va întâlni cu conducerea de stat a Chinei, cu liderii comunitilor religioase, precum i cu directorul Direciei de Stat pentru problemele religiilor a RPC. În cadrul vizitei va avea loc lansarea crii în limba chinez a Preafericitului Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Chiril „Libertate i responsabilitate. În cutarea armoniei. Drepturile omului i demnitatea personalitii”, care a fost pregtit cu eforturi comune de ctre Departamentul pentru relaii externe bisericeti al Patriarhiei Moscovei i Consiliul ruso-chinez de afaceri. Serviciul de comunicare al DREB/Patriarchia.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/2961106...

Arhiva Preafericitul Patriarh Chiril: Biserica este gata s lucreze cu copiii invalizi 7 ianuarie 2013 23:58 La 7 ianuarie 2013, rspunzând la întrebrile puse de jurnaliti dup vizitarea maternitii nr.3 în or. Moscova, Preafericitul Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Chiril a povestit despre poziia Bisericii Ortodoxe Ruse fa de copiii invalizi. Conform spuselor Sanctitii Sale, în ultimii trei ani în acest domeniu s-a fcut foarte mult, în special, au aprut un mare numr de orfelinate pe lâng biserici. „În total, în Federaia Rus astfel de orfelinate sunt 90 la numr, în ele triesc o mie i jumtate de copii. Poate c la scara întregii ri nu este atât de mult, dar la scara Bisericii, care numr puini ani de activitate social, este mult”, a menionat Întâistttorul Bisericii Ruse. „Îns ar fi fost i mai mult, dac în orfelinatele noastre ar fi trimii copiii orfani. Din pcate, deseori noi auzim un rspuns stranic: „Nu vom da copiii popilor”. Iat poziia interioar a oamenilor, care cu toate puterile împiedic s fie educai copiii în orfelinatele bisericeti, inclusiv pe lâng mnstiri, în special în cele de maici, unde monahiile îi dau cldura inimilor lor, acest sentiment matern nerealizat, unde este acea atmosfer care, tii prea bine, nu în fiecare familie o poi vedea”, a constatat Preafericitul Stpân. „Dac e s vorbim de orfelinate, numrul se va micora în toat Rusia, deoarece se mrete numrul de adopii”, a declarat Preafericitul Patriarh Chiril. „Actualmente sunt cifre impresionante. Este îmbucurtor faptul c numrul copiilor înfiai de ceteni rui este de multe ori mai mare decât numrul de adopii internaionale. Cred c aceste cifre vor crete, deoarece tot mai muli oameni doresc s ia un prunc, un adolescent sau un tânr pentru a-l educa, atunci când aceti copii nu au prini sau când exist prini, dar, de fapt, copiii rmân orfani”. Dup cum a subliniat Întâistttorul, mai exist i o alt problem – concomitent cu micorarea numrului orfelinatelor vor rmâne orfelinatele pentru invalizi. Dei muli iau în familii copii invalizi, numrul invalizilor adoptai este mult mai mic decât numrul copiilor sntoi adoptai. Anume în soluionarea acestei probleme Preafericitul Patriarh Chiril vede activitatea pentru Biseric. „Noi suntem gata s lucrm cu copiii invalizi i noi am fi gata s lum un orfelinat de stat pentru invalizi în grija noastr. Consider c este o direcie de perspectiv a Bisericii Ortodoxe Ruse”, a încheiat Preafericitul Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Chiril. Serviciul de pres al Patriarhului Moscovei i al întregii Rusii  Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/2702120...

Arhiva Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse a inut o prelegere în faa unui grup de auditori ai Cursurilor Superioare de Diplomaie 10 noiembrie 2011 22:20 În data de 10 noiembrie în Sala Roie a Catedralei " Hristos Mântuitorul " din Moscova a avut loc întâlnirea Preafericitului Patriarh Kiril al Moscovei i al Întregii Rusii cu un grup de auditori ai Cursurilor Superioare de Diplomaie din cadrul Academiei Diplomatice a Ministerului Afacerilor Externe al Federaiei Ruse. Din partea Ministerului Afacerilor Externe la aceast întîlnire au participat: viceministrul Afacerilor Externe А.П. Borodavkin, prorectorul Academiei Diplomatice T. N. Mozeli, directorii departamentelor, efii seciilor din cadrul departamentelor i colaboratorii departamentelor i seciilor respective. Au fost prezeni de asemenea i Dl F.M. Muhamet - eful Ageniei Federale pentru cooperare cu Statele Independente, cu conaionalii din Diaspor, i pentru cooperare de ordin umanitar internaional (Rossotrudnecistvo) i Dl V.N Pozdneakov - colaboratorul Consiliului de Securitate al Federaiei Ruse. Din partea Departamentului pentru Relaii Externe Bisericeti au participat protoiereul Serghie Zvonavreov - secretarul Seciei de Relaii cu Strintatea Îndeprtat i M.H. Palasio - colaboratorul Departamentului pentru Relaii Externe Bisericeti. Preafericirea Sa i-a salutat pe cei prezeni i a menionat c sunt foarte importante întîlnirile de acest  gen. În prelegerea sa, Preafericitul Patriarh Kiril a vorbit despre activitatea extern a Bisericii Ortodoxe Ruse, inclusiv i despre relaiile interortodoxe, intercretine, despre cooperarea cu oranizaiile internaionale, despre dialogul cu autoritile civile ale rilor din strintate, despre pstorirea duhovniceasc a conaionalilor din diferite ri, despre eforturile pacificatoare. „Un subiect foarte actual al vieii bisericeti este creterea cazurilor de cretinofobie: potrivit mai multor surse independente, cretinii au devenit cel mai prigonit grup religios din lume”, - a amintit Preafericitul Patriarh Kiril al Moscovei i al Întregii Rusii meninând c: «Biserica Ortodox Rus cu mare îngrijorare urmrete creterea cazurilor de manifestare a urii fa de cretini». La sfîritul prelegerii, auditorii au adresat Sanctitii Sale cîteva întrebri. În numele tuturor celor prezeni, viceministrul Ministerului Afacerilor Externe al Federaiei Ruse A.N. Borodavkin a mulumit Întîistttorului Bisericii Ortodoxe Ruse menionînd c: «Pentru noi sunt foarte importante întîlnirile cu Dumneavoastr. Pentru noi a fost foarte important s auzim un cuvânt de învtur i un sfat în privina activitii noastre din viitor». La finalul întâlnirii, pentru a avea o amintire de la acest eveniment participanii au fcut o fotografie de grup. Serviciul de comunicaii al Departamentului pentru Relaii Externe bisericeti/Patriarhia.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/1671156...

В начале времени был Нун (nwn [naun] – «вода», «водный») – океан (символ хаоса). В океане зародился бог Атум (др.-егип. Jtm). Ему не на что было опереться, и по его воле из океана поднялся первичный холм – гора, сияющий «камень Бен-Бен» (бен – «подниматься», «выныривать»), или «космическое яйцо». Из него рождается солнечная птица Бенну. Эта птица изображалась в образе трясогузки или цапли. Греки же ассоциировали этот мифический персонаж с птицей Фениксом (от греч. φονιξ – «пурпурный», «багряный»). Египетское название птицы Бенну связано со словом wbn – «сиять». Этот мифологический персонаж отождествлялся египтянами с тремя образами солярного божества: – Хепри (hpr – «возникший») – бог восходящего утреннего солнца (символ – скарабей). Хепри изображался в виде человека с лицом в виде жука-скарабея. Показательно, что египтяне, зная о появлении скарабея из мёртвых тел животных, приписывали ему способность преобразовывать мёртвую плоть в новую жизнь. Символом преодоления смерти становилось и восходящее солнце, которое по представлениям древних египтян «выкатывается» из подземного мира божественным скарабеем каждое утро, после того как им была совершена работа по преодолению вместе с солнцем ночного пути. – Ра (копт. ri-ah – «солнце») – бог полуденного солнца. Ра изображался в виде человека с головой сокола, что указывает на его соотнесённость с богом Гором 304 . – Атум – бог солнца на закате. Он изображался в виде усталого старца, а также в виде крылатого змея. Атум считался богом вечности. Его имя истолковывается как «всё и ничто». Он существовал, когда ещё ничего кроме хаоса не было, и будет существовать в том же пра-океане после того, как мир закончит своё бытие. Атум содержит в себе также всё сущее, он причастен всему прошлому и будущему. Соответственно, поднятие «бен» из первичного океана означает рождение бога вечности Атума. Атум, найдя себе опору на первичном холме, приступил к производству других божественных сущностей 305 . Атум оплодотворил сам себя (указание на божественные самодостаточность и изначальность) и изверг из своего рта богов: бога воздуха Шу (šw – «выплюнуть») и богиню влаги Тефнут (tefenet – «отрыгнуть»). Тефнут отождествлялась египтянами с другой божественной сущностью, отвечающей за справедливость, – богиней Маат (maat – «правда», «истина», «справедливость»).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Arhiva Condoleanele Preafericitului Patriarh Chiril, adresate mitropolitului de Odesa i Ismail Agafanghel în legtur cu evenimentele tragice din Odesa 3 mai 2014 16:34 Preafericitul Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Chiril i-a exprimat condoleane mitropolitului de Odesa i Ismail Agafanghel în legtur cu evenimentele tragice din Odesa. Înaltpreasfiniei Sale, Înaltpreasfinitului Agafanghel, mitropolitul de Odesa i Ismail Înaltpreasfinia Voastr, drag stpâne! Vestea îngrozitoare despre oamenii ari de vii în Palatul sindicatelor din Odesa mi-au bulversat sufletul, l-au ptruns cu o durere profund. În ochii întregii lumi s-a svârit o crim oribil, cu care nu se pot împca nici inima, nici raiunea. Evenimentele tragice din Odessa au adus la moartea multor zeci de oameni. Milioane de oameni simt nenorocire i dezndejde. Oamenii se tem pentru apropiaii lor, pentru viaa lor, pentru viitorul rii. Inima mea este cu Dumneavoastr, Stpâne, cu pstoriii Dumneavoastr, cu Odessa care îi deplânge copiii si, cu Biserica Ortodox a Ucrainei, cu toi acei care zi de zi cheam la pace i la refuzul violenei în Ucraina. Ridic rugciune fierbinte pentru odihna sufletelor celor ucii, pentru salvarea vieilor, pentru care lupt acum medicii, pentru însntoirea rniilor. M rog pentru salvarea i vindecarea Ucrainei, pentru încetarea vrsrilor de sânge, pentru împcarea prilor învrjbite, pentru ca oameni ce se afl pe poziii politice opuse s fie capabile, cu mila lui Dumnezeu, s se poat auzi unii pe alii i s îneleag c încercrile de a impune opinia sa cu fora duc doar la moartea frumoasei i binecuvântatei ri. Încercarea îngrozitoare, trit în zilele sfinte de Pate, s ne întreasc pe noi în dreptatea cii sfinilor notri – întocmai cu apostolii Vladimir i cuviosul Serghie de Radonej, sfinii din Pecerska Kievului i cuviosul Serafim de Sarov, numeroi noi mucenici ai Bisericii Ruse i cuviosul Kuka de Odesa; în credina acelor valori cretine duhovniceti i morale, cu ajutorul crora doar poate fi salvat poporul Ucrainei. S  lum puteri i mângâiere în vestea bun etern despre faptul c Hristos Mântuitorul a biruit moartea, minciuna i vrajba, i porile iadului nu vor birui Biserica Lui. Hristos a Înviat! +CHIRIL, PATRIARHUL MOSCOVEI I AL ÎNTREGII RUSII Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/3642092...

Скачать epub pdf Религия Индии Подле Китая, к юго-западу от него, за хребтом Гималайских гор, лежит страна с характером воззрений, совершенно противоположных китайскому. Это Индия, – «земля чудес и всего таинственного», как называли ее еще в древности. Если Китай изумляет нас сухостью и непосредственностью своих воззрений и отсутствием идеального элемента, то Индия, – наоборот, – не может не поражать своим идеализмом и созерцательностью мышления. Индиец, в противоположность китайцу, с его сухой рассудочностью, жил по преимуществу фантазией; его мысль и чувство всего менее привязаны были к грубой действительности, – он тяготел к иному, идеальному миру, всюду видел этот созданный им неземной мир, всюду искал его. В Китае небо было молчаливо, – оно не говорило ничего, кроме того, что говорили явления природы, его веления можно было узнавать только в роковом течении событий, в неизменных законах мировой жизни. Здесь земля населялась богами и обоженными героями, которые ходили по ней в человеческом образе, жили с людьми, чтобы привлекать их к себе, в свой неземной мир. Для китайца одно только земное бытие было истинным и действительным бытием, – никакого другого бытия он не знал. Для индийца, наоборот, земная, действительная жизнь была только призраком бытия, тенью истинной жизни, – полубытием. Ни одна страна древнего мира не оставила нам таких грандиозных, иногда доходящих до чудовищности, мифологических образов, как Индия. В её религии – все поэзия, все проникнуто силою и глубиною чувства, отрешенного от действительности. Вот почему её верования, во многом величественные, не остались без влияния и на другие народы древнего мира. В истории религии и религиозного развития они имеют весьма важное значение. Народ этой интересной страны у греков и римлян назывался νδοι, indi, именем, заимствованным от соседнего и соплеменного с ним народа – персов, которые звали их Sind, что значит «смуглый, синий, бледный». Сами себя они называли: арийцы – arija, что значило: «благородный, учитель, господин» (от корня Ri-uдmu, вести, посещать), в противоположность другим нецивилизованным народам, которые назывались у них Млечча «Mlechchha»: «нечистый» 176 . Ныне мы знаем уже, что весь европейский мир связан с этим народом племенной связью. Это народ одного с нами, так называемого, индо-германского племени, – старший брат наш по времени появления своего в истории, а язык, на котором переданы были и доныне сохранились его верования, есть самая ранняя ветвь того первоначального, коренного языка, от которого произошли языки: греческий, латинский, славянский, литовский, германский и кельтский, точно также, как и верования этого народа – самая древняя отрасль, отложившаяся от первоначального религиозного воззрения, принадлежавшего некогда всем народам арийского племени.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010