В итоге деятели культуры превратили большую афганскую горячую точку в огромную, кошмарную и кровопролитную войнищу. Одним из самых ярких произведений об Афгане стал роман Олега Ермакова «Знак зверя», в который автор перелил все пережитые им самим на войне страхи, наполнив ими его до отказа. А что было бы, побывай автор на фронтах Великой Отечественной? Во сколько раз был бы сильнее его обличительный пафос? Но в те времена обличать нашу армию было нельзя, а в конце 80-х и начале 90-х, то есть к моменту появления этого произведения, только ленивый не поносил «афганскую авантюру», и писатель влился в общий хор обличителей. Кроме романа «Знак зверя» он издал книги «Афганские рассказы» и «Возвращение в Кандагар». Все это охотно поддерживалось критикой, в то время как более взвешенные книги, реально описывающие события у южных границ СССР , оставались незамеченными. В это же время о войне в Афганистане писал Александр Проханов. Он старался героизировать армию, но экспрессионистическая манера письма, свойственная Проханову, тоже требовала нагнетания ужасов, и люди в его произведениях гибли в огромных количествах и весьма разнообразно. А уже в конце 90-х вышла книга Виктора Князькина, пишущего под псевдонимом Виктор Николаев, «Живый в помощи». Автор, как и Олег Ермаков, служил в Афганистане и даже получил орден Красной Звезды. Его произведение, написанное уже по немного остывшим следам, изобразило как героику той войны, так и ее неприглядные стороны. Многое в книге вызывало сомнение, особенно у тех, кто тоже прошел в свое время через Афган, но в итоге автор не только был возвеличен Союзом писателей России, но и получил Патриаршую премию за то, что совершил попытку привести читателя от ужасов войны к постижению Бога. В 90-е же годы появился, пожалуй, наиболее серьезный из писателей, пишущих о войне. Николай Иванов с 1981 года служил в Афганистане в Воздушно-десантных войсках, награжден орденами и медалями, затем стал главным редактором журнала «Советский воин», откуда его уволили в 1993 году за отказ публиковать материалы в поддержку расстрела Белого дома Ельциным.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

«Сентенции» Исидора Севильского и античная риторическая традиция Среди таких текстов Исидора Севильского , оказавшихся весьма востребованными в Средние века, наравне с «Этимологиями» – трактат «Сентенции» (613–615 гг., 630-е гг. [Madoz 1960:43; Cazier 1998: XIV–XIX]), прообраз позднейших сумм [Madoz 1960:43]: до нас дошло около 500 рукописей, созданных в VIII–XV вв. [Cazier 1998: VIII]. Однако выбор этого сочинения в качестве основного источника настоящего исследования связан не столько с огромной популярностью и соответствующим влиянием «Сентенций», сколько с их жанровыми особенностями: именно в этом трактате наиболее рельефно представлена фигура плохого епископа. Понятие sententia связано и с римским правом (мнение сената, судебный приговор или дух закона, а также частное мнение юриста, выраженное устно, в монографическом сочинении или включенное в сборники) [Berger 1953:700–701; Herzog 1989:65–67; Покровский 1998:197–198; Бартошек 1989:291], и с литературной и риторической традицией. В рамках последней наиболее известным и характерным примером являются «Сентенции» Публилия Сира, ключевой особенностью которых был всепроникающий дуализм; в частности, люди были четко разделены на boni и mali, probi и improbi, поведение которых предопределялось теми или иными добродетелями и пороками [Bradley 2019:70–71; Штаерман 1981]. Аналогичным образом построены и «Сентенции» Исидора, особенно их третья книга, значительная часть которой, посвященная епископам, правителям и судьям 5 , описывает модели их поведения через посредство пар boni/iusti – mali/pravi/reprobi, в рамках которых противопоставление обусловлено наличием конкретных добродетелей или пороков. Такая оппозиция играет в «Сентенциях» структурообразующую роль, поэтому образ дурного епископа представлен более рельефно, чем в текстах предшественников Исидора 6 . Сентенция – это образное, нередко построенное на параллелизме, антитезе или парадоксе [Bonner 1949:166] изречение, выражающее общеизвестную нравственную истину применительно к набору жизненных ситуаций, которые получали в таком высказывании предельно обобщающее значение [Lausberg 1998:388–389; Clarke 1996:95; Bonner 1949:54; Kos 1990:89; Kirchner 2001:152]. Ситуации, категоризируемые посредством сентенций, всегда связаны с этико-социальной сферой. В итоге сентенции оказываются предписаниями правильного (добродетельного) общественного поведения [Sinclair 1993:570–571 ff.; Lausberg 1998:388].

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Трудно сказать, насколько хороши и оправданны столь продолжительные и тяжелые состязания, когда речь заходит о тонких материях. Стоит ли говорить о том, насколько велики энергетические затраты музыканта, в течение часа играющего перед огромной аудиторией! Кроме чистой отдачи энергии на сцене он вынужден бороться с конкурсным волнением и находиться под постоянным пристальным вниманием прессы и поклонников. Столь продолжительные музыкальные состязания, как нам кажется, похожи больше на изнурительный марафон, что вряд ли способствует высокому творчеству на последних стадиях конкурса. Представители русской фортепианной школы всегда успешно выступали на конкурсе Клиберна. Представители СССР , России на данный момент лидируют в «медальном зачете» (если пользоваться спортивной терминологией). На первом конкурсе в 1962 г. II и III премии получили наши прославленные пианисты Николай Петров и Михаил Воскресенский (I премию тогда получил американец Ральф Вотапек, студент Розины Левиной, преподавательницы самого Клиберна). На следующих двух конкурсах (в 1966 и 1969 гг.) советских пианистов не было, но не стоит забывать, что в 1966 г. победу одержал Раду Лупу, ученик прославленных советских фортепианных педагогов Генриха и Станислава Нейгаузов, представлявший Румынию. В 1973 г. победил Владимир Виардо, а пятым стал Евгений Королев (оба СССР). Среди советских лауреатов 1977 г. были Александр Торадзе (II премия) и Александр Мндоянц (V премия). Затем снова в двух конкурсах подряд (в 1981 и 1985 гг.) советские пианисты не участвовали. Одним из ярчайших событий в истории конкурса стала победа 20-летнего Алексея Султанова в 1989 г. Этот экстраординарно одаренный, темпераментный пианист был дважды «обижен» на конкурсе Чайковского. Зато Америка приняла его «на ура». После триумфальной победы на конкурсе Клиберна пианист переехал жить в Форт-Уорт, где и завершил свой яркий, короткий и трагичный жизненный путь. Кроме Султанова на том конкурсе было еще двое лауреатов из СССР - 4-ю премию завоевал Александр Штаркман, сын знаменитого советского пианиста Наума Штаркмана, а 6-ю - Элисо Болквадзе. На последующих двух конкурсах представители России - Валерий Кулешов (в 1993 г.) и Яков Касман (в 1997 г.) становились вторыми. А через четыре года русская фортепианная школа снова торжествовала: в 2001 г. первую премию разделили Ольга Керн (Россия) и Станислав Юденич, ученик Д. Башкирова, представлявший Узбекистан. Вторым стал еще один русский музыкант - Максим Филиппов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Критик прав: это была правда тех, кто на своих плечах вынес главную тяжесть неслыханно жестокой и казавшейся бесконечной войны, заплатив за победу тысячами тысяч жизней. В рассказе «Асин капитан» бедная девочка Ася, вчерашняя школьница, переходит из землянки убитого офицера, которого любила, в землянку к другому, которого не любит. Кондратьев тоже любил какую-то Юльку — она погибла, и он, однолюб, остался один на всю жизнь, без жены и детей. Один из острейших и эмоциональных, и нравственных моментов повести «Сашка» связан с пленением главным героем произведения — Сашкой — немецкого солдата. В битве немец казался только озверелым и жестоким врагом, однако после сражения Сашка вдруг увидел в немецком солдате такого ж испуганного и желающего жить человека, как и он сам. Когда немец оказался безоружным, Сашка оставил его в живых. Комбат приказывает расстрелять пленного, но Сашка отказывается выполнять приказ. Защищая немецкого юношу, герой рискует собственной жизнью. Другой эпизод тоже демонстрирует нравственную высоту героя: он влюбился в девушку по имени Зина, та довольно быстро нашла другого мужчину, Сашка ощутил глубину и пропасть разочарования, боли, горечь измены, однако Зину при этом не упрекнул и не осудил. Повесть «Сашка» была экранизирована на киностудии «Мосфильм» в 1981-м г. режиссёром Александром Суриным, в главных ролях снялись Андрей Ташков и Марина Яковлева. Обратимся к статье о Кондратьеве «Не стрелять!..» Валерии Новодворской, которая была не только советским диссидентом и российским либералом, но и незаурядным — да-да! — литературоведом. Новодворская пишет жёстко, но действительность была порой намного суровей. «Его проза была горше прозы лейтенантов”, то есть быковской, баклановской, астафьевской, бондаревской. Это была проза сержантская, и даже проза рядовых, безгласных и невыслушанных. Проза чернорабочих войны, которые мечтали не о славе, не о медалях, а о буханке черняшки, о котелке пшёнки-жидни да о том, чтобы обогреться и обсушиться. Война была для них не только риском, но и каторгой. Бессрочными каторжными работами, которые кончались только со смертью или с тяжёлым ранением. За лёгкое могли и самострелом” обозвать. Как Сашку, любимого кондратьевского героя. Эти тихие, серые солдатики, санитарки, медсёстры из санбата, пехотные лейтенанты — все они заговорили с нами, часто уже из гроба, и такое сказали, что ни побеждать, ни воевать, ни жить не захочется. Тихо, на ухо, шёпотом. Они, бесхитростные, не знали, но Кондратьев узнал ответ уже после того, как всё вспомнил и пустил в журналы и на экран. Ему всё стало ясно 23 сентября 1993 года, когда страна готовилась к очередной Гражданской войне, уже одной ногой вступая в неё. Первым выстрелом этой войны стал выстрел Кондратьева, выстрел в себя из утаённого военного пистолета».

http://pravoslavie.ru/136379.html

8 О принципах копирования монументальной живописи, разработанных Л. А. Дурново, Т. С. Щербатовой-Шевяковой, В. В. Сусловым см.: Хоренко Д. А. Исследователь-копиист фресок Т. С. Щербатова-Шевякова и метод научного копирования Л. А. Дурново//Санкт-Петербургский фонд культуры. Программа «Храм». (к 150-летию со дня рождения Н. П. Кондакова ). Сборник материалов (ноябрь 1993 – июнь 1994). Вып. 6. СПб., 1994. С. 78–87. Далее: Программа «Храм». Вып. 6. Пивоварова Н. В. В. В. Суслов как организатор исследования и копирования памятников древнерусской монументальной живописи//Программа «Храм». Вып. 6. С. 89–97. Среди важнейших принципов копирования фресок можно назвать, согласно В. В. Суслову, факсимильную точность и целостность, когда копирование ведется «не отдельными фрагментами, но целиком, во всем сохранившемся объеме и в натуральную величину». Пивоварова Н. В. Указ. соч. С. 93. 9 Когда средневековый иконописец руководствовался древними образцами или брал за основу голландскую Библию, изданную в Амстердаме, его «выбор» не осознавался как творческий акт, потому что и в том и в другом случае он имел дело с «подлинником». 10 В иконе форма так тесно связана с содержанием, что их не возможно разделить. Внешние изменения древнего канона влекут за собой изменение внутреннего смысла образа; и наоборот — отпадение от соборной творческой силы Церкви ведет к секулярному перерождению самих художественных принципов. Когда современный художник решается что-то видоизменить во внешнем, он, безусловно, касается внутреннего. При этом степень радикальности творческой новации может быть разной – от этого и зависит художественный подход современного мастера. 11 Основанием морали является религия. В искусстве моральное выступает как эстетически прекрасное. Нравственное (от слова «нрав») связано с установками общества. «Нравы» – это обычаи, имеющие нравственную ценность и поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений. Норма – одна из наиболее простых форм нравственного требования. См. об этом: Словарь по этике/Под ред. И. С. Кона. М., 1981.

http://azbyka.ru/ponyatie-kanona-v-sovre...

Я писал об этом. Помните, как они 16 марта 1981 года в Неделю православия подожгли Печскую Патриархию? Большой монастырский корпус, в котором жило 30 сестер и гости. Никаких беспорядков еще не было, никаких милошевичей. Понимаете? Значит, они против Церкви действовать начали еще тогда. И Патриарх говорит: " Монастыри и церкви в Косово - почему их разрушают, в чем они виноваты? " Мы выдержим, даст Бог, выдержим, но только лучше было бы не терять каждые 10-20 лет самую лучшую кровь, самых лучших молодых людей. У нас все время с XIX века - войны, войны, войны… Теряем таких людей… Больше миллиона сербов убили во время Второй мировой войны - это кроме тех, кто погиб на фронте. Народ побили в Хорватии, Боснии, Герцеговине и в Косово. И мы все выдержали и выдерживаем. Сербы - народ терпеливый, народ благодушный. Хорваты и мусульмане в начале 90-х вместе начали воевать против сербов, а потом год воевали между собой - с марта 1993 до мая 1994, пока им американцы не навязали мир. Война между мусульманами и хорватами в Боснии была очень жестокой - такая была ненависть и злоба. Значит, не сербы виноваты во всем. Потом это быстро забыли, и сейчас, когда мусульмане и хорваты никак не могут мирно жить вместе, они говорят: " Нам все-таки лучше с сербами, потому что сербы все быстро забывают и быстро прощают " . Вот что говорят хорваты. Это правда. Серб как православный человек умеет простить, умеет жить с человеком, как с братом своим. Я надеюсь, что Косово останется сербским. Там народ терпит большое страдание. От 300 тысяч сербов осталось только 120 тысяч - остальных выгнали. Албанцы и американцы не хотели даже проводить перепись населения, а когда провели оказалось, что 15-17%. А албанцы говорили, что их 2 миллиона - нет, 1 миллион 100 только. Надеемся, что сербы выдержат и что мировая ситуация изменится как-то в нашу пользу. Но вернусь к мусульманской проблеме. Совершенно очевидно, что мусульманская опасность надвигается и поднимается над миром. Мусульман сейчас больше миллиарда, и повсюду они агрессивны.

http://pravoslavie.ru/guest/evtich1.htm

В Кембриджском собрании хранится еврейско-хазарская переписка (частично переписка хазарского правителя Иосифа и раввина Хасдая ибн Шапрута была опубликована еще в XVI в., а затем в 1897 А. Гаркави). В 1982 г. Н. Гольб обнаружил т. н. Киевское письмо - одно из древнейших свидетельств существования г. Киева и евр. общин на территории Др. Руси. Огромное значение для истории иудаизма имеют найденные в составе архива К. г. библейские рукописи с системами вокализации, альтернативными тивериадской, фрагменты палестинских Таргумов и Иерусалимского (Палестинского) Талмуда, проливающие свет на их раннюю историю, множество иудейских гимнографических сочинений (пиютов), молитвословий и чинов т. н. палестинского обряда, палестинский и вавилонский Лекционарии, респонсы вавилонских гаонов, документальные свидетельства о жизни и сочинения Саадии Гаона, автографы Маймонида и др. Кроме того, в К. г. сохранился обильный массовый материал - письма, брачные договоры, контракты, гороскопы и проч., проливающие свет на жизнь иудейских общин и их окружения, средиземноморскую торговлю, внешнеполитические события (напр., встречаются ценные сведения о крестовых походах). Наиболее полное обобщение этих данных было сделано С. Д. Гойтейном ( Goitein. 1967-1993). Несмотря на столь большую значимость находок в К. г., разбор и каталогизация собраний продолжались весь XX в. Во многом это было связано с нехваткой специалистов. В большинстве книгохранилищ этим занимались приглашенные исследователи. Долгое время не было координирующей структуры. Каталогизация самого крупного Кембриджского собрания проходила в 3 этапа. На 1-м этапе работа велась хаотично. Была разобрана 31 тыс. фрагментов, которые вошли в т. н. Старую серию (Old Series). Новая серия (New Series) была начата в 1955 г. под влиянием работ Гойтейна (всего разобрано 42 тыс. фрагментов). В 1974 г. совместно с Израильской АН началась каталогизация Дополнительной серии (Additional Series) (всего 67 тыс. фрагментов). К 1981 г. был полностью завершен процесс консервации документов. Для систематической работы по описанию и микрофильмированию рукописей из К. г. в 1974 г. в Кембридже был создан исследовательский ин-т под рук. С. Рейфа (Taylor-Schechter Genizah Research Unit).

http://pravenc.ru/text/1319899.html

—317— в современной философии, осталась в Италии, за немногими исключениями, застывшей в бесплодности схоластических форм и метафизических хитросплетений. Просматривая богатую библиографию Civiltà Cattolica и ново-схоластическую литературу Италии, мы находим необычайно большое количество руководств и курсов философии для школ. Ограничимся названием главных, написанных по-латыни, оставив намеренно в стороне те, которые изданы на итальянском языке. Назовём курсы Бальдинотти 1977 Барберис 1978 , Баттальини 1979 , Алоизи 1980 , Корте 1981 , Фацолис 1982 , Ремер 1983 , Гальди 1984 , Пальмиери 1985 , Антония де Санта Марианова 1986 Лепиди 1987 , Растеро 1988 , Мандато 1989 , Де Мария, Пиерализи 1990 , Тарино 1991 , Тонжиоржи 1992 , Шиффини 1993 , Лорен- —318— целли 1994 , Цилиара 1995 , Лоттини 1996 . Если сравнить все эти курсы философии, составляющие целую библиотеку, то прежде всего бросается в глаза их однообразие: то же расположение материала, тот же метод, те же доказательства, та же бесполезность и так сказать праздность проблемы. Откроем, напр., курс Лоренцелли; в нём мы найдём несколько страниц, объясняющих, что такое первоначальное вещество. По словам Лоренцелли это – нечто ни невещественное, ни вещественное, ни качество, ни отношение, ни склонность и тем не менее не чистое отрицание: nec materia prima est pura negatio 1997 . Возьмём Ремера и мы встретим в нём тончайшие размышления о сущности и бытии 1998 , которые по фомистическому учению строго различаются: сущность обозначает quidditas вещи, её существенные признаки, необходимые элементы её действительного определения, поскольку они мыслятся независимо от её существования, между тем как бытие содержит в себе идею существования и есть сущность уже не отвлечённая, но реализованная так сказать в индивидууме. Другие, как о. Лепиди, забавляются разрешением таких вопросов, которые ни философия, ни откровение не могут разъяснить, напр. о том, что мир будет уничтожен всемирным пожаром, что после этого он будет возобновлён, но не всецело, а отчасти только 1999 . Всё это, пожалуй, – интересные вопросы. Но если есть задачи более серьёзные, требующие содействия всех интеллектуальных сил духовенства, то не будет ли поощрение юношества к изучению метафизических вопросов, в конце концов неразрешимых, пустой потерей времени?.. Итальянские фомистические философы походят на человека, спокойно и весело посвистывающего в своей комнате в то время, как

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кроме того, в той же X мандале содержится Пуруша-сукта, замечательный мифологический текст, повествующий о создании мира посредством жертвоприношения гиганта-первочеловека Пуруши. Позднее этот сюжет станет основанием для осмысления жертвоприношения как способа богоуподобления в творческом акте и стяжания мистической силы. Кроме того, Пуруша-сукта предлагает ключевую для индийского общества антропогоническую концепцию: здесь упоминаются четыре социальных класса (варны) и указывается, что они произошли из разных частей тела Пуруши. Это мифологическое объяснение жёсткой системы социальных разграничений, которая существует в Индии. В Ведах имеются также элементы этического учения. Есть упоминание о некоем фундаментальном законе бытия мира – рите. Говорится об основных добродетелях, которые должны быть свойственны человеку: благоговение перед богами, ревностное участие в жертвоприношении, гостеприимство, милосердие к страждущим. Обличается ряд пороков: азартные игры, прелюбодеяние, колдовство. Ведическая литература даёт исследователям бесценный материал по истории верований индоевропейских народов, позволяет уяснить ключевые особенности арийских представлений, оказавших влияние на возникшие позже религии, связанные напрямую или опосредованно с индоевропейской культурно­религиозной традицией. Литература: 1 . Бонгард-Левин Г. Μ. Древнеиндийская цивилизация. М.: Восточная литература, 2007. 2 . Бэшем А. Цивилизация Древней Индии. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 3 . Радхакришнан С. Индийская философия: в 2 т. T. I. М.: Миф, 1993. 4 . Семенцов В.С. Проблемы интерпретации брахманической прозы. М.: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1981. 5 . Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. T. I. М.: Академический проект, 2009. 649 Подробнее о движениях арийских народов и поисках гипотетической прародины индоевропейцев см. в гл. XIII. Религия и культура хеттов. 650 Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. T. I. М.: Академический проект, 2009. С. 233. 651 Основные возражения и претензии к теории арийского вторжения можно прочитать в статье Клауса Клостермайера «Вопросы теории арийского вторжения и пересмотр истории Древней Индии» (пер. В. Данченко): Klaus Klostermaier. Questioning the Aryan Invasion Theory and Revising Ancient Indian History//ISKCON Communications Journal. Vol. 6, 1, June 1998. P. 5–16.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

1966 «Материя» становится «адекватною» 1967 Духу; она вся через Дух: его «выражение», 1968 его «излучение», 1969 его «манифестация». 1970 Подобно тому, как глаз есть «седалище души» и вся душа целиком светится из его глубины, так искусство «делает каждый свой образ тысячеглазым Аргусом так, чтобы внутренняя душа и духовность» сияла из каждого «пункта» его поверхности; 1971 и притом вся – отовсюду. 1972 Тогда между Духом и чувственностью возникает единство: 1973 обе стороны врабатываются, 1974 врастают 1975 одна в другую; гармония, 1976 согласие, 1977 созвучие 1978 их превращаются в интимную 1979 и неразрывную 1980 неразличимую 1981 сращенность, в «завершенное взаимопроникновение», 1982 в растворенность 1983 и поглощенность. 1984 Возникает спекулятивное тождество чувственного-индивидуального и сверхчувственного-всеобщего: «Всеобщее настолько же приобретает через единичность конкретное существование, насколько субъективность единичного и особенного лишь во Всеобщем находит непоколебимую базу и подлинное содержание для своей действительности». 1985 Всеобщее, поглощая единичность, вносит в неё свою высшую спекулятивную согласованность 1986 и превращает чувственный образ в тотальность; 1987 и обратно – чувственный образ дает Всеобщности адекватное осуществление и индивидуально определенное бытие. 1988 В этом высшем спекулятивном симбиозе «истинный образ» истинен потому, что «истина, выраженная им, Идея»; 1989 чувственное освящено сиянием Идеи 1990 и являет собою «триумф сосредоточенной в себе свободы». 1991 Вот откуда проистекает та высшая удовлетворенность 1992 и освобожденность, 1993 которая присуща созданиям «прекрасного искусства». Образы его полны блаженного покоя, 1994 светлого радования, 1995 самодовлеющей 1996 законченности. 1997 «Идеальный образ искусства стоит перед нами, как некий блаженный Бог», 1998 внутренне свободный во внешнем бытии, 1999 без заботы об ином, 2000 чувственно-духовный; он есть осуществленная в мире красота, 2001 «абсолютная Идея». 2002 И все же, несмотря на то, что искусство есть сонм действительных «образов» Божества на земле, оно не есть высший способ 2003 жизни, свойственный Духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010