1189 См., например, публиковавшиеся в «Современных известиях» в 1876 г. адреса: Михаилу Григорьевичу Черняеву и русским сподвижникам его //27 июля. 204. С. 1; Михаилу Григорьевичу Черняеву от москвичей; Михаилу Григорьевичу Черняеву и русским его сподвижникам //4 авг. 212. С. 1. 1190 Ташкент был взят Черняевым штурмом в ночь с 14 на 15 июня 1865 г., и до июля 1866 г. он занимал пост военного губернатора Туркестанской области. 1191 После того как весной 1875 г. произошло восстание в Герцеговине, Черняев частным образом вступил в сношения с сербским правительством и был приглашен для руководства военными действиями. Несмотря на противодействие российских властей, Черняеву удалось выехать за границу, и в июне 1876 г. он был уже назначен главнокомандующим основной сербской армией, благодаря чему в Белград потянулись сотни добровольцев из России. Вскоре по требованию австро-венгерского правительства Черняев был вынужден вернуться в Россию. При начале Русско-турецкой войны Черняев пытался попасть в действующую армию; но был оставлен за штатом. 1192 Имеется в виду уединенная деревенская жизнь А. В. Суворова в опале при Павле I с февраля 1897 г. по март 1899 г. (в его имениях Губерния у белорусского города Кобрин и Кончанское Боровичского уезда Новгородской губернии). 1193 Письмо М. Г. Черняева//СИ. 1877. 23 дек. 353. С. 1. Датировано 6 декабря, отправлено из Пятигорска. Автограф на 6 л. см.: РНБ. Ф. 847. 840. 1194 Реминисценция из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» (1837): «И прежний сняв венок, – они венец терновый,/Увитый лаврами, надели на него...» 1195 Колумб был арестован, препровожден в цепях в Испанию и по суду лишен звания вице-короля и губернатора открытых им колоний, как предполагалось до самого последнего времени, – по ложному доносу. В 2006 г. в Испании в архиве города Вальядолида были обнаружены материалы следствия 1500 г. по делу Колумба и его братьев Диего и Бартоломео, которые, как оказалось, были осуждены за неимоверную лютость, беззаконие и алчность, но впоследствии помилованы за заслуги перед короной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Так как кружение, пророчество и пение духовных роспевцев, по взгляду самих хлыстов и скопцов, суть главнейшие и существеннейшие части в составе их богослужения, как восходящие по своему происхождению будто бы ко временам апостольским, и так как эти действия в богослужении хлыстов и скопцов, действительно, играют важную роль и входят в каждый вид богослужения, как необходимые его части, то предварительно исследования различных форм хлыстовско-скопческого богослужения мы считаем необходимым рассмотреть каждое из названных действий в отдельности. а) Кружение и беганье Кружение и беганье на хлыстовско-скопческом языке носит специальное название „радения“ 1182 . Так называют хлысты и скопцы свое кружение и беганье потому, что они, по словам свящ. Сергеева, при исполнении этих действий „яко бы кружатся, радеют Богу и себе, Богу работают и свои грехи отмывают“ 1183 . Кроме этого наименования кружение и беганье у хлыстов и скопцов называются и другими именами, выражающими ту же самую, мысль; таковы названия их „делом Божиим 1184 и Божиею работою“ 1185 . Желая выразить внутренние действия, происходящие от кружения и беганья, хлысты и скопцы называют последние „пивом духовным, чувствительным“ и, восхваляя его, они нередко приговаривают: „то-то пивушко-то; человек-де плотскими устами не пьет, а пьян живет“ 1186 . В этом же смысле хлысты и скопцы иногда называют свое кружение и беганье „духовною банею“ 1187 и „банею пакибытия“ 1188 . Имея в виду, наконец, показать трудность, с какою производится кружение и беганье, они называют их „работою израильскою“ 1189 .– Кружение и беганье хлыстов и скопцов по различию форм, в каких они выражаются, бывают различны. Существует кружения и беганья: 1) Одиночное, состоящее в том, что некоторые из сектантов и, преимущественно из пророчествующих 1190 , начинают, каждый особо, вертеться на пятке правой ноги, опираясь несколько в пол левою 1191 . При совершении этой формы кружения наблюдается, чтобы кружение совершалось с лева на право, т. е. по солнцу 1192 , чтобы вертящийся не изменял своего положения в пространстве 1193 , чтобы он, далее, наблюдал такт 1194 , который в этом случае, как и во всех других подобных, дают певчие – и чтобы, наконец, скорость оборотов, совершаемых вертящимся возрастала прогрессивно от меньшего количества их до возможно большего 1195 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Одна из «начальниц» именинница 1187 . 6 ½ ч. Ветер восточный. Лекарство. Напутствие о. архимандриту. Моцион обычный. Александр за ризами. Новая ризничая. Неумолимая гречанка субботняя. Чай. Никитишна Бетжальская. Еще m-me la Sacristaine 1188 . Никола с брусом колокольным. Переплетчик. Жорж, отрекомендовавший мне лекарство, имеющее положить конец моим желудочным периспазмáм 1189 и открыть аппетит. Г. Элианов, Хсейн Зяде с письмом и флаконом из Иерихона – просто устал отворять и затворять двери. Выпадет же такой день. На, вторично кавас из английского консульства с письмом г. Мура 1190 о дозволении 7 компатриотам его остановиться в нашем госпице Мамврийском. Невозможность объясниться и необходимость отвечать à l " Excellence 1191 по-французски, еже и бысть. О. Вениамин с вестию, что γιος Λδδης 1192 скончался и что сегодня же его хоронят. Αωνα του μνμη! 1193 Жоржево лекарство, как будто точно подходящее к делу. Облачно и жарко. 3 ½ часа. Замедленный до 5 ч. обед. О. Виссарион с поклоном от Патриарха и извинением, что меня, яко недужного, не пригласили на похороны усопшего владыки Лиддского. При свечке доктор, смещенный консулом, еще раз получившим от Гирса телеграмму с выговором Патриарху за Никодима. Не ведят, что творят наши всеведцы. Чай. Письмо некоего племянника трем тетям, по всем признакам, апокрифическое. Досидел до 2-х часов. Вторник, 6 ч 6 ½ ч. Молитва. Чай. Проливной пот. Никитишна. Анатолиина история. Отправка Зяде в Хеврон. О. Вениамин за бахромой. Писание в СПб. г. Хитрово. Почта Ллойдова без всякого письма. Пожар московский был 15 сентября. Ничего больше. Обед в 3 часа. Еще писание. Дремота и сон до 7 часов. Приготовление номерных ответов, длившееся до сего самого момента... Чай, конечно, своим чередом. В глазу несносная песчинка. Под ухом комар. Уже давно 2-й час. Никодима думают сделать Святым Фаворским 1194 . Среда, 7 октября Не хотелось вставать к обедне. Нездоровье несомненно еще кроется в теле. После церкви чай, противный всему существу моему. Димитрианова за пособием. Ризничая с образчиком шитья своего, сопровождаемым сладким хлебом, еже есть сказаемо: captatio benevolentiae 1195 . Приготовление почты во все руки. Сулейманова забота о нашей обсерватории. Неоднократные напрасные позывы. Ни малейшего Хусейна Зяде. Самаан с салфеткой в 2 часа. Обед же только в 3 ½ часа. Последний – 10-й – пакет был к брату в Москву. А ведь еще осталось за мною 3–4 письма! Жорж отнял у дела с час времени. Ханна с антиками, получивший меджида. О. Κρило кипро-афинский с приглашением на неделю к Св. Савве. Нежданный Якуб, окончивший все дела и работы свои в Хевроне. Отлично. Приступление к забытой статье. О. Павел из Иерихона, обещающий мне царство небесное за приют тамошний. Чай, не пролезающий через горло. Дремота с 9-ти часов. Гнев на желудок. Скоро 11 часов. Четверток, 8 окт

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

св. Виталия в Равенне.  и будущего наилучшие законы 1186 , и, приглашая подданных возблагодарить небеса, сохранившие для того века, в котором они живут, столь великолепное дело, – он увещевал их благоговейно чтить эти законы, которые древние не достаточно чтили. 1187 Затем он велеречиво перечисляет их достоинства: с точки зрения юридической определенные статьи заменили произвол судей; с точки зрения научной, – вся сумма античного знания собрана в Corpus juris и, таким образом, предохранена от забвения. 1188 Юстиниан не упустил также из виду литературные и даже экономические достоинства всего дела, этих точных, кратких и доступных для всех законов, которые, к тому же, каждый легко может иметь: «за несколько солидов, говорит он, богатые и бедные могут купить их и приобрести с ничтожными издержками квинтэссенцию мудрости». 1189 Воздав благодарение Богу, покровительство которого позволило ему осуществить его намерение, он повелевал, чтобы новое законодательство получило силу закона на всем пространстве империи 1190 , в отмену всех прежних постановлений; чтобы оно почиталось, как неизменное и святое, и чтобы все в нем написанное, даже ошибки, не подвергалось ни малейшему сомнению. И Юстиниан приказывал, чтобы в суде, при разногласии между древним и подлинным текстом закона и измененным текстом, помещенным в Дигестах или в Кодексе, принимался во внимание только последний. 1191 Реформа школы являлась необходимостью. Была начертана новая программа занятий. Продолжительность обучения была увеличена до 5 лет. 1195 Студенты первого года, которых прежде в насмешку называли Dupondii  и которых император пожелал украсить именем Justiniani novi , должны были изучать Институции и четыре первые книги Дигест. Второй, третий и четвертый года посвящались изучению Дигест, при чем книги 37–50 оставались вне программы и изучение их предоставлялось на волю каждого студента; наконец, пятый год предназначался для Кодекса. Благодаря такому распределению занятий, «студенты, говорил император, проникнув в тайны права, не будут иметь ничего скрытого, но, прочитав все, что собрано Трибонианом и его сотрудниками, станут превосходными адвокатами, охранителями правосудия, могучими борцами и всегда умелыми судьями в ходе процессов».

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

На Западе, наоборот, больше склонялись в сторону действительной всеобщей греховности, унаследованной от Адама. Уже Тертулиан говорил о порче (corruptio), проистекающей во всех людях из греховности рождения (ex originis vitio 1187 ), св. Киприан настаивал на необходимости ради отпущения грехов крещения и не только для взрослых, но и для детей, утверждая, что в крещении отпускаются не собственные, но чужой (т. е. первородный) грех. 1188 Св. Амвросий всё время 1189 колеблется между восточной и западной концепцией первородного греха, но всё же в нём заметен значительный наклон в сторону Запада 1190 и, именно в направлении к Августину. Классическим местом в данном случае является следующая тирада св. отца, повторенная позже и  блаженным Августином 1191 : «Был Адам и в нём были все. Погиб Адам и в нём погибли все». 1192 Возможность такого перехода греха одного на других основывается на том, что Адам был начальником рода. «Чрез одного грех перешёл на всех ( Рим. 5, 18 ). И как нам не избежать начальника рода, так не избежать первовиновника смерти; и как чрез одного к нам вошла смерть, так чрез одного и воскресение». 1193 Своим непослушанием, этой «заразой древнего греха», 1194 Адам совлёк с себя одежду веры и нанёс «смертельную рану» всему человеческому роду, 1195 который пал, таким образом, во грехе своего прародителя. 1196 Отсюда все люди рождаются во грехе, 1197 поскольку каждый из них во грехе Адама. 1198 Никого нет без греха, 1199 ибо быть без греха свойственно одному Богу, 1200 только Христу, 1201 даже Пресвятая Дева – и та была не без недостатков. 1202 Несколько неопределённо только говорит св. Амвросий о греховности детей: то он утверждает, что дитя не имеет никакого греха и вины, и потому оно чисто пред праведным Судиёю (parvuli apud iustum iudicem nulla est culpa…, quia parvulus sine ullo est crimine praevaricationis et culpae 1203 ), что невинно детство людей, 1204 то, наоборот, говорит, что люди становятся причастными скверны ещё раньше своего рождения (antequam nascimur 1205 ), что в каждом из нас сначала рождается Каин, сам себя превозносящий, потом Авель, почитатель Бога, 1206 что никто не может оправдаться в глазах Божиих, так как даже однодневный младенец не свободен от греха, 1207 и что в силу этого необходимо крестить не только взрослых, но и детей. 1208 В этом противоречии св. Амвросия яснее всего сказалось его колебание между восточным 1209 и западным воззрением не первородный грех. 1210

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

„Исторический смысл, – говорит он, – мы больше предпочитаем, чем аллегорический” 1188 . Согласно этому, Диодор обращает внимание на буквальный смысл фразы, сравнивает значение затрудняющего понимание слова с употреблением последнего в других местах Библии 1189 , устраивает для этого параллели словоупотребления 1190 и, избегая эксцентричности, соблюдая мудрую осторожность 1191 , делает свои положительные, не расплывающиеся в неопределённостях заключения. Помимо этого, иногда он предпринимает разыскание, почему стоит в данном месте такое или иное слово 1192 , припоминает синонимы для него как родного, так и других языков. Такой лексикальный разбор текста дополняется в то же время помощью этимологии и синтаксиса, указаниями различных форм слова 1193 , конструкций фраз 1194 и т. п. Толкования Диодора, как мы можем судить по октатевхическим фрагментам, не дают повода упрекнуть его в риторизме, закрывающем или улетучивающем мысль – наоборот, движущим нервом экзегета, сердцевиной его является логическое распределение материала. Если Бог вначале сотворил небо и землю, то выражение вначале, просто и убедительно говорит Диодор, ясно показывает, что всё остальное произошло после 1195 . Если Адам из земли и Ева из его ребра, а сыны и дочери от них, то ясно, что остальные люди от соединения этих сынов и дочерей 1196 . Только стремление оставаться безупречным в логической последовательности побуждает нашего экзегета при толковании 9:24–25 книги Бытия обратить внимание, как на нечто, по-видимому, странное – наказание сына за грех отца и пытаться уяснить эту странность 1197 . Стремление к ясности, к устранению всяких противоречий разрешает Диодору в другом месте ставить вопрос: если Исав хотел убить Иакова, то как узнала об этом Ревекка 1198 . Но все эти разыскания нашего экзегета не есть сухой, отвлечённый экзегезис. Диодор, как и великий ученик его – Феодорит, ясно представлял, что буквалистическим разумением нельзя многого охватить в Писании. Вместе с особенным схематизмом библейской речи, экономией в словах 1199 , ей свойственна образно-тропическая речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

ПСЗ. 1. 412. С. 709; ДАИ. 5. 102. С. 493–498 (также в: Материалы по истории раскола/Изд. Субботин. 2. С. 388). 1177 ПСЗ. 7. 4499; 17. 12379; Розанов. 2. 2. С. 269 и след. 1178 Филарет. Собрание мнений. 4. С. 478–482, 517–527, 576–579. 1179 ПСПиР. 3. 1138; Розанов. 2. 1. С. 112. 1180 Духовный регламент. Ч. 2. Пункты 2, 11, 12; Горчаков. Монастырский приказ. С. 238 и след.; ПСЗ. 5. 3026; 8. 5746; 18. 12433; Розанов. 1. С. 109 и след. 1181 АИ. 4. 195; 5. 172. 1182 Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 2. С. 345 и след. 1183 Горчаков. Монастырский приказ. С. 233; Шимко. Патриарший приказ. С. 123; Знаменский. Ук. соч. С. 348 (оба последних историка полагают, что этот налог взимался в пользу епархиальных управлений). 1184 Шимко. Ук. соч. С. 123 и след.; Знаменский. Ук. соч. С. 348 и след., 350. 1185 Шимко. Ук. соч. С. 124 и след.; Знаменский. Ук. соч. С. 352 и след. 1186 Шимко. Ук. соч. С. 125; Знаменский. Ук. соч. С. 128, 352. 1187 ПСЗ. 4. 2170, 2263; 11. 8400; Знаменский. Ук. соч. С. 356; Покровский. Казанский архиерейский дом. С. 210. 1188 Знаменский. Ук. соч. С. 361–367. 1189 Знаменский. Ук. соч. С. 368–378. Наглядной иллюстрацией тому, как в 1–й половине XVIII в. привычка еще могла взять верх над распоряжениями власти, служит сокращение состава служащих Московской духовной консистории в 1746 г., когда четыре писаря сохранили свои места, хотя их содержание оплачивалось теперь не казной, а за счет «акциденций», т. е. добровольных или вынужденных подношений со стороны приходского духовенства (Розанов. 2. 1. С. 41; Шпачинский. С. 373 и след.). 1190 См. § 11, 12; Знаменский. Ук. соч. С. 353 и след. 1191 Знаменский. Ук. соч. С. 381, ср. с. 424. 1192 Знаменский. Ук. соч. С. 385–406 (с обширным фактическим материалом о методах и практике епархиального управления); см. § 11, 12. 1193 Знаменский. Ук. соч. С. 406. 1194 ПСЗ. 16. 12060. Ст. 5; 17. 12379. В 1817 г. планировалось восстановить сбор за посвящение в сан священнослужителей. Обсуждение вопроса затянулось, и в 1822 г. Александр I по получении докладной записки Филарета Дроздова не утвердил это предложение Синода (Филарет. Собрание мнений. 2. С. 34 и след.). 1195

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

1188 4 Новгородская, в Собрании летописей IV, 158 (также Иосиф Волоколамский в Просветителе стр. 55). 1189 Называет по именам: новгородского протопопа Гавриила, Дениса попа Архангельского, Максима попа Иванского, Василия попа Покровского, Макария диакона Никольского, Гридку дьяка Борисоглебского, Васюка зятя Денисьева, Самуху дьякона (дьяка?) Никольского, – 4 Новгородская, ibid. (Иосиф в Просветителе стр. 55). 1190 В послании к Зосиме 1490 года он пишет: «Ано Фрязове по своей вере какову крепость держат! Сказывал ми посол цесарев (Николай Поппель, приезжавший в Москву, путём на Псков н Новгород, в 1486 году, – Карамзин, к т. VI примечание 339, подробнее о нём у Аделунга в Обозрении путешественников) про шпанского короля, как он свою землю очистил, и аз с тех речей и список к тебе послал». 1192 Наше различение одних и других еретиков основываем на преподобном Иосифе Волоколамском, который говорит, что ими посланы от державного в Новгород к Геннадию, а иные осуждаются им в заточения, – Просветитель стр. 55, 56 и 570.– В одной летописной записи сообщается, что чернец Захар послан в заточение к епископу суздальскому (помянутому выше Нифонту, который поставлен в епископы 9 Декабря 1484 года), а поп Денис в Галич (костромской губернии), см. у Павлова в Памятниках. col. 788, примечание. 1193 Просветитель, стр. 55. Относительно того, как сожжены были шлемы, на самих головах или снятые с голов, Иосиф выражается неопределённо: «потом же повеле пожещи шлемы, иже на главах их». Мы считаем вероятнейшим предполагать последнее. Можно думать, что мысль об этих шлемах подала Геннадию знакомая ему практика инквизиции католической. У католиков надевались на еретиков особые цилиндрические колпаки, похожие формой на наши монашеские камилавки, с изображением на них дьяволов, см. в немецком археологическом Словаре Мюллера и Мотеса II 579, Fig. 821. 1195 Послание к любопрепирательным или о повиновении соборному определению, – рукопись МДА лист 252 оборот (У Карамзина к т. VI, примечание 565). То же в Просветителе, стр. 571.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Теперь Фридрих решил вмешаться, тем более что поляки отвыкли платить обычную дань в 500 марок в год – знак вассальной верности 1188 . 3. 22 августа немецкое войско переправилось через Одер.] Увидев это, поляки, пораженные столь внезапным бедствием и сильно напуганные, ибо не чаяли ничего, кроме собственной гибели и разрушения страны, хотя с помощью соседних народов, а именно руси 1189 , парфян (Parthi) 1190 , пруссов (Prusci) и поморян (Pomerani) 1191 , собрали огромное войско, полагали спасение жизни только в бегстве. [Болеслав просит мира, обещая возобновить верность империи и явиться на съезд в Магдебурге, для решения спора об изгнанном брате. В подтверждение он дает в заложники брата Казимира 1192 .] (Ott./Rahew. 1912. Р. 167–170; Ott./Rahew. 1965. Р. 398–404) 9. Прибавление 1193 . 1166. [Имперский съезд в Вюрцбурге, на котором Пасхалий признается папой 1194 .] Еще в том году 1195 император 1196 примерно на праздник святого Петра 1197 , спустившись 1198 , заставил заново присягнуть венгров, которые солгали относительно большей части обещанных ранее денег 1199 . Там чешский король (rex Boemorum) 1200 представил пред его очи кого-то из мелких русских королей (reguli Ruthenorum), подчинив сего его (императора. – Сост.) власти 1201 . Сильный голод по всей земле. Император осенью препровождает Пасхалия в Рим 1202 . В том же году баварский герцог Г. и пфальцграф О. 1203 , посланные в Грецию, вернулись ни с чем. Герцог Генрих выдал свою дочь замуж за венгерского короля 1204 .] (Ott./Rahew. 1912. Р. 348) 1090 Одона, графа парижского, первого короля из династии Капетингов, сына Роберта Храброго, герцога земель между Сеной и Луарой. Избрание Одона относится также к 888 г. 1091 Сообщение, в той или иной форме свойственное многим средневековым хроникам и анналам и, в конечном итоге, как и его конвой у Оттона, восходящее к «Хронике» Регинона Прюмского (см. 7/1). Упоминание об аварах как политической силе в Среднем Подунавье к моменту вторжения венгров – анахронизм: Аварский каганат здесь был разгромлен столетием ранее франками Карла Великого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее, историк Никита Хониат резко осуждает церковную политику византийского императора Исаака II Ангела (1185–1195 и 1203–1204), 406 вина которого состояла между прочим и в том, что он низводил и возводил патриархов на престол по своему усмотрению. Так, в 1187 г. царь лишил ( παραλει) престола патриарха Василия II Каматира и взамен его возвел ( προβαλμενος ντ ατο) Никиту II, но в 1190 г. низверг ( πεσφενδνησε) с высоты престола и этого патриарха и поставил ( προχειρζεται) монаха Леонтия, которого опять низложил ( καταστρψεται) в 1191 г. и хитростью возвел на престол бывшего Иерусалимского патриарха Досифея; когда же архиереи, духовенство и народ заявили протест против «пришельца чужой Церкви», то Исаак отказался от своей креатуры, а патриархом был поставлен ( προχειρζεται) Георгий II Ксифилин. 407 Ввиду указанных действий Исаака Ангела он обыкновенно признается одним из худших василевсов Византии и, в частности, считается убежденным последователем будто бы господствовавшей здесь системы цезарепапизма. Но по поводу такого приговора следует сказать, что принципы и факты церковной политики Исаака не позволяют утверждать это с полной научной объективностью. Если и можно говорить о цезарепапизме Исаака Ангела, то вовсе не как о системе de jure и de facto, а просто как о частной и обыкновенной в человеческой жизни непоследовательности, зависевшей частью от внешних принудительных условий, частью от личной моральной неустойчивости царя. Исаак по своему характеру представлял удивительную смесь крайностей. Беспорядочный и непостоянный, он одной рукой уничтожал то, что создавал другой. У него не было последовательности в действиях, согласия между словом и делом. 408 В частности, низложение и возведение Исааком патриархов было результатом преимущественно свойственного царю непостоянства и беспорядочности. К тому же произвол царя проявлялся главным образом в низложении патриархов, как это и видно из ясных и категорических выражений Никиты Хониата ( παραλει, πεσφενδνησε, καταστρφεται). Что же касается избрания патриархов, о котором и ведется наша специальная речь, то относящиеся к этому вопросу выражения историка ( προβαλμενος, προχερζεται) не дают бесспорного основания утверждать, будто патриархи занимали престол исключительно по царскому повелению и без всякого участия собора архиереев, так как эти термины указывают лишь на особый обряд царского поставления патриарха, составлявший один из актов сложного процесса избрания византийских патриархов. А обстоятельства избрания и низложения патриарха Досифея даже говорят в пользу участия здесь и собора. 409 Словом, если Исаак Ангел назначал византийских патриархов по своему усмотрению, помимо собора архиереев, то это было злоупотреблением в области его отношений к Церкви, выражением его личного произвола, а никак не господствовавшей в Византии системы цезарепапизма, и как явление неканоническое и несогласное с обычной практикой осуждалось и Церковью, и византийским обществом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010