Прем.5:15–16 ; Ин.5:24 ). И заметь 1189 , что поминаниям надлежит быть священными, ибо божественная память проявляется не в воображении, как человеческая, при воспоминании, но, можно сказать, – боголепно, в соответствии с чтимым неизменным знанием в Боге скончавшихся богообразных людей. " Познал ведь, говорят Речения, Господь Своих» ( 2Тим.2:19 ) и «Честна пред Господом смерть преподобных Его» ( Пс.115:6 ) (о смерти преподобных тут сказано вместо «в преподобстве скончавшихся»). И пойми это священно, – что когда чтимые символы 1190 , посредством которых Христос обозначается и приобщается, бывают положены на божественный жертвенник, тут же на небольшом расстоянии находится список святых, что показывает нераздельно сопряженное их сверхмирное и священное единство с Ним. 10 . Когда же в соответствии с установлением, о котором сказано, это будет священнодействовано, иерарх, став перед святейшими символами, вместе с почитаемым священническим чином омывает руки 1191 водой. Ибо, как говорят Речения, " омытому 1192 нужно только умыть свои конечности» 1193 , или оконечности (ср. Ин.13:10 ); после какового предельнейшего очищения, благообразно исходя во всесвятом состоянии богообразия ко вторичному, он будет неудержим вторичным и свободен, как полностью единовидный и единственно к Единому обращенный; и чистый и неоскверненный, как сохраняющий полноту и всецелость боговидного, он совершит свое возвращение. Ведь священный 1194 умывальник был, как мы сказали, при законной иерархии, ныне же на него намекает очищение рук иерархом 1195 и иереями. Ибо приходящим на всесвятейшее священнодействие подобает очиститься 1196 даже от окраинных фантазий души и подходить к нему, по возможности, через уподобление. Так ведь более ясные богоявления сверхмирной Светлости, что посылает в блеск единовидных зерцал 1197 распространяться свои лучи 1198 , будут сверкать полнее и яснее. Омовение же иерарха 1199 и священников вплоть до конечностей, или же оконечностей, совершается перед святейшими символами, словно перед Христом, Который видит все наши даже сокровеннейшие помышления и определяет Своими всевидящими точнейшими справедливейшими и неподкупнейшими судами наше полнейшее 1200 очищение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

(1167 г.) 1029 (Византийский военачальник Андроник Кондостефан строит войско перед решающей битвой с венграми у Зевгмина.) [Андроник Кондостефан] вывел из лагеря войско ромеев в полном вооружении. Построено оно было следующим образом. Он приказал скифам 1030 и большей части персов 1031 идти вместе с немногочисленными всадниками, которые сражаются копьями; затем по обеим сторонам следовали фаланги ромеев. (Перевод М. В. Бибикова. С. 59–69) Никита Хониат Родившийся в малоазийских Хонах (антич. Колоссах) ок. 1155 г. Никита Хониат (в старой литературе иногда ошибочно называвшийся Акоминатом) довольно рано, в девятилетнем возрасте, вместе со своим старшим братом – будущим известным ритором и афинским архиепископом Михаилом – оказывается в Константинополе, где и получает образование, а затем постепенно начинает продвигаться по лестнице государственной службы. После пребывания в Пафлагонии в начале 80-х гг. в качестве чиновника фиска при Алексее I Комнине (1180–1183) он становится императорским секретарем. В этой же должности уже позже он участвовал в дунайских походах императора Исаака II Ангела в 1187 г. В 1188/1189 гг. Никита занимал высокий пост в финансовом ведомстве, а в 1189 – должность императорского наместника в Филиппополе (совр. Пловдив). При Исааке Ангеле он дослужился до чина грамматика при логофете дрома, затем стал судьей вила (1190/1191), эфором и, наконец, логофетом геникона и даже логофетом секретов, – титул, по распространенному мнению, идентичный в то время высокому чину великого логофета (фактически – главы кабинета правительства). Находясь на вершине власти почти десять лет (примерно с 1195 до февраля 1204 г), Никита, однако, не принадлежал к категории вершителей судеб государства, не был и доверенным советником василевса. События захвата Константинополя крестоносцами в апреле 1204 г. имели для писателя губительные последствия. Потеряв все имущество, он вынужден был спасать себя и свою семью, взяв с собой лишь рукописи своих сочинений, в Селимврии. Затем, в 1206 г., ненадолго вернувшись в Константинополь, он отправляется в Никею, где оказывается вновь в придворном кругу императора Феодора I Ласкаря, хотя активной политической роли уже не играет. В Никее же Никита Хониат и скончался примерно между 1215 и 1217 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Работа Феодосия В. над улучшением политико-экономического строя империи заставила его обратить серьезное внимание на привилегии клириков в отношении куриальной службы, которая была невыгодна для государственной казны. Как известно, Константин В. освободил клириков от повинностей личных, муниципальных и куриальных 1187 , причем запретил куриалам вступать в клир, и если это случалось, то они возвращались в курию 1188 . Позднее было дозволено куриалам вступать в клир под условием отказа с их стороны от имений в пользу курии. Констанций в 361 г. освободил от этого епископов без всяких условий, остальных же клириков – только в том случае, когда клирика желает весь народ 1189 , а иначе клирик должен отдать свое имущество детям, которые обязуются нести службы в курии, или родственникам, и только за отсутствием тех и других – курии. Последующие императоры принуждены были ограничить эти привилегии 1190 , так как множество знатных лиц, желая избежать гражданских тягот, вступали в клир 1191 . Впрочем можно думать, что злоупотребления продолжались, так как гораздо выгоднее было надеть рясу, чем служить в курии, что требовало больших издержек. С таким явлением не мог не считаться Феодосий уже по одному тому, что оно лишало курию многих талантливых чиновников, а главное, материальных богатств, необходимых для блеска курии. Эдиктом от 7 ноября 383 г. 1192 Феодосий предоставил свободный выбор или службы в курии, или служения Церкви с тем только ограничением, что всякий куриал, оставлявший курию во имя клерикальных обязанностей, должен спокойно отказаться от своих богатств в пользу курии. «Не прилично, – уверяет Феодосий, – чтобы души, преданныя божественному служению, были отягчаемы заботами об отцовских наследствах» 1193 . В 386 г. 31 декабря этот эдикт был несколько изменен. Так, каждый клирик, имеющий отношение к курии по своей принадлежности к сенаторской фамилии, может оставлять службу, но должен заменить себя способною к общественной должности личностью и содержать ее на свои средства 1194 . Под давлением Амвросия Медиоланского смягчение действующих законов пошло дальше 1195 . Тронутый жалобами уважаемого иерарха на ненормальность и тяжесть законов, прикреплявших клириков к курии, Феодосий в 390 г. (27 июня) издал эдикт 1196 , по которому всякий из курии, если он получил сан пресвитера, диакона или должность заклинателя до года консульства Феодосия, т. е. до 388 г. 1197 , может покидать курию, не лишаясь своих имений. Только те куриалы, которые поступили в клир после 388 г., подчиняются старым законам. На основании этого эдикта можно предполагать, что закон Констанция 1198 , освобождавший епископов от куриальной службы, оставался еще в полной силе 1199 . В 391 г. (28 июля) Феодосий повторил свой закон от 390 г. и добавил, что всякий куриал-клирик может заменить себя сыном, если последний не занимает никакой церковной должности 1200 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Xenophon, Memorabilia IV, 3, 13—14. 1166 Orac. Sybill., fr. 1, 10—13. 1167 Fr. 23; 14—15 DK. 1168 Fr. 23 Snell. 1169 Cleanthes, fr. 557 Arnim; fr. 3 Powell, р. 229—30. Fr. 560 Arnim; fr. 5 Powell, р. 230. Тот же самый текст Климент цитирует в Протрептике 6, 72. 1170 Euripides, Antiope, fr. 210. 1171 Sophocles, fr. dub. 1026. 1172 Fr. 1. 1173 Melanippides, fr. 6 Diehl (762 Page, PMG). 1174 Parmenides, fr. 8, 3—4 DK; Платон, Софист, 237 а. 1175 Hesiodus, fr. 195 Rzach; fr. inc. 308 West. 1176 Hecataios, fr. dub. 18; FHG II, р. 396 (ps.— Sophocles, fr. 1025 TGF). 1177 Euripides, fr. 941. 1178 [Euripides] Peiritoos, fr. 593 ­­ Kritias, fr. 19 DK. 1179 Aeschylus, Heliades, fr. 70. 1180 Heraclitus, fr. 32—34 DK (84, 104, 2 Marcovich). 1181 Timaeus Locr., test. 7 Marg. В действительности это цитата из неопифагорейского трактата Аристея Кротонского (Aristaios, peri a(rmovi a», Stobaeus, I, р. 176—77). Cf. Thesleff, Pythagorean Texts. 1182 Огас. Sybil., fr. 1, 28. 1183 Одиссея, IX, 410—411. «Никто» — имя, которое использовал Одиссей, чтобы обмануть Циклопа. 1184 Orpheus, fr 338 Kern. 1185 Xenocrates, fr. 18 Heinze (217 Isnardi-Parente); cf. Plutarch., Quest. Plat. 9 (Mor. 1007 sq.). 1186 Cf. fr. 228 Usener. 1187 Илиада, XXII, 8—10. 1188 Epicharm., fr 56, 57 DK. 1189 [Menander] Pseudoepigr., fr. 1130. Этот текст, как и следующий, по- видимому, является каким-то эллинистическим иудейским подражанием классическим авторам. Поэтому не удивительно, что сходство с Ветхим Заветом почти вербальное, как это в данном случае справедливо отмечено Климентом. Ис. 65: 24. 1190 Ср. Ис. 58: 9; 65: 24. 1191 Cf. Philemon, Pseudoepigr., fr 246 Kock (CAP). 1192 Euripides, Phrixos, fr. 835. 1193 Euripides, fr. dub. 1131. 1194 Sophocles, fr. dub. 1027. 1195 Orpheus, fr. 21а Kern. 1196 Empedocles, fr 147 DK. 1197 Orpheus, fr. 246 Kern. Немного ниже последний текст приводится в несколько ином чтении: Стром. V, 127. 1198 Orpheus, fr. 248 Kern. 1199 JWshe> Euseb., Clem. Prot. 8, 79, 2; hJsaì> ou L. 1200

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

1176. Ср.: Iacob 3. 10, также: Притч. 24. 11. 1177. Буквально сказано exutus, т. е. обнаженный, сбросивший с себя одежду, освободившийся, — вновь у свт. Амвросия возникает метафора снятой одежды как освобождения от плотского, телесного, см. выше 5. 16. 1178. «Страна живых» (regio uiuorum) здесь связана с вечной жизнью души, освободившейся от плоти, см. также: obit. Th. 30. Следующая в тексте фраза не имеет завершения (Ilia est enim regio…). Можно предположить, что это связано с ошибкой переписчика или утратой фрагмента текста. 1179. См.: Пс. 26. 13. 1180. Ср. выше 5. 25. 1181. См.: Притч. 7. 21 1182. Ср. у Платона о приближении души к высшему благу и уподоблении ему (Phaed. 84ab). 1183. specialiter scilicet Schenkl: specialiter se uel specialiter esse codd. speciale esse Maurini. 1184. Рассуждение, восходящее к Платону, см. Phaed. 105cd, 106 ab. 1185. «Человеческое», т. е. платоновское объяснение природы и бессмертия души, не может быть достаточным, свт. Амвросию важно привести аргументы, опирающиеся на Священное Писание. 1186. См.: Лк. 23. 46. 1187. Человеческая составляющая личности Христа стала предметом отдельного сочинения свт. Амвросия «О тайне воплощения» (De incarnationis dominicae sacramento). 1188. См.: Лк. 12.20. 1189. См.: Мф. 10. 28. 1190. И свт. Амвросий (exp. ps. 118, 14. 109), и блж. Августин (enarr. ps. 118, 23.5) указывают на разночтения в тексте этого псалма. Здесь свт. Амвросий выбирает подходящий к контексту вариант. 1191. Свт. Амвросий сохраняет четырехчастное деление добродетелей, ср.: Isaac 8. 65 и примеч. 1192. См.: Ин. 14. 2. 1193. Вновь указание на то, что Священное Писание предшествует языческому знанию и является источником для него; ср. выше 5 19. 1194. Свт. Амвросий неоднократно говорит о нелепости учения о переселении душ (метемпсихозе), см.: ехс. fr. 2. 127, а также в утраченном трактате De philosophia, фрагмент которого сохранился у блж. Августина: cont. Iul. Pelag. 2. 7. 19–20. 1195. Этимология Аида как «незримого» восходит к «Федону» Платона, см.: Phaed. 80d, также у Плотина (6. 4. 16).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Се же 1190 искони уставлено есть и поручено святым пискупьям 1191 городьскые и торговые всякая мерила и спуды и звесы 1192 , ставила 1193 , от Бога тако искони уставлено, пискупу 1194 блюсти без пакости, ни умалити ни умножити 1195 , за все то дати ему слово в день суда великаго, якоже и о душах человеческих 1196 . А се церковные люди: игумен, поп, дьякон, дети их 1197 , попадья и кто в клиросе, игуменья, чернець, черница, проскурница, паломник, лечець, прощеник, задшьный человек, стороник 1198 , слепець, хромець, манастыреве, болнице, гостинници 1199 , странноприимнице, то люди 1200 церковные, богадельные, митрополить или пискуп ведаеть межи ими суд или обида или котора 1201 или вражда или задница; аже будеть иному человеку с тым человекомь речь 1202 , то обчии суд 1203 . Кто переступить си правила, якоже есмы управили по святых отец правилом и по пьрвых царств 1204 управленью, кто иметь преступати правила си или дети мои или правнучата 1205 или в котором городе наместник или тиун или судья, а пообидять суд церковный, или кто иный, да будуть 1206 прокляти в сий век и в будущий семию зборов святых отец вселенскых» 1207 . Так называемый «Церковный устав» Ярославов. Так называемый Церковный устав великого князя Ярослава, явившийся после устава Владимирова и вообще, как кажется, весьма не рано 1208 , был распространён значительно менее чем этот последний, а поэтому и дошёл до нас в меньшем количестве списков, хотя вовсе и нельзя сказать того, чтобы в количестве скудном 1209 . Причиной, почему этот второй устав, гораздо более благоприятный для церковной власти и гораздо более для неё выгодный, не только не имел большей распространённости, чем устав Владимиров, но даже и такой, как он, вероятно, было то, что сами представители церковной власти и сами писцы Кормчих книг и вообще рукописей сомневались в его подлинности 1210 . Та несообразность, что почти все преступления облагаются в нём двумя наказаниями (денежный штраф епископу и казнь от князя), не могла не возбуждать сомнения в людях и самых многоверующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1188. Свт. Григорий Богослов. Слово XXXVIII на Богоявление, 11//SC 358, p. 126: 25–16 Moreschini; PG 36, 324 Ф=Слово ЧДМ на Святую Пасху, 7//PG 36, 632 B. 1189. Свт. Василий Великий. Беседы на псалмы, XXIX, 5//PG 29, 317 B. 1190. 1Кор. 13, 12. 1191. Там же. 1192. Ср.: свт. Василий Великий. Пролог 8 (О вере), 2//PG 31, 681 A (Изд.)=PG 32, 1312 AB (Пер.). 1193. См.: Деян. 7, 55. 1194. Ин. 1, 18. 1195. вводного предложения, видимо, таков: это говорит не евангелист, но через него Сам Христос. 1196. Ин. 1, 18. 1197. Символ веры, 1-й член//Vol. 1, p. 57 Alberigo-Ritt er. 1198. В подлиннике непередаваемая парная игра слов (вместе с риторикохиастическим расположением их): καινς τρπος – τπος κοινς. 1199. Откр. 2, 24. 1200. Лк. 10, 18. 1201. Мк. 9, 1. 1202. См.: Мф. 17, 2 пар. 1203. См.: Деян. 7, 55–56. 1204. См.: Деян. 9, 3, ср.: 22, 6 и 26, 13; 1Кор. 9, 1; 15, 8. 1205. Подробнее см.: свт. Григорий Палама. Опровержения Акиндина, VI, 10, 31; VII, 12, 46//ΓΠΣ 3, 407–408, 496. 1206. См., напр., Ин. 1, 18. 1207. Символ верыб 1-й член .. Мщдю 1б зю 57 Фдиукшпщ-Кшее укю 1208. Место не установлено. 1209. Мысль о нетварности Царствия Небесного, полемически заостренная свт. Григорием Паламой, не находит прямых подтверждений в Священном Писании. Ср.: Откр. 21, 1. 5, где сказано, что Бог творит (ποι) все новое (следовательно, новое небо и новая земля, новый Иерусалим и т. п. столь же тварны, как и первые небо и земля, ср.: Быт. 1, 1). 1210. То есть (насколько понимаем мысль автора) «рассуждая весьма приблизительно, очень грубо» (напр., используя в качестве единицы измерения саму линейку, а не нанесенную на нее шкалу). Обычный локоть (πχυς μτριος) содержал 24 δκτυλοι, т. е. около 46 см, πχυς βασιλι– 27 δκτυλοι (Геродот. История, I, 178//Vol. 1, p. 110: 3 Rosen): таким образом, «точность измерения» допускала бы погрешность приблизительно от 6 см (если подразумевать лишь разницу между двумя мерами) до полуметра («царский локоть», взятый целиком). Выражение πχυς βασιλικς для обозначения большой степени чего-то использовалось в качестве поговорки достаточно редко; по крайней мере, оно не зафиксировано у паримиографов, включенных в TLG, однако встречается у Лукиана (Переправа, или Тиран, 16) и Никифора Григоры (История ромеев VIII, 8, 2//Vol. 1, p. 329: 2, ed. Bonnae; PG 148, 509 A), что еще раз свидетельствует о едином языковом пространстве у полемистов XIV в., хотя у Паламы, кажется, выражение употреблено в не совсем обычном контексте. По мнению еп. Нектария (Яшунского), свт. Григорий намекает на помощь Акиндину со стороны царской власт (что очевидно из дальнейшего, см. след. примеч.), однако перевод «царскими руками» неточен. В поддержку нашего толкования служит и схолия к указанному месту Лукиана, толкующая выражение «царским локтем» как «большой мерой»: λ πχει βασιλικ: ντ το μτρ μεγλ. γρ βασιλικς πχυς χει πρ τν διωτικν κα κοινν τρες δακτλους (Схолии к «Переправе» Лукиана, 16: 7–9 Rabe, цит. по TLG).

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

9 . Итак, кто удостоился этого, тот ночью и днем пребывает в таком , словно некто вышедший из тела и уже находящийся в том мире праведных. 10 . Это и есть божественная сладость, о которой чистосердечный 1190 и чудный Аммон говорил, «слаще меда и сот», 1191 но немногие отшельники и девственники познали ее. 11 . И это вход в божественный покой, о котором говорили Отцы, 1192 и это переход из области 1193 страстей к просветленности и к движениям свободы. 12 . И это то, что изобилующий духовными откровениями Евагрий называет «стократной наградой, которую в Евангелии обещал Господь наш». 1194 И в изумлении величием этого наслаждения хорошо назвал он его «ключом в Царство Небесное». 1195 13 . Как перед истинным Богом говорю я: члены тела не могут выдержать это наслаждение, и сердце неспособно вместить 1196 его по причине великой сладости его. 1197 Что еще можно сказать, если «восприятием Царства Небесного» называют это святые. Ибо это тайна будущего изумления Богом. Не благодаря прозрению в материальный 1198 мир и дела его наслаждаются праведники в Царстве Небесном, но благодаря тем  , которые , возводится ум, как по некоей лестнице, к Тому, Кто есть Царство святых, и пребывает в изумлении. Хорошо названо это восприятие «тайной Царства Небесного»; ибо в познании Того, Кто есть истинное Царство всего, мы через эти тайны всякий раз, когда ум бывает движим ими, по дару силы Божией. 1168 Термин sukkale d-beryata, буквально означающий «прозрения в тварные », « смысла тварных », является сирийским эквивалентом греческих выражений logoi ton onton и logoi ton gegonoton («логосы тварных вещей»), встречающихся у Евагрия и других греческих аскетических писателей. По учению Евагрия, созерцание логосов тварных вещей («естественное созерцание»), т.е. проникновение в смысл и содержание всего существующего, составляет среднюю ступень духовного преуспеяния на пути от «праксиса» (исполнения заповедей Христовых) как низшей ступени к «богословию», или «гнозису» (созерцанию Бога), как высшей ступени.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

совместно со своим мужем графом Иоанном Бриеннским (см прим. 19). Дочь королевы Изабеллы Иерусалимской, дочери Амальрика I, и ее второго мужа маркграфа Конрада Монферратского, падчерица Амальрика II Лузиньяна. Гуго — Гуго I (ок. 1195-1218), король Кипра с 1205 г. из династии Лузиньянов, сын Амальрика II и его первой жены Эскивы д " Ибелен. Фридрих II (1194-1250) — германский король из династии Гогенштауфенов (с 1212 г.), император Священной Римской империи (с 1220 г.), король обеих Сицилий (с 1197 г.), сын Генриха VI и Констанции Сицилийской. В 1228 г. возглавил шестой крестовый поход (1228-1229), закончившийся передачей христианам Иерусалима и провозглашением императора королем Иерусалимским. Венгерский король Андрей — Андрей II Арпад (1175-1235), наследовал своему племяннику Владиславу в 1205 г. Совершил неудачный крестовый поход в 1214-1216 гг. Леопольд Австрийский — Леопольд VI Знаменитый (1176-1230), сын Леопольда V, герцог Австрии и Штирии, наследовал своему брату Фридриху I в 1198 г. Последовательно поддерживал династию Гогенштауфенов в борьбе с Вельфами и папством. Участвовал в походе против испанских мавров в 1212 г. и осаде Дамиетты в 1219 г. Оттон Меранский — Оттон VII фон Андех, герцог Меранский (1204-1234), наследовал своему отцу Бертольду IV. Граф Бургундский благодаря браку с Беатрисой Гогенштауфенской (с 1208 г.), маркграф Истрии (1215-1230). Брат королевы Франции Агнессы Меранской, второй жены Филиппа II Августа. Граф Голландский Вильгельм — Вильгельм I (1190-1222), сын Флориса III, умершего во время третьего крестового похода. Участвовал в сражениях с маврами в Испании, осаждал Дамиетту в 1219 г. Часть 2 Наиболее любопытное явление в рассмотрении обстоятельств этого похода состоит в том, что собравшиеся под Акрой крестоносцы и контингенты от местных сирийских христиан заметно колебались в выборе места, на которое должны быть направлены их удары, для них, по-видимому, не было соответственной военной цели. Если пришлые из Европы крестоносцы не могли не иметь в мысли Иерусалима и освобождения святых мест, то в среде местных христиан преобладало мнение, что вопрос об Иерусалиме лучше всего может быть разрешен перенесением театра военных действий на Египет, откуда мусульманские властители Сирии черпали свои силы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

The Byzantine Empire, 1025-1204: A Political History. L., 1984. P. 263-283; Lilie R.-J. Handel und Politik: Zwischen dem byzantinischen Reich den italienischen Kommunen Venedig, Pisa und Genua in der Epoche der Komnene und der Angeloi, 1081-1204. Amst., 1984; idem. Des Kaisers Macht und Ohnmacht: Zum Zerfall der Zentralgewalt in Byzanz vor dem vierten Kreuzzug//Varia I: Beitr. v. R.-J. Lilie u. P. Speck. Bonn, 1984. S. 9-120. (Ποικλα Βυζαντιν; 6); Brand C., Cutler A. Isaac II Angelos//ODB. Vol. 2. P. 1012; Hiestand R. Die erste Ehe Isaaks II. Angelos und seine Kinder//JÖB. 1997. Bd. 47. S. 199-208; Harris J. Distortion, Divine Providence and Genre in Nicetas Choniates " s Account of the Collapse of Byzantium, 1180-1204//J. of Medieval History. Amst., 2000. Vol. 26. N 1. P. 19-31; Prinzing G. Das Antonioskloster und der Xenon bei der Vierzig-Märtyrer-Kirche in Konstantinopel: Zum Pisaner-Privileg Isaaks II. von 1192//Λιθστρωτον: Studien zur byzantinischen Kunst und Geschichte: FS f. M. Restle/Hrsg. B. Borkopp, Th. Steppan. Stuttg., 2000. S. 217-221; Каждан А. П. Два дня из жизни Константинополя. СПб., 2002; Соколов И. И. Церковная политика визант. имп. Исаака II Ангела// Он же. Свт. Григорий Палама, архиеп. Фессалоникийский, его труды и учение об исихии. СПб., 2004. С. 157-190; Bonarek J. Sytuacja Cesarstwa Bizantyskiego w przededniu IV krucjaty//IV Krucjata: Historia, reperkusje, konsekwencje/Red. Z. J. Kijas, M. Salamon. Kraków, 2005. S. 31-53; Angelov D. G. Domestic Opposition to Byzantium " s Alliance with Saladin: Niketas Choniates and His Epiphany Oration of 1190//BMGS. 2006. Vol. 30. N 1. P. 49-68; Pokorny R. Kreuzzugsprojekt und Kaisersturz: Eine übersehene Quelle zu den staufisch-byzantinischen Verhandlungen zu Jahresbeginn 1195//DA. 2006. Bd. 62. H. 1. S. 65-83; Beihammer A. «Der byzantinische Kaiser hat doch noch nie was zustande gebracht»: Diplomatische Bemerkungen zum Briefverkehr zwischen Kaiser Isaak II. Angelos und Sultan Saladin von Ägypten//Byzantina Mediterranea: FS f.

http://pravenc.ru/text/674141.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010