Thus, the construction of the Tsarevets Hill Fortress began in the 12th century AD. The total length of the Tsarevets Hill fortress wall is 1,1 km, and it reaches a height of 10 meters (on top of the natural defenses of the hill’s slopes) and a width of 2.4-3.6 meters. The most vulnerable point of the Tsarevets fortification was the southeast section with its gate; however, it was protected by the so calledBaldwin’s Tower because it is known that after defeating the Crusader knights from the 3rd Crusade in the Battle of Adrianople in 1205 AD, the Bulgarian Tsar Kaloyan captured the Latin Emperor of Constantinople Baldwin of Flanders, and kept him captive in the tower for several months, untilBaldwin’s death. The Baldwin’s Tower was restored in 1933 by Bulgarian archaeologist and architect Alexander Rashenov; the restored Baldwin’s Tower was modeled after the surviving fortress tower in another medieval Bulgarian city, the Cherven Fortress. The medieval church of the Bulgarian Patriarchate is located in the center of the Tsarevets Hill. It is called the Church of the Ascension of God, and was restored in 1981. The church was known as the“mother of all Bulgarian churches”, and was part of a complex with a territory of 2,400 square meters. Right next to it are the ruins of the imperial palace of the monarchs from the Second Bulgarian Empire which had a territory of almost 3,000 square meters. Both the imperial palace and the Patriarchate’s complex were surrounded by fortress walls and protected by towers. Thearchaeological excavations on the Tsarevets Hill have revealed the foundations of a total of 470 residences which housed the high-ranking Bulgarian aristocracy, 23 churches and 4 urban monasteries as well as a medieval inn. In the northern-most point of the Tsarevets Hill there is a high cliff cape known as the Cliff of Executions which in the 12th-14th century AD was used for executingtraitors by throwing them into the canyon of the Yantra River. For some 200 years the medieval Tarnovgrad, also known as Tsarevgrad Tarnov (i.e. the Tsar’s City), together with its fortresses Tsarevets, Trapesitsa, and Momina Krepost (“Maiden’s Fortress”), also known as Devingrad (“Virgins’ Town”), rivaled Constantinople as the most important city in this part of Europe, with some of the most glorious and famous Bulgarian Tsars – Tsar Asen (r. 1190-1195), Tsar Petar (r. 1185-1197), Tsar Kaloyan (r. 1197-1207), Tsar Ivan Asen II (r. 1218-1241), Tsar Konstantin Asen Tih (r. 1257-1277), Tsar Ivaylo (r. 1277-1280), Tsar Todor (Theodore) Svetoslav (r. 1300-1322), Tsar Ivan Alexander (r. 1331-1371), and Tsar Ivan Shishman (r. 1371-1395) – ruling their empire from Tsarevets.

http://pravoslavie.ru/86527.html

4 . De ira Dei («О гневе Божием», CPL 88; PL 7, 79–148; CSEL 27, 67–132; SC 289). Этот небольшой трактат был написан в 313–314 гг. и адресован Донату, возможно, ученику Лактанция 1189 . Трактат посвящен опровержению философских (прежде всего эпикурейских и стоических) представлений о невозможности для Бога гневаться, которые полностью разделял учитель Лактанция Арнобий 1190 . По мнению Лактанция , эпикурейское представление о богах как совершенно беззаботных, бесстрастных и бездеятельных приводит не только к отрицанию промысла Божия, но и самого существования Бога (гл. 4 1191 ;17). В свою очередь, стоическое представление о том, что Богу свойственна только милость, а не гнев, который означает страстное состояние духа, также противоречит факту промысла Бога, Который любит праведников, а потому ненавидит грешников (гл. 5) 1192 . По мнению автора, отрицание гнева Божия делает ненужным всякую религию (гл. 8; 12). В последней главе трактата Лактанций приводит свидетельства Сивиллиных оракулов о неотвратимом Суде Божием и наказании грешников (гл. 23). Автор несколько раз ссылается на свой трактат Divinae Institutiones (2.4; 11.2). 5 . De mortibus persecutorum («О смерти гонителей» 1193 , CPL 91;PL 7, 189–276; CSEL 27, 171 и далее; SC 39 (2 vol.)). В этом церковно-историческом трактате, написанном ок. 316–321 гг. и адресованном, так же как и предыдущий, Донату 1194 , Лактанций развивает тему Божиего наказания гонителей христиан, начало которой положили трактаты Тертуллиана Ad Scapulamu свт. Киприана Ad Demetrianum 1195 . Лактанций рисует страшную судьбу всех гонителей христиан, начиная с Нерона (гл. 2), Домициана (гл. 3), Декия (гл. 4), Валериана (гл. 5) и Аврелиана (гл. 6) вплоть до Диоклетиана, Максенция, Галерия, Севера и Максимина, гонение которых он как очевидец описывает наиболее подробно (гл. 7–49). К этой теме здесь добавляется тема торжества христианства над язычеством в лице таких августов, как Лициний и Константин. В своей книге Лактанций описывает обращение Константина и знаменитую битву с Максенцием у Мульвийского моста в Риме (гл. 44), явление ангела Божия Лицинию и его битву с Максимином (гл. 46–47), а также знаменитый Миланский эдикт двух августов (гл. 48). Трактат Лактанция является ценнейшим источником исторических сведений о последнем гонении и переходном периоде от гонений к официальному признанию христианства в Римской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Background Infonotes: The Tsarevets Hill is one of two main fortified historic hills in the medieval city of Tarnovgrad, today’s Veliko Tarnovo , in Central Northern Bulgaria, the capital of the Second Bulgarian Empirebetween 1185 and 1396 AD. Together with the Trapesitsa Hill, Tsarevets was one of the two fortressesof the inner city acropolis of Tarnovgrad (Veliko Tarnovo). The Tsarevets Hill is a natural fortress on the left bank of the Yantra River, and is surrounded by it on all four sides with the exception of a small section to the southwest. It is located southeast of the Trapesitsa Hill. The Tsarevets Fortress had threegates, the main one being its southwestern gate. The name of Tsarevets stems from the word “tsar”, i.e. emperor. The first settlement on the Tsarevets Hill in Bulgaria’s Veliko Tarnovo dates to the Late Chalcolithic (Aeneolithic, Copper Age), around 4,200 BC. The hill was also inhabited during the Bronze Age and Iron Age by the Ancient Thracians, and there have been hypothesis that it was the site of thelegendary Ancient Thracian city Zikideva – even though a recent hypothesis claims that Zikideva was in fact located in the nearby fortress Rahovets. An Ancient Bulgar settlement was built on theTsarevets Hill in the 9th century AD, during the First Bulgarian Empire (632/680-1018 AD) which later grew into a city. The Tsarevets Hill rose to prominence as the center of the Second Bulgarian Empire(1185-1396 AD) in 1187, after the successful Uprising of Asen and Petar, later Tsar Asen I (r. 1190-1195 AD) and Tsar Petar IV (r. 1185-1197), who ruled as co-emperors, against the Byzantine Empire in 1185-1186 AD. Thus, the construction of the Tsarevets Hill Fortress began in the 12th century AD. The total length of the Tsarevets Hill fortress wall is 1,1 km, and it reaches a height of 10 meters (on top of the natural defenses of the hill’s slopes) and a width of 2.4-3.6 meters. The most vulnerable point of the Tsarevets fortification was the southeast section with its gate; however, it was protected by the so calledBaldwin’s Tower because it is known that after defeating the Crusader knights from the 3rd Crusade in the Battle of Adrianople in 1205 AD, the Bulgarian Tsar Kaloyan captured the Latin Emperor of Constantinople Baldwin of Flanders, and kept him captive in the tower for several months, untilBaldwin’s death. The Baldwin’s Tower was restored in 1933 by Bulgarian archaeologist and architect Alexander Rashenov; the restored Baldwin’s Tower was modeled after the surviving fortress tower in another medieval Bulgarian city, the Cherven Fortress.

http://pravoslavie.ru/81501.html

The first settlement on the Tsarevets Hill in Bulgaria’s Veliko Tarnovo dates to the Late Chalcolithic (Aeneolithic, Copper Age), around 4,200 BC. The hill was also inhabited during the Bronze Age and Iron Age by the Ancient Thracians, and there have been hypothesis that it was the site of thelegendary Ancient Thracian city Zikideva – even though a recent hypothesis claims that Zikideva was in fact located in the nearby fortress Rahovets. An Ancient Bulgar settlement was built on theTsarevets Hill in the 9th century AD, during the First Bulgarian Empire (632/680-1018 AD) which later grew into a city. The Tsarevets Hill rose to prominence as the center of the Second Bulgarian Empire(1185-1396 AD) in 1187, after the successful Uprising of Asen and Petar, later Tsar Asen I (r. 1190-1195 AD) and Tsar Petar IV (r. 1185-1197), who ruled as co-emperors, against the Byzantine Empire in 1185-1186 AD. Thus, the construction of the Tsarevets Hill Fortress began in the 12th century AD. The total length of the Tsarevets Hill fortress wall is 1,1 km, and it reaches a height of 10 meters (on top of the natural defenses of the hill’s slopes) and a width of 2.4-3.6 meters. The most vulnerable point of the Tsarevets fortification was the southeast section with its gate; however, it was protected by the so called Baldwin’s Tower because it is known that after defeating the Crusader knights from the 3rd Crusade in the Battle of Adrianople in 1205 AD, the Bulgarian Tsar Kaloyan captured the Latin Emperor of Constantinople Baldwin of Flanders, and kept him captive in the tower for several months, until Baldwin’s death. The Baldwin’s Tower was restored in 1933 by Bulgarian archaeologist and architect Alexander Rashenov; the restored Baldwin’s Tower was modeled after the surviving fortress tower in another medieval Bulgarian city, the Cherven Fortress. The medieval church of the Bulgarian Patriarchate is located in the center of the Tsarevets Hill. It is called the Church of the Ascension of God, and was restored in 1981. The church was known as the“mother of all Bulgarian churches”, and was part of a complex with a territory of 2,400 square meters. Right next to it are the ruins of the imperial palace of the monarchs from the Second Bulgarian Empire which had a territory of almost 3,000 square meters. Both the imperial palace and the Patriarchate’s complex were surrounded by fortress walls and protected by towers. The archaeological excavations on the Tsarevets Hill have revealed the foundations of a total of 470 residences which housed the high-ranking Bulgarian aristocracy, 23 churches and 4 urban monasteries as well as a medieval inn. In the northern-most point of the Tsarevets Hill there is a high cliff cape known as the Cliff of Executions which in the 12th-14th century AD was used for executing traitors by throwing them into the canyon of the Yantra River.

http://pravoslavie.ru/87088.html

T. 12. P. 654-660). О Н. упоминается в Житии Готфрида Каппенбергского (Vita Godefridi Cappenbergensis//MGH. SS. Bd. 12. S. 513-530). Гр. Готфрид, вдохновившись примером Н., решил превратить свой замок Каппенберг в Вестфалии в премонстрантскую обитель. Между 1138 и 1148 гг. монах этого аббатства написал Житие Готфрида ( Niemeyer. 1967). Др. премонстранты из Каппенберга, вероятно, по заказу аббата Гуго (к нему может относиться обращение «vestra sanctitas») или его преемника аббата Филиппа (1161-1171) дополнили текст «Жития В» 10 рассказами о жизни святого («Дополнения к Житию В» - BHL, N 6250; изд.: Additamenta fratrum Cappenbergensium ad vitam Norberti posteriorem//MGH. SS. Т. 12. Р. 704-706). В основном эти рассказы относятся к периоду, когда Н. занимал архиепископскую кафедру Магдебурга. Составителям «Дополнений...» было известно Житие Готфрида Каппенбергского. В конце «Дополнений...» в рукописях встречается написанная гекзаметром поэма «Felix Norbertus» из 24 стихов. Между исследователями нет единого мнения о том, была ли поэма изначально частью «Жития В» или «Дополнений...» (иногда она переписывалась отдельно - Backmund N. Ein Norbertusgedicht aus Adelberg//Analecta Praemonstratensia. Tongerloo, 1967. Vol. 43. N 3/4. P. 316-317). Поскольку в тексте содержится цитата из Горация ( Horat. Epist. I 1. 61), автором «Жития В» и поэмы вряд ли является один и тот же человек. Краткие сведения о Н. приводятся в «Деяниях архиепископов Магдебургских» - произведении, составленном в 1142 г. (Gesta Archiepiscoporum Magdeburgensium. An. 1126//MGH. SS. T. 14. P. 412-414), в продолжении «Хроники» Сигиберта из Жамблу, созданном неким премонстрантом после 1146 г. (вероятно, в 1155) (Continuatio Praemonstratensis//MGH. SS. T. 6. P. 447-456), и в «Повести об основании монастыря Готтесгнаден» (Fundatio monasterii Gratiae Dei//MGH. SS. T. 20. P. 685-691), написанной между 1190 и 1195 гг. Жизнь Н. род. в 1080 или 1085 г. в Ксантене (Германия) или Геннепе (Нидерланды) в семье гр. Хериберта Геннепского († ок. 1119) и его жены Хадевиги. В 1089 г. он был записан в каноники соборного капитула ц. св. Виктора в Ксантене. Позже Н. воспитывался при дворе Кёльнского архиеп. Фридриха I († 1131), стал каноником кёльнского соборного капитула и субдиаконом. О его образовании ничего не известно (хотя в источниках Н. иногда называют homo litteratus - ученый муж). Как родственник имп. Генриха V, Н. был принят при дворе и стал капелланом. Однако очень рано проявилась его приверженность принципам григорианской реформы . В 1111 г. он принял сторону папы Римского Пасхалия II в конфликте с императором, а в 1113 или 1114 г. отказался стать епископом Камбре (на чем настаивал император), чтобы избежать процедуры светской инвеституры. После того как на Соборе в Кёльне 19 апр. 1115 г. папский легат Куно (Конон), кардинал-епископ Палестрины, отлучил императора от Церкви, Н. покинул имп. дворец и вернулся в Ксантен.

http://pravenc.ru/text/2577955.html

Иоанн Златоуст понимает здесь ангела-хранителя, по древнему преданию оберегающего каждого верного, 1189 что прослеживается и по Евхологию Серапиона. 1190 И в западной традиции в молитвенном возвещении Orationem Domini мозарабской литургии в день св. Михаила (diem sancti Michaelis), мы читаем: «... unaquaeque anima ad enum tutamentum custodem habeat Angelum pacis, procul efficiatur refuga ille quondam Angelus auctor iniquitatis...» 1191 Следовательно, мы предпочитаем толковать «ангела» именно в этом смысле. Как указал Энгбердинг, этисис более всего подходит для литании оглашенных, которые во время периода испытания перед крещением нуждались в дополнительной помощи против сил тьмы. 1192 В этом катехуменальном контексте цель испрошения ангела мира становится понятной. Первые христиане полагали, что ангелы имели особое воздействие на мысли и воображение, поэтому помощь добрых ангелов была особо необходима тем, кто еще не прошел чина запрещения диавола в крещении и страдал от иску-шений злых духов. 1193 Энгбердинг также видит ссылку на крещение во фразе из беседы Златоуста на II Послание к Коринфянам (ερηνικ μν μν πντα τ προκεμενα): перед (τ προκεμενα) оглашенными находится крещение и этим совершается вход в совершенно новую жизнь. 1194 Такое представление весьма замысловато: τ προκεμενα означает настоящие, а не будущие обстоятельства, и поэтому не может быть взято как ссылка на крещение. Но проповеди Златоуста поддерживают идею Энгбердинга, что исконный контекст (Sitz im Leben) прошений «Ангела мирна» является молитвой за оглашенных. 1195 Как мы видели, проповеди упоминают «ангела мира» только в связи с молитвами над оглашенными. Так как этисис был подходящим заключительным молением перед отпустом верных на утрене и вечерне в «Апостольских постановлениях», можно было бы спросить, почему он не возносился перед отпустом обуреваемых, просвещаемых и кающихся. Ван де Паверд предполагает, что это совершалось, потому что за обуреваемых молились, а не они сами непосредственно возносили молитвы (вспомните структуру моления «Ангела мира», в котором оглашенных призывают подняться и молиться с верными), и поэтому кающиеся, как можно полагать, участвовали – хотя и ограниченно – в молитвах верных. 1196 Х. Матеос полагает, что отпуст для всех категорий христиан совершался лишь единожды после литании о оглашенных, чтобы избежать чрезмерного повторе- ния. 1197

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Можно думать, что сам Поликрат был того убеждения, что Христос вкушал пасху в 14 день. (Такого взгляда держались современные Евсевию четыренадесятники. «Περ της το πσχα ορτης» Евсевия. Zeitschrift für die historischen Theologie. 1870. S. 230). Но преобладающие христианские воспоминания, связанные с малоазийским праздником пасхи конца II в., сближают его более со страстною пятницею, чем со страстным четвертком 1189 а) Πςχα σωτριον – название, которое Евсевий дает мало- азийскому 1190 празднику, – современный историку св. Афанасий с несущественным изменением употребляет для означения страстной пятницы 1191 (μρα σωτρια. Athanas. encyclica ad epis- cop. c. 4. ap. Guericke. S. 169). б) По словам Феодорита, четыренадесятники, ссылаясь на пример евангелиста Иоанна, совершали пасху в 14-й день луны и торжествовали воспоминание страсти 1192 (Христовой) (Schürer. 252. Haereticarum fabularum compendium, III. 4). Всего вероятнее 1193 что христиане малоазийские совершали и годичный праздник воскресения, но доказать это историческими свидетельствами невозможно 1194 Каков был вероятный порядок празднования Пасхи у первых христиан 1195 Малоазийские христиане не имеют своего Тертуллиана . Сохранившиеся исторические известия не дают полного представления о порядке празднования пасхи в малоазийских церквах; а потому ученые, задававшиеся целью – представить празднование пасхи по иудео-христианскому обряду возможно полно и отчетливо, вынуждены были пополнять своими собственными предположениями пробелы в памятниках и приходили к самым разнообразным результатам 1196 Так как при обсуждении данного вопроса гипотетические суждения неизбежны, то едва ли не будет всего удобнее начать предположением и кончить проверкою его данными истории 1197 Каков был вероятный порядок празднования пасхи у первых христиан из иудеев? Апостолы не возлагали на уверовавших из евреев никаких обязательств по отношению к обрядам и вопрос о том, соблюдать или не соблюдать постановления обрядового закона, предоставили решению совести каждого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Нетварные Божественные энергии, согласно о. Д. Станилоэ, будучи действиями Троицы, направленными ad extra, являются проявлением внутри-троичной любви и общения Божественных Лиц 1190 . Таким образом, именно Откровение о личном Боге становится основанием возможности и необходимости установления опытного личного общения человека с Богом. В религиях, где Бог представляется абсолютной Монадой 1191 , Бог становится неизбежно «замкнут» на Себе, на Своей «Личности» 1192 , так что человеку «не представляется возможным общение с Ним» 1193 . Здесь о. Д. Станилоэ ссылается на В. Н. Лосского , подчеркивая, что «единичная Божественная Личность» была бы не способна предоставить творению Свою Природу для «причащения» 1194 ей и не была бы Личностью в полном богословском смысле этого слова 1195 . Динамический и личностный характер энергий выражен о. Д. Станилоэ наиболее ярко в его объяснении того, как Бог «призывает» посредством этих энергий «человека в общение с Собой» 1196 . Вечное личное общение, к которому призван человек, «имеет свое начало и исполнение в вечном единосущии Божественных Лиц Троицы», а реализуется посредством «энергий, излучаемых Их общей Природой» 1197 . Отсутствие «в западном богословии доктрины нетварных энергий» связано, по мысли о. Думитру, с присущим этому богословию определенным эссенциализмом, т. е. представлением о Боге в большей степени «как о Сущности, чем как об общении Личностей в любви» 1198 . Божественное Откровение в видении о. Станилоэ есть, прежде всего, Откровение Личного бытия Бога 1199 , дающего смысл человеческому существованию. Несмотря на постепенность Откровения, уже «в Ветхом Завете нам явлен Бог персонифицированный (личностный)» 1200 . Как естественное, так и сверхъестественное Откровение есть «приглашение личным Богом» человека к «диалогу» 1201 и направлены к «бесконечной и вечной цели» общения и единения человека с «Личной Реальностью» 1202 . Причем это личное общение становится одновременно и средством «бесконечного прогресса» человека «в любви и знании» 1203 . 2.6.3. Понятие личности в христологии и пневматологии

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

К. решил в пользу императора конфликт, связанный с архиепископской кафедрой Трира. Папа отстранил 2 претендентов на нее - Фолькмара, которого в свое время поддерживали папы Луций III и Урбан III, и имп. ставленника Рудольфа из Вида. В сент. 1189 г. в соответствии с условиями Вормсского конкордата были проведены выборы, и в результате кафедру получил Иоанн, канцлер имп. Фридриха Барбароссы. Новый кризис в отношениях К. со Штауфенами возник после смерти сицилийского кор. Вильгельма II (18 нояб. 1189). Он не оставил потомства, и одним из вероятных наследников был герм. кор. Генрих VI, женатый на Констанции, тетке Вильгельма II. Опасаясь ослабления папского влияния в Юж. Италии, К. еще в 1188 г. настоял на том, чтобы Вильгельм II принес ему присягу в верности не только за себя лично, но и за своих наследников. Однако Генрих VI, заявив о своих правах на престол, не собирался признавать себя вассалом папы. Возникла угроза, что Папская область окажется окружена владениями Штауфенов с севера и с юга. Чтобы не допустить этого, К. поддержал др. претендента на сицилийский престол, Танкреда де Отвиля, гр. Лечче (янв. 1190). В то же время, не желая идти на разрыв отношений со Штауфенами, К. до конца понтификата так и не провел церемонию инвеституры (введения в должность) кор. Танкреда. Главной целью внешнеполитической деятельности К. была организация нового крестового похода для освобождения Иерусалима, осенью 1187 г. захваченного Салах-ад-Дином . Имп. Фридрих Барбаросса выступил на Ближ. Восток весной 1189 г. Папа стремился привлечь к участию в крестовом походе франц. кор. Филиппа II Августа (1180-1223) и англ. кор. Ричарда I Львиное Сердце (1189-1199), воевавших друг против друга на франц. землях. К. направил легатом Иоанна, кардинала-пресвитера Сан-Марко. После продолжительных переговоров короли заключили мир (июль 1190) и начали готовиться к походу. Надеясь собрать войско для крестового похода и в Италии, папа Римский активно занимался улаживанием конфликтов между итал. гос-вами. При участии К. был заключен мир между республиками Генуя и Пиза (1188). Его легаты выступили посредниками на переговорах между Пармой и Пьяченцей (1189 или, по др. данным, 1190). Благодаря этому в 3-м крестовом походе приняло участие значительное число итал. рыцарей, в т. ч. из Рима и Папской области. В 1188-1189 гг. К. обращался с предложениями заключить союз против сарацинов к визант. имп. Исааку II Ангелу (1185-1195, 1203-1204) и к киликийскому кн. Левону II (1185-1219).

http://pravenc.ru/text/1841381.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИРОСЛАВОВО ЕВАНГЕЛИЕ Мирославово Евангелие. 1180–1190 гг. (Национальный музей Сербии. 1536. С. 1–2) Мирославово Евангелие. 1180–1190 гг. (Национальный музей Сербии. 1536. С. 1–2) Апракос, древнейший кириллический памятник сербского извода церковнославянского языка. М. Е. содержит 181 пергаменный лист 1° (41,8×28,4 см), основная часть рукописи хранится в Национальном музее Сербии 1536), 1 лист (Л. 166) - в РНБ (Ф. 550. ОСРК. F.n.I.83). М. Е. было создано в бывш. Хумской обл. (ныне территория Герцеговины, Республика Босния и Герцеговина), вероятнее всего, между 1195 и 1197 гг. ( 2002. 1. С. 5-7). Памятник получил название по имени серб. кнеза Мирослава, владевшего Хумской обл. в 1169-1198 гг., по заказу которого М. Е. было написано. Об этом свидетельствует запись одного из 2 писцов рукописи - дьяка Григория на последнем листе: «                               k        » (С. 360) (здесь и далее, как и во всех исследованиях, посвященных М. Е., страницы рукописи указываются по пагинации, использованной Л. Стояновичем в издании 1897 г.). Возможно, М. Е. было заказано Мирославом для построенной им ц. св. апостолов Петра и Павла в г. Биело-Поле на Лиме (на территории совр. Черногории). (Существующие в сербской лит-ре более ранняя (ок. 1185) или широкая (1180-1190) датировки М. Е. основаны на мнении, что Мирослав лишился своего удела в 1185 г. в связи с передачей его младшему сыну великого жупана Стефана Немани Растко (см. Савва I , свт.), которое не отражает реального положения вещей.) Инициал R из Мирославова Евангелия. (Национальный музей Сербии. 1536. С. 348) Инициал R из Мирославова Евангелия. (Национальный музей Сербии. 1536. С. 348) Зимой 1845/46 г. М. Е. было обнаружено в афонском мон-ре Хиландар архим. Порфирием (Успенским) , который скопировал приписку дьяка Григория и увез в С.-Петербург 1 лист (Л. 166 (С. 330-331)) из месяцесловной части памятника. В 1883 г. Петербургский лист М. Е. вместе со всей коллекцией рукописей еп. Порфирия (Успенского) был приобретен Имп. Публичной б-кой (ныне РНБ). Основную часть М. Е. в 1896 г. монахи Хиландарского мон-ря подарили серб. кор. Александру I Обреновичу. После его убийства в 1903 г. М. Е. исчезло из королевских покоев и было обнаружено вновь в 1915 г., во время эвакуации среди неразобранных вещей и документов, изъятых в 1903 г. из стола 1-го адъютанта кор. Александра. Рукопись находилась в разных хранилищах: Гос. сокровищнице, в музее регента кн. Павла, во время второй мировой войны - в одном из мон-рей на территории Сербии (по-видимому, в мон-ре Рача), затем в специальном хранилище Национального банка. Ок. 1950 г. М. Е. было передано в Национальный музей в Белграде.

http://pravenc.ru/text/2563350.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010