Постановления имп. св. Юстиниана I , принятые после издания в 534 г. Кодекса Юстиниана . По отношению к новелле в источниках использовались следующие наименования: novella constitutio, novella, νεαρ διταξις, νεαρ (новое постановление). Термин «новеллы» (novellae, νεαρα) применяется не только к «новым постановлениям» имп. Юстиниана, но и к имп. постановлениям, принятым после издания Кодекса Феодосия в 438 г., и к постановлениям правопреемников Юстиниана - а именно к постановлениям, выпущенным визант. императорами после издания Кодекса Юстиниана; напр., «новеллы Льва VI Мудрого», «новеллы Алексея Комнина» (см.: Wal, Lokin. 1985. P. 60). Термин «новелла» нельзя считать изобретением совр. исследователей имп. постановлений, изданных в период существования поздней Римской империи и Византии, поскольку в самих постановлениях имп. Юстиниана встречаются названия, к-рые послужили основой для подобного именования принятых в его правление законов. Так, уже в конституции Haec имп. постановления, изданные после вступления в силу Кодекса Феодосия, именуются novellae constitutiones (Haec. Praef.). Постановления, принятые в период с 13 февр. 528 по 16 апр. 529 г. (16 апр. вступил в силу Новый Кодекс Юстиниана), а также постановления, изданные в период с 16 апр. 529 по 29 дек. 534 г., названы в указах Юстиниана novellae constitutiones (CJ. III 28. 34; VI 23. 29. 7; VI 61. 6; I 3. 38 pr.; см.: Kaiser. 2011. P. 170). В неск. законодательных актах Юстиниана постановления, опубликованные после принятия Кодекса Юстиниана 2-го издания, обозначены как νεαρ διταξις (Nov. 87. 1; 154. 1), νεαρς νμος (Nov. 12), διταξις μετ τν κδικα (Nov. 66. 1. 2). Аналогичным образом обозначены постановления Юстиниана в сочинениях антецессоров; лат. перевод указанных терминов представлен в «Эпитоме Юлиана» (novella constitutio, novella, novella constitutio post codicem - Kaiser. 2011. P. 171-172; Idem. 2004. S. 173-175). Первая новелла имп. Юстиниана принята 1 янв. 535 г., последняя датируется 25 марта 565 г. Большая часть сохранившихся новелл датируется 535-541 гг.

http://pravenc.ru/text/2577789.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИЗАНТИЙСКИЕ АКТЫ документы правового характера, один из важнейших видов документальных исторических источников Византийской империи . Совр. визант. дипломатика относит к В. а. не только собственно акты, т. е. письменные документы юридического характера, но и разного рода письма, уведомления, поручения, а также протоколы, служебные записи, формуляры и т. п. (в оригинале или копиях). Высокий уровень развития правовой культуры Византии обусловил юридическое оформление всех гос. решений, имущественных, поземельных и проч. отношений, церковных постановлений в виде актов, к-рые, облекаясь в сложную символическую форму, представляли собой особого рода знаковую систему ( Медведев. С. 13). По своему происхождению от того или иного адресанта различают акты публичноправовые и частноправовые. К публичноправовым (лат. instrumenta publica) относят документы, изданные от имени того или иного носителя (как индивидуального, так и коллективного) светской или церковной власти. Они могли иметь как общегос. значение, так и локальное, касаясь лишь отдельных конкретных лиц и территорий. Частные акты (instrumenta privata) - документы, составленные от имени частных лиц. Ими могли быть как физические лица (принадлежавшие к самым разным категориям), так и юридические лица (коллективы - семья, род, монастырская община, группа селян и др.). Эти акты, не обладая презумпцией подлинности, нуждались в подтверждении со стороны свидетелей или чиновников нотариата (или тех и других одновременно). Императорские акты Среди В. а. публичноправового содержания центральное место занимают имп. акты, имеющие непосредственное преемство с постановлениями, декретами (decreta) и эдиктами (edicta) рим. императоров. Различают неск. типов имп. актов. К первому относятся документы законодательного характера, прежде всего законы (leges; греч νμοι) или конституции (constitutiones). В ранневизант. период конституции издавались от имени императора, но в текстах встречаются указания на конкретных юристов. В 438 г. по распоряжению имп. Феодосия II был составлен первый в истории Римской империи офиц. законодательный свод - Кодекс Феодосия (Codex Theodosianus). При имп. Юстиниане I был составлен новый кодекс: Кодекс Юстиниана (Codex Iustiniani) (529, 534), вошедший как часть в «Свод гражданского права» (Corpus iuris civilis) . Имп. конституции, выходившие после издания Кодекса, получили название новелл (novellae; греч. νεαρα - новые [законы]); они стали основным видом законов. Новеллы Юстиниана (изданные в отличие от др. частей «Свода» на греч. языке) публиковались в сборниках, сокращенных изложениях (т. н. «Эпитома Юлиана», состоявшая из 122 новелл) и лат. переводе («Аутентикум», содержащий 134 новеллы).

http://pravenc.ru/text/158424.html

параграфов), вобравший в себя отрывки из ок. 2 тыс. сочинений классических юристов; «Институции» (Institutiones, 533) - учебник права в 4 книгах, также получивший нормативный статус. Законы, вышедшие после издания Кодекса - новеллы Юстиниана (novellae; νεαρα),- дошли до нас в позднейших сборниках различного состава (напр., сборник 154 новелл 534-565 гг. на греч. языке, 580 г.). В ср. века на Западе «Институции», «Дигесты», Кодекс и новеллы получили в совокупности название «Свод гражданского права» (Corpus iuris civilis). За исключением большей части новелл, тексты «Свода» написаны на лат. языке. Важной частью кодификаций императоров Феодосия и Юстиниана стало законодательство о Церкви. Христ. характер кодификаций декларировался в самом начале соответствующих книг (CTh XVI; CJ I). 1-я кн. Кодекса Юстиниана посвящена изложению догматических основ Православия, вводная конституция к «Дигестам» (Deo auctore) содержит обращение к Св. Троице. После имп. Юстиниана рецепция рим. права в Византии протекала в форме создания различных сборников, переработок, индексов, комментариев (схолий) и парафраз на греч. языке. Широкое распространение получили тематические выборки из юстиниановского законодательства - эпитомы (πιτομ - выборка, сокращение) и алфавитные обзоры правовых сводов с указанием параллельных мест - синопсисы (σνοψις - обозрение, здесь - обобщенное изложение). Во 2-й пол. VI - сер. VII в. возникли Эпитома (Синтагма) Афанасия Эмесского - сокращенный свод новелл Юстиниана I и Юстина II (ок. 577); т. н. Собрание 25 глав (Collectio XXV capitulorum); т. н. Собрание 87 глав (Collectio LXXXVII capitulorum) Иоанна III Схоластика (впосл. Патриарха К-польского, 565-577) - на основе новелл Юстиниана, касающихся церковных вопросов; т. н. Трехчастный сборник (Collectio tripartita, кон. VI в.) - греч. переработка корпуса Юстиниана; «Номоканон L титулов», «Номоканон XIV титулов» и др. сборники. Многие из них трактовали (либо исключительно, либо наряду со светским) вопросы церковного права.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Справедливо отметить, что аргументы в пользу той или иной точки зрения, заимствованные из компилятивных канонических сборников и комментариев средневековых византийских юристов, могут быть не слишком убедительными для оппонентов. Во-первых, толкования канонов формально не имеют юридической силы самих канонов. Во-вторых, классические комментарии являются необходимыми пособиями для изучения истории канонического права. Они дают возможность понимать, как те или иные каноны толковались в определенную эпоху. Но все они несут печать личных убеждений их авторов, содержат отдельные субъективные, противоречивые и даже ошибочные суждения. По этой причине наиболее логичным путем прояснения неясностей в формулировках канонов является обращение к имперскому законодательству и прежде всего к «Corpus Juris Civilis» императора Юстиниана I. Деятельность Церкви в Византийской империи в равной степени определялась как канонами и постановлениями Вселенских, поместных соборов, святых отцов, так и императорскими законами. В свою очередь, нормы имперского законодательства о Церкви составлялись авторитетными юристами не произвольно, а исключительно на основе канонов, древних обычаев и традиций. В этом смысле византийские государственные законы о Церкви остаются и в наше время важнейшим источником канонического права. После падения Византийской империи они хоть и утратили силу обязательных юридических норм, но не потеряли значения наиболее авторитетного справочного материала, с помощью которого мы можем установить наиболее верное значение того или иного канона. Юстинианов корпус права был составлен в 529–534 годах и первоначально был разделен на три части – «Институции», «Дигесты (Пандекты)», «Кодекс». Четвертую и заключительную часть корпуса составляют «Новеллы» (Novellae Constitutiones; Νεαρα διατξεις), большинство которых было выпущено на греческом языке в период с 535 по 565 годы . «Новеллы… были наиболее известной частью законодательства Юстиниана в Европе на протяжении многих веков и многие века были действующими законами в Византийской империи» .

http://pravoslavie.ru/125023.html

Augustinus Hipponensis . Contra duas epistolas Pelagianorum//PL. T. 44. Col. 609–638. Basilius Caesariensis . Epistula 41. Βασλειος πρς ουλιανν// Saint Basile . Lettres/éd. Y. Courtonne. Vol. 1. Paris: Les Belles Lettres, 1957. P. 96–98. Basilius Caesariensis . Epistula 169. Γρηγορ Βασλειος// Saint Basile . Lettres/éd. Y. Courtonne. Vol. 2. Paris: Les Belles Lettres, 1961. P. 104–106. Basilius Caesariensis . Epistula 227. Πρς τος ν Κολων κληρικος 1// Saint Basile . Lettres/éd. Y. Courtonne. Vol. 3. Paris: Les Belles Lettres, 1966. P. 29–32. Basilius Caesariensis . Quod rebus mundanis adhaerendum non sit//PG. T. 31. Col. 540–564. Benedictus Nursiae . Regula cum commentariis//PL. T. 66. Col. 215D–932D. Bernardus Claraevallensis . Epistula 221. Petri Venerabilis ad Bernardum abbatem//PL. T. 182. Col. 398B–417A. Callinicus III Patriarcha . Narratio brevis// Καλλινκου γ Πατριρχου Κωνσταντινουπλεως Τ κατ κα μετ τν ξοραν πισυμβντα κα μμετροι πιστολα/κδ. . Τσελκας. θνα: Μορφωτικ δρυμα θνικς Τραπζης, 2004. Σ. 79–269, 271–429. Collatio quarta. Novellae constitutiones annorum 1057–1204//Νεαρα κα Χρυσβουλλα τν μετ τν ουστινιανν Βυζαντινν υτοκρατρων/ed. J. Zepos, P. Zepos (post C. E. Zacharia von Lingenthal). Aalen: Scientia Verlag, 1962. (Jus Graecoromanum; Bd. 1). S. 275–480. Cyrillus Alexandrenus . Commentarius in xii prophetas minores// Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in xii prophetas/ed. P. E. Pusey. Vol. 2. Oxford: Clarendon Press, 1868. [Brussels: Culture et Civilization, r 1965]. P. 1–626. Cyrillus Alexandrenus . De adoratione et cultu in spiritu et veritate//PG. T. 68. Col. 132–1125. Cyrillus Alexandrenus . Expositio in Psalmos//PG. T. 69. Col. 717–1273. Cyrillus Alexandrenus . Glaphyra in Pentateuchum//PG. T. 69. Col. 9–677. Cyrillus Alexandrenus .Commentarius in Isaiam prophetam//PG. T. 70. Col. 9–1449. [ Doropheus Monembasiae ]. Liber historicus (versio altera) (e cod. Mich. Ann Arbor. 215)// Ζαχαριδου . . πατριαρχεα το Διονυσου Β σ μα παραλλαγ το Ψευδο-Δωροθου//Θησαυρσματα. 1962. Τ. 1. Σ. 144–155.

http://new.mospat.ru/ru/authors-analytic...

Юстиниан своим Кодексом (см. Кодекс Юстиниана ), начинающимся законами Адриана (117-138), значительно превзошел Феодосия. Кроме того, были кодифицированы имевшие силу закона мнения авторитетных юристов, составившие Дигесты , или Пандекты,- материал прежде не систематизированный. Краткий справочник по юриспруденции составила 3-я часть свода, названная Институциями (см. Институции Юстиниана ). После издания этих 3 частей Юстиниан продолжал законодательствовать до конца своей жизни. Новые законы (novellae leges, νεαρα διατξεις) уже после его смерти были собраны в 4-ю часть свода. Юстиниан сохранил такие положения дохрист. рим. права, как: «Princeps legibus solutus est» и «Quod principi placuit, legis habet vigorem» (Dig. I 3. 31; I 4. 1). 1-е положение, «государь не связан законами», означает неподсудность его земным инстанциям. 2-е, «что угодно государю, имеет силу закона», говорит об И. как о высшем законодателе. Оба положения не противоречили правовому характеру римско-визант. гос-ва; эти положения имели и отношение к месту И. в Церкви. Неподсудность И. выражалась, в частности, в том, что И. никогда не были официально осуждены за ересь, хотя, конечно, бывали И., поддерживавшие ересь или даже (в редком случае Константина V ) активно разрабатывавшие еретическую теорию. То, что поместный Собор Охридской архиепископии осудил за ересь униата Михаила VIII Палеолога, было возможно только потому, что сепаратистское Эпирское княжество , организовавшее этот Собор, не признавало прав Михаила на визант. престол. Законодательные права И. в церковной сфере простирались достаточно широко. И., конечно, не мог игнорировать предшествующее соборное законодательство и сам по себе вносить в него изменения; эпоха первых 4 Вселенских Соборов - время активнейшего богословского и церковно-канонического творчества. Однако перед лицом жестоких распрей, разделивших христ. мир после IV Вселенского Собора (Халкидонского), Юстиниан взял инициативу церковного законодательства на себя. И. мог вводить и новые нормы церковного права.

http://pravenc.ru/text/389511.html

Во время народных беспокойств в Константинополе император был вынужден сместить его с должности, но потом обнаружил, что не может без него обойтись, и восстановил его. 182 Полный Codex Justinianeus, который надолго пережил завоевания данного императора (как Кодекс Наполеона пережил его завоевания), по сути состоит из трех отдельных трудов: 1) Institutiones, элементарное введение в юриспруденцию, 533 г. 2) Digesta или Pandectae (πνδεκται,, полное собрание) – сборник, передающий дух римского законодательства в целом, по мнению наиболее выдающихся юристов древности, составленный в 530 – 533 г. 3) Собственно Codex, впервые подготовленный в 528 – 529 г., но в 534 г. переделанный, расширенный и улучшенный, с тех пор называемый Codex repetitae praelectionis; содержит 4648 законов под 765 разделами, в хронологическом порядке. К этому добавлены: 4) более позднее приложение: Novellae constitutiones (νεαρα διατξεις) или просто Novellae (варваризм), то есть 168 декретов Юстиниана, которые собирались с 1 января 535 г. до его смерти в 565 г., в основном на греческом языке или на греческом и латыни. За исключением некоторых «новых законов» Юстиниана, кодекс был составлен на латинском языке, понятном Юстиниану и Трибониану; позже, когда на Востоке перестали пользоваться латынью, он был переведен на греческий и в этом виде признан императором Фокой в 600 г. Император Василий Македонянин в 876 г. велел приготовить греческую выдержку из него (πρχειρον των νμων), которая, под названием Basilicae, постепенно вытеснила книгу Юстиниана в Византийской империи. Пандекты еле избежали уничтожения. Большая часть западных изданий и рукописей (не все, как говорит Гиббон) взята из Флорентийского кодекса, переписанного в начале VII века в Константинополе, а позже, вследствие военных и торговых перипетий, перевезенного в Амальфи, в Пизу и, в 1411 г., во Флоренцию. 183 Называемый Corpus juris Romani или С. juris civilis, в отличие от Corpus juris canonici, римо–католического церковного закона, основанного преимущественно на постановлениях древних соборов, подобно тому как гражданский закон основывается на рескриптах и эдиктах императоров. 189 C. Theod., iii, 16: De repudiis. Иероним ввиду этого говорит, Ер. 30 (al. 84), Ad Осеапит: «Aliae sunt leges Caesarum, aliae Christi; aliud Papinianus [самый известный римский юрист, умер в 212 г.], aliud Paulus noster praecipit».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

1. Виды памятников светского законодательства. – Светское законодательство 652 по делам церковным в Византийской империи было весьма обширно и касалось почти всех сторон церковной жизни. Обыкновенно императоры Византийские издавали отдельные конституции, иногда весьма пространные, касавшиеся одного или нескольких вопросов, подлежавших законодательному определению. Эти конституции входили затем в кодексы, издававшиеся Византийским правительством в законодательном порядке. Но так как после издания подобных кодексов продолжали появляться новые императорские постановления (novellae constitutiones, νεαρα διατξεις), то с течением времени должно было накопляться множество отдельных таких императорских конституций или новелл, действовавших рядом с кодексами. Таким образом, формальным источником действующего права в Византии всегда были, с одной стороны, кодексы, с другой – новеллы и сборники новелл. 2. Кодекс Феодосия II. – Первым кодексом, в который вошли императорские постановления по делам церковным, был Кодекс Феодосия II Младшего (Codex Theodosianus). До Феодосиева Кодекса, как известно, были в употреблении Кодекс Грегорианский (С. Gregorianus), составленный, как полагают, частным юристом при Диоклетиане, и Кодекс Гермогенианский (С. Hermogenianus), составленный не раньше 365 года и приписываемый юристу Гермогену 653 . В дополнение к этим кодексам Феодосий опубликовал в 438 году новый Кодекс, в который вошли конституции христианских императоров, начиная с Константина В. и кончая временем издания самого кодекса. К делам церковным относится последняя, 16-я книга, занимающая по объему около шестой части всего Кодекса 654 . Кодекс Феодосия, принятый в том же году на Западе Валентинианом III, оказал потом большое влияние на Визиготский (Вестготский) кодекс, изданный Аларихом II, в 506 году, т. е. на Lex Romana (или Breviarium) Wisigothorum 655 . 3. До-Юстиниановские новеллы и конституции, не вошедшие в светские сборники. – Новеллы, издававшиеся императорами после издания Феодосиева Кодекса, несомненно собирались в особые сборники 656 , но из восточных сборников до нас не сохранилось ни одного, а из западных известен один, из которого сделано заимствование в кодекс Алариха II.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

34 Под Дигестами (от digerere – приводить в порядок) или Пандектами (от πανδκτης – всеобемлющий) разумеется обнародаванный Юстинианом в 533 г. сборник, в котором заключено право юристов, т. е. извлечения из сочинений 39 знаменитейших римских правоведов, большая часть которых жила в классический период римского права, т. е. от 1-го до половины 3-го века нашей эры. Сборник этот разделяется на 50 книг, книги на титулы, титулы на фрагменты (или законы), а фрагменты на principium (рг.) и параграфы. Оне составляют самую капитальную и самую важную часть Юстинианова сборника. Юстиниан назвал свои Дигесты – proprium et sanctissimum templum justitiae (Азаревич. История византийского права. Ч. I, стр. 2–3. Митюков. Курс римского права, стр. 597–600. Протасов. Обозрение истории римского права, стр. 79–80). 35 Институции представляют собою краткое изложение собственно гражданского права, служившее учебным руководством для первоначального изучения права. Юстиниан поэтому и назвал свои институции: totius legitimae scientiae prima elementa. Руководство это, изданное Юстинианом в 533 году, отличается от других учебников тем, что оно вместе с тем обладало силой закона, т. е. было законодательным памятником. Институции разделяются на 4 книги, книги на титулы, титулы на principium и параграфы. (Азалевич. Курс римского права. Ч. I, стр. 1–2. Боголепов. Учебник истории римского права, стр.601. Протасов. Обозрение истории римского права, стр. 81). 36 Под Новеллами (novellae constitutiones, νεαρα διατξεις) разумеются новые постановления Юстиниана, по разным случаям, изданные им после издания Кодекса (534 г.). Каждая новелла состоит из введения (praefatio, prooemium), заключения (epilogus) и диспозитивной части, которая делится на главы, а главы подразделяются на principium и параграфы. 37 Это название дано сборнику Бинером, впервые сообщившим об нем сведения. Biener. Geschichte der Novellen Justinian’s. Berl. 1894, стр. 1б6. Bo многих рукописях этот сборник имеет следующее надписание: Διατξεις νμων πολιτικν κ τν νεαρν ουστινιανο βασιλως συνηγοροσαι κα επικυροσαι τος τν γων πατρων κκλησιαστικος καννας. (Постановления законов гражданских из новелл Юстиниана императора, согласующиеся (с церковными канонами) и подтверждающие церковные правила св. отцов). Heimbach. νκδοτα II, стр. 145; Pitra, II, стр. 407. Заглавие это мало соответствует содержанию сборника, которое заключает в себе лишь 4 новеллы Юстиниана.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Novellae constitutiones суть законы, изданные Юстинианом после обнародования им своего кодекса (534) и названные, вследствие этого, новыми законами, так как они были новее содержащихся в кодексе, и, следовательно, в кодексе их нет 373 . Написаны эти новые законы, или новеллы, большею частью на греческом языке и называются на нем νεαρα διατξεις 374 . Большинство их издано в первые пять лет после обнародования кодекса: первая издана 1 января 535 года 375 . Каждая новелла в заглавии имеет имя того, кому адресована, и кто должен исполнять содержащееся в ней предписание, значит, большею частью на имя praefectus praetorio, кроме новелл, касающихся церкви. Последние обыкновенно были адресованы на имя Константинопольского патриарха, но отсылались и ко всем остальным патриархам, о чем свидетельствует начало 3 и заключение 5 новеллы. Кроме того, из эпилога 6 новеллы видно, что она была направлена, кроме Константинопольского патриарха, еще к Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому, а 67 новелла адресована всем патриархам. Патриархи, получив новеллу, старались распространять ее дальше и, как показывают 5 и 6 новеллы, посылали прежде всего к митрополитам, от которых она переходила к епископам, а последние уже, применительно к предмету новеллы, сообщали ее или монастырям, или церковным общинам. Смотря по надобности, в новеллах предписывалось гражданским властям оказывать помощь церкви при исполнении постановления, содержащегося в новелле 376 . Новеллы Юстиниана, число которых указывают различно 377 , не были собраны в одну книгу во время жизни Юстиниана, но лишь после его смерти. История права упоминает пять сборников этих новелл, а именно: 1) сборник 168 новелл, 2) сборник под именем Т πλτος τν νεαρν, 3) сборник Псевдо-Евстафия, 4) сборник Афанасия и 5) сборник извлечений 378 . Из этих сборников самый общеупотребительный есть первый; им пользовался и составитель номоканона в XIV титлов там, где требовалось приводить новеллы Юстиниана, когда не приводил их из обычного сборника 379 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010