Sergius of Radonezh The history of the Holy Trinity Lavra, founded in 1337, is of course tightly linked with the figure of St. Sergius of Radonezh (1314-1392). The Vita of St. Sergius, written by his disciple, Epiphanius, surnamed the Wise, was written in a style that recalls by its miracles and demonology the Paterikon of the Kiev Caves, especially the Vita of St. Theodosius, and its major source, the Vita Antonii by St. Athanasius the Great and other great classics of Byzantine ascetic literature. Born in Rostov into a boyar family, the young Bartholomew moved with his parents to Radonezh nearby Moscow, due to the frequent inroads of the Tatars. The Vita presents his childhood with a catalogue of Christian virtues: stillness, meekness, silence, humility, wrathlessness, simplicity, equal love to all men. It presents him as a contemplative child, lover of solitude, prone to tears and loving to recite the Psalter, which he knew by heart. As a young man, he settled with his brother Stephen in the forest not faraway from Radonezh — in the place which would later become the great Lavra — taking over the anchorite tradition of ancient monasticism. Reproducing the portrait of St. Anthony the Great, his hagiographer presents him as frequently attacked and intimidated by terrifying demons. Epiphanius also presents fasting as the only ascetic weapon in struggle with fleshly temptations . Sergius received the monastic tonsure at the age of 24 from the hands of the hegumenos Metrophanes. Imitating the ancient desert Fathers, Sergius did not want to be ordained a priest. And here appears in the Vita of St. Sergius the importance of the liturgical services and frequent eucharistic communion in the life of the Russian monks. The different canonical hours could have been celebrated without a priest, but not the Divine Liturgy. After the death of Metrophanes who was a priest, the brethren who were twelve by that time, insisted that Sergius should become their superior and their priest: “We wish to come to you for confession and to see you celebrating the Divine Liturgy every day, and to receive communion from your venerable hands”. Sergius refused, saying that it was better for him to weep for his own sins, but he finally accepted and was ordained priest and hegumenos . Nevertheless, this did not change his humble lifestyle based upon the imitation of the humiliated Christ. This extreme humility led Sergius to renounce the episcopal consecration that was proposed to him by Metropolitan Alexis, who presented him with his own golden pectoral cross: “Forgive me, my lord — said Sergius to the Metropolitan — from my youth I never wore gold, and in my old age I wish even more to live in poverty” .

http://bogoslov.ru/article/2372746

410. Четьи-Минеи. 15 августа. 411.  …наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6. 12). 412.  …приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостоять в день злой (Еф. 6. 13). 413.  …чтобы противник был посрамлен, не имея что сказать о нас худого (Тит. 2. 8). Vita beati Antonii. caput XXXVII. Преподобный Антоний Великий жил в III веке и в начале IV. Судя по долговременной его жизни и вступлению в монастырь в двадцатилетнем возрасте, с достоверностию можно заключить, что он оставил мир во второй половине III века. Описанным здесь восхищением души Преподобного на воздушные мытарства в то время, как он стал на молитву, подтверждается мнение св. Макария Великого, что души преуспевших в благочестивом подвиге иногда выходят из тела во время молитвы по особенному действию Святого Духа. 414.  Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их! Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились (Пс. 123. 6, 7). 415. Маргарит. Слово о терпении и благодарении, и о том, чтоб мы не плакали неутешно о умерших. Слово это положено читать в седьмую субботу по Пасхе и при каждом погребении усопшего. Западные критики признают Слово не принадлежащим Златоусту; но оно издревле освящено в Восточной Церкви чтением при богослужении. 416. Беседа 16, гл. 18. 417. Святые великомученики Евстратий (память его празднуется 13 декабря) и Георгий (память его 23 апреля) пострадали при императоре Диоклитиане между 301 и 310 по Р.Х. Четьи-Минеи. Молитва святого Евстратия внесена в чин дванадесяти псалмов. См. Канонник Киево-Печерский. 418. Святой Нифонт жил во второй половине III и в начале первой половины IV века. Четьи-Минеи, 23 декабря. 419. Преподобный Симеон жил в VI веке. Четьи-Минеи, 21 июля. 420. Пролог, 19 декабря. Святой Иоанн Милостивый скончался во второй половине VII века, по взятии Александрии магометанами. 421. Пролог, 13 марта. 422.  …прошли бы над душою нашею воды бурные (Пс. 123. 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

493. Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих в Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. 18:7, 8). 494. Слово 21. 495. Требник, или особая книга, содержащая чин пострижения в малую схиму. Настоятель, вручая новопостриженному четки, завещает ему непрестанную молитву Иисусову. Принятием четок новопостриженный дает обет исполнять завещание настоятеля. 496. Деян. 1:14. 497. Ис. 56:7. 498. Святой Исаак Сирский. Слово 21. 499. Деян. 6:2, 4. 500. …в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк. 24:49). 501. Antonii Magni Opera. Patrologiae Graecae. Tom XL, pag. 1080. 502. Слово 4, гл. 17. 503. Collatio X, cap. Χ. 504. Житие преподобного Досифея в книге преподобного аввы Дорофея, также в Четьих-Минеях февраля 19. 505. Канонник. Молитвы на сон грядущим. Также житие Преподобного. 506. Четьи-Минеи. 9 января. 507. Письменный патерик из библиотеки епископа Игнатия. 508. Слово 52. 509. 15 глав о безмолвии, глава 2. Добротолюбие. Ч. 1. 510. Ин. 11:39, 43–44. 511. Святой Исаак Сирский. Слово 72. 512. Слово 21, гл. 7. 513. Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь (Пс. 38:4). 514. Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12:29). 515. Алфавитный патерик Скитский, буква Η. 516. Слово 8. 517. Слово 69. 518. Cassiani callatio X, cap. Χ. 519. Добротолюбие. Ч. 2. Ксанфопулов гл. 21. 520. О авве Филимоне. Добротолюбие. Ч. 4. 521. Смотри выше о поучении преподобного Исаии Отшельника, уподобляющего душу, огражденную поучением, лому, отвсюду затворенному и заключенному. 522. …доселе дойдешь и не перейдешь (Иов. 38:11). Слово 28, гл. 17. О стоянии и приснодвижимости ума смотри главы святого Каллиста Катафигиота. Добротолюбие. Ч. 4. 523. …не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9). 524. Мк. 10:30. 525. Слово 28, гл. 31. 526. …для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь (2 Кор. 2:16). 527. …приближаться к Богу! (Пс. 72:25, 28). Лествица. Слово 28, гл. 25.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕССРЕБРЕНИКИ [анаргиры; греч. νργυροι; безмездники], люди, имеющие имущество, но отказывающиеся от владения им; люди, к-рым чужды сребролюбие (любовь к деньгам), корыстолюбие. Св. бессребреники. Миниатюра из Евангелия (Cod. Dionys. 587 (m) Fol. 159v). 1059 г. Св. бессребреники. Миниатюра из Евангелия (Cod. Dionys. 587 (m) Fol. 159v). 1059 г. Для ветхозаветного времени эта добродетель не характерна, но пример бессребреничества св. отцы находят в ВЗ: «В Иове не было и следа сребролюбия, потому-то он, и всего лишившись, пребыл без смущения» ( Ioan. Climacus. 17. 13). Основание бессребреничества по НЗ - в бессребреничестве Христа: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор 8. 9); «Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами» (2 Кор 12. 15). «...Взаймы давайте, не ожидая ничего» (Лк 6. 35); «...когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк 14. 13-14). «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя»...» (Евр 13. 5). 1. Бессребреничество - аскетическая категория, характеризующая человека, способного отказаться от владения имуществом, победившего страсть сребролюбия, корыстолюбия. Человек, вступающий на путь подвижничества, должен прежде всего душой оторваться от пристрастия к собственности, быть нестяжательным (ибо «не может служить Богу и маммоне» - Мф 6. 24), не беспокоящимся о средствах жизни, целиком вверившим себя попечению Господа («потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» - Мф 6. 32). Отцы Церкви считали, что не столько надо избегать дел сребролюбивых, «сколько самую страсть эту с корнем вырывать. Ибо никакой пользы не принесет нам неимение денег, если останется в нас желание стяжания» ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. VII 21). «Что с вами делается, люди? Кто вашу собственность обратил в средство уловлять вас?» - в этом наставлении против обогащения свт. Василий Великий указывает (Hom. 7) существо сребролюбия и путь освобождения от него: имение не должно «уловлять» душу человека. Прп. Антоний Великий , начиная подвижническую жизнь, дарит жителям своей деревни землю, к-рой владел после смерти родителей, продает все прочее имущество, а деньги раздает нищим, оставив немного для воспитания малолетней сестры ( Athanas. Alex. Vita Antonii. 2). Евсевий Кесарийский рассказывает о пресв. Памфиле, в продолжение всей своей жизни славившемся «презрением житейского, раздаванием имущества бедным, пренебрежением мирских надежд» (De mart. Palaest. 10, 11).

http://pravenc.ru/text/149067.html

Одна логика может обойтись без математики; но и логика в сущности неразрывно связана с математикой, и от последней может заимствовать особенную точность и положительность. Что такое — силлогизм? Это — алгебраическое уравнение. Что такое пропорции и прогрессии? Это — логичная последовательность понятий. 370.  …идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25. 41). 371. Мф. 25. 46. 372. Лк, 16. 26. 373.  …червь… не умирает и огонь не угасает (Мк. 9. 48). 374. Говорю… вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергпуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь (Лк. 12. 4–5). 375. Требник. Последование пострижения в малую схиму. 376. Vita beati Antonii. Patrologiae. Tom. LXXIII. Также Четьи-Минеи, 17 января. 377. Преподобного аввы Дорофея поучение о страхе будущей муки. 378. Письмо 6 Святогорца. Подобно этому в наше время некоторая старина в Горицком Девичьем монастыре, близ города Кириллова Новгородской губернии, видела во сне адские муки, и, во свидетельство истины сновидения, адское зловоние оставалось в ее обонянии в течение целых семи дней, не допуская ее в течение всего этого времени вкусить какой-либо пищи. — Святой Димитрий Ростовский так исчисляет адские муки: «Будут тамо терпеть и огнь неугасающий: ибо рекл Христос Спаситель наш: огнь их не угаснет (Мк. 9. 44). — Будет же тамо и зима лютая, и от тоя студености, не терпя, грешнии скрежетати зубы своими будут. О сем рек Христос Спаситель наш: тамо будет плач и скрежет зубом (Лк. 13. 28)… Будет же тамо и непрестанное червей томление, которые будут тамо непрестанно терзати и ясти человек грешных, и никогда они умрети не имут, ибо речено есть: червь их не умирает (Мк. 9. 44)… Будет же тамо еще и смрад нестерпимый от огня серчатаго, ибо написано есть: огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их (Пс. 10. 6)… Будет же тамо и тоска велия, такова лютая, яко аще бы возможно было умрети, то в сладость бы ея (смерть) со тщанием ради были восприяти, но никогда же умрут.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Сам Бог ободряет и укрепляет нас, чтобы мы преодолевали страх и неверие в трудных жизненных ситуациях: «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:10). А «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31). Не будем же обижать Бога своим унынием, всецело доверимся Его промыслу, потому что ни один волос не упадет с головы человека, если на то не будет воли Божией (см. Мф. 10:30). Господь посылает нам испытания, чтобы мы смирились, становились умнее, выносливее, помнили о непостоянстве мира и его благ, направляя духовный взгляд в Царство Божие, которого и должны искать прежде всего (Мф. 6:33). Сегодня, когда вся Церковь молится о мире и умножении любви, искоренении зла и всякой ненависти, каждый из нас призывается к молитвенному подвигу. Как учит блаженный Августин: «Тот умеет хорошо жить, кто умеет хорошо молиться». А святитель Иоанн Златоуст учит нас: «Молитва — великое оружие, великая защита, большой клад, большая пристань, безопасное убежище... Ничего нет равного молитве: она и невозможное делает возможным, трудное — легким, сложное — удобным». Да, есть сегодня серьезная проблема, но как написал поэт и философ Омар Хайям: «Не говори Богу, что у тебя есть проблема. Повернись к проблеме и скажи, что у тебя есть Бог». Когда становится тяжело на душе, начинают одолевать страхи и сомнения, нет другого способа борьбы с соблазнами, кроме пламенной молитвы и крепкого упования на промысел Божий. Мы должны сохранить бодрость духа, поддерживать в трудных обстоятельствах ближних: добрым словом, молитвой, делами любви и милосердия. Церковь призывает наше общество к примирению. Церковь — это все мы, в единстве наша сила. Усугубим свои молитвы и с искренней верой призовем благодать Божию на наш многострадальный народ. С особой актуальностью звучат сегодня слова апостола: «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фес. 5:14). «Радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13:11).

http://patriarchia.ru/md/db/text/3537481...

Arhiva Mesajul de felicitare al Preafericitului Patriarh Chiril adresat arhimandritului Antonii (Sevriuk) cu prilejul aniversrii a 30 de ani din ziua naterii 12 octombrie 2014 12:30 Preafericitul Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Chiril l-a felicitat pe secretarul Administraiei parohiilor Patriarhiei Moscovei în Italia, parohul bisericii stavropighiale în cinstea sfintei mare mucenie Ecaterina la Roma arhimandritul Antonii (Sevriuk) cu ocazia aniversrii a 30 de ani din ziua naterii. Înaltcuvioiei Sale arhimandritului Antonii (Sevriuk), secretarul Administraiei parohiilor Patriarhiei Moscovei în Italia, parohul bisericii stavropighiale în cinstea sfintei mare mucenie Ecaterina la Roma Înaltcuvioia Voastr! V felicit cordial cu ocazia a 30 de ani din ziua naterii.    Rspunzând la chemarea lui Hristos Mântuitorul din Evanghelie „Pate oile Mele” (In. 21:17), Dumneavoastr v-ai ales pentru sine slujirea pstoreasc. Obinând studii în colile de teologie din Sanct-Petersburg i fiind hirotonit în treapta de preot, Dumneavoastr pe parcursul multor ani executai responsabil toate ascultrile încredinate de conducerea Bisericii. i Domnul v d puteri ca s urmai cu rbdare i speran pe calea aleas odat. Actualmente, svârind slujirea pstoreasc i administrativ în afara hotarelor Patriei, Dumneavoastr facei multe pentru ca viaa parohiilor Patriarhiei Moscovei în Italia s se dezvolte cu succes, iar mrturia ortodox s fie clar i convingtoare. O grij deosebit o avei pentru biserica stavropighial în cinstea sfintei mare mucenie Ecaterina la Roma, cârmuind crearea comunitii încredinat Dumneavoastr, acordai  o atenie cuvenit problemelor luminrii i educrii moral-duhovniceti a generaiei tinere. În aceast zi semnificativ v doresc în rugciune puterea forelor, ajutorul abundent al lui Dumnezeu i succese în slujirea de mai departe Sfintei Biserici. S v pzeasc Domnul în bun sntate pentru muli ani. Chem asupra Dumneavoastr i a trudelor Dumneavoastr binecuvântarea lui Hristos. +CHIRIL, PATRIARHUL MOSCOVEI I AL ÎNTREGII RUSII   Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/3789010...

Здесь же напротив, злые духи являются мелкими конкретными существами, постоянными спутниками монаха, вторгающимися в жизнь его почти как материальная сила. Резкость эта действительно есть, но ее следует возводить в противоречие. Афанасий несомненно признавал возможность вмешательства демонической силы в личную жизнь человека, и, может быть, даже чисто физического насилия. Принуждение он считал характерной чертой действий диавола, в противоположность свободы Христовой. А в основе воззрений на демонов, при некоторой парадоксальности рассуждений Антония, лежит однако же такой светлый фонд психологических наблюдений, что эти главы никак нельзя ставить и в сравнение с демонологией худших фабрикатов монашеской литературы. Но не избыток материального, рассуждает Вейнгартен, а избыток именно света и духовного составляет главный довод против исторической достоверности Vita Antonii. Антоний, без всякого образования, не поднявшийся выше материальных аскетических истязаний, является на этих страницах с такой психической глубиной, с таким знанием писания, мифологии даже греческой, самой неоплатонической философии, говорит столь точным богословским языком в духе Афанасия, что нельзя считать Vita Antonii биографией, это идеализация отвлеченного монашества в конкретной биографической форме, как представляет ее и Григорий Назианзин . Но последний, признавая характер Антония идеально высоким, и не думает отвергать исторической достоверности повествования. Замечание Вейнгартена имеют впрочем верную сторону, он указывает на действительные трудности, но не все из них необъяснимы и неустранимы. Гасс признает вескость замечаний Вейнгартена против принадлежности Vita Antonii Афанасию, но все же не считает вопроса поконченным, окончательно решит его только филологическое сличение Vita Antonii с языком бесспорно подлинных творений Афанасия. Но такой труд, далеко не легкий, до сих пор еще принадлежит к числу pia desideria. Более всего имели влияние на образование монашества мотивы личные, опыт собственной жизни каждого отдельного человека, но именно потому, что эти мотивы индивидуальны, они не могут иметь и ценности для исторического объяснения, если только их нельзя возвести в тип целого класса.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

De incarn. 8–9. М. 23 с. 109–112 Р. п. 1, 200–202. 188 In illud, omnia mihi trad. 2. M. 25, c. 212 P. п. 1, 270. Op. De incarn. 1, 7, 10. Ad Adelph. 8. 203 Аскетические воззрения св. Афанасия мы выясняем главным образом на основании его сочинения Vita Antonii. Так как подлинность этого сочинения оспаривается, то мы считаем нужным сделать небольшую оговорку. Вопрос об авторе и достоинстве этого сочинения был возбужден Вейнгартеном. В своей книге «Der Ursprung des Monchtums im nachkonstantinischen Zeitalter». Gotha 1877. и в статье Monchtum, помещенной в 10 томе второго издания известной протестантской богословской энциклопедии Герцога, Вейнгартен отрицает достоверность и принадлежность св. Афанасию известного с его именем жизнеописания преп. Антония. В настоящее время, благодаря детальным исследованиям вопроса, выяснилась вся опрометчивость выводов Вейнгартена. Рассуждая о «Жизни Антония», можно говорить, во–первых, о подлинности и, во–вторых, о достоверности этого труда. Принадлежность сочинения св. Афанасия в настоящее время можно считать доказанной. За это ручаются как внешние свидетельства, так и сравнение этого сочинения с другими произведениями св. Афанасия. Справедливо утверждают, что лишь небольшое число древних литературных памятников со стороны своего происхождения засвидетельствованы так веско, как Vita Antonii. Ее приписывают Афанасию писатели весьма близкие к нему по времени: Григорий Богослов , Иероним, Ефрем Сирин , Руфин, Августин, Палладий в «Лавсаике» , Сократ, Созомен и др. (См. Ekhhorn. Athanasii de vita ascetica testimonia collecta. Pp. 36–38). Только что процитированный автор, а также Meyer в статье Ueber die Echtheit und Glaubwiirdigkeit der dem hi. Athanasius zugeschriebenen Vita Antonii, напечатанный в журнале Katholik за 1886 г., произвели детальное сравнение «Жизни Антония» с прочими произведениями св. Афанасия. Это сравнение установило факт замечательного сходства между сравниваемыми памятниками по языку, стилю, догматическим формулам, кругу идей и общему духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/re...

Огнь Антониев. Taken from MSE (1653), «Imago», No. 8 «De Geusiis statuam D. Antonii invadentibus & divina eorundem vindicta»: «Anno illo Geussiaco 1566, cum per Belgium passim Iconoclastae in venerandas Sanctorum imagines desaevirent. Buschoduci accidit, quosdam D. Antonii imaginem gladiis, ascia, & bipenibus in frusta concidere, ut incendio via publica abolerent. Verum quid accidit? non sane impune tulere impii: e vestigio namque ilia peste, quam D. Antonii iam olim appellamus Christiani (quod illi depellendae sint eius apud Deum pii experti saepe Patronum) corripiuntur, totoque utriusque corpore instar granorum piperis pestilens ille ignis ebullit, domum sese recipiunt infelices, quorum plaga socii deterriti rogum deserunt trepidi. Tam atroci atque voraci consumebantur miseri totum per corpus incendio, ut postidie impiam efflarint animam, & funesta reliquerint cadavera variorum colorum stigmatibus caeruleis, prasinis atris insignita. ... D. Wilhelmus Lind.1. 2. de fug. Idolis. c. 1. Item Apologetic, ad Germanos to. 2. c. 21.» (p. 359). Огнь мира геенны. Taken from Meffreth, Dominica 8 Post Trinitatis, No. 2. 11. 1–4 cf Meffreth: «Quantum ad Tertium ponit ignis intolerabilitatem, cum dicit; Et in ignem mittetur [Matt. 7.19]. Circa quod Nota, quintuplex est differentia inter ignem inferni & ignem praesentis seculi.» 11. 5–8 cf Meffreth: «Prima. Sicut secundum Augustinum habet se ignis depictus ad ignem nostrum, sic se habet ignis noster ad ignem inferni.» 11. 15–16 cf Meffreth: «Secunda quia ignis praesens, solum adurit corpus, sed ignis inferni corpus & animam.» 11. 17–20 cf Meffreth: «Tertia differentia, vbi praesens ignis ardet ibi lucet, sed ignis inferni ardet sed non lucet, quia ibi sunt tenebrae exteriores, Matth. Sed hoc intellige, quod non lucet eis ad aliquam consolationem, sed lucet ad poenae augmentationem.» 11. 21–22 cf Meffreth: «Quarta differentia, ignis praesens consumit materiam, quam incendit. Sed ignis inferni non consumit.» 11. 23–26 cf Meffreth: «Quinta, quia ignis noster iste est extinguibilis, sed ignis inferni non» (Pars aestiv., p.317). Meffreth does not mention the ocean.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010