Мы, украинцы, издавна научены этому своей историей. Ведь самые первые святые, прославленные в нашей Церкви после Крещения Руси — это сыновья Крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира — святые князья Борис и Глеб. Эти страдальцы знали о том, что родной старший брат Святополк, желая достичь абсолютной власти, намерен их убить. Однако они выбрали смиренно принять все испытания и даже смерть, нежели вражду против своего брата. С тех пор наши предки стали считать их небесными покровителями Киевской Руси. Знаменательно, что князья Борис и Глеб были прославлены самим народом, который после веков жизни в системе жестоких законов языческой морали, что допускало даже случаи человеческих жертвоприношений, был поражен таким великолепным примером любви. В эти дни тревоги и испытаний нам всем нужно искренне молиться этим святым, чтобы их покровительством Господь подарил мудрость и мир нашему обществу, чтобы украинский народ, который ни разу за свою историю не становился агрессором и не выходил войной против других народов, сегодня бы не поддался спровоцировать себя на братоубийство. — Владыка, наблюдая за событиями в Киеве, сейчас многие впадают в отчаяние, у людей ломается психика. Что Вы можете посоветовать людям, чтобы сохранить душевный покой? — Сегодня мы являемся свидетелями тревожных политических событий. Привычная картина спокойного Киева омрачена сценами уличных баталий, ненависти, единокровные братья оказались по разные стороны баррикад. Такая ситуация не может не огорчать. Мало кто останется равнодушным, увидев, как противостояние разделяет наш миролюбивый народ на два противоположных лагеря. Но мы не должны впадать в отчаяние и поддаваться панике, даже в этой непростой ситуации. Кому как не нам, православным христианам, надо в эти дни явить особую крепость духа, показать пример действенной веры, искренней надежды, искренней любви и засвидетельствовать миру, что Господь рядом и непреложными остаются Его слова: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

http://patriarchia.ru/md/db/text/3537481...

Итак, подвижничество состоит во вхождении в существенное единение с Богом. На этом пути требуются нелёгкие труды, много терпения, всевозможные лишения. Подвижник отказывается от земных утех, чтобы взамен их ещё во времени получить высшие, небесные, вечные дары. «Бог, – заключает профессор И .В. Попов, – обетовал ниспослать Духа за труды и лишения, и нужно с непоколебимой верой ожидать исполнения этого обетования, не ослабевая в подвиге. Рано или поздно, а Он исполнит Своё обетование». Характеризуя обе рассмотренные статьи («Религиозный идеал...» и «Мистическое оправдание...»), С. Зарин видит в них одну основную мысль, а именно ту, «что Антоний Великий и Макарий Египетский путём аскетизма стремились достигнуть – и действительно достигли, по изображению анализируемых памятников (Vita Antonii и творений с именем Макария Египетского ) собственно религиозного совершенства, – одухотворения, харизматических чрезвычайных дарований, непосредственного созерцания Бога, в форме преимущественно света; короче, – обожествления» 184 . 183 «Проф. И. В. Попов правильно характеризует настроение и особенности мистического аскетизма, – свидетельствует С. Зарин, – когда говорит, «что весь интерес жизни подвижника сосредоточивается на всепоглощающей и исключающей все привязанности любви к Богу, Которого он созерцает в глубине своей души. Эта любовь не есть какой-нибудь отвлечённый amor Dei intellectualis, а именно чувство, и притом яркое, захватывающее всё существо человека. Прекрасным выражением напряжения и живости этого чувства служит постоянное уподобление его идеальной любви, связующей чистую невесту с её женихом. Душа человека – это «невеста Христа», которую он принимает в святое, таинственное и чистое общение брака. В сознании своего ничтожества и безграничности полученных благ, душа созерцает своим внутренним оком «сладчайшего и вожделенного жениха и его неизреченную красоту», уязвляется Божественной любовью и приобретает беспредельную и неистощимую любовь к нему» ( Попов И. Б., проф. Мистическое оправдание аскетизма в твор. Макария Египетского //БВ. 1905, янв. С. 49. Указ. по: Зарин С. Аскетизм по православнохристианскому учению. Т. 1. Кн. 1. СПб., 1907. С. 203–204).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Здесь все дело, следовательно, в том, как понимать отшельническое «созерцание и какие условия считать необходимыми для его достижения. С другой стороны, получается, что подвижник сам старательно бежит от людей, удаляется от всякой внешней деятельности, но когда поводы, помимо его воли, все же, несмотря на все принятые меры, представляются, тогда он, как бы в виде уступки, нарушает свое «безмолвие” и заявляет себя фактами самоотверженной деятельности на пользу ближних. Таким образом, при раскрытии занимающего нас предмета, центральным пунктом должно быть решение вопроса об отношении – с психологической стороны – созерцательной любви к Богу, с одной стороны, и деятельной любви к ближним, с другой, – о взаимном отношении вообще «созерцания“ и «деятельности“. И этот вопрос далеко не так прост, как это представляется у проф. И. В. Попова . 1119 В заключение нашего посильного разбора заметим, что воззрение И. В. Попова по интересующему нас вопросу близко соприкасается с воззрениями Ф. Ф. Гусева, которые разобраны у нас подробнее; многое сказанное в том отделе подходит и к настоящему случаю, а потому мы и ограничиваемся сказанным. Кроме того, перу проф. И. В. Попова принадлежат относящиеся к наследуемому нами предмету журнальные статьи: ,,Религиозный идеал св. Афанасия“ 1120 и «Мистическое оправдание аскетизма в творениях препод. Макария Египетского ». 1121 Основная мысль обоих указанных трактатов та, что Антоний В. и Макарий Е. путем аскетизма стремились достигнуть – и действительно достигли, по изображению анализируемых памятников – (Vita Antonii и творений, известных с именем Макария Е.) – собственно религиозного совершенства, – одухотворение, харизматических чрезвычайных дарований, непосредственного созерцания Бога, в форме преимущественно света; короче, – обожествления. Написанные с обычной для профессора глубиной анализа, отличаясь ясностью и убедительностью изложения, названные исследования своим замыслом и общей постановкой вопроса обязаны – в значительной степени – влияний весьма интересной книги Карла Голля (Karl Holl. Enthusiasmus und Bussgewalt. Leipzig. 1898), о которой подробная речь впереди. Некоторые труды русских православных богословов ставят своей задачей выяснение аскетических воззрений отдельных, но очень важных представителей патрологической письменности. 1117 Факты и соответствующие цитаты см. в том отделе нашей диссертации, где нами предлагается разбор воззрений Ф.Ф. Гусева, стр. 81 и след. Читать далее Источник: Аскетизм по православно-христианскому учению : Этико-богослов. исслед. Сергея Зарина : в 2 книгах. 1907./Книга первая: Критический обзор важнейшей литературы вопроса. - СПб.: Типо-Литография С.-Петербуржской Тюрьмы. 1907. – 388 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

В церковной истории блаж. Феодорита, написанной около 450 г., и излагающей события, которые описываются и у Сократа и у Созомена , тоже есть сведения об Антонии и учениках его 44 . Кроме всех этих источников, из которых почерпаются преимущественно сведения о внешней стороне жизни и деятельности Антония, для изображения внутреннего характера Антония, его религиозных понятий и вообще образа мыслей, важное значение имеют дошедшие до нас письма и различные наставления, носящие имя Антония 45 . В них рядом с правилами благочестия и разными практическими советами инокам, излагаются и некоторые догматические рассуждения (о падении человека, об искуплении, благодати и пр.), высказываются мысли о сущности добродетели, о средствах к спасению человека и пр. По всему этому они весьма важны для составления полного понятия об Антонии 46 . Кроме этих главных источников для жизни и деятельности Антония, некоторое значение имеют известия о нем, сохранившиеся в разных мартирологах, патериках и четь-минеях. Более важны из такого рода произведений мартирологи восточные – египетский и маронитский. В египетском мартирологе жизнь Антония помещена под 22-м днем месяца Tube (соответствует январю) 47 и рассказывается сходно с историей его у Афанасия, но некоторым фактам придана окраска позднейшая. В мартирологе маронитском, как и в наших сборниках житий, известия об Антонии помещаются под 17 января 48 . Жизнеописания и рассказы об Антонии помещаются в наших русских назидательных сочинениях – прологах, патериках и Четь-минеях. В одних из этих произведений делаются краткие сообщения об Антонии 49 , в других содержатся его изречения и некоторые факты из его жизни, взятые из жизнеописания Афанасия, из Лавзаика, Достопамятных сказаний 50 и пр., в Четь-минеях же помещаются целые жизнеописания Антония, составляющие или полный перевод «vila Antonii» – Афанасия (как в Четь-Минеи Макария), или же ее сокращение 51 с некоторыми изменениями и с рассказами, которых нет у Афанасия 52 и у других древних восточных писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Эти краткие изречения в несчетном множестве переходили потом из уст в уста, составляя как бы ходящий устав подвижничества, и вошли наконец в сборники отеческих достопамятностей. Иногда св. Антоний писал и послания к детям своим духовным, инокам разных обителей, в которых то изображал общие черты жизни о Христе Иисусе, то врачевал частные немощи братий. Все, исшедшее из уст св. Антония и преданное письмени, и все им писанное доставит богатую пищу душе, ищущей назиданий. Дошли до нас, кроме пространного слова, в жизнеописании помещенного, 20 посланий к инокам, 20 кратких слов о добродетелях и пороках, 170 глав о доброй нравственности, его правило для монахов с двумя к нему прибавлениями, и множество его изречений и сказаний о нем, всегда назидательных и поучительных, разбросанных в разных отечниках. Послания и слова его в русском переводе помещены в первых годах Христианского Чтения, – главы входят в состав Добротолюбия, изречения и сказания составляют первую статью Достопамятных Сказаний. В подлиннике все это можно найти и читать в Patrologiae graecae, t.40 – Migne, откуда и переведено все, помещаемое в настоящем сборнике. Здесь предлагаются вниманию любителей такого чтения: 1. Извлечения из посланий и слов. В них 1–15 пункты взяты из жизнеописания св. Антония св. Афанасием. Наставления 16–68 извлечены из писем св. Отца. Наставления 69–82 извлечены из его 20-ти слов к монахам. 2. 170 глав о доброй нравственности. 3. Устав отшельнической жизни. В 40 т. «Patrologiae graecae» Migne, на стр. 1065, помещены Praecepta Antonii в 80 пунктах. За ними стоят еще его же: «Spiritualia documenta regulis adjuncta», и «Admonitiones et documenta varia», то и другое, очевидно, как дополнение к предыдущему правилу. Как все изречения, содержащиеся под сими заглавиями, одного суть рода, и по содержанию и по образу речи, то они сводятся здесь воедино и размещаются под особыми рубриками, следуя естественному ходу отшельнической жизни, под заглавием, устав отшельнической жизни. 4. Изречения св. Антония Великого и сказания о нем. Такие изречения и сказания в большом числе помещены в Достопам. Сказаниях; но кроме этих есть другие, которые приводятся в том же томе 40-м Patr. graec. и в нашем Алфавитном Патерике; иные еще приводятся Кассианом: есть несколько в разных статьях отеческих сборников. Вместо того, чтобы ставить их как какие пришлось где найти, здесь они размещаются в некотором порядке, подобно предыдущим правилам. Начало полагается сказаниями, относящимися к движению из мира, коим начинается подвижничество, а потом идут и все прочие изречения и сказания по порядку отшельнической жизни. 5. Вопросы учеников и ответы старца о некоторых изречениях св. Антония Великого . Читать далее Источник: Добротолюбие : в русском переводе : [в 5 т.]. - Изд. 4-е. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2010./Т. 1. – 608 с. ISBN 978-5-7533-0411-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

99 rom. Т. 9, р. 144“. Напрасно мы искали чего-либо подобного на 144-й стр., где – речь совсем о другом. Здесь, конечно, не намеренная ошибка, а случайная и очевидная описка, так как искомое нами находится на 744-й стран. 100 На 743–744 рр. помещены „Animadversiones ad Spicilegii tomos“. в „Animadvers.“ к „tom. IV», 101 к „pag.“, в частности, „XLI-й читаем:... Serapion thmuensis dicitur S. Antonii discipulus in cod. vat. copt. LIX. p. 98. In eodem cod. est vita S. Macarii, Serapione eodem auctore, cum duabus in praedictum Macarium laudationibus». Ни преосв. Филарет, ни А. М а i ни одним словом не говорят: о каком Макарии здесь – речь? Но это для нас теперь уже и не нужно. Для нас достаточно одной только ссылки А. Mai на „cod. vat. copt. LIX“. Это – как раз один из тех трех коптских кодексов Ватиканской библиотеки, которые имел у себя под руками Amélineau и издал и о которых у нас выше была речь. В LIX cod. действительно „Серапион“, еп. „тмуитский, называется учеником св. Антония“ 102 . В том же кодексе действительно находится и написанная „тем же Серапионом“ биография пр. Макария 103 . А что касается упоминания А. Mai о „duabus in praedictum Macarium laudationibus», содержащихся в том же „cod. vat. copt. LIX“, то под этими „похвалами“ А. Mai, очевидно, мог разуметь (хотя он и не говорит об этом частнее), прежде всего, 3-й из обнародованных у Amélineau документов (ср. у нас выше), т. е., „Apophthegmes sur Saint Macaire“ 104 , так как этот документ напечатан Amélineau на основании, между прочим, и „cod. vat. copt. LIX“ 105 , на который, как мы видели, в данном случае указывает А. Mai, и так как здесь, конечно, находится много похвального для преп. Макария. Второй 2-й) документ (см. выше), напечатанный у Amélineau, конечно, здесь нами не может быть принят в расчет, так как он напечатан на основании только LXIV cod. vat. copt.“ 106 . Под „похвалами“ А. Mai мог разуметь также и некоторые места из первого документа, обнародованного Amélineau, где действительно речь Серапиона о пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Каково бы ни было историческое содержание биографии, но Иероним бесспорно дал ему такую оправу, которая ставит его вряд с пикантными романами, которыми зачитывалась тогдашняя публика и против которых так вооружался Юлиан Отступник. Это предрешает уже отчасти вопрос и о том, насколько Иероним заслуживает доверия как исторический писатель, как единственный посредствующий свидетель о факте. Приходится сказать, что fides historica Иеронима была не высокой пробы, что он способен не только ошибаться. В одном из писем (ad Heliodorum) он с глубоким чувством описывает опыты монашеской жизни. И что же оказывается? Через несколько лет он сам же объявляет, что это была – чуть не проба пера. «По молодости мы пошалили (Sed in illo opere pro aetate tunc lusimus), мы еще так недавно покончили свои занятия риторикой, и не сделали опыт картинного изложения». Однако же в этом опыте ничто не обнаруживало, чтобы это была простая «шутка». Эта общая слабость Иеронима как исторического свидетеля, составляет сильную сторону и в критике Израэля. Иларион родом из Табаты близ Газы (ок. 291–292 г.), с 15 лет отшельник, с 329 г. уже славный подвижник, давший импульс к быстрому развитию монашества в Палестине, затем бывший в Сицилии, Далмации и Кипре († 371), не упоминается ни в Vita Antonii, ни у Руфина, ни Сульпиция Севера (был повод – в 400 г.), ни у Василия Великого , для которого в 375 г. существование монашества в Палестине еще только вероятность, а не бесспорный факт. Это во всяком случае говорит, что развитие палестинского монашества было не так колоссально и известность Илариона у Иеронима изображена, по ораторской манере того времени, слишком яркими красками. Но все выставленное у Израэля дальше против этой биографии, есть уже гиперкритика. Сам Иероним различие между Павлом Фивейским и Иларионом представляет в том смысле, что скептики уверяют, что Павла не было, так как он никому неизвестен, то теперь жизнь Илариона найдут не интересной (vilis), так как он всем был доступен. А, самое главное, данные биографии Иеронима повторяются в истории Созомена.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

10. 19). 97. Patrologiae Graecae. Т. XXVI. S. Athanasii Tom. 11. Vita S. Antonii pag. 889 — 890. Χεπτοτροις χορμεοι πματι μαλλον των νθρπων. 98. По иному чтению: «Если б они (демоны), представляя себя имеющими предведение, возвестили о пришествии братий, и случилось, что точно придут те, о которых они предвозвещали, то и тогда не должно дозволять себе доверенности к их лжам. Они для того лишь предвозвещают о приходящих, чтоб возвещением этим насадить доверенность к себе, и после, по причине доверенности, иметь свободный доступ с своими обманами. В таких предсказаниях христианин не должен видеть никакого чуда: не только они, по тонкости (места) естества свободно странствующие повсюду, могут предупредить идущих пешком, но и человеки, севши на быстрых коней, предвозвещают о приходящих пешеходах. Они возвещают не то, что еще не начало совершаться — один Бог знает будущее — но, увидев что-нибудь, начавшееся совершаться, возвещают о нем, и этим способом насевают, подобно ворам, доверенность к себе в неимеющих духовного разума. Таким образом мог бы юноша, одаренный быстротою бега, возвестить находящимся в дальнем расстоянии о нынешнем собрании нашем и о том, о чем мы беседуем, прежде нежели кто-нибудь из нас пришел в то место. Сказанное может быть объяснено фактами. Если кто из Фиваиды или из города какой-либо другой страны отправится в путь, то демоны, увидев его идущим, могут, по причине вышеупомянутой быстроты своей, предсказать о пришествии его. Таким же образом предсказывают они о наводнении Нила, когда увидят, что в Ефиопии пошли большие дожди, от которых река наполняясь, обыкновенно выступает из русла, перебегают в Египет и возвещают о наступлении наводнения. Это могли бы легко возвещать и человеки, если б они были одарены от природы такою быстротою». Pag. 141. 99. 2 Цар. 18. 24. 100.  По иному чтению: «Демоны, осматривая все с величайшим тщанием, передают друг другу вести, быстро перебегая. Если случится, что начатое, по мановению Божию, не будет приведено к концу, то есть если путешественник воротится с половины дороги, или разнесены будут ветром дождливые облака, тогда открывается обман вместе и обманывавших и тех, которые верили им».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

392 Не совсем ясно, как следует понимать μον. Это слово в данном контексте может означать и место жительства до прихода в монашество, и место подвигов. Скорее всего, здесь имеется в виду второе значение. 393 Папирус 48 т.н. архива Авинея упоминает о банде воров, которую возглавляет сол­дат, куда входят еще один солдат и сын иринарха. Папирусы 51,52,54 содержат сведения о том, что в кражах и притеснениях принимают участия лица, близко сто­ящие к людям, призванным следить за обеспечением порядка. См. Фихман, 1976а. С. 302. О сложности определения реального социального статуса разбойников на примерах из «Истории монахов» см. ниже. 394 Рудаков, 1997. С. 174–175. Помимо житийной литературы Рудаков ссылается на сви­детельства юридических источников (Кодексы и Новеллы Юстиниана, Василики), а также на данные египетских папирусов. 395 Лебедева, 1980. С. 109. Лебедева, однако, склонна считать, что колонат развивался в IV в. в массовом порядке. Но она же и констатирует факт, что в византийс­ком законодательстве термин colonus применяются весьма широко: «под ним понимается вся масса византийских крестьян как мелких свободных земельных собственников (курсив наш. – А. В.), так и колонов всех категорий» [Там же. С. 72–73]. 396 Фихман при этом полагает, что наиболее многочисленным и экономически важным зависимым сословием византийского Египта был т. н. приписной колонат. Но при этом он ни в коем случае не отрицает существование свободных деревень, и отме­чает, что мелкие и средние землевладельцы в Египте занимали в общей сложности большую площадь земель, чем крупные: Фихман, 1987. С. 212. 397 Павловская, 1980. С. 34. При этом государство опиралось на институты общинного самоуправления, прежде всего на комарха, который защищал интересы комы перед имперской администрацией (Там же. С. 30). 398 Vita Antonii, cap. 2, 4. О предположении, что это было сделано из-за целей фиска: Bartelink, 1994. Р. 134–135, n. 2. Могла быть и другая причина. Известный поль­ский папиролог Р. Таубеншлаг писал в свое время о следах общинной собствен­ности на землю, зафиксированных в юридических источниках (Cod. Just. III, 39, 1 (а. 294), 2; IV, 53, 3; Νμος γεωργικς. 7, 81) – система периодических переделов земли, ограничение отчуждения надела правом ретракта со стороны ближайших родственников или членов общины и т.д. – см. Таубеншлаг, 1958. С. 5–8. Не ис­ключено, что преп. Антоний не мог пойти на продажу своих земельных угодий и по этим соображениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

В последнее время в историографии, главным образом американской, большой интерес вызывают взаимоотношения монашества и епископата или шире – монашества и клира. Если ранее почтительное отношение монахов к клиру, основанное на данных из «Жития преп. Антония» (Vita Antonii, cap. 67) и других текстов, в целом не ставилось под вопрос, то ныне некоторые исследователи пытаются интерпретировать взаимоотношения между ними, опираясь на известный тезис Макса Вебера о неизбежности конфликта между харизматическими представлениями и иерархическими принципами, существующими в Церкви 181 . С их точки зрения, монахи и епископы имели различные интересы, и первые уже самим своим существованием ослабляли позиции последних. Поэтому и развитие монашества в Египте IV в. рассматривается ими на фоне этого противостояния. Наиболее последовательным сторонником такой точки зрения является Д. Бракке [Brakke, 1995. Р. 82–141]. Однако в данном случае, как и в уже упомянутом нами примере с Б. Бреннаном, исследователь становится заложником определенной идеологической установки и будет склонен трактовать источники под одним, строго определенным углом зрения, что неизбежно ограничивает свободу научного поиска. Э. Випшицка, обозначив бесспорный факт того, что это «социологическое» направление в историографии раннего монашества нашло интересное поле для дальнейших исследований, тем не менее указала на недостатки такого подхода [Wipszycka, 2004а. Р. 840–848]. В частности, она пишет, что отсутствие в источниках упоминаний о многочисленных конфликтах между монашеством и клиром как аргумент ex silentio стоит учитывать, даже если он не может быть решающим, но приоритет «конфликтологии» в данном вопросе вряд ли станет универсальным ключом для открытия всех дверей и решения всех вопросов. Мы согласны с мнением польской исследовательницы, что отдельные конфликты монаха и епископа не стоит трактовать как отражение противостояния двух церковных институтов. Ниже мы постараемся показать, что такие ситуации могли иметь вполне частные причины, обусловленные определенными обстоятельствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010