146 Erant in montibus monasteria, quasi tabernacula repleta divinis choris psallentium, lectionis studiosorum, ieiunantium, orantium, exultantium spe futurorum, laborantium ad eleemosynas erogandas, mutua charitate et concordia iunctorum. Nullus ibi qui iniuria vel afficeret, vel afficeretur, nulla exactoris increpatio, sed multitudo ascetarum quorum unum omnium erat virtutis studium (Atbanas. in vita Antonii – Ceillier hist. génér. des aut. sacr. et eccles. Tom. IV. pag. 504). – Св. Афанасий, описывая жизнь Антония Великого , так изображает пустынножительство отшельников: «в горах были монастыри (в начале 4 века), как бы скинии, наполненные божественными хорами псалмопевцев, любителей чтения, постящихся, молящихся, утешающихся будущими надеждами, трудящихся для раздаяния милостыни, соединенных единодушною любовью и согласием. Смотря на них, действительно думаешь видеть как бы отдельную какую область благочестия и правды. Там нет обидчиков, ни обиженных; не слышишь строгого надзирательского голоса. Но как ни велико число отшельников, все они одушевлены одним рвением к усвоению добродетели». 147 Provocemus a vobis ad conscientiam vestram; illa nos iudicet, illa nos damnet, si poterit negare omnes istos vestros deos homines fuisse…. si eadem et dæmones operantur, quæ et dii vestri, ubi est ergo præcellentia divinitatis (Tertul. apolog. cap. XXIII). «Обращаемся к вашей совести, говорил язычникам Тертуллиан в своей апологии: пусть она будет судьей и обвинителем нашим, если только может доказать, что ваши боги были не люди.... а если нечистые духи делают то же, чтò и ваши боги – что же это за божество?». 148 Один из Ангелов здесь назван имый область на огни, а в другом месте сказано об Ангеле воды (г. 16:5). Не можно ли из этого заключить, что Господь Бог поручил стихии мира надзору и управлению Ангелов? Или Ангел огня не был ли хранителем огня, неугасающего на алтаре вечного, небесного святилища? 150 Выражение гиперболическое, означающее кровопролитнейшее убийство великого множества людей. Так пр. Давид, говоря о многочисленности врагов своих и о жестокости их нападений, сравнивает их с водами, подходящими к самой душе: спаси мя Боже, яко внидоша воды до души моея ( Пс.68:1 ). Умножишася паче влас глевы моея ненавидящий мя туне и проч. (ст. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

Между источниками для жизни и деятельности пр. Антония, первое место занимает написанная Афанасием архиепископ. александрийским биография св. Антония под названием: « βος κα πολιτεα το σου πατρς μν ντονου συηηραφε ς κα ποσταλες πρς τος ν ρη ξνη μονχους " 1 , обыкновенно называемая «vitas. Antonii». Относительно того, в какое время это сочинение написано св. Афанасием, существуют различные мнения. Одни, как напр. Бароний 2 , Росвейд 3 , основываясь на том, что в жизнеописании ничего не говорится о свидании пр. Антония с Павлом Фивейским, а также на свидетельстве блаж. Иеронима о римлянки Маркелле, «изучавшей жизнь Антония и Пахомия чрез Афанасия, тогда как еще был жив Антоний» 4 , полагают, что это жизнеописание было составлено прежде смерти Антония и до встречи его с Павлом Фивейским и смерти последнего (около 341 г.). Но что жизнеописание составлено Афанасием не в это время, а уже после смерти Антония, это открывается из самого предисловия к «жизни Антония». В этом предисловии говорится: «требовали вы у меня сведения о жизни Антония и пожелали знать, как начал он свою подвижническую жизнь, каков был до вступления в нее, какой имел конец жизни» 5 . Это показывает, что жизнеописание составлено после смерти Антония. Относительно же молчания автора о встрече Антония с Павлом нужно с одной стороны припомнить то, что жизнь св. Антония изложена не очень подробно, как это видно из предисловия к ней 6 , а с другой стороны этим молчанием автора «жизни Антония» заподозривается самый факт – встречи подвижников между собою, передаваемый Иеронимом 7 . Что касается свидетельства Иеронима о Маркелле, из которого выводят, будто она читала письменное житие Антония, то относительно этого замечают следующее: 8 Иероним не говорит, что Маркелла изучала жизнь Антония в письменном изложении, но указывает только, что она познакомилась с жизнью Антония и Пахомия чрез Афанасия, который был тогда в Риме и еще – при жизни Антония. А что подвиги Антония были известны в Риме еще при жизни этого отшельника, об этом свидетельствует сам Афанасий, говоря: «как в Испании, Галлии, в Риме и в Африку дошел бы слух о человеке, который скрывался и жил в горе» 9 . Таким образом нужно признать, что «жизнь Антония» написана св. Афанасием по смерти отшельника; но в какое именно время – это с точностью указать трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Arhiva Preafericitul Patriarh Kiril a oficiat sfinirea cldirii Sinodului i a centrului duhovnicesc-cultural al districtului Mitropolitan în Kazahstan 29 mai 2012 18:15 La 29 mai 2012, dup terminarea oficierii Te Deum-ului pentru noii mucenici i mrturisitori ai Kazahstanului, Preafericitul Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Kiril a vizitat, în vecintate cu biserica, centrul administrativ i duhovnicesc-cultural al Bisericii Ortodoxe Ruse din Republica Kazahstan. Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse a oficiat cinul sfinirii cldirii Sinodului districtului Mitropolitan i centrului duhovnicesc-cultural în numele sfinilor întocmai cu apostolii Chiril i Metodie i a transmis în dar centrului un tablou cu imaginea lavrei sfântului Serghie „Sfânta Treime”. De pe balconul cldirii Întâistttorul s-a adresat cu un scurt cuvânt de salut ctre numeroii credincioi, adunai în pia. „Aceasta este o minunat cldire, care a fost construit în termeni record – timp de o jumtate de an. Desigur, aceasta ar fi fost imposibil de fcut fr ajutorul preedintelui rii N.A. Nazarbaev i a achimului or. Astana I.N. Tasmagambetov”, a menionat Preafericitul Stpân. Apoi Preafericitul Patriarh Kiril a înmânat prinilor copiilor, suferinzi de defeciuni grave ale auzului, certificate medicale pentru efectuarea operaiilor. Apoi a avut loc convorbirea Preafericirii Sale cu oficiali ai Republicii Kazahstan, în cadrul creia au participat preedintele Senatului Parlamentului Republicii Kazahstan K.A. Mami, achimul or. Astana I.N. Tasmagambetov, preedintele Ageniei pentru religie a Republicii Kazahstan K.K. Lama arif, preedintele administraiei OAO «Газпром» A.I.Medvedev i directorul general al întreprinderii mixte AO «КазРосГаз» C.S.Boranbaev. De asemenea Întâistttorul a avut o întâlnire cu arhiereii districtului Mitropolitan al Bisericii Ortodoxe Ruse în Republica Kazahstan. Participani la aceast întâlnire au fost eful districtului mitropolitul de Astana i Kazahstan Alexandr, arhiepiscopii de Ural i Gurievsc Antonii, de Cimkent i Taraz Elevferii, episcopii de Kostanai i Rudnen Anatolii, de Kaskelen Ghenadie, de Pavlodar i Ekibastuz Varnava, de Karaganda i ahtinsk Sevastian, de Usti-Kamenogorsk i Semipalatinsk Amfilohie. Serviciul de pres al Patriarhului Moscovei i al întregii Rusii Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/2265590...

Arhiva Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a vizitat biserica în cinstea sfântului Alexandru Nevski din satul Boloie Sotnikovo, regiunea Oriol 28 iulie 2016 19:57 La 28 iulie 2016, la finalul vizitei de Prim sfini ierarh efectuat la Mitropolia de Oriol, Sanctitatea Sa Patriarhul Moscovei i al întregii Rusii Chiril, însoit de guvernatorul regiunii Oriol V.V. Potomski, a vizitat biserica în cinstea dreptcredinciosului cneaz Alexandru Nevski din satul Boloie Sotnikovo, raionul Uritski, regiunea Oriol. Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse a fost întâmpinat de parohul bisericii Vasilii Polevoi; ctitorul bisericii, preedintele de onoare al Consiliului Federaiei al Adunrii Federale a Federaiei Ruse i ex-guvernatorul regiunii Oriol E.S. Stroiev, locuitorii satului. Adresându-se ctre cei prezeni, Sanctitatea Sa Patriarhul a menionat c este bucuros s viziteze aceast nou biseric i a dorit enoriailor „s pstreze credina ortodox, s-i educe corect copiii, s respecte pe cei în vârst i neputincioi i s fureasc o via panic, dreapt”. Sanctitatea Sa Stpânul a transmis în dar bisericii icoana sfinilor întocmai cu apostolii cneazul Vladimir i cneaghina Olga care stau în faa Mântuitorului. Întâistttorul Bisericii Ruse l-a decorat pe E.S. Stroiev, ctitorul bisericii în cinstea cuviosului cneaz Alexandru Nevski, cu ordinul sfântului cuviosului cneaz Daniel al Moscovei de gradul III. Apoi Sanctitatea Sa Stpânul a mers la mormântul soiei lui E.S. Stroiev Nina Semenovna, unde s-a cântat „Venica pomenire” decedatei. Dup vizitarea bisericii în cinstea dreptcredinciosului cneaz Alexandru Nevski, Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a plecat la Moscova. Biserica în cinstea dreptcredinciosului cneaz Alexandru Nevski este situat în satul Boloie Sotnikovo, la 14 km distan de la oraul Oriol. Mitropolitul de Oriol i Bolhov Antonii a binecuvântat construcia bisericii în luna septembrie a anului 2014, iar în septembrie 2015 tot dumnealui a sfinit clopotele, turnate în Voronej. Construcia bisericii a fost efectuat timp de un an i ceva i finalizat în luna decembrie 2015. Suprafaa bisericii cu altarele i clopotnia este de 217 m.p., clopotnia are o înlime de 30 m. În timp de noapte biserica este luminat, fiind dominanta arhitectural din împrejurimi. Biserica este construit pe mijloacele i cu tutela preedintelui onorific al Consiliului Federaiei E.S. Stroiev i a soiei dumnealui Nina Semenovna, care a decedat în luna noiembrie, anul trecut. Serviciul de pres al Patriarhului Moscovei i al întregii Rusii   Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4577958...

Arhiva De Patele Blajinilor Întâistttorul Bisericii Ruse a oficiat Liturghia i pomenirea pascal a celor adormii la catedrala „Sfântul Arhistrateg Mihail” din Kremlin, or. Moscova Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов. Звук: Александр Бригадов. 10 mai 2016 16:27 La 10 mai 2016, în ziua de mari a celei de-a 2-a sptmâni dup Pati, de Patele Blajinilor, Sanctitatea Sa Patriarhul Moscovei i al întregii Rusii Chiril a oficiat Dumnezeiasca liturghie i pomenirea pascal a celor adormii la catedrala „Sfântul Arhistrateg Mihail” din Kremlin, or. Moscova. Cu Sanctitatea Sa au coslujit: mitropolitul de Istra Arsenii, primul vicar al Preafericitului Patriarh pentru or. Moscova; mitropolitul de Cita i Petrovsk-Zabaikalskiy Vladimir; episcopul de Bogorodsk Antonii, eful Direciei Patriarhiei Moscovei pentru instituiile din strintate; protoiereul Vladimir Divakov, secretarul Patriarhului Moscovei i al întregii Rusii pentru or. Moscova; protoiereul Anatolii Alefirov, protopopul districtului Serghievski al or. Moscova, parohul bisericii în cinstea Înlrii Sfintei Cruci în Altufievo; protoiereul Veaceslav estakov, parohul metocului Patriarhului al bisericilor în Zareadie, or. Moscova; protoiereul Dimitrii Rocin, eful direciei pentru activitatea cu asociaiile i organizaiile obteti a Departamentului Sinodal pentru relaiile Bisericii cu societatea i mass media, parohul bisericii „Sfântul ierarh Nicolae din Mirele Lichiei” pe Trei Coline; clerici ai capitalei ruse. În timpul Liturghiei a cântat corul bisericii „Sfântul ierarh Nicolae din Mirele Lichiei” pe Trei Coline (regent – A.E. Pokrovski). În timpul serviciului divin Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse a hirotonit pe diaconul Serghei Belousov, clericul bisericii „Sfântul Arhanghel Mihail” din Tropariovo, în treapta de preot. Predica înainte de împrtanie a rostit-o preotul Nicolai Lisenkov, clericul bisericii „Naterea Preasfintei Nsctoare de Dumnezeu” în Staroe Simonovo, or. Moscova. Postul de televiziune „Soiuz” a emis în direct serviciul divin oficiat de Patriarh.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4469077...

After that head of State Archives S. V. Mironenko and dean of Holy Trinity Orthodox Seminary archpriest Vladimir Tsurikov exchanged copies of several documents. Among those transferred to the seminary are copies of official documents of the Synod of the Russian Church Abroad (1921-1945), which were offered in exchange for copies of several document collections held in the seminary archives pertaining to V. K. Abdank-Kossovskii (1885-1962), P.N. Krasnov (1869-1947), S.V. Denisov and others. Dean of Holy Trinity Seminary archpriest Vladimir Tsurikov noted in his speech that “the Russian State Archives and Holy Trinity Seminary have enjoyed warm relations for quite some time now. They resulted in the exhibition devoted to Metropolitan Antonii (Khrapovitskii) held in Jordanville in 2006, as well as another exhibition dedicated to the life and memory of Princess Vera Konstantinovna in 2007 in Pavlovsk. Today " s exchange is consequently a logical continuation of this collaboration.” In conclusion of his speech, the dean expressed hope that future relations between Russian State Archives and Holy Trinity Seminary will continue to be fruitful and will lead to an enrichment of archival funds of both Russia and the Russian diaspora. The anniversary program included the opening of an exhibition titled “Storing in the State Archives” and the new official website of the State Archives of the Russian Federation, which contains about 3 million titles of documents stored in the Archives. The exhibition, which will last until November 28, consists exclusively of archival materials divided into 23 topics in the 19th and 20th century history of Russia. Among those are “The prophesies of Saint Seraphim of Sarov from the Secret Police files”, “The Grand Dukes’conspiracy. 1916”, and “Patriarch Tikhon’s legacy.” Official site of the Russian Orthodox Church Abroad 21 сентября 2010 г. ... Предыдущий Следующий Смотри также Washington, DC: Parish of St. John the Baptist Cathedral organizing Pilgrimage to Holy Trinity Monastery Washington, DC: Parish of St.

http://pravoslavie.ru/39256.html

Имя «аскета» в первые три века прилагалось преимущественно к тем христианам, которые добровольно упражнялись в строгой и воздержанной жизни, оставаясь в обычных условиях, в обществе. Те же, которые уединялись, удалялись от общества, носили наименование «анахоретов» 32 . По мере развития монашества, название σκησις, σκη’σις постепенно перешли на него и сделались обычным и постоянным обозначением именно монашеского образа жизни, как воплотившего в себе фактически начала строгого и последовательно проводимого подвижничества 33 . По наблюдению некоторых исследователей, именно Евсевий был первым христианским писателем, который слово μοναχο стал употреблять, как равнозначащее слову аскеты 34 . 15-ое правило Гангрского собора запрещает оставлять детей προφα’σειν τς σκη’σεως (слав. «под предлогом отшельничества»). Здесь «аскетизмом» названа уже самая уединенная жизнь, характеризующаяся благочестивыми упражнениями, о которых речь идет в других правилах этого собора, так что этим термином называется образ жизни, указанным упражнениям благоприятствующий. 21 правило того же собора два раза употребляет наименование «аскетизма» (один раз в форме существительного и один раз в глагольной форме) для обозначения определенного образа жизни, характеризующегося соблюдением девства, воздержанием (в пище и одежде) и «отшельничеством от мирских дел» 35 . В предисловии к аскетическим памятникам – Vita Antonii, Apophthegmata Patrum и Historia Lausiaca термином σκησις обозначается совокупность подвигов (посты, безбрачие, молитвы, и т. под.), осуществленных монахами и отшельниками, описанными в названной книге, – тех именно подвигов, которыми характеризовалась их «небесная жизнь» и в которых выражалась их восторженная «любовь» к Богу 36 . Словом σκησις обозначаются и отдельные различные виды подвижничества 37 . В частности под «аскетизмом» разумеется «жизнь суровая, многотрудная и строгая» ( ακληροτα’τη, αχρω’δης λι’αν, κα κα ξιροτα’τη 38 , характеризующаяся всевозможными лишениями 39 , измождением плоти 40 , телесным «изнурением» 41 , вследствие особенно строгого воздержания от пищи 42 и сна 43 , вследствие строгого сохранения «поста» 44 , – жизнь, выражающаяся в безупречном сохранении «девства» 45 , в подвигах «терпения» 46 , «смиренномудрия» 47 , «непрестанной молитвы» 48 , доходящей до экстатического состояния подвижника 49 , 50 , 51 . Во всяком случае σκησις предполагает труд 52 , громадное усилие, энергическое напряжение сил человека, и в этом отношении противополагается иногда состоянию слабости – σθε’νεια 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Благодаря сообщениям коптского документа, мы теперь знаем, почему и в каком смысл-В пр. Макарий отныне стал называться учеником пр. Антония? По той именно простой причине, что он получил от старца его платье 1099 . Таким образом, трудный вопрос, разрешением которого занимались многие 1100 , выясняется весьма легко, и вполне понятными нам становятся сообщения: а) Истории монахов, называющей пр. Макария „учеником блаж. Антония (discipulus beati Antonii)» и наследником. „дарований и добродетелей“ последнего 1101 ; б) Руфина, также именующего преп. Макария „учеником Антония“ ... 1102 1103 1104 ; в) Макризия, говорящего, что „Антоний научил Макария монашеской жизни“... 1105 и т. д. Возражения, какие в данном случае высказываются Floss’oм и друг., не состоятельны. Данным наименованием указывается, вопреки мнению некоторых, не на то, что, по увещанию пр. Антония, пр. Макарий переселился из мира в пустыню... 1106 , а на то, что, живя в пустыне и дважды посетив из нее пр. Антония с целию получить от него руководство к монашеской жизни, нравственную поддержку... 1107 , пр. Макарий в последний раз получил от старца его платье... 1108 . Делаемая Floss’oм ссылка на „Rosw. 1. V, libell. 7, 911 и на „Apophth. Coteler. de Мае. Aegypt. n. 1. 4. 26“ 1109 , откуда видно, что пр. „ Макарий Египетский добровольно удалился“ из „в Скит“ и что до этого момента не видел пр. Антония, а впервые увидел лишь впоследствии времени, – к делу, таким образом, не относится, так как говорит совсем не о том, на что в данном случае указывается наименованием пр. Макария „учеником бл. Антония“: и добровольно удалившись в Скит, и раньше своего личного знакомства с пр. Антонием начав монашескую жизнь, пр. Макарий, тем не менее, все же мог потом сделаться и действительно, как знаем, сделался учеником пр. Антония 1110 . В виду той ясности, какую получает дело, благодаря сообщениям коптского Жития пр. Макария, все споры исследователей по настоящему вопросу, объясняемые отсутствием в их руках достаточных для решения его данных, отныне должны отойти в область одних только воспоминаний, и всякую речь о них естественно считаем излишнею.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Скрипторес екклесиастици. Синопсис историе универсалис Фридерици. Гисториа Георгии Горнии. Флоскули гисториарум. Ветис гисторика. Юстинус Гисторикус. Елогиа ин сакрам гисториам. Епитоме гисториарум Горации Турселини. Слейданус де 4 суммис империис. Гисториа пассионис Христи (in albo libello). Гисторие еклесиастице (Печерская). Хроникон сакрум а мундо кондито. Гисториа вите ет мортис (parvulus libellus albus). Евхологион Греческий. Ницефорус Печерский. Иозефус Юдеус. Августинус Винценциус. Норма евангелика ин санкторум гестис. Рочне дзиее косциелне. Опус хронографикум. Плятина Боксгорнии гисториа. Санкти Цирилли арутва (?). Томас Аквинас. Петри Раванелли библиотека савра. R. Р. Де-Беза книга 1-я, том 1-й и 2-й. Тогож творца книга 2-я, том 3-й и 4-й. Мендозе книга 1-я, том 1–2. Мендозе книга 2-я, том 3-й. Мануале. Дезидерозус. Гаранза. Томас Аквинас ин Апокалипсим. Суплементум хроникарум. Иоганис Навклери хронограф. Меллифициум теологикум. Теологиа а. Д. Исаак Вандербург. Горологиум принципум. Клерикус сиве монахус ветус. Слейданус кум цетерис. Стриковский. Гвагнин. Биелский. Базилиус магнус. Диви Гулярии епископи опера. Беканус. Полиантеа. Хронологиа Иоганис Бозии. Ономастикон. Номенклятор библикус per alphabetum. Вите санкторум патрум (Печерская). Адрихомиус. Звиерцадло прикладов. Ботер. Бибер де Евхаристиа. Гиеронимус Наталис. Катехизис де фиде Канизии социетатис Иезу. Беканус парвус. Гигиастикон сев вера рацио. Инструкцио сацердотум Antonii. Феологиа пасторалис. Компендиум Феологие Християне. Граве югум супер пеккатум. Феатрум политикум. Монцианценус де Евхаристиа. Тезис фундаменталис фидеи. Либер де фиде. Юстинус. Иоаннес Бонавентура, libellus parvulus. Тезаврус индефициенс, parvulus libellus. Антилогие сев контрадиктионес, parvulus. Алфабетум. Мартирологиум. Либеллюс арс конкорданди. Новум театрум. Феологиа Христиана. Коллектанее вариорум оперум. Апокалипсис лятине ет греце. Санктус Онофриус. Конфессио фидеи Лютерана. Епитафиум ин обитум Герарди Меркаторис. Феодорус Балсамон.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Он, без сомнения, счел бы более целесообразным основать свою защиту не на авторитете Филона, а на авторитете евангельского учения и более замечательных церковных писателей. От него можно было бы ожидать чего-либо вроде «Vita S. Pauli» или «Vita S. Antonii», но однако же «De Vita Cont.» ничего подобного не представляет. Очень жаль, что Луциус не делает ни малейшей попытки выяснить, кто именно был автором «De Vita Cont.». Как скоро этого не сделано, результат исследования представляется как-то неопределенным. Разумеется, не для всякого древнего сочинения, автор которого неизвестен, нужно непременно доискиваться до решения вопроса, кто был его автором. Такой потребности не может существовать для сочинений, которые, переходя из поколения к поколению, разнообразятся и видоизменяются (например, апокрифы, касающиеся многих ветхозаветных и новозаветных лиц), но иное дело сочинение «De Vita Cont.». Оно представляет собой такое произведение, которое со времени своего появления и до сих пор остается неизменным, сохраняющимся в таком виде, как оно вышло из рук автора. Не мешало бы Луциусу еще сделать сравнение между «De Vita Cont.» и сочинениями Псевдо- Дионисия Ареопагита . Можно было бы найти между ними много родственного, через что еще больше бы уяснился вопрос о позднейшем происхождении «De Vita Cont.», так как ареопагитские сочинения несомненно продукт IV или V в. Книга состоит из двух частей. В первой излагаются свидетельства об исхождении Св. Духа, взятые из Св. Писания, творений св. отцев и исторических сочинений. Эта часть сочинения не представляет интереса. Само собой понятно, что свидетельства понимаются и истолковываются в духе католических тенденций. Вторая часть книги очень большая (Р. 72–255); она посвящена вопросу о происхождении Никео-Константинопольского символа и дает сведения относительно его истории. Важнейшие тезисы, какие защищает и развивает здесь автор, суть следующие: 1) так называемый Константинопольский символ не есть расширенный и распространенный Никейский символ, а есть символ самостоятельный; 2) св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010