Есть дорога, выходящая из Иерихона и ведущая к реке Иордану, в место, где проходили сыны Израиля; там, говорят, остановился Кивот Завета. И было Иисусу восемь лет, и вышел Он из Иерихона и шел к Иордану. И была в стороне от дороги, около берега Иорданского, пещера, где львица питала детенышей своих: никто не мог безопасно проходить по дороге той. Вот Иисус, идя из Иерихона и узнав, что львица легла в пещере, пошел туда на виду у всех. Но как только львы увидели Иисуса, они вышли навстречу Ему и преклонились перед Ним. И воссел Иисус в пещере, и львята бегали туда и сюда вокруг ног Его, ласкаясь к Нему и играя с Ним. Старые же львы между тем держались поодаль, с опущенной головой; они преклонялись перед Ним и смиренно били хвостами по бедрам своим. Тогда народ, бывший вдали, не видя Иисуса, сказал: «Если бы не совершили великих грехов Он, или родители Его, Он не пошел бы Сам собою на растерзание львам». И в то время, как народ предавался таким мыслям и был отягчен печалью, вот вдруг, перед всеми людьми, вышел Иисус из пещеры, и львы предшествовали Ему, и львята резвились у ног Его. Родители же Иисуса стояли далеко с опущенными головами и смотрели на Него; и народ тоже стал поодаль, боясь львов и не смея подойти к ним. Тогда сказал Иисус народу: «Насколько лучше вас звери дикие, знающие своего Господина и прославляющие Его, между тем как вы, люди, созданные по образу Божию и подобию Его, вы не знаете Его. Звери узнали Меня и смягчились; люди видят Меня и не знают Меня вовсе». Глава XXXVI После сего Иисус перешел Иордан со львами перед лицом всех людей, и воды Иорданские расступились направо и налево перед Ним. Тогда сказал во всеуслышание Он львам: «Идите с миром и не делайте никому зла; но чтобы никто не вредил вам, пока не вернетесь на место, откуда вы пришли». И эти, прощаясь с Ним не голосом, но всем существом своим, вернулись в пещеру. И Иисус возвратился к Матери Своей. Глава XXXVII Так как Иосиф был плотником, он делал только ярма для быков, телеги, вещи земледельческие и деревянные кровати. И вот пришел к нему молодой человек и заказал ему сделать кровать на шесть локтей. Иосиф послал работника своего отрезать дерева посредством ножа железного по мерке, которую дал человек тот. Но посланный не досмотрел указанной меры и сделал брусок деревянный более короткий, чем другой. И начал Иосиф волноваться и печалиться о сделанном.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Замечательно описание Иисуса сына Сирахова, как он всю жизнь стремился к мудрости (LI, 18–38; см. также VI, 18–37). «Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах; он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей» (XXXIX, 1–2)… Мудрость передается не только через чтение, но и в живом предании, из поколения в поколение, через наставления, беседы и обличения мудрых (См., например, Прит. IV и Прем. Сир., IX, 19–20). Предание соединяет в себе знание и опыт праведников всех времен, как и всего избранного народа. Значение личного опыта приводит к тому, что для Ветхого Завета старость есть часто синоним мудрости. «Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего и он возвестит тебе, старцов твоих и они скажут тебе» (Втор., XXXI, 7). «В старцах мудрость и в долголетних — разум!» (Иов, XII, 12). Однако, в той же книге Иова Елиуй возражает на это: «дух в человеке и Дыхание Вседержителя дает ему разумение. Не многолетние мудры и не старики разумеют правду» (XXXII, 8–9). Нравственный путь. Бог есть Источник нравственности и нравственного закона (напр., Ис., XLV, 23–24, XLVIII, 17). Поэтому богопознание невозможно без нравственной жизни (Ис., ШН, Прем. I, 4). Праведность есть признак богоприсутствия (Иис. Нав., XXII, 31); знать Бога значит быть нравственным (Uep.,XXII 16). Напротив, не знать Бога и быть безнравственным — одно и то же (напр., I Цар., II, 12, Иов, XVIII, 21, XXI, 14, 15, Ос. V, 4). Падение Адама и Евы сразу отвратило их от Бога. Бог, как Праведный, пребывает с праведниками (Пс. XXXVI). Праведник как бы водворяется в правде и милосердии Божием (Пс. LXX). Вообще мудрость по преимуществу дается праведным (Пс. СХ) в опыте нравственной жизни и познания Провидения (Ис., XXIX, 13–24). Вера, Основа праведности — вера. В Ветхом Завете нет учения о вере, и слово «вера» не имеет в нем того точного смысла, который оно приобретает в Новом Завете.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

И Бог обещал чрез Иеремию пощадить ваш город, если перестанете носить тяжести в субботу (Иер. XVII, 21); но вот теперь вы так и делаете, не носите тяжестей в субботу, и однако же Он не примиряется с вами, потому что этот ваш грех (против Христа) больше всех грехов. Значит, вы напрасно указываете на нынешние грехи свои (как на причину настоящих бедствий ваших). Нет, не за другия дела ваши, но за то именно (величайшее) беззаконие вы терпите такия бедствия, - так что, если бы его не было, Бог не отвращался бы столь долго от вас, хотя бы вы сделали безчисленное множество грехов. Это видно как из всего сказаннаго, так и из того, о чем я намерен теперь сказать. Что же это такое? Мы слышали, как Бог часто говорил чрез пророков вашим отцам, что вы достойны были безчисленных бедствий, " но Я, говорит, творю (милость) ради имене Моего, чтобы оно не обезславилось у язычников " . И опять: не вас ради Аз творю, доме Израилев, но имене Моего ради (Иезек. XXXVI, 22, 32). Это значит: вы заслуживали еще более тяжкаго наказания и мучения, но дабы кто не сказал, что Бог, по слабости и неимению сил спасти, предал иудеев в руки врагов, я заступаюсь и помогаю вам. Значит, если бы Христос, котораго вы распяли, был беззаконник, то, хотя бы вы сделали безчисленное множество грехов, даже более тяжких, чем прежние, Бог наверно спас бы вас для того, чтобы имя Его не обезславилось, чтобы Того (Христа) не почитали великим, и не сказали, что вы это потерпели за Него. Ибо, если (Бог) ради Своей славы, повидимому, пренебрегает вашими грехами; тем более Он поступил бы так теперь, одобрил бы это убийство и изгладил бы множество ваших грехов. Но когда Он показывает совершенное отвращение к вам, то, очевидно, этим своим гневом и совершенным оставлением вас, вразумляет и самых упорных, что убитый вами был не беззаконник, но сам Законодатель и виновник безчисленных благ. Вот почему вы, поступившие с Ним нечестиво, находитесь в угнетении и безчестии, а мы, поклоняющиеся Ему, прежде бывшие безчестнее всех вас, теперь по благодати Божией, славнее и почтеннее всех вас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

И вот, там был человек, имеющий сухую руку», и т.д. до слов: «И стала она здорова, как другая» ( Мф. 12:9–13 ). Об этом исцеленном не умалчивают ни Марк, ни Лука ( Мк. 3:1–5 ; Лк. 6:6–10 ). Но можно было бы думать, что события с колосьями и с этим исцеленным произошли в тот же день, потому что и здесь упоминается о субботе, если бы только Лука не обнаружил, что исцеление руки произошло в другую субботу, потому что слова Матфея: «И, отойдя оттуда» в действительности значат, что туда Он пришел только тогда, когда перешел оттуда; но сколько дней спустя Он пришел в их синагогу после прохождения через посевы, об этом ничего определенного не сказано. Благодаря этому высвобождается место для повествования Луки. Но может возникнуть вопрос: «Каким образом Матфей говорит, что они спросили Господа: «Можно ли исцелять в субботы?», желая найти повод к обвинению; и Он предложил им притчу об овце: «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро» ( Мф. 12:10–12 ); тогда как Марк и Лука гораздо лучше отражают вопросивших Господа словами: «Что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить?» ( Лк. 6:9 ) Итак, должно понять, что прежде они спросили Господа: «Позволительно ли исцелять в субботу?» И потом, когда Он, уразумевая их помышления, т.е. что они ищут повода для обвинения, поставил среди них того, кого хотел исцелить, и спросил то, что, по словам Марка и Луки, Он и спросил; и после, в ответ на их молчание, Он предложил им притчу об овце и заключил ее словами, что позволительно делать добро; и уже после всего этого, окинув их гневным взором (как говорит Марк), опечаленный слепотою их сердца, сказал человеку: «Протяни руку свою» ( Мк. 3:5 ). Глава XXXVI 83 . Матфей продолжает, вводя такую связь в повествование: «Фарисеи же вы шедши имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда. И последовало за Ним множество народа», и так далее до слов: «И на имя Его будут уповать народы» ( Мф. 12:14–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

И вы восставали, говорит, на Меня устами вашими или величались, не пред горами, как вы полагаете, а чрез них предо Мною, и молили (или уничижали) и вопили против Меня. Ибо все моления ваши, гора Сеир и союзники горы Сеир, о которых выше было сказано: наполню горы ее, и холмы, и долины, и поля или потоки, были против Меня; это не прошения и молитвы к Богу, как вы думаете, а крики, вопли и хуления. Поэтому и угрожает Господь и говорит: как радовалась ты о наследии дома Израилева, когда оно вследствие твоих преследований было опустошено, и растерзано и рассеяно по, всему миру, так Я поступлю с тобою. Ибо когда вся земля живых и земля святых будет радоваться и все обратятся на служение Богу, ты будешь опустошена, гора косматая, гора волосатая и вся Идумея, то есть дела земные и посвященные крови и кровопролитию, чтобы тогда ты познала, что Я Господь, который в другом месте сказал: Аз Господь Бог ваш ( Иез. 34:31 ). Глава Ueз.XXXVI:1–15 . И ты, сын человеческий, пророчествуй о горах Израилевых и скажешь: горы Израилевы! слушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: так как враг говорил о вас: а! а! вечные высоты (или пустыни) даны нам во владение (в Вульгате в наследие), то пророчествуй и скажи: так говорит Господь Бог: за то, что вы опустошены, и попраны со всех сторон (или за то, что вы рассеяны теми, кои окружают вас), и достались в наследие (или во владение) прочим народом и сделались предметом пересудов и поругания для народов; за это, горы Израилевы, выслушайте слово Господа Бога: так говорит Господь Бог горам и холмам, потокам, и долинам, и опустевшим (или опустошенным) развалинам и городам оставленным, которые были опустошены и поносимы (или попраны) прочими окрестными народами (или и прочим окрестным народам), за это так говорит Господь Бог: так как в огне ревности Моей Я изрек слово о прочих народах и о всей Идумее, которые назначили себе землю Мою в наследие с радостию (или мечом), и от всего сердца и от души, и изгнали, чтобы опустошать ее (или с ненавистию презирая души, чтобы истребить их чрез опустошение); то, говорит (в Вульгате слова говорит нет), пророчествуй о земле Израилевой и скажешь горам и холмам, горным хребтам и долинам: так говорит Господь Бог: вот Я в ревности Моей и в ярости Моей изрек [это], потому что вы несли посрамление (или поношение) от народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И нет более нигде Бога. (15) Поистине, Ты Бог сокровенный, Бог Израиля, Спаситель». (16) Покраснеют и устыдятся все они, Вместе с ними обратятся в посмеяние Делающие идолов. (17) Израиль же будет спасён Иеговою Спасением вечным; Вы не покраснеете и не будете в посмеянии Во веки, никогда. (18) Да, так говорит Иегова, Сотворивший небеса (Он, Бог , который образовал землю и устроил ее, Не напрасно Он создал ее, Для населения Он образовал ее): «Я – Иегова, и нет другого. (19) «Не втайне говорил Я, «Не в тёмном месте земли; «Я не говорил потомству Иакова: «Попусту вопрошайте Меня. «Я – Иегова, говорящий правду, «Возвещающий верное 296 . (20) «Соберитесь и придите, «Соединитесь вместе, уцелевшие народы! «Не понимаютъ ничего те, «Которые носятся с чурбаном идола своего, «И с молитвою обращаются «К Богу, который не спасаетъ. (21) «Возвестите и докажите.... «Пусть они посоветуются между собою: «Кто возвестилъ объ этом издревле, «Напередъ предсказалъ сие? «Не Я ли Иегова? «И нетъ другаго бога, кроме Меня, «Бога праведнаго и спасающаго, «Нетъ никого, кроме Меня. (22) «Обратитесь ко Мне и будете спасены, «Все концы земли! «Ибо Я – Бог, «И нетъ другаго. (23) «Мною клянусь, – «Исходит из уст Моих верное слово, – «И оно не изменится, – «Что Мне поклонится всякое колено, «Поклянется всякий язык». (24) Только у Иеговы, – мне сказал Он, – Правда и могущество; К Нему придут и устыдятся Все пылавшие враждою против Него. (25) Иеговою оправдится и прославится Все семя Израиля. XXXVI 283 помазанник. По нераздельности свящ. помазания от царского достоинства, евреи употребляли слова царь и помазанник как синонимы; но нет никаких оснований предполагать обычай царского помазания у персов. 285 Слова и Ярхи различает так, что первым указываются собственно дверныя створки, а последним само отверстие в стене. 286 ( от высится) вздымающиеся возвышения, у LXX ρη), в халд. переводе стены, в сирском: холмы. 287 У древних царей был обычай скрывать богатства в подземельях, где они лежали без всякого употребления целые века. Такие богатства нашёл впоследствии Александр македонский у персов. Нет сомнения, что то же было и у богатых вавилонян, о которых здесь говорится. Особенно же здесь можно разуметь вошедшие в пословицу богатства Креза, покорённого Киром. По Геродоту, сокровища Креза были разграблены (I, 84), а, по Ксенофонту (Сугор. VII, р. 503, 515, 540), Крез сам представил Киру свои сокровища с подробным списком всего, чем он владел.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

И он сказал: «Я все исполню, что ты сказала мне, и похороню тебя, когда ты умрешь, вместе с Сарой, матерью отца моего, так как ты любишь кости ее, чтобы они были с твоими костями. И также брата моего Иакова я буду любить больше, чем всякую плоть; у меня на всей земле нет брата, кроме его одного; и нет ничего великого (трудного) для меня в том, чтобы любить его, ибо он брат мой, и мы вместе были посеяны в твоем чреве и вместе вышли из твоих недр. И если не любить мне своего брата, то кого же мне любить? И я также прошу тебя, чтобы ты сделала увещание Иакову относительно меня и моих детей, так как я знаю, что он как царь будет господствовать надо мною и над моими сыновьями. Ибо в тот день, когда мой отец благословил его, он сделал его высшим, а меня подчиненным. И я клянусь тебе, что я буду любить его и ничего злого не замыслю против него в продолжение всей моей жизни, а только доброе». И он подтвердил клятвою все эти слова. И она призвала Иакова пред очи Исава и дала Иакову повеление согласно беседе, какую она вела с Исавом, и он сказал: «Я исполню твою волю, ручаясь за то, что от меня и моих сыновей не выйдет ничего злого против моего брата Исава, и только лишь одну любовь встретит он». И они ели и пили, она и ее сыновья, в эту ночь. И она умерла, трех юбилеев одной седмины и одного года, в эту ночь. И оба ее сына Исав и Иаков похоронили ее в пещере около Сары, матери их отца. XXXVI. И в шестой год этой седмины призвал Исаак обоих своих сыновей – Исава и Иакова, и они пришли к нему, и он сказал им: «Сыны мои, я иду по пути моих отцов в вечное жилище, где отцы мои. Похороните меня с моим отцом Авраамом в двойной пещере на полях Эфрона Хеттеянина, которые Авраам купил для могилы; там похороните меня! И я заповедую вам, сыны мои, совершать на земле справедливость и правду, чтобы Господь послал вам все, что обещал сделать Аврааму и семени его. И любите друг друга, как братья, сыны мои, так, как каждый любит самого себя, и стараясь сделать лучшее для другого, действуя единодушно на земле и каждый любя другого, как самого себя.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Ибо как молния восходит от востока, и видна бывает даже до запада; так будет пришествие Сына человеческого. А где будет труп (Мессия), там (сами собою ведомые неведомою силою) соберутся и орлы (истинные последователи Мессии)». Затем Господь говорит, что после скорби дней тех (попрания Иерусалима язычниками) последуют ужасные явления на земле и на небе. Солнце померкнет, луна не даст света, звезды спадут с неба, и силы небесные подвигнутся: все выйдет из своего чина и порядка. На земле будет как пред бурею: везде уныние, недоумение, боязнь и трепет. Mope восшумит и возмутится. Ожидание бедствий сделается ужаснее самых бедствий. Вся природа будет в болезнях рождения. Тогда явится знамение Сына человеческого. Увидя Его, восплачутся все племена земные о своих грехах и нечестии. Но для истинных последователей Христа, время это должно быть временем надежд и утешения. Они спокойно могут восклонить тогда и поднять главу. Наконец явится Сам Сын человеческий, явится пред лицом всех людей на облаках небесных со всем величием и славою, окруженный воинством небесным. По мановению Его сонмы Ангелов полетят от одного конца вселенной до другого, с трубным гласом, и соберут избранных его от всех четырех ветров. И тогда кончина мира и начало славного царствия Божия на земле ( Мф.24:23–31 ; Мк.13:24–27 ; Лк.21:25–28 ). XXXVI. Продолжение той же беседы «Посмотрите», продолжал Господь, «на смоковницу и на все прочие деревья и возьмите с них пример для себя. Когда ветви их становятся мягки и начинают пускать листья; то, видя это, вы сами говорите, что скоро будет лето. Так, когда увидите все сие (что Я прежде сказал): то знайте, что наказание близко; суд при дверях. Истинно говорю вам, не прейдет еще настоящее поколение людей, как все сие (в Иерусалиме не останется камень на камне) сбудется» ( Мф.24:32–35 ; Мк.13:28–31 ; Лк.21:29–33 ). Небо и земля прейдут, а слова Мои не прейдут!.. О дне же том и часе (последних всего мира) никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой един. Но как было во дни Ноя; так будет и в пришествие Сына человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Из Библии нам известны два принципиальных факта о начале первозданного мира (время П): (1) он был создан« из ничего» (ex nihilo) и (2) вместе ним началось время (Быт.1:1, а также Пс. 145:6, Иоан. 1:3, Кол. 1:16-17, 1 Кор. 8:6, Рим. 11:36 и др.). Учение о творении « из ничего» лежит в основании христианского мировоззрения и является догматом нашей веры. Особенно ясно оно выражено воВторой книге Маккавейской: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» (2 Мак. 7:28). Дальнейшее развитие это учение получило в богословии святых отцов и апологетов ранней Церкви [xxxiii] . По мнению святых отцов, первый стих Книги Б ытия указывает также на начало времени. Наиболее определённо выразил такое понимание Божественного Откровения блаженный Августин (354–430): «Но если священные и в высшей степени достоверные Писания говорят: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1), чтобы дать понять, что прежде Он ничего не творил, потому что если бы Он сотворил нечто прежде всего сотворенного Им, то и было бы сказано, что Он именно это нечто сотворил в начале, то нет никакого сомнения, что мир сотворен не во времени, но вместе с временем» [xxxiv] . Время является неотъемлемой составляющей творения ( «времени бы не было, если бы не было творения» [xxxv] ) и его не существовало до момента создания «неба и земли» ( «прежде мира не было никакого времени» [xxxvi] ). Согласно с этим говорит преп. Максим Исповедник ( 580-662): «Время от создания неба и земли исчисляется» [xxxvii] . Если два времени П и Т имеют общую «точку начала» (Рисунок 3), то самое далёкое прошлое, а именно пограничный момент между небытием и бытием Вселенной, должно выглядеть для наблюдателя в падшем мире так же, как и для наблюдателя в первозданном мире. Весьма примечательно, что современная научная космология, сформировавшаяся во второй половине ХХ века, подтверждает это предположение. Действительно, учёные обнаружили те же два характерных факта о происхождении Вселенной (падший мир, Т время), какие известны из Священного Писания ( П время): Вселенная имеет начало, и она произошла из «ничего».

http://bogoslov.ru/article/4873408

Из двух этих стихов 8 и 9-го можно кажется вывести следующие заключения: 1) Посольство Рабсака потерпело полную неудачу. 2) Несомненно, что с Рабсаком был отряд небольшой, не имевший цели и возможности начинать военные действия против Иерусалима. 3) В минуту приготовления к битве с царем Ефиопским, Сеннахерим удерживает и этот отряд при своей армии для усиления ее, но преследуя свою цель овладеть Иерусалимом посредством одних лишь угроз он 4) посылает послов без войска к Езекии; и 5) главная его цель при взятии городов Филистимских 1232 и при попытке склонить Езекию сдать Иерусалим, очевидно состояла в том, чтобы обеспечить тыл свой от нападения и приобрести опору на случай отступления. Угрозы Сеннахерима рассчитаны на вероятность его победы над Египтянами, после чего непокорный Иерусалим мог ожидать только совершенного и беспощадного уничтожения. О Тиргаке и мелких династиях Дельты, покровительствуемых Ассирией, мы не раз говорили выше, в общем вступлении и в заметках на главу XXXVI 1233 . Сообщение Сеннахерима Езекии. 10 . так скажите Езекии, царю Иудейскому: пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь, думая: „не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского“. 11 . Вот, ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие; ты ли уцелеешь? 12 . Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их? спасли ли Гозан и Харан, и Рецеф, и сынов Едена, что в Фалассаре? 13 . Где царь Емафа и царь Арпада, и царь города Сепарваима, Ены и Иввы? В ст. 10 хула на святейшее имя Божие еще резче, чем в речи Рабсака, в предыдущей главе. Гордость царя Ассирии доходит до безумия: в следующих стихах (11–12) он,-приравнивая Бога Езекии, -т. е. Вседержителя,-к ложным богам других народов,-ставить себя и свою силу выше силы Вечно Живущего, и грозит Езекии, что Бог его не спасет город Иерусалим от руки его, царя Ассирии. В словах этих очень ярко обрисовывается характер царей Месопотамии, о которых говорит Исаия в главах X и XIV 1234 . Как цари Ассирии, так и цари древнейшей Халдеи и позднейшей Вавилонии, держались одного мировоззрения, принадлежали к одной культуре, и действовали в продолжение многих веков в царствах северной и южной Месопотамии совершенно одинаково. Это были представители безжалостного насилия, настоящие наследники Немврода, не смотря ни на различие рас, ни на перемену династий 1235 . В каждом из царств царствующий монарх считал себя солидарным с рядом своих предшественников и с редкою последовательностию продолжал исполнение предначертаний своих предшественников; так Саргон и Саргониды продолжали настойчиво планы, начертанные Феглаффелассаром и Салманассаром, в отношении царства Египетского и царства Израильского, хотя документально известно, что Саргон, основатель новой династии, и не соединен с Салманассаром никакою родственною связью.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010