5) Как Кивот торжественно провожался с трубным гласом и пением, так и святыня христианская – крест, хоругви и св. образа сопровождаются колокольным звоном, по примеру трубного гласа ( Псал. 10:1–10 ), и умилительным пением священных песнопений. 6) Прообразы крестных ходов видим из Библии: Иис. Нав. 3:3 : «И дали народу повеление, говоря: когда увидите Ковчег Завета Господа Бога вашего и священников (наших и) левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним. Прообразы крестных ходов наших совершали также благочестивые пари: Давид: 3Цар. 6:1–3;13:15 ; 1Пар. 13:1–7;15:29 и Соломон: 3Цар. 8:1–5 ; Парал. 5:2–6. 7) Установителем крестных ходов в Новом Завете был Сам Господь наш Иисус Христос: «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое лобное, по-еврейски Голгофа» ( Иоан. 19:17 ). Продолжателем сего божественного крестоношения был Симон Киринейский: «Выходя, они встретили одного киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» ( Мф. 27:32 ). На крестоношение указывает и апостол, когда говорит: «Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» ( Евр. 13:13 ). 8) Как у воинов в сражении при виде знамени возгорается с большею силою храбрость и преданность царю и отечеству, так и дух христианина при виде торжественного крестного хода невольно воспламеняется любовью к Богу и возгорается служить одному Ему. 9) Объяснить Иерем. 10:2–5. приводимое сектантами при отрицании крестных ходов, где говорится об идолах, кумирах, т. е. ложных богах и, ничего не имеющих общего с хоругвями и св. иконами. XLVI. О судах и судьях «Не судите, да не судимы будете. Ибо, каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф. 7:1–2 ). 1) Из этих слов Господа видно, что одно и тоже в равной мере терпят, и кто судит, и кто мерит. Изъясняя эти слова, св. Афанасий Александрийский учит: «Впрочем говорит сие не в том смысле, в каком понимают еретики, обманывая самих себя, и не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают ( 1Тим. 1:7 ). Ибо, разрешая за деньги приносящих неразумное и гибельное покаяние, готовы они утверждать, что не должно судить и того, кто сделал смертный грех , потому что Господь сказал: «не судите, да не судимы будете».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

5) Книжники и фарисеи не только противились учению Христа, но преследовали и искали убить Его, а что говорил Христос? Он велел своим ученикам только не поступать но делам их, но добавил: «все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» ( Мф. 23:3 ). Таким образом, недостоинством пастырей не должны смущаться пасомые, предоставивши его суду Божию ( Рим. 14:4 ; 1Кор. 4:5 ) и суду закона ( 1Тим. 5:19 ; Екк. 5:7–8 ). 6) Апостол Павел дал пример почтения к недостойному пастырю, когда ему сказали: «первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братья, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь» ( Деян. 23:4–5 ). 7) Должно помнить и следующие слова апостола Павла: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» ( Рим. 14:4 ). «Не судите никак прежде времени» ( 1Кор. 4:5 ) И, наконец, Апостол сознается: «Сокровище сие (благодать Божию) мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» ( 2Кор. 4:7 ). Сила Божия в немощи совершается. «Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей». И потому (говорит апост.) я охотнее буду хвалиться немощами, чтобы обитала во мне сила Божия ( 2Кор. 12:9 ). 8) Если допустить, что у недостойных пастырей дар священства за греховную их жизнь может потухнуть или даже исчезнуть, если не возгревать его, то значит и наоборот надо допустить и такую нелепицу, что за святую жизнь без всякого рукоположения дар Божий, например, диаконский, может возгреться до силы дара епископского? Нет, благодать священства это талант, который сам собою не может обесцениться, но владеющий им может пускать его в дело, или наоборот – закопать в землю ( Мф. 25:14–30 ), но потухнуть или исчезнуть этот дар не может. 9) Вот что говорит Блаж. Августин: «Богу всегда принадлежит благодать, а человеку одно служение. Если он хорош, то согласуется с Богом, а если худ, то чрез него совершает Бог видимую форму таинства, а Сам дарует невидимую благодать. Не следует думать, будто от нравов и действий людей зависят Божественные таинства, они святы от Того, Кому принадлежат».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

5) Равенство между полами понимается как «единство в многообразии», а любовь единственно возможна между мужчиной и женщиной. 6) Равенство выражается в унификации и взаимозаменяемости полов/транссексуалность/, а отсюда – любовь допустима и между представителями одного пола. (В христианстве равенство относится и к справедливости: не только гомосексуалисты, но и гетеросексуальные блудники и прелюбодеи не будут допущены в Божие Царство: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». – Кор. 6: 9, 10). [xxxv] См. „„Скандално” писмо на висш представител на съдебната система раздели обществото у нас”: [xxxvi] Как священник «рожает» Кор. 4: 15; Филим. 1: 10), воспитывает и растит верующих, так и женщина-христианка рожает, воспитывает и растит детей в Христе. [xxxvii] Согласно святым отцам, Пресвятая Богородица находится на самой высокой ступени среди сотворенных существ, но и ей отказано в священнической благодати. Снова приведем цитаты из статьи митр. К. Уэра, т. «Ссылка на предание»: “Св. Епифарий Кипрский исследует подробно возможности появления женщин-священиков. “В Новом Завете, хотя и открываем женщин-пророчиц (Деян. 21:9), нет женщин среди апостолов, епископов и пресвитеров. Среди близких последователей Христа есть много женщин – Его мать Мария, Саломия и другие галилейки, сестры Лазаря Марта и Мария, но никому из них Он не доверил апостольство или священство. “Бесспорно в Церкви существует чин диаконисс, но им не позволено исполнять никакой священнической функции”. “Кроме диаконисс в Церкви также есть чины вдов и пожилых женщин, но мы никогда не откроем “женщин пресвитеров или священиков”. “После стольких поколений” христиане не могут сейчас начать рукополагать женщин в священники. Заключение св. Епифания: “Бог никогда не определял для такого служения ни одну женщину в мире”.

http://bogoslov.ru/article/4048389

6) Слово Божие ясно говорить нам о том, что в Святых таинствах подается Божественная благодать из собственной силы, присущей таинствам: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царс. Божие»: Иоан. 3:5 . «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго»: Деян. 8:17 . 7) Правос. Церк. всегда признавала такую силу в таинствах, поэтому она допускает крещение детей, не препятствуя и им по вере родителей и восприемн. приходить ко Христу: Лук. 18:16 . 8) Человек, как телесно-духовное существо, наилучше возвышается к сверхчувственному чрез чувственное. Св. Иоанн Златоуст говорит: «если бы человек был бестелесен, то Бог подавал бы ему Свои дары духовно; но так как душа человека связана с телом, то поэтому Бог подает ему Свою Божественную благодать чрез внешние действия». Блажен. Августин: «Богу всегда принадлежит благодать, Богу и таинство, а человеку (совершителю таинства) одно служение. Если он хорош, то согласуется с Богом, действует с Богом; если – худ, то чрез него совершает Бог видимую форму таинства, а Сам дарует невидимую благодать». «Не думайте, будто от нравов людей и действий зависят божественные таинства: они святы от Того, Кому принадлежат». 9) Видимые действия таинств служат к теснейшему соединению членов Церкви, как единого тела и между собою, и с их главою Иисусом Христом, предохраняют верующих от грехов и содействуют к возбуждению в них раскаяния и исправлению их. Не все верующие во Христа имеют право совершать таинства, но только призванные из них. Господь даровал сначала право совершать таинства избранным ученикам Своим, – св. апостолам, а потом чрез апостолов – преемникам их епископам, и чрез епископов пресвитерам. Разобрать места свящ. Писания извращаемые сектантами в вопросе о таинствах вообще: Ефес. 2:18; 3:12; 4:30 ; Колос. 2:13 ; Евр. 9:10 . XXVI. О таинстве св. Крещения «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа» ( Мф. 28:19 ). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мрк. 16:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

7. И вот, лучшие долины твои полны колесницами, и всадники выстроились против ворот, 8. и снимают покров с Иудеи; и ты в тот день обращаешь взор на запас оружия в доме кедровом. Если бы остановиться на пророчестве в этих двух стихах, то кажется несомненным, что оно относится ко времени Езекии и Сеннахерима и посылки Рабсака с конницей, которая „выстроилась против ворот“, что совершенно согласуется с 4Цар. XVIII, 13–37 и Исаии XXXVI, 1–27, причем мы заметим, что в начале этих сказаний говорится, что царь Сеннахерим пошел по Иудее и взял все укрепленные города ее, что согласно и с надписями Ассирии и между тем выражено в пророчестве Исаии словами: „снимают покров с Иудеи“. Надо помнить, что Палестина не раз была опустошаема войсками Ассирии, но Иудею с ее лесистыми горами и пустынными скалами по большей части обходили войска восточных монархий. Так было и при Салманассаре. Повидимому покров Иудеи был снят впервые войсками Сеннахерима. Но повторяем мы, бедствие грозящее и Иерусалиму „затопленному по шею“ 899 , отменяется Господом, вследствие благочестия Езекии, и пророчество последующих стихов относится уже к окончательному его исполнению. Вообще следует рассматривать пророчества не как отдельные предречения известных событий, а как предсказание общего плана Божественной воли, причем некоторая часть пророчества может исполниться ранее, между тем как остальная часть пророчества исполняется позже, смотря потому, что Господь повелевает в виду покаяния или ожесточения народа, как мы выше говорили, указывая на Иер. 18:7–10 . 9 . Но вы видите, что много проломов в стене города Давидова, и собираете воды в нижнем пруде; 10 . и отмечаете домы в Иерусалиме, и разрушаете домы, чтобы укрепить стену; 11 . и устрояете между двумя стенами хранилище для вод старого пруда. А на Того, Кто это делает, не взираете, и не смотрите на Того, Кто издавна определил это. Заметим, что все приготовления к защите Иерусалима совершенно те, которые описаны в 2Пар. 32:2–5 , когда Езекия готовился к защите против Сеннахерима. Но нельзя не памятовать и того, что те же работы повторялись при всяком ожидаемом нападении и по самому положению Иерусалима сосредоточивались на возобновлении и укреплении северной стены его 900 , на усилении обороны Милло, (цитадели), и на снабжении города водою, когда забивали источники и пруды, вне стен находящиеся, и проводили их воду частию подземными каналами, частию трубами между двойных городских стен 901 во внутрь города. Подобные же работы несомненно должны были быть произведены и при Седекии, когда он решился отложиться от Вавилона.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

9) Разобрать главы, места свящ. Писания, извращаемые сектантами в вопросах о почитании св. мощей: а) Мф. 23:29 ; Деян. 13:36–37 ; Иуд. 1:9 : Быт. 49:29; 50:26 ; Числ. 9:6; 19:11 ; Сир. 17:25 ; Иерем. 8:1–2; б) о нетлении св. мощей: Иоан. 11:11, 39 ; Деян. 8:2 ; Быт. 3:19 ; Втор. 34:6 ; в) о чудотворениях чрез св. мощи: Пс. 113:25–26 . Краткое объяснение этих мест Писания дано в книге «Меч духовный». Заключ. Многовековое сохранение нетленных св. мощей и вновь появление их в православной церкви служит свидетельством благодати и истины, живущей в сей Церкви. У раскольников, протестантов и в других еретических и сектантских общинах нет св. мощей, а стало быть, нет благодати, нет и истины в их вероучении. XIII. О молитве и милостыне за умерших «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор. 13:8 ). 1) Эти Апостольск. слова Церковь Православная твердо соблюдает, вознося ежедневно и повсеместно в храмах Божиих свои молитвы как за живых так и за умерших. Любовь Церкви к своим чадам никогда не перестает, будь они живы, или отошли в вечность. 2) Церковь ежедневно молится о мире всего мира, о благостоян. св. Божиих Церквей и соединении всех, но только один раз в году, в недел. Правосл., молится о вразумлении тех, которые сами себя отторгнули от Церкви, надругались над ее учением (в том числе и над самой молитвой об умерших). Не потому Церковь не молится постоянно (а только после возглашения «анафемы» – отлучения) за таких людей, чтоб у нее любви к ним недоставало, а потому, что она молится так же, как молился Сам Господь в Своей первосвященнической молитве: «не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои... Отче Святый, соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал... не о них же только молю, но и о верующих в Меня, по слову их». Иоан. 17:9–11,20 . 3) И Церковь молится о всех православных христианах, которые к ней принадлежать и которые в вере и надежде жизни вечной скончались; также она учит и нас молиться как за живых, так и за умерших близких нам людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

9) Слова И. Христа: «кому отпустите грехи, тому отпустятся»: Иоан. 20:23 означают не простое прощение друг другу, или извинение одного перед другим, а власть, данную Богом пастырям Церкви. 10) Сектанты: баптисты, штундисты, пашковцы и им под., отвергнув совокупность Евангельского учения о таинстве покаяния, кощунственно говорят: «мы святы... мы не грешим... и если не умрем, то прямо в рай пойдем...» Но не так говорили Апостолы, – эти сосуды благодати Божией, они учили: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас»: 1Иоан. 1:8 . «Все мы много согрешаем»: Иак. 3:2 . Кому верить? 11) Разобрать места свящ. Писания, извращаемые сектантами в вопросе о таинстве Покаяния: Лук. 1:69–72;15:1 ; Деян. 3:19–26;17:30–31 ; Рим. 6:6–8 ; Евр. 6:7;10:26;12:17 ; Лук. 5:21;7:50 ; Иак. 4:8;5:16 ; 2Цар. 12:13 ; 1Иоан. 3:3;6:9 . 12) Объяснение этих мест свящ. Писания дано в книге «Меч Духовный». XXX. О таинстве брака 1) Брак есть таинство, читаем в православном катехизисе. И это слово в полном согласии с учением Евангелия: ибо апостол называет союз мужа и жены тайной великой. ( Ефес. 5:31 ). Союз этот, через видимое благословение священника, благословляется Самим Богом, как сказано: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф. 19:6 ). 2) Брак установлен Богом: «Не хорошо человеку одному на земле... И создал Господь Бог... жену, и привел ее к человеку». Быт. 2:18–22 , ср. Быт. 1:28 . «В таинстве брака» члены Церкви получают благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей. Что брак есть Божие установление, об этом свидетельствовал Сам Христос Спаситель: «Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их...» посему «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотию. Так что они уже не двое, но одна плоть»: Мф. 19:3–6 . 3) Союз мужа и жены непременно должен быть только в Господе: 1Кор. 7:39 , т. е. должен быть освящен нарочитою церковною молитвою. Благословенный Церковью брак есть великая тайна: Ефес. 5:31–32 , потому он приравнивается апостолом к союзу Христа с Церковью: Ефес. 5:23–25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

I. 1. Радуйтеся, праведнии, о ГОСПОДЕ! правым подобает похвала. 1. Радуйтесь, праведные, о Господе: правым приличествует похвала. Ст. 2. Исповедайтеся ГОСПОДЕВИ в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте Ему! 2. Исповедаясь, славьте Господа на гуслях, на десятиструнной псалтири пойте (бряцайте) Ему! Ст. 3. Воспойте Ему песнь нову, добре пойте Ему – со восклицанием! 3. Воспойте Ему песнь новую, добре (хорошо) пойте Ему – с восклицанием! Ст. 4. Яко право слово ГОСПОДНЕ, и вся дела Его – в вере. 4. Ибо право слово Господне, и все дела Его – в вере (соответствуют ей). Ст. 5. Любит милостыню и суд ГОСПОДЬ, милости ГОСПОДНИ – исполнь земля! 5. Любит милостыню и суд Господь, милости Господней наполнена земля! II. 6. СЛОВОМ ГОСПОДНИМ небеса утвердишася, и ДУХОМ уст ЕГО – вся сила их. 6. Словом Господним небеса утверждены, и Духом уст Его (держится) вся сила их. Ст. 7. Собираяй, яко мех, воды морския, полагаяй в сокровищах бездны. 7. Он есть – собирающий, как в мех, воды морские, Он есть полагающий бездны в сокрытых местах. Ст. 8. Да убоится ГОСПОДА вся земля, от Него же да подвижутся вси живущии во вселенной! 8. Да убоится Господа вся земля, да трепещут же пред Ним все живущие во вселенной! Ст. 9. Яко Той рече, и – Быша: Той повеле, и – создашася! 9. Ибо Он сказал, – и было, Он повелел – и создалося! Ст 10. ГОСПОДЬ разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает – советы князей. 10. Господь разрушает советы народов, отметает же замыслы людей, и отметает – советы князей (начальников их). Ст. 11. Совет же ГОСПОДЕНЬ во век пребывает, помышления сердца Его – в род и род! 11. Совет же Господень – в век пребывает, помышление сердца Его – в род и род! Ст. 12. Блажен язык, ему-же есть ГОСПОДЬ БОГ его: люди, яже избра в наследие Себе! 12. Блажен народ, у которого есть Господь Бог его: – люди, которых Он избрал в наследие Себе! III. 13. С небесе призре ГОСПОДЬ, виде вся сыны человеческия: 13. С неба взор обратил Господь, увидел (и видит) всех сынов человеческих. Ст. 14. От готоваго жилища своего призре на вся живущыя на земли...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

I. 1. Суди, ГОСПОДИ, обидящия мя, побори борющия мя! 1. Суди, Господи, обидящих меня, побори борющих меня! 2. Приими оружие и щит, и возстани в помощь мою. – 2. Возьми орудие и щит, и встань на помощь мне. – 3. Изсуни меч, и заключи сопротив гонящих, рцы души моей: „спасение твое есмь Аз! 3. Вынь, (из ножен) меч, и стань преградой против гонителей моих, – скажи душе моей: „спасение твое – Я! II. 4. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою: да возвратятся вспять, и постыдятся – мыслящии ми злая! 4. Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей, да возвратятся вспять и постыдятся – умышляющие против меня злое! 5. Да будут, яко прах пред лицем ветра, и Ангел ГОСПОДЕНЬ – оскорбляя их. 5. Да будут, как прах перед лицом ветра, и ангел Господень (да будет) изгоняющим их. 6. Да будет путь их тма и ползок, и Ангел ГОСПОДЕНЬ – погоняя их. 6. Да будет путь их темен и скользок, и ангел Господень – преследующим их. 7. Яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе – поносиша души моей! 7. Ибо они без вины (моей) скрыли (устроенную) мне пагубу сети своей, всуе (без причины) взводили поношение на душу мою. 8. Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да объимет и, и в сеть – да впадет в ню! 8. Да настигнет его сеть, которой он не знает, и ловушка, которую он скрыл, пусть уловит его, и в сеть – пусть впадет он в нее (сам)! (в греч.: пусть он сам запутается в ней). III. 9. Душа же моя возрадуется о ГОСПОДЕ, – возвеселится о спасении Его. 9. Душа же моя возрадуется о Господе, – возвеселится о спасении Его. 10. Вся кости моя рекут: „ГОСПОДИ, ГОСПОДИ, кто подобен Тебе? – Избавляяй нища из руки крепльших его, и нища и убога – от расхищающих его. 10. Все кости мои скажут: „Господи, Господи! кто подобен Тебе?! –избавляющему нищего из рук тех, кто крепче его, и нищего и убогого – от разграбляющих его. IV. 11. Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя. 11. Восстав на меня, свидетели неправедные о том, чего я не ведал, вопрошали меня. 12. Воздаша ми лукавая возблагая, и безчадие души моей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

I. 2. Благословлю ГОСПОДА на всякое время, – выну хвала Его во устех моих. 2. Буду благословлять Господа во всякое время, – всегда (во всех случаях) хвала Ему (по-гречески: Его) во устах моих. 3. О ГОСПОДЕ похвалится душа моя: да услышат кротцыи, и возвеселятся. 3. О Господе будет хвалиться душа моя: да услышат кроткие и – возвеселятся. 4. Возвеличите ГОСПОДА со мною, и вознесем имя Его – вкупе. 4. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его – все вместе. 5. Взысках ГОСПОДА, и – услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. 5. Взыскал я Господа, и Он – услышал меня, и от всех скорбей моих – избавил меня. 6. Приступите к нему и просветитеся, и лица ваша – не постыдятся! 6. Приступите к Нему, и просветитесь, и лица ваши – не постыдятся! II. 7. Сей нищий воззва, и ГОСПОДЬ услыша и, и от всех скорбей его спасе и. 7. (Вот) этот нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей его спас его. 8. Ополчится Ангел ГОСПОДЕНЬ окрест боящихся Его, и – избавит их. 8. Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. 9. Вкусите и видите, яко благ ГОСПОДЬ: блажен муж, иже уповает нань. 9. Вкусите и увидите, что благ Господь: блажен (тот) муж, который уповает на Него. 10. Бойтеся ГОСПОДА вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его. 10. Бойтесь Господа все святые Его, ибо нет лишения для боящихся Его. 11. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же ГОСПОДА – не лишатся всякаго блага. 11. Богатые обнищали и взалкали, (и остались голодными) те же, кто ищут Господа, – не испытают лишения ни в каком благе. III. 12. Приидите, чада, послушайте мене, страху ГОСПОДНЮ научу вас. 12. Приидите (по-гречески призыв: Сюда!), чада, послушайте меня, страху Господню научу вас. 13. Кто есть человек, хотяй живот, любяй дни видети благи? 13. Кто – человек, желающей жизни, который хотел бы (возлюбил бы) видеть дни благие? 14. Удержи язык твой от зла, и уста твои, еже – не глаголати льсти. 14. Удержи язык твой от зла, и уста твои, чтобы не говорить (ничего) коварного. 15. Уклонися от зла, и сотвори благо: взыщи мира, и пожени и.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010