Традиция называть Б. писавших или учивших о едином Боге закрепляется на христ. Востоке в IV в. Свт. Афанасий Александрийский именует Б. (ο θεολγοι νδρες) прор. Давида ( Athanas. Alex. Or. contr. gent. 46), апостолов Иоанна (Ibid. 42) и Павла (Ibid. 35). В соч. «Вопросы в Священном Писании», приписываемом свт. Афанасию, Б. называется свт. Григорий Чудотворец (Quaest. in script. 97). После того как в IV в. предметом обсуждения стали вопросы троичности Божества, Б. принято было называть по преимуществу тех, кто богословствовал о Св. Троице (см., напр., Basil. Magn. Hom. in Ps. 28. 1). Церковная традиция закрепила почетное именование Б. за тремя св. отцами: ап. Иоанном, учение к-рого о Боге, ставшем плотью (Ин 1. 14), оказалось решающим в христологических спорах последующих веков; свт. Григорием Назианзином, к-рый не только отстаивал в борьбе с лжеучениями правосл. учение о Пресв. Троице и создал Слова о богословии, но и считал созерцание Пресв. Троицы средоточием всей своей духовной жизни; прп. Симеоном , учившем о доступных человеку путях соединения с Богом. Именование Б. этих святых раскрывает еще одно значение, к-рое получил термин «Б.» в христианстве: Б. не столько тот, кто говорит о Боге, но прежде всего тот, кто соблюдает Божии заповеди, ведет аскетический образ жизни, тесно связанный с молитвенной и литургической практикой, кто достиг подлинного богообщения. Согласно свт. Григорию Богослову, «любомудрствовать о Боге можно не всякому» ( Greg. Nazianz. Or. 27). Б. «должно быть, насколько можно, чистым, чтобы свет приемлем был светом… когда внутри нас тишина и не кружимся по внешним предметам...» (Or. 28). Евагрий Понтийский говорит: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься, то ты - богослов» ( Evagr. De orat. 60). Свт. Диадох Фотикийский пишет о душе подвижника как о душе Б. ( θεολογο ψυχ - Diad. Phot. De perfect. spirit. 71). На Западе в XII-XIII вв. с развитием университетов и становлением схоластики богословие приобретает черты научной системы. Преподавание богословия в университетах стало восприниматься как ремесло наряду с др. ремеслами средневек. города. Слово «Б.» (теолог) получило, т. о., еще одно, не свойственное ему ранее значение - название профессии. С этим значением оно выступает впосл. и на Востоке.

http://pravenc.ru/text/149557.html

Самый известный автор, живший в М.-К. в XII в.,- Петр Диакон (1107/10 - после 1159), к-рый при аббате Сениоректе стал библиотекарем и главой монастырского архива. Петр был прекрасно образованным человеком с разносторонними интересами, но, желая любыми способами возвеличить М.-К. и прославить свое имя, он систематически прибегал к вымыслу и подлогам. В особенности это относится к циклу произведений о св. Плациде, которого св. Бенедикт якобы послал на Сицилию, где Плацид и его сподвижники были убиты, став первыми мучениками-бенедиктинцами (BHL, N 6860-6863). Хотя св. Плацид упоминается в «Диалогах» свт. Григория Великого, история его жизни и гибели была вымышлена Петром Диаконом. Автор использовал ее, чтобы возвести происхождение монастырского патримония к эпохе св. Бенедикта: св. Плацид якобы получил множество земельных владений, в т. ч. города, к-рые никогда не принадлежали М.-К. (Акуино, Венафро, Гаэта и др.). В т. н. Регистре св. Плацида Петр Диакон собрал подложные документы, якобы полученные аббатством от имп. Юстиниана I, представленного как дядя Плацида, и от др. исторических деятелей (Cassin. 518; см.: Caspar. 1909. S. 46-72; Bloch. 1988). Нек-рые сочинения Петра Диакона исследователи характеризуют как плагиат; среди них - комментарий на Устав св. Бенедикта, в основном повторяющий каролингский комментарий Смарагда из Сен-Мийеля (изд.: Bibliotheca Casinensis. 1873-1894. T. 5. P. 82-174), и «Схолии на Ветхий Завет», составленные из сочинений Илария Пиктавийского и Максима Исповедника (Ibid. P. 175-191). Петр Диакон завершил «Хронику Кассинского монастыря» Льва Остийского, над продолжением к-рой в 20-х гг. XII в. работал его учитель Гвидо. В 40-х гг. XII в. Петр Диакон довел изложение истории М.-К. до 1138 г., существенно переработал и дополнил части, написанные его предшественниками (подробнее см.: Hoffmann. 1973; Bloch. 1986. Vol. 1. P. 113-117). Истории М.-К. посвящены его биографические сочинения «Происхождение и жизнь праведников Кассинского монастыря» (1136) ( Petrus Diaconus. 1972) и «О знаменитых мужах Кассинского монастыря» (PL. 183. Col. 1009-1050); в последнем собраны сведения о писателях и ученых.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУТЛУМУШ [греч. Ιερ Μον Κουτλουμουσου], монастырь, занимающий 6-е место в иерархии афонских обителей. Расположен в центре п-ова Айон-Орос, рядом с Кареей . Монастырский собор (кафоликон) освящен в честь Преображения Господня. История монастыря Мон-рь Кутлумуш Мон-рь Кутлумуш Ранее считалось, что К. возник в Х или XI в., но эти сведения оказались недостоверными: подпись кутлумушского игум. Гавриила на акте Зографского монастыря 980 г. была сделана позднее для подтверждения его подлинности, а хрисовул визант. имп. Алексея I Комнина 1082 г. об основании им К. исследователи признали поддельным. Видимо, К. был построен не ранее XII в.: впервые он упоминается в акте прота Иоанна 1169 г. (Actes de Saint-Pantéléèmôn/Éd. P. Lemerle, G. Dagron, S. irkovi. P., 1982. Vol. 1. N 8. (ArAth; 12)). Затем об этом мон-ре сведения отсутствуют до 1257 г., когда акт прота Феодора подписал представитель К. (Actes de Kutlumus. 1988. N 2). Название мон-ря тюрк. происхождения и вызывало дискуссии. Наиболее вероятно, что К. был основан принявшим христианство потомком сельджукского правителя Кутлумуша († 1063) или уроженцем земель, находившихся под его правлением. Келлия Кутлумуша, к-рого акты XIV в. называют преподобным, по преданию, находилась на 4-м этаже башни мон-ря (Ibid. N 15). В 1263 и 1267 гг. прот Косма передал мон-рю обители прор. Илии и Скамандрину, а прот Иоанн в 1287 г.- запустевший мон-рь Ставроникита (Ibid. N 3; Actes de Kastamonitou/Éd. N. Oikonomidès. P., 1978. N 2. (ArAth; 9)). В 1275 г. К. пострадал от сторонников Лионской унии (1274), в нач. XIV в.- от каталанских наемников. До XIV в. источники представляют К. как небольшой и бедный мон-рь (в акте 1316 г. подпись кутлумушского игумена стоит на 20-м месте - Actes de Vatopédi/Éd. J. Bompaire, J. Lefort, V. Kravari, Ch. Giros. P., 2001. Vol. 1. N 46. (ArAth; 21)). Но на протяжении этого столетия количество его насельников и владения постепенно увеличивались.

http://pravenc.ru/text/2462351.html

39 Ibid. Также рассуждает Симеон, Mumponoлum Coлyhckuй, ad Gabriel. Pentapol. Metropol. Respons. LVI. 42 Пр. XI. Время сего Собора полагается во второй четверти UV-ro века, по соображениям Беверегия – в 340 году. Pand. Τ. II. Adnotal. р. 183. 43 Пр. XXVIII. Время сего Собора в точности не определено, но большею частию полагается в третьей четверти IV века. 45 Ιn 1 Epist. ad Timolh. cap. I. Hom. У. Operum S. Chrysost. ed. Montfaucon. T. XI. p. 577. Cnfr. in Epist. ad Ephes. cap. I. Hom. III. Tom. XI. p. 22–23. 46 Собрание мест из древних церков. писателей, коими подтверждается тоже словоупотребление, см. y Aлляцuя de Missa Praes, p. 1567–69. y Cbuцepa Thesaur. Ecclesiast. Tom. II. Sub. voce Προσφορ. 47 Прав. Лаод. Памяти мучеников чтимы были в древней Церкви совершением Евхаристии, общим причащением и трапезами любви; тоже торжество соединялось с празднованием дней рождения или рукоположения епископов. Bingham. Orig. Eccles. Vol. IX. p. 133. squ. 49 Hist. Eccl. Lib. V. с. 22. Πντα δε τα τς συνξεως γ νεται? δ χα τς το ν μυςηρ ων τελετς. Cnf. Husm. Nucephori Call. XII. 34. 50 S. Cyrill Alexandrini Operum Т. VI. Lutet. 1638. in Praefat. Libri, adv. Antropomorphylas, Epist. ad Calosyrium. pag. 365. 51 Из сочинений несторианских писателей известно, что сии еретики запрещали хранить Евхаристию для будущего употребления, издавна осуждая в Православной Церкви Литургию Преждеосвященных. Иоанн Бар-Абгари, Патриарх несторианский с 900 г. в своих правилах писал, «чтобы хлеб (Евхаристии) не был приготовляем для двух дней, чтобы от того же хлеба не было что-нибудь сохраняемо на следующий день, чтобы не был освящаем хлеб для настоящего дня и следующего вместе, чтобы не совершалось освящение однажды для двух дheй». Assemani, Bibl. Orient. Т. III. pars 1. pag. 243. В несторианском сочинении «Liber demonstrationis de vera fide», писанном, по замечанию Ассемана, после 1000 г. содержится такое осуждение против Православных: «в пост служат Литургию за целую седмицу, и от сей Евхаристии каждый день предлагают для причастия». Bibl. Orient, ibid. p. 305.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

266 Так, Преосвящ. Филарет и те и другие общества называет безраз­лично «пророческими училищами». Кейль, Элер, Гесс, Вебер, Майбаум, Кеель, Генгстенберг и другие называют их безразлично «пророческими шко­лами»; Кюпер одинаково называет их «пророческими обществами»; Круммахер называет их «пророческими школами», или «миссионерскими семинариями», Фюрст – то «пророческими семинариями», то «пророческими школами». Богородский и автор статьи о «сынах пророческих» (в Вятских Епархиальных Ведомостях) безразлично называет и пророков «сонма» Самуилова и членов позднейших пророческих обществ «сынами пророческими». Кранихфельд доказывает, что и те и другие пророческие общества, при исключении всякого понятия школы, состояли из «совершенных и истинных пророков Иеговы». 267 Graetz. Geschichte der Inden. Bd. 2. Theil 1. s. 46. – Это различие пророческих обществ обеих эпох Гретц называет существенным (ibid. s. 128,. 129). 270 Твор. св, оо. р. пер. т. 26 ч. 1. М. 1855 г. стр. 498. – В другом месте тот же учитель церкви говорит: «каждый пророк описывал события, ему современные. Другие же, совокупив это воедино, составили книги Царств» (ibid. ч. 1. стр. 321). 272 Cp. суждения Дума – Die Theologie der Propheten, s. 77, 78. и Элера – Herzog. Real-Encyklopädie. Bd. XII. s. 221. Такое же понимание ответа пр. Амоса мы находим и у св. Кирилла Александрийского : «Амасия, лжепророк – говорит этот святой отец, поносил Амоса, и убеждал провидца оставить Самарию и удалиться, если он хочет, в Иудею, и там жить, добывая себе обманом достаточные для удобств жизни средства. Но пророк старается уяснить, что он вовсе не заботится о приобретении (прибыли), но лишь, следуя воле Божией, исполняет свое пророческое служение, и указывая на это, говорит, что он ни пророк, ни сын пророческий – ни как ученик, ни по преемству духа, подобно тому как Елисей воспринял дух Илии, – но пастух, призванный в пророки Самим Богом (Patrolog. Curs. Compl. Graec. T. 71. pag. 328–329). Читать далее Источник: Пророческое служение в Израильском (десятиколенном) царстве/[Соч.] М. Вержболовича. - Киев : тип. Корчак-Новицкого, 1891. - V, IV, 375 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРА [араб.  ,  ], город в Сирии, важный центр Антиохийской Православной Церкви в средние века и раннее Новое время. Расположен в 97 км к северо-востоку от Дамаска, в центре плато Каламун, к-рое долгое время было крупным христ. анклавом и одним из последних регионов бытования сир. разговорного языка. К. гипотетически отождествляется с сел. Хонохора (Хонокара) ранневизант. времени, упоминаемым в списках епархиальных центров пров. Финикия Ливанская. Из епископов К. этой эпохи единственной достоверной фигурой считается Дада, современник Халкидонского Собора (451). Не присутствуя на Соборе, он делегировал свой голос митрополиту Дамаска (ACO. T. 2. Vol. 3(2). P. 174); его подпись стоит также под письмом 458 г., отправленным епископами Финикии Ливанской византийскому имп. Льву I в связи с убийством сщмч. Протерия Александрийского (Ibid. Vol. 5. P. 44-46). Впоследствии К. была оплотом халкидонитов в противостоянии монофизитству. От византийского времени в селении сохранился ряд построек, в т. ч. фасад базилики свт. Николая и монастырь св. Иакова, возведенный в V в. на развалинах рим. форта, в 1 км к западу от К. После долгого перерыва упоминания о К. появляются в трудах араб. географов IX-X вв., начиная с Ибн Хордадбеха, к-рые называют К. одним из остановочных пунктов на дороге из Хомса в Дамаск. Детальное описание селения первым сделал магрибинский путешественник Ибн Джубайр (1184). По его словам, население К. целиком состояло из христиан, а своим процветанием было обязано подземным источникам, дававшим воду для окрестных полей. В Британском музее хранится сир. мелькитский Лекционарий XI в. (Lond. Brit. Mus. Add. 14488), в одном из его колофонов перечисляются 10 епископов, занимавших престол К. ориентировочно в XI-XII вв., но без указания дат правления. Из других колофонов этой рукописи известны епископы Афанасий (1136), Михаил (сер.- 2-я пол. XII в.) и Евфимий († 1259). В К., в ц. святых Сергия и Вакха и в мон-ре св. Иакова, сохранились фрагменты росписей XIII в. Стиль этих фресок, как и всего сиро-ливанского изобразительного искусства эпохи крестоносцев, типично византийский, с вкраплениями элементов, заимствованных из западноевропейской живописи. Отмечены явные параллели между изображениями мучеников-воинов Сергия и Феодора из К. и аналогичными образами на синайских иконах.

http://pravenc.ru/text/1470373.html

Le Nourry. Dissertatio de operibus, S. D. A., 3, 9–56. Notitia ex Gallia Christiana, 4, 1079–88. De Rubeis. Dissertatio prævia editionis venetæ in qua præserlim agitur de scholiis S. Maximi et Joan. Scythopolilani ac Germani Ср., 3. Ejusdem vindiciæ орегит et auctoris, 4,1025–80. Index analyticus, 3, 1175–88, 4, 1089–98. DIONYSIUS EXIGUUS, s. VI. Variæ lectiones ad epistolam dc Ratione Paschæ, 92, 1131–2. DIONYSIUS, magister militiæ, s. V. Rescriptum in Synodico, с. 142, 84, 758. Epistolæ 1–3, с 143, ibid. 758–9; 179, 796; 181, 797. DIONYSIUS TELMARENSIS, 845, 9 7. Fg. ex chronico syriaco, latine (M.), 1609–10. DOMINICUS GRADENSIS, s. XI. Ad patriarcham Antiochenum, 120, 751–6. DOMITIANUS, quæstor, s. V. Epistola ad Helladium» in Synodico, c. 125, 84, DOROTHEUS, abbas, s. VII, 88. Doctrinæ, 1611–1838; index capitum, 1841–4. Epistolæ 1–8, 1837–42. Notitia G., 1609–12. Index analyticus, 2013–16. DOROTHEUS MARCIANOP. metr. s. V. Epistolæ 1–4, in Synodico 84, с 46, 78, 115, 137. DOROTHEUS TYRIUS, s. III-IV. De 70 discipulis Domini et 12 apostolis, 92, 1059–74; nota, 1073–76. DOXOPATRIUS. Vide NILUS D. DUCAS, s. XV, 157. Historia Byzantina (1341–1462), cum notis J. Bul-lialdi, 749–1166. Præfaiio Bullialdi, 743–8. Notitia Hankii, 739–44. Glossarium vocum gæco-barbararum, 1199–1208. Index analyticus, 1243–56. DUCAS. Vide JOANNES, THEODORUS D. E EBERHARDUS DE BREYDENBACH, a. 1471. Epistola de Negroponte a Turcis capta (Reusner) l62, 1347, PGLT., 80, 959–62. ELEUTHERIUS, papa, 189, 5. Epistolæ 1–2 (Mansi), 1139–43; 1143–4. Notitia ex Libra pontificali, 1139–40. ELIAS CRETENSIS metr., s. IX-X. Responsiones canonicæ, 119, 985–98. Commentarii in S. Gregorii Naz. orationes 19, 36, 737–902: [Orat. 3, 6, 9,10,12,13,17,20,22,23, 26,27–33, 36. Notitia F., 9 7, 1443–46. Præfatio John, 731–56. Conspectus codicis Basileensis, 755–6, Index scriptorum in Elia, 917–8. – in scholiis, 919–20. – in annolationibus, 919–20. –  analyticus in ann., 921–22. –  græcitatis, 921–32. ELIAS ECDICUS CRETENSIS, s. XII, 127.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

VI 30; Hieron. De vir. illustr. 65; Socr. Schol. Hist. eccl. IV 27; Sozom. Hist. eccl. VII 27 и др.) крайне скудны (см. собрание древних свидетельств о Г. Ч.: PG. 10. Col. 973-982). Свт. Григорий Чудотворец. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Свт. Григорий Чудотворец. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Согласно блж. Иерониму Стридонскому , Г. Ч. первоначально носил имя Феодор (Theodorus qui postea Gregorius appellatus est - De vir. illustr. 65). Евсевий Кесарийский, сообщая о том, что к Оригену в Кесарию Палестинскую стекалось много учеников из разных мест, отмечает, что из них он знает как наиболее выдающихся Феодора, к-рый тождествен со знаменитым среди совр. Евсевию епископов Г. Ч., и брата его свт. Афинодора (Hist. eccl. VI 30). Перемена имени была связана, вероятно, с крещением. По мнению А. Крузеля, Г. Ч. был 1-м христианином, носящим специфически христ. имя Григорий (бодрствующий, пробудившийся); исследователь отмечает также отсутствие сведений о том, что это имя использовалось у язычников, т. о., Г. Ч., вероятно, был 1-м человеком, носившим это имя ( Crouzel. 1969. P. 14. Not.). Святитель происходил из знатной и богатой семьи: мать хотела дать ему такое образование, какое получали дети благородного происхождения ( Greg. Thaum. In Orig. 56; Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 900). Семейная обстановка, характер образования, планы относительно жизненной карьеры, язык произведений свидетельствуют о принадлежности Г. Ч. к потомкам греч. поселенцев в Неокесарии ( Сагарда. С. 130). Свт. Григорий Чудотворец. Миниатюра из Минология. XII в. (Ath. Doch. Cod. 5. Fol. 9v) Свт. Григорий Чудотворец. Миниатюра из Минология. XII в. (Ath. Doch. Cod. 5. Fol. 9v) Первоначальное воспитание Г. Ч. было языческим (In Orig. 48). В 14 лет он лишился отца. «Потеря отца и сиротство» были для него «началом истинного познания»: в это время он впервые «обратился к истинному и спасительному Слову» (Ibid. 49-50), однако внешне его жизнь не изменилась.

http://pravenc.ru/text/168083.html

6. Книги Ветхого Завета в переводе П. А. Юнгерова . Большие пророки. М., 2006. 7. Книги Ветхого Завета в переводе П. А. Юнгерова . Пророк Даниил. Малые пророки. М., 2006. 8. Книги Ветхого Завета в переводе П. А. Юнгерова . Учительные книги. М., 2012 (Юнгеров). 9. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Перевод с греческого подлинника под ред. еп. Кассиана (Безобразова) . М., 1997 (еп. Кассиан). 35 Ερημα. Собственно «находка», «открытие», обязанные не случайности, но мыслительной деятельности (LSJ. P. 729). 42 σαρκικς. Встречающееся в 1-м анафематизме свт. Кирилла против Нестория утверждение, что Святая Дева «плотски» родила Бога Слова, вызвало критику выступавшего от лица «восточных епископов» Андрея Самосатского. Он усмотрел в этом отрицание чудесного и «богоприличного» рождения. Отвечая ему, святитель объяснил, что «плотски» указывает на истинное Воплощение и тождественно выражению «по плоти» (κατ σρκα) (Cyrillus Alexandrinus. Apologia XII capitulorum contra Orientales. Cap. 18 (CPG 5221)//ACO 1, 1 (7). P. 34, 36, 37. Рус. пер.: ДВС 1892. С. 24, 26:27). 46 Победа (νκη): тяжба (δκη) (Юнгеров=Rahlfs). Святитель обычно цитирует это место из пророка Осии именно в таком виде (Cyrillus Alexandrinus. Glaphyra in Pentateuchun. In Numerum//PG 69, 625 C; Commentarius in Isaiam prophetam. Lib. 3, 1//PG 70, 564 B; Commentarius in XII prophetas minores. In Oseam. T. 7//Pusey 1868. P. 272; Epistula paschalis 24, 4//PG 77, 900 C), причем такое чтение встречается, кажется, только у него (см.: Holmes, Parsons 1827). Вероятно, он непроизвольно смешал цитату из пророка Осии с тем ее перифразом, который дан ап. Павлом ( 1Кор. 15:55 ). Ср.: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (τ νκος)» (Син.=RP); «Где, смерть, твоя победа (τ νκος)? Где, смерть, твое жало?» (еп. Кассиан=NA). 49 Удовлетворительную цену искупительной жертвы Христа как бесспорное общее место святитель использует в качестве аргумента в пользу Его Божественного достоинства и Его единства также в гл. 154 настоящей книги (ACO 1, 1 (5). P. 100) и в книге «О правой вере к царевнам» (Cyrillus Alexandrinus. Oratio ad Pulcheriam et Eudociam. Cap. 7//Ibid. P. 29. Рус. пер.: Феодор (Юлаев) , иером. 2009. С. 87–88). В обоих случаях это – толкование слов ап. Павла: «Христос искупил нас от клятвы закона» ( Гал. 3:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Новгород, 1993. Вып. 2. С. 36-37). В наст. время мощей А. ч. Б. в Софийском соборе нет. Изучение агиографической традиции, связанной с А. ч. Б., началось с первой научной публикации лат. жития болландистами в ActaSS (Iul. T. 4. 1725. P. 238-270). Тогда было замечено, что в приведенной там же в лат. переводе араб. версии (Ibid. P. 262) отсутствует часть с возвращением в Рим, а святой назван не по имени, а Мар Риша (сир.- господин князь). Г. Массман и Д. В. Дашков исходили из того, что сказание об А. ч. Б. имеет к-польское происхождение и источником его является канон прп. Иосифа Песнописца. Признанное ныне мнение о первичности древнейшей сир. версии жития впервые высказали в 1889 г. Г. Пари и А. Амио. Как позднее показал Х. Драйверс, образ безымянного «человека Божия» в высшей степени характерен для сир. понимания святости. Особую проблему представляет отношение визант. сказания об А. ч. Б. к сказанию о прп. Иоанне Кущнике (пам. 15 янв.). Основные события сказания об этом святом, жившем в К-поле в 1-й пол. V в., совпадают с житием А. ч. Б.- побег в день свадьбы, возвращение и жизнь в родном доме неузнанным. Ряд ученых считают этих святых одним и тем же лицом, однако житие А. ч. Б. далеко не во всем совпадает с историей прп. Иоанна. Известно множество переводов жития А. ч. Б., восходящих либо к лат. версии (нем., старофранц., провансальская, древненорвеж.), либо к греч. в редакции Метафраста (древнегруз. и древнеарм.). С зап. житийной традицией тесно связаны «песни» А. ч. Б., появившиеся, вероятно, в XI в. в Нормандии и перешедшие оттуда в Англию и Германию (поэма Конрада из Вюрцбурга и др.). На Западе А. ч. Б. считался небесным покровителем братства алексиан (целлитов), занимавшегося уходом за нищими и их погребением (см. также Лолларды ). Древнейшая слав. пространная версия жития (РНБ. F. n. I. 46, XII в.; БАН 34.3.27, сер. XVII в.), восходящая к греч. редакции, в к-рой присутствуют элементы как визант., так и лат. традиций (BHG, N 51), была переведена к кон. XI в. и вскоре получила распространение на Руси. 2-я слав. редакция (РГБ. Троиц. 9, XIV-XV вв.) сделана с использованием более пространной греч. версии. Краткое житие А. ч. Б. переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского, вторично переведено в 1-й пол. XIV в. (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В XVI в. древнейшее слав. пространное житие, исправленное по греч. текстам (BHG, N 51 и 52), а также краткое житие включены под 17 марта в ВМЧ. Новый перевод жития с греч. языка, сделанный в 1659 г. Арсением Греком , печатался в Анфологионе (1660) и Прологе (с 1660).

http://pravenc.ru/text/114016.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010