Ц. И. VI, 28) в Кесарии, то тома 23–32 при правильном продолжении работы, весьма вероятно, возникли в 236–238 г., так что пользование недавно перед тем составленным комментарием в благодарственной речи является, естественным, если она составлена не позднее 238 г. (Р. Koetschau , Gregorios Thaumaturges Dankrede an Origenes , S . XII-XIV). Однако, прежде всего представляется спорной литературная зависимость в данном случае: образ мог быть взят из речей Оригена: а затем, том 32 мог быть написан и в 240–242 г.; кроме того, если бы даже он был написан в 236–238 г., то св. Григорий мог воспользоваться употребленным в нем образом и после 238 г. (ср. Ad. Harnack, Chronologie II, S. 95, Anm. 2). Наконец, прибавка τοτο δ τ το λγου (cp. §74: Πντα κλων, τοτο δ το λγου, κινν) ясно показывает что здесь речь идет о поговорке (Carl Weyman в «Philologus» . Zeitschrift für das classische Altertum, B. 45, H. 1 [N. F. B. 9, H. 1], 1896, S. 463–464); почему из такого совпадения в пользовании поговоркой нельзя делать никаких выводов. 268 О Святом Духе к Амфилохию, гл. 29, § 74: Migne, PGr., t . 32 col . 205; русск. перев., ч. 3, стр. 281. 275 Нельзя не пожалеть, что о Федиме не сохранилось никаких известий, – может быть в его богословском направлении и влиянии на св. Григория нужно искать разрешения вопроса и о некоторых сторонах богословия св. Григория. 284 Migne, PGr., t . 46, col. 924; русск. пер., ч. 8, стр. 158–159. Византийский хронограф Феофан († ок. 817 г.) рассказывает († 344 г.), что при землетрясении, которое совершенно разрушило Неокесарию, только построенная Григорием церковь стояла твердо и неподвижно (Theophanis Chronographia, recensuit С. de Boor, V. I, Lipsiae 1883, p. 144). Феодор Чтец (ок. 525 г.) и Кедрин († 1057 г.) сообщают, что это сохранение церкви Григория при общем разрушении города землетрясением повторилось и в царствование императора Анастасия в 499 или 503 г., и к этому они замечают, что незадолго пред этим вторым землетрясением солдат видел двух мужей, идущих в город, и третьего за ними, который просил их, чтобы они оставили неразрушенным храм, где покоится тело Григория и который еще носит его имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

ГЕОРГИЙ ПИСИДА Cantarella R. Poeti byzantine, I. Milano, 1948. ИГНАТИЙ ДИАКОН Cantarella R. Poeti byzantine, II. Milano, 1948. СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ Syméon le Nouveau Théologien, Hymnes, texte critique par J. Koder, t. I. Paris, 1969 («Sources Chrétiennes» 156), t. II Paris, 1971 («Sources Chrétiennes» 174). ИОАНН МОСХ Morceaux choisi du Pré Spirituel de Jean Moschos, éd. Par D. C. Hesseling («Collection de l’Institut Neo-Hellénique», fasc. 9). Paris, 1931. ПРЕП. ИСААК НИНЕВИЙСКИЙ Mar Isaacus Ninivita. De perfection religiosa. Ed. P. Bedjan. Lipsiae, 1909. ПРЕП. ИОАНН ДАМАСКИН Migne J.-P. Patrologiae cursus completes. Series Graeca. T. XCVI. Paris, 1864, col. 817–825, 1367–1369. ПОВЕСТЬ ОБ АХИКАРЕ ПРЕМУДРОМ Conybeare F.C., Herris J. R., Lewis A.S. The Story of Ahikar from the Aramaic, Syriac, Arabic, Armenian, Ethiopic, Old Turkish, Greek and Slavonic Versions. 2 nd ed. Cambridge, 1913. При работе использован комментированный перевод: Nau F. Histoire et sagesse d’Ahikar l’Assyrien. Traduction des versions syriaque avec les principals differérence des versions arabe, arménienne, grecque, néo-syriaque, slave et roumaine. Paris, 1909. ПОВЕСТЬ ОБ ИОСИФЕ И АСЕНЕФ Joseph et Aséneth. Introduction, texte critique, traduction et notes par M. Philonenko. Leiden, Brill, 1968. КНИГА ЕНОХА ПРАВЕДНОГО Le livre des secretes d’Hénoch. Texte slave et traduction francaise par A. Vaillant. 2 me éd. Paris, 1976. МАРА БАР СЕРАПИОН. ПИСЬМО К СЫНУ Cuerton W. Spicilegium Syracum, containing remains of Bardesan, Meliton, Ambrose and Mara bar Sarapion. London, 1855, c. 43–48. Учтены многие конъектуры, предложенные в работе: Schulhess F. Der Brif des Mara bar Sarapion. Ein Beitrag zur Geschichte der syrischen Literatur. – «Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft», LI (1897), c. 365–391. В некоторых случаях, однако, где нам представлялось, что эмендации Ф. Шультхесса отражают подсознательное желание «спрямить» метафизические околичности, свойственные стилю Мары, или приблизить его образ мыслей к греко-римскому типу дидактики, мы сочли за благо остаться при тексте Кьюртона.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Ch. L. Feltoe. Camb., 1896. P. 152-154). По мнению Дюшена, в молитвах Веронского Сакраментария использованы «Рекогниции» и послание К. ап. Иакову, но не Мученичество К. (LP. T. 1. P. XCI; Delehaye. 1936. P. 98, 113-114). Вероятно, составители молитв были также знакомы с жизнеописанием К. в Liber Pontificalis. Молитвы проприя мессы в день памяти К., включенные в Геласия Сакраментарий , отличаются большей лаконичностью (The Gelasian Sacramentary: Liber Sacramentorum Romanae Ecclesiae/Ed. H. A. Wilson. Oxf., 1894. P. 205). В Григория Сакраментарии приведены др. молитвы, также краткие ( Deshusses J. Le Sacramentaire grégorien: Ses principales formes d " après les plus anciens manuscrits. Fribourg, 1979. T. 1. P. 288; Liber Sacramentorum Paduensis (Padova, Biblioteca capitolare, cod. D 47)/Ed. A. Catella et al. R., 2005. P. 349-350). Чтения для мессы в день памяти К. включены в рим. евангелиарии начиная с сер. VII в. ( Klauser T. Das römische Capitulare evangeliorum. Münster, 19722. S. 41, 87, 125); песнопения сохранились лишь во франк. рукописях (напр., в Компьенском антифонарии (2-я пол. IX в.) - Paris. lat. 17436. Fol. 86r - 86v; PL. 78. Col. 817). Вопрос о том, когда имя К. было включено в рим. канон мессы, остается дискуссионным. Согласно Лицману, это произошло в кон. V в. ( Lietzmann H. Petrus und Paulus in Rom: Liturgische und archäologische Studien. B.; Lpz., 19272. S. 86-92), по др. версии - в 1-й пол. VI в. ( Kennedy V. L. The Saints of the Canon of the Mass. Vat., 19632. P. 121-125). Однако почитание К. в Риме существовало уже в нач. V в., поэтому имя святого не обязательно считать поздним добавлением в текст рим. анафоры ( Diefenbach. 2007. S. 350). Мученики, поминовение к-рых было внесено в рим. и италийские богослужебные книги, изображены в процессии святых на мозаиках базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, созданных при архиеп. Агнелле (557-570). Среди мучеников представлены Римские епископы К., Сикст II и Корнелий ( Jounel P. L " iconographie de Ravenne: Sa signification liturgique//La Maison-Dieu.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Cf. hom. LXXII, § 1; LXXXVII, § 2; по кн. Деян. Бес. VIII, § 1, Бл. Феофилакт. Твор. цит. стр. 69. 809 Augustinus. In Joan. Evang. tract. CXXIV, cap. 21. col. 1974: duas vitas novit ecclesia, quarum est una in labore, altera in requie; una in via, altera in patria; una in opere actionis, altera in mercede contemplationis; una bona sed adhuc misera, altera melior et beata. Ista significata est per Apostolum Petrum, illa per Jnannem. cf. Tittemont. Op. cit., p. 354. Baunard. D» Apotre. S. Jean. Paris. 1883, pp. 183. 184. Cornelius а Lapide Op. cit., p. 90. 812 Это были, вер., главные восточные ворота в притворе Соломоновом. Так они назывались по своей поразительной красоте. Иосиф Флавий говорит, что они были самые красивые из всех ворот храма (De Bell. Jud. V. 5, § 3). Некоторые под „красными воротами“ разумеют ворота Никаноровы (Wetstenius), другие – ворота Сузы (Walchius), третьи отличают их от ворот Никанора и Сузы. См. Meyer, Rosenmüller и др. 814 Св. Василий Великий в I беседе говорит: Petrus cum Joanne dixit: intuerre in nos. Recte... Commune utrique id miraculi opus. Ab utroque provenit sanationis gratia, et licet solus loquatur Petrus, cooperarius tamen Apostolus est. S. Irenaeus. Adv. haeres. Lib. III, с. XII, § 3. Lampe. Op. cit. p. 40 и др. 817 Дeяh. IV, 1–3. 7. 9. 13. 16. 17. 19. 20–21 . Ср. Св Иоанн Златоуст . Твор. цит. ч. I, стр. 179–80 слл. 109 сл. S. Irenaeus Contr. haeres. Lib. III, cap. 12, § 3. Cornelius а Lapide. Op. cit., p. 101. Lampe. Op. cit., p. 40. Starke. Op. cit., S. 3. Ebrard. Op. cit., 84. Olshausen. Bibl. com. üb Schr. IV. T. II, B. 3 auflage. Königsberg. 1838, S. 668. Архим. Михаил. Цит. соч. стр. 117 и др. 822 Дeяh. IV, 5 . На такое понимание этого места, кажется, дает право выражение св. Дееписателя „собрались в Иерусалим“. В самом деле, что иное означают эти слова? Ведь Иерусалим всегда был местом собрания Синедриона; чтение это нужно признать правильным, ибо ни одного священного кодекса мы не встречаем с предлогом ν вм ες. Так понимают это место, Beza, Lightfootus, Michaelis Cf.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

855 Поэтому и мы совершаем Богослужение с возженными светильниками в подражание церкви небесной, освещаемой славою Божиею, 856 и для напоминания христианам об их обязанности жить во свете веры и по заповедям Божиим. Но когда свечи возжигаются и ставятся пред изображениями и иконами; тогда они означают жертву Богу, от нас приносимую, и наше усердие к Нему. В освещении церкви должен быть соблюдаем, по уставу церкви, 857 определенный порядок: когда церковь в своих молитвах выражает покаяние, сокрушение и скорбь о прегрешениях верующих, что выражается во время будничного Богослужения и постов; тогда и освещение бывает малое, тогда возжигаются не все лампады. В дни праздничные и воскресные, как дни торжества истины и духовной радости, по случаю победы проявившейся в жизни угодивших Богу над делами тьмы или по случаю воспоминания победы Христа Спасителя над смертью и диаволом; равным образом в тех частях ежедневного Богослужения, в которых ясно выражается мысль о духовном, торжестве Христианства и христиан: тогда церковь , по преимуществу, обильно возжигает светильники. В большие праздники она возжигает для выражения своего торжества даже большой светильник, «паникадило», всесвещник, висящий среди церкви, и другие многие свечи и лампады. 742 В Апостольских постановлениях говорится: после этого стоя новокрещенный произносит молитву Господню. 758 Оно озаглавливается: вопросы православ. см. Migne patr. cutr. compl. t. VI. Quest. ad. orthodox. col. 1368 г. 778 Апост. пост. кн. 8, гл. 16. Терт. de Coron. militis. Вас. Вел. в прав. 91; Кир. Иерус. 13 огл. поуч. 816 См. слово св. Иппол. об Антихр. См. Феот. отв. на 15 вопр. старообр. лист. 334. изд. 1821 г. 817 См. Четьи-Мин. апрел. 1-е число. Она сконч. 521 г. во времена Зосимы, славившемся при Иустине старшем. 518–526. 832 Напр. Никон в напечатанной Скрижали 1655 г. поместил: а) слово монаха иподиакона Дамаскина Студита в неделю крестопоклонную, где, между прочим, изложено учение о троеперстии для крестного знамения; б) слово неизвестного: «како епископски персты десныя руки изображати крест». Здесь о 1-й раз довольно подробно опровергается учение о двуперстии, разбираются свидетельства Мелетия Антиохийского , Феодорита, Максима грека и предлагается Православным оставить двуперстие и креститься 3-мя перстами, и то самое слово, которое произнес Никон 1655 г. в неделю Православия в Успенском соборе; в) Николая Малаксы, протоиерея Навплийского, о сложении перстов для Архиерейского и Иерейского благословения. Ц. ист. Мак. т. 12 ст. 189. 854 Подобное можно встречать у Григ. Нисского в житии Св. Макрины; ист. Феод. кн. 1. при перенес. мощей Иоан. Злат. возжигали свечи. Читать далее Источник: Руководство по литургике, или Наука о православном богослужении, применительно к программе, изданной Учебным комитетом для учеников духовных семинарий/Сост. настоятель Желтикова монастыря архим. Гавриил. - Тверь : типо-лит. Ф.С. Муравьева, 1886. - 582, VIII, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

89 Галисий (Γαλσιον, ныне Аламандаг, Турция) – гора к северу от Ефеса. Здесь в XI в. подвизался знаменитый столпник прп. Лазарь Галисийский (память 7 ноября), благодаря которому в этой местности образовался ряд монастырей. В XIII в. крупный монашеский центр с богатой библиотекой и скрипторием; См.: Talbot A.-M. Galesios, Mount//ODB. T. 2. P. 817. 90 Монастырь Святого Воскресения (γας ναστσεως) в Константинополе, куда позже перешли монахи с горы Галисий из-за набегов тюрок, завоёвывавших в это время Малую Азию. 93 Святой получил послушание экклесиарха (κκλησιρχης), в обязанности которого входило наблюдение за порядком в храме и распоряжение церковной службой в монастыре; См.: Talbot A.-M. Ekklesiarches//ODB. T. 1. P. 682. 95 Сравнение чтения книг со сбором мёда пчёлами – популярная византийская метафора. Например, свт. Василий Великий наставляет юношей: «.. .как для других наслаждение цветами ограничивается благовонием и пестротою красок, а пчелы сбирают с них и мёд, так и здесь, кто гоняется не за одною сладостию и приятностию сочинений, тот может из них запастись некоторою пользою для души. Поэтому, во всем уподобляясь пчёлам, должны вы изучать сии сочинения. Ибо и пчелы не на все цветы равно садятся, и с тех, на какие сядут, не всё стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым. И мы, если целомудренны, собрав из сих произведений, что нам свойственно и сродно истиною, остальное будем проходить мимо. И как срывая цветы с розового куста, избегаем шипов, так и в сих сочинениях, воспользовавшись полезным, будем остерегаться вредного» (Basilius Caesariensis. Sermo 22: De legendis libris gentilium 3//PG. 31. Col. 569CD. Рус. пер.: Василий Великий , свт. Беседы. М., 2001. С. 330). 97 Выражение «тень дыма» (καπνο σκι) означает нечто очень тонкое, слабое (Suda. Lexicon κ. 344). 98 δες δος («нестрашный страх») – поговорка «о боящихся напрасно» (Paroemiae. Diogeniani. Centuria I. 16//Op. cit. Vol. 1. P. 183). 99 Т. е. латинян, именуемых так за Filioque – учение об исхождении Святого Духа «и от Сына», что рассматривалось православными богословами как умаление Святого Духа и сопоставлялось ими с древней духоборческой ересью Македония, осуждённой на II Вселенском Соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Joseph Genesius, 985–1156. CX (1863). Georgius Hamartolus. CXI (1864). Nicolaus СР., 9–406. Anonymus chronograph us, 405–12. Basilius Neopatrensis, 411–16. Basilius Minimus, 417–18. Gregorius, presbyter Cæsareæ, 417–40. Anonymus, vita S. Lucae Junioris, 441–80, Moses Bar-Cepha, 479–608. Theodorus Daphnopata, 607–20. Nicephorus СР., presbyter, 621–888, Eutychius Alexandrinus, 889–1470. CXII-III (1864 et 1897: CXII, 1864: CXIII). Constantinus Porphyrogenitus. CXIII . Theodosius, diaconus, 987–1060. Nico Cretensis, 975–88. Hierocles, grammaticus, 141–56. CXIV-XVI (1864 el 1903: CXIV, 1900: CXV, 1891: CXVI). Symeon Metaphrastes. CXVI . Acta de S. Demetrio Thessalon., 1081–1126. CXVII (1864 et 1897, immutatio parva in indice analytico a col, 1449), Basilii Menologium, 9–614, Basilius junior Porphyrogenitus, 613–34. Leo diaconus, 635–926. Nicephorus Phocas, 925–1008. Gregorius Abulfaragius, 1009–16, Abulfeda, 1017–22. Cemaleddinus, 1021–26. Hippolytus Thebanus, 1025–56. Georgides, 1055–1164, Ignatius, diaconus, 1163–78. Nilus Eparchus, 1177–80. Christophorus, protoasecretis, 1179–84. Michael Hamartolus, 1185–90. Anonymus asceticus, 1189–94. Suidas, 1193–1424. CXVIII-XIX (1864 et 1894, immutatio parva in indice analytico a c. 1301). O_Ecumenius Triccæ. CXIX (1864 et 1881). Jus canonicum græco-romanum, 725–1300. Insunt: I. Patr. CP.: Joannes Chrysostomus, 725–28. Gennadius, in tomo 85. Tarasius, in tomo 98. Nicephorus, in tomo 100. Sisinnios, 727–742. Sergius, 741–44. Alexius, 743–48. Michael, 747–56. Joannes Xiphilinus, 755–762. Nicolaus, 761–66. Styppa, 765–6. Arsenius, 765–6. Nicolaus Muzalon, 765–8. Theodotus, 767–8. Constantinus Chliarenus, 767–70. Lucas, 769–88. Michael Anchialus, 787–96. Theodosius, 795–8. Germanus, 797–808. Manuel, 807–18. lncertorum Patriarcharam, 817–22. II. Nectarius, 821–26. Nicolaus Priscus, 825–6. Alexius, 827–850. Michael, 849–54. Constantinus Lichudes, 853–56. Joannes Xiphilinus, 855–60. Eustratius, 859–60. Nicolaus [Garidas), 859–84. Lucas, 883–6.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

788 Канон Богородич. 8 гласа: 3-й троп. 7-й песни. Естество человеческое стало сильным потому, что в нас, по словам Дамаскина, боголепно воссияла пребожественная сила Иисусова Божества. Канон воскр. 8 гласа: 2-й троп. 8 песни. 797 Только при чистоте души и помощию Духа Святого «прозрится всякая святыня» (2-й антифон 3 гласа) и постигается великое таинство домостроительства Божия, непостижимого никакою силою ума. Homilia in Sabbatum sanctum. Μ. P. t. 96, col. 601 В. 798 Канон воскресный 5 гласа: 3-й троп. 3-й песни: 3-й антиф. 2 гласа: канон Богородич. 7 гласа: 3-й троп. 7 песни. По другому выражению церковного песнописца, Христос привел нас «от нощи неведения» к Светоначальнику – Отцу Своему. Канон воскресн. 2 гласа: 1-й троп. 5-й песни. 806 Канон Богородич. 6 г–ласа: 1-й троп. 3-й песни; ср. канон воскресн. 7 гласа: 3-й троп. 8 песни. 807 2-я стихира на стиховне 8 гласа. По учению Дамаскина, страсти разделяются на телесные и душевные. De fide orth. I. II, с. 22. Μ. Ρ. t. 94, col. 940 CD. Русск. перев. стр. 94. 814 De tide orth. I. I, c. 12. M. P. t. 94, col. 845 А. Русск. перев. стр. 23; канон Богородич. 7 гласа: 1-й троп. 3 песни: канон крестовоскр. 3–го гласа: 1-й троп. 1-й песни. 816 Канон на Пятидесят.: 1-й троп. 5-й песни: ср. Expositio in epist. ad. Corinth. И. M. P. t. 95, col. 724 B. 817 De fide orth. I. IV, c. 13. ,M. P. t. 94, col. 1137 ВС. Русск. перев. стр. 219; ср. De imagin. or. III. ibid. col. 1348 С. Русск. перев. стр. 109. 820 Ibid. 1. II. с. 12, col. 924 А. Русск. перев, стр. 80; De imagin. or. Ill, ibid. col. 1348 А. Русск. перев. стр. 108. 823 De imagin. or. I. M. P. t. 94, col. 1249 А. Русск. перев. стр. 15. По–истине Дамаскин является златоструйным песнописцем, когда, изображая это превознесение Христом человека, говорит: «Христос обожает мя, воплощайся, Христос мя возносит, смиряяся, Христос безстрастна мя соделовает, стражда». Канон крестовоскр. 1 гласа: 1 тр. 1 песни. 824 De imagin. or. III. M. P. t. 94, col. 1348 В Русск. перев. стр. 108. «Ибо Ангелы, – пишет в объяснение своей мысли св. Отец, – со страхом и трепетом предстоят ему (т.е. человеку), во Христе возседающему на престоле славы, и будут в страхе предстоять на суде» (ср. Ефес.2:6 : 1Кор.6:2–3 и др.). Ангелы не названы в Писании восседающими вместе (с Богом) и общниками божественной славы. Ибо «вси они суть служебнии дуси, в служение посылаемы за хотящих наследовати спасение» ( Евр.1:14 ). Ibid. col. 1348 ВС.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

789 Необходимо заметить, что в армянском переводе здесь употреблен термин, который соответствует греческому φσις , так что точнее было бы перевести: и едина Его природа; но по контексту ясно, что разумеется лице, так как утверждается, что Христос един, но состоит из двух неслиянных. 797 Geschichte der altkirchlichen Litteratur, 2-er Band. Freiburg in Br. 1903, S. 285. Patrologie, 3 Aufl. Freiburg in Br. 1910, S. 152 805 Migne, PGr. t. 56, col. 387; русск. перев., т. 6, стр. 693: «тогда Он по естеству родился от Отца прежде веков, как ведает Родивший...» Cp. Migne, PGr, t . 58, col . 711; русск. перев., т. 8, стр. 909. 806 Migne, PGr, t. 76, col, 1212; cp. H. Lietzmann, Apollinaris von Laodicea und seine Schule, S. 250 807 Herm. Usener, Das Weihnachtfest. Bonn 1889. Архиеп. Сергий, Полный месяцеслов Востока. Том II, Изд. 2-е. Владимир 1901, стр. 5 I 7– 522. Herzog – Hauck, Realencyklopädie 3, В. 21, S. 52–53 808 Amphilochius von Ikonium in seinem Verhältniss zu den grossen Kappadoziern. Tü bingen und Leipzig 1904, S. 107–111. 809 De vir ili., с. 65: повторено с значительным усилением и у Свиды: γραψε κα λλας τε πολλ ς κα ποικλας πιστολς: Migne, PGr., t. 117, col, 1297. 811 Bibliotheka Orientalis, t. III, р. 304 sq.; V. Ryssel, Gregorius Thaumaturgus, S. 114; Ad. Harnack, Gesch. d. altchr. Lit., 1, x, S. 43a. 812 Ep. 48, 13 ad Pammachium: Migne, PL., t. 22, col. 501; ep. 70, 3 ad, Magnum: Migne, PL., t. 22, col. 666. 814 Опубликован в Spicilegium Romanum, t. III, Romae 1840. p. 696–699; перепечатан у Migne, PGr, t. 10, 1123–1125, и у V. Ryssel. Gregorius Thaumaturgus, S. 43–46; русск. перев. в «Творениях св. Григория Чудотворца », стр. 195–197. 816 Gesch. d. altkirchl Litteral., II, 283; cp. A. Harnack, Gesch. der altchristl. Lttterat. I, 1, S. 432 817 Напечатан у С. P. Caspari в « Theologisk Tidsskrift » Ny Raekke. VIII. Christiania 1882, S. 53–59. Этот же отрывок находится и в рукописи императорской дворцовой библиотеки в Вене – cod. theol. graec. CCXLVI. 820

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

1984). Однако высказывались и сомнения в правомерности такой трактовки ( McKinnon. 2000). Согласно Liber Pontificalis, К. занимал кафедру 8 лет 10 месяцев и 17 дней. Похоронен в базилике св. Сильвестра, построенной в IV в. над катакомбами Присциллы на Соляной дороге, рядом с гробницами Римских епископов Марцелла I, Сильвестра I и Сириция ( Picard. 1969. P. 738-740, 743). О гробнице К. упоминается в римских итинерариях VII в. (Itineraria et alia geographica. Turnhout, 1965. P. 306, 320, 326. (CCSL; 175)). В стихотворной эпитафии говорится, что К. занимал «апостольский престол» 10 лет, пользуясь всеобщим уважением; его тело было предано земле, а душа вознеслась ко Христу (Inscriptiones Christianae Urbis Romae. N. S. R., 1985. T. 9. N 24833). В послании папы Римского Адриана I (772-795) к имп. Карлу Великому о священных изображениях упоминаются росписи на тему Эфесского Собора, выполненные по указанию К. в его усыпальнице (MGH. Epp. T. 5. P. 50). В IX в. базилика св. Сильвестра пришла в упадок и впосл. разрушилась, ее остатки были обнаружены в 1890 г. Дж. Б. Де Росси ; в 1907 г. храм был реконструирован ( Cupit ò C. Il territorio tra la via Salaria, l " Aniene, il Tevere e la via «Salaria vetus»: Municipio II. R., 2007. P. 51-52). По указанию папы Римского Пасхалия I (817-824) останки К. вместе с мощами мн. др. святых были перенесены в ц. Санта-Прасседе (LP. T. 2. P. 63-64). Память К. указана в средневек. дополнениях к Мартирологам Адона Вьеннского и Узуарда ( Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 19082. P. 472; PL. 123. Col. 909-917) под 6, 7 или 8 апр. День памяти заимствован из Liber Pontificalis, где погребение К. ошибочно датировано 6 апр. В XVI в. кард. Цезарь Бароний внес память К. (6 апр.) в Римский Мартиролог. В наст. время поминовение К. в Римском Мартирологе указано под 27 июля, в календаре РПЦ - под 8 апр. Соч.: PL. 50. Col. 417-558; CPL, N 1650-1654; Jaff é . RPR. T. 1. P. 55-57. Ист.: LP. T. 1. P. 88, 230-231; Concilia Africae A. 345 - A. 525/Ed. C. Munier. Turnhout, 1974. P. 164-172, 266. (CCSL; 259); Gesta de nomine Apiarii//EOMIA. T. 1. Fasc. 2. Pt. 3. P. 560-624; ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 3. P. 5-9; Pars 5. P. 10-12; Vol. 2. P. 5-27, 88-101; Vol. 5. P. 182; ActaSS. Apr. T. 1. P. 543-547; MartRom. Comment. P. 127; SynCP. Col. 592-593.

http://pravenc.ru/text/1684145.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010