Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ [лат. Iacobus] († до 765), св. (пам. зап. 23 июня, в наст. время 2 марта), еп. г. Тулл (ныне Туль, Франция). В хронике аббатства Сен-Бенинь в Дижоне (сер. XI в.) приводится рассказ о кончине И. Согласно этим сведениям, святой совершил паломничество в Рим и, привлеченный славой чудес св. Бенигна , на обратном пути посетил мон-рь. Здесь И. скончался и был погребен рядом со св. Бенигном. В хронике указывается, что в качестве платы за захоронение И. в мон-ре его сестра Лилиоза даровала аббатству имение, находившееся на границе округов Тулл и Лингоны (ныне Лангр), где в XI в. существовал приорат мон-ря св. Бенигна. Подпись «грешного епископа Иакова» стоит под привилегией, выданной мон-рю Горце свт. Хродегангом , еп. Меттиса (ныне Мец, Франция), и одобренной в 757 г. на Соборе в Компендии (ныне Компьень). Между 760 и 762 гг. в актах Собора в Аттиниаке (ныне Аттиньи) также значится имя И.- епископа, пребывавшего в мон-ре Гамундий (ныне Хорнбах, Германия). Вслед за болландистами исследователь Э. Мартен предположил, что ок. 760 г. И. оставил кафедру в г. Тулл и удалился на покой в мон-рь Гамундий. Однако об И., аббате Гамундия, говорится в одной из дарственных грамот мон-рю под 754 г., тогда как преемник И. на кафедре в г. Тулл впервые упомянут лишь под 765 г. в связи с перенесением мощей мч. Горгония (см. ст. Горгоний и Дорофей ) в аббатство Горце. Скорее всего И. одновременно был епископом в Тулле и аббатом в Гамундии. Предположение о том, что речь идет о 2 разных людях, представляется менее вероятным. Почитание И. сложилось поздно. Впервые его память появляется в бревиарии еп-ства Туль, изданном в 1628 г. В наст. время поминовение И. совершается в архиеп-стве Нанси 2 марта. Ист.: ActaSS. Iun. T. 4. P. 583-585; Concilium Compendiense//MGH. Leg. Concilia. T. 2. Pt. 1: Concilia Aevi Karolini (742-817)/Ed. A. Werninghoff. Hannover, 1906. P. 59-63; Concilium Attiniacense//Ibid. P. 72-73; Chronica S. Benigni Venerandorum Abbatum//PL. 162. Col. 828. Лит.: Martin E. Histoire des diocèses de Toul, de Nancy et de Saint-Dié. Nancy, 1900. T. 1. P. 91; Sch ü tte A. Handbuch der deutschen Heiligen. Köln, 1941. S. 185; Hauck A. Kirchengeschichte Deutschlands. B., 19548. Tl. 2. S. 53; Doren R., van. Giacomo di Toul//BiblSS. Vol. 6. Col. 422. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/200247.html

17-й канон Ахенского Собора (817) утвердил в качестве обязательного для всех мон-рей обряд oblatio puerorum, описанный в Уставе св. Бенедикта: его надлежало проводить в присутствии свидетелей-мирян, а по достижении совершеннолетия О. должен был подтвердить (confirmet) сделанный выбор (при этом точный возраст наступления совершеннолетия не указывался) (Synodi secundae Aquisgranensis decreta authentica. 17//CCM. T. 1. P. 477; ср.: Regula S. Benedicti Anianensis. 48//Ibid. P. 529; Collectio capitularis Benedicti Levitae monastica. 36//Ibid. P. 549; Collectio S. Martiali Lemovicensis, Legislatio Aquisgranensis. 50//Ibid. P. 560). В рамках ахенской реформы был разработан и типовой образец petitio (самый ранний пример подобного текста сохр. в составе толкования Смарагда († после 826) на Устав св. Бенедикта - CCM. Т. 3. P. 180). Один из наиболее острых конфликтов относительно oblatio puerorum был связан с делом бенедиктинского мон. Готшалька из Орбе († ок. 867-869), к-рый потребовал освободить его от принесенных монашеских обетов, т. к. он, будучи в свое время О., был пострижен без согласия. В 829 г. этой теме особый трактат (Liber de oblatione puerorum) посвятил непосредственный виновник конфликта Рабан Мавр († 856), в тот момент аббат Фульды, выступивший в защиту принятого учения о необратимости данных обетов. Каролингские деятели монастырской реформы рассматривали подтверждение монашеских обетов в сознательном возрасте, вероятно, как формальное обязательство О. в отношении уже свершившегося факта (см.: Jong. 1996). Речь скорее всего шла о том, чтобы минимизировать ущерб от возможных конфликтных ситуаций, поскольку в реальности совершеннолетних О., покидавших мон-ри, несмотря на все запреты, было достаточно много ( Smaragd. Expositio in Regulam S. Benedicti. 59//CCM. T. 8. P. 301). По этой причине в последующей традиции больше внимания уделялось именно вопросам необратимости oblatio puerorum и невозможности покинуть мон-рь, если при совершении обряда были соблюдены основные требования, касавшиеся возраста и проч. (постановление папы Римского Григория II об О. с нек-рыми вариациями воспроизводится в 20-м каноне Вормсского Собора (868) (MGH. Conc. Т. 4. Р. 272-273), в Декрете Иво Шартрского ( Ivo. Decret. VII 15//PL. 161. Col. 548), в Декрете Грациана (Decretum Gratiani. II 20. 1. 2//CorpICan. Pars 1. Col. 843-844. (PL; 187)) и др.). Трибурский Собор (895) предоставил право родителям или попечителям отданной в мон-рь девочки изменить свое решение в течение года, если ей было меньше 12 лет (MGH. Capit. T. 2. P. 227).

http://pravenc.ru/text/2578057.html

1 Clemens Alexandrinus. Stromata, 1. V, с. XI. Auftrage der Kirchenväter Kommisson der Königl. Preuss. Akad. der Wissensch. Leipzig, 1906, II Bd., S. 374. 2 Ibid., с XI, p. 380 s. 3 Ibid.. с. XIII, p. 381. 4 Ibid.. с. XII, p. 377—381. 5 Migne. Patrologia graeca, t. XI.- " О началах», I, 1, § 5, p. 124. Ibid, § 6, p. 124 —125. 6 Plotinus. Enneas VI, I, IX, конец § 9 и §§ 10 и N.-Ed. Teubner, p. 522 s. 7 Подсобный разбор спора с Евномнем см. у В. Несмелова: Догматическая система Григория Нисского, Казань, 1887. 8 Epistola CCXXXIV, ad Amphilochium.— Migne. Patrologia, t. 32, col. 869.-См. также Ер. CCXXXIII и CCXXXV, связанные с Евномианскими спорами. 9 Oratio theologica secunda.— Migne. Patrologia, t. XXXVI, col. 28—29. 10 О системе Григория Нисского см.: В. Несмелое. Указ. соч. Для апофатического богословия особенный интерес представляют: Dt vita Moysis.-Migne. Patrologia, t. XLIV, col. 298—430, VI oratio. De beatitudinibus.-Ibid., col. 1264—1277. 11 De Divinis nominibus, II, 4.-Migne, t. 3, col. 640. 12 Ibid 13 Ibid., § 5, col. 641. 14 Ibid., § 4, col. 641. 15 Ibid., § 7, col. 645. 16 Ibid., § 5, col. 644. 17 Ibid. 18 Ibid., § 7, col. 645. 19 Ibid., II, 1, col. 636; IV, 1—4, col. 693—700. 20 Ibid., V, 2, col. 817. 21 De coelesti hiérarchie.— Ibid., IV, 1, col. 177. 22 De Div. nom.— Ibid., V, 8, col. 824. 23 Ibid., V, 6, col 820 s. 24 Ibid., II, 5, cof. 644. 25 Ibid., I, 4, col. 592. 26 De mystica theologia.-Ibid., 1, 1, col. 1000. 27 De Div. nom.— Ibid., II, 5, col. 643. 28 Epistola.— Ibid., V, col. 1073 29 Ep.-Ibid., I, col. 1065; Ep.-Ibid., V, col. 1073 s. 30 De Div. nom.-Ibid., II, 11, col. 649. 31 Ibid., col. 652. 32 Stiglmayr, S. I. Das Aufkommen der areopagitischen Schriften, 1895 (Сводку и критику различных мнений о времени появления «Ареопагитик» и об их авторе см. во введении к труду Durental " a «S. Thomas et le pseudo-Denys», Paris, 1919). 33 О связи терминологии Дионисия с неоплатоновской философией и языческим ииром см.: Н. Koch. Pseudo-Dionysius Areopagita in seinen Beziehungen zum Neopla-tonismus und Mysterienwesen (Forschungen zur christlichen Litteratur und Dogmengeschichte. T. 86, Bd. 1, Hefte 1 u. 2), Майнц, 1900; H. F. Muller. Dionysios, Proclos, Plotinos (Beiträge z. Gesch. der Philosophie d. Mittelalters, Bd. XX, Hf. 3—4). Münster, 1918. Оба автора переоценивают неоплатоновские влияния, совершенно игнорируя самоё основу богословия Ареопагита. Для них он лишь неудачный подражатель Прокла и Плотина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4109...

27 Epist. Augustini ad papam Aurelium. Migne, t. 42, col. 817–818 cnfr. Epist. CLXXIV. M. t. 33, col. 758. Retractat. 1. II, с. XV. M. t. 32, col. 635–636. 29 Migne, t. 33, col. 743. Epist. CLXIX, с. 1. n. 1. Ср. H. Reuter. Augustinische Studien. Gotha. 1887. S. 191. 36 et retractatos eos libros (sc. De Trinitate Dei), ut mea dispositio fuerat, expolirem. Epist CLXXIV ad Aurelium. Migne, t. 33, col. 758. 39 Epist. CLXXIV ad Aurelium carthag. Episc. Migne, t. 33, col. 757–758. Cnfr. Retract. II, XV, 1. Migne, t. 32, col. 635–636. 40 Retract. II, XV, 1. Migne, t. 32, col. 636. Cnfr. De Trinit. D. III proëm, n. 1. M. t. 42, col. 869. 41 Epist. ad Aurelium 174. Migne, t. 33, col. 758. Cnfr. Retract. II, XV, 1. M. t. 32, col. 636. De Trinit. D. I, III, proëm. – 1. M. t. 42, col. 869. 44 Epist. August ad Aurelium CLXXIV. Migne, t. 33, col. 758. Это письмо Августина, согласно вышеотмеченной воле последнего, и предваряет собою во всех изданиях сочинений Августина его творение De Trinitate Dei. – См. Migne, t. 42, col. 817–818. 48 Примеры подобных недоуменных вопросов, обращаемых к Августину со стороны этих наиболее любознательных и чутких членов его церковной общины, наш Иппонский архипастырь и богослов указывает в De Trinit. D. I, V, 8. Migne, t. 42, col. 824. Эту же часть своих пасомых бл. Августин имеет в виду и в приступе к III-eй книге того же своего сочинения, где он отвечает на вопрос: «Cur de Trinitate scribat?» De Trinit. D. IIl, Proëm. – 1. Migne, t. 42, col. 867–869. 49 De Trinit. D. I, V, 8. Migne, t. 42, col. 824–825. Cp. Th. Gangauf., Des heiligen Augustinus speculative Lehre von Gott dem Dreieinigen. Augsburg. 1865. Ss. 4–6. 50 См. De Trinitate D. I, II, 4: adjuvante Domino Deo nostro suscipiemus et eam ipsam quam flagitant, quantum possumus, reddere rationem, quod Trinitas sit unus et solus et verus Deus, et quam recte Pater et Filius et Spiritus sanctus unius ejusdemque substantiae vel essentiae dicatur, credatur, intelligatur. Migne, t. 42, col. 822. Cnfr. De Trinit. D. I. III, Proëm. – 1. M. t. 42, col. 869 et XV, I, 1; col. 1057.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

apostol. op. p. 84. 230 Clement, ad Corinth. XIX, 2; XXXV, 3; LXII, 2 — pp. 12–19, 34. 231 Cap. IV, 9, — p. 49. 232 ad Ephes. XII, 2. — p. 90. ad Magnes. XIV, p.96. ad Rom. I,2.p,100, 233 ad Rom. V, 3. — p. 102. 234 Gross «La divinisation du chrétien d " après les pères grecs», p. 124. 235 Cap. XI, 2. — p. 99. 236 ad Ephes. XV, 3. — p. 91; ad Philadel. VII, 2. — p. 105. 237 ad Ephes. IX, 2. — p. 89. 238 ad Policarp. VI, 1. — p. 112. 239 ad Magnes. XIII. 2. — p. 96. 240 Cap. IV, 11. — p. 49. 241 Cap. V, 10. — p. 51. 242 2 Clemant. IX, 3. — p. 39; ps. — Barnabae VI, 1. — p. 53; XVI. — p. 64; Ignat. ad Ephes. XV, 3. — p. 91; ad Philadelph. VII, 2. — p. 105. 243 Cap. X, 2; IV, 8. 244 Cap. XXI, l. — p. 67. 245 Cap. XXIV — XXV. — pp. 14–15. 246 inscript. — p. 97. 247 Ephes. XX, 2. — p. 92. 248 Cap. XXXVIII, 1. — p. 21. 249 2 Clement. IX, 5. — p. 39. 250 Cap. XIV, 5. — p. 42. 251 Cap. XIV, 3–4. — p. 42. 252 Simil. V, 6, 7; 7, 1. — p. 176. 253 Mand. III, 1. — p 148. 254 Similit. V, 7, 2. — p. 176. 255 Similit. IX, 24, 4. — p. 208. 256 Gross, op. cit. p. 127. 257 W. Bousset, «Kyrios Christos», Göttingen, 1921, S. 219. 258 W. Bousset, op. cit. p. 327, nota 4. 259 Didal. cuna Triph. Jud. cap 93. — MPGr. t. 6. col. 697 C. 260 «De resurrect», cap. 8. — MPGr. t. 6, col. 1585. 261 «Dialog.» cap. 4. — col. 484 B. 262 Ibid. 263 «Dialog.», cap. 4. — col. 484. 264 Ibid. cap. 5. — col. 485 265 «Dialog.», cap. VI, — col. 490 В — 492 A. 266 «De resurrect.», cap. 8. — col. 1585. 267 «Dialog.», cap. V, — col. 435. 268 «Contra graec.», cap. 13. 269 1 Apolog. cap. 8. — col. 337 C. 270 Ibid., cap. 28. — col. 372 B. 271 2 Apolog. cap. 9, col. 460 A. 272 «Dialog.», cap. 130. — col. 777 D. 273 1 Apolog. cap. 18. — col. 356 A. 274 Ibid. 275 1 Apolog, cap. 18. — col. 356 AB. 276 «Dialog.» cap. 40. — col. 561 C. 277 «Dialog.», cap. 3. — col. 481 D. 278 «Dialog.», cap. 4. — col. 484. 279 Ibid. 280 «Dialog.», cap. 4. — col. 484. 281 1 Apolog., X, 4. — col. 541 A. 282 MPGr. t. 6, col. 817–820. 283 «Oratio contra Graec.», cap.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2445...

«Похвала епископу Диодору» (Ες ιδωρον πσκοπον; Laus Diodori episcopi; CPG, N 4406; PG. 52. Col. 761-766; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 2. C. 817-820), произнесена в Антиохии, вероятно, в 392 г. ( Tillemont. Mémoires. T. 11. P. 92; Quasten. Patrology. Vol. 3. P. 456) в честь присутствовавшего на богослужении учителя И. З. Диодора, еп. Тарсийского, посетившего родной город и собиравшегося произнести проповедь вслед за И. З. Фрагменты еще одного Слова о Диодоре (Sermo de magistro Diodoro; CPG, N 4407) сохранились в лат. пер. у Факунда Гермианского ( Facund. Pro defens. cap. IV 2). Слово «О святом мученике Романе» (Ες τν ϒιον μρτυρα Ρωμανν; In s. Romanum; CPG, N 4353; PG. 50. Col. 605-612; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 650-657), произнесено в Антиохии в день памяти мученика 18 нояб. 386-388 гг. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 504). 3 беседы «О святых Маккавеях» (Ες τος ϒους Μακκαβαους; De Macabeis, hom. 1-3; CPG, N 4354; PG. 50. Col. 617-628; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 662-674), произнесены предположительно в Антиохии в день памяти святых 1-2 авг. 386-388 гг. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 504). И. З. ставит в пример твердости веры мать святых отроков Маккавейских и увещевает подражать ей, порицая малодушие нек-рых христиан. О святых Маккавеях святитель говорит также в гомилии «О Елеазаре и семи отроках» (CPG, N 4441.13; PG. 63. Col. 523-530), произнесенной 31 июля 399 г. в К-поле ( Pargoire. 1899-1900. P. 151-152; Aubineau. 1992. P. 540). Слово «О святых мученицах Вернике и Просдоке и их матери Домнине» (Ες τς ϒας μρτυρας Βερνκην κα Προσδκην παρθνους, κα ομνναν τν μητρα ατν; De ss. Bernice et Prosdoce; CPG, N 4355; PG. 50. Col. 629-640; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 674-687), произнесено, вероятно, 20 апр. 391 г. ( Rauschen. 1897. S. 525; Baur. 1929-1930. Bd. 1. S. 165) или 14 апр. 392 г. ( Montfaucon. 1718-1738. T. 2. P. 396, 633). И. З. рассказывает, как святые мученицы, спасаясь от поругания, выбрали смерть, тем самым показав, что среди христиан ее презирают даже женщины.

http://pravenc.ru/text/540881.html

781 Пятый год понтификата Бенедикта XII Сер.: PG 151, col. 1331b). 782 Joannes Cantacuzenus . Historiae, II, 39/ed. L. Schopen. Vol. 1. Bonn, 1828. P. 543; Philotheus . Encomium Gregorii Palamae//PG 151, col. 584b, etc.; cp.: Jugie M . Barlaam de Seminaria//Ed. cit. Col. 817. Однако Палама упоминает однажды, что тот был родом с Сицилии (Coisl. 100, fol. 140v). 783 Paris, gr. 1278, fol. 5v; etc. 784 Заглавие его письма Нилу Триклинию: Schirô G . I rapporti di Barlaam Calabro con le due Chiese di Roma e di Bisanzio//ASCL. 1938. Fasc. 1. P. 52; заглавие его второго письма Паламе: Marc. gr. 332, fol. 123v, etc. 785 Barlaam . Epistola ad Palamam II//Marc. gr. 332, fol. 138. 786 Idem . Epistola ad Palamam I/ed. G. Schirô//ASCL. 1935. Fasc. 1. P. 64. 787 Nicephorus Gregoras . Florentius: Dialogus de sapientia ( Φλωρντιος περ σοφας )/ed. A. Jahn//Archiv für Philologie und Pâdagogik. Bd. 10. Hf. 4. Leipzig, 1844 (Neue Jahrbücher für Philologie und Pâdagogik, oder Kritische Bibliothek für das Schulund Unterrichtswesen, X, 4). S. 492. 788 Gregorius Palamas . Pro hesychastis, III, (3, 10; 16)//Coisl. 100, fol. 223v; 225 [ Григорий Палама . Триады. С. 381; 387]. 789 « ν Λατνοις φς κα τραφες [Среди латинян возросший и вскормленный]». — Nicephorus Gregoras . Florentius//Ed. cit. S. 507; Филофей повторят те же слова в: Philotheus . Contra Gregoram antirrhetici, XII//PG 151, col. 1109c; также см.: Joannes Cantacuzenus . Historiae, II, 39//Ed. cit. Vol. 1. P. 543. 790 Philotheus . Op. cit.//PG 151, col. 584b, 1109—1110, etc.; Philotheus Selybriensis . Dialogus//Patm. 336, fol. 461v (цит. nö Jugie M . Barlaam est-il né catholique?//EO. Vol. 39.1940. P. 108). 791 Намек на чин монашеского пострига. 792 Gregorius Palamas . Pro hesychastis, III, (1, 5)//Coisl. 100, fol. 199 [Триады. C. 304]. 793 Cp.: Jugie M . Barlaam est-il né catholique? P. 100—125. 794 « ξ Ελλνων ν Βαρλααμ , τ γνος κ Καλαβρας , κ προγνων τα μτερα φρονεν ναγκασμνοςκ του τοις Λατνοις π μακρν συνδιαιτασθαι και τος την ξω παιδεαν παρα τ δον πρεσβεουσι ποικλως διφθαρτο ». — Vat. gr. 1717; цит. nö Stâniloae D . Via [a çi învâtâtura Sf. Grigorie Palama. Sibiu, 1938. P. 21; Jugie M . Barlaam est-il né catholique? P. 111.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

438 de princ. 1, 6, 1 р. 69; 165. quae (de fine vel consummatione) quidem a nobis etiam cum magno metu et cautela dicuntur, discutientibus magis et pertractantibus quam pro certo ac definito statuentibus. Indicatum namque a nobis in superioribus est quae sint de quibus manifesto dogmate terminandum sit, quod et pro viribus nos fecisse puto, cum de Trinitate loqueremur. Nunc autem disputandi specie magis quam definiendi, prout possumus, exercemur. 439 Вот несколько примеров: in Matth, t. 12, 9 p. 522; 996. κα πρσχες πιμελς ε μ, σπερ ο τατν στι πηγ ποταμο, κα ποταμς, οτως πηγ ζως, κα ζω. in Matth, t. 16, 5 ρ. 717; 1380. πιστσειδδυνμενοςτναμνπτο Σωτ- ρος δδοται, τνα δε υπ το Πατρς, ρων, οτι στι τιν ο δη αν Υις, λλ’ αυτς Πατρ... τολμηρν μεν ζητσαι, μως δε δυνμενος μετ ελαβεας κα τατα ξεταζτω. in Joh. t. 32, 18 ρ. 449; 817. καθ’ δ κα τολμηρν μν, καμεζον καθ’ μς στι τ εις ξτασιν αυτος πιδοναι τηλικοτου λγου (об отношении славы Сына к славе Отца) δμως δε τολμητον ποβλλειν τ ν τω τπω ζητη θναι δυνμενον. – « " Ορα, ε μποτε...» «τχα» и желательное с ν – обычные формы, в каких Ориген высказывает свои мнения. Ср. Redepenning, I, 318. Die Bescheidenheit, womit er (Origenes) alle seine Deutungen vorträgt, hat seinem Stil die Farbe gegeben. 440 Hanp., de princ. 1. 4 n. 35 p. 193; 410. Это место, которое вполне будет приведено впоследствии, в настоящем случае представляет тот интерес, что Домн Пруденций Маран, один из защитников православия Оригена per fas et nefas (de divinit. Christi 1. 4 c. 16 n. 2. 4. Migne, s. gr. t. 17 col. 765. 766), высказываемое здесь мнение Оригена действительно приписывал другому лицу (hoc loco non suis ipse verbis loquitur Origenes, sed alium inducit loquentem, cujus sententiam nulla approbationis significatione confirmat) на том основании, что Ориген здесь употребил выражение: «λλος δ τις ζητσει». 441 Athanas. de decret. nic. syn. n. 27. μν γρ ς ζητν κα γυμνζων γραψε, τατα μη ς αυτο φρονοντος δεχσθω τις· λλα τν προς ριν φιλονεικοντων ν τ ζητεν, δες ρζων ποφανεται, τοτο το φιλοπνου τ φρνημ στι. Μετ γον τ ς ν γυμνσι λεγμενα προς τος αιρετικος εθς ατς πιφρει τ δια, λγων κ. τ. λ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

16 Там же. С. 217 и ел. Theoph. Р. 497, 16. Theoph. Contin. De Leone, 31, 10; Genesii. 11. P. 41.19 Theoph. 498—515.20 Theoph. Cont. P. 12—13. 21 Ibid. P. 31: Κα γαρ τς τριακοντοτας σπονδς τοις Ουννοις δη τοτοις τοις καλουμνοις Βουλγροις νωμτως ποιν και ερηνικς συμβσεις καταπ ραττ μενος. 22 Известия. Χ. Материалы для болгарских древностей. А б о б а-П лиска. С. 225 и ел. 23 Bury. The Bulgarian Treaty of A. 814//The english histor. Review. April, 1910; The chronol. Cycle of the Bulgarians//Byz. Zeitschr. XIX. S. 427; Marquart. Известия. XV. 24 Сомнения основываются на известии Ген ее и я. Regum. II. Р. 41. 25 Подробности в: Известия. X. 222. 26 Там же. С 214. 27 Прекрасное место в «Conversio» Anon. Salisburg: Coeperunt populi sive Sclavi vel Bavaril inhabitare terram unde illi ezpulsi sunt Hunni... 28 Краткие известия у Ейнгарда. Annales. 817—822. Главное пособие: Dummler. Arcriv fur К. oesterr. Geschichtsquellen. X, 1853; Geschichte des ostfrank. Reiches. 1, 34; Hartmann. Geschichte Italiens. III. S. 106—108. 29 Открыта раскопками Русского археол. института//Известия. X. 545 и ел. Сноски к главе XIV 1 Niceph. Opuscula. P. 163: Και δη τμον συντξας το της μωμτου λατρεας ημν περιχοντα σμβολον ποσημνασδαι χερσν οικεαις τον βασιλα προτρεπεν. 2 Incerti auctoris. Vita Leonic Armeni. Αρ. Migne. Τ. 108. Col. 1024. 3 Vita Nicephori. P. 88, 15. 4 Μ an si. Conoilia. T. XIV. Col. 135; Vita Niceph. P. 202; Melanges de Rome. P. 348 (1903) fascic. 4, статья Serruys. 3 Главные сведения о жизни Феодора черпаются из его биографии и из его сочинений: Patr. Cursus completus. Ser. graeca. Т. 99. 6 Моя книга: Очерки по истории визант. образованности. С. 44 и ел. 7 Vita Niceph. P. 209—210. 8 Genesii. Regum. lib. II.; Theoph. Contin. P. 49—73; Cedreni. P. 74; Zonarae. Ed. Dind. III. P. 392. 9 Этот важный документ напечатан: В а г о n i i. Annal. Ecclesiastic!. Τ. XIV. P. 62. 10 Ed. Bonnae. P. 50. 11 Васильев А. Византия и арабы. С. 27 и ел. 12 Langlois. Chronique de Michel le Grand. P. 268: Maimoun loi fournit un contingent de troupes et le fit partir pour Constantinople.

http://sedmitza.ru/lib/text/442880/

401  de princ. 1, 6, 1 p. 69; 165. quae (de fine vel consummatione) quidem a nobis etiam cum magno metu et cautela dicuntur, discutientibus magis et pertractantibus quam pro certo ac definito statuentibus. Indicatum namque a nobis in superioribus est quae sint de quibus manifesto dogmate terminandum sit, quod et pro viribus nos fecisse puto, cum de Trinitate loqueremur. Nunc autem disputandi specie magis quam definiendi, prout possumus, exercemur. 402  Вот несколько примеров: in Matth. t. 12, 9 p. 522; 996. κα πρσχες πιμελς ε μ, σπερ ο τατν στι πηγ ποταμο, κα ποταμς, ο τως πηγ ζως, κα ζω. in Matth. t. 16, 5 p. 717; 1380. πιστσει δ δυνμενος τνα μν π το Σωτρος δδοται, τνα δ π το Πατρς, ρων, τι στι τιν ο δ η ν Y ς, λλ’ ατς Πατ ρ... τολμηρν μν ζητσαι, μως δ δυνμενος μετ ελαβεας κα τατα ξεταζτω. in Joh. t. 32, 18 p. 449; 817. καθ’ δ κα τολμηρν μν, κα μεζον καθ’ μ ς στι τ ες ξτασιν αυτος πιδοναι τηλικοτου λγου (об отношении славы Сына к славе Отца) μως δ τολμητον ποβλλειν τ ν τ τπ ζητηθναι δυνμενον. – « ρα, ε μποτε...» » τχα« и желательное с ν – обычные формы, в каких Ориген высказывает свои мнения. Ср. Redepenning, I, 318. Die Bescheidenheit, womit er (Origenes) alle seine Deutungen vortragt, hat seinem Stil die Farbe gegeben. 403  Например, de princ. 1. 4 n. 35 p. 193; 410. Это место, которое вполне будет приведено впоследствии, в настоящем случае представляет тот интерес, что Домн Пруденций Маран, один из защитников православия Оригена per fas et nefas (de divinit. Christi 1. 4 c. 16 n. 2. 4. Migne, s. gr. t. 17 col. 765. 766), высказываемое здесь мнение Оригена действительно приписывал другому лицу (hoc loco non suis ipse verbis loquitur Origenes, sed alium inducit loquentem, cujus sententiam nulla approbations significatione confirmat) на том основании, что Ориген здесь употребил выражение: » λλος δ τις ζητσει». 404  Athanas. de decret. nic. syn. n. 27. μν γρ ς ζητν κα γυμνζων γραψε, τατα μ ς ατο φρονοντος δεχσθω τις λλ τν πρς ριν φιλονεικοντων ν τ ζητεν, δες ρζων ποφανεται, τοτο το φιλοπνου τ φρνημ στι. Μετ γον τ ς ν γυμνασ λεγ μενα πρς τος αρετικος εθς ατς πιφρει τ δια, λγων κ. τ. λ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010