Основной внешнеполитической задачей М. Р. было противостояние болгарам. После его отказа заключить мирный договор удачливый и сильный предводитель болгар хан Крум продолжил успешные военные действия и взял Месемврию (ныне Несебыр, Болгария). В ответ М. Р. тоже предпринял поход и продвинулся к Адрианополю (ныне Эдирне, Турция). При Версиникии (близ Адрианополя) состоялось сражение, в котором византийская армия потерпела сокрушительное поражение (подробнее см. в ст. Лев V , визант. имп.). Основной причиной поражения стала нерешительность М. Р., который с позором удалился в столицу; полководец Лев, напротив, проявил себя как умный и отважный военачальник. Политическое положение М. Р. сильно пошатнулось. Ввиду прямой угрозы войск Крума К-полю и очевидной неспособности организовать противостояние врагам М. Р. при посредничестве патриарха Никифора сложил с себя власть (июль 813). Императором был провозглашен Лев V. М. Р. и вся его семья были пострижены в монахи, сыновья оскоплены. М. Р. окончил жизнь в монастыре на Принцевых о-вах с именем Афанасий. Хронисты критично оценивают период царствования М. Р., они ставят ему в вину несамостоятельность и зависимость от влиятельных приближенных, гл. обр.- логофета Феоктиста и Феодора Студита. Его современник прп. Феофан Исповедник († 818), чья «Хронография» заканчивается описанием правления М. Р., говорит о нем как о человеке благочестивом и скромном, но неспособном к управлению государством ( Theoph. Chron. P. 499-500). Георгий Монах отмечает отсутствие у него опыта в военных делах. У более поздних историков отношение к М. Р. варьируется в зависимости от того, что они хотят подчеркнуть,- непротивление Льву V или нераспорядительность, приведшую того к власти. Агиографические источники в целом рисуют образ благочестивого кроткого царя. Ист.: Theoph. Chron. P. 490-502; Theoph. Contin. I 4-6; Joseph. Reg. Lib. P. 10; Georgii Monachi dicti Hamartoli Chronicon/Ed. E. de Muralt=Хронограф Георгия Амартола/Изд.: Э. Г. фон Муральт. СПб., 1859. P. 977-980; Symeon Logothetes. Chronicon// Leo Gramm. Chron. P. 205, 206-207; Cedrenus G. Сотр. hist. Vol. 2. P. 43-49; Duffy J., ed. The Synodicon Vetus. Wash., 1979. P. 128, 132; Ibid. Append. 2. P. 193; Vita Theodori Studitae [A; BHG, N 1755]//PG. 99. Col. 164-165, 169; Vita ibid. [B; BHG, N 1754)//Ibid. Col. 272-276, 320; Vita ibid. [C; BHG, 1755d]//Ibid. Col. 277; Vita Ignatii [BHG, N 817]//Ibid. 105. Col. 489-492; Einhard Vita Karoli Magni 16//MGH. Script. Rer. Germ. P. 19-20.

http://pravenc.ru/text/2563700.html

17-й канон Ахенского Собора (817) утвердил в качестве обязательного для всех мон-рей обряд oblatio puerorum, описанный в Уставе св. Бенедикта: его надлежало проводить в присутствии свидетелей-мирян, а по достижении совершеннолетия О. должен был подтвердить (confirmet) сделанный выбор (при этом точный возраст наступления совершеннолетия не указывался) (Synodi secundae Aquisgranensis decreta authentica. 17//CCM. T. 1. P. 477; ср.: Regula S. Benedicti Anianensis. 48//Ibid. P. 529; Collectio capitularis Benedicti Levitae monastica. 36//Ibid. P. 549; Collectio S. Martiali Lemovicensis, Legislatio Aquisgranensis. 50//Ibid. P. 560). В рамках ахенской реформы был разработан и типовой образец petitio (самый ранний пример подобного текста сохр. в составе толкования Смарагда († после 826) на Устав св. Бенедикта - CCM. Т. 3. P. 180). Один из наиболее острых конфликтов относительно oblatio puerorum был связан с делом бенедиктинского мон. Готшалька из Орбе († ок. 867-869), к-рый потребовал освободить его от принесенных монашеских обетов, т. к. он, будучи в свое время О., был пострижен без согласия. В 829 г. этой теме особый трактат (Liber de oblatione puerorum) посвятил непосредственный виновник конфликта Рабан Мавр († 856), в тот момент аббат Фульды, выступивший в защиту принятого учения о необратимости данных обетов. Каролингские деятели монастырской реформы рассматривали подтверждение монашеских обетов в сознательном возрасте, вероятно, как формальное обязательство О. в отношении уже свершившегося факта (см.: Jong. 1996). Речь скорее всего шла о том, чтобы минимизировать ущерб от возможных конфликтных ситуаций, поскольку в реальности совершеннолетних О., покидавших мон-ри, несмотря на все запреты, было достаточно много ( Smaragd. Expositio in Regulam S. Benedicti. 59//CCM. T. 8. P. 301). По этой причине в последующей традиции больше внимания уделялось именно вопросам необратимости oblatio puerorum и невозможности покинуть мон-рь, если при совершении обряда были соблюдены основные требования, касавшиеся возраста и проч. (постановление папы Римского Григория II об О. с нек-рыми вариациями воспроизводится в 20-м каноне Вормсского Собора (868) (MGH. Conc. Т. 4. Р. 272-273), в Декрете Иво Шартрского ( Ivo. Decret. VII 15//PL. 161. Col. 548), в Декрете Грациана (Decretum Gratiani. II 20. 1. 2//CorpICan. Pars 1. Col. 843-844. (PL; 187)) и др.). Трибурский Собор (895) предоставил право родителям или попечителям отданной в мон-рь девочки изменить свое решение в течение года, если ей было меньше 12 лет (MGH. Capit. T. 2. P. 227).

http://pravenc.ru/text/2578057.html

14690 и 14694 и англ. пер.: Oez. 2012. Vol. 2. P. 505-521). Кроме того, письменное наследие К. включает неск. метрических гомилий (мемр): в честь Севира Антиохийского, на т. н. воскресенье священников, о «винограднике Возлюбленного» (на Ис 5. 1-7 и Мф 21. 33-44; изд. и англ. пер.: Oez. 2012. Vol. 2. P. 489-503) и о целомудрии, а также 2 соборных послания - к копт. патриархам Иоанну IV (775-799) и Марку II. Последнее, имеющее важное догматическое значение (посвящено триадологическим и христологическим вопросам), сохранилось в ущербном араб. переводе с утраченного греч. оригинала в составе араб. сб. «Исповедание отцов» (1078) и его эфиоп. перевода XVI в. (изд. араб. текста и франц. пер.: Teule. 1978). Соч.: Kaiser K. Die syrische «Liturgie» des Kyriakos von Antiocheia//Oriens Chr. 1905. Bd. 5. S. 174-197; Teule H. La lettre synodale de Cyriaque, patriarche monophysite d " Antioche (793-817)//OLP. 1978. Vol. 9. P. 121-140; Oez M. Cyriacus of Tagrit and his Book on Divine Providence. Piscataway (N. J.), 2012. Vol. 2. (Gorgias Eastern Christianity Stud.; 33). Ист.: Chronicon anonymum ad ann. P. C. 813 pertinens/Ed. E.-W. Brooks//Chronica minora. Parisiis; Lipsiae, 1905. Pt. 3. P. 243-260. (CSCO; 5. Syr. Ser. 3; 4); Mich. Syr. Chron. T. 3. P. 5-35, 450-453; T. 4. P. 484-497, 753-754; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. T. 1. Col. 329-344; T. 3. Col. 177-190; idem. [Bar Hebraeus.] The Chronography/Transl. E. A. W. Budge. L., 1932. Amst., 1976r. Vol. 1. P. 126; History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria/Ed. B. Evetts. P., 1915. Pt. 4. P. 416-418. (PO; T. 10. Fasc. 5); V öö bus A. Syrische Kanonessammlungen: Ein Beitrag zur Quellenkunde. Louvain, 1970. Tl. 1: Westsyrische Originalurkunden. Bd. 1A. S. 13-35. (CSCO; 307. Subs.; 35); Bd. 1B. S. 298-299. (CSCO; 317. Subs.; 38); The Synodicon in the West Syrian Tradition/Ed., transl. A. Vööbus. Louvain, 1976. Vol. 2. [Pt. 1: Syr. text.] P. 6-24; [Pt. 2: Transl.] P. 7-27. (CSCO; 375-376. Syr.; 163-164). Лит.: Assemani. BO.

http://pravenc.ru/text/1840195.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ [лат. Iacobus] († до 765), св. (пам. зап. 23 июня, в наст. время 2 марта), еп. г. Тулл (ныне Туль, Франция). В хронике аббатства Сен-Бенинь в Дижоне (сер. XI в.) приводится рассказ о кончине И. Согласно этим сведениям, святой совершил паломничество в Рим и, привлеченный славой чудес св. Бенигна , на обратном пути посетил мон-рь. Здесь И. скончался и был погребен рядом со св. Бенигном. В хронике указывается, что в качестве платы за захоронение И. в мон-ре его сестра Лилиоза даровала аббатству имение, находившееся на границе округов Тулл и Лингоны (ныне Лангр), где в XI в. существовал приорат мон-ря св. Бенигна. Подпись «грешного епископа Иакова» стоит под привилегией, выданной мон-рю Горце свт. Хродегангом , еп. Меттиса (ныне Мец, Франция), и одобренной в 757 г. на Соборе в Компендии (ныне Компьень). Между 760 и 762 гг. в актах Собора в Аттиниаке (ныне Аттиньи) также значится имя И.- епископа, пребывавшего в мон-ре Гамундий (ныне Хорнбах, Германия). Вслед за болландистами исследователь Э. Мартен предположил, что ок. 760 г. И. оставил кафедру в г. Тулл и удалился на покой в мон-рь Гамундий. Однако об И., аббате Гамундия, говорится в одной из дарственных грамот мон-рю под 754 г., тогда как преемник И. на кафедре в г. Тулл впервые упомянут лишь под 765 г. в связи с перенесением мощей мч. Горгония (см. ст. Горгоний и Дорофей ) в аббатство Горце. Скорее всего И. одновременно был епископом в Тулле и аббатом в Гамундии. Предположение о том, что речь идет о 2 разных людях, представляется менее вероятным. Почитание И. сложилось поздно. Впервые его память появляется в бревиарии еп-ства Туль, изданном в 1628 г. В наст. время поминовение И. совершается в архиеп-стве Нанси 2 марта. Ист.: ActaSS. Iun. T. 4. P. 583-585; Concilium Compendiense//MGH. Leg. Concilia. T. 2. Pt. 1: Concilia Aevi Karolini (742-817)/Ed. A. Werninghoff. Hannover, 1906. P. 59-63; Concilium Attiniacense//Ibid. P. 72-73; Chronica S. Benigni Venerandorum Abbatum//PL. 162. Col. 828. Лит.: Martin E. Histoire des diocèses de Toul, de Nancy et de Saint-Dié. Nancy, 1900. T. 1. P. 91; Sch ü tte A. Handbuch der deutschen Heiligen. Köln, 1941. S. 185; Hauck A. Kirchengeschichte Deutschlands. B., 19548. Tl. 2. S. 53; Doren R., van. Giacomo di Toul//BiblSS. Vol. 6. Col. 422. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/200247.html

1 Clemens Alexandrinus. Stromata, 1. V, с. XI. Auftrage der Kirchenväter Kommisson der Königl. Preuss. Akad. der Wissensch. Leipzig, 1906, II Bd., S. 374. 2 Ibid., с XI, p. 380 s. 3 Ibid.. с. XIII, p. 381. 4 Ibid.. с. XII, p. 377—381. 5 Migne. Patrologia graeca, t. XI.- " О началах», I, 1, § 5, p. 124. Ibid, § 6, p. 124 —125. 6 Plotinus. Enneas VI, I, IX, конец § 9 и §§ 10 и N.-Ed. Teubner, p. 522 s. 7 Подсобный разбор спора с Евномнем см. у В. Несмелова: Догматическая система Григория Нисского, Казань, 1887. 8 Epistola CCXXXIV, ad Amphilochium.— Migne. Patrologia, t. 32, col. 869.-См. также Ер. CCXXXIII и CCXXXV, связанные с Евномианскими спорами. 9 Oratio theologica secunda.— Migne. Patrologia, t. XXXVI, col. 28—29. 10 О системе Григория Нисского см.: В. Несмелое. Указ. соч. Для апофатического богословия особенный интерес представляют: Dt vita Moysis.-Migne. Patrologia, t. XLIV, col. 298—430, VI oratio. De beatitudinibus.-Ibid., col. 1264—1277. 11 De Divinis nominibus, II, 4.-Migne, t. 3, col. 640. 12 Ibid 13 Ibid., § 5, col. 641. 14 Ibid., § 4, col. 641. 15 Ibid., § 7, col. 645. 16 Ibid., § 5, col. 644. 17 Ibid. 18 Ibid., § 7, col. 645. 19 Ibid., II, 1, col. 636; IV, 1—4, col. 693—700. 20 Ibid., V, 2, col. 817. 21 De coelesti hiérarchie.— Ibid., IV, 1, col. 177. 22 De Div. nom.— Ibid., V, 8, col. 824. 23 Ibid., V, 6, col 820 s. 24 Ibid., II, 5, cof. 644. 25 Ibid., I, 4, col. 592. 26 De mystica theologia.-Ibid., 1, 1, col. 1000. 27 De Div. nom.— Ibid., II, 5, col. 643. 28 Epistola.— Ibid., V, col. 1073 29 Ep.-Ibid., I, col. 1065; Ep.-Ibid., V, col. 1073 s. 30 De Div. nom.-Ibid., II, 11, col. 649. 31 Ibid., col. 652. 32 Stiglmayr, S. I. Das Aufkommen der areopagitischen Schriften, 1895 (Сводку и критику различных мнений о времени появления «Ареопагитик» и об их авторе см. во введении к труду Durental " a «S. Thomas et le pseudo-Denys», Paris, 1919). 33 О связи терминологии Дионисия с неоплатоновской философией и языческим ииром см.: Н. Koch. Pseudo-Dionysius Areopagita in seinen Beziehungen zum Neopla-tonismus und Mysterienwesen (Forschungen zur christlichen Litteratur und Dogmengeschichte. T. 86, Bd. 1, Hefte 1 u. 2), Майнц, 1900; H. F. Muller. Dionysios, Proclos, Plotinos (Beiträge z. Gesch. der Philosophie d. Mittelalters, Bd. XX, Hf. 3—4). Münster, 1918. Оба автора переоценивают неоплатоновские влияния, совершенно игнорируя самоё основу богословия Ареопагита. Для них он лишь неудачный подражатель Прокла и Плотина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4109...

Gregorius Nazianzenus . Funebris oratio in laudem Basilii Magni Caesareae in Cappadocia episcopi (orat. 43) 31, 5:1–4// Grégoire de Nazianze . Discours funèbres en l’honneur de son frère Césaire et de Basile de Césarée/éd. F. Boulenger. Paris, 1908. P. 126. Basilius Caesariensis . Epistula 41. Βασλειος πρς ουλιανν 1:8–14// Saint Basile . Lettres/éd. Y. Courtonne. Vol. 1. Paris, 1957. P. 96–97. Basilius Caesariensis . Epistula 169. Γρηγορ Βασλειος 1:45–46// Saint Basile . Lettres/éd. Y. Courtonne. Vol. 2. Paris, 1961. P. 105. Basilius Caesariensis . Quod rebus mundanis adhaerendum non sit//PG. 31. Col. 556:38–43. Joannes Chrysostomus . Ad populum Antiochenum (homiliae 1–21) 6, 1//PG. 49. Col. 81:41–46. Joannes Chrysostomus . Ad illuminandos catecheses 1–2 (series prima et secunda) 1, 1//PG. 49. Col. 224:14–19. См. также: Joannes Chrysostomus . De baptismo Christi//PG. 49. Col. 363:40 — 364:2. Joannes Chrysostomus . De sancto hieromartyre Phoca//PG. 50. Col. 702:49–52. Joannes Chrysostomus . Non esse desperandum//PG. 51. Col. 368:17–21. Joannes Chrysostomus . Expositiones in Psalmos//PG. 55. Col. 304:11–18. Joannes Chrysostomus . In Matthaeum (homiliae 1–90) 3, 4//PG. 57. Col. 36:10–14. Cyrillus Alexandrenus . Commentarius in xii prophetas minores// Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in xii prophetas/ed. P. E. Pusey. Vol. 2. Oxford, 1868. [Brussels, r 1965]. Vol. 2. P. 327:8–11. Cyrillus Alexandrenus . De adoratione et cultu in spiritu et veritate//PG. 68. Col. 817:18–23. Cyrillus Alexandrenus .Commentarius in Isaiam prophetam//PG. 70. Col. 1337:51–54. Cyrillus Alexandrenus . Glaphyra in Pentateuchum//PG. 69. Col. 221:30–33. Cyrillus Alexandrenus . Glaphyra in Pentateuchum//PG. 69. Col. 324:27–31. Cyrillus Alexandrenus . Expositio in Psalmos//PG. 69. Col. 1128:3–4. Cyrillus Alexandrenus . Expositio in Psalmos//PG. 69. Col. 1208:53 — 1209:2. Cyrillus Alexandrenus . Commentarius in Isaiam prophetam//PG. 70. Col. 1196:14–19. Cyrillus Alexandrenus . Commentarius in Isaiam prophetam//PG. 70. Col. 1212:35–39.

http://new.mospat.ru/ru/authors-analytic...

Basilius Caesariensis. Epistula 169. Γρηγορ Βασλειος 1:45–46//Saint Basile. Lettres/éd. Y. Courtonne. Vol. 2. Paris, 1961. P. 105. Basilius Caesariensis. Quod rebus mundanis adhaerendum non sit//PG. 31. Col. 556:38–43. Joannes Chrysostomus. Ad populum Antiochenum (homiliae 1–21) 6, 1//PG. 49. Col. 81:41–46. Joannes Chrysostomus. Ad illuminandos catecheses 1–2 (series prima et secunda) 1, 1//PG. 49. Col. 224:14–19. Βλ. επσης Joannes Chrysostomus. De baptismo Christi//PG. 49. Col. 363:40 — 364:2. Joannes Chrysostomus. De sancto hieromartyre Phoca//PG. 50. Col. 702:49–52. Joannes Chrysostomus. Non esse desperandum//PG. 51. Col. 368:17–21. Joannes Chrysostomus. Expositiones in Psalmos//PG. 55. Col. 304:11–18. Joannes Chrysostomus. In Matthaeum (homiliae 1–90) 3, 4//PG. 57. Col. 36:10–14. Cyrillus Alexandrenus. Commentarius in xii prophetas minores//Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in xii prophetas/ed. P. E. Pusey. Vol. 2. Oxford, 1868. [Brussels, r 1965]. Vol. 2. P. 327:8–11. Cyrillus Alexandrenus. De adoratione et cultu in spiritu et veritate//PG. 68. Col. 817:18–23. Cyrillus Alexandrenus.Commentarius in Isaiam prophetam//PG. 70. Col. 1337:51–54. Cyrillus Alexandrenus. Glaphyra in Pentateuchum//PG. 69. Col. 221:30–33. Cyrillus Alexandrenus. Glaphyra in Pentateuchum//PG. 69. Col. 324:27–31. Cyrillus Alexandrenus. Expositio in Psalmos//PG. 69. Col. 1128:3–4. Cyrillus Alexandrenus. Expositio in Psalmos//PG. 69. Col. 1208:53 — 1209:2. Cyrillus Alexandrenus. Commentarius in Isaiam prophetam//PG. 70. Col. 1196:14–19. Cyrillus Alexandrenus. Commentarius in Isaiam prophetam//PG. 70. Col. 1212:35–39. Cyrillus Alexandrenus. Commentarius in Isaiam prophetam//PG. 70. Col. 1396:13–20. Phipo Carpasianus. Enarratio in canticum canticorum//PG. 40. Col. 105:47 — 108:2. Ο αυτοκρτορας Θεδωρος Λσκαρης ονμασε το Πατριαρχεο Κωνσταντινουπλεως «θεα μτηρ κκλησα Χριστο», χωρς να νοηματοδοτε αυτ το νομα με κποια αντιπαρθεση με λλες Εκκλησες. Βλ. Theodorus Lascaris. Epistula 90. Ad Manuelem patriarcham I:1–6//Theodori Ducae Lascaris Epistulae CCXVII/ed. N. Festa. Florence: Istituto di studi superiori pratici e di perfezionamento, 1898. (Pubblicazioni del R. Istituto di studi superiori pratici e di perfezionamento in Firenze. Sezione di filosofia e lettere; 29). P. 117.

http://new.mospat.ru/gr/authors-analytic...

d. heilgen Kultes. Münster, 1938. S. 86-95; Viller M. , Rahner K. Aszese und Mystik in der Väterzeit. Freiburg i. Br., 1939. S. 216-228; Crainic N. Das Jesus-Gebet//ZKG. 1941. Bd. 60. S. 341-353; Des Places É. Un Père grec du Ve siècle: Diadoque de Photicé//REA. 1943. Vol. 45. P. 61-80; idem. Introduction// Diadoque de Photic é. Œuvres spirituelles. P., 1955. P. 9-81. (SC; 5 bis); idem. Diadoque de Photicé//DSAMDH. 1957. T. 3. P. 817-834; idem. Une catéchèse inédite de Diadoque de Photicé?//RSR. 1952. Vol. 40. P. 129-130; idem. La tradition manuscrite des «Cent Chapitres» de Diadoque de Photicé//REG. 1957. Vol. 70. P. 376-386; idem. Diadoque de Photicé et le Messalianisme//Kyriakon: FS J. Quasten. Münster, 1970. S. 591-595; Marrou H. I. Diadoque de Photike et Victor de Vita//REA. 1943. Vol. 45. P. 225-232; idem//Biblica. 1951. Vol. 32. P. 325-326; Χρστου Π. ιδοχος ο Θωτικς. Θεσσαλονκη, 1952; Guillaumont A. Cor et cordis affectus//DSAMDH. 1953. T. 2. col. 2281-2288; Honigmann E. Patristic Studies. Vat., 1953. P. 174-184. (ST; 173); Krivocheine B. The Writings of St. Symeon the New Theologian//OCP. 1954. Vol. 20. P. 298-328; Pellegrino M. Un antico maestro di carità//Studium. R., 1956. N 52. P. 489-494; Darrouz è s J. Notes d " histoire des textes//REB. 1957. Т. 15. P. 169-175; Stiernon D. Diadoque de Photicé//DHGE. 1960. Vol. 14. P. 374-378; Aubineau M. Textes de Marc l " Ermite, Diadoque de Photicé, Jean de Carpathos et Maxime le Confesseur dans le cod. Harleianus 5688//OCP. 1964. Vol. 30. P. 256-259; D ö rries H. Diadochos und Symeon: Das Verhältnis der κεφλαια ϒνωστικ zum Messalianismus// Idem. Wort und Stunde. Gött., 1966. Bd. 1: Gesammelte Studien z. Kirchengesch. des 4. Jh. S. 352-422; Freeman D. M. Diadochus of Photice: Excerpts from the One Hundred Chapters on Spiritual Perfection//Diakonia. N. Y., 1972. Vol. 7. P. 339 sq.; Skordas E. Η νηπτικ θεολοϒα το ιαδχου Θωτικς. Αθναι, 1976; Messana V. Diadoco di Fotica e la cultura cristiana in Epiro nel V sec.//Augustinianum.

http://pravenc.ru/text/171909.html

Mönchtums u. d. heilgen Kultes. Münster, 1938. S. 86–95; Viller M., Rahner K. Aszese und Mystik in der Väterzeit. Freiburg i. Br., 1939. S. 216–228; Crainic N. Das Jesus-Gebet//ZKG. 1941. Bd. 60. S. 341–353; Des Places É. Un Père grec du Ve siècle: Diadoque de Photicé//REA. 1943. Vol. 45. P. 61–80; idem. Introduction// Diadoque de Photicé. Œuvres spirituelles. P., 1955. P. 9–81. (SC; 5 bis); idem. Diadoque de Photicé//DSAMDH. 1957. T. 3. P. 817–834; idem. Une catéchèse inédite de Diadoque de Photicé?//RSR. 1952. Vol. 40. P. 129–130; idem. La tradition manuscrite des «Cent Chapitres» de Diadoque de Photicé//REG. 1957. Vol. 70. P. 376–386; idem. Diadoque de Photicé et le Messalianisme//Kyriakon: FS J. Quasten. Münster, 1970. S. 591–595; Marrou H. I. Diadoque de Photike et Victor de Vita//REA. 1943. Vol. 45. P. 225–232; idem //Biblica. 1951. Vol. 32. P. 325–326; Χρστου Π. ιδοχος ο Θωτικς. Θεσσαλονκη, 1952; Guillaumont A. Cor et cordis affectus//DSAMDH. 1953. T. 2. col. 2281–2288; Honigmann E. Patristic Studies. Vat., 1953. P. 174–184. (ST; 173); Krivocheine B. The Writings of St. Symeon the New Theologian//OCP. 1954. Vol. 20. P. 298–328; Pellegrino M. Un antico maestro di carità//Studium. R., 1956. N 52. P. 489–494; Darrouzès J. Notes d " histoire des textes//REB. 1957. Т. 15. P. 169–175; Stiernon D. Diadoque de Photicé//DHGE. 1960. Vol. 14. P. 374–378; Aubineau M. Textes de Marc l " Ermite, Diadoque de Photicé, Jean de Carpathos et Maxime le Confesseur dans le cod. Harleianus 5688//OCP. 1964. Vol. 30. P. 256–259; Dörries H. Diadochos und Symeon: Das Verhältnis der κεφλαια ϒνωστικ zum Messalianismus// Idem. Wort und Stunde. Gött., 1966. Bd. 1: Gesammelte Studien z. Kirchengesch. des 4. Jh. S. 352–422; Freeman D. M. Diadochus of Photice: Excerpts from the One Hundred Chapters on Spiritual Perfection//Diakonia. N. Y., 1972. Vol. 7. P. 339 sq.; Skordas E. Η νηπτικ θεολοϒα το ιαδχου Θωτικς. Αθναι, 1976; Messana V. Diadoco di Fotica e la cultura cristiana in Epiro nel V sec.//Augustinianum.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

805 Так доказал Th. Zahn (Forschungen. Thl. V. S. 3 и др.); с ним согласились: A. Harnack (Geschichte. II, 1. S. 363–381), Seeberg (Dogmengeschichte. S. 255); Bonwetsch (RE. S. 410), А. И. Покровский (Хронология раннего мон-танизма//Соборы древней Церкви. С. 156–166; см. также: Христианское Чтение. 1913. Декабрь. С. 1435–1445). Völter относит время возникновения монтанизма к 171 –172 гг. (S. 27–31). 806 A. Harnack (Dogmengeschichte. S. 425–427; Mönchtum. S. 13–17); Bonwetsch (S. 15); Hllgenfeld (S. 598); Möller (S. 764); Seeberg (S. 254). 807 В этом отношении весьма характерно определение Баура, что монтанизм является «попыткой восстановить первохристианство» (см. указанную статью). 808 Ср. определение сущности монтанизма у Неандера; это есть «супернатурализм, отрицающий посредство между сверхъестественным и естественным, признающий значение в жизни христиан только за первым» (S. 227–228). 809 О «парусийных» ожиданиях в первохристианстве см. подробнее в статье проф., свящ. В. Н. Страхова «Вера в близость парусии или второго пришествия Господа в первохристианстве и у св. ап. Павла»//Сборник статей в память столетия Московской Духовной академии. Ч. I. С. 329–380. 810 О том, как парусийные ожидания сказывались в жизни, в частности, т отношениях христиан (и монтанистов) к церковному строю, см. в указанной статье В. Н. Страхова (С. 342–343 и др.). 811 Tertullian. De monogamia. Cap. XIV (nova prophetia – у Mignéя. PL. Т. II. Col. 950); De jejuniis. Cap. I (Col. 954); De resurrectione carnis. Cap. LXIII (Col. 886) и др. 812 Euseb. HE. V, 16, 4 (y Schwarmz’a S. 197; русск. перев. С. 264); 19, 2 (у Schwarmz’a S. 206; русск. перев. С. 275). 813 Martyrium Polycarpi. V, 2 (в editio minor. S. 121; ср.: Euseb. HE.TV, 15, 10 – у Schwarmz’a S. 142; русск. перев. С. 191). 817 Contra haereses. III, 11, 9 (у Mignéя Col. 991; русск. перев. С. 251); II, 32,4 (у Mignéя Col. 829–830; русск. перев. С. 110). 818 О харизматических дарованиях в древней Церкви см. в Διδαχ; из работ русских ученых подробнее у проф. А. П. Лебедева (Собрание сочинений. Т. X. Духовенство древней Церкви. М., 1905. С. 3–26); Касицына Д.Ф. (Расколы первых веков христианства. С. 25–42).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010