События 2-й части Жития происходят в Магнесии-ад-Сипил (Магнисии, ныне Маниса, Турция) и в долине р. Герм. Важную роль в Житии играет город, именуемый в слав. тексте Астохия или Статохия, за этим именем угадывается Та-Тейхе, он же Неон-Тихос (ныне Яныккёй у горы Думанлы - Mendes A. S. Neon Teikos (Yanik Koy, Turquia): Una Ciutat Grega arcaica de la costa Eolica de l " Asia Menor//Ex novo: Rev. d " istoria i humanitats. 2005. N 2. P. 11-24). О. выстроил здесь церковь с нестандартным завершением, вид к-рого предначертал преподобному ангел; между тем с нач. Х в. Та-Тейхе фигурировал под названием «Архангел» ( Darrouz è s. Notitiae. N 78, 286), не исключено, что название дано как раз в честь этого нового собора. Житие О. переполнено анахронизмами и нестыковками: напр., действие отнесено к эпохе Диоклетиановых гонений и массовых обращений в христианство, однако О. подвизается в монастыре, имеющем огромное количество насельников (700-850 чел.). Согласно Житию, преподобный род. в Палестине, однако все чудеса совершил в Лидии, на западе М. Азии; кроме того, название его родной деревни - Карина - зафиксировано не в Палестине, а именно в Лидии ( Ahrweiler H. L. L " histoire et la géographie de la région de Smyrne, entre les deux occupations turques (1081-1317) particulièrement aux XIIIe siècle//TM. 1965. Vol. 1. P. 69, fn. 363). В слав. версии Житие названо Мученичеством, однако никаких признаков ни мученичества, ни исповедничества текст не содержит. Видимо, в образе О. слились черты неск. святых; окончательный текст Жития был составлен в IX в. Синаксарные Жития О. имеются в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 540-541), в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 820 - под 14 июля. Col. 817 - под 13 июля. Col. 829 - под 18 июля) и в арм. Синаксаре Тер-Исраэла (Le Synaxaire armenien de Ter Israel/Ed. G. Bayan. P., 1910. Vol. 1. P. 452-454. (PO; T. 5. Fasc. 3)). Память О. в Армянской Церкви отмечается 28 авг. Память О. и посвященное ему двустишие содержатся в слав. стишном Прологе XIV в. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 10. С. 72-73), где он назван преподобным. В ВМЧ О. также упомянут как преподобный «от Кесарии Палестинской» ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 311). В совр. календаре РПЦ именуется преподобным и исповедником.

http://pravenc.ru/text/2578415.html

Филарет, Архиеп. Черниговский. Историческое учение об отцах церкви. СПб. 1882. Изд. 2. Т. III, стр. 31. Проф. А. И. Бриллиантов . Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб. 1898, стр. 96–97. 19 Это утверждение не распространяется, однако, на некоторые частности и подробности августиновского учения о Св. Духе, не получившие в современной ему патристической литературе вполне обстоятельного решения и строго-определенного выражения. (De fide et symbolo IX, 19. Migne, t. 40, col. 191). 20 О причинах отсутствия у Августина системы и невозможности конструировать ее см. подробнее: Dr. A. Dorner, Augustinus, sein theologisches System und seine religions – philosophische Anschauung. Berlin. 1873. Einleitung. S. 1. Более решительно высказывается об этом Prof. A. Harnack. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Freib. im Breisg. 1890. Bd. III. Ss. 82–92. Здесь он категорически заявляет по этому поводу: «von System Augustins nicht die Rede sein kann» (S. 91). 21 См., напр., Prof. Th. Gangauf. Des hl. Augustinus speculative Lehre von Gott dem Dreieinigen. Augsb. 1865. Einleitung. S. 30. A. Dvrner. Op. cit., Einleitung, S. 1. C. Bindemann. Op. cit. Bd. III, Ss. 709,744; F. u. P. Böhringer. Aurelius Augustinus, Bischof von Hippo. Stuttgart. 1877–1878. Bd. II. Ss. 760 cnfr. 416. Prof. A. Harnack. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Freib. im Br. 1888. Bd. II, S. 295. Dr. J. Schwane, op. cit. и мн. др. – Из отечественных богословов: (Проф.) А. И. Бриллиантов . Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. С.-Петербург. 1898. стр. 97. Епископ Сильвестр. Опыт православного догматического богословия. Киев. 1885. Т. 2-ой, стр. 549 и -мн. др. 23 " opus tam laboriosum» – Augustini Epist. ad papam Aurelium. Migne, t. 42, 817–818. Cnfr. Epist. CLXXIV. Migne, t. 33, col. 758. 24 " eos libros (de Trinitate).... a paucis intelligi posse arbitror». Epist. CLXIX, с. 1. Migne, t. 33, col. 743. 26 См. Migne, s. 1., t. 47, col. 27: De Trinitate Dei libri quindecim, anno 400 inchoati, anno 416 absoluti. Ср. Th. Gangauf. Op. cit. Ss. 32–33. Его же. Metaphysische Psychologie des heil. Augustinus. Augsburg. 1852. (Einleitung. § 1. Leben und Schriften des hl. Augustinus, S. 17).– По Bardenhetwer " у, соч. «De Trinitate Dei» начато Августином в 398 г., а закончено посл 416 г. (Op. cit., S. 418).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

A. 819//MGH. Script. Rer. Germ. T. 6. P. 150). О Соборе 817 г. упоминается в 2 хрониках (Chronicon Laurissense breve. A. 816//MGH. SS. T. 1. P. 122; Chronicon Moissiacense. A. 815//Ibid. P. 311-312) в связи с предписанием всем монахам об обязательном следовании Уставу прп. Венедикта Нурсийского. Еще один документ, связанный с ахенской реформой, «Записка о служениях монастырей» (Notitia de servitio monasteriorum), представляет собой список налогов и служений, к-рыми мон-ри были обязаны императору (изд.: Corpus Consuetudinum Monasticarum. Vol. 1. P. 493-499; см.: Kettemann. 1999). Для проведения ахенской реформы имп. Людовик Благочестивый назначил посланников (missi), которые должны были объезжать мон-ри и контролировать соблюдение имп. предписаний (ср. более ранние постановления: 20-й канон Майнцского Собора - MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 266-267). Аббатство Корвей. Основано в 815 или 816 г. Аббатство Корвей. Основано в 815 или 816 г. Роль св. Бенедикта Анианского в проведении реформы до конца неясна. Согласно Ардону, Бенедикт Анианский составил дополнения к Уставу прп. Венедикта Нурсийского для его применения на практике (Vita Benedicti abbatis Anianesis et Indensis auctore Ardone. 36-38//MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 215-217). Однозначно можно сказать только, что Бенедикт Анианский развивал идею единого устава для всех мон-рей (forma unitatis - Ibid. 36//Ibid. P. 215-216), к-рую, видимо, от него воспринял имп. Людовик Благочестивый. Дабы доказать превосходство Устава прп. Венедикта Нурсийского над др. монашескими уставами, Бенедикт Анианский составил компиляцию всех известных ему уставов (Ibid. 38//Ibid. P. 216-217), сравнив их с Уставом прп. Венедикта. Его труд сохранился в 2 редакциях - «Concordia regularum» (старое изд.: PL. 103. Col. 701-1380; новое изд.: Concordia regularum/Ed. P. Bonnerue. Turnhout, 1999. 2 Bde. (CCCM; 168, 168A)) и «Codex regularum» из аббатства св. Максимина в Трире (Monac. lat. 28118, IX в.; изд.: PL. 103. Col. 393-665). В 817 г. Бенедикт Анианский вместе со своим сторонником Арнульфом, аббатом Нуармутье, отправился в монастырь св.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

Ист.: BHL, N 156-167; BHG, N 45-46; Ambrosius. De virg. I 2, 7; De offic. I 16, 203; Damasi Epigr. 43f n. 43; Prudentius. Peristephanon 14//PL. 60. Col. 580-590; ActaSS. Jan. T. 2. P. 350-363; Ruinart. Acta. T. 2. 1803. P. 32-91; ЖСв. Январь. С. 245-254. Лит.: Franchi de " Cavalieri P. S. Agnese nella tradizione e nella leggenda. R., 1899; Dufourcq A. Étude sur les gesta martyrum romains. P., 19002. T. 1. P. 23, 26, 28-29, 214-217; P., 19072. T. 2. P. 53-60; ПБЭ. Т. 1. Стб. 280-286; Allard P. Agnès (Saint)//DACL. T. 1. Col. 905-918; Leclercq H. Agnès (Cimietière de Sainte-Agnès)//Ibid. Col. 918-965; Yubaru F. S. Agnès. P., 1907; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 33; Krautheimer R. Corpus Basilicarum Christianarum. R., 1937. T. 1. P. 14-39; Deichmann F. W. Frühchristliche Kirchen in Rom. Basel, 1948; Janin. Églises et monastèries. P. 9. А. И. Макаров Мц. Агния. Мозаика ц. Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура в Риме. 625-638 гг. Изображения А., одни из самых ранних в иконографии святых мучениц, имеются уже на донцах стеклянных чаш IV-V вв. (музеи Ватикана, Болоньи), найденных преимущественно в Риме (нек-рые - из катакомб Сант-Аньезе): А. представлена в позе оранты , в богатых одеждах патрицианки, с волосами, убранными в прическу (иногда с покрытой головой), и с серьгами в ушах. В средневек. искусстве А. изображалась, как правило, с покрытой головой или в драгоценном венце, являющемся символом награды за мученический подвиг и указывающем на знатное происхождение святой. Атрибутами А. являются: агнец (впервые на мозаике сев. стены центр. нефа в базилике Сан-Аполлинаре-Нуово в Равенне, 556 или 569 гг.; на флавеллуме из Турнюса, нач. IX в. (музей Барджелло, Флоренция); в Соборе святых в «Маэста» Дуччо ди Буонинсеньи , 1311 г. (собор в Сиене); среди святых жен в центр. части «Гентского алтаря» братьев Ван Эйк , 1-я четв. XV в. (ц. св. Бавона в Генте)); пальмовая ветвь (витраж кон. XIII в., ц. св. Дионисия в Эслингене); лилия и виноградная лоза (утраченная фреска в оратории Сан-Сильвестро в ц. Сан-Мартино-аи-Монти в Риме, XIII в.); меч или кинжал - орудие мученичества. Сохранились многочисленные изображения А. в рим. церквах: мозаика в апсиде Сант-Аньезе-фуори-ле-мура , 625-638 гг.,- с предстоящими, в рост; фреска в ц. Санта-Мария-Антиква, 817-824 гг.; фреска в оратории Сан-Сильвестро, ок. 844 г.,- с жемчужным венцом в руках, вместе с др. святыми женами предстоит Богоматери; мозаика в базилике Санта-Прасседе, нач. IX в.; фреска в Санта-Мария-Антиква, X в.,- погрудное изображение в медальоне; мозаика в капелле св. Лаврентия в Латеране, 1215-1227 гг. Циклы изображений со сценами жизни, чудес и мучений А. сохранились в ц. Санта-Мария-ди-Донна-Реджина в Неаполе, сер. XIV в.; в ц. Сан-Теодоро в Павии, нач. XVI в., а также были широко распространены в искусстве Зап. Европы XV-XIX вв. (картины Г. Давида, Тинторетто, Х. Риберы, Доменикино, Мурильо).

http://pravenc.ru/text/63334.html

S. 75-76; Sacramentarium Triplex (Zürich. Zentralbibl. C. 43. Fol. 160v - 161r)). В визант. церковных календарях Н., П., Г. и К. имеют общий день памяти - 14 окт. В Синаксаре К-польской ц. под этим числом содержатся память мучеников и сказание о них. В отличие от текста Мученичества BHG, N 1323, на основе которого была составлена синаксарная заметка, в ней говорится, что оба родителя Н., а не только мать, были римлянами, обращенными в христианство ап. Петром. Из-за пропуска в начале текста город, где Н. встретил Г. и П., ошибочно назван Плаценцией, однако далее сообщается, что мученики вновь увиделись и были казнены в Медиолане; имя правителя Анулина соответствует лат. традиции (SynCP. Col. 137-138). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) под 14 окт. содержится аналогичное более краткое сказание о святых, в к-ром правитель Италии не назван по имени, город, где Н. в первый раз встретил П. и Г., не указан (PG. 117. Col. 108-109). Прп. Никодим Святогорец датировал мученическую кончину Н., П., Г. и К. 57 г. В составленном им сказании, так же как в визант. синаксарях, говорится, что Н. встретил П. и Г. в Плаценции, где эти святые были заключены в темницу Анулием; своего деда Н. обратил к вере в Риме, а не в Африке ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 346-347). Впосл. день памяти Н., П., Г. и К. под 14 окт. закрепился в Греч. Правосл. Церкви и в календаре РПЦ. Ист.: BHL, N 3513-3522, 6039-6050; CPL, N 2195; BHG, N 1323-1323d-e; ActaSS. Feb. T. 6. P. 503-534; Ibid. Iun. T. 3. P. 817-846; Savio F. Due lettere falsamente attribuite a S. Ambrogio//Nuovo bullettino di archeologia cristiana. R., 1897. Vol. 3. P. 153-178; PL. 17. Col. 743-747; PG. 116. Col. 895-908 [Житие, составленное Симеоном Метафрастом]; MartHieron. P. 264, 325-326, 399-401, 577-578; MartRom. P. 245; ЖСв. Окт. С. 331-342; Marcora C. Il santorale ambrosiano: Ricerche sulla formazione dagli inizi al secolo IX. Mil., 1953. P. 70-72; Aubineau M. Jean Damascène et l " epistula de inventione Gervasii et Protasii attribuée a Ambroise//AnBoll.

http://pravenc.ru/text/2564630.html

И. был значительным церковным писателем. Из фрагментов, сохранившихся в катенах, известно, что он написал толкования на Псалтирь, на книги малых пророков и на Евангелие от Луки. В сочинениях прп. Феодора Студита сохранились также отрывки из «различных вопросов» к Юлиану, еп. Адрамиттийскому. Прп. Феодор Студит приводит фрагменты текста И. об отношении к почитанию икон ( Theod. Stud. Ep. 499). Кроме традиц. аргумента, что изображения служат наглядным наставлением для неграмотных, у И. встречается идея, что созерцание священных изображений является средством учения духовного созерцания Бога. В 1904 г. при археологических раскопках на территории визант. Эфеса была найдена надпись, содержащая указания И. о погребении христиан в городе. Соч.: Diekamp F. Analecta Patristica: Texte und Abhandlungen zur griechische Patristik. R., 1938. S. 109-153. (OCA; 117). Ист.: Mansi. T. 8. Col. 795, 817-836, 1143; Grégoire H. Recueil des Incriptions grecques-chrétiennes d " Asie Mineur. P., 1922. N 108; Cyr. Scyth. Vita Sabbae. 70. Лит.: Le Quien. OC. T. 1. Col. 681; Duchesne L. L " Église au VIe siècle. P., 1925. P. 82 sq.; Alexander P. J. Hypatios of Ephesus: A Note on Image Worship in the Sixth Century//HarvTR. 1952. Vol. 45. P. 177-184; Gouillard J . Hypatios d " Éphèse ou du Pseudo-Denys à Théodore Studite//REB. 1961. T. 19. P. 63-75; Altaner. Patrologie. S. 475-476; Duval Y. M. Le livre de Jonas dans littérature chrétienne grecque et latine. P., 1973. Vol. 2. P. 565-567; Gero S. Hypatius of Ephesus on the Cult of Images//Christianity, Judaism and Other Graeco-Roman Cults: Studies for M. Smith at Sixty/Ed. J. Neusner. Leiden, 1975. Pt. 2. P. 208-216; Thümmel H. G. Hypatios von Ephesos und Iulianos von Atramytion zur Bilderfrage//Bsl. 1983. Vol. 44. P. 161-170; Grillmeier A. Jesus der Christus im Glaube der Kirche. Friburg i. Br., 1989. Bd. 2/1. S. 264-285; Baldwin B. Hypatios, bishop of Ephesos//ODB. Vol. 2. Col. 963-964; Hypatios I//DHGE. T. 25. Col. 537. Д. В. Зайцев Иконография Изображения И. чрезвычайно редки. Предположительно он вместе с соименным ему сщмч. Ипатием Гангрским представлен на т. н. Васильевских вратах , выполненных в 1335/36 г. в технике золотой наводки для собора Св. Софии в Вел. Новгороде (ныне в юж. портале собора Успенского монастыря в Александрове). Святые изображены в 3-м ряду, погрудно в медальонах; в обоих случаях надпись: «Eлnamui» ( Лазарев В. Н. Васильевские врата 1336 г.//Сов. Арх. 1953. Т. 18. С. 386-442).

http://pravenc.ru/text/673753.html

Ист.: BHG, N 276-277k; BHL, N 1370-1380; BHO, N 183; ActaSS. Febr. T. 1. P. 334-347; PG. Т. 116. P. 817-830 [passio]; SynCP. Col. 457, 458, 988; ЖСв. Февр. С. 211-221; Laty š ev. Menol. T. 1. P. 328-336; Garitte G. La Passion de S. Irénarque de Sébasteé et la Passion de S. Blaise//AnBoll. 1955. Vol. 73. P. 18-54; Tandari J. Hrvatoglagoljski ritual//Slovo. Zagreb, 1980. N 30; Gianelli C. , Graciotti S. Il Messale croato-raguseo (Neofiti 55) d. Biblioteca Apostolica Vaticana. Vat., 2003. Лит.: Skurla S. Sveti Vlaho: biskup i muenik od Sevasta, dubrovaki obranitelj. Dubrovnik, 1871; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к Правосл. Востоку в XVI и XVII ст. М., 1885; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 66, 67; Janin. Églises et monastères. P. 64, 65; Janin R. Blaise (28)//DHGE. T. 9. Col. 69; LTK. Bd. 3. S. 525; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 83; Gordini G. D. Biagio//BiblSS. Vol. 3. P. 158-160; 160-165; 165-170; Топоров В. Н. Боги//Слав. древности: Этнолингвистич. слов. М., 1995. Т. 1. С. 210, 211; Толстой Н. И. Власий//Там же. С. 383, 384; Cavallaro R. S. Biagio tra folklore e mito. R., 1996. Л. А. Бугаевская, П. И. Жаворонков, А. А. Турилов Избранные святые. Икона. Кон. XIV — нач. XV в. (ГТГ) Согласно Большаковскому иконописному подлиннику сводной редакции (XVIII в.), В. был «сед, брада по персям», сужающаяся книзу; изображался в крещатой фелони («ризы кресты обои равны, черныя и белыя»), светлом подризнике, в омофоре, с Евангелием в руках ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 72, 101). Образ этого святого в рус. иконописных подлинниках обладает архетипической характеристикой: описания др. святых уподоблены В. так же часто, как и образу свт. Николая, они касаются отдельных черт, гл. обр. бороды (напр., сщмч. Евсевий Самосатский - «брада Власиева» - Там же. С. 22; св. блгв. кн. Глеб Всеволодович - «брада доле Власиевы и поуже» - Там же. С. 113), возрастной характеристики (напр., сщмч. Корнут, еп. Никомидийский,- «сед, власы и стар, аки Власий», еп. Сисиний Кизический - «сед, аки Власий» - Там же. С. 29, 109), а также типологии образа святителя (напр., свт. Сильвестр в изображении «Воздвижения Креста» - Там же. С. 29) или старца (в т. ч. и в композициях на евангельские сюжеты, напр. «Зачатие св. Иоанна Предтечи»: «За Захариею стоят старцы близ его, един сед брадою, аки Власий, а другой, аки Никола...» - Там же. С. 32). Др. иконописный подлинник того же времени (Филимоновский) к описанию В. добавляет изображение свитка с надписью: «Господи, Боже мой, аще в скорбех или в напастех помянет имя мое, исполни комуждо прошения сердца его» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 269). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) предписано изображать В. следующим образом: «старец кудрявый с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 8. 29); в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 11 февр. дано пояснение: «был усечен мечем» (Ч. 3. §§ 22).

http://pravenc.ru/text/155013.html

77 Св. Иоанн златоуст говорит, что образ Божий, данный человеку, состоит «в господстве, а не в другом чем». Беседа 8 на кн. Бытия. Твор. т. IV, стр. 62–63; также стр. 190 и др. Исидора Пелус. цит. письмо. твор. ч.II, стр. 149. Бл. Феодорита толкование не кн. Бытия, вопрос 21. Твор. ч. I, стр. 25–26. 81 В выше цит. толковании на кн. Бытия (вопр. 21) Феодорит говорит между прочим и о «более точном подобии» души человеческой Богу, которое, по его слова, состоит в том, что «ум рождает слово, с словом же исходит дух, не рождаемый подобно слову, но всегда сопровождающий слово, исходящий вместе с рождаемым словом». Твор. ч. I, стр. 27. 82 См. Григория Богосл. слово 22, о мире, твор. ч. II, стр. 182; ср. послание к монаху Евагрию о Божестве, ч. IV, стр. 152–153. Григория Нисск. Большое оглас. слово, гл. 1–2, твор. ч. IV, стр. 5–10. 87 Самогласен на погребение 6-го гласа: ср. De fide orth. I, II, c.12. M.P. t. 94, col. 920 В. Русск. перев. стр. 79. 89 Канон на Преобразение господне: 2-й тропарь 5-й песни: канон на Богоявление: та же песнь и тропарь. Для праздничных канонов Дамаскина мы пользовались синодальными изданиями Анеологиона (праздничной Минеи) М. 1848 г. и Пентикостариона (цветной Триоди) М. 1905 г. Подлинный же текст почти всех этих канонов мы находили в 96 томе греческ. серии Патрологии Миня, coll. 817–853, 1364–1368. 93 «Прежде нарушения (заповеди) все было послушно человеку», говорит Дамаскин: тогда «и змий был дружественен к человеку… приходя к нему и своими приятными движениями беседуя с ним». De fide orth. I, III, c.10. M.P. t. 94, col. 909 А. Русск. перев. стр. 73. 94 Ibid. c. II, col. 912 A. Русский перев. стр. 74. В понимании рая св. отец старается соединить аллегорическое и буквалистическое толкование Отцов. «Некоторые», говорит он, … представляли себе рай чувственным, другие же духовным. Однако мне … кажется, то … как человек сотворен был состоящим из чувственной вместе и из духовной природ, так и священный его храм был чувственным месте и духовным и имевшим двоякий вид». Ibid. coll. 916 D, 917 C. Русский перев. стр. 77–78.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Us...

(Sermones или Instructiones). В издании Ж. П. Миня К. приписываются 18 проповедей (PL. 80. Col. 229-260), из них 5 могут быть исключены из рассмотрения. Т. н. Sermo 14 представляет собой 6-е письмо К.; 18-я проповедь, которая в рукописях приписывается К., Евхерию Лугдунскому, Фавсту Рейскому и Кесарию Арелатскому, заимствована из сборника Евсевия Галликана (CPL, N 996; изд.: Eusebius Gallicanus. Hom. 38 (Ad monachos 3)// Idem. Collectio homiliarum/Ed. F. Glorie. Turnhout, 1971. P. 435-449. (CCSL; 101A)). Проповеди 15-17 (Sermo 15 - Exhortatoria S. Columbani in conventu ad fratres; Sermo 16 - De homine misero; Sermo 17 - De octo vitiis) встречаются в рукописях в той или иной комбинации с первыми 13 проповедями, но с т. зр. жанра, языка и содержания резко отличаются от них, а потому большинством ученых относятся к числу подложных сочинений (их подлинность доказывал только Лапорт - Laporte. 1955). Оставшиеся 13 проповедей вместе содержатся лишь в 3 рукописях, происходящих из б-ки аббатства Боббио: Taurin. G. VII. 16. Fol. 13v - 59, 2-я пол. IX в.; аналогичная рукопись - Taurin. G. V. 38. Fol. 90v - 125, IX-X вв. (состояние рукописи, в к-рой помимо трудов К. представлены Устав прп. Бенедикта, бенедиктинский Гимнарий и каноны каролингских Соборов 816-817 гг., указывает на то, что особой популярностью в этом сборнике пользовалась Sermo 5); St. Gallen. Stiftsbibl. 1346. Fol. 1-58, XVII в. Также известно более 20 рукописей, в которых представлена только Sermo 5 (часто под названием Epistula Columbani) (обычно вместе с «Правилами для монахов»). Среди самых ранних рукописей этого типа - Paris. lat. 13440. Fol. 97-100, 1-я четв. IX в. (из Корби); Lambach. Stiftsbibl. 31. Fol. 110-111, IX в.; Monac. Clm. 6330. Fol. 48-49, нач. IX в.; Zürich. Zentralbibl. Rh. hist. 28. Fol. 109v - 111, IX в. (из Райхенау); St. Gallen. Stiftsbibl. 141. Fol. 42-52, X в.; 915. Fol. 167-169, X в. Основное критическое издание: Opera. 1970. P. 60-121 (Sermones); P. 206-208 (Exhortatio); P. 208-210 (De homine misero); P. 201-212 (De octo vitiis principalibus).

http://pravenc.ru/text/1841808.html

Старец Леонид Оптинский (S1841), в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 153. Умеренность Василий Великий , Великое правило 16, 17, 18, 19, 20, Краткое правило 128. Отечиик, Собрание анонимных высказываний, фр. пер. J.C. Guy, изд. Abbaye de Bellefontaine, с. 323–328. Мартирий Садонский, Книга совершенства II, 6, CSCO 215, Syr. 91, с. 66–74. Антиох Монах, Том. 6, PG 89, 1149–52. Симеон Метафраст , Проповедь 29, PG 32, 1345–53. Житие преп. Ипатия, в кн. A.J. Festugière, Les poines d’Orient, Paris 196165, vol. Il, c. 43. Целомудрие Василий Великий , Великое правило 5, 14, 15. Кассиан, Трапеза 12 и 19, SC 54 (1958), с. 120–146, SC 64 (1959), с. 53–55; см. Там же, Указатель, с. 234. Иоанн Лествичник , Лествица райская 15, PG 88, 880–924. Антиох Монах, Том. 20, PG 89, 1492–96; Там же 69, col. 1633–36. Соловьев В., Оправдание добра I, I, 1–2, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 49–57; Там же I, II, 6, с. 76 слл.; Il, VII, 6, с. 169 слл. Брак Григорий Богослов , Беседа 18, 7 слл., PG 35, 993; Надгробное слово о сестре Горгонии, Беседа 8, PG 35, 789–817. F. Quéré-Jaulmes, La femme. Les grands textes des Pères.., Lettres chrét. 12, Paris 1968; Григорий Богослов , с. 219–237; Григорий Нисский , Житие ев. Макрины, с. 244 слл.; Климент Александрийский , Педагог 3, 1–2, с. 137 слл.; Иаков Саругский, с. 307 слл. Симеон Солунский , О честном и законном супружестве, PG 155, 503–516. Соловьев В., Оправдание добра III, XIX, 3–6, Собр. соч., т. 8, изд. С.Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 453–465. Девственность Иоанн Златоуст , О девственности, DC 125 (1966). Григорий Нисский , Трактат о девственности, SC 119 (1966). Мефодий Олимпийский , Пир SC 95 (1963). Антиох Монах, Том. 21, PG 89, 1496–1500. Пост Сборник высказываний святых отцов о посте, см. DS 8 (1974), col. 1175 слл. Мартирий Садонский, Книга совершенства И, 7, CSCO 215, Syr. 91, с. 75–92. Назарий Валаамский (S 1809), в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 54–57 (наставление относительно трапезной).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010