увлекающею человека живостью. Ср. Нил C. De Iosepho et Snsanna. c. XXI, col. S33CD. 781 Евагрий. Rer. monac. rat. c. IX, col. 1261C. Cp. Cap. pr. c. XV, coL 1225В. XXI, col. 1228A. Cp. Исаяк C. Λ. LXXX1V, σ. 480. 783 Григорий H. De beat. Or. VI, col. 1265B. Cp. ibid., Or. V, col. 1249A: In Psal. Tr. I, c. I, col. 433A; 433B; 433C. 786 Об Антонии В., напр., сообщается, что так как душа его была безмятежна, то и внешние чувства оставались невозмущаемыми ( ταρχους), и от душевной радости весело было и лицо ( π τς χαπς τς ’χειν κα τ προ’γωπον) и по движениям телесным можно было заключать о спокойствии души ( τν νς ψυχς κατστασιν). Vita Antonii, 67, col. 940AB. Даже и в других общение с ним возбуждало радость. Ibid. 73, col. 945А. 787 Св. Григорий Н. отличает радость истинного христианина, пока он находится на земле, от той высшей степени ее развития, которая явится его уделом в жизни будущего века, обозначая первую и вторую даже разными наименованиями. По мысли Св. Отца «царствием» Господь назвал раждаемую Духом в душах «радость» ( ε’φποσυ’νην), которая является залогом «вечной радости» ( αωνι’ου χαπς), которою некогда будут наслаждаться души святых. De inst. Christ, col. 304A. 792 В существе своем, поэтому, справедливо, но в способе и деталях раскрытие не чуждо преувеличений обобщение проф. И. В. Попова, церковь , по его словам, «смотрит на духовное блаженство, как на следствие добродетели, и осуждает тех, которые поставляют его целью своей нравственной деятельности» (Естественный нравственный закон, стр. 167). Гораздо точнее и определеннее сказать, что поставлять загробное блаженство целью своей деятельности христианин может только на низших ступенях своего развития (о чем у нас речь будет ниже. Cp. ibid., стр. 159–165), когда такое отношение для человека является даже отчасти неизбежным. Что же касается высшей ступени христианского совершенства, то исполнение христианского подвига становится уже потребностью, одушевленной самоотверженною любовью, облагодатствованной личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Capita, § 54.T. CL, col. 1253D. 757 1Ин.3:2 . Григорий Б. Or. XVI. In patrem tacentem, c. IX. col. 945C: праведники наследуют неизреченный свет и созерцание святой и царственной Троицы, Которая будет тогда озарять яснее и чище и всецело соединится со всецелым умом; в чем одном и поставляю особенно царствие небесное. Ср. Исаак C. LXXIII, 421. По учению св. Отца, В будущем веке не один от другого будет принимать откровение славы Божией но каждому, по мере доблестей его, что следует ему, дано будет Владыкою по достоинству. Там один Даятель, непосредственносообщающий дары способным принять, и от Него приобретают приобретающие небесное веселие. Λ. LXXXIV. σ. 480. Ср. Макарий Е. H. IV. c. XIII. col. 481D. 759 Cp. И. Дамаскин. De f. orth. L. IV, c. XXVII, col. 122SA: «праведники всегда будут смотреть на Христа, сами будучи видиыы Им». Cp. De divinis nominibus, c. I, § IV, col. 592BC. 761 1Кор.13:8 . Бл. Августин. Loc. cit. L. XXII, c. XXX, n. 2, col. 802. Cp. Ефрем C. T. II, p. 334DE. Макарий E. H. XXXIV, c. 3, col. 745C. По мысли великого подвижника, в будущей жизни взаимообщение христиан послужит к увеличению и укреплению их взаимного блаженства. Это воззрение мистика-аскета очень важно и в том принципиальном отношении, что оно implicite предполагает полную совместимость в христианине общения с людьми, с одной стороны, и мистического созерцание Бога–с другой. 763 Cp. 1Kop.13:8. Ср. Евагрий, Loc. cit: ’γε κα τ τος δικαι’οις ποκει’μενα γαθα’, παρ’ηισ’αν τν μετ... γγεε’λων, ρχαγγεε’λων, εξουσιν, κα παντς του δ μου... Что касается тех образов, в которые облекается загробная жизнь праведников в св. Писании и у Оо. Церкви, то для правильного понимание их истинного значения не следует забывать, что они являются не более, как символами предметов и действий, в настоящих условиях нашей жизни для нас собственно не представимых. Цель их педагогически-методическая – приблизить, насколько возможно, к нашему пониманию будущее наше состояние. Без чувственных символов и конкретных образов идеи не обладают.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

De excidio Hierosolymæ, (Morellus), 601–606. Lectio de hymno acathisto. 92, 1347–54, 1353–72. Epigramma de mulieribus unguentiferis, , 1, 715 (in notis Cotelerii). Catalogus SS. Patrum Ecclesiæ, 145, 553–4 (in notitia FH.). Notitia FH., 145, 549–58. NICEPHORUS CHARTOPHYLAX. Vide NICE­PHORUS I CP. 100, 1061–8. NICEPHORUS CHUMNUS (Nathanael mon.), s. XIV, 140. Adversus Plotinum de anima (Creuzerus), 1403–1438. Monitum, 1399–1404. Sermo consolatorius ad filiam (Boissonade), 1437–50. De miraculo in Cana facto (id.), 1451–56. De petitione Elisæi ad Eliam (id.), 1455–66. Testamentum (id.). 1465–1498. De festo Dormitionis S. Maria? (id.), 1497–1526. Notitia FH., 1397–1400. NICEPHORUS I, CP. patr., 806–15, 100. Epistola ad Leonem III, papam (Harduin), 169–200. Antirrheticus 1–3 adversus Constantinum Copronymum, 205–534. Mali præfatio, 201–6. Index analyticus, 1529–34. Apologeticus pro sacris imaginibus (M.), 533–832. Tituli capitulorum, 831–34. Apologeticus minor pro sacris imaginibus (M.), 833–50. Altera demonstratio de s. imaginibus (M.), 849–50. Canones 1–17 (Mansi), 851–54. Canones alii (id.), 858–64. De rebus post Mauricium gestis, 875–994. (Breviarum historicum). Petavii præfatio et protheoria, 863–72. Petavii synopsis chronologica Heraclii, 871–76. Index grammaticus græce, 1533–36. Index analyticus, 1535–40. Chronographia brevis, 1001–60. Credner monitum, 995–1000, 1027–28. Epistolæ ad Theodosium 1–3 (Leunclavius), 1061–68. De pura christianorum fide fg. (Allatius), 18, 236. Notitia F-H., 100, 9–38, in qua Banurii conspectus орегит N., 17–38. AA.SS. Commentarius prævius in vitam S. Nicephori auctore Ignatio, 37–42 (41–160). NICEPHORUS II, CP. patr., 1260–61, 140. Contra eos qui dicunt mortuos sacro oleo ungendos, 805–8. NICEPHORUS, CP. presbyter, s. X, Ш. Vita S. Andreæ Sali, 627–88. AA.SS. Commentarius prævius, 621–28. NICEPHORUS GREGORAS, 1359, 148–49. Byzantinæ historiæ, lib, 1–37, 148, 119–1450; 149, 9–502 (a lib. 25) (cum notis variorum). J. Boivini præfatio, 148, 9–18.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

31 Cougar Y. Op. cit. P. 139. Богословы не римляне, как, напр., великий блаж. Августин, многажды упоминая в экзегетическом смысле Мф. 16:18 , связывают это место с «Церковью» без всякого упоминания Рима (cp. La Bonnardiere А.-М. Tu es Petrus... La péricope Matthieu 16, 13–23 dans l’oeuvre de St. Augustin//Irenikon 34, 4 (1961). P. 461 – 499). 33 О знаменитом отвержении африканской Церковью transmarinum judicium см. Послание Optaremus (Mansi, Collection conciliomm, IV, col. 515–516; cp. Brisson J. B. Autonomisme et christianisme dans l’Afrique romaine. Paris, 1958. P. 233–234. 35 Хорошо документированное обсуждение этого титула находится у Beck Н. G. Kirche und theologische Literatur ит byzantinischen Reich. München, 1959. P. 63–64. Относясь к социальным и политическим аспектам, связанным с служением патриарха в столице ойкумены, титул этот не был связан с какими-либо требованиями положения «вселенского епископа». 37 Сам свт. Григорий несомненно продолжал быть уверенным в этом своем качестве и выражать его в своих письмах; см., напр., Conte Р. Chiesa е Primato nelle lettere dei Papi del Secolo VII. Milan, 1971. P. 192–201. 38 Cp. текст и материалы у Congar Y. Op. cit. P. 204–205; cp. Meyendorff J. Imperial Unity. P. 239–332. 39 Об этом см. гл. обр. Dvornik F. The Photian Schism. History and Legend. Cambridge, 1948; более специально о соборе 879–880 гг. см. Meijer J. A Successful Council of Union. A Theological Analysis of the Photian Synod of 879–880. Thessaloniki, 1975. 40 Этот контраст между Григорием I и Григорием VII Гильдебрандом ясно описан в очень знаменательной книге Tillard J. М. R. The Bishop of Rome. Wilmington, DE, 1983. P.50–55; о переходном периоде см. Klinkenberg Η. М. «Der römische Primat im 10. Jahrhundert», Zeitshcrift der Saviguy- Stiftung für Rechtsgeschichte 72. Kanonische Abteilung 41 (1955). P. 1–57. В этом развитии важную роль сыграли так называемые Лже-Исидоровы Декреталии, составленные около 850 г. в неизвестном месте неизвестным фальсификатором; они представляли власть Рима и духовенства так, как ее видели реформаторы в своих программах, то есть как явление, существовавшее в Церкви во все времена (см. хороший анализ у Congar Y. Op. cit. Р. 226–232).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Т. 94. Col. 1108В). Св. Григорий Богослов говорит: Бог Сын «воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и плоть обессмертить» (Or. XLV, 10/PG. Т. 36. Col. 636А). 435 Cp.: Попов И. В. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского /Богословский вестник. 1904. Т. 3. С. 556–559. Профессор Попов особенно выделяет эту сторону учения преп. Макария и говорит, что его учение о непрестанном воплощении является единственным в своем роде в патриотической литературе (Цит. соч. С. 559. Примеч. 1). – В своем исследовании о преп. Макарии (Ibid. Р. 120) Штоффельс мимоходом напоминает об этом многозначительном факте; как он утверждает, св. Макарий «die historische Erl Eosung als Typus der Rettung jeder Einzelseele darstellt». 446 Hom. XVIII, 3. Col. 636C; Hom. XIX, 3. Col. 644D; De custod. cordis, 13. Col. 837BC. Ibid. 14. Col. 841A. 450 De patientia et discr. 22–23. Col. 884AB; Hom. V, 6. Col. 501BC; II Ep. Col. 42ID; Hom. XXI, 4–5. Col. 657CD. 476 Hom. XV, 22. Col. 589C. По преп. Макарию начало веры зависит от человека, а возрастание и совершенствование – от Бога. Связанная «оковами тьмы, возложенными на нее духами злобы», душа «не может ни любить Господа, ни сколько желает веровать». Hom. XXI, 2. Col. 656D. Cp.: Apophtegm. 20. Col. 249А. 478 Hom. XV, 22. Col. 589CD: «Как ты от членов своих принесешь Ему дар, так и Он, подобно сему, от собственных Своих членов уделит душе твоей, чтобы все тебе делать, и любить, и молиться чисто». 526 Hom. VI, 3. Col. 520BC; De orat. 3. Col. 886Ä Непрестанной молитвой человек побеждает «неустройство (и непостоянство) ума». 536 De orat. 2. Col. 853B. Cp.: De oral. 14. Col. 864D: «Дело молитвы и служения слову, совершаемое надлежащим образом, выше всякой добродетели и заповеди». 538 Hom. XL, 1. Col. 764A. Cp.: De custod. cordis, 8. Col. 825D; De perfect, in Spirit. 15. Col. 852B. 541 Так преп. Макарий истолковывает слова апостола Павла в церкви хощу пять словес умом моим глаголати ( 1Кор.14:19 ): « Церковь можно разуметь в двух видах: или как собрание верных, или как душевный состав.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1932. Fasc. 1. P. 86–88; cp.: Obolensky D. Op. cit. P.213. 992 «Происходит заблуждение, – пишет он, – когда устремляются к тайне созерцания вне безмолвия ума; тогда, действительно, энергии души пребывают в смятении, дух заблуждения имеет время для того, чтобы проскользнуть и смешаться с ними и, замаскировав таким образом свое вторжение, которое он скрывает и после, он находится в душе, с определенных сторон препятствуя благу – с тех, через кото рые он остается соединенным с душой, но не единым; ибо это свойственно только Благому Духу – проникать через всю совокупность всех умных, чистых, тончайших духов ( Прем. 7:23 )». – Gregorius Palamas. Epistola ad Barlaam I//Coisl. 100, fol. 86v. 993 Первое упоминание об этом прозвище, брошенном Варлаамом в адрес исихастов перед константинопольским Синодом, содержится во втором письме, которое направил ему Палама около 1337 г. (Coisl. 100, fol. 100v). 1003 Pro hesychastis, I, (3, 38), fol. 134v-135 [Триады. С. 109–110]; ср.: Idem. Capita CL physica, theologica, moralia et practica, 57//PG 150, col. 1161cd [Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. С. 112–113]. 1004 Pro hesychastis, III, (1, 33), fol. 208–208v [ср.: Триады. C. 333]; cp.: Idem. Homilia 35: In Transformationem Domini//PG 151, col. 440a. 1006 Idem. Epistola ad Barlaam I//Coisl. 100, fol. 86; cp.: Gregorius Nyssenus. De anima et resurrectione//PG 46, col. 89c; Pseudo-Dionysius. De divinis nominibus, IV, 9//PG 3, col. 705a. 1011 " Κοιν μν ον ατη πσι τος εις Χριστν πεπιστευκσιν υπρ ννοιαν γνσις«. – Pro hesychastis, II, (3, 66)//Coisl. 100, fol. 191v [cp.: Триады. C. 282]. 1015 Epistola ad Barlaam II//Coisl. 100, fol. 100. Здесь идет речь о явной отсылке к Иисусовой молитве, подвизаться в которой для Паламы является основным элементом монашеской жизни (ср.: Pro hesychastis//Coisl. 100, fol. 120,127v, 132v, 138,150v-151,192, etc.). 1017 Cullmann О. Christ et le temps: Temps et histoire dans le christianisme primitif. Neuchâtel; P., 1947. 1020 Патриарх Каллист, ученик Паламы, в житии прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

EUSTATHIUS BERYTENSIS ep., s. V, 85. Apologia Leonis papæ, contra Timotheum ælurum, fg. (Canisius), 1803–4. Notitia Lequien, 1803–4. EUSTATHIUS Monachus, s. VI, 86, I. Epistola de duabus naturis adversus Severum (M.), 901–42. EUSTATHIUS THESSALONICENSIS metr., 1198, 135–38. (Ex editione Tafel.) Oratio in Psalmum 48, 135, 519–40. Oratio anno auspicando habita, 539–60. In sanctam Quadragesiman, orat. 1–4, 561–728. De emendanda vita monachica, 729–910. Dialogus Theophilus et Hierocles, 909–26. Supplicatio pro CP,, 925–32. Allocutio ad Manuelem Commenum, 933–74. Manuelis Comneni laudatio funebris, 973–1032. Epistola ad Thessalonicenses, 1031–60. De Thessalonica urbe a Latinis capta, 136, 9–140. Laudatio S. Philothei opsiciani, 141–162. Invocationes S. Demetrii (canon), , 161–68. Laudatio S. Demetrii, 169–216. Ad stylitam quemdam, 217–64. De S. Alpheo et sociis oratio, 263–84. acoluthia, , 283–90. De SS. Anania, Azaria et Misaele, 289–302. De obedientia magistratui christiano debita, 301–58. Prologus in Pindarica, græce, 359–72. De simulatione, 373–408. Contra injuriarum memoriam, 407–500. In hymnum pentecostalem Damasceni (M.), 503–754. Epistolæ 74, græce, 136, 1245–1334. Notitia FH., 135, 517–20. EUSTRATIUS GARIDAS CP. patr., 1081–4, 119. Synodica constitutio, 859–60. EUSTRATIUS CP. presbyter, s. VI, 86, II. Vila S. Eutychii, patr. CP (AA.S5.), 2273–390. De statu animarum post mortem (Allatius), 903]. PGLT,. 80, 823–89. Notitia FH. 895]. PGLT., 80, 817–20. Photius, ibid. (cod. 171). EUTHALIUS DIACONUS, s, V, 85. (G. ex Zacagnio.) Editio actuum Apostolorum, 627–64; 10, 1549–58. Editio catholicarum epistolarum, 665–92. Editio epistolarum Pauli, 693–790. Notitia G., 619–26. EUTHERIUS TYANENSIS ep., " " s. V, 84. Confutationes quaramdam propositionum, 28, 1337–94. (Ps. Athanasii Alex.), 84, omittitur, 863–64. Vide, 83, 1163–66. Epistolæ 1–5, in Synodica, 84, cap. 73, 74, 116, 117, 201. EUTHYMIUS NEOPATRARUM metr., s. XII, 136. Laudatio funebris Eustathii Thessalonicensis, 755–64.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

1583 По словам Еп. Порфирия, «на Афоне существуют и борются между собой две системы иночества: своежитие и общежитие; и та и другая имеют свои особенности, свои как бы степени идеализации, но при всем том каждая дает себя понимать под чертами общими, как бы существенными. Первая держится начал свободы, вторая – неволи». Восток Христианский: Афон, стр. 555 (СПБ. 1892). 1584 Блаж. Феодорит. Rel. Hist., с. V, col. 1353С: Публий сначала советовал своим ученикам вести уединенную жизнь, а потом устроил общежитие, надеясь, что они достигнут большего совершенства в добродетели ( τν τελεωττην καταρθσομεν αρετν). 1586 Ср. Архим. Феодосий, стр. 106: «пустынными подвижниками явное предпочтение отдавалось лавре, как такой форме монашеской жизни, которая совмещала в себе выгоды одиночества и общинного жития». Ср. также стр. 33, 64 и др. 1587 Ср. Василий В. Constitut. monast., с. XXII, § 2. Т. XXXI, col. 1404BD. Иоанн Кассиан. De coenobior. institut. Lib. XII, с. XXXII-XXXIII, col. 476А-477В. И. Лествичник Gr. IV, col. 680В, 688В, 692A-693D, 704D, 705D-708A, 712В. Симеон Нов. Богослов Capit. pract. et theolog. § XV-XIX. T. CXX, col. 609–610. Подробное и обстоятельное раскрытие этого положения будет дано в III гл. 2-го тома вашей сочинение. 1588 Frater, qui ad obedientiam Patris spiritalis animum dederit, raajorem mercedem habe quam ille, qui solus iu eremo recesserit. Verba Seuiorum, XIV, 19, col. 952C (Cp. Патерик. § 28, стр. 315). Cp. Apophthegmata Patrum, col. 389C, §2: Авиа Руф говорил, что «живущий в послушании к духовному отцу своему получают большую награду, 1594 Verba Sen. XV, 69, col. 965D (cp. Патерик., § 84, стр. 347): si pro verimame angelus tibi appareat, non suscipias facile, sed humailia temetipsum, dicons: non sum diguus angelum videre viveus in peccatis. Cp. ibid., § 68 (Патер. § 83, стр. 316). 1597 μες καταστσωμεν την χραν τς καρδας ν τος ργοις τς μετνοιας, και τας ττολιτειαις τας εαρεστοσαις τω Θεω, και τ του Κυρου αφ’ εαυτν ρχονται, εν ο τπο της καρδας καθαρξο και μλυντος γενηται. Ibid. σελ. 559.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

1841 Paul. Diac. Histor., lib. XVI в Monum. Germ. Histor. Scriptor. Rerum Langobard, et Italicar. saec. VI–IX, Hann. 1878. 1848 См. подр. у Gay. Рр. 321–342; Guldencrone дает подробное изложение событий этой эпохи. См. ее byzantine, рр. 392–438. 1849 См., например, грамоту катапана Италии епископу г. Трани, изданную на греческом и латинском языках. G.Beltrani в его Documenti 1οngobardie greci per1a storia dell Italia meridionale. Ruma, 1877, р. 9. 1862 «...σ Ρωδοσταμον πσκοπον Τρανν ερισκς... παρ το Μακαριτου Βενεδκτου Ππα Ρμης δξω τν χειροτονεαν το διηθνειν... το εναι π τν π σ πισκοπν τ κστρον Γυβεναζανον, τ οβον, τ Μινερβνον, τ Μντε Μελονην» – G.Beltrani, cit. op. ρ. 10. Сохраняю в греческом тексте орфографию Beltrani. Автор. 1869 Vitas. Nili abbatis в Acta SS., sept., t. VII, coll. 302 sq.; cp. Leonis Marsicani. Chronica mon. Casinensis, lib. II, 93 (Μοnumenta Germaniae historica. Scriptorum, t. VII. Hannov. MDCCCXLVI. p. 640). 1871 Об обстоятельствах, приведших к крушению «миссии» Маниака, назначенного катапаном Италии от имп. Михаила V. См. подр. у Gay. Рр. 455, 460–464; ср. Schlumberger. L’epopée byzantine. Т. III. Paris, 1905, p. 349 sv.; Скабаланович H. Византийское государство и церковь в XI в. СПб, 1884, с. 214 сл.; Chalandon. Hist. de là dominât, normande en Italie et rn Sicilie. I. Paris, 1907, pp. 121 sv. 1872 Cp. Acta et Scripta, quae de cοnmroversiis eclesiae graecae et latinae saeculo undecimo composita extant, ed. Will. Leipz., 1861, p. 177; cp. Chalandon. Hist. de la dom. norm en Italie et en Sicilie. Paris, 1907, 1, pp. 156 sv. 1873 «Ut enim fertur, omnes latinorum basilicas penes vos clausistis, monachis monasteria et abbatibus tulistis, donec vestris viverent instituit... Siquidem cum intra et extra Romam plurima graecorum reperiantur monasteria sive ecclesiae, nullum eorum adhuc perturbatur vel prohibetur a paterna traditione, sive sua consuetudine». S.Leonis IX papae Epistola et décréta pontificia. XXIX – y Migne. Patr. lat., t. CXLIII, col. 764; cp. Will. Acta et scripta, pp. 89, 164.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1047 Слова Аввы Иоанна, игумена монастыря на горе Елеонской. Pratum Spirituale, c. CLXXXVII, col. 217CD. 1058 Ср. проф. П. П. Пономарев. Догматические основы христианского аскетизма, стр. 79. Проф. А. И. Гренков. Первоначальное происхождение науки о христ. нравоуч. Прав. Собесед. 1875. Апрель, стр. 365. 1059 Она обозначается в аскетической письменности термином ψυχαγωγι’α. Нил C. Epist. Lib. III, 33. T. LXXIX, col. 389A. 1061 Евагрий П. De octo vitiosis cogitationibus, c. III, col. 1272B. c. VII, coL 1273. c IX, col. 1276A. Cp. Марк П. De baptism. T. LXV, cob Ю16Я. Нил Синайский. Epist. III, 143, col. 149. Василий B. Const. Monast. c. XVII, I, col. 1380; Historia Lausiaca, c. XXIX. T. XXXIV, col. 1084B. Макарий E. H. Vi, c.III, col. Ефрем С. Т. III, p. 37A. 1070 Замечание о неудобстве заменить этот именно термин другим. каким-либо русским словом, с ним синонимическим, см. у В. С. Соловьева «Оправдание добра». 2-е, изд. Москва. 1899, стр. 110 (примеч). Этот термин нередко употребляется и преосв. Феофаном. См., напр., Начерт., стр. 54, 269, 280; Толков. Ефес. ( Еф.3:17 ), стр. 214 и др. 1071 Куртц весьма удачно характеризует грех с его внутренней стороны, как «стремление человека сделаться богом без Бога» (ohne Gott sein zu wollen, wie Gott). Geschichte des Alten Bundes von Joh. Heinr. Kurz. 1 Band. Berlin. 1848. S. 38. 1072 Cp. Исаак C. Λ. LXXII, σ. 416. Григорий H. Contra Eunomium. L. II. T. XLV, col. 545B. Ср. Д. И. Введенский. Учение Ветхого Завета о грехе, стр. 34. 1073 Учение о религиозной автономии, как исходном пункте и основе греха, согласно раскрывается как восточными, так и западными свв. отцами церкви. По словам, напр., препод. Макария Е., «в грехопадении человек умер для Бога, живет же собственным своим естеством» ( τ δει’α φυ’σει) Hom. XII, c. 2.Т. XXXIV col. 557B. Cp. H. V, c. IX, col. 504CD. По учению Бл. Аегустина, в основе падения первых людей лежала «злая воля» (mala voluntas), поставившая «началом» своей деятелыюсти «стремление к превратному возвышению» (perversae celsitudinis appetitus). А это последнее состоит в том, что «душа, оставив начало, к которому должна прилепляться, некоторым образом делается и бывает таким началом сама для себя (deserto eo cui debet animus inhaerere principio, sibi quodammodo fieri atque esse principium), это уклонение от Бога – добровольное (spontaneus). De civ. Dei lib. XIV, c. XII, n L. T. XLI, col. 420; cp. ibid., col. 421. Между тем, «человек живет по истине» (secundum veritatem) только тогда, когда «он живет не сам по себе, а по Богу» (secundum Deum). Он и правым сотворен под тем условием чтобы жил не по себе самому, а по Тому, Кем сотворен, т. е. исполнял более Его волю, чем свою собственную (homo ita factus est rectus, ut non secundum se ipsum, sed secundum eum, a quo factus est viveret; id est, illius potius, quam suam faceret voluntatem), ibid., c. IV, n. I, col. 407.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010