Диоклетиану не нравилась чрезмерная жестокость Аврелиана [SHA divus Aurelianus XLIV, 2]. Как отмечает автор биографии Аврелиана, ссылаясь на своего отца, Диоклетиан рассказывал уже после своей отставки, что «нет ничего более трудного, чем быть хорошим императором. Собираются четверо-пятеро человек, договариваются между собой обманывать императора и подсказывают ему, что он должен утвердить. Император, запертый в своем доме, не знает истины. Он вынужден знать только то, что говорят ему эти люди; он назначает судьями тех, кого не следовало бы назначать, отстраняет от государственных дел тех, кого он должен был бы привлекать… хорошего, осторожного, превосходного государя продают за деньги» ( nihil esse difficilius quam bene imperare. Colligunt se quattuor vel quinque atque unum consilium ad decipiendum imperatorem capiunt, dicunt, quid probandum sit. Imperator, qui domi clausus est, vera non novit. Cogitur hoc tantum scire, quod illi loquuntur, facit iudices, quos fieri non oportet, amovet a re publica, quos debeat optinere... bonus, cautus, optimus venditur imperator ) [SHA divus Aurelianus XLIII, 2-4]. Не исключено, что подобная политическая философия Диоклетиана стала следствием его понимания ошибочности своей политики, связанной с гонениями на христиан и покровительством Галерию. Однако факты свидетельствуют о том, что в начале своего правления Диоклетиан действовал весьма авторитарно и стремился к максимальному усилению личной власти. Диоклетиан разорвал с сенатом, продемонстрировав, что обязан своей властью божеству, а не сенаторам, и установил при дворе сложный церемониал адорации императора, заимствованный у сасанидских шахов [Pan. Lat. III. 11. 1-2; Euseb. Chron. 296]. Он одевался в пышные одежды, украшенные драгоценными камнями [Aur. Vict. XXXIX. 2; Eutr. IX. 26]. Диоклетиан построил в Никомедии Большой дворец, где находился его двор и где после победы над Лицинием в 324 году поселился Константин [Socr. Schol. HE I. 6]. При этом в правление Диоклетиана до рокового 303 года в армии и при дворе постоянно увеличивалось количество христиан, о чем будет сказано ниже.

http://bogoslov.ru/article/6175962

Phillips D. A. The Temple of Divus Iulus and the Restoration of Legislative Assemblies under Augustus//Phoenix. Journal of the Classical Association of Canada. 2011. Vol. LXV, No. 3–4, Fall–Winter. P. 372, 376. White P. Julius Caesar in Augustan Rome//Phoenix. The Journal of the Classical Association of Canada. 1988. Vol. XLII: 4, Winter. P. 337, 355, 354. Gradel I. Emperor Worship and Roman Religion. Oxford, 2002. P. 336–337 («a particularly splendid building, with no expense spared…»). См. также: Fishwick D. On the Temple of Divus Augustus//Phoenix. The Journal of the Classical Association of Canada. 1992. Vol. XLVI, No. 3, Autumn. P. 232. Косолапов Б. А. О проектах монумента Петру I в Петропавловском соборе и работе над мозаичной картиной «Полтавская баталия»//Советское искусствознание. 1983 (1984). Вып. 1 (18). С. 274. Дело о препоручении в ведомство Канцелярии от строений, мозаического дела и команды//РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1. Д. 255. Л. 38 (9 февраля 1766 г.). Кассий Дион Коккейан. Римская история. СПб., 2014. Кн. LI–LXIII. С. 332–333 (LVI.46.4). Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830. Т. XVIII (1767–1769). С. 539 13115). Камер-фурьерский церемониальный, банкетный и походный журнал 1772 года. СПб., 1858. С. 366–368. См. также: Санкт-Петербургские ведомости. 1772. 4 сентября 71). С. 1–2. Рубан В. Г. Надпись На положение Екатериною Великою пред надгробие Петра I флага, взятого у Турок на Архипелаге. Августа 29 дня, 1772 года. Б. м., 1772. Снегирев И. М. Жизнь Московского Митрополита Платона. 4-е изд. М., 1890. Ч. 1. С. 25. И. М. Снегирев приводит также указание на то, что слова «Твоя от Твоих…» прозвучали в упомянутом выступлении архиепископа Платона (Левшина), содержавшем призыв к Петру I восстать из гроба. Сведения о дате данной проповеди противоречивы: Вольтер пишет, надо полагать, именно о ней в письме Екатерине II от 15 мая 1771 г.; сам И. М. Снегирев в другой части своего труда относит ее к 1770 г. (Снегирев И. М. Жизнь… С. 111–113 (прил. В в разделе ч. I «Приложения объяснительные и дополнительные»); 191, прим. (прил. З в разделе ч. II «Приложения и дополнительные статьи»); см. также: Платон (Левшин), митр. Полное собрание сочинений. СПб., 1913. Т. I, кн. 2. С. 303 Судя по всему, эта проповедь действительно была произнесена в Петропавловском соборе в 1770 г. (Церемониальный камер-фурьерский журнал 1770 года. СПб., 1856. С. 211 (15 сентября). Впоследствии же известие о ней присоединилось к нарративу, описывавшему возложение Екатериной II турецкого знамени 29 августа 1772 г.

http://bogoslov.ru/article/6191976

909 Культ цезарей, как высший пункт религиозного объединения всей империи – Hardy. 94–95 pp.; Буасье. Р. рел. 107 стр.; Куль. Провинциальные собрания у Римлян . Харьков . 1898, 16–25 стр. Guiraud. Les assamblees provinciales dans I’empire Romaine Paris, 1887, 15–35 pp. Бердников, 59–60, 70–74 стр. 912 Римская власть думала, что порядок возможен только среди людей, исповедующих одну религию и что различие культов – неизбежный повод к столкновениям. Буасье. Над. языч. 37 стр. Иустин Философ напротив настаивает, что именно христиане содействуют общественному порядку. 1 Апол. 12 гл. ср. Тертул. Аполог. 42 глава. 913 Contr. Cels. VII, 6: «Если бы все так рассуждали, как ты, то царь остался бы одиноким и все дела на земле попали бы в руки диких варваров». 914 Apolog. 40 cap. «Сколько раз народ, не выждав даже вашего приказания, бросал в нас камни и зажигал наши домы. Apol. 87 гл. 923 Hausrath. Kleine Schriften. S. 38; Евсев. Предисловие к 5 книге Ц. Ист.; Тертул. Apolog. cap. 5. 930 Hausrath. S. 78–92; в частности,– Kedepenning. Origenes. Eine Darstellung seines Lebens und seiner Lehre. Zweite Abtheilung. Bonn 1846. Ss. 429–431; Staudlin. Geschichte der Sittenlehre Iesu 2-r Band. Gottingen. 1802. Ss. 282. 287. Буасье. Пад. языч. 251– 253 стр. 936 См. выше – «sed permittitur tenuioribus stipem menstruam conferre, dum tamen semel in mense coeant, ne sub praetextu hujusmodi illicitum collegium coeant; quod non tantum in urbe, sed et Italia et provinciis, locum habere divus quoque Severus rescripsit. Dig. XLVII, 22, 1. 938 См. выше – «sed permittitur tenuioribus stipem menstruam conferre, dum tamen semel in mense coeant, ne sub praetextu hujusmodi illicitum collegium coeant; quod non tantum in urbe, sed et Italia et provinciis, locum habere divus quoque Severus rescripsit. Dig. XLVII, 22, 1. 940 Contr. Cels. III, 59. Христиане «набирают в свое общество последователей из самой грязи народной» («Октавий» 8 гл.). 943 Hausrath. 114 S. Hardy. 194 p. Hippol. Philosophum. IX, 12: μεϑ ου ομησιν Ζεφυνος τοτου μεταγαγν π το Ανϑεου ς τ οιμητιον ατστησεν.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Qui stipem menstruam conferre volent in funera, ii in collegia coeaut conferendi causa unde deiuncti sepeliantur.–Keating. 189 p.; Ренан т. XII, 26 стр. и Momssen op. cit. 81–82 pp. в несколько измененном виде. 850 Dig. XL, 3, и: Divus Marcus omnibus collegiis coeundi jus est, dedit potestatem manumittendi. 852 Dig. XLVII, 22, 12: non licet autem amplius quam unum collegium licitum habere, ut est constitum et a divis fratribus: et si quis duobus fuerit, rescriptum est eligere eum oportere, in quo magis esse velit. 854 Dig. XLVII, 22, l: quod non tantum in urbe, sed in Italia et in provinciis locum habere divus quoque Severus resripsit. 855 Dig. I, 12, 1, 14: eos etiam qui illicitum collegium coisse dicantur apud praefectum urbis accusandos. Liebenam S. 46. 857 Лампридий. Vita Alex. Sev. 33 с «corpora omnium constituit vinarium, cupinariorum (versio: lupinariorum), caligariorum et omnina (vel-omnino) omnium artium, atque (vel-idemque) ex sese defensoris (vel-defensores) dedit, et jussit qui, ad quos, judices pertinerent (vel pertineret). 860 Cod. Theodos XI, 16, 18; Cod. lust. X, 48, 12. Cod. Theodos XIII, 4, 2–указание относится к 337 году. 862 Напр. plin. Epist. X, 42; С. I. L. II, 1167 – где точно обозначено количество членов из-за боязни, что коллегия сделается опасной для правительства. 865 Деян. 18, 14–15; 24, 1–27; 25, 19; 21, 38; 26, 29 . Слова Светония: judaeos impulsore Christo assidue tumultantes Roma expulsit (Claud. 25) наводят на мысль, что споры и гонения иудеев на христиан в глазах правительства были не чем иным, как только иудейскими беспорядками. 874 Tertul. Apol. 4: существовал старый закон, запрещавший вводить какое-либо божество без разрешения сената (nisi in senatu probatus) ср. 13 гл.; Тит Ливий XXV, 1: никто не должен приносить жертвы в общественном или священном месте по новому или чужеземному обряду (ср. 39, 16). Цицер. De leg. II, 8: никто не должен иметь богов отдельно для себя и не должен поклоняться честным образом новым или чужеземным богам, если они не признаны государством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

или – как «солнце»: «Все ближе и ближе подвигалось это солнце для Ростова, распространяя вокруг себя лучи кроткого и величественного света. – «О, только бы умереть, умереть за него! Боже мой: как бы я счастлив был, если бы он велел мне сейчас броситься в огонь». Как бы он счастлив был, если бы государь произнес своим «нечеловеческим» голосом: «Солдаты! мне нужна ваша жизнь и вы должны мне ею пожертвовать». И уж, конечно, «в такую минуту» не стал бы он торговаться, спорить, имеет ли право «свершитель безвестного веленья» «плевать на жизнь миллиона людей» , потому что для Ростова все счастие именно – быть одним из этого миллиона. И если бы в то время, как он умирал, государь не «страдал за него» или казался бы не страдающим, если бы лицо его оставалось ясным, как «солнце», «холодным» и «неподвижным», точно изваянный из мрамора «лик Дельфийского идола» — Лик его младой Был гневен, полон гордости ужасной И весь дышал он силой неземной, — Ростов еще отраднее умер бы, еще безмятежнее верил бы, что умирает за Бога. Для такого религиозного чувства, что значит «зло» и «добро»? «От одного слова этого человека зависело, чтобы вся громада пошла в огонь и в воду, на преступление , на смерть и на величайшее геройство ». Тут преступление так же бескорыстно, так же «не для себя» и, следовательно, с точки зрения всей громады и ее «песчинки», Ростова, так же свято , как величайшее геройство. Тут уже какое-то новое неведомое «добро» и «зло»; «переоценка всех цен»: «злое» сделается «добрым», если так прикажет этот «нечеловеческий голос», темное – светлым, если упадет на него луч этого «солнца». Тут – «категорический императив», которого нельзя понять и о котором нельзя рассуждать: «Мы не можем понять ни цели, ни поступков государя. А то, коли бы мы стали обо всем судить да рассуждать, так этак ничего святого не останется. Этак мы скажем, что Бога нет, ничего нет». В цинической оболочке, ведь это же и есть та государственно-религиозная мысль, с которою и римские легионы шли за «божественным» – «divus» и в то же время «Равноапостольным» Константином Великим; это и есть все еще крепкая, после стольких разрушений и наводнений, подводная спайка Imperium Romanum, которою и доныне держатся камни всех европейских государственных зданий; древнеримская формула: Divus Caesar Imperator – Бог-Кесарь – «воздавайте Кесарю Божье» – формула, которую не победило, а только претворило, впитало в себя историческое христианство Западной и Восточной империи, Рима и Византии, Карла Великого и Юстиниана Великого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

После Агриппы, кроме 3 дочерей (Вероника, Мариамма и Друзилла), остался только один 17-летний сын того же имени. Опасаясь вверить неопытному юноше царство его отца, Клавдий по совету своих вельмож объявил опять всю Палестину Римской провинцией, и, оставив юному наследнику (воспитывавшемуся, как все Иродиане, в Риме) приватное состояние, послал для управления Иудеей, под ближайшим надзором Сириского наместника 1088 , прокуратора Куспия Φада. 1089 ρχ.XX кн. 897 Ни римский, ни иудейский способы переписи не требовали присутствия Девы Марии в Вифлееме; посему она сопровождала лишь Иосифа в Вифлеем случайно; могло быть также, что оба они были рады оставить Назарет и переселиться в Вифлеем… Это подтверждается после тем, что потребовалось далее особенное повеление Божие, чтобы заставить Иосифа покинуть избранное им местопребывание и возвратиться в Галилею (Мф.2:22). Эдершейм, Ι, 233 стр. 898 По Иосифу, он уплачивался не только деньгами, но и натурой, так «3-я часть света (т.е., сев. Африка без Египта) ежегодно удовлетворяла продовольствием Рим в течение 8 месяцев; Александрия – за 4 мес. περ λ.II, 16, 4. 899 Digest. L, 15, 8, § 7 (из Paulus, нач. IΙΙ в.): Divus Vespasianus Caesarienses colonos fecit, non adjecto, ut et juris Italici essent; sed tributum his remesit capitis: sed Divus Titus etiam solum immune factum interpretatus est, срв. Appian. Libyca, 135; τος δε λοιπος φρον ρισαν π τ γ κα π τος σμασιν. Dio Cass. LXII, 3. Tertull. Apolog 13: agri tributo onusti viliores, hominum capita stipendio censa ignobiliora. 900 Digest. L, 15, 3 pr. (из Ulpianus, нач. III стол.): aetatem in censendo significare necesse est, quia quibusdam aetas tribuit, ne tributo onerentur; veluti in Syriis a quatuordecim annis masculi, a duodecim feminae usque ad sexagesimum quintum annum tributo capitis obligantur, aetas autem spectatur censendi tempore. 901 Допускалось применение к обычаям страны, как видим на Иудее, где приходят давать показания «каждый во свой град». Впрочем, при неизвестности, какого рода была эта перепись, нельзя достоверно установить и того, можно ли это считать применением.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Так, например, в Ригведе (2, 27, 3) говорится: «Вечные (Aditjas) видят все доброе и все злое, им близко все даже самое отдаленное, для них не существует пространства, ни правой, ни левой стороны, ни востока, ни запада». Они, таким образом, представляются вечными, всеведущими и вездеприсущими. Они называются также «сынами вечности» и «стражами». Местом обитания их представляется высшее (невидимое) небо, которое в свою очередь представляется областью «вечного света» и в Ведах ясно отличается от видимого неба или от тверди, которое представляется областью воздуха и видимых светил – солнца и звезд. «Вечные, – говорится также в Ведах, – не спят и не дремлют, они все проникают, ненавидят грех и наказывают за вину (2, 27, 5 и 11), потому что грех противен их существу, которое все свет и чистота». Они представляются, таким образом, святыми в нравственном смысле, – не только священными (sacri), но святыми (sancti). Все свойства, предполагаемые в божестве, указывают на иную точку зрения сравнительно с обычным политеизмом. Множественность вездеприсущих, всеведущих святых существ eo ipso отличается от политеистически мыслимого множества отдельных индивидуальных богов, причем одни боги необходимо ограничиваются через других. 262 Некоторые из новейших исследователей римской религии заключают о первоначальном монотеизме этой религии из названий римских божеств. Замечено, что имена римских богов имеют обыкновенно форму эпитетов – прозвищ: Vaticanus, Fabulinus и др.; отсюда можно заключить с большою вероятностью, что вначале подобные имена означали собою качества какого-нибудь могущественного бога или даже божества вообще, небесного Отца, Divus Pater. Этому верховному божеству придавалось множество атрибутов, которые выражались прилагательными: подобно тому, как и в христианских молитвах Бог называется, например, всеблагой, правосудный, милосердный и проч. Так как каждое воззвание, взятое в отдельности, обращалось не ко всем свойствам божества, а лишь к одному из них, то на деле выходило так, что прилагательное было важнее, чем самое имя божества, и вследствие того оно стало употребляться отдельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Без сомнения, в угоду Августу культ этот развился впоследствии, и алтарь Цезаря был заменен храмом. Император Август, вслед за победой при Акциуме, сделался в Риме добрым гением, в провинциях, в Азии, в Египте, в Греции – богом. В Александрии, между прочим, ему построили великолепный храм, вместе с морскими богами, как покровителю мореплавания. Следы всего этого сохранились в надписях, на монетах и т. д. В самой столице империи, Август не позволял воздавать себе божественных почестей, но не запрещал поэтам и льстецам называть его божеством. После смерти Августа, сенат объявил его богом. Тиберий не допускал превращения своей особы в бессмертного, но строго требовал исполнения обрядов поклонения Августу, так что малейшее несоблюдение или опущение их, наказывалось смертью. Даже для Клавдия и Нерона культ этот остался священным. Калигула, считая себя богом, становился среди изображений жителей Олимпа и принимал обряды божественного поклонения 598 . Клавдий сделался богом после смерти 599 , но в провинциях ему строили храмы еще при жизни. Что касается Нерона, то, разумеется, он, подобно Калигуле, требовал обоготворения даже и в самом Риме. Особенно старались угодить ему в этом отношении страны Востока эллинического 600 . Императоры дома Флавиев признавали богами предшественников своих, но не себя самих. Домициан выходит исключением; он верил в свою божественность. Нерва был обоготворяем после кончины, а Траян, не допускавший при жизни ничего подобного, скончавшись, сделался Divus и удостоился апофеозы. Адриан не запрещал льстецам называть себя богом. Известно, что любимец его, Антиной, необыкновенно красивый молодой азиатский грек из Вифании, бросившийся в Нил, жертвуя собою, для продления жизни своего суеверного властелина, был превращен им в бога и сделался предметом поклонения. Ему строили храмы, и в честь его учреждали игры 601 . Так продолжалось, с большими или меньшими изменениями, до христианских императоров, которые уничтожили, но не вдруг, а постепенно, божеские почести, воздаваемые Цезарям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

48 «Si quis aliquid fecerit, quo levés hominum animi superstitione numinis terrerentur, Divus Marcus hujusmodi homines in insulam relegari rescripsit». Dig. XLVIII. tit. 19. 1. 13, цитируется в Leckey, Hist, of Europ. Morals, I. 448. 49 Legio fulminatrix, κεραυνοφρος. Двенадцатый легион назывался Fulminata со времен Траяна, а следовательно, его имя нельзя связывать с этим событием. 53 Однако в данном случае он имел в виду не более чем терпимость. Как говорит Лампридий, 22 (21), Judaeis privilégia reservavit, Christianos esse passus est. 60 Максимиан (по прозвищу Геркулий) правил в Италии и Африке, Галерий (Арментарий) – на берегах Дуная, а позже на Востоке, Констанций (Хлор) – Галлией, Испанией и Британией; сам Диоклетиан оставил себе Асию, Египет и Фракию, его резиденция была в Никомедии. Галерий женился на дочери Диоклетиана (несчастной Валерии), Констанций на (названой) дочери Максимиана (Феодоре), оба расстались со своими прежними женами. Константин, сын разведенной Елены, женился на Фаусте, дочери Максимиана (это был его второй брак; отец и сын были женаты на двух сестрах). Он стал кесарем 25 июля 306 г. См. Gibbon, chs. XIII, XIV. 61 Лактанций (De Mort. Persec, с. 9) называет его «диким зверем», в котором присутствовали «природное варварство и дикость, чуждые римской крови». В конце концов он умер от ужасной болезни, которую Лактанций в подробностях описывает (гл. 33). 62 Лактанций называет поджигателем Галерия, который, как второй Нерон, готов был подвергнуть опасности дворец, только чтобы наказать безвинных христиан. Константин, живший тогда при дворе, позже во всеуслышанье заявил, что пожар был вызван молнией (Orat. ad Sanct., с. 25), но повторение события придает вес подозрениям Лактанция . 63 Гиббон в гл. XVI говорит о возможности политического заговора. Рассказывая о пожаре в императорском дворце в Никомедии, он утверждает: «Подозрение, естественно, пало на христиан; было выдвинуто предположение, с некоторой долей вероятности, что эти отчаявшиеся фанатики, провоцируемые своими текущими страданиями и знающие о грядущих бедствиях, вступили в заговор со своими верными братьями, дворцовыми евнухами, замышляя убить двух императоров, которых они ненавидели как непримиримых врагов церкви Божьей». Предположение Гиббона повторяет Буркхардт в своем труде о Константине (Constantine, pp. 332 ff.), но без каких–либо свидетельств в его пользу. Баур отвергает его как искусственное и маловероятное (Kirchengesch. I. 452, note). Мэйсон (р. 97 sq.) опровергает его.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Plinii, op. cit. p. 398–399. Полный русский перевод этого письма и ответа на него императора. Ренан. «Собр. сочинения Эрнеста Ренана в 12 томах». Том XI-й. Издание Фукса. Киев. 1902. Стр. 76–78. 199 Apolog. II cap.: quam coetus antelucanus ad canendum Christo ut Deo et ad confoederandam disciplinam. Migne, Patr. lat., t. I, col. 273. Ср. подобное же воспроизведение письма Траяна у Евсевия. Ц. И. III, 33 гл. 205 Ramsay, The Church in the Roman empire before A. D. 170 Fourth edition. London. 1895. pp. 215. 219. 358 not. 208 О чем подробнее ниже. В отношении к христианам – в частности – нужно заметить, что они почти впервые принуждаемы были прекращать свое богослужение только во время так назыв. великих гонений (с нач. 3 в.). 213 Σνεσμεν. Συνουσα употреблялось у классических Греков в смысле συμπσιον. Keating op. cit. 2-nd not. ad 60 pag. 220 «Соч. св. Густина Философа и Мученика». Перев. Прот. П.Преображенскаго . М. 1892. стр. 375. 386. Батиффоль принимает вместо чтения «трапезу общую, но не простую» вариант: «Qilne’Cav i all’ ov y.oiTrjv» – «трапезу общую, но не ложе» (op. cit. 290 р.). 229 Modestinus Juris consultus. Leges XXX digest, de Poenis: si quis aliquid fecerit, quo leves hominum animi superstitione numinis terrentur; divus Marcus hujusmodi homines in insulis relegari rescripsit. 230 Ср. Ц. И. Ebceb.V, 28: «а сколько в древности написано верующими братиями псалмов и песнопения, которые Христа нарицают Словом Божиим и прославляют Его Божество». Терт. «О зрелищах» 29 гл.: «…у вас довольно прекрасных стихов, довольно превосходных поучений, довольно музыкальных хоров». Карнеев 2 т., 159 стр. 240 «Abercius говорит, что он пил нежное вино, которое ему было дано с хлебом… Он, указывая на это, говорит о рыбе, то есть о Христе» (op. cit. 296 р.). 243 Funk. .17–18 pp.; ср. Revue d’histoire ecclesiastique. T. V. 1904. Funk «Tertullien et l’agape» p. 7–8 247 Перевод, по Функу op. cit. 1904. 7 р. В «Octavius» (с. 9) язычники обвиняют христиан также в том , что они «говорят все вместе в своем собрании».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010