ГЛАВА XLI. ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ МЫ ПРОИЗОШЛИ С СВОБОДНОЙ ВОЛЕЙ 981 Теперь осталось сказать о том, по какой причине мы произошли с свободной волей. Итак, мы утверждаем, что свободная воля тесно соединена с разумом 982 и что происшедшему (рожденному) от природы присуща перемена и превращение, особенно – тому, что произошло из подлежащей материи. Ведь, начало всякого происхождения – изменение (превращение), так как бытие возникает из превращения подлежащей материи. То, что мы говорим, всякий мог бы понять, обратив внимание на все растения и на животных: земных, пернатых (летающих) и водяных. Ведь их изменение беспрерывно, а что вместе с разумом является свободная воля 983 , это для внимательных читателей 984 вполне ясно из сказанного о том, что есть нечто в нашей власти 985 . Но, без сомнения, нисколько не безрассудно и теперь напомнить о том же самом, раз этого требует последовательность 986 . Разуму принадлежит, с одной стороны, созерцательная способность, с другой – практическая 987 . Созерцательная способность – та, которая познает сущее, в каком состоянии оно находится; практическая же – та, которая обсуждает, – та, которая определяет истинный смысл тому, что следует делать. И созерцательную способность называют умом, а практическую – разумом; и также первую – мудростью, а вторую – рассудительностью 988 . А всякий совещающийся (человек), поскольку в его власти находится выбор того, что следует сделать, совещается для того, чтобы избрать то, что будет предпочтено 989 через обсуждение (совещание), и, избрав, привести в исполнение. Таким образом, совершенно необходимо, чтобы тот, кто обладает способностью совещания, был и господином действий. Ведь, если он не господин действий, то напрасно имеет способность совещания 990 . А если так, то по необходимости свободная воля (самопроизвольность) соединена с разумом 991 , потому что или человек не будет разумным (существом), или, будучи разумным, будет господином действий; а будучи господином действий, во всяком случае, будет свободным (самопроизвольным). Показано было также и то, что происшедшее из подлежащей материи – изменчиво. Таким образом, из того и другого необходимо следует 992 , что человек самопроизволен и изменчив: изменчив – поскольку рожден, самопроизволен – вследствие того, что разумен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nemesij_Emessk...

Комментаторы указывают, что в еврейском тексте слово лив-иатан употреблено, кроме настоящего места, лишь четыре раза в канонических книгах ветхого завета, а именно два раза в книге Иова ( Иов. 3:8, 40:20 ) и два раза в Псалмах ( Пс. 73:14, 103:26 ) 992 . Говоря о книге Иова в 4 т. Св. Летописи, мы имели случай указать, что в этой книге левиафан есть гигантский крокодил, перенесенный из рек в океан. Но из настоящего места пророка Исаии можно заключить, что образ левиафана был в его время довольно неопределенным, так что он правильно передается и словом змий, как указывает проф. Якимов на Исаию XXVII, 1. Во всяком случае левиафан Иова и Псалмов есть образ несокрушимой земной силы, которой управлять может только один Бог . Эта же мысль проводится и Исаией: в 1 стихе этой главы, так как только меч Божий поражает левиафанов (змий) и морское чудовище (которое повидимому у Исаии заменяет левиафана книги Иова). Исчисленные чудовища, поражаемые мечем Божиим, типически изображают те великие древния монархии, которым Бог попустил до времени владеть тогдашним культурным миром в передней Азии и в северовосточном углу Африки. У Иова о левиафане (ср. Иов. 40и продолж. Иов. 41:26 ) говорится: „он царь над всеми сынами гордости“. Сближая это место с XIV главой Исаии, мы заметим, что левиафан представляется (как типический Ассур) видимым образом сатаны. Имея это в виду и объяснения, даваемые нами выше о проявлении гордыни сатаны в монархиях, предназначенных к уничтожению и замененных царствами из племени Иафетидов,-мы придем к заключению, – к которому пришли и все комментаторы, что образы стиха 1 гл. XXVII представляют собою монархии того культурного мира, конец которого был близок. Под именем левиафана или змея, прямо бегущего, обыкновенно разумеют Египет 993 . Под именем левиафана-змея изгибающагося, разумеют Месопотамию, страну рек изгибающихся (Тигра и Евфрата), т. е. Ассирию и Вавилон. Наконец под именем „морского чудовища“ разумеют Тир (о котором пророчествовал Исаия в XXIII главе) и вообще всю Финикию с ее громадным торговым флотом, которая владела всеми морями.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ко времени его возвращения к отцу Тиудемиру тот после гибели Валамира в сражении со скирами уже правил остготами вместе со своим младшим братом Видимером. Тиудемир сумел отомстить убийцам своего брата, поразив в битве при Болии короля скиров Эдикона, отца Одоакра. Воинственность и често­любие Теодориха обнаружились уже в юности, когда он, по сло­вам Иордана, «пригласив некоторых из сателлитов отца и при­няв к себе желающих из народа и клиентов, что составило почти шесть тысяч мужей... с ними, без ведома отца, перешел Данубий и напал на Бабая, короля сарматов (языгов. – В.Ц.) ... Настигнув его, Теодорих убил его, захватил семью с челядью и имущество и повернул с победой обратно к своему родителю. Затем напал на город Сингидун, который занимали эти сарматы; и, не возвратив его римлянам, подчинил его своей власти» 991 . Грабеж, как откро­венно писал сын готского народа Иордан, был для готов одним из главных средств добычи средств существования. Готы зани­мались и скотоводством и земледелием, но, похоже, в основном те из них, кто не годился для войны и грабительских набегов. «Людям, которым некогда война доставляла пропитание, стала противна мирная жизнь» 992 – и они потребовали от своего коро­ля Тиудемира вести их в поход в какую угодно сторону и против кого угодно. И тогда решено было, что его брат Видимер пове­дет меньшую часть остготов в Италию против правившего там императора Гликерия, а сам он во главе оставшейся части народа пойдет против более могущественного императора Востока Льва. Видимер умер в начале этого похода, передав бразды правле­ния своему сыну, одноименному с ним, и тот договорился с Гликерием о мире. Император задобрил готов дарами, предоставив им для поселения земли в южной Галлии, где уже раньше обо­сновались их собратья везиготы, или вестготы, и, как пишет Иор­дан, Видимер повел свой народ в Галлию и там «объединившись с родственными везеготами, образовал с ними одно целое, как было некогда» 993 . Тем временем старший брат во главе большей части ост­готов двинулся на восток; посланный им вперед авангард во главе с его сыном Теодорихом захватил города Ульпиану, Стобы, Гераклею и Лариссу, а сам он во главе основных сил своей армии осадил Фессалоники.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Жители Антиохии сочли слишком тяжкою новую подать, наложенную по военным обстоятельствам; бродяги-комедианты и подобные им люди довели в народе ропот до открытой ярости; чернь свергла императорские статуи, таскала их по улицам и наконец разбила 988 . Но вскоре ужас и отчаяние заступили место неистовой ярости 989 . Златоуст молчал неделю страшных событий 990 и потом взошел на кафедру с сильным словом о покаянии и утешении. «Чтò мне сказать или о чем говорить? Время слез теперь, а не речи, рыданий, а не слова, молитвы, а не проповеди. Содеянное так велико, рана так неизлечима, так глубока и выше врачевания, что имеет нужду в высшей помощи... Но христианин должен отличаться от неверного и тем, чтобы, одушевляясь надеждою на будущее стоять выше нападения зол человечества. На камне поставлен верный и волны не могут поколебать его. Перестанем отчаиваться, возлюбленные. Мы не столько заботимся о спасении своем, сколько создавший нас Бог» 991 . Архипастырь Флавиан решился принять на себя и принял тяжкое дело – ходатайствовать лично пред императором за преступный город, а Златоуст остался утешать и врачевать больные души. «Вот поруган человек однажды, говорил он тогда, и мы все в страхе и трепете: а Бог ежедневно терпит от всякого человека поношение, и никто о том не подумает... Бог ежедневно слышит ругающихся над Ним, и однако-ж никто из виновных пред Ним не раскаивается... Он не посылает громов для истребления ругателей, ни вод для потопления. Но если не видя наказания, мы думаем, что грех наш прощен: то бедствия начинают постигать нас ежедневно» 992 . Это было говорено в последний воскресный день пред Великим постом 993 и в следующие за тем шесть дней сряду то утешал и убеждал он несчастных к терпению, то поучал высокой истории творения мира 994 . Чрез несколько дней 995 весть о грозном гневе императора привела народ опять в ужас. Император грозил обратить Антиохию в деревню, лишить бунтовщиков жизни, послал в Антиохию чиновников произвести самое строгое исследование 996 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сейчас нет ни школ, ни газет; литературный язык — татарский, кряшенский же существует как язык церковного богослужения и как бытовой, продолжила Людмила Белоусова. В последние годы вместе с РБО был осуществлен перевод Нового Завета на кряшенский язык, но «государство ни в чем нам не помогает». В настоящее время существуют четыре православных прихода кряшен в республике, при этом много пустующих разрушающихся храмов. Участники пресс-конференции рассказали о кампании, развернутой против кряшен накануне переписи населения. Вопрос кряшен был «политизирован». За пять дней до переписи вышла правительственная газета для кряшен тысячным тиражом, в которой говорилось о кряшенах и татарах как едином народе. Все СМИ писали о кряшенах как о «крещенных татарах». «Началась кампания, все СМИ участвовали, началась травля кряшен», — сообщила Людмила Белоусова. СМИ писали о кряшенах как о «предателях веры». В результате переписи в Кайбитском районе, где традиционно проживали кряшены (малькеевские кряшены, выделенные в отдельную группу) — их было зарегистрировано только пять (даже по официальным данным их 2 992). Анатолий Иванов сообщил, что по результатам переписи кряшен в России насчитывается только 25 тысяч (18 700 в Татарстане), однако даже данные Института социологии и антропологии РАН говорят более чем о 320 тысячах кряшен на территории РФ. В марте 2003 года Республиканский национально-культурный центр кряшен постановил считать итоги переписи в отношении кряшен недействительными. В других регионах — Башкортостане, Удмуртии, — такого давления на кряшен не было, отметили участники пресс-конференции. В интервью «Благовест-инфо» Анатолий Иванов указал основные причины «политизированности кряшенского вопроса». Последняя перепись была сфабрикована, сфальсифицирована, убежден он; согласно же переписи 1989 года татар проживает в регионе 48,5 %, русских — 43, 2 %. «Но в число татар включены кряшены, которых 8 % , и если их вычесть, то окажется, что татар в Татарстане меньше, чем русских, а православных — 54 %. Получается, что Татарстан — не мусульманская республика и не татарская», — заключил ученый. Вторая причина, по его мнению, состоит в том, что основной регион проживания кряшен в Татарстане находится в нефтеносных районах республики, и если кряшены будут признаны, «то возникнет вопрос о каком-то перераспределении доходов от добычи нефти». «А то, что кряшены — не татары, — подчеркнул Иванов, сам являющийся кряшеном по происхождению, — подтверждают и антропологические исследования».

http://pravoslavie.ru/17824.html

Подобно Римскому Императору Фердинанду II, Царь Алексей Михайлович в 1668 году издал Урядник сокольничего пути, где девизом его было: Делу время, потехе час. Как прежде с Ханами, так потом с Европейскими Государями Державцы Русские пересылались соколами и кречетами. В статейном списке Волод. Племянникова, 1518 года, Римский Цесарь Максимилиан говорит: «И что будет от такие потехи Брату нашему угодно от соколов наших, или от собак, или от иныя нашея потехи, и то мы хотим к Брату своему посылати». 991 В Москве тогда были Сокольня и большая Псарня. Потехами заведовали Приказы Ловчий и Сокольничий 1610 года; в первом состояли всякие потешные, собаки борзые, гончие, меделянские и волкодавы, медведи, волки, лисицы и зайцы, до трех сот псарей конных и пеших при великой Псарне, оступы с зверинцами лосинными и еленными; в другом кречеты, соколы и ястребы, при них кречетники, сокольники и ястребники. Встречающаяся нам в исторических актах Потешная палата 1620 года 992 , вероятно, заведывала Государевыми потехами, или была местом для потех, так как в С. Петербурге при Императрице Анне Иоанновне зала для шутовских маскарадов называлась потешною. Под словом потеха в старину разумели еще разные игры народные и скоморошьи, музыку, пляски, маскированье, игрушки, т. е. маневры и наши турниры, или ристалища, потом фейерверки, или огненные потехи, кои производились потешниками; 993 даже первая рота юной гвардии отрока Петра набрана из потешных, которые были при птичьих и псовых охотах; она называлась потешною. Охотничьи дворы издревле известны были под именем красных, потешных, какие находились в Киеве, Чернигове, Пскове, Переяславле и Угличе. 994 В 1671 году Польское посольство сообщает нам описание Потешного двора в Москве: «Месяца Февраля в 14 день по милости Царскаго Величества были есмы на потешном дворе, нарочно к тому построенном на изрядном месте, у которого псарни на особом гораздо заборами укрепленном широком, дворе розные на розных зверей, пространные хорошие затворы, всякому зверю два затвора, дабы тем безопаснее, в одном затворив, в другом дозиратель вычистил и зверь мог где переходить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Плодом чистой благодатной молитвы, как видно из творений св. Исаака Сирианина, и является молитва духовная. По его словам, чистой молитвы никак не могли сподобиться многие, сподобились же весьма редкие; а достигший того таинства, которое уже за сею молитвою, едва по благодати Божией находится и из рода в род 990 . Под этим таинством св. Исаак и разумеет духовную молитву, свободную от движений 991 , т.е. человеческих действий, приводящую человека в состояние изумления и созерцания 992 и наполняющую его душу будущим блаженством. «Наконец, – говорит св. Исаак, – поверь, брат, что ум имеет возможность различать свои движения только до предела чистой молитвы. Как же скоро достигнет туда, и не возвращается вспять, или не оставляет молитвы; молитва делается тогда как бы посредницею между молитвою душевною и духовною. И когда ум в движении, тогда он в душевной области; но как скоро вступает в оную область, прекращается и молитва . Ибо святые в будущем веке, когда ум их поглощен Духом, не молитвою молятся, но с изумлением водворяются в веселящей их славе. Так бывает и с нами. Как скоро ум сподобится ощутить будущее блаженство, забудет он и самого себя, и все здешнее, и не будет уже иметь в себе движение к чему либо... Тогда человек... не знает, в теле он, или кроме тела ( 2Кор. 12:2 ). И будет ли уже молитва в том, кто столько пленен, и не сознает сам себя? Посему, никто да не глаголет хулы и да не дерзнет утверждать, что можно молиться духовною молитвою» 993 . Отсюда, на вопрос: «почему сей неизглаголанной благодати, если она не есть молитва , дается наименование молитвы?» св. Исаак Сирианин отвечал: «Причина сему, как утверждаем та, что благодать сия дается достойным во время молитвы, и начало свое имеет в молитве, так как, по свидетельству отцов, кроме подобного времени нет и места посещению сей достославной благодати. Наименование молитвы дается сему потому, что от молитвы путеводится ум к оному блаженству. Ибо знаем, что многие святые, как повествуется и в житиях их, став на молитву, были восхищены умом» 994 . «Дар сей и благодать сию должно называть не духовною молитвою, но порождением молитвы чистой, ниспосылаемой Духом Святым. Тогда ум бывает там выше молитвы и с обретением лучшего молитва оставляется. И не молитвою тогда молится ум, но бывает в восхищении при созерцании непостижимого того, что за пределами мира смертных, и умолкает в неведении всего здешнего. Сие то неведение называется высшим ведением. О сем-то неведении говорится: блажен постигший неведение, неразлучное с молитвою» 995 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Но если для подобной цели учреждено тогда у нас на известном пространстве более епархий, нежели сколько требовалось, то могли ли не учредить их для цели более важной и существенной: для того, чтобы не оставить целой какой-либо страны, только что просвещенной верою, без верховного пастыря? Потому естественно согласиться с преданием, что если не во дни Владимира, то во дни Ярослава основаны были и в Руси Червонной две епархии: Галицкая и Перемышльская, хотя известия о них наши летописи не сообщают 716 . Правда, все сказанное нами не более, как одни догадки, но догадки, не чуждые оснований, и то, по крайней мере, достоверно, что не в шести только, прямо названных летописями, но и в других городах поставлены были у нас вначале епископы. Что касается, наконец, собственно до лиц наших первых иерархов, то сведения об них самые скудные. Из митрополитов Михаил священноначальствовал в Русской Церкви четыре года, хотя при нем она только что устроялась (988 – 992); Леонтий – шестнадцать лет (992 – 1008); Иоанн – двадцать восемь (1008 – 1035); Феопемпт – около пятнадцати (1035 – 1049). Первый был родом сирианин, а по другим – грек, отличался мудростию и высоким благочестием; второй – грек и также пастырь образованный и мудрый, как показывает его сочинение, написанное по-гречески; о третьем и четвертом ничего не известно из летописей, хотя и выдаются они обыкновенно за греков 717 . Михаил и Леонтий присланы были к нам, судя по современности, от Константинопольского патриарха Николая Хрисоверга; Иоанн – от патриарха Сергия; Феопемпт – от патриарха Алексия Студита. Из числа епископов наших того времени немногие известны даже по имени. Новгородские известны оба: Иоаким Корсунянин (992–1030) и Лука Жидята (1035–1059) 718 ; из Ростовских – только два: Феодор (поставленный в 992 г.) и Иларион, бывший его преемником еще при святом Владимире и вскоре оставивший свою паству; из Черниговских – только один: Неофит (992) 719 ; из Владимирских на Волыни – также один: Стефан (992) и из Белгородских – один: Никита (992). Кто были родом все эти архипастыри? О первых епископах, присланных к нам при святом Владимире, в так называемой Иоакимовской летописи замечено, будто они были из славян болгарских 720 – дело очень возможное! Прислать к нам таких епископов для первоначального насаждения веры требовало христианское благоразумие; найти для этого способных людей между болгарами было нетрудно, потому что в Болгарии значительно процветали уже тогда и христианская вера, и христианское просвещение. Но признать за достоверное сказание летописи сомнительной не можем. Ростовский епископ Иларион избран был из цареградского клира и вскоре возвратился в Царьград, следовательно, по всей вероятности, был грек. Новгородский Лука Жидята – вот первый русский, удостоившийся святительского сана по воле великого князя Ярослава!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010