1Мак.7:46 И выходили из всех окрестных селений Иудейских и окружали их, – и они, оборачиваясь к преследовавшим их, все пали от меча, и ни одного не осталось из них. «Окружали их…», точнее – слав.: «заключиша их рогами» ( περκερν). – «И они, оборачиваясь к преследовавшим их, все пали…», – νστρεφον οτοι πρς τοτους…, точнее – слав.: «и возвращахуся тии к ним…» Дело, по-видимому, надо здесь представлять так: преследуемые, чтобы выйти из кольца, в какое угрожали заключить их выбегавшие им навстречу иудеи, поворачивались назад, и, конечно, прежде всего наталкивались на своих же бежавших позади их людей, с которыми в суматохе и панике вступали в рукопашную, принимая за иудеев, и, может быть, просто давя друг друга. 1Мак.7:47 И взяли Иудеи добычи их и награбленное ими, и отрубили голову Никанора и правую руку его, которую он простирал надменно, и принесли и повесили перед Иерусалимом. «И награбленное ими…» – κα τν προνομν, слав.: «и плен». Это слово у языческих писателей означает «фураж», продовольствие, у LXX – вообще добычу, ср. Bmop XXI: 10 , где также в προνομ разумеются и пленные женщины; здесь, вероятно, – в смысле вообще добычи, набранной врагами за время похода и отнятой снова иудеями. – «И правую руку его, которую он простирал надменно…», т. е. при клятве – ст. 35. Этим отмечается соответствие наказания преступлению. – «Повесили пред Иерусалимом…», по 2Mak XV: 32–33 – «против храма». 1Мак.7:48–49 Народ весьма радовался и провел тот день, как день великого веселья; и установили ежегодно праздновать этот день тринадцатого числа Адара. Празднование «13-го Адара» («день Никанора»), в память победы над Никанором, совершалось еще во времена Иосифа, но позднее оно вышло из обычая. 1Мак.7:50 И успокоилась земля Иудейская на некоторое время. «Успокоилась земля Иудейская на некоторое время…», в смысле на короткое время ( " ημρας ολγας), слав.: «на дни малы». Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 5: Пророческие книги. - 992 с./Первая книга Маккавейская. 604-740 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Теперь попечению доброго Пастыря о неблагодарных овцах наступает конец. – Св. Кирилл значение жезлов с символическими наименованиями толкует в применении к проповеди евангельской и закону Моисееву: «не познав и жезла доброго, то есть проповеди евангельской, и сверх того обесславив этим второй жезл, имя которому уже, т. е. закон Моисеев, иудеи не пришли к вере, не познали законом и пророками Предреченного» (с. 168). Зах.11:15 .  И Го­с­по­дь сказал мне: еще возьми себе снаряд одного из глупых пастухов. Зах.11:16 .  Ибо вот, Я по­ставлю на этой земле пастуха, который о по­гиба­ю­щих не по­за­ботит­ся, по­теряв­шихся не будет искать и больных не будет лечить, здоровых не будет кормить, а мясо тучных будет есть и копыта их оторвет. Но стадо не может совсем оставаться без пастыря; отвергнув Пастыря доброго, оно снова подпадает власти и водительству пастыря неразумного и жестокого. Пророк, согласно повелению Божию, должен взять снаряд одного из глупых пастухов. Этот снаряд обозначает, конечно, неразумную распорядительность и небрежение о стаде со стороны пастуха. «Раздробление копыт по Келеру, указывает на употребление в пищу жира из копыт» (Marti 442). – Св. Кирилл и блаж. Иероним, под неразумным, своекорыстным и жестоким пастырем разумеют антихриста (Кир 169, Иерон 142. Ср. Luth. S. 329). Новейшие толковники под злым пастырем разумеют Римскую Империю, жестокой власти которой евреи подпали около времени пришествия Спасителя и от которой, по отвержению Его, потерпели конечный разгром (Keil 631, Haupt 284). Зах.11:17 .  Горе негодному пастуху, оставля­ю­щему стадо! меч на руку его и на правый глаз его! рука его совершен­но иссохнет, и правый глаз его совершен­но по­тускнет. Возмездие ждет негодного пастуха, совсем не радящего о стаде. Самые необходимые члены – рука и правый глаз его поражаются: рука теряет способность действовать, а глаз видеть – за то, что не служили интересам стада. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 5: Пророческие книги. - 992 с./Книга пророка Захарии. 520-578 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ко времени Амоса, по-видимому, не все члены пророческих обществ стояли на надлежащей высоте и в среду их проникли люди недостойные, принимавшие звание пророков только ради добывания хлеба. К числу таких пророков, очевидно, Вефильский жрец отнес и Амоса. Когда Амос отклоняет от себя название «пророк» или «сын пророческий», то он вовсе не имеет в виду этим отвергнуть всякую свою связь с пророками, а только лишь желает сказать, что он не пророк в смысле Амасии. «Я был пастух (boker) и собирал (voles) сикоморы», слав. «пастырь бех и ягодичия обирая»: гл. voles представляет απαξ λεγμ., и значение его точно неизвестно; его принимают в значении собирать как в рус. т., очищать (Феодотион), иметь (Симмах), ухаживать (Гоонакер) или надрезывать, как у LXX ( κνζων); надрезывание сикомор нужно было для того, чтобы плоды созревали (Plinins, Hist nat. 13, 14). Ам.7:15 .  Но Го­с­по­дь взял меня от овец и сказал мне Го­с­по­дь: «иди, про­роче­с­т­ву­й к народу Моему, Израилю». В непосредственном призвании самим Господом Амос указывает основание для выступления с проповедью. «Но Господь взял меня от овец» (meacharej hazzon): в ст. 15 пророк называет себя пастухом мелкого скота, овец (hazzon), a в ст. 14-м он усвояет себе наименование boker, что означает – пастух крупного скота. Это различие названий дает повод некоторым комментаторам заподазривать слово boker и считать его корректурой (Новак). Но едва ли можно сказать, что пастух крупного скота (boker) не мог бы в то же время и пасти скот мелкий. Ам.7:16 .  Теперь выслушай слово Го­с­по­дне. Ты говоришь: «не про­роче­с­т­ву­й на Израиля и не про­износи слов на дом Исааков». Ам.7:17 .  За это, вот что говорит Го­с­по­дь: жена твоя будет обесчещена в городе, сыновья и дочери твои падут от меча, земля твоя будет раз­делена межевою вервью, а ты умрешь в земле нечистой, и Израиль непремен­но выведен будет из земли своей. Противление пророку было вместе с тем противлением Божию повелению. Поэтому Амос возвещает от имени Господа наказание Амасии. Это наказание поразит весь дом Амасии. Самому Амасии, что он умрет в земле нечистой т. е. в земле языческой. Исполнение этого пророчества могло последовать уже в 734 г. когда Феглаф Фелассар отвел в плен в Ассирию часть жителей Северного Царства. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 5: Пророческие книги. - 992 с./Книга пророка Амоса. 210-268 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы становимся частью «свободного народа», который живет по закону любви, написанному не на скрижалях, а на сердцах 987 . Все такие люди составляют «тело Христа» 988 . Между присоединением к этому телу и вступлением в какую–либо религиозную организацию, объединение или церковь , нет ничего общего. Стать частью тела Христа можно только одним способом – через веру. Всякий кто принял Христа своим Главой, становится частью этого тела 989 . Личная, индивидуальная вера каждого соединяет его или ее с Главой, а направляющее руководство Христа становится всегда доступным для них как для отдельных людей. И хотя благодаря совместной вере они составляют одно тело, доступ к Главе этого тела или получение от него руководства не зависят от влияния или посредничества других членов. Ведь «для всякого человека глава – Христос», и через Христа Бог дает «каждому (каждому мужчине и каждой женщине) проявление Духа для общего блага», распределяя «разным людям разные дары по своему усмотрению» 990 . Существуют «разные дары», «разные виды служения», «разные действия», но «дух один и тот же», «Господь один и тот же» и Бог, совершающий «все действия во всех » – «один и тот же» 991 . Возможность иметь личные отношения с Богом и Христом подтверждается и другим образом в словах Иисуса, записанных в Евангелии от Иоанна, главе 15. В них он сравнил себя с виноградной лозой, а своих последователей – с ветвями. При этом он не сказал, что он – это корни лозы, а собрание – ее стебель , к которому прикрепляются его последователи. И он не сказал, что жизненно необходимо быть связанным с другими ветвями . Нужно прикрепиться к Христу – к лозе – и к нему одному: именно так достигается их единство. Ведь оставаясь с лозой, они «пребывают в его любви», а любовь и служит той силой, что соединяет и скрепляет их в тело Христа 992 . Как члены этого тела, мы также «члены друг другу» 993 . Христиане представлены в Писании не как члены религиозной системы , а как члены религиозной общины , подобного семье коллектива людей, руководимого главой семьи, Сыном Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

Типикон охватывает годовой круг богослужений по особым отдельным дням. 987. На каком языке мы пользуемся этими книгами? На языке церковно-славянском. 7. Богослужения Православной Церкви 988. Какие три главные богослужения Православной Церкви? Главные три богослужения Православной Церкви: 1. Вечерня. 2. Утреня. 3. Божественная литургия. 989. Когда служится вечерня? Вечерня служится вечером и относится к следующему дню. 990. Для чего служится вечерня? Вечерня служится для того, чтобы поблагодарить Бога за прошедший день и испросить благословение на наступающую ночь. 991. Когда и почему служится утреня? Утреня служится рано утром, чтобы с самого утра воздать хвалу Богу и просить Его благословить день наступающий. 992. Что такое всенощная? Всенощная есть соединение вечерни и утрени в одно богослужение. 993. Когда служится всенощная? Всенощная служится накануне больших праздников, а также накануне каждого воскресного дня. 994. Какое самое главное богослужение Православной Церкви? Самое главное богослужение Православной Церкви это Божественная литургия, потому что при ней совершается Святая Евхаристия. а) О Божественной литургии 995. Какие самые важные моменты божественной литургии? Самые важные моменты божественной литургии следующие: 1. пресуществление хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа, 2. причащение священнослужителей и верующих пречистыми Телом и Кровлю Господа Иисуса Христа, 3. освящением и пресуществлением хлеба и вина в Свое Тело и в Свою Кровь и приобрещением Ими верующих Господь Иисус Христос за каждой божественной литургией приносит Самого Себя в жертву за спасение людей. 996. Как Господь Иисус Христос показал, что Святая Евхаристия есть приносимая Им жертва за спасение людей? Господь Иисус Христос совершенно ясно показал жертвенное значение Святой Евхаристии, когда, взяв хлеб и благословив его, преломил и, раздавая ученикам, сказл: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Матф. 26, 26–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

—609— Между другими постановлениями относительно разных еретических убеждений V Вселенский Собор сделал и такое: «Если кто не исповедует, что распятый плотью Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и Господь славы и один из Святой Троицы, тот да будет анафема» 992 . Во всех этих случаях Вселенские соборы имели, конечно, в виду и то христианское сознание, которое еще ранее ясно выражено словами Св. ап. и ев. Иоанна Богослова: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире ( 1Ин. 4:2–3 ). Таким образом, то, чему поучал Толстой, осуждено Церковью уже давно и притом такими ее органами, как вселенские соборы. Уже в силу этого Св. Синод обязан был признать Толстого отпавшим от Церкви. Иначе Русский Синод мог подвергнуться тяжелому обвинению в том, что он не хранит в России чистоту оснований христианской веры. Св. Синод, как видим, явно действовал в этом случае от имени Вселенской Церкви. Признание же самим Толстым в его ответе Синоду справедливости возводимых на него обвинений в отрицании оснований христианской веры, казалось бы, для всех должно было уже вполне ясно подтвердить правильность постановления Синода о Толстом, хотя бы с формальной стороны этому постановлению и следовало состояться при ином порядке церковного суда. Вообще по отношению к гр. Толстому представители Православной Церкви обязаны были действовать твердо и решительно и по примеру св. Григория Богослова «не заключать мира во вред учению истины, уступая что-нибудь ради славы именоваться снисходительными» 993 . С Толстым и его учением связан большой соблазн. —610— В мире давно уже замечается все более и более усиливающаяся тенденция к появлению мнений и учений, который, пользуясь христианскими формами, словами и заповедями, влагают в них, однако, иной, чуждый христианству дух. Они, как выразился еще св. Киприан Карфагенский , тонко под покровом истины предлагая ложь, обольщают людей простодушных. В общем, они стремятся разорвать связь нравственной жизни человечества с Божественной Личностью Христа Спасителя. К числу распространителей таких мнений и учений нужно отнести и Толстого. Для многих слабых духом и колеблющихся подобные учения представляют тонкую сеть, в которой современный человек легко запутывается, чему немало способствует и свойственный ему религиозный индифферентизм и все более и более обнаруживающееся в сознании человека затемнение церковной идеи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

992. Что такое всенощная? Всенощная есть соединение вечерни и утрени в одно богослужение. 993. Когда служится всенощная? Всенощная служится накануне больших праздников, а также накануне каждого воскресного дня. 994. Какое самое главное богослужение Православной Церкви? Самое главное богослужение Православной Церкви – это Божественная Литургия, потому что при ней совершается Святая Евхаристия. а) О Божественной Литургии 995. Какие самые важные моменты Божественной Литургии? Самые важные моменты Божественной Литургии следующие: 1) пресуществление хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа; 2) причащение священнослужителей и верующих пречистыми Телом и Кровию Господа Иисуса Христа; 3) освящением и пресуществлением хлеба и вина в Свое Тело и в Свою Кровь и приобретением Ими верующих Господь Иисус Христос за каждой Божественной Литургией приносит Самого Себя в жертву за спасение людей. 996. Как Господь Иисус Христос показал, что Святая Евхаристия есть приносимая Им жертва за спасение людей? Господь Иисус Христос совершенно ясно показал жертвенное значение Святой Евхаристии, когда, взяв хлеб и благословив его, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ). 997. Из каких слов Господа Иисуса Христа видно, что Святая Евхаристия есть жертва? Что Святая Евхаристия есть жертва, явствует из слов Господа Иисуса Христа: «Сие (хлеб) есть Тело Мое, которое за вас предается... сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» ( Лк.22:19–20 ). 998. Придавали ли первые христиане Святой Евхаристии значение жертвы? Первые христиане считали Святую Евхаристию жертвой, ибо: 1 . Апостол Павел в Послании к Евреям говорит о христианском алтаре, а алтарь не может быть без жертвы ( Евр.13:10 ). 2 . Святой Игнатий, епископ Антиохийский, ученик апостолов Петра, Павла и Иоанна, в своем послании к Филадельфийцам пишет: есть одно Тело Господа нашего Иисуса Христа, одна чаша и один алтарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Возвещайте в народах славу Его, во всех людях чудеса Его, ибо велик Господь и достохвален» ( Пс.95:1–4 ), «И величию его нет конца» ( Пс.144:3 ). Какая радость! Не один и не два спасаются. Сказал Господь: «Радость бывает на небе и об одном покаявшемся грешнике» ( Лк.15:7 ). Здесь же не один и не два, но бесчисленное множество приступили к Богу, просвещенные святым крещением. Как сказал пророк: «Окроплю вас водой чистой, и очиститесь и от идолопоклонения вашего, и от грехов ваших». Также и другой пророк сказал: «Кто Бог, как ты, прощающий грехи и не вменяющий преступления..? ибо хотящий того – милостив. Тот обратит и умилосердится над нами... и ввергнет в пучину морскую грехи наши» ( Мих.7:18–19 ). Ибо апостол Павел говорит: «Братья! Все мы, крестившиеся в Иисуса Христа, в смерть его крестились; итак мы погреблись с ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:3–4 ). И еще: «Древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор.5:17 ). «Ныне приблизилось к нам спасение... ночь прошла, а день приблизился» ( Рим.13:11–12 ). " Через Него получили мы верою доступ к благодати этой, которой хвалимся и стоим» ( Рим.5:2 ), «Ныне же, когда освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость» ( Рим.6:22 ). Вот почему должны мы служить Богу, радуясь ему. Ибо сказал Давид: «Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом» ( Пс.2:11 ). Мы же воскликнем к Господу Богу нашему: «Благословен Господь, который не дал нас в добычу зубам их!.. Сеть расторгнулась, и мы избавились» от обмана дьявольского ( Пс.123:6–7 ). «И исчезла память их с шумом, но Господь пребывает вовек» ( Пс.9:7–8 ), прославляемый русскими сынами, воспеваемый в Троице, а демоны проклинаются благоверными мужами и верными женами, которые приняли крещение и покаяние в отпущенье грехов, – новые люди христиане, избранные Богом». В год 6500 (992). Пошел Владимир на хорватов. Когда же возвратился он с хорватской войны, пришли печенеги по той стороне Днепра от Сулы; Владимир же выступил против них и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopis...

Во-вторых, о фараоне, которого ближайшим образом имел в виду ап. Павел в своих словах об ожесточении грешника, действительно, в истории исхода евреев из Египта не раз говорится, что Господь «ожесточил сердце его» 989 сначала – как предсказание, потом, особенно к концу казней, как объяснение причины упорного непослушания его словам Моисея 990 . Но рядом с этим и ранее этого, с первой же казни, причина эта объясняется иначе: после первого же знамения – превращения жезла в змия – «… сердце фараона ожесточилось и он не послушал их, как и говорил Господь. И сказал Господь Моисею: «Упорно сердце фараона, он не хочет отпустить народ» 991 ; после превращения воды в кровь: «… сердце его не тронулось и сим» 992 . «И увидел фараон, что сделалось облегчение (когда вымерли жабы) и ожесточил сердце свое, и не послушал их» 993 . Так и дальше – после мошек (3-я казнь), песьих мух, мора скота – постоянно отмечается, что ожесточилось сердце фараона, или он сам ожесточил его 994 . И только после 6-й казни – воспаления с нарывами у людей – говорится, что Господь ожесточил сердце фараона, как и сохранил его от язв этих, чтобы на нем показать силу Свою 995 . И тут, перед 7 казнью (гроза и град), впервые указывается разница в отношении египтян к словам Моиеея: «… те из рабов фараоновых, которые убоялись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы; а кто не обратил сердца своего к слову Господню, тот оставил рабов своих и стада свои в поле», где они затем и погибли. Фараон же и после этой казни «… продолжал грешить, и отягчил сердце свое сам и рабы его, и ожесточилось сердце фараона и рабов его»… 996 И уже после этого, в следующем же стихе, Господь говорить Моисею: «… войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои»… и дальше мы всюду видим: ожесточил Господь сердце фараона 997 . Из этих детальных и точных справок мы отчетливо видим, что свобода и самоопределение злосчастного фараона в полной мере проявились во всей этой истории борьбы его с Моисеем и через Моисея, говорившим с Богом, и ожесточение его сердца от Бога было, так сказать, ответом на собственное его ожесточение и упорство в отношении к словам и знамениям свыше. И нужно думать, Господь ожесточил сердце его в том же смысле, как и развращенных язычников – римлян, о которых тот же ап. Павел говорит, что Бог предал их «… в неискусен ум – творити неподобная… в похотях сердец их нечистоте… постыдным страстям» 998 . Это и есть то страшное наказание грешника, когда он отвергается Богом, и совершенно оставляется и отдается во власть греха, – начало вечной смерти. И вместе с тем, думается, трудно и отыскать еще другой пример, где так последовательно и наглядно выступало перед нами это отвержение человека и упорное противление его, по собственному хотению сердца его, как именно в этой истории фараона, определение которого к погибели уже во всяком случае никто не назовет предопределением безусловным, сводимым к одному лишь хотению Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Этот взгляд разделяет Ап. Павел. 3Езд.3:34 Итак взвесь на весах и наши беззакония и дела живущих на земле, и нигде не найдется имя Твое, как только у Израиля. 34 . В неповрежденном тексте (лат. рук., ар. 1. 2, арм.) этот стих приводится в таком виде: «Итак, взвесь на весах наши беззакония и беззакония тех, которые живут на земле, и обнаружится, куда наклонится стрелка коромысла» (et invenietur momentum puncti ubi declinet). Слово momentum было принято за nomen tuum, a конец стиха был восполнен применительно к контексту. 3Езд.3:35 Когда не грешили пред Тобою живущие на земле? или какой народ так сохранил заповеди Твои? 3Езд.3:36 Между сими хотя по именам найдешь хранящих заповеди Твои, а у других народов не найдешь. 36 . В Вульгате смысл этого места потерпел значительные изменения вследствие неправильно прочитанного сокращения. Мысль автора обнимает все человечество (homines), тогда как Вульгата ограничивает ее одним избранным народом (hos). Ездра ставит на вид Богу, что ни один народ в целом не соблюдал заповедей, как Израиль. «Ты найдешь, конечно, людей по именам, исполнявших Твои заповеди, но народов не найдешь». Праведники в языческой среде, подобные Иову, являются редким исключением: их можно пересчитать по именам. Только у евреев исполнение закона захватывало весь народ. Гункель (354), Фолькмар (11) и Кабиш (26–28) относят и первую половину стиха к праведникам из народа Божия вроде Авраама и Моисея. Кабиш приводит целый ряд выдержек из Талмуда, где только за евреями признается право называться людьми, а язычники считаются свиньями. Самые души язычников явились будто бы плодом смешения беса Саммаэла с Евой. Но такое понимание мало вяжется с ходом мыслей. Автор пытается устранить возражение, что и у язычников можно найти примеры исполнения заповедей. Там они носят единичный характер; между тем у Израиля при всей его греховности заповеди хранились всеми с такой ревностью, которой нельзя было встретить ни у какого другого народа в массе. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 5: Пророческие книги. - 992 с./Третья книга Ездры. 846-986 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010