8 681 Где были камни, создал Он озеро полноводное, из недр скалы несокрушимой по воле Его возник источник вод. 9 682 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даруй славу, по милости Твоей и по истине Твоей! 10 Да никогда не скажут язычники: «Где их Бог?» 11 А Бог наш на небесах и на земле все, что восхотел, сотворил. 12 683 Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих; 13 Уста имеют, и не заговорят; очи имеют, и не увидят; 14 Уши имеют, и не услышат; ноздри имеют, и не обоняют; 15 Руки имеют, и не будут осязать; ноги имеют, и не пойдут; не подают голоса гортанью своей. 16 Да уподобятся идолам создавшие их и все надеющиеся на них! 17 684 Дом Израилев уповал на Господа; Податель помощи и Защитник Он им. 18 685 Дом Ааронов уповал на Господа; Податель помощи и Защитник Он им. 19 Боящиеся Господа уповали на Господа; Податель помощи и Защитник Он им. 20 Господь помнит нас и благословил нас; благословил Он дом Израилев, благословил дом Ааронов, 21 Благословил боящихся Его, малых и великих. 22 Да умножит Господь блага вам, вам и сыновьям вашим! 23 Благословляет вас Господь, Творец неба и земли. 24 686 Небо, что превыше небес, обитель Господа, землю же даровал Он сынам человеческим. 25 Не мертвые восхваляют Тебя, Господи, и не те, кто нисходит во ад; 26 Но мы, живые, благословим Господа отныне и вовеки! Аллилуия, 114. 687 1 Возрадовался я, ибо услышал Господь моление мое, 2 Ибо Он приклонил ухо Свое ко мне; и я во все дни жизни моей призывать буду Его. 3 Объяли меня болезни смертные, беды адовы постигли меня; познал я скорбь и болезнь и призвал имя Господне. 4 О Господи, избавь от бед душу мою! Милостив Господь и праведен, милует нас Бог наш. 5 688 Хранит младенцев Господь; смирился я, и спас Он меня. 6 Обрети покой, душа моя. Ибо Господь сотворил благо тебе! 7 Ибо избавил Он душу мою от смерти, очи мои от слез и стопы мои от преткновения. 8 Угождать буду Господу на земле живых. Слава: Аллилуия, 116. 697 1 Славьте Господа, все народы, восхваляйте Его, все люди! 2 Ибо непреложна милость Его к нам, и истина Господня пребывает вовеки! Аллилуия, 117. 698

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   12. Езекия , сын Ахаза (716–687 или 725–697). Преемник Ахаза Езекия был, как ни странно, одним из самых благочестивых и верных Богу царей иудейских. Это удивительный факт, что вслед за таким нечестивым отцом вдруг восстает необычайно благочестивый сын, а затем происходит обратное. Как много нам говорит это о свободе человека. В 722 году окончательно прекратило свое существование Израильское царство. Иудея теперь непосредственно граничила с ассирийскими владениями и подчинялась Ассирии. При Езекии происходит очищение храма, он выносит дамасский жертвенник, возобновляет богослужение и приглашает всех иудеев и тех израильтян, кто уцелел от переселения ассирийского, на Пасху в Иерусалим. Гонцы, обходя землю, возвещали от имени царя: «Когда вы обратитесь к Господу, тогда братья ваши и дети ваши [будут] в милости у пленивших их и возвратятся в землю сию, ибо благ и милосерд Господь Бог ваш и не отвратит лица от вас, если вы обратитесь к Нему» ( 2Пар. 30:9 ). Над гонцами смеялись и издевались. Но некоторые представители северных колен всё же смирились и пришли в Иерусалим. В течение недели с великим торжеством праздновалась Пасха. «Многие из народа, большею частью из колена Ефремова и Манассиина, Иссахарова и Завулонова, не очистились; однако же они ели пасху, не по уставу. Но Езекия помолился за них, говоря: Господь благий да простит каждого, кто расположил сердце свое к тому, чтобы взыскать Господа Бога, Бога отцов своих, хотя и без очищения священного! И услышал Господь Езекию и простил народ» ( 2Пар. 30:18–20 ). Здесь особенно подчеркнуто заступничество царя за народ. Езекия предоставил для праздника множество скота из своих стад. Торжества были таковы, что со времен Соломона ничего подобного не бывало ( 2Пар. 30:21–27 ). После этого он восстановил установленный Давидом порядок служения священников и левитов. Царь разрушил высоты и жертвенники, сооруженные в Иерусалиме, и даже уничтожил медного змея, который некогда был воздвигнут Моисеем и с тех пор хранился в скинии, а затем в храме. Уничтожить его пришлось потому, что и перед этим медным змеем иудеи совершали служения, почитая его за некое особое божество. Воодушевленный Езекией народ активно участвовал в истреблении языческих капищ по всей Иудее и на территории бывшего Израильского царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Блж. Феодорит относит пророческие слова к наказанию беззаконных. «Вложил еси во главы беззаконных смерть: воздвигл еси узы даже до выи в конец. Как уверовавшим даровал Ты спасение, так до конца не уверовавших пре­дал смерти, обложив их узами ее. Разсекл еси во изступлении главы сильных, сотрясутся в ней: разверзут узды своя, яко снедаяй нищий тай. Когда же могущество Твое соделается явным для всех людей, тогда обле­ченные высокою властию придут в такой страх, что не с дерзновением, но в скрытности и тайно станут выражать свое противление, так что справедливо иной уподобит их нищему, который не смеет вкушать пищу явно, но жует ее, не разверзая уст» 697 . Посредь всех неправд этого мира шествует Бог. И да молчит всякая плоть. Замер и пророк. Кто постигнет пути Божии? Истинны и праведны пути Его. Но вот еще раз зазвучал голос поющего, и унеслось к небесам, и разли­лось по просторам земли: 3.15 Ты с конями Твоими проложил путь по морю, чрез пучину великих вод. Рефреном отозвались эти слова пророческой песни, слились в перезвучье с песнью Моисея и Мариам. В Синайской пустыне, освободившись от рабства Египетского, когда сомкнулись воды Чермного моря над конями и колесницами фараоновыми, зазвучало, разлилось над пустыней: Пою Ягве (Господу), ибо Он превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. 698 Воспел Моисей с сынами Израиля. Подхватила Мариам и все женщины с тимпанами и ликованием. Через века пел Аввакум. На острове Патмос видел святой тайнозритель апостол Иоанн как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! 699 Так многократным эхом от берега Чермного моря и далее из уст в уста от Моисея к пророку Аввакуму, от православных священников воспева­ющих: – Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема,

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Братья Карамазовы. Ч. II. Кн. V. Гл. III). 691 «...в этом-то и состоит весь закон естественный, так что уничтожьте в человечестве веру в свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, всё будет позволено, даже антропофагия. Но и этого мало: он закончил утверждением, что для каждого частного лица, например как бы мы теперь, не верующего ни в Бога, ни в бессмертие свое, нравственный закон природы должен немедленно измениться в полную противоположность прежнему, религиозному, и что эгоизм даже до злодейства не только должен быть дозволен человеку, но даже признан необходимым, самым разумным и чуть ли не благороднейшим исходом в его положении» (Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Ч. I. Кн. II. Гл. VI). 692 Имеется в виду следующее место: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» ( Рим. 5, 18–21 ). 697 Мы прибавим, что вопрос этот продолжает существовать и для всякой консервативной психики, которая не может отрешиться от стремления отвечать на вопросы, ненужность которых давно доказана. 698 Лампе должен иметь Бога. Смердяков должен иметь мораль (нем.). Лампе – эпизодический герой романа «Братья Карамазовы», устроивший изуверское издевательство над падшей женщиной; Смердяков – сын Федора Федоровича Карамазова, убивший своего отца. 699 «.не веруй я в жизнь, разуверься я в дорогой женщине, разуверься в порядке вещей, убедись даже, что всё напротив беспорядочный, проклятый и, может быть, бесовский хаос, порази меня хоть все ужасы человеческого разочарования, – а я все-таки захочу жить и уж как припал к этому кубку, то не оторвусь от него, пока его весь не осилю! Впрочем, к тридцати годам наверно брошу кубок, хоть и не допью всего и отойду.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В период с 726 г. до Р. Х. по 697 г. до Р. Х. в Иудее правил благочестивый царь Езекия. Он восстановил истинное Богослужение и сделал много другого хорошего для своей страны. Но спустя некоторое время смертельно заболел. В этой болезни царь обратился со смиренной мольбой к Господу, Который и даровал ему еще 15 лет жизни. Помещена пламенная молитва Езекии в Книге пророка Исаии. Там есть следующие слова: «Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою» ( Ис. 38:18–19 ). Сторонники теории о смертности души считают, что царь придерживается в этих строках их мнения, хотя он для этого не подал никакого повода. В молитве говорится лишь о том, что до пришествия Христова прославляли Бога только живые. Более того, конец земной жизни представлялся Езекии в виде исхода из тела: «…жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский…» ( Ис.38:12 ) И о самой душе его: «Я сказал в себе: в преполовении дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих» ( Ис.38:10 ). То есть смерть в Ветхом Завете подразумевалась не совершенным уничтожением, но совлечением тела с души и снисхождением души в преисподнюю. То, что сознательное существование продолжалось и там, видно из пророчества Исаии, в котором ад представлялся наполненным живыми существами, все сознающими и все понимающими душами: «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам!» ( Ис. 14:9–10 ), – обращается пророк к царю Вавилона. Вера в бессмертие души возникла гораздо раньше того времени, в которое жили Пророк Исаия и царь Езекия. Эта вера была, пожалуй, общей для всех древних народов. Когда Иаков услышал горестную весть о смерти сына своего Иосифа, якобы растерзанного зверями, огромная скорбь объяла душу его. По обычаям того времени вся семья собралась оплакать потерю. Вот как описывается это событие в Священном Писании: «И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его» ( Быт. 37:35 ). Мы видим, что Иаков был уверен в жизни после смерти. Он считал сына своего Иосифа, пребывающим в преисподней и готов был идти к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

В последнее время уверенность ученых в том, что 21-я глава была добавлена к изначальному тексту, поколебалась. Некоторые открыто выступают против такого мнения. Крупный исследователь Нового Завета Р.Бокэм считает, что свидетельство Иоанна о Петре «обретает смысл, только если мы рассматриваем главу 21 как неотъемлемую часть книги». 693 Ученый не принимает теорий, разделяющих заключительные части Евангелия на чреду последовательных добавлений, 694 и убедительно доказывает, что Евангелие от Иоанна никогда не существовало без 21-й главы. 695 Другой известный специалист, К.Кинер, полагает, что 21-я глава является «легитимной частью четвертого Евангелия», отмечая при этом, что древние авторы совсем не всегда считали необходимым прекратить писать после того, как сочиняли заключение. 696 Ученый фиксирует значительную степень сходства словаря 21-й главы со словарем других глав Евангелия и отмечает слабость стилистического аргумента против единства текста. 697 Рассматривая вопрос о том, является ли 21-я глава Евангелия от Иоанна добавлением, эпилогом или заключением, православный библеист протоиерей Иоанн Брек приходит к выводу, что она является подлинным заключением этого Евангелия. Данный вывод ученый делает на основании сопоставления 1-й и 21-й глав, в которых усматривает сознательный параллелизм. Две главы – первая и последняя – благодаря этому параллелизму становятся «конвертом», в который упакован весь остальной текст Евангелия. 698 Одной из причин формирования в научном сообществе мнения о том, что 21-я глава Евангелия от Иоанна – позднейшая добавка, является наличие в этом Евангелии двух заключений, близких по смыслу и словарному составу. Для наглядности приведем оба заключения одно за другим: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин.20:30–31 ). Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь ( Ин.21:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ведь они точно так же станут когда-нибудь древними и необходимыми для потомков, даже если в наше время они считаются менее важными по причине общераспространенного почтения к старине. 3. Но пусть увидят те, кто считает силу единого Святого Духа 679 относящейся только к определенным временам 680 , что более новые (novitiora) события – из-за того, что они самые что ни на есть последние (novissimiora), – должны считаться важнее, так как возрастание благодати обещано в последние времена 681 . 4. Ибо в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут 682 . 5. Так и мы признаем и почитаем обещанные пророчества и новые видения и считаем, что другие добродетели Святого Духа предназначены для наставления Церкви 683 (которой был послан тот же дух для управления всеми дарами (donativa) ради блага всех, как Господь дарует каждому) 684 ; мы по необходимости излагаем и восхваляем в чтении для славы Господа, чтобы никто из-за слабости веры или отчаяния не считал, что только среди древних обращалась Божественная благодать, даруя мученичество или откровение, так как Господь всегда совершает то, что обещал – неверующим как доказательство, верующим как благодеяние 685 . 6. И мы таким вот образом возвещаем вам, братья и чада 686 , то, что мы услышали и с чем соприкасались 687 , чтобы и вы, кто присутствовал при этом, могли вспомнить славу Господа, а те, кто сейчас узнал, услышав, получили общение со святыми мучениками, а через них – с Господом нашим Иисусом Христом 688 , Которому слава и почет во веки веков. Аминь. 3 . Она говорит 696 : «Когда мы были еще вместе с теми, кто арестовал нас (prosecutoribus 697 ), мой отец, движимый любовью ко мне, упорно пытался повлиять на меня (evertere) и изменить мое решение (deicere) 698 . «Отец, – сказала я, – вот, например, видишь здесь этот брошенный сосуд, или кувшин, или что-то в этом роде?» – «Вижу», – сказал он.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Вечная жизнь» не получается христианином лишь в загробной жизни, в виде независимого от его внутреннего содержания какого-либо внешнего блага 697 , а постепенно органически растет и развивается в нем самом еще в земной жизни. Мало того, в загробном мире и не может начаться духовная жизнь для человека, совершенно не причастного, чуждого «вечной жизни» в земном фазисе своего существования. По мере того, как достигается христианином состояние святости, – неразрывно с этим – постепенно – осуществляется и конечная цель его – богообщение. Это осуществление имеет свои степени, – начало, продолжение и завершение 698 . Загробной жизни принадлежит лишь завершение или продолжение этого осуществления, но ни в каком случае не его начало, вопреки прежнему жизненному направлению 699 . Следовательно, «спасение» достигается христианином еще здесь, на земле, хотя и не во всей полноте; «во всей своей светлости» 700 , в совершенном, беспрепятственном и нескончаемом развитии оно будет достоянием христианина только в загробной жизни. Откровение ясно учит о том, что «вечная жизнь» начинается и раскрывается в христианине еще в земном его существовании, среди обычных внешних условий жизни. « Верующий В Сына имеет жизнь вечную» ( ’χει ζων αιω’νιον) 701 . « Ядущий мою плоть и пиющий мою кровь имеет жизнь вечную ( ’χει ζων αιω’νιον) и Я воскрешу его в последний день» 702 . « Держись ( πιλαβο) вечной жизни, к которой ты и призван» 703 . В святоотеческой письменности совершенно определенно раскрывается та мысль, что человек уже здесь на земле, или фактически живет истинною, «вечною жизнью» общения с Богом или действительно умирает «вечною смертью » пагубного разъединение с Ним. Богоподобная жизнь христианина на земле в действительном богообщении непрерывно и непосредственно переходит в загробную жизнь в Боге и у Бога. По учениюВасилия В., «чрез крещение в душах освященяых обитает Господь» 704 . По словам преп. Макария E., душа христианина еще ныне приемлет в себя царство Христово, упокоевается и озаряется вечным светом 705 . Истинный христианин и на земле живет вечною жизнью, и в настоящее время уже упокоевается во Христе 706 . Лредварптельно познавши тайны благодати»,. христиане уже не дивятся тому, что будут царствовать в будущем веке 707 . Будучи еще на земле, они имеют жительство на небе, являются в истинном смысле обитателями и гражданами невидимого мира, хотя пока еще и не вполне, так сказать, не в целом составе своей личности, а только «по уму», «по внутреннему человеку» 708 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Все богосыновние привилегии не имеют характера юридического и не имеют вида внешнего достоинства, – все они опираются на внутреннюю реальность богосыновства и переступаюсь границы субъективной призрачности единственно фактическою силою своего содержания 697 . Отеческое отношение Бога к человеку, являясь в учении Христа, с одной стороны, совершенно интимным, открывается, с другой стороны, с характером универсальности. Интимность евангельского богосыновства разрывает ветхозаветную ограниченность богоизбранности и небесного благоволения. В религиозном евангельском опыте богосыновство бесконечно углубляется внутрь личности и переступает за те внешне-исторические границы, в которых осуществляется богоизбранничество; реальностью своего блага и фактическою абсолютностью оно возносится выше каких бы то ни было целей видимого помазанничества и ставится вне всякой мыслимой нужды во внешней санкции. Однако это не природная универсальность, и Евангелие ошибочно комментируется в терминах стоической философии. По Евангелию Бог есть Отец не потому, что Он творец всего и промыслитель. «Смотрите – птицы небесные ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их» 698 . Богом все сотворено и Он промышляет о самых малых птицах, но Он не называется их отцом, Он только отец людей: Отец ваш небесный питает их. Равным образом и люди не являются сынами Божиими уже по природе: не все люди – фактически сыны Божии. «Не заботьтесь, говоря: что нам есть? или что пить? или во что одеться? – потому что всего этого язычники ищут и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» 699 . Бог есть Бог язычников, но Он – отец только некоторых избранников. Его промышление о людях настолько универсально, что Он согревает солнечными лучами злых и добрых и дождит на праведных и неправедных? сынами же Его становятся те, которые имеют в себе Его всеобъемлющую любовь 700 . Даже прямо называется разряд лиц, для которых Бог не отец 701 . Все люди не являются фактически сынами Божиими, но это не потому, чтобы отеческое отношение Бога ограничивалось одним избранным народом, как думали евреи, а потому, что оно не имеет натуральных основ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

глаз, не слышало ухо» и что «не приходило... на сердце человеку» ( 1Кор. 2, 9 ). Святитель Киприан Карфагенский ( 113, 697 ). Блаженство состоит в лицезрении Бога ( 104, 94 ). Апостол Петр и бывшие с ним так сильно обрадовались, хотя увидели лишь некую часть Славы Божией; какая же радость в будущей жизни изольется в сердца избранных Божиих, когда не часть Славы, но вся она откроется! Как сильно возрадуются и радоваться будут вовеки, когда Бога «лицем к лицу» ( 1Кор. 13, 12 ) и Славу Христову увидят, и без конца и насыщения будут видеть! Этой радости и сладости малую частицу и ныне святые Божии на земле чувствуют, вкушают, как малейшие крупицы, падающие от Небесной трапезы, и услаждают гортани своих душ ( 104, 91 ). Будут видеть Бога Отца своего «лицем к лицу» ( 1Кор. 13, 12 ) и узрят Его, как Он есть ( 1Ин. 3, 2 ); будет и Бог на них смотреть, как любящий Отец на возлюбленных сынов Своих. Будут видеть Христа, Сына Божия, искупившего их Кровию Своею; будут видеть в Божественной Славе Его, Которому здесь смирением, любовью и терпением следовали, как Сам об этом молился: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне» ( Ин. 17, 24 ). всяких даров, утешения, радости и сладости Духа Святого, как живого и животворящего источника. Будут иметь любовную дружбу со святыми Ангелами и вместе с ними во веки веков восхвалять Господа. Тогда будут славно и весело в радости духа торжествовать над смертью, адом и диаволом: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор. 15, 55 ). Будут петь сладчайшую песнь: «Аллилуиа!» ( 104, 98 ). «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф. 5, 12 ). Видишь, что радоваться и веселиться на кресте и в страдании велит Господь. Почему? «Ибо велика ваша награда». Где? Не на земле, где все проходит – и печаль, и веселие, и наказание, и награда, и блаженство, и страдание вскоре прекратится. Но где? На небесах. Там все постоянно, и твердо, и вечно; там, где Сам Бог хвалит и венчает, прославляет и ублажает, обогащает и увеселяет, упокоевает и утешает, и Божественное Свое Лицо, светлое, милостивое, радующее, Своим рабам являет; там велика награда, где любящим Бога уготованы блага, которых «не видел...

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010