» на р. Вруде Ястребинск. Речане Дятелинск. 625. 629 Речица, сельцо Кипенск. 640. 658. 659. 662. 666. 668. 667 Свинковичи Замозск. Сеглица (д. или сц.) Ястребинск. 784. 789 Сеглици, сельцо Врудск. Сельцо, дерев. у г. Копорьи Каргальск. Замозск. Середнее Чюдля Дятелинск. Симанова Каргальск. 527. 533. 545 Сипино на Ковоши в поморье Дятелинск. Систь на р. Систи село Ратчинск. Скорятино у Копорьи Каргальск. Скробовичи, сельцо Заретцк. Слипино за рекою Ястребинск. » на р. Врудице Слопец Смедово, сельцо Замозск. Сменово, » Суйдовск. Смердовичи, сельцо Врудск. Смолиговичи, село Ястребинск. Смыково Вздылитцк. Сорошкино, сельцо Врудск. Сосницы Озеретцк. 712. 725. 726 Спасско на р. Луге Ястребинск. Спирково Каргальск. Спицын Конец Замозск. Стаиша, село Дягиленск. Стаиша Вздылитцк. Старая Весь сц. Кипенск. 642. 664 Старица на р. Луге Ястребинск. Стеблово Ратчинск. Стороннее, поч. на Луге Ястребинск. Стрельна на р. Стрельне у моря Кипенск. Стрельна на р. Стрельне над мор. Стрельно у моря Стрельна на усть Стрельны у моря Стрельна на р. Стрельне у моря Стрельна на р. Стр. у моря Стрельна на р. Стрельне Стромление, село Каргальск. Суйда, село Суйдовск. 697. 701. 711 Суйдовский пог. Суйжела Замозск. Сумско, сельцо Ястребинск. Сяглици Ратчинск. Тарасьи, на Беле Поле, на Лемовже Озеретцк. Твердятино на р. Луге Ястребинск. Теребушка в Беседе, сельцо 763. 790 Терпеличи, сельцо Врудск. Техутицы, сельцо Суйдовск. Тресковичи, сельцо Врудск. Труфаново на Ковоше Дятелинск. Тешковичи Замозск. 583. 596 Тютицы, село Ратчинск. 568. 569 Удосол (Врудосол), сельцо Каргальск. 496. 535. 549 Урмизно на р. Систи, сельцо Уста, сельцо Заретцк. Устеж на р. Аредежи Суйдовск. » другой на Аредежи, ниже Суйдовск. Устьверести Ястребинск. Ушья Весь, село Льешск. 797. 802 Фалелеево у Копорьи Каргальск. Хвостец Суйдовск. 705. 710 Ходгостици, сельцо Дягиленск. Ходковичи Кипенск. 650. 653. 672 Ходобжа на рч. Кернове Каргальск. » ж, на рч. Кернове Холопья Весь, сельцо Вздылитцк. Хотковичи Сучья Горка в син. к. Кипенск.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Присутствие в обряде умовения рук в грузинской ЗЛАТ по списку Graz Georg. 5 объясняется позднейшей практикой вставки в Великий вход различных приуготовительных молитвословий, взятых из раздела молитв на облачение священнослужителей. Мы обсудим этот процесс подробно в главе VI. Исчезновение умовения из пресвитерской литургии Несмотря на свидетельство о наличии lavabo в пресвитерской литургии, большинство евхологиев его не упоминает вообще. Из-за медленного развития византийских рубрик, неудивительно, что диатаксисы долго молчат по этому поводу. Ни диатаксис X в., использованный Тосканцем, ни диатаксис XIIXIII вв. кодекса Ethnike bibl. 662, ни творение Филофея не упоминают умовения. 641 А ведь именно рубрики Филофея позже вошли в печатные издания евхология и зафиксировали византийские литургические обычаи в более или менее существующей форме. Лишь в первопечатном издании Димитрия Дуки (1526 г.) священник и диакон умывают руки и произносят Пс. 25, 612 после облачения перед началом чина протесиса. Неужели это характерная тенденция в некоторых восточных традициях: с целью развития чина приготовления даров перед литургией в него перемещают элементы, некогда окружавшие передачу даров перед анафорой? Борнер в исследовании византийских литургических комментариев проследил шаг за шагом редактирование текста в соответствии с комментарием Германа, описывавшим пресвитерскую литургию. Пассажи, касающиеся подготовки даров, которые в изначальных рецензиях расположены непосредственно перед Великим входом, постепенно перемещаются в чин протесиса. Эти изменения фиксируются кодексом Vatican 1151 (XIIIXIV вв.) и другими списками из рукописной семьи, отмеченными маркером «Da» и датируемыми концом XIII в. 642 Один пассаж, не перемещенный в протесис, является комментарием на Пс. 25, 68, основанном на творении Афанасия «О надписании псалмов», который был интерполирован в текст Германа после Великого входа. 643 Раздел, содержащий обряд lavabo не был подвержен текстуальным перестановками XIIIXIV вв. в «Церковной истории», поэтому можно утверждать, что чин умовения рук все еще находился после Великого входа в иерейской литургии, по крайней мере, до конца XIII столетия. Когда же он переместился в чин протесиса? На основе нескольких средневековых рукописей Борнер датирует данное «déplacement (перемещение)» XIIXIII вв: в списке Esphigmenou 34 (1306 г.) священник умывает руки и читает Пс. 25 перед облачением, а диатаксис XIII в. из собрания Дмитриевского предписывает чин умовения рук с Пс. 25 уже перед протесисом. 644 Как мы видели, существуют рукописи пресвитеской литургии вплоть до конца XVI в. с чином умовения на Великом входе. 645 Таким образом, можно говорить скорее об удвоении, чем о смещении lavabo.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

621 II/14,24. 622 II/14,25. 623 Речь здесь не идет о пятидесяти, ста или двухстах поклонах в день, но о пятидесяти, ста или двухстах «молитвах с поклонами»: каждая из этих молитв включала в себя собственно краткую молитву и один или несколько поклонов с целованием Креста. 624 II/14,26. 625 II/14,42. 626 II/14,43. 627 Лк. 10:42. 628 II/14,44. 629 II/14,45. 630 Ср. I/70 (359). 631 II/14,15. 632 II/21,1—3. 633 II/21,4—6. 634 II/5 (заглавие). Ср. II/1,75: «(Молись), когда ты ешь или пьешь, стоишь или сидишь, отходишь ко сну или делаешь что–либо, а также когда ты в путешествии или в обществе многих людей». 635 II/11,1—2. 636 Тема ковчега завета (ср. Исх. 26:10—22) как прообраза Креста развивается уже у Ефрема Сирина в «Нисибийских песнопениях». 637 Сир. qibota (ср. греч. kibvtobw). Тема ковчега завета играет важную роль в восточно–христианской анти–иудейской литературе VI—VII вв. 638 Т. е. народ израильский. 639 Ср. Числ. 10:35—36. 640 Ср. 1 Цар. 4:7. 641 II/11,3—4. 642 Ср. Ис. Нав. 7:6. 643 II/11,5. 644 II/11,5—8. 645 II/11,8. 646 Ср. Исх. 20:4; Лев. 26:1; Втор. 5:8. 647 II/11,11. 648 II/11,13. 649 Ср. Исх. 25:17. 650 II/11,15. Имеется в виду Нарсай. Беседа о Ковчеге 183—184: «Под крышкой Писание подразумевает человеческое естество Спасителя нашего». 651 Т. е. в ковчеге завета. 652 II/11,12. 653 II/11,13. 654 Образ Креста. 655 Ср. Ин. 2:19—21. Христологический язык этого текста соответствует традиционной восточно–сирийской терминологии. 656 II/11,12. 657 II/11,15—16. 658 II/11,17—19. 659 II/11,21. 660 II/11,21—22. 661 II/11,24—26. 662 II/11,30—34. 663 В современных храмах Ассирийской Церкви Востока на ступенях, ведущих в алтарь, размещается специальный каменный престол, называемый «Шкинта» (Шехина): на нем полагаются крест и Евангелие. В ассирийских храмах нет икон и распятий; основным символом, используемым повсеместно, является простой четырехконечный крест. 664 II/5 (заглавие). 665 Ср. 3 Цар. 18:42. 666 II/14,46. 667 II/4,4—9. 668 I/56 (289). 669 II/5,16. 670 II/11,17.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

407–571 Св. Ефрем Сирин 235–406 573–787 345–487 Св. Ефрем Сирин 163–343 489–633 347–498 Св. Ефрем Сирин 185–346 499–673 179–348 349–580 139–278 279–408 409–553 177–310 311–478 479–703 139–306 307–520 521–605 173–320 321–490 491–639 123–284 285–416 417–571 169–374 375–502 503–642 163–326 327–488 489–628 149–318 319–482 483–622 291–392 495–723 167–290 393–494 495–723 245–362 503–646 109–244 363–502 503–646 297–512 513–676 677–915 167–371 372–536 537–751 521–797 203–519 799–1141 1 (прод.) 4 (прод.) 263–544 363–678 363–661 345–710 2 (прод.) 5 (прод.) 385–710 391–688 343–710 303–653 3 (прод.) 6 (прод.) 433–730 335–634 505–991 195–434 191–402 185–437 6 (прод.) 283–668 285–488 359–738 353–745 217–479 177–341 8 (прод.) 271–638 277–662 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ БВ Богословский вестник. СП, 1892–1918; Н. с. 1 (1993) -. Журналы Журналы Совета Московской духовной академии Корсунский 1894 Корсунский И. К истории изучения греческого языка и его словесности в Московской Духовной Академии. СП: 2-я типография А. И. Снегиревой , 1894. Отчет о состоянии Московской духовной академии ПрибТСО Прибавления к ТСО. М., 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891. Творения святых отцов в русском переводе. М., 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891, 1893–1917. Т. 1–69. 1 Отчет о состоянии Московской духовной академии в конце 1869–1870 и в течение 1870–1871 уч. г.//ПрибТСО 24. С. 560. Далее перечислялись некоторые статьи, опубликованные в «Прибавлениях» (Там же. С. 560–561). 2 Отчет за 1871–1872 г.//ПрибТСО 25. С. 481–482; Отчет за 1880–1881 г.//ПрибТСО 28. С. 669–672. 4 «Последние две книжки вашего издания получил я, – одну из Москвы, другую из Посада, и много благодарен Обществу трудящихся! Дай Бог , чтобы Его благословение споспешествовало всем обстоятельствам дела!» ([Письмо 40 от 20 января 1849 г.]//ПрибТСО 37. С. 811). 5 Например, в объявлении о выходе в свет сочинения о церковной иконографии ректора Академии архим. Христофора указывался следующий адрес: Сергиев Посад, Москов. губ., в редакцию журнала «Творения святых отцов» (Объявление//ПрибТСО 39).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

627. Вв. 695. 628. φυλττω – сторожить, хранить. 629. αδιφθορος – неиспорченный, не вередимый, нетленный. 630. ВК. 46, 126. 631. πημαντος – (πημανω – причинять зло) – невредимый; др. – поэт.сл. 632. ρευσις – (ис)течение; поздн. сл. ср. 87, 46. 633. φστημι – подставлять; ср. 3, – брать на себя, выдерживать, подчиняться; ср. РБ. 87, 319. 634. 90, 76. 635. ВК. 79, 482. 636. ηνα – вожжи, пер. – бразды правления. 637. РБ. 72, 231. 638. 95, 117; др. – слав. «бессловесных», нын. слав. – сильнее. 639. οπαργανω – пеленать. 640. ρκος – рубище, лоскут, лохмотья. 641. πολπλοκος – много раз сплетенный, запутанный, сложный. 642. σειρ – веревка. 643. παρπτωσις – падение, ошибка. 644. ВК. 129; 1. Притч. 5, 22. 645. РБ. 54, 186. 646. Прим. 513. 647. παδον – дитя (мальчик или девочка); умен. от πς – дитя, отрок. 648. Ис. 9, 6. Имена выбраны, изображающие вечность и силу Христа в противоположность Его детству; посему при «начальник» опущено «мира»; «ангел великого совета» – как предвечного совета. 649. ВК 79, 482. 650. В греч.и др. – слав. нет. 651. εξουσα – возможность, право, власть, дат. п. 652. ναω – жить, поселяться; др. – поэт, сл.; др. – слав. «пловый». 653. μυχς – самое внутреннее или удаленное место чего – л.; др. – слав.: «в мутех». 654. ВК. 130, 13. 655. παρκω (π – от, ρκω – удерживать, быть достаточным: ­­ лат. arceo) – вполне быть достаточным; поэт.сл. 656. ζλη – волнение морское, буря, ураган. 657. νττω – толкать, ударять, поражать. 658. βλος – всякий метательный снаряд, ос.стрела, копье. 659. τυραννω – быть тираном, неограниченно править; сооб. – управлять, царствовать; прич., а не сущ., указывает на временный характер тираннии диавола. 660. προσαυδω – говорить к кому л.; др. – поэт.сл. 661. РВ. 95,370. 662. κακς – худой (физич. или нравств.), плохой, злой, несчастный, низкий; ср. р. ед. или мн. ч, с членом – зло, бедствие, порок; здесь κακν – неизв. рода мн. ч. без члена, почему др.– сл. «злых». 663. греч. «скорее». 664. μλειν – аор. от неупотр. βλσκω (вм. μλσκω) – пойти, уйти, придти; др. – поэт.сл.; означает движение стремительное, возбужденное; сближают с μλω – заботиться, лат. molere, молоть.

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

Тропари 6 песни 1 канона Пришел воплотившимся Христос Бог наш, Котораго Отец рождает из чрева прежде денницы 634 ; Держащий 635 бразды правления 636 над пречистыми 637 силами полагается в яслях для скота 638 и повивается 639 пеленами 640 , но разрешает многозапутанныя 641 узы 642 прегрешений 643 . Из Адамова состава 644 рожден 645 и дан верным Сын, юный 646 отрок 647 ; Он Отец и начальник будущаго века и называется ангелом великаго совета; Он Бог крепкий 648 и содержащий 649 всю 650 тварь в своей власти 651 . Песнь 6-я 2-го канона Видя в пр. Ионе образ той беспомощности и слабости, в какой находился человек до Христа, песнь сначала в ирмосе, становясь в положение ветхозаветного человечества, призывает Христа на защиту от диавола и от вносимого им нравственного разложения, а затем в тропарях и изображает эту поддержку человека Христом: укрепление немощи и освобождение страстей (1 тр.), изведение из мрака прегрешений и глубины ада (2), что достигнуто преобразованным Ионою нисхождением к нам Христа. Ирмос 6-й 2 канона Иона, обитая 652 в преисподней 653 моря, молил 654 притти и утишить 655 бурю 656 ; а я, раненый 657 стрелою 658 мучителя 659 , воспеваю 660 Тебе, Христу, истребителю 661 зла 662 , чтобы Ты скоро 663 пришел 664 к моей лености 665 . Бог Слово которое было изначала 666 у 667 Бога, имея в виду 668 сохранить сообразное нам 669 существо 670 , ныне 671 укрепляет 672 его, немощное 673 издревле 674 , вторым 675 общением 676 с ним 677 , сразу 678 показывая 679 его свободным от страстей 680 . Для 681 нас безпросветно 682 упавших во мрак прегрешений 683 , чтобы поднять 684 сынов глубоко 685 павших 686 , грядет 687 из чресл 688 Авраамовых Обитающий 689 во свете 690 и вопреки 691 (своему) достоинству Благоволивший 692 ныне (обитать) в яслях для спасения людей 693 . Кондак и икос В дополнение к тропарю, изъясняющему внутреннюю сторону события, кондак дает полную картину последнего с внешней стороны, но между различными частностями его открывает незримые связывающие их нити, благодаря чему все событие освещается одной идеей: оно является как объединение самых далеких противоположностей: Дева и Пресущественный, вертеп и Неприступный, ангелы и пастухи, волхвы и звезда, дитя и Превечный.

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

Артемию веркольскому, 628. Борису и Глебу, 22, 116, 348, 462, 548, 551, 558, 559, 562–565, 568–571, 577, 580, 582–585, 597, 599, 600, 611–616, 620, 623, 646, 653. Варлааму хутынскому, 264, 275, 494–497, 500, 501, 604, 617, 618, 620, 621, 623, 631, 640, 645. Василию Блаженному, 275, 338, 461, 624, 797. Василию и Константину, князьям, 628. Владимиру в. князю, 462, 568–571, 577–580, 583–585, 597, 599, 600, 613–615, 620, 623, 624. Всеволоду-Гавриилу кн. псковскому, 624, 626, (стихиры на преставл. и обретение мощей), 442. Георгию Всеволодовичу в. кн., 628. Григорию пелышемскому, 478, 479, 624. Григорию и Кассиану авнежским, 624, 635. Гурию и Варсонофию казанским, 659, 661. Димитрию прилуцкому, 263, 315, 321, 525, 528, 606, 607, 617, 618, 620, 623, 624, 642, 643, 651, 765. Димитрию царевичу угличскому, 625, (стихиры под 19 окт. две), 443. Дионисию глушицкому, 263, 321, 564, 603, 619, 623, 624, 626, 790, 791. Дионисию радонежскому (канон), 662, 700. Евфросину псковскому, 624, 626. Евфросинии полоцкой, 565. Евфросинии суздальской, 337. Евфимию суздальскому, 337, 626. Евфимию новгородскому, 541, 542, 620, 621, 623, 624, 626. Ефрему новоторжскому, 275, 628. Ефрему перекопскому, 619, 626. Зосиме соловецкому, 556, 622, 624, 626, 633, 634, 788. Зосиме и Савватию соловецким, 611, 619, 623, 627, 629, 634. Игнатию ростовскому, 551, 564, 611, 616, 618, 620, 621, 623, 626, 630. Игнатию прилуцкому, 628, 657. Исаии ростовскому, 564, 611, 616–618, 623, 626, 630. Исидору ростовскому, 611, 616, 618, 624, 626, 630. Иакову ростовскому, 623, 624, 626, 630. Иакову галичскому, 625. Иакову боровицкому (стихиры), 443. Иоанну архиеп. новгородскому, 329, 341, 478, 479, 541, 604, 622–624, 626, 629. Иоанну еп. суздальскому, 337. Иоанну устюжскому, 565, 628. Иоасафу каменскому, 658. Ионе митр. киевскому, 539–541, 512, 611, 620, 621, 622, 623, 624, 626. Ионе архиеп.новгородскому, 604, 623, 625. Иосифу водоколамскому (стихиры), 427. Кириллу белоезерскому, 263, 268, 269, 275, 276, 564, 568, 569, 570, 572–575, 597, 600, 612, 613, 614, 619, 620, 623, 627, 645, 646, 764, 771, 796.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

кон. IV в. (самое позднее - в 80-х гг. V в.) приобрел структуру четырехстолпного купольного сооружения с квадрифолием внешних стен. Др. ранней центричной постройкой является храм-мартирий Сурб Саркис (св. Сергия) в Текоре (совр. Дигор, Турция) (80-е гг. V в.) - первая из сохранившихся крестовокупольных церквей с каменным куполом на 4 опорах. В нач. 90-х гг. VI в. возводится храм в Аване - родоначальник архитектурного типа тетраконхов с угловыми нишами (св. Рипсиме в Эчмиадзине, Гарнаовит, Сисаван, Ахтамар ). В 1-й пол. VII в. получают развитие следующие композиции: четырехстолпная крестово-купольная структура, лежащая в основе классического типа (восходит к ц. Сурб Саркис в Текоре), с прямоугольным наосом и пастофориями по сторонам алтарной апсиды (св. Гаиании (Гаяне) в Эчмиадзине, 630; Мрен, 639; Багаван, 631-639; Одзун, ок. сер. VII в. и др.); компактный тетраконх на основе структуры Эчмиадзина (Багаран, 624-631); постройки с наружной стеной в виде триконха (соборы в Двине, Талине, 2-я пол. VII в.). Тенденция к созданию цельного центричного и вместе с тем просторного храма наиболее ощутимо проявляется к сер. VII в., чаще всего на основе планового квадрифолия - формы, вероятно прочно связанной с Эчмиадзинским кафедральным собором, именуемым армянами «Матерью-Церковью» (Аван, Мастара, ок. 645 г., храм-мартирий Бдящих сил Звартноц, 642-662). Форма просторного, нерасчлененного светлого купольного интерьера максимально выражена в храме Аруча - величественном купольном зале, с 4 опорами в виде пилонов, к-рые примыкают к его продольным стенам; символика креста отражена не в плане, а в структуре сводов. Подобный светлый интерьер - характерная черта зодчества 2-й пол. VII в. (Талин, Артик, Звартноц). Композиционное разнообразие памятников раннесредневек. эпохи дополнялось храмами шести- и восьмиапсидной структуры (Арагац; Зоравар у Егварда, 60-е гг. VII в.; Иринд). В VII в. имело место массовое строительство небольших, вероятно, приходских церквей типа простого купольного тетраконха, триконха или свободного креста с апсидой на востоке (Агарак; Арзни; Аламан, 637; Дорбантаванк; Кармравор в Аштараке; Кош и др.).

http://pravenc.ru/text/76104.html

27.10.625–12.10.638 Гонорий, папа Римский 630 или 631 Иерусалим отвоеван у персов. 630–641 Эзра I, католикос Армении 631 собор в Феодосиполисе (Карине, Эрзруме). 3 июня 633 уния с монофизитами-феодосианами в Александрии. 631–644 Кир, патр. Александрийский 633 издание патриаршего указа Псифоса. 634–638 (или 639) свт. Софроний, патр. Иерусалимский 634 арабское вторжение в Палестину. 639–662 Македоний, патр. Антиохийский 636 арабское завоевание Сирии. 637–651 арабское завоевание Персии. 28.5.640–2.8.640 Северин, папа Римский Февр. 638 арабы захватывают Иерусалим. 20.12.638–29.9.641 Пирр, патр. Константинополь-ский 638 издание Экфесиса имп. Ираклием. 24.12.640–12.10.642 Иоанн IV, папа Римский 639–640 арабское завоевание Междуречья. ок. 640 арабское завоевание Армении. 641–650 Февр.–25.5.641 Константин III 641–661 Нерсес III, католикос Армении 642 арабское завоевание Александрии и Египта. Май 641–сент. 641 Ираклон (15-ти лет) с матерью Мартиной 1.10.641–27.12.653 Павел, патр. Константинопольский 645 диспут прп. Максима с Пирром. 641–668 Констант II (при воцарении 11 лет), сын Константина III, первые годы правления реальная власть принадлежит сенату. 24.11.642–14.5.649 Феодор, папа Римский 646 антимонофелитские соборы в северной Африке. Июль 649–16.9.655 Мартин I, папа Римский 647 экзарх Африки Григорий провозглашает себя императором и погибает в бою с арабами. Конец 647/нач. 648 издание Типоса Константом II и отмена Экфесиса. 648–649 собор в Двине, выход армян из унии. 649 Латеранский собор. 649–652 мятеж экзарха Равенны Олимпия. 651–660 9.1.654–1.6.654 Пирр, патр. Константинопольский 15.6.653 захват в Риме папы Мартина I экзархом Равенны Феодором Каллиопой. 8(15).6.654– 12.10.666 Петр, патр. Константинопольский 653 (предположительно) собор в Константинополе, Константин из Перги выступает против прп. Максима. 16.9.655–2.6.657 Евгений, папа Римский 653–654 суд над папой Мартином, высылка его в Херсон и кончина 16.9.655. 30.7.657–27.1.672 Виталиан, папа Римский 655 первый процесс против прп. Максима.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

нахараров к шаханшаху Хосрову I Ануширвану побудили его нарушить «вечный мир» 532 г. Интерьер храма св. Гаиании (Гаяне) в Эчмиадзине (Армения). VII в. Интерьер храма св. Гаиании (Гаяне) в Эчмиадзине (Армения). VII в. В 572 г. началась новая война с персами, поводом к к-рой послужила поддержка, оказанная Византией армянам в восстании против Сасанидов. Война завершилась в 591 г., когда персид. трон при поддержке визант. войск занял Хосров II Парвиз. В знак благодарности имп. Маврикию за оказанную помощь большая часть Персармении отошла Византии. Маврикий не только провел новую адм. реформу в арм. землях, но и утвердил в Аване халкидонитский Католикосат (588(591)-610), альтернативный монофизитскому в Двине. Арм. войска посылались в отдаленные районы империи, гл. обр. во Фракию, где шли кровопролитные войны с аварами и славянами. По словам историка Себеоса , частые мобилизации и переброска арм. воинских контингентов на Балканы были результатом направленного против армян сговора Маврикия с Хосровом, к-рый также перебрасывал арм. дружины на вост. границы. Нахарары не раз поднимали восстания против проводимой Византией и Ираном политики, к-рая во время араб. завоеваний привела к последствиям, роковым не только для Армении, но и для самих этих держав. За новоприобретенными визант. территориями до кон. VII в. сохранялась автономия, о чем свидетельствует появление должности первенствующего князя Армении ( Юзбашян. С. 29-35), ее носители получали в империи титулы патрикиев, апоипатов, куропалатов. В правление имп. Фоки (602-610) персы овладели неск. вост. областями Византии, а в правление имп. Ираклия (610-641) Хосров II захватил весь восток империи, в т. ч. Армению. В ходе 6-летней кампании (622-628) имп. Ираклий одержал верх над персами и по договору 629 г. вернул завоеванные ими земли. Капитель церкви-мартиирия в Звартноце (Армения) с монограммой Католикоса Нерсеса. 642 - 662 гг. Капитель церкви-мартиирия в Звартноце (Армения) с монограммой Католикоса Нерсеса. 642 - 662 гг. С кон. V в. Армянская Церковь заняла отрицательную позицию по отношению к Халкидонскому Собору, к-рый был открыто осужден на 1-м и 2-м Двинских Соборах (505/6, 554/5). Тем не менее мн. армяне не только в Малой, но и в Вост. Армении придерживались Православия; армяне-халкидониты играли заметную роль в жизни В. и. После победы над Ираном, одержанной при помощи армян, имп. Ираклий через известного полководца, арм. кн. Мжежа Гнуни, предложил высшему духовенству Армении восстановить церковное единство, отказавшись от осуждения Халкидонского Собора. Если князь не примет предложение, император грозил восстановить халкидонитский Католикосат. Прибывший в 630 г. в Карин католикос Езр с 4 епископами и 3 учеными- вардапетами приняли церковную унию.

http://pravenc.ru/text/372678.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010