60 Резолюция 29 июля 1837 г. о диаконе Лакизе, присуждённом Консисторией к 50 поклонам и 40 дням послушания в Архиерейском доме, Смарагд отменяет первое наказание, а 3 сентября 1838 г. приказывает «священника (Феодора) Бекаревича по уважению многосемейности и трезвости, вместо (назначенных Консисторией) 25 рублей, оштрафовать только 15-ю рублями со взятием определённой подписки и с объявлением, что подобное снисхождение делается ему в последней раз». 61 По причине утайки причтом Зимницкой ц. 7 р. 45 к. свечных доходов, Консистория определила взять с настоятеля вчетверо, но Смарагд 13 ноября 1837 г. приказывает взыскать «только сугубо», «поскольку священник Зубовский при усмотренной мной бедности воспитывает ещё детей на своём содержании, и поскольку уменьшение взыскания не отменяет сущности прежнего решения, по коему произвольно наложена в четыре раза большая за вину уплата». Хотя 2 ноября 1838 г. о запрещённом свящ. Иоанне Петрашне Смарагд затруднялся «на место одного нетрезвого человека перемещать другого подобного ему», но 5 ноября всё же определил причётником. Свящ. Иоанна Хондожевского Смарагд 8 января 1840 г. определил послать в Чонский монастырь с запрещением священнослужения и с собственным содержанием на 40 дней, но 26 февраля положил новую резолюцию: «ради старости лет просителя, трезвости и действительной болезни жены его отсрочить предназначенное ему подначалие впредь на полгода и вместо 40 дней сократить оное вполовину». Свящ. Аввакума Цехановича, низводя на причётническое место, Смарагд 8 июля 1838 г. не ссылает в отдалённый от Мстиславля уезд «в уважение к его сиротству и падучей болезни (хотя то через пьянство приобретённой)». 21 декабря 1837 г. Смарагд разрешает «отпустить на праздники домой, а после оных выслать его для прохождения подначалия, определённого Епархиальным Начальством». 62 См. у Ст. Гр. Рункевича, Описание документов архива западно-русских униатских митрополитов 2, стр. 1122 3.462, где письмо Смарагда униатскому митрополиту Иосафату Булгаку о пособии на перестройку церкви в Бабиновичах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Сохранился фотоснимок времен репрессий с любопытной подписью «Епископы Малософийского Собора в 1926 году». Стоят: еп. Филарет (Линчевский), еп. Афанасий (Молчановский). Сидят слева направо: еп. Сергий (Куминский), архиеп. Димитрий (Вербицкий), архиеп. Василий (Богдашевский), еп. Георгий (Делиев). Это архиереи Киевской губернии, которая включала в себя, кроме нынешней Киевской области, районы Черкасской, Черниговской и Житомирской областей. Шесть из 62-х православных епископов, репрессированных (казненных, погибших в тюрьмах, прошедших лагеря и ссылки) советской властью на Украине. Обратимся к их биографиям. Епископ Филарет (Линчевский) родом из Чигирина, выпускник и преподаватель Киевских духовных школ. С 1923 года – епископ Черкасский и Чигиринский, викарий Киевской епархии. Арест в 1925 году (киевская тюрьма), новый арест в 1926 году, тюрьмы, ссылка в Кудымкар (Пермский край). Освобожден в 1932, назначен на Винницкую кафедру, затем в Умань, с 1934 года – архиепископ Волынский и Житомирский. 16 июня 1937 года арестован. Постановлением Тройки НКВД Киевской области от 20 ноября 1937 года приговорён к расстрелу. 27 ноября того же года был расстрелян. Место казни и погребения не установлено. Епископ Афанасий (Молчановский) родился в селе под Белой Церковью, сын диакона, выпускник Киевских духовных школ, регент академического хора. С 1924 года – епископ Сквирский и Бердичевский, викарий Киевской епархии. Впервые арестован в этом же году, провел 13 месяцев в Киевской тюрьме. С середины 1926 года – тюрьмы Курска, Москвы, Омска. В 1929 году, будучи в Омской ссылке, арестован и отправлен в Соловецкий концлагерь. Через год освобожден, но в начале 1933 года был арестован в третий раз. Приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Опять Соловки. В 1936 после освобождения отправлен работать в санитарную службу Беломорканала. В 1937 году – очередной арест за «агитацию против руководителей партии и правительства». Особой тройкой УНКВД Ленинградской области 19 декабря 1937 года приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян 8 января 1938 года в урочище Сандармах (Карелия).

http://radonezh.ru/analytics/tragediya-n...

11 ноября он писал в дневнике: «В «Правде» появилось постановление «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». Впечатление большое и значение громадное. Это, по-видимому, прямой ответ на представленный Патриархом Правительству (Карпову) мой доклад от 31 августа. За ужином у Карпова были разговоры общего характера по этому поводу. Во время ужина молчал по этому поводу только м[итрополит] Николай… 12 декабря 1954 г. Сегодня по радио сообщили, что Патриарх был на приеме у Маленкова. Это хорошо, я усиленно настаивал ему на этом, когда подал ему доклад по поводу травли газетной на Церковь и религию» 61 . Т.А.Чумаченко считает, что принятие постановления ЦК КПСС от 10 ноября 1954 г. «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» определили главным образом интересы внешнеполитического характера, поскольку новое руководство СССР выходило на международную арену с программой смягчения международной напряженности. Обострение взаимоотношений с Русской Церковью , и через нее – со всем православным миром, могло повредить имиджу советских лидеров. Официальная власть старалась продемонстрировать и новый характер взаимоотношений с Русской Православной Церковью: иерархи Московской Патриархии становятся частью политического истеблишмента советского государства. С июня 1955 г. на приемах в честь иностранных гостей впервые присутствуют церковные руководители. Журнал Московской Патриархии, начиная с 10 номера за 1955 г., даже ввел отдельную рубрику – «Присутствие представителей РПЦ на приемах в честь иностранных гостей» 62 . По масштабам активности Русской Православной Церкви на международной арене и включенности ее во внешнеполитические акции советского правительства 1955 год превзошел все предыдущие. В этом году Московская Патриархия приняла рекордное число зарубежных делегаций – 11 (в 1954 г. – 5) в составе 57 человек (в 1955 г. – 28), которые провели в стране в общей сложности 220 дней. В свою очередь 8 делегаций РПЦ в составе 41 человека выезжали в тот год за границу 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

На письме помета отца Иоанна: «Преображенская». Датируется приблизительно: это последняя дата посещения отцом Иоанном Суры (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 146. Л. 61–62). Семье Окромчеделовых. Телеграмма. Не позднее 9 октября 1907. Кронштадт Упоминается в ответной телеграмме с сообщением, что они «были счастливы» получить телеграмму от отца Иоанна и желают ему здоровья и в дальнейшем (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 206. Л. 71, 72). Игумении Порфирии (Глинко). Письмо. 31 октября 1907. Кронштадт Упоминается в письме игумении из Архангельска от 3 ноября 1907 г. Она писала: «Закончила только письмо, и получила ваше от 31-го окт. писанное. Вы просите отчет в деньгах, в какие числа и месяцы. Теперь я этого сделать не могу, потому что книга строительная в консистории взята и там будет, возвратят ли назад или нет, не знаю…» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 2. Л. 115–116об.). Священнику Иоанну Адрианову. Письмо. Конец октября 1907. Кронштадт Упоминается в письме Благочинного VI Округа Устюжнского уезда отца Иоанна Адрианова от 1 декабря 1907 г. с выражением «беспредельной благодарности» за пожертвованные батюшкой 200 р. на «новосооружаемый храм» (Перекую церковь ) и за «благодатное благословение и отеческое благопожелание». «Я понимаю теперь, – говорится далее в письме, – почему во всяком христианском жилище – от роскошных палат вельможи до убогой лачуги бедняка-землепашца – дивный портрет ваш является необходимым украшением дома, красуясь рядом со св. иконами, я постигаю сердцем, отчего Божии простецы мои (прихожане), когда я объявил им, что Кронштадтский батюшка, о. Иоанн, прислал нам свое пастырское благословение на святое наше предприятие и с ним – свою щедрую жертву, так они… заплакали!…» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп.1. Д.16а. Л. 256–257). Священнику Георгию Маккавееву. Письмо. Первая половина ноября 1907. Кронштадт Упоминается в письме игумении Порфирии (см. ниже), которая писала: «Батюшка и о. Георгию пишет, чтобы переговорить с отцом Мерзлым, который и звал его, и Мерзлый готов писать Галецкому, но очень обольщен от Галецкого, что при выигрыше дела поделят монастырские деньги» (ГААО.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Далее, несколько могил с чугунными плитами, на которых следующие надписи: «На сем месте погребено тело Схимонаха Иерод. Феодосия, уроженца Тульской губернии, города Черни, купеческого сына, по фамилии Ситникова. В обители жил 32 г., скончался 1872 г. 16 июля. Любящие Бога, будут радоваться там во царствии небесном». «Иеросхимонах Нифонт сконч. 1860 г. Марта 12 д. на 46 году от роду. В Обитель сию поступил в 1832 г., из мещан г. Крапивны; до пострижения назывался Николай Шелков. В монашество пострижен в 1845 г. Августа 5 д. рукоположен во Иеродиак. 1848 г. июля 25 д., во Иеромонаха 1850 г. Апреля 20-го дня». Памятен своим усердием к обители, соединенным со внешней способностью к хозяйственным занятиям и распорядительности. Некоторое время был келейником Преосвященного Николая, Епископа Калужского. «Иеросхимонах Тихон, в монашество постр. в Оптиной в 1828 г. июня 17; рукоположен во Иером. 1829 г., из крестьян Московской губ. Скончался в 1858 г. декабря 12 дня на 75 г. от роду». Памятен своей блаженной простотой и молчаливостью. Был духовником о. архимандрита Моисея и старца о. Макария. Далее, над могилою двух замечательных подвижников, иеродиаконов Мефодия и Палладия, простой памятник: на четырехсторонней чугунной тумбе утвержден большой чугунный крест с Распятием, перед которым светится неугасимая лампадка. На тумбе, по сторонам, надписи: «На сем месте погребено тело Иерод. Мефодия. Сконч. 1862 г. Апреля 21 на 62 г. от роду: из польских Шляхтичей, по фамилии Шкломбовский, Иерод. Мефодий поступил в Оптину Пустынь в 1825 г., пострижен 1827 г. декабря 18; а с 1838 г. в параличе лежал до смерти 24 года в страдальческом положении и почил тихо». «На сем же месте погребено тело Иерод. Палладия. Сконч. 1861 г. ноября 5 д. на 80 г. от роду. Из граждан г. Глухова Черниговск. губ. Иерод. Палладий в Оптиной Пустыни трудился с 1815 г., пострижен в мантию 1818 г. мая 11 д. Отличался строгостью монашеской жизни и почил тихо, с напутствием Св. Таин». Между Введенским собором и Казанской церковью замечательна красивостью памятников усыпальница Козельских купцов Карлиных.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

2054) – ошибочно отнесено к этому времени путешествие преосвященного Виктора по Украине – будто бы с 25 октября. В «Annexa», сделано точное указание о дне выезда преосвященного из Киева. 545 Поляки называли преосвященного Георгия «direktorem interesów dizunickich» в Польше. – « Relacya». 62. 548 АСС., 1772 г., 63, лл. 230. 238. После первого раздела Польши, некоторые монастыри, бывшие прежде, под Польшей, в епархии Киевской, с отходом их к России, должны были, в силу именного указа 14 декабря 1772 г., войти в состав Могилёвской и Псковской епархий. Киевский митрополит испрашивал в 1773 г. на этот счёт точных указаний от св. синода. В св. синоде навели справку обо всех монастырях, бывших под Польшей, и, по малочисленности имеющихся в св. синоде сведений по этому вопросу, пригласили к участию в справке бывшего тогда в Петербурге преосвященного Георгия. Георгий, давая сведения о Слуцком Троицком монастыре, замечал: «Сей монастырь вотчины имеет и угодья не худые, и если б довелось за рубежом в Польше быть особливому православному епископу для всех тамо остающихся церквей и монастырей, то сей Слуцкий монастырь, в рассуждении прочих, как центральный, для жития такому епископу был бы наиспособнейшим». 554 АСС., 1794 г., 265, лл. 4. 5.– ТКДА, 1877 г., II, 338340. «Самуил Миславский, митр. киевский». Ф Рождественнского. 570 «Annexa», 181. 438. 439. Грамоту составляли преосвященный Виктор, митрополит Самуил и известный киевский проповедник того времени протоиерей Иоанн Леванда. 599 Иоаким Литавор Хребтович, подканцлер, а потом и канцлер великого княжества литовского, родился 4 января 1729 году, скончался 4-го марта 1812 года в Варшаве. – «Encyhopedyia powszechna. Warszawa. Nahad S Orgelbranda». 602 Стефан Левинский, униатский епископ Луцкий, первый униатский суфраган (до него были коандъюторы, бравшие у епископа часть его титула и назначаемые для одной части епархии) и епископ in partibus, посвящён в епископа 4 декабря 1782 г. в Пинске одним епископом (с дозволения папы), в 1787 г. – коадъютор епископа Луцкого, а потом и епископ Луцкий; скончался 23 января 1806 г. – «Encyh. powsz». 608 Ясон Юноша – Смогоржевский, униатский митрополит, скончался 1 ноября 1788 г., родился 1714 г., посвящён в епископа Виленского в Риме , с 1762 г. архиепископ Полоцкий. – «Encyh. powszechna».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Работает теперь левый», и др. Вообще в своих письмах к О.С. Бурачек преосв. Феофан часто и подробно говорил о своем здоровье, о разных своих болезнях, их лечении и т.д., как напр. в письмах от 27 июля 1881 г.; 13 января, 18 апреля, 24 июня 1882 г.; 19 июля, 21 декабря 1883 г.; 10 января 1885, а также 27 янв., 23 марта, 23 апр., 11 июля и 8 ноября того года и т.д. 599 Письмо к И.А. Крутикову, впервые нами напечатанное в журн. «Вера и Разум» за 1894 г., стр. 21 отд. церк. 603 Три Лощины – наименование принадлежащего архиерейскому дому хутора, в 25-ти верстах от Тамбова. 604 Преосв. Виталия святитель Феофан особенно любил и в числе немногнх принимал в свои кельи в затворе. Это видно между прочим из неизданного доселе письма его к преосв. Виталию от 15 декабря 1888 года, которое хранится в Покровской церкви Московской духовной академии при иконе святителя Митрофана, писанной преосв Феофаном. 605 См. Душепол. Чтение за 1894 г., стр. 62–63. О. архимандрит Аркадий свято исполнил заповедь святителя Феофана, о молитве за него по смерти: в полугодовщину кончины святителя Феофана, 6 июля 1894 года он нарочито ездил в Три Лощины и там отслужил по нем заупокойную литургию и панихиду. См. там же. 606 Преосв. Феофан родился, как мы знаем, 10 января 1815 года, а письмо писано было от 29 апреля 1875 года. 608 Замечательное совпадение! и имя святителя – Феофан, что значит «Богоявленный» (Срав. Христ. Чтение за 1894 г., стр. 97 в письме архиепископа Аркадия к преосв. Феофану, тогда архимандриту, ректору Олонецкой духовной семинарии) и малая церквица его кельи в затворе устроена была во имя Богоявления Господня, а скончался он в день Богоявления Господня. Мы помним также что и икону Богоявяения писал преосв. Феофан в чисие других немногих предпочтительно пред всеми иными иконами. 609 Этот келейник (Евлампий), 27 лет верно служивший преосв. Феофану, так был предан ему и так любил его, что после кончины святителя, от печали, 9 дней не принимал пищи, а через две недели и сам скончался. 610 Между прочим составителю настоящего очерка сообщал о сем один из присутствовавших при погребении и участвовавших в отпевании преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Но, может быть, я утруждаю Вас. Еще выслушайте, Вы мой Благодетель, следовательно, не захотите не взять участия в важном обстоятельстве жизни моей. Мне бы хотелось преселиться на юг, а именно в Бессарабию, в Кишинев, к тамошнему Владыке, моему старому Благодетелю Димитрию 61 . Святитель Божий согласен принять меня в Архиерейский Дом свой для жительства. Он уже в преклонных летах, и я мог бы выполнять Его Богоугодные повеления: священнодействовать и вспомоществовать Ему в переводах на тамошний язык. Архипастырь писал от 23 ноября сего 1838 года к Высокопреосвященнейшим Митрополитам Серафиму и Филарету, писал и я от 20 декабря сего. Оба мы просили Их милосердия. Для памяти Угодника Божия – Вашего ангела окажите мне благодеяние: исходатайствуйте по величию доброты души Вашей у сих великих Архипастырей – и далее у кого следует, – дабы я в Кишинев к Владыке Димитрию, ими же Христос Бог и Они возжелают судьбами мог быть перемещенным. Умоляю Вас, не оставьте моей всепокорнейшей просьбы и не откажите написать ко мне два-три слова. Повторяя и душевные желания Вам всех благ от Господа, молитвами Угодника Божия Игнатия, и свою всенижайшую просьбу, с истинным высокопочитанием и глубочайшею преданностию имею честь быть Вашим всепокорнейшим слугою Ириней, архиепископ. 20 декабря 1838 Вологда, Спасо-Прилуцкий монастырь X. Два письма архиепископа Херсонского и Таврического Гавриила (Розанова) к святителю Игнатию и ответ Святителя (на первое из них) 62 1 Высокопреподобнейший Отец, Любезнейший о Господе Сослужитель! Поклон Ваш, приписанный мне в письме Вашем к Михайле Леонтьевичу 63 , принял я с восхищением. Не витийствую, но говорю сие правдодушно. Коль он чудодействен! Отодвинулась завеса, я узрел; и мгновенно перенесся от моря Черного к пределам моря Белого. Вхожу в скромный и благочинный приют незабвенного друга моего Александра Семеновича, просвещаюсь его беседою, услаждаюсь угощением; и доволен собою, как нельзя лучше. Но что это за юные нежные отрасли окрест нас? Что за птенцы голубиные? Что за прелестные Херувимы? Это милые детки друга моего; в том числе и Вы, достопочтеннейший Отец! вот к каким предметам, к какому времени возводит мысль мою Ваш мне поклон!

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Проживая в Москве, п. Афанасий составил для п. Никона сочинение, под заглавием: «Чин архиерейскаго совершения литургии на востоке», которое тогда же переведено было на славянский язык 58 . С июня месяца мы видим знаки особенного внимания русского правительства к Афанасию. В этом месяце он посещает Троицко-Сергиевскую лавру и получает здесь почетные дары и потом от царя получает 200 рублей на устройство святительской одежды, саккоса, омофора и митры; в августе по царскому желанию служит в Новоспасском монастыре и за это получает кубок, сорок соболей в 50 рублей и еще 18 рублей деньгами. 29 октября Афанасий был приглашен отслужить литургию в дворцовой церкви у Спаса нерукотворенного образа; у обедни присутствовали государь, царица Марья Ильинична и царевны; на клиросе пели греки; а после обедни патриарху были посланы стол и жалованье от всего царского семейства 1,200 рублей соболями 59 . 6 ноября в следствие челобитной Афанасия выдана жалованная царская грамота, разрешавшая ему присылать в Москву своих людей за милостыней чрез два года в третий 60 . 13 декабря он был во дворце на прощальной аудиенции у государя и снова получил 2000 рублей 61 . На этом же отпуске он представил царю длинное греческое письмо, в котором раскрывал права московского государя на обладание Царьградом, советовал ему немедленно пойти войною на турок, и изгнать их из Константинополя, «иже есть слава мирская и похвала вселенныя, царем держава, пуп земли, земный сад вселенныя, небо украшенно, пища человеческая всем прибегающим от востока и до запада» 62 . 30-го декабря Пателярий выехал из Москвы 63 ; но, из опасения встретить неприятности по возвращении на восток, принужден был остановиться в Малороссии, проживал несколько времени в Лубенском монастыре, где 5-го апреля 1654 и скончался 64 . С удалением Афанасия Пателярия из Константинополя патриарх Паисий I имел у себя двух опасных соперников в лице бывшего патриарха Иоанникия II u Kupuллa III, которые долго скрывались в частных домах в Константинополе 65 , своими происками содействовали низведению его с патриаршества, сами последовательно друг за другом вновь овладевают патриаршим престолом и управляют им до тех пор, пока Паисий вторично не возводится на него опять по приговору и при содействии освященного собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010