403 14 бумаг митрополита Филарета, хранящийся в библиотеке Московской духовной академии, пакет 2. 404 Сушков в Чтениях в обществе истории и древностей, 1869, IV, 185 и Чистовича в Христианском Чтении 1872, II, 118–119. 405 Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 110, Киев, 1869. Срав. так же Русский Архив 1882, II, 269. 407 Этот характерный для настоящих обстоятельств жизни Филарета текст Священного Писания он нередко применяет к подобным же обстоятельствам жизни своей и других даже в письмах к разным лицам, и между прочим, к своим поездкам в Петербург. 408 Сочинения Филарета, IV, 193–199. Эта проповедь напечатана и в собраниях 1844–1845 и 1848 годы и отдельно. 409 Об этом свидетельствует, например, очевидец – А. Н. Муравьев. См. Православное Обозрение, 1868, I, 18; также Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, 164–165. 410 См. Письма Филарета к Антонию, II, 53–54 и 84 дел архива Московского духовно-цензурного комитета за 1842 год. 412 Не лишено значения и то обстоятельство, что настоятелем этого храма в то время был известный мистик, протоиерей Семен Иванович Соколов, которого и сам святитель Филарет весьма уважал. 416 Не забудем при том, что московский генерал-губернатор тогдашний князь Д. В. Голицын, был тесть графа Протасова, хотя, собственно князя Филарет уважал и был в добрых с ним отношениях. 418 Никодима (Казанцева), епископа красноярского «о Филарете, митрополите московском, моя память». Чтения в обществе истории и древностей, 1877, II, 70. 420 Там же, стр. 191. Слова, из проповеди в день памяти Преподобного Сергия 25 сентября 1842 года. Проповедь эта также имеется в собраниях 1844 и 1848 годов. 421 Не излишним считаем отметить то обстоятельство, что тесть графа Протасова, московский генерал-губернатор князь Д. В. Голицын скончался в 1844 году. 423 См. вышеуказанные воспоминания епископа Никодима о Филарете в Чтениях в обществе истории и древностей, 1877, II, 90. 425 Характерны для отличия отношений между Филаретом и Серафимом от отношений между Филаретом же и графом Протасовым следующие слова письма Филарета к А. Н. Муравьеву по случаю кончины Серафима «кончина владыки Серафима произвела во мне чувство сиротства. Утешение нашел я в том, что незадолго пред тем он написал ко мне письмо. Письмо писано было не его рукою; но он к последним формулам приписал слово: богомолец; и я принял сие от него, как последний дар молитвы и благословения». См Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 121, Киев, 1869.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В книге приведены также его задостойники на Введение Богородицы во храм, Рождество Христово, Вознесение Господне, Пятидесятницу. Иоанн Златоуст, святитель, архиепископ Константинопольский (347–14 сентября 407 г.; память 13 ноября) — один из величайших отцов Церкви, великий пастырь и учитель, богослов, изъяснитель всего Священного Писания, автор неустаревающих бесед и проповедей, составляющих подлинную энциклопедию христианского вероучения; простые, ясные, живые, глубокие, они и поныне бьют в самое сердце, а при жизни святителя привлекали к нему невероятные толпы слушателей. Все творения святителя Иоанна — золотой фонд христианской литературы. Будущий святитель воспитывался в благочестивейшей семье и получил лучшее образование своего времени; затем провел четыре года среди монахов-пустынников и еще два года в полном уединении, и так расстроил свое здоровье, что вынужден был возвратиться в родной город Антиохию, где принял диаконский, а затем пресвитерский сан. Проповеди Иоанна стяжали ему невероятную популярность; скорописцы записывали каждую его беседу. В 397 году он был избран архиеписком Константинополя. Антиохийцы не отпустили бы своего пастыря, если бы его не вывезли из города обманом. В Константинополе он сразу же занялся широкой благотворительностью и вызвал недовольство вельмож и клира скромным образом жизни и неуклонной борьбой за церковную дисциплину. Мужественная принципиальность святителя, клеймившего пороки общества и власть имущих, в конечном итоге стяжала ему ненависть императрицы; он был смещен с епископской кафедры, сослан и на пути в еще более жестокую ссылку умер со словами «Слава Богу за всё!» Святитель Иоанн сократил чин Литургии святителя Василия Великого, упорядочил чин богослужения, обогатил всенощное бдение и ввел в состав каждого богослужебного чина малое славословие («Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу») которое до той поры столь широко не употреблялось. В Последование ко Святому Причащению входит пять его молитв (2я, 4я, 8я, 9я и «Верую, Господи, и исповедую…»), в вечерние молитвы включены его 24 молитвы, по числу часов дня и ночи ,

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

В начале 386 года он был рукоположен епископом Флавианом во пресвитеры. С этого времени начинается его проповедническая деятельность. Многие приходили в храм, чтобы послушать его. В своих проповедях святитель Иоанн объяснял Священное Писание, восставал против лжеучителей, восхвалял подвиги святых, смело обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За эти проповеди его прозвали Златоустом. Однако его обличения настроили против него знатных людей, его обвинили в оскорблении императрицы Евдоксии и изгнали из города. Но по требованию народа, после сильного землетрясения, его вернули в Константинополь, где он продолжил свое проповедничество. Через три года его вновь удаляют с кафедры и из города. Святитель был отправлен в Никею, а затем в Кукуз (Армения), где пробыл два года. 14 сентября 407 года по пути в Абхазию святитель Иоанн Златоуст , причастившись Святых Тайн, скончался со словами: «Слава Богу за все». Святитель Иоанн Златоуст оставил многочисленные писания: Чин Божественной литургии, учение «О священстве», труды, составленные по его проповедям, песнопения, толкования Слова Божия, письма к разным людям и другие сочинения. Преподобный Исихий Иерусалимский Преподобный Исихий родился в Иерусалиме. В юности был учеником святителя Григория Богослова , после кончины которого удалился в пустыню. В 412 году Иерусалимский архиепископ рукоположил преподобного Исихия во пресвитера. С тех пор он становится проповедником, одним из знаменитых учителей Церкви. Скончался он в 432 году. Память его совершается вместе со всеми преподобными отцами, в подвиге просиявшими, в субботу сырной седмицы. Преподобный Исихий по своим знаниям был достойным учеником Григория Богослова . Он известен своими толкованиями на Священное Писание, псалмами, а также беседами на события из земной жизни Спасителя, Божией Матери и некоторых палестинских святых. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин Преподобный Иоанн, по прозванию Кассиан, жил в IV веке. Он был римским гражданином и происходил из знатного и богатого рода. Его родители имели обширные поместья в Марселе, в Галльской провинции.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В этот период он написал самые ранние труды в прославление монашества и безбрачия, а также два длинных послания к отпавшему Феодору (позже епископу Мопсвестийскому), который пожалел о своем монашеской обете и решил жениться 2017 . Златоуст воспринял этот незначительный момент, со своей аскетической позиции и в своем возрасте, почти как отступничество от христианства; со всем своим ораторским искусством, проникнутым печальным сочувствием, он нежно уговаривает, горько упрекает и делает ужасные предупреждения другу, стараясь возвратить его на самый верный и безопасный путь к небесам. Как он пишет, грешить свойственно человеку, но упорствовать во грехе – бесовство; пасть – не губительно для души, но стремиться к земле – губительно. Призыв возымел действие, да он и не может не произвести благотворного влияния, если только читатель будет думать о настоящих прегрешениях, а не ограничивать тему этого сочинения монашеским образом жизни, который можно считать лишь временной и неестественной христианской практикой. Чрезмерными умерщвлениями плоти Иоанн подорвал свое здоровье, и около 380 г. вернулся в Антиохию. Там Мелетий практически сразу же (386) рукоположил его диаконом, а Флавиан сделал пресвитером. Благодаря своему красноречию, своему чистому и искреннему характеру он вскоре приобрел большое уважение и любовь всей церкви. За время шестнадцати или семнадцати лет служения в Антиохии он написал большую часть своих гомилий и комментариев, свой труд о священстве, утешительное послание к упавшему духом Стагирию и увещевание к молодой вдове о славе вдовства и об обязанности пребывать в нем. Он не одобрял повторные браки – не как греховные или незаконные, но как несовместимые с идеальным представлением о браке и с благочестием высшего порядка. После смерти Нектария (преемник Григория Назианзина ) в конце 397 г. Златоуст был избран, совершенно без его собственного участия, патриархом Константинополя. На этом посту он трудился несколько лет с большим успехом, но его беспощадные проповеди вызывали гнев императрицы Евдоксии, а его слава вызывала зависть амбициозного патриарха Феофила Александрийского. Проявление христианской любви в адрес гонимых оригенствующих монахов Египта вовлекло его в споры об Оригене , и в конце концов совместное влияние Феофила и Евдоксии привело к его смещению. Даже симпатий народа и Иннокентия I, епископа Римского, не хватило, чтобы удержать его на посту. Он умер в изгнании 14 сентября 407 г., благодаря Бога за все 2018 . Греки чтят его память 13 ноября, латиняне – 27 января, в день, когда его останки в 438 г. были торжественно помещены в константинопольской церкви Апостолов рядом с останками императоров и патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Вернувшись, святитель с прежней ревностью продолжил свою нравственно-обличительную и аскетическую проповедь . Когда, по случаю праздника св. Иоанна Предтечи, была воздвигнута статуя Евдоксии, свят. Иоанн разразился гневной проповедью, в которой сравнивал императрицу с Иродиадой. Эти и другие подобные случаи вновь восстановили против святителя двор и императорскую чету. На Пасху 404 года император запретил свят. Иоанну служит в кафедральном соборе Святой Софии. Тогда гонимый первосвятитель Константинопольской Церкви совершил пасхальное богослужение в чистом поле, под открытым небом. Менее чем через два месяца свят. Иоанн был арестован и отправлен в ссылку. Простые верующие, как и в случае первой ссылки святителя, откликнулись на беззаконие протестами, в ходе которых, на этот раз был сожжен центр Константинополя. После изгнания святителя начались пожары, нашествия варваров и другие бедствия. Императрица Евдоксия умерла при родах. Явны были действия Суда Божия. Свят. Иоанн был выслан в Никею, а потом в Кукуз Армянский. Два года спустя было назначено новое место ссылки – Питиунд (Пицунда). Через три месяца пути, в селении Команы (на территории современной Абхазии) в 407 году, приобщившись Святых Таин, со словами «Слава Богу за все», свят. Иоанн скончался. Через десять лет под давлением верующего народа имя свят. Иоанна было восстановлено в диптихах Константинопольской Церкви, что вызвало резкий протест со стороны свят. Кирилла Александрийского . Но в 419 году Александрийская Церковь пошла на уступку. В 438 году мощи свят. Иоанна были торжественно перенесены в Константинополь. Память свят. Иоанна, архиепископа Цареградского празднуется 14/27 сентября, 13/26 ноября, 27 января/9 февраля и 30 января/12 февраля. § 2. Сочинения Богословско-литературное наследие свят. Иоанна Златоуста чрезвычайно велико и превосходит по объему труды большинства прочих святых отцов. Предполагается, что свят. Иоанну принадлежало пять тысяч творений. Характер его сочинений экзегетический, нравственный, полемический, пастырелогический и литургический.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (ныне это территория Республики Абхазия). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска, утешенный явлением мученика, который промолвил: « Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе», причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами: «Слава Богу за все!» отошел к Господу 14 сентября 407 года. Святые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Константинополь в 438 году. Ученик святого Иоанна, преподобный Исидор Пелусиотский, писал: « Дом Давидов укрепляется, а дом Саулов слабеет, как ты видишь: он победил бурю жизни и переселился в Небесный покой». Память святителя Иоанна Златоуста празднуется Святой Церковью 27, 30 января и 13 ноября.   Война за следующие поколения в разгаре. И видимая, и невидимая – духовная. Секты и наркотики, наркотики и секты – многое здесь взаимосвязано. Об этом мы размышляли в совсем свежем эфире на ютуб-канале «Петр и Феврония» с его ведущей, Викторией Русской, с ключевым вопросом «Как защитить детей от наркотиков и сект».   Нас долгие годы, десятилетия отрывали от корней. Умело, пошагово, цинично, спокойно и методично. Единичными решениями системную проблему, однозначно, не решить. Это нужно знать, это важно понимать и учитывать: Примеров тому не счесть, анализировал один из них, образца осени прошлого года: Время приходит когда постепенно с врагов внешних все более внимательно необходимо всмотреться в расплодившуюся на земле русской нечисть, в том числе и майданного розлива.

http://ruskline.ru/opp/2022/03/16/vremya...

Испуганная Евдоксия тотчас же написала к святителю письмо, которым просила его возвратиться, уверяя его, что она нисколько не виновата в его осуждении. Народ с восторгом ветретил изгнанника. Иоанн пожелал, чтоб созван был собор для оправдания его и для утверждения его на константинопольской кафедре. Собор оправдал и утвердил, – но ненадолго. Месяца через два после этого утверждения перед храмом св. Софии воздвигли серебряную статую императрицы, и по этому случаю на площади происходили пляски, пения и шумные удовольствия, которые нарушали порядок богослужения в церкви. Иоанн по этому поводу сказал сильную речь. Евдоксия опять оскорбилась, и гнев её еще больше усилился, когда ей донесли, что Иоанн одну проповедь начал словами: «Опять Иродиада беснуется, опять пляшет, опять требует главы Иоанна». Евдоксия поклялась тогда навсегда изгнать Иоанна, и исполнила клятву. Местом заточения назначен был Кукуз, дикое местечко в горах Армении. По выходе Иоанна из Константинополя, – там сделался страшный пожар. Стали обвинять в поджоге приверженцев Иоанна, и многие из них подверглись ссылке, даже смерти. Во время трудного 70-дневного путешествия на место изгнания, Иоанн везде встречал ласку и любовь; но утомление от пути и суровый климат Кукуза крайне расстроили его здоровье. Любовь и глубокое уважение окружали святителя в ссылке. Это беспокоило врагов его, и они убедили Аркадия удалить Иоанна в Питиус Колхидский (в нынешней Абхазии).Иоанн шел три месяца и в зной и проливной дождь. Изнеможденный до крайности, он остановился в Команах. Тут ночью явился ему св. мученик Василиск и сказал: «Не унывай, брат Иоанн: завтра будем вместе». Чувствуя приближение смерти, Иоанн причастился св. таин, и с словами: «Слава Богу за все» окончил страдальческие дни свои (407 г.). Память его 14 сентября. Спустя 30 лет после его смерти, св. мощи его торжественно перенесены были из Коман в Константинополь, при Феодосии младшем. Император выехал на встречу в Халкидон, и, повергшись на землю, просил его, как живого, простить родителей его Аркадия и Евдоксию. Св. Иоанн Златоуст известен, как необыкновенный проповедник. Он был так неистощим в мыслях, что часто об одном и том же предмете говорил несколько бесед сряду, и каждый раз находил в предмете новую сторону. Кроме проповедей, св. Иоанн объяснял св. писание ветхого и нового завета, и в этом отношении он на все времена может служить наставником для толковников. Каждая толковательная беседа его состоит из двух частей: в одной он изъясняет текст, в другой предлагает нравственные наставления. Наконец он оставил после себя и много отдельных сочинений; напр. писема к Олимпиаде; шесть книг о священстве; беседы против аномеев и пр. Каждому известна литургия св. Иоанна Златоуста . Св. Ефрем Сирин

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Простое подозрение в сообщничестве с Иоанном Златоустом влекло за собой ссылку в другую епархию 3044 . После смерти Арзакия (11 ноября 405 г). 3045 , в начале 406 г. константинопольским епископом сделался Аттик 3046 , из Севастии армянской, «человек умный больше по природе, чем по образованию, и весьма искусный в житейских делах» 3047 . По словам Палладия 3048 , он начал преследование иоаннитов с новой силой и добился от слабого Аркадия ссылки Иоанна Златоуста из Кукуза в более отдаленный Питиунт 3049 . Несчастный страдалец не вынес трудностей пути в 14 сентября 407 г. мирно почил близ города Коман 3050 . Последние его слова были девизом его жизни δξα τ θε πντων νεκεν 3051 . Между тем в государстве произошли важные перемены. II. Церковная политика Феодосия младшего и высшая власть константинопольского епископа Аттика 1 мая 408 г. скончался император Аркадий. Престол перешел к его единственному сыну Феодосию II, родившемуся 10 апреля 401 г. 3052 По своему характеру он был истинным сыном своего отца. Слабоумие, отсутствие энергии, бесхарактерность и ханжество, преобладавшие в Аркадии, целиком были унаследованы его сыном. Феодосий владел, боле свойствами монаха, чем императора. Он с усердием читал св. писание и собирал экзегезы 3053 . Он очень усердно предавался занятиям живописью и резьбою даже по ночам при свете лампы, а изящество, с которым он переписывал св. книги дало ему право на странный для римского императора эпитет каллиграфа или хорошего писца 3054 . «В царском дворце, говорит Сократ 3055 , Феодосий учредил порядок подобный монастырскому: вставал рано утром и вместе со своими сестрами пел во славу Божию антифоны. Часто постился, а особенно по средам и пятницам. Знал на память св. писание и, встречаясь с епископами, рассуждал на основании писания, как давно поставленный епископ. Он старался жить совершенно по-христиански. Незлобием и человеколюбием превосходил всех людей. Воздерживался от гнева и удовольствий и не мстил никому, кто оскорблял его». Своей молитвой Феодосий возбуждал и укрощал бурю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Росла слава святого проповедника, и в 397 году по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова , он был поставлен архиепископом Константинопольским. Вступив в управление Церковью , святой архипастырь исправил неустройства и с большим терпением водворил порядок. Он стал ревностно пасти вверенное словесное стадо Христово, обращая особое внимание на духовное совершенствование священства. И здесь лучшим примером был он сам. Расходы, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и гостиниц для паломников, сам довольствовался скудной пищей. Ревность Святителя к утверждению христианской веры распространилась не только на жителей Византии, но и на другие страны, куда святитель Иоанн направлял ревностных миссионеров и писал послания. Много трудов положил Святитель на устроение благолепия Богослужения: составил чин литургии, и доныне сохранившей его имя, учредил крестные ходы, ввел антифонное пение за всенощным бдением. Его заботами построено много храмов, странноприимных домов и больниц. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Враги святителя Иоанна, поощряемые раздражительной и мстительной царицей Евдоксией, устроили неправедный собор и добились низложения святого архиепископа с кафедры и изгнания его сначала в Армению, а потом в Абхазию. В последнем слове к константинопольцам, скорбевшим о том, что они остаются без назидания, отправлявшийся в ссылку святитель Иоанн сказал: «Не мной началась проповедь , не мной и кончится». Истощенный болезнями, Святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (память 22 мая), утешенный явлением святого мученика, сказавшего: «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе», причастившись Святых Таин, вселенский Святитель 14 сентября 407 года отошел ко Господу. Духовное величие Святителя, поражавшее всех его современников, просияло и в последних словах: «Слава Богу за всё!»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сначала Златоуст был сослан в город Кукуз в Армении, где он провел два года. Оттуда он был отправлен в Пициус (как тогда назы-валась Пицунда), но он туда не доехал, ибо скончался по дороге в Команах 14 сентября 407 года. Причиной его смерти было плохое со-стояние здоровья, усугубленное дурным обращением. Память об Иоанне Златоусте живо хранилась среди любившего его народа. Его популярность была настолько велика, что уже в 417 году преемник Арзакия епископ Аттик восстановил имя св. Иоанна в диптихах. В 438 году его мощи были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов. Творения святителя Иоанна Златоуста Большинство творений Иоанна Златоуста представляют собой проповеди на различные книги Священного Писания . Они сохранились как в собственном его изложении, так и в отредактированных записях стенографов. Основными его произведениями считаются следующие: 1. Беседы на книгу Бытия (67 проповедей). 2. Беседы на псалмы (58 проповедей). 3. Беседы на книгу пророка Исаии (6 проповедей). 4. Беседы на Евангелие от Матфея. 5. Беседы на Евангелие от Иоанна. 6. Беседы к Деяниям Апостолов. 7. Беседы ко всем Посланиям апостола Павла. 8. Катехизические беседы. 9. Несколько проповедей на нравственные темы. 10. Трактат “О священстве” 11. “О непостижимости Бога”, богословский трактат, содержащий апофатическое учение о Боге в контексте полемики с аномеями. Литургия, носящая имя Златоуста, на самом деле не принадлежит ему, а представляет собой византийский обряд евхаристической службы, принятый в Константинополе в раннесредневековый период. Из проповедей Иоанна Златоуста (особенно из “Катехизических слов”) видно, что он служил по тексту, близкому к нашей литургии Василия Великого . Учение святителя Иоанна Златоуста В то время как в изложении догматического учения Златоуст не занимает выдающегося положения среди учителей Церкви, он является непревзойденным толкователем св. Писания. Его экзегезис – в антиохийской традиции: ясный, простой, почти совершенно чуждый аллегоризации, но зато изобилующий типологическими толкованиями. Его мысль невозможно изложить систематически. Поэтому мы ограничимся отдельными пунктами его учения, призывая слушателей самим прочитать его проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010