Священномученики епископы Херсонские: Василий († 309), Ефрем († ок. 318), Евгений († 311), Елпидий († 311), Агафадор († 311), Еферий († ок. 311–325), Капитон († после 325) – память 7 марта. Священномученик Григорий, Просветитель Великой Армении († 335, память 30 сентября). Св. равноапостольная Нина, просветительница Иврии († 335, память 14 января). Св. мученик Савва чтец, Готский († 372, память 15 апреля). Св. мученики Готские: пресвитеры Вафусий и Верк, монах Арпила, миряне Авив, Агн, Реас, Игафракс, Иской, Сила, Сигиц, Сонирил, Суимвл, Ферм, Филл, Анна, Алла, Лариса, Моико, Мамика, Уирко, Анимаиса (Анимаида), Гаафа, царица Готская, Дуклида – и прочие, числом около 300, пострадавшие у горы Аю-Даг († 375). V век Святитель Иоанн Златоуст († 407, память 13 ноября) – скончался в ссылке в местечке Комана (Абхазия). VII век Священномученик Мартин, папа Римский († 655, память 14 апреля) – в 653 г. сослан в Херсонес Таврический, где и скончался. Поп. Максим Исповедник († 662, память 21 января) – сослан в Мингрелию, где и скончался; погребен в монастыре святого Арония. VIII век Святитель Стефан, архиепископ Сурожский († ок. 750, память 15 декабря). Святитель Иоанн, епископ Готский († 790, память 19 мая). IX век Святитель Георгий, митрополит Митиленский, исповедник († после 820, память 7 апреля) – в 815 г. был сослан в Херсонес Таврический, где и скончался. Преподобный Иосиф песнописец († 883, память 4 апреля) – в 831–842 гг. был в ссылке в Херсонесе Таврическом. Православные монастыри, основанные не территории будущей Российской Империи (в Крыму) до крещения Руси 629 VIII в. Инкерманский монастырь VIII в. Бахчисарайский мужской монастырь в честь Успения Божией Матери VIII в. Монастырь Шулдан VIII в. Монастырь Чилтера Монастырь Чилтер-Коба VIII в. Монастырь Тепе-Кермен VIII в. Монастырь Барабан-Коя VIII в. Монастырь Табана-Дере VIII в. Монастырь Качи-Кальон VIII в. Монастырь Эски-Кермен Балаклавский Таврический мужской монастырь в честь св. великомученика Георгия Победоносца Хронологический список константинопольских патриархов, византийских императоров и основных событий, имеющих отношение к истории Русской Православной Церкви (1-Х ВВ.) 630

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Написанное святителем Афанасием около 357 года «Житие преподобного Антония» явилось не только образцом для житийного жанра, но и стало учительной книгой для тысяч последователей «отца пустынников». Уже до 388 года «Житие» было переведено на латинский язык Евагрием Антиохийским. Примечания к «Житию» в настоящем издании составлены редактором. Вот как описывает это место А.С. Норов, русский путешественник: «Приближаясь по Нилу к живописной горе Джебелул-Тейр, мы искали вдоль отвесных скал места для приступа – но напрасно. Копты нас увидали и знаками рук показывали на северный мыс горы. После дальнего обхода мы пристали к низменным скалам. Достигнув до высоты горы, я увидал живописные и обширные каменоломни. Через полчаса езды от каменоломен, по безжизненным скалам, достигли мы наконец монастыря. Мы спустились на несколько ступеней в глубину пещеры, иссеченной в скале, где, как сказывают, жил Антоний, и тут теперь устроена подземная церковь , имеющая около 20 аршин квадратного пространства. Какой вид открывается с береговых скал на края страшной пропасти! Нил между двумя лентами яркой зелени лугов и пальмовых рощ изливается по неизмеримому пространству в обе стороны. С запада горизонт исчезал в необъятной пустыне Ливийских песков, а с востока от самого монастыря хребты безжизненных гор с песочными насыпями тянутся к берегам Чермного моря. Кругом монастыря мертвенность неизобразимая – здесь нет ни одного растения, ни одного источника: монахи достают воду дальним обходом с Нила или спускаясь с большой опасностью с отвесных скал» ( Норов А.С. Путешествие по Египту и Нубии. СПб., 1853. Ч. II. С. 344–349). Иоанн Златоуст о египетских подвижниках Публикуется по: Иоанн Златоуст . Толкование на святого Матфея евангелиста//Творения. СПб., 1901. Т. 7. Кн. 1. С. 87–89; Кн. 2. С. 695, 696, 705–709 (извлечения). (Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347–407), патриарх Константинопольский, – вселенский учитель, великий проповедник и духовный писатель. Как ревностный обличитель нечестия, воздвиг против себя немилость правителей и некоторых иерархов и был сослан. Скончался от болезней в Абхазии, в Комани, 14 сентября 407 года. Память его 27 января/9 февраля, 30 января/12 февраля, 14/27 сентября, 13/26 ноября.)

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

158 Шамхорская крепость находилась у юго-восточной границы Грузии и принадлежала Ширван-шахам – вассалам Грузии. После Шамхорской битвы (ок. 1195 г.) между войсками Грузии и атабека Абу Бекра крепость была окончательно присоединена к Грузии. 159 Тит Флавий Веспасиан (41–81) – римский император (79 г.), старший сын императора Веспасиана. Руководил римскими войсками, расположенными в Иудее. В праздник ветхозаветной Пасхи 70 г. Тит двинул свои войска прямо к Иерусалиму. Храм был превращен в груду камней и пепла. С разрушением Иерусалима окончательно пало Иудейское государство. 160 Георгий IV Лаша («Сияющий») – грузинский царь (1213–1222) из рода Багратиони, сын святой царицы Тамары. Удачно воевал с турками и предпринял ряд походов в Адарбаган (территория нынешнего Азербайджана); погиб от раны, полученной в бою с передовыми отрядами Чингисхана. 161 Память Святого Иосифа, епископа Алавердского († 570), одного из 13 сирийских отцов – основателей грузинского монашества, – 7 (20) мая, 15 (28) сентября. 163 Святитель Иоанн Златоуст (t 407) – Константинопольский Патриарх, вселенский учитель, автор толкований на многие книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множества бесед на отдельные библейские тексты, а также поучений на праздники, в похвалу святых и слов апологетических (против аномеев, иудействующих и язычников). Память 27 января (9 февраля), 30 января (12 февраля), 14 (27) сентября и 13 (26) ноября, суббота сырная. 165 Преподобный Антоний Великий , Египетский (t 356) -один из основателей пустынно-жительства в Египте. По преданию, египетское монашество ведет свое начало от апостола Марка; в ветхозаветное время, согласно Иосифу Флавию и Филону, в египетской пустыне на востоке от Александрии существовали общины аскетов-ферапевтов. Память 17 (30) января, суббота сырная. 166 Праздник Ллавердоба включает в себя три праздника: святой великомученицы царицы Кетеван (13 (26) сентября), Воздвижение Животворящего Креста (14 (27) сентября) и святого епископа Иосифа Алавердского (15 (28) сентября), создателя известного мужского монастыря Алаверди (Восточная Грузия). Этот праздник отмечают не только христиане Восточной Грузии, но и мусульмане Северного Кавказа. Согласно местной традиции, неотъемлемой частью Алавердоба является проведение конных скачек и других состязаний. Праздник длится до трех недель.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

59 Селище – Богородицкий монастырь, стоявший на месте нынешнего села Богородицкое к юго-востоку от Смоленска. 60 «Еще читал святого Златоуста книги, и Ефрема Сирина ...» – святой Иоанн Златоуст (344 или 354–407) – один из самых известных и популярных отцов Восточной Церкви. Родом из образованной греческой семьи из Антиохии. В 397 г. был избран епископом Константинопольским. Обличал роскошь и распущенность императорского двора, чем восстановил против себя императрицу Евдоксию. В 403 г. был осужден и выслан из Константинополя. Неожиданное землетрясение возбудило народ, и он потребовал вернуть святителя Иоанна. Но в 404 г. он был вновь арестован и выслан на Кавказ. Не доехав до места ссылки, ныне город Пицунда, он скончался в местечке Команы 14 сентября 407 г. Оставил после себя множество произведений: проповеди, толкования, письма. В Древней Руси его произведения были необычайно популярны. Преподобный Ефрем Сирин (306–373) – родом из малазийского города Нисивина, который в 363 г. отошел к Персии. Преподобный Ефрем переселился в город Эдессу. По-видимому, именно здесь он основал библейскую школу и преподавал в ней. Создал толкования почти на все библейские книги, сохранились его проповеди, толкования на Новый Завет . Проповеди, написанные на сирийском языке, напоминают скорее гимны. Почти все его творения, имея поэтическую форму, были весьма популярны на Руси. 61 «...князя смоленского Мстислава» – Мстислав (Борис) Романович – смоленский князь с 1197 по 1214. Убит в сражении на Калке (1223). 62 «...повторяя слова первомученика» – речь идет о первомученике архидиаконе Стефане, убитом разъяренной толпой иудеев вскоре после смерти Иисуса Христа. 63 Смоленский епископ Лазарь наследовал епископскую кафедру после смерти епископа Игнатия в 1205 г. Умер до 1226 г. 64 «Потом епископ Игнатий выстроил храм во имя Пресвятой Богородицы и монастырь...» – сначала храм в память Положения ризы и пояса Богородицы во Влахерне. Позднее был построен монастырь, названный в память первого игумена – Авраамиевым (начало XIII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Челобитная Евсевия Валентинопольского на имя Златоустого, в которой шесть азийских епископов обвинялись в симонии, а Антонин Ефесский в целом ряде преступлений. Комиссия, посланная Златоустым в Азию в город Ипеп, для расследования данных челобитной Евсевия. Смерть Антонина. Борьба в Ефессе из-за епископской кафедры. Златоустый в Ефессе. Диакон Ираклий, прибывший с Златоустым, епископ Ефесский. Низложение шести Азийских епископов, обвиняемых в симонии. Златоустый в Византии. Низложение Геронтия Никомидийского. Философ Пансофий. Деятельность Златоустого в Финикии, Сирии, борьба с маркианистством. Опираясь на Императора, Златоустый простёр свою власть на Египет. Долгие братья. Разрушение Феофилом Александрийским Нитрийских монастырей под Дубом. Вмешательство Иоанна Златоустог о. Собор и осуждение Златоустого. Собор π δρν и осуждение Златоустого. Возвращение его в Константинополь и ссылка в Кукуз, а оттуда в Патиунт. Несчастный страдалец не вынес трудности пути 522 и 14 Сентября 407 года мирно почил близ города Коман с словами на устах: «δοξα τ θε πντων». Святой Иоанн Златоустый был совестью Церкви своего времени и в лице его врагов, против него, как против голоса его совести, восстали все страсти. Он восторжествовали. Насилие заставило смолкнуть его негодующее слово. Но совесть нельзя заглушить надолго. В 407-м году Златоустый скончался в изгнании, его имя было внесено в диптихи Аттиком, патриархом Константинопольским, и в 419-м году Кириллом Александрийским . В 428-м году память его в первый раз почтена была празднованием при дворе, а десять лет спустя мощи его были перенесены в Константинополь и погребены в храм святых Апостолов. Сын Имератрицы Евдоксии, Феодосий II склонился перед ними, прося святителя о прощении своих родителей. Письма Иоанна Златоустого 523 В своём изгнании Златоустый – мученик и страдалец – находил величайшее для себя утешение в отправлении писем друзьям и в получении писем от них. «Как ни много волн, – говорит он, – окружает нас всюду: и пустынность места и осадное положение, и нашествие неаврийцев, и ежедневно грозящая смерть (мы постоянно живём рука об руку со смертью, заключившись в этой крепости как в тюрьме, и страдая тяжким телесным недугом); при всём том, несмотря на всё злополучие, мы почерпаем не малое утешение среди этих бедствий в вашей любви. Не забывайте же нас никогда, какое расстояние не разделяло нас, и не поставьте за труд писать нам постоянно, как только дозволит возможность, радуя нас известиями о своём здоровье» 524 . Чуть ли не в каждом письме он просит своих друзей писать ему 525 , а если возможно то и посетить его лично 526 . Иногда, впрочем, он откланяет желание прибыть к нему, указывая на возможные опасности. Жалуется, что не находит людей, которые могли бы оказать ему услугу в передаче писем 527 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

118 Епископ (впоследствии архиепископ) Феодор (в схиме – Даниил, в миру Александр Поздеевский) родился 21 марта 1876 года в Костромской губернии. В 1896 году окончил Костромскую духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию. На последнем курсе академии (в 1900 году) принял монашество и рукоположение в священный сан. Окончил академию со степенью кандидата богословия, оставлен профессорским стипендиатом. С 1901 года – преподаватель, с 1902–го – инспектор Калужской духовной семинарии. Удостоен степени магистра богословия (1903). В 1906–1909 годах – ректор Московской духовной семинарии (в сане архимандрита). В 1909–1917 годах – ректор Московской духовной академии. 14 сентября 1906 года хиротонисан во епископа Волоколамского. После февраля 1917 года удален с поста ректора. 1 мая 1917 назначен настоятелем Данилова монастыря в Москве. В 1918 году читал курс аскетики в Высшей богословской школе, открытой при Даниловом монастыре. В июне того же года назначен на Пермскую кафедру. В 1922–м арестован и сослан. В августе 1923 года возведен в сан архиепископа, в октябре назначен управляющим Петроградской епархией. Назначения не принял. В 1924 году арестован. С 1925 по 1937 год находился в ссылках. Расстрелян 23 октября 1937 года в Ивановской тюрьме. 119 Троицкий Стефанов Махрищский монастырь находится в 15 верстах от города Александрова и в 35 верстах от города Сергиева Посада. Основан во второй половине XIV столетия преподобным Стефаном Махрищским († 1406; память 14/27 июля) . 120 14/27 сентября вспоминается успение иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустого, скончавшегося в этот день в 407 году на пути из местечка Кукуз в Малой Азии, где он был в ссылке, в более отдаленное место – Питиус (соврем. Пицунда), находившееся на территории современной Абхазии. Память Иоанна Златоустог о также совершается 27 января/9 февраля, 13/26 ноября. 124 Иеромонах Феодор (в миру Иван Игнатьевич Ушаков, † 1791; память – 19 февраля/4 марта, 21 апреля/4 мая) – возобновитель Санаксарской пустыни, замечательный подвижник благочестия XVIII столетия (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

III. Седъмица апостолов, d h a-šlî’ Первый день, т. е. «первое воскресенье седьмицы апостолов есть праздник пятидесятницы» 401 . – «Среда первая: воспоминание о первой литургии, dûk h rnâ d h -qûrbnâ qadmyâ. Совершил ее мар-Я’ков, брат Господень; и первая причастилась Госпожа Мария, mrt y Maryam, и затем апостолы». – Первая пятница называется «пятница золота d h -d h ahb h â», потому что в апостоле в этот день читаются слова: сребра и злата несть оу мене: «потому что в этот день был исцелен хромой при вратах храма» 402 . – Следовательно, второе воскресенье апостолов есть κυριακ τν γων πντων у нас, dominica Trinitatis у латинян – «Седьмая пятница» этой седьмицы называется «пятница завершения, d h -šûl l m, седьмицы апостолов, и память семидесяти двух учеников» 403 . IV. Седьмица лета, d h -qayâ Первый день её – «воскресенье завершения седьмицы апостолов, то есть первое [воскресенье] лета, именуемое навсардил ; и память двунадесяте апостол» 404 . Санскритское «navaçarad», арм. ναυασα δ, буквально, значит «новогод», следовательно, «навсардил» есть «новогодний день» 405 . Это воскресенье есть то самое, которое у армян называется «вардавар», w α δαw αρ 406 , в наших богослужебных книгах называется «неделя седмая на пятдесятнице», у латинян «dominica Omnes gentes». Седьмица лета имела и другое название: «седьмица халлеляйн " 407 . Смысл этого названия мне неизвестен. V. Седьмица пророка Илии, d h -liyâ Первое воскресенье этой седьмицы соответствует «неделе 14-й по пятдесятнице» наших богослужебных книг, «dominica Protector noster» латинян. Эта седьмица имеет довольно странную особенность: «воскресенье 4-е Илии» называется также «воскресеньем первым креста», d h a-çlîb h â, 408 или «по обретении [креста]». d h -b h t h ar šk h tâ 409 , и этот счет продолжается до конца седьмицы; так что «седьмое воскресенье Илии» есть «4-е воскресенье креста», «седьмая пятница» есть «четвертая пятница обретения и завершения седьмицы Илииной; и в сей день совершаем память святого Илии, l-mr y 1иуâ, пророка фесвитянина» 410 . Между тем, праздник креста сиро-персидская церковь всегда и неизменно совершает 13 сентября 411 ; следовательно, бывает нередко так, что первое воскресенье «по обретении» приходится до 13 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

 Память священномученика Лукиана празднуется 15-го сентября; память Василиска 22-го мая.  Ради праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня, Церковь совершает память святого Иоанна Златоустого не в 14 день сентября, когда святитель преставился, но в 13 день ноября. Сверх того память его совершается еще 27 января, в день перенесения мощей святого, и 30 января, когда чествуется он вместе со святителями: Василием Великим и Григорием Богословом.  Златоуст умер 60-ти лет от роду, в 407 году. Архиепископом был шесть с половиною лет, в заточении три года и три месяца.  Гонорий, брат Аркадия и сын Феодосия Великого, царствовал в Риме с 395 года по 423 г.  Это тот самый Прокл, который был раньше келейником святого Иоанна; впоследствии он сделался патриархом Константинопольскими. Кизик — город в северо-западной части Малой Азии, на южном берегу Мраморного моря.  Перенесены были 27 января 438 г., при императоре Феодосии II Младшем и при Константинопольском патриархе Прокле. Перенесение было совершено с великим торжеством. Император выехал навстречу в Халкидон и, повергшись на землю, молил святителя простить родителей его, Аркадия и Евдоксию; весь залив Константинопольский покрылся освещенными ладьями, и народ с благоговейною радостью встретил останки великого пастыря. Перенесение мощей празднуется 27 января. скрыть способы оплаты Комментарии Наталия 9 февраля 2021, 10:46 Святой Иоанн Златоуст моли Бога о нас! Андрей 26 ноября 2019, 17:37 Днесь празднуем память Святого Иоанна Слава Богу за всё тамара 9 февраля 2018, 23:37 Святителе Иоанне,моли Бога о нас грешных.Сколько интересного можно было узнать из этого повествования.Какая вера сильная и верная,какое упование на Бога!!!Дай,Господи,и нам такую веру в Божию веру. Milana Valevska 29 ноября 2016, 21:48 Слава Богу за все ! Слава Тебе Господи, Слава Тебе! lvan lqnatev 26 ноября 2016, 22:49 Вы молодчина Ирина, но как вот донести вот этим (нынешним " царькам " и их..........)прочесть ихний финал жизни? Меня, простого человека удивляет в них то,что они дальше своих денег не видят ни чего другого,что могло бы облегчить ихние судьбы и здесь,и там. Так ли умны, творя беззакония, лощенные лица,законы писанные не для них,забывшие тех,кто заработал для них КАПИТАЛ и прочие дела стремительно несущие в пропасть забвения,неужели только Божий Суд? Ну,а как же история, не ужели и историю ни кто не учит,не ужели и там боятся увидеть БОГА и ЕГО

http://pravoslavie.ru/66135.html

III. Имея такие великие побуждения к милосердию, не обленимся, братия, благотворить бедным по мере наших сил. (Прот. Г. Дьяченко). Тринадцатый день Свт. Иоанн Златоуст (Об усердии к исполнению обязанностей христианина и гражданина) I. Cbяmumeль Иоанн Златоуст, память коего совершается ныне, родился в Антиохии сирийской, в 347 г. по Р. Х. Отец его, Секунд, был полководец. Мать его Анфуса, оставшись 22-х лет вдовой, посвятила свои заботы и все богатство на воспитание сына, под руководством лучших учителей. В 369 году Иоанн крестился и сделался чтецом антиохийской Церкви. По смерти матери он удалился в пустыню; но, когда суровая жизнь в пустыне расстроила его здоровье, он возвратился в Антиохию. Здесь, в сане диакона, а потом – пресвитера, Иоанн служил на пользу Церкви: заботился о бедных, обличал пороки антиохийцев, успокаивал народные волнения и спас антиохийский народ от наказания, которое угрожало ему от царя Феодосия Великого за низвержение царских статуй. В 397 г. император Аркадий возвел Иоанна в архиепископа Константинополя. Здесь святитель показал еще большую ревность христианского пастыря. Своими обличениями он нажил многих врагов, сильнейшими из которых были: императрица Евдокия, вельможа Евтропий и архиепископ александрийский Феофил. Враги Златоуста, составив собор из враждовавших на него епископов, осудили его и с согласия императора удалили из столицы. Хотя бедствия в империи, пожар в столице, как наказание Божие за угнетение великого святителя, заставили императора возвратить Иоанна, но за новые обличения его подвергли окончательному изгнанию. Он был сослан в отдаленный город Армении, но так как и здесь он считался опасным для врагов Церкви, то решили было отослать его еще дальше, в город Питиунт, близ нынешнего города Поти, на южном берегу Черного моря. Но холод и трудности путешествия истощили последние силы страдальца. Иоанн не доехал до Питиунта и скончался в Комане понтийской, 14-го сентября 407 года по Р. Хр. В 438 г. мощи его перенесены в Константинополь. Ради праздника Воздвижение креста Господня Церковь совершает память его не 14 сентября, когда святитель преставился, а в 13 день ноября.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Златоуст низложен за то, что, быв призываем в это сонмище, состоявшее по большей части из личных врагов его, не явился к ответу. Доносчиком или челобитчиком на него был один отлученный диакон, который подал собору 29 пунктов, содержащих обвинения, т. е. клеветы на святого 3 . Низложенный св. Златоуст послан в заточение; но скоро вопль народа, который неотступно требовал у правительства своего истинного пастыря, заставил возвратить его. Вслед затем другой собор в числе 60 епископов, собравшийся в Константинополе, оправдал святого от клевет, взнесенных на него диаконом Иоанном. Но едва протекло два года, ненависть Евдоксии к святому Златоусту снова усилилась до того, что он опять посылается в ссылку в Кукус (404 г.), самое суровое место в Киликии, где, проведя три многоболезненных года, отошел ко Господу 407 года сентября 14, быв около 53 лет. Все православные церкви извержение великого отца православия осудили, как самое беззаконное. Иннокентий, папа римский, о святости Златоуста писал к константинопольскому клиру и народу; писал также и Феофилу александрийскому, который, однако же, по конец жизни своей остался непреклонным и даже изгладил имя его из священных диптихов. Уже при святейшем патриархе Прокле святые мощи его перенесены в Константинополь и положены в храме св. апостол, еще при жизни императора Аркадия. Память сего перенесения Церковь совершает января 27; память успения перенесла на 13 ноября по той причине, что 14 сентября празднуется Воздвижение Честного Креста; в третий раз празднеством почитается св. Златоуст как один из трех иерархов и вселенских учителей Церкви 30 января 4 . 404 г. 33) Арсакий. Он принял престол после св. Златоуста, быв до того времени пресвитером, – старец почтенный и по летам и по добродетели. Но болезненный Арсакий испытал то, что обыкновенно испытывают непосредственные преемники мужей великих и вышеестественных. Будучи сравниваем с несравненным в добродетелях Златоустом, он казался малым и не мог внушить того уважения к себе, которое имел бы при других обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010