умертвив себя миру, она живет во Христе и находится с Ним постоянно, ее же святых молитв да будем и мы причастны. И это пусть будет сказано о святой деве Салафте. 103. Блаженнейший же епископ Порфирий, уставив церковное правило и весь чин, прожив еще немного лет по освящении святой церкви, впал в недуг; написав благочестивое завещание, завещал многим и препоручив всех из христолюбивого народа Богу, почил в мире со святыми, месяца Дистра во второй день, в год, по Газскому счету, четыреставосьмидесятый 87; он епископствовал лет 24, месяцев 11 и дней 8, совершив добрый подвиг против идолопоклонников до дня своего успения. И ныне он находится в рае наслаждений, молясь о нас со всеми святыми, молитвами которых да помилует вас Отец и Бог с Сыном и Святым Духом, Ему слава и держава во веки веков, аминь. Комментарии   1. Ныне Газзе.   2. Ныне Салоники.   3. Так называлась базилика, выстроенная императором Константином Великим близ Гроба Господня.   4. Ныне " Аскалан.   5. Подобно Газе, Аскалон лежал не на самом море, а потому имел особую гавань, называвшуюся Маюма. 6. Допущена неточность: следует предполагать в имени, ибо Праилий был сделан епископом Иерусалимским в 418 г. Впрочем, возможно, что и в 393 г., к которому относится настоящий рассказ, он был епископом, но во всяком случае не Иерусалимским. 7. В звании так называемого крестохранителя (ставрофилак).   8. † 394.   9. Участвовал на Антиохийском соборе 363 г. † около 392 г. Память его в римском Мартирологе 16 Декабря. 10. Митрополией Газы в Первой Палестине была Кесария Палестинская, ныне ел-Кесария.   11. † около 404 г.   12. Иначе Лидда; ныне ел-Лудд.   13. Жилище епископа.   14. Марна, верховное божество, которому поклонялись жители Газы, отожествляемое ниже с Зевесом.   15. Диос в Сирии соответствовал Ноябрю.   16. Епиллеос, иначе Апеллеас соответствовал Декабрю. 17. Асклипа, современник императора Констанция, изгнанный за Православие, восстановлен на Сардикийском соборе 347 г. 18. Так звалась церковь, выстроенная над мощами святых. 19. Св. муч. Тимофей диакон сожжен в Мавритании. Память 19 Декабря. В римском Мартирологе к нему присоединены Св. Меурис и Фея, пострадавшие в Газе. 20. 6 Января. 21. Христианским церквам нередко принадлежали поземельные участки, отдававшиеся ими в аренду и доходы с которых (канон) шли на содержание храмов и духовенства. 22. Числ. 25, 7 сл. 23. Димекдиконт, или екдик городской; так назывался особый чиновник в провинциальных городах, защищавший их жителей от притеснений управителей и ведавший судебные дела. 24. Их обязанность состояла в заарестовании бунтовщиков и вообще нарушителей спокойствия и передаче их властям. 25. Протевонты или куриалы, члены муниципального сената. 26. Св. Иоанн Златоустый † 407. Память 30 Января, 14 Сентября и 13 Ноября.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Продолжалось лето 1934 года. Начало занятий в институте задерживалось: студентов послали на сбор хлопка. У меня появилось много свободного времени. Неожиданно отец Гурий сказал мне: “На днях я постригу тебя в монахи”. Второго сентября (по старому стилю – 20 августа, в день памяти святого пророка Самуила) я принял от отца Гурия монашеский постриг (в мантию). Новое имя выбрал для меня отец Гурий – Иоанн, в честь Святителя Иоанна Златоуста . Это блистательнейший святой с огромным духовным наследием, очень оптимистичный в своем богословии. Пожалуй, наиболее оптимистичное его слово, проповедующее спасение и победу жизни над смертью через воскресшего Христа, читается в Пасхальную ночь на Христовой Заутрени. Златоуст был любимым автором читающей (и слушающей чтение) публики на Древней Руси. Я очень доволен своим именем. А день моих именин отец Гурий предложил мне самому выбрать. Церковь отмечает память Иоанна Златоуста , Константинопольского Патриарха и Вселенского учителя, четыре раза в год. Это 14 (27) сентября – день смерти святого (407 год). Но в этот день – великий праздник Воздвижения Креста Господня, поэтому особой службы святому нет. Его память переносится на 13 (26) ноября, и тогда ему справляется очень красивая служба. Именно этот день я и выбрал для своих именин, и он очень торжественно справляется до сих пор. Можно было выбрать еще 27 января (9 февраля), когда празднуется возвращение святых мощей Иоанна Златоуста из Коман (близ Сухуми) в Константинополь; но служба в этот день менее торжественна. Можно было, наконец, выбрать день “Трех Святителей”, 30 января (12 февраля), посвященный памяти Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. Но служба на этот день более риторична, чем содержательна. Отец Гурий согласился с тем, что мой выбор оказался самым лучшим. Потом я узнал, что было и другое имя, которое предполагал дать мне отец Гурий, – Димитрий, в честь святого Димитрия, митрополита Ростовского. Время шло, мы жили удивительной жизнью: с одной стороны, глубоко церковной, с другой – активно-гражданской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

. византийский Kohcmahmuh IV Погонат царствовал с 668 по 695 г. . юго-западная часть Малоазийского полуострова. Галикарнасс — один из важнейших городов Карии. . расположена на реке Оронте и была прежде главным городом Сирии. . страны расположены по Северо-Восточному берегу Средиземного моря; они прорезываются вдоль морского берега горными цепями Ливана на юге и Амана (Альма-Даг) — на севере. . или Великая Каппадокия — весьма обширная область в средине восточной части Малой Азии, к западу от верховьев реки Евфрата; некогда Каппадокия была одним из значительных государств Азии, но затем потеряла свою самостоятельность и вошла в состав Римской империи, как ее провинция (в 17 или 18 году по Р. X). — Назианз — маленький городок в юго-западной части Каппадокии; ныне на месте Назианза — лишь развалины в бесплодной местности, наполненной каменоломнями. . Григорий Двоеслов; память его — 12 марта. . члены высшего государственного учреждения в Римской империи. . от города Кира, в Сирийской провинции Кирестика. . нынешний Бейрут — древний город Финикии на берегу Средиземного моря; в V веке процветал и славился своей высокой школой риторики, поэтики и права; ныне — главный административный город Азиатско-Турецкой Сирии и важнейший торговый пункт Сирийского побережья. . или древним он называется по сравнению с преподобным Симеоном Столпником, после него подвизавшимся также в Сирии. . святых мучеников Анании, Петра и с ними семи воинов происходили в Финикии. Кончина их последовала в начали IV века. . его празднуется 11 ноября. . Иоанн Златоустый скончался в 407 году, около 60 лет от роду. Архиепископом Константинопольским он был шесть с половиною лет, в заточении провел три года и три месяца. Ради праздника Воздвижения Креста Господня, Церковь совершает память святого Иоанна Златоустого не в 14-й день сентября, когда святитель преставился, но в 13-й день ноября. Кроме сего, память Златоустого чествуется еще 30-го января вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом (См. о сем под 30-м числом сего месяца).

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Правило гласит, что если какой епископ, будучи осужден собором и низложен, снова займет кафедру, по распоряжению светской власти, то окончательно лишается права на восстановление в сане. было незаконно не только потому, что канон, составленный еретиками, был необязателен для Златоуста, но и потому, что, по возвращении Иоанна из ссылки, с него было снято осуждение Халкидонского собора большим собором, состоявшим из 65 епископов. язычником. Кукуз находилась в Малой Армении (к востоку от Малой Азии), в одной из глухих долин дикого Тавра, где находилось разбойничье племя Исаврийцев, совершавших набеги на окружавшия селения. юго-восточной части Малой Азии. Пифиунт лежал на южном берегу Черного или Понтийского моря, в северо-восточной части Малой Азии, в нынешней Абхазии. город в провинции Понте, на северо-востоке Малой Азии, теперь Гуменек. ( < < back 1) ( < < back 2) разумеется Максимиан Галерий, зять Диоклитиана и его соправитель на Востоке; впоследствии, по смерти Диоклитиана, он сделался восточным императором (305–311). К последним годам его жизни и относится время смерти Лукиана и Василиска. ( < < back 1) ( < < back 2) священномученика Лукиана празднуется 15-го сентября; память Василиска 22-го мая. ( < < back 1) ( < < back 2) праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня, Церковь совершает память святого Иоанна Златоустого не в 14 день сентября, когда святитель преставился, но в 13 день ноября. Сверх того память его совершается еще 27 января, в день перенесения мощей святого, и 30 января, когда чествуется он вместе со святителями: Василием Великим и Григорием Богословом. ( < < back 1) ( < < back 2) умер 60-ти лет от роду, в 407 году. Архиепископом был шесть с половиною лет, в заточении три года и три месяца. ( < < back 1) ( < < back 2) брат Аркадия и сын Феодосия Великого, царствовал в Риме с 395 года по 423 г. ( < < back 1) ( < < back 2) тот самый Прокл, который был раньше келейником святого Иоанна; впоследствии он сделался патриархом Константинопольскими. Кизик — город в северо-западной части Малой Азии, на южном берегу Мраморного моря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Сначала идут ссылки на святых отцов Церкви и вдруг резкий «левый уклон»: сплошные Маркс – Энгельс – Ленин – Кастро... Но это ещё не предел. Как-то из ОВЦС поступила «разнарядка»: выделить «единицу» для поездки за границу на очередную миротворческую тусовку. По тем временам это была большая привилегия, и митрополит Антоний «кинул кость» своему келейнику. А доклад для зачтения заставил написать доцента-архимандрита Ианнуария (Ивлиева) , блестящего специалиста в области исследования Нового Завета. И человек из архиерейской хозобслуги проартикулировал чужой текст от своего имени. Вот это уже было дно... Когда начались разговоры о том, чтобы меня привлечь к написанию антониевских «речёвок» на постоянной основе, я с испугом отказался. – Не могу нарушить указ! – Какой ещё указ? Повеление Петра I: «Вельможам в Ассамблее говорить не по писаному, дабы дурь каждого ясно видна была». Ведь этого указа никто ещё не отменял! 476  Адрианов И., свящ. Митрополит Никодим: жизнь и деятельность//В память вечную. Материалы Минского научно-богословского семинара. Минск, 2006. С. 14. 480  «Время собирать камни». Интервью с митрополитом Германом//Новый часовой (СПб.). 2002. С. 407–408. 484  Белевцев И., свящ. Профессор А.И. Макаровский. Некролог//Журнал Московской Патриархии. 1958. С. 28–29. 486  Степанов (Русак) В., протодиакон. Свидетельство обвинения. М., 1980. Т. 2. С. 155–156. (Книга напечатана в типографии монастыря Джорданвилль (США) в 1987 г.) 492  Сироткин В. «Верните наше сало за 700 лет!»//Литературная газета. 2003. 8–14 октября. С. 4. 495  Эдельштейн Г., свящ. Чекисты...в рясах//Аргументы и факты. 1991. (569). Сентябрь. С. 7. 501  Бычкова О. КПСС в правовом государстве немыслима//Московские новости. 1992. 9 августа. С. 21. 512  Прекрасен лик страданьями очищенной души. Протоиерей Владимир Каменский – весть через года/Авторы-сост. Л.И. Ильюнина, М.Б. Данилушкина. СПб., 2007. С. 48. 537  Загальский Л. Заметки на полях истории болезни отечественной психиатрии//Литературная газета. 1989. 28 июня. 541  Борис Ельцин – встреча со слушателями высшей комсомольской школы 20. И. 1988//Русская мысль. 1989. 6 января. 542  Попов А. Остаюсь собачкой, лающей на красноармейцев//Литературная газета. 2000. 4–10 октября. С. 7. 549  Горлова Н. Не в последний раз горит Коринф!//Литературная Газета. 2004. 30 июня –6 июля. С. 7. 564  Вступительное слово митрополита Минского и Слуцкого Филарета//В память вечную... Материалы Минского научно-богословского семинара. Минск, 2006. С. 10–11. Читать далее Источник: Церковь плененная : митрополит Никодим (1929-1978) и его эпоха (в воспоминаниях современников)/архим. Августин (Никитин). - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. - 674, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Здесь, сознавая свой смертный час, св. Златоуст стал приготовляться к исходу; сняв с себя пропитанную грязью и потом одежду, надел он чистое белье; раздал все имевшееся при нем окружавшим его; приобщился Тайн святых и, произнеся свое обычное воззвание: слава Богу за все! – спокойно предал свою душу Богу – 14-го сентября, 407 г. «При вести о кончине его, – говорит Палладий, – собралось со всех сторон такое множество благочестивых лиц всякого звания и возраста, что казалось, собраны были каким-то чудом все правоверные из Киликии, Понта, Армении и других областей ради того, чтобы присутствовать при погребении св. Златоуста... Между прочим, были пришедшие и из Антиохии и из Константинополя. Останки св. Иоанна погребены были со всевозможною торжественностию и положены близ мощей св. мученика Василиска. Вся Церковь оплакивала его, лишившись в нем одного из величайших святителей, одного из ревностнейших защитников и распространителей святой веры. Не переставали только злобствовать на святителя враги его и преследовали его клеветою и по смерти. Но над многими из них совершился грозный суд Божий еще при жизни их, и постепенно, особенно когда умерли Евдоксия, Аркадий и патриарх Феофил, водворился мир в Церкви. По прошествии же тридцати лет всенародно и торжественно восстановлена была память о святителе... и возвратился он в Константинополь с таким величием и торжественностию, которые превзошли унижение изгнания его. В 438 г., когда св. Прокл, архиепископ Константинопольский, в день памяти св. Златоуста, в похвальном слове своем ему произнес: «о, Иоанн! жизнь твоя была многотрудна, но смерть – славна, гроб твой блажен и воздаяние обильно по благодати и милосердию Господа нашего Иисуса Христа. О, благодать, препобеждающая пределы, место и время! Место препобедила любовь, предел уничтожила незабвенная память, и местом не ограничились чудеса святителя. Он лежит в Понте, а похваляется во всем мире!» то народ прервал восклицаниями говорившего и просил перенести мощи драгоценного своего святителя Иоанна в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Церковная память 9/22 мая. 88 «Ложь – непременный спутник и условие жизни». Ницше неоднократно высказывался по этому поводу: «Чистый дух есть чистая ложь...» («Антихристианин», 8), «ложь “нравственного миропорядка” проходит через все развитие даже новейшей философии» (Там же, 26), «“свободная воля”, “нравственный миропорядок” есть ложь» (Там же, 38), «Великая ложь о личном бессмертии разрушает всякий разум, всякую естественность в инстинктах» (Там же, 43), и др. 102 Иван Мазепа (ок.1644–1709), украинский казацкий гетман, изменил царю Петру I и перешел на сторону шведского короля Карла XII, после разгрома последнего бежал в Турцию. 103 Григорий Отрепьев (ум.1606), монах Чудова монастыря в Москве; бежал в Литву и стал самозванцем, выступившим в начале XVII в. под именем царевича Димитрия Ивановича; убит во время народного восстания против поляков. 108 См.: Лк.16:15 ; синод, пер.: ...мерзость пред Богом. Статья является дополнением к статье: Экземплярский В.М. Христианское юродство и христианская сила//Христианская мысль. 1916. С.63–86; 2. С.53–67; 3. С.28–43. 116 Достоевский Ф.М. Полное собрание художественных произведений Под ред. Б.Томашевского, К.Халабаева. Т.1–13. Л., 1926–1930. 140 Перифраз разговора Ивана и Алексея Карамазовых из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». 148 Смердяков – персонаж романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы», чье имя стало нарицательным. 153 Ср.: «Вы ещё хотите, чтобы вам заплатили, вы, добродетельные! Хотите получить плату за добродетель, небо за землю, вечность за ваше сегодня?» (Ф.Ницше. «Так говорил Заратустра». Ч.2. Гл. «О добродетельных "/Пер. Ю.М.Антоновского//Ницше Ф. Соч. в 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1990. С.465). 157 Иоанн Златоуст (344–407), св., архиеп.Константинопольский, крупнейший экзегет и проповедник. Церковная память 27 января/9 февраля, 30 января/12 февраля, 14/27 сентября и 13/26 ноября. Один из самых значимых церковных авторов для В.И.Экземплярского . 159 См.: «Если бы математически доказали вам, что истина вне Христа, то вы бы согласились лучше остаться со Христом, нежели с истиной» (Достоевский Ф.М.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Второй – придел в честь Введения Божией Матери во Храм, с запрестольной мозаичной картиной, изображающей означенное священное событие 8 . Третий – придел Хора, называемый так потому, что именно в нем совершаются соборным духовенством ежедневные рядовые богослужения 9 . Внутри находящегося в приделе престола стоит рака, в которой почивают мощи св. Иоанна Златоуста . План собора св. апостола Петра 1 . Главный престол над мощами св. апостола Петра. 2 . Придел Крещения. 3 . Придел папы Пия X, бывший придел Введения. 4 . Придел Хора с мощами св. Иоанна Златоуста . 5 . Придел Климента с мощами св. папы Григория Двоеслова . 6 . Ход в соборную ризницу. 7 . Придел распятия св. Петра с мощами свв. Симона и Иуды. 8 . Придел св. Иосифа. 9 . Придел св. апостола Фомы. 10 . Придел Божией Матери «на столпе». 11 . Придел св. Льва Великого . 12 . Придел Кафедры св. Петра. 13 . Придел преп. Петрониллы с ее мощами. 14 . Придел Михаила Архангела. 15 . Придел св. Еразма. 16 . Придел свв. Прокесса и Мартиниана с их мощами. 17 . Придел св. Вячеслава. 18 . Придел папы Григория с иконой Божией Матери «Скоропомощницы» и мощами св. Григория Богослова . 19 . Придел Святых Таин. 20 . Придел св. Севастиана. 21 . Придел Распятия Господня. 22 . Придел Пьеты. 23 . Придел свв. апостолов Петра и Иоанна. 24 . Придел свв. апостолов Петра и Павла. 25 . Придел свв. апостолов Петра и Андрея. 26 . Придел Преображения. 27 . Придел блаж. Иеронима Стридонского . 28 . Придел св. Василия Великого . 29 . Придел «Кораблика» св. апостола Петра. 30 . Придел воскрешения Тавифы. 31, 32. Спуски в священные гроты под собором. 33 . Атриум, или паперть собора. I. Столб с мозаичным изображением св. Матфея. II. Столб с мозаичным изображением св. Марка. III. Столб с мозаичным изображением св. Луки. IV. Столб с мозаичным изображением св. Иоанна. Св. Иоанн Златоуст был архиепископом Константинопольским, оставил нам чин литургии, молитвы ко Святому Причастию, толкование на Священное Писание и много поучений. За свое сильное, услаждающее душу красноречие, бывшее предметом общего удовольствия и привлекавшее к нему людей всех возрастов, сословий и состояний, не только христиан, но даже еретиков и язычников, он наречен Златоустом. Скончался в заточении в 407 г. и погребен был в городе Команы. откуда в 438 г. мощи его были перенесены в Константинополь. После падения Константинополя (1453) честные мощи св. Иоанна Златоуста были перенесены в Рим, где первоначально находились в церкви св. Климента, папы римского. Память св. Иоанна Златоуста совершается 13 ноября (вместо 14 сентября, дня его преставления), 27 января (день перенесения его мощей из Коман в Константинополь) и 30 января (вместе с памятью свв. Василия Великого и Григория Богослова ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пользуйся благодатию покаяния, приступай с умилением и с дерзновением к Тайнам Христовым, поучайся в храме и дома догматам и таинствам веры; слушай и читай Писания; пой, славословь, благодари Господа, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных ( Еф. 5:19 ), – и вот ты в Царствии Божием, и в тебе Царствие Божие. Так близко Царствие Божие, Царствие Небесное на земле: оно с нами живет, в двери наши стучится, к желающим и кающимся входит и приносит свои чистые, нетленные, животворные блага правды, мира и блаженства духовного. Но если к нам так близко Царство Небесное и так готово всегда нас объять, в нас вселиться, – то мы безответны будем пред Богом, если удалимся сами от Царствия Божия. Братия! покайтеся: приближи бо ся Царствие Небесное. АМИНЬ. 1 Имеется в виду о. Иоанн Кронштадтский . Иоанн Ильич Сергиев, протоиерей (1829–1908). В 1851 г. с отличием окончил семинарский курс, в 1855 – Духовную академию и был рукоположен во диакона и в иерея. Всю свою жизнь о. Иоанн прослужил в Андреевском соборе города Кронштадта, почти каждый день совершая Божественную литургию, последнюю – 9 декабря 1908 г. Свой долг пастыря о. Иоанн видел в духовно-нравственном врачевании погибающих людей. 2 Иоанн Златоуст (347 – 407), архиепископ Константинопольский. Блестящий адвокат, выделявшийся среди современников своим образованием и благочестием. После четырех лет, проведенных в монастыре, и посвящения в пресвитерский сан в 386 г. начинается его проповедническая деятельность. Толпы народа стекались в главный антиохийский храм слушать Иоанна, прозванного Златоустым. В 398 г. возведен на Константинопольскую кафедру. Сам строгий аскет, Иоанн обличал распущенность и праздность высших слоев общества, включая императорский двор. За это был сослан и умер в ссылке в местечке Команы на Черном море. Автор многочисленных духовно-нравственных сочинений и толкований Священного Писания. Память 27 января, 14 сентября, 13 ноября. С. 14. 3 Епископ Иннокентий Херсонский (Салотчин; 1842 – 1919). С 1865 г. учитель Уламинского миссионерского училища; в 1874– 1876 гг. – сотрудник Забайкальской миссии при Кударинском стане. В 1875 г. пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха. Хиротонисан во епископа Приамурского и Благовещенского в 1898 г. (см. о нем в книге владыки Вениамина «Божьи люди. Мои духовные встречи». М., 1997. С. 237 – 254). С. 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

1. Св. Иоанн Златоуст . Патриарх Цареградский. Родился в 354 году в Антиохии; его отцом был воевода Секунд, а мать – Анфуса. Изучая греческую философию, Иоанн возгнушался эллинским язычеством и усвоил веру христианскую как единственную и всецелую истину. Был Иоанн крещен [святым] Мелетием, патриархом Антиохийским, а затем приняли крещение и его родители. По кончине родителей Иоанн постригся в монашество и начал строго подвизаться. Тогда написал он книгу «О священстве», после чего явились ему святые апостолы Иоанн и Петр, предрекая ему великое служение, изобильную благодать, но и немалые страдания. Когда надлежало ему принять сан священника, явился Ангел Божий одновременно и патриарху Флавиану (преемнику [святого] Мелетия), и самому Иоанну. А когда патриарх рукополагал его, все видели белоснежного голубя над главой Иоанна. Достигнув известности и славы за свою мудрость, подвижничество и силу слова, Иоанн, по желанию императора Аркадия, был возведен на [кафедру] патриарха Цареградского. Шесть лет управлял он Церковью в этом высоком сане, отличаясь неподражаемой ревностью [по Богу] и рассудительностью. Отправил он миссионеров к пребывавшим в язычестве кельтам и скифам; обуздал симонию в церквах, низложив многих [приверженных ей] епископов; расширил благотворительную деятельность Церкви; написал особый чин святой Литургии; посрамил еретиков; обличил царицу Евдоксию; своим златым умом и глаголом изъяснил Священное Писание и оставил Церкви многие драгоценные книги собственных бесед. Народ прославлял его, завистники ненавидели, царица дважды отправляла его в ссылку. В изгнании провел он три года и скончался в день Воздвижения Честного Креста Господня, 14 сентября 407 года, в местечке Команы близ Армении. Перед кончиной снова явились ему святые апостолы Иоанн и Петр, а также св[ятой] муч[еник] Василиск (память его 22 мая), в храме которого [святитель Иоанн] принял предсмертное Причастие. «Слава Богу за все!» – были его последние слова, и с этими словами душа златоустого патриарха вознеслась в рай. Глава святителя Иоанна почивает в Успенском соборе в Москве, а тело – в Ватикане.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010